Авторское определение жанра роман анекдот относится к роману
Обновлено: 04.11.2024
Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия
Роман в девяти письмах — Жанр: юмористический рассказ Автор: Фёдор Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1845 г. Публикация: 1847 г … Википедия
Роман — У этого термина существуют и другие значения, см. Роман (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. ноябрь 2007 Пожалуйста, улучшите стат … Википедия
Роман (жанр) — Роман литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Возможные варианты повествования: с рождения героя … Википедия
Роман (литерат.) — Роман литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни. Возможные варианты повествования: с рождения героя … Википедия
Скверный анекдот — Жанр: рассказ Автор: Фёдор Михайлович Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1862 Публикация … Википедия
Следующий анекдот
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Есина Алена Владимировна
Эволюция отечественных и зарубежных критических отзывов о романе В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». 1-я статья Поэтика анекдотического в романе В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Изучение в школе романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Интертекстуальные связи романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Жанровое своеобразие сатирического романа В. Войновича i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие сатирического романа В. Войновича»
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ САТИРИЧЕСКОГО РОМАНА В. ВОЙНОВИЧА
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена жанровому своеобразию сатирического романа в творчестве В. Войновича. Характерной является принципиальная свобода писателя в обращении к жанровым формам: роману-анекдоту (в трилогии о Чонкине), совмещению нескольких антиутопий (в «Москве 2042»), появлению «книги жизни» («Замысел»).
Ключевые слова: Войнович, Чонкин, «Москва 2042», замысел, жанр, сатира.
Так охарактеризована свойственная Войновичу творческая манера — стремление пренебрегать канонами и догмами, — что и обусловило жанровое своеобразие сатирических романов писателя, в частности трилогии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», антиутопии «Москва 2042» и романа «Замысел».
Обращаясь к жанровому своеобразию того или иного произведения, необходимо иметь в виду, что природа жанра получает в литературоведении различные объяснения, и это находит выражение в понимании взаимоотношений формы и содержания, соотнесенности художественного мира произведения с жизненной действительностью, способа выражения авторских идей. Это особенно важно при рассмотрении жанров неканонических, выявление особенностей которых представляет определенную трудность.
Самым общим жанровым определением для рассматриваемых здесь произведений В. Войновича является термин «роман». Принципиальную незавершенность и свободу в развитии и современном состоянии этого жанра подчеркивал М.М. Бахтин, отмечая, что «изучение других жанров аналогично изучению мертвых языков; изучение же романа — изучению живых языков, притом молодых» [2. С. 392—392].
В силу широты термина «роман» он часто сопровождается дополнительной характеристикой: «автобиографический, военный, детективный, документальный. политический, приключенческий, сатирический, сентиментальный. » [4. С. 892].
Наиболее адекватной характеристикой романа Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» является уточнение сатирический. Таковым его делает обличительный пафос, которым проникнуто произведение. Здесь слово «сатира» употреблено в своем наиболее широком значении — как «отрицательное отношение творящего к предмету изображения» [5. С. 935].
Кроме того, роман о солдате Чонкине — это, по определению автора, роман-анекдот. На первый взгляд так соединены жанры не просто далекие друг от друга — чуть ли не противопоставленные. Однако Войнович убеждает в том, что анекдотический случай может лечь в основу романного повествования, обнажающего пороки современной ему жизни.
Войнович в предисловии к третьему роману трилогии так объясняет смысл собственного жанрового определения: «Кстати сказать, я обозначил когда-то жанр сочинения как роман-анекдот. это обозначение было просто уловкой, намеком, что вещь-то несерьезная и нечего к ней особенно придираться» [6. С. 8].
Последуем совету писателя: не будем придираться, но заметим, что при кажущейся несерьезности, лежащей в основании повествования, анекдот преследует чрезвычайно серьезные цели.
Сюжет, вокруг которого выстраивается повествование — солдата забывают на месте его караульной службы — анекдотичен сам по себе: возникает, так сказать, идеальный жанр для сатирического отображения жизни.
Анекдот — фольклорный жанр, в основании его лежит юмор, с которым «мудрость совпадает. настолько, что в юморе и заключена мудрость» [7. С. 266]. Изначально являясь рассказом о частном происшествии из жизни определенного исторического лица, анекдот постепенно обратился к обычному человеку (вспомним здесь слова М.Е. Салтыкова-Щедрина о «почве народной» как «единственно плодотворной» для сатиры) [8. С. 212].
В зависимости от поведения героя в анекдоте могут быть показаны различные черты национального характера: от мудрости и находчивости до лени, ограниченности, пьянства и т.д. Именно это свойство позволяет анекдоту стать не только приемлемой, но и вполне органичной формой для сатирического произведения, ведь анекдот дает возможность в наиболее яркой форме представить жизнь, которая «сама по себе фантастична» (В. Войнович). Типичный герой из народа, пара-
доксальность ситуаций, динамизм развития действия, непредсказуемость и неожиданность разрешения определенных коллизий комического характера — все эти приемы писатель заимствует из анекдота и использует в полной мере при создании сатирического романа.
По сути, задача сатиры аналогична задаче хорошего анекдота: обнажая пороки, она способствует утверждению в жизни нормы, гармонии: «сатира есть образное отрицание современной действительности, необходимо включающее в себя — в той или иной форме, с той или иной степенью конкретности и ясности — и положительный момент утверждения лучшей действительности» [5. С. 938]. С сатирой анекдот главным образом роднит то обстоятельство, что здесь, повторим, восстанавливается представление о нормах жизни, нарушаемых в самой действительности.
Это жанровое определение — анекдот — также связано с тем, что весь роман о Чонкине построен на анекдотических ситуациях: вот Нюра падает «замертво», увидев в небе «большую железную птицу с перекошенным клювом», которая в действительности оказывается обыкновенным самолетом; вот Чонкин угощается самогоном в гостях у Гладышева, а потом узнает, из чего тот самогон был произведен, и бежит на двор.
Таким образом, анекдот выступает здесь и в качестве вспомогательного средства при построении целостного романа. И если в некоторых ситуациях (например, сцена обморока Нюры при виде самолета) анекдотическое происшествие является проявлением комического, то в других случаях анекдот служит сюжетообразу-ющим элементом. Так, например, секретарь райкома Ревкин, разговаривая по телефону с председателем колхоза Голубевым, услышал, что Чонкин захватил все ведомство капитана Миляги вместе с «бандой», хотя председатель на самом деле сказал «с бабой». И вот на поимку Чонкина посылают целый полк!
Теперь обратимся к роману «Москва 2042», которому свойственны особенности антиутопического жанра.
«Антиутопия — жанр социальный. Это — бомба, которая падает только на организованное человечество, на общество, живущее по тем или иным устоявшимся социально-политическим законам, на общество, выработавшее определенный стиль жизни. Антиутопия борется не со случайностями, а с закономерностями» [10. С. 96]. Сатира в целом борется не со случайностями а с закономерностями — не зря жанр антиутопии стал самым популярным для сатирического повествования (вспомним Свифта, Оруэлла, Замятина).
«Фантастический роман В. Войновича, продолжающий и развивающий за-мятинско-оруэлловскую традицию антиутопии, еще больше заостряет постмодернистский дискурс в творчестве В. Войновича; он построен на демонстративном смешении жанров и стилей, принципиально эклектичен — здесь присутствуют элементы детектива и мелодрамы, эротики и гротеска, политической сатиры и научной фантастики, пародии и буффонады» [11. С. 159—160].
Антиутопия «Москва 2042» стереоскопична: мы видим не единственное общественное устройство, которое не принимает автор, а встречаем яркое описание трех систем: МОСКОРЕПа, «империи» Сим Симыча в Торонто и монархической России под властью Сима. Кроме того, в канву романа вплетается и образ Москвы, из которой главный герой уехал. Эта последняя «антиутопия» наиболее близка к реальности, наименее фантастична и дается в форме воспоминаний главного героя или историй комунян, которые они слышали от старших родственников.
В Москве 2042 г. коммунистические идеалы доведены до абсурда. Интересно, как В. Войнович «показывает» нам МОСКОРЕП: сначала через восприятие главного героя писателя Карцева (который, что называется, пребывает в «культурном шоке»), а далее — с помощью пояснений «новых» москвичей, живущих в этом времени и воспринимающих все происходящее как должное. Благодаря этому приему мы знакомимся не только с внешними изменениями, произошедшими в столице, но и с новым типом мышления и мировоззрения людей (что характерно для жанра романа).
В Торонто Карнавалов в соответствии с собственной утопией выстраивает жизнь: он выступает как барин, запрещает пользоваться достижениями техники, вводит телесные наказания, определяет в качестве «формы» национальную русскую одежду и т.д. И даже иностранные слова он заменяет на русские, называя самолет «леталкой», а газеты «читалками». И хоть взгляды Сима противоположны идеологии коммунизма, но, когда он приходит к власти, меняется только форма, суть остается практически неизменной: «Бывшие органы госбезопасности (служба БЕЗО) преобразовываются в Комитет народного спокойствия (КНС), главою которого назначается любезный нам и нашим верноподданным Богобоязненный христианин Леопольд Зильберович» [12. С. 331]. «Всем остальным Нашим любезным подданным предлагается. проявлять бдительность и нетерпимость ко всем проявлениям лживой и мерзопакостной коммунистической идеологии» [12. С. 332]. И если в МОСКОРЕПЕ писали фельетоны о «молодых людях, которые носят длинные брюки и увлекаются буржуазными танцами» [12. С. 118], то теперь Каран-валов публикует указ «об обязательном ношении длинной одежды» [12. С. 332].
И Дзержин, который теперь зовется Дружином, служит новому самодержцу так же, как служил Гениалиссимусу: «им такие специалисты, как я, нужны. И не только им. Любому режиму» [12. С. 334]. Иными словами, самое главное изменение — в длине брюк, а те принципы (жесткой слежки, диктатуры и пр.), которым следовала коммунистическая власть, остаются актуальными и при власти Карнавалова.
В романе показаны также «зачатки» других утопий: идея ученого Эдисона о вечной жизни, утопия юного террориста левых взглядов. Эти персонажи расплачиваются за свои взгляды жизнью, поэтому их утопии развития на страницах романа не получают. Однако с помощью данных героев Войнович показывает, насколько привлекательна для людей мысль о радикальных переменах. Развитие других утопий в антиутопии демонстрирует, насколько эта мысль опасна.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Таким образом, разработка нескольких сюжетных линий перехода утопии в антиутопию в одной книге играет очень важную роль для реализации авторского замысла: в романе «Москва 2042» выносится приговор не какой-то конкретной системе, а любому авторитарному режиму, идущему вразрез с гуманитарными ценностями. Каким бы он ни был, он в любом случае приводит к подавлению человеческой личности, а какая мода будет считаться противостоящей режиму — это уже детали.
Роман «Замысел» — произведение, где все существующие жанровые нормы разрушены: по отношению к ним автор абсолютно свободен. «Книга эта не вписывается ни в какой жанр: она отчасти роман, отчасти мемуары, в общем ни то, ни то. Части книги самостоятельны, самодостаточны и взаимозаменяемы. что касается конца, то он точно не планируется, но последнее написанное автором в этой жизни слово должно стать и последним в книге» [13. С. 7].
В «Замысле» переплетаются главы, повествующие о разных этапах жизни главного героя, максимально совпадающего в автором. Хронология не соблюдается, несколько линий сменяют одна другую. Также они чередуются с разработкой сюжета главной книги В. Войновича — трилогии о Чонкине — и сочинениями некой Элизы Барской. Такое нетривиальное, вполне постмодернистское построение книги приводит к стереоскопическому изображению действительности. «Книга всей жизни» поистине отображает жизнь ее создателя: как цепочку жизненных событий, историй и встреч, так и внутреннюю работу — творчество, которое является важнейшей частью жизни Художника. И именно эта авторская задача — показать свою жизнь во всей ее полноте и разнообразии — определяет жанровую пестроту «Замысла». «Книга эта, если сравнить ее с водным пространством, не река с истоками и устьем, а озеро, в которое можно войти с любой стороны» [13. С. 6].
Обобщая вышесказанное, сформулируем основные жанровые особенности сатирического романа В. Войновича. Главной чертой является принципиальная игра с жанрами, синкретизм, особенности которого обусловлены идеей писателя, его замыслом (в «Чонкине» анекдот вскрывает алогизм устройства общества; в «Москве 2042» совмещение нескольких утопий в рамках одного произведения работает на доказательство идеи автора об обреченности любого из режимов,
во главе которого стоит диктатор — какими бы теориями он ни руководствовался; в «Замысле» переплетение жанровых форм — романа, мемуаров, рассказов, эротики, автобиографии — воплощает идею создания «книги всей жизни».
Характерной для всех романов В. Войновича особенностью является также обращение к фантастике как к жанрообразующему элементу. Фантастика ложится в основу антиутопии о Москве будущего (антиутопия и фантастика неразрывны). В трилогии о Чонкине также используются элементы фантастики. Максимально фантастичны сны главного героя: в первом сне Чонкина Сталин спускается с небес в женском платье, во втором он лежит на подносе на столе во время празднования свадьбы свиней. Однако наряду с фантастичными обстоятельствами везде подчеркиваются типичные детали: усы, трубка в руке, голос с грузинским акцентом. Это переплетение реальных деталей, событий, персонажей с элементами фантастики становится характерной особенности трилогии.
В «Замысле» герой (писатель Войнович) встречается и ведет диалоги с созданными им персонажами и с самим собой в молодости. Здесь фантастика также работает на воплощение замысла: автор видит свою жизнь в протяженности и вместе с тем в совмещении как временных пластов, так и реальности и вымысла. Ведь перед нами — замысел Писателя, Художника, а для него его собственный вымысел может быть реальнее того, что его окружает. А реальная жизнь, в свою очередь, поражает восприимчивого сатирика настолько, что он не может принять ее алогизма и выражает это противоречие на страницах своих романов. «Мне с самого начала говорили: ну, это ты уж слишком, это ты уж загнул. Я даже иногда смягчал, ибо то, что реально происходило, в написанном виде казалось невероятным. Просто наша жизнь фантастична, она сама по себе сатира. Для сатирика — благодатный материал» [14. С. 39].
И Войнович как никто другой умеет этот «материал» увидеть, поразиться ему и выразить на страницах своих произведений так, чтобы и читатель смог прочувствовать до конца «фантастичность» жизни. При этом свобода жанрового воплощения соответствует задачам сатирика и определяет своеобразие его стиля.
[1] «Аргументы и факты» № 27 (1080) от 04.07.2001.
[2] Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
[3] Хализев В.Е. Теория литературы — М.: Высшая школа.
[4] Кожинов В.В. Роман // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.
[5] Бахтин М.М. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.
[6] Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. Книга III. Перемещенное лицо. — М.: Эксмо, 2007.
[7] Терц А. Анекдот в анекдоте // Терц А. (Синявский А.) Путешествие на Черную речку и другие произведения. — М., 1999.
[8] Салтыков-Щедрин М.Е. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии и высказывания.
[9] Пономарёв Е.Р. От Чонкина до Чонкина // Нева. — 2004. — № 3.
[10] Обухов В. Современная российская антиутопия // Литературное обозрение. — 1998.— № 3.
[11] Брусиловская Л., Кондаков В. Войнович В.Н. // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и составитель П.А. Николаев — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
[12] Войнович В. Москва 2042. — М.; СП Вся Москва, 1990.
[13] Войнович В. Замысел. — М., 1995.
[14] Войнович В. Из русской литературы я не уезжал никуда // Русское богатство. Журнал одного автора. Владимир Войнович. — 1994. — № 1 (5).
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алисова Евгения Юрьевна
Статья посвящена жанровому своеобразию сатирического романа в творчестве В. Войновича . Характерной является принципиальная свобода писателя в обращении к жанровым формам: роману-анекдоту (в трилогии о Чонкине ), совмещению нескольких антиутопий (в «Москве 2042»), появлению «книги жизни» (« Замысел »).
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Есина Алена Владимировна
В данной статье рассмотрены особенности нового жанра романа-анекдота. Именно так обозначил свое произведение «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина » В.Войнович . В статье отмечено, что роман является становящимся жанром с открытыми границами. Автор статьи показывает, как в произведении В.Войновича переплетаются жанры романа и анекдота и чем обусловлено такое переплетение.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Роман-анекдот как новый жанр (В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)»
РОМАН-АНЕКДОТ КАК НОВЫЙ ЖАНР (В.ВОЙНОВИЧ «ЖИЗНЬ И НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА ИВАНА ЧОНКИНА»)
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.07.2015
В данной статье рассмотрены особенности нового жанра - романа-анекдота. Именно так обозначил свое произведение «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В.Войнович. В статье отмечено, что роман является становящимся жанром с открытыми границами. Автор статьи показывает, как в произведении В.Войновича переплетаются жанры романа и анекдота и чем обусловлено такое переплетение. Ключевые слова: роман, анекдот, жанр, В.Войнович, Чонкин.
В центре романа Войновича - главный герой Иван Чонкин и его возлюбленная Нюра, на которых замыкаются все сюжетные линии произведения. Мир романа, отражающий советскую действительность 40-х годов XX века, нелеп, смешон, гротескно заострен, абсурден и трагичен. Благодаря тому, что герои принадлежат к разным социальным группам, вплоть до высшего эшелона власти и лично «товарища Сталина», перед нами разворачивается максимально полная картина общественных отношений того времени, целый жизненный пласт. И это «совершенное подражание действительности. как раз и означает многостороннее и глубокое ее осмысление»1.
Для достижения этой многосторонности и глубины Войнович синтезировал в своем произведении два жанра - роман и анекдот. На романной основе размещаются анекдотические герои и развиваются анекдотические события. Всеохватывающая формула романа как жанра до сих пор не найдена. Все это, безусловно, создает большие трудности в определении жанровых форм конкретных литературных произведений.
В процессе анализа произведения В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» за основу было взято теоретическое осмысление жанра романа, представленное Н. Лейдерманом, а также В.П.Скобелевым в его книге «Слово далекое и близкое» в главе «Что такое ро-
Есина Алена Владимировна, старший преподаватель кафедры философии и общегуманитарных дисциплин Самарского юридического института ФСИН России, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА. E-mail: parizhanka2@yandex. ru
1 Кожинов, В.В. Роман - эпос нового времени / В.В.Кожинов // Теория литературы в 3-х томах. - М.: Наука, 1964. - Т. II. - С. 126.
ман?»: в содержании романа раскрывается «весь» человек и «весь» мир;. роман свободен и подвижен. Из всех других жанров он более других старается открыть читателю «всю» жизнь, точнее говоря - свою версию всей жизни. Полнота «всего» бытия в романной модели мира приводит к тому, что роман не знает одного события (как рассказ), или завершенного цикла событий (как повесть). У романа событий много. Именно поэтому большая форма не полагает для себя никаких ограничений во времени и пространстве.
М.М.Бахтин, оценивая итоги и перспективы изучения романа как жанра, особо подчеркивал трудности, с которыми неизбежно сталкивается исследователь. Трудности эти обусловлены «своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще неготовый жанр. Жанрообра-зующие силы действуют на наших глазах. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей»2. Н.Т.Рымарь характеризует роман как «принципиально антитрадиционалистский жанр», который «должен создавать свою форму каждый раз заново, всякий раз утверждая свою легитимность и жизненность - аутентичность. Это произошло и в XX веке»3. По меткому выражению Германа Броха, «время романа лесов и лугов прошло, перелом в мире требует нового вида полноты»4.
Границы жанра сейчас не являются более непреложной демаркационной линией, отделяющей
2 Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М.Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: «Художественная литература», 1975. - С. 447.
3 Рымарь, Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т.Рымарь. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. - С. 63.
4 Broch, H. Briefe von 1929 bis 1951 / H.Broch. - Zürich:
Rhein-Verlag, 1957. - Р. 102.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015
один жанр от другого. Особенностью современной жанровой системы является наличие переходных форм. Интерес к таким формам искусства в наши дни особенно возрос в силу потенциальных возможностей, в них заключенных. «Можно сказать, переходные формы - экспериментальная база искусства»5. Изменения в жанровой системе современной литературы связаны со сдвигами в эстетических представлениях общества, с поисками новых путей в искусстве. Обогащение жанровой системы идет за счет расширения возможностей художественных форм и за счет их синтеза, благодаря романизации произведений разных родов и углублению эпического начала в литературе.
Главный герой романа В.Войновича Иван Чон-кин - необычный герой, который явно не соответствует читательским представлениям об истинном герое (об этом говорит сам автор еще в начале своего повествования). Чонкин очень похож на сказочного Иванушку-дурачка. Здесь автор явно рассчитывает на сочувствие читателя своему герою.
Основной конфликт произведения Войновича -конфликт между человеком и тоталитарной системой. Это основная коллизия, которая проявляется на разных уровнях и имеет множество частных проявлений. Необходимо отметить, что авторской задаче показать естественного человека в неестественных обстоятельствах подчинено в романе буквально все: и система персонажей, и сюжетно-композиционная организация, и хронотоп.
Большинство событий, происходящих в романе, анекдотичны, их нелепость и абсурдность очевидны. Мы не можем себе представить ситуацию, когда ликвидацией «банды», состоящей из двух человек, кроме полка солдат занимается еще лично командир дивизии, генерал; когда солдата арестовывают не за что-нибудь, а за то, что он свято чтит устав и рьяно оберегает свой пост. «Войнович показывает здесь, как деформируется, искажается сама идея преданности, попавшая в «идеологические щипцы»6. И эта откровенная «небывальщина» преподносится в романе как самая очевидная реальность, что является еще одной чертой анекдота.
Первоисточником анекдотического в романе являются слухи. Происхождение или авторство слухов, как и авторство анекдота, в романе Войно-вича подчеркнуто анонимно: «Говорят (теперь это трудно проверить), что именно Гладышев первым. высказал предположение об искусственном
происхождении спутников Марса»; «Говорят, что был молодой, но очень растущий ученый»; «Говорят, что Первый Мыслитель оказался полностью прав»; «Говорят, Марат Кукушкин не догадался вовремя прекратить съемку.» и далее в следующем же предложении: «Говорят, майор Фигурин потом затребовал снятую пленку»; «Говорят, в Москве какого-то октября была всеобщая паника»; «Что было дальше, люди рассказывали по-разному». Однако автор-повествователь не скрывает своего авторского своеволия: «Что касается меня, то я собрал в кучу все, что слышал по данному поводу, и кое-что от себя прибавил, может быть, даже больше, чем слышал».
Сюжет романа состоит из ряда формально завершенных эпизодов-анекдотов. Их автономность подчеркивается резко обозначенными признаками начала и конца текста. С появлением каждого нового анекдота в романе, как в данном случае, происходит не приращение смысла, а накопление ситуаций7.
Структурно текст анекдота, как правило, включает три части: 1) начало, синтез экспозиции и завязки; 2) собственно «действие» и 3) развязка. Первые две части определяют тему, завязывают интригу и готовят тем самым смехотворный финал. При этом рассказчик должен знать развязку, без которой анекдот просто лишается смысла8.
Заканчивается роман неожиданно: мы ждем либо расстрела, либо оправдания героя (что маловероятно), однако война и, в частности, приход немцев в Красное, все изменила. Чонкин вместе со своим конвойным, который должен был его расстрелять, уходит в лес. Как дальше сложилась его судьба остается только гадать. Эта незаконченность является одной из важнейших черт романа. С другой стороны, вся соль анекдота в том и состоит, чтобы необычно его разрешить.
Сплавив в своем произведении жанры романа и анекдота, Войнович как бы легализовал ту традицию, которая давно уже складывалась в русской литературе. Это особый угол зрения на действительность, когда из жизни выхватывается ее анекдотическая сторона. Использование анекдота в литературных произведениях встречается у А.С.Пушкина, Н.Лескова, А.Толстого, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Однако новаторство Войновича состоит в том, что для него
5 Синенко, В.С. Особенности жанровой системы современной советской литературы / В.С.Синенко // Проблемы развития советской литературы. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1988. - С. 56.
6 Поэль, К. За кого Чонкин? / К.Поэль // Книжное обозрение. - 1988. - №42. - С.6.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.7 Авдонин, В.В. Поэтика анекдотического в романе В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина / В.В.Авдонин // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 7 (109). - С. 160.
8 Авдонин, В.В. Поэтика анекдотического в романе В.Войновича.. - С. 161.
анекдот является не стилистическим приемом, а жанровым и сюжетообразующим элементом.
В последнее время появилось множество различных сборников анекдотов. Можно с уверенностью сказать, что анекдот, являясь определенной формой рефлексии на современную жизнь, сейчас находится в центре внимания литературоведов. Уже осознана необходимость тщательного изучения и осмысления анекдота как литературного жанра. Существовавшее расхожее мнение об анекдоте, как о легковесном, легкомысленном жанре уже признано неверным.
Что же касается Войновича, то синтезирование им в своем произведении жанра романа и анекдота во многом обусловлено целью, которую автор перед собой поставил. «Войнович работает . с официальными стереотипами советского времени, подвергая их демифологизации в стихии анекдота, а также с мифологемами массового советского сознания, обрекающего человека быть лишь отдельным примером общего, делая его жертвой навязанных иллюзий»9. Анекдот, таким образом, не случайно становится инструментом борьбы художника с советской мифологией, особенно если учесть, что в 60 - 80-е годы анекдот, пожалуй, был единственным проявлением народной оппозиции по отношению к официальной идеологии. Об этом же пишет Зара Абдуллаева в своей статье «Об анекдоте»: «. анекдот - дуэльный кодекс советского человека, свидетельство его боевой готовности. . Анекдот является андеграундом массовой официальной культуры, ее, можно сказать, авангардом. Героизм народа - рассказчика анекдотов был оценен лишь органами государственной безо-пасности»10. Роман Войновича, как известно, также
был по достоинству оценен соответствующими органами.
Используя в «Чонкине» жанр анекдота, автор вызывает у читателя смех, смех очищающий, можно даже сказать карнавальный. Понимая весь трагизм отраженной в романе действительности, мы смеемся над нею и тем самым уничтожаем ее. Смех снимает страх, то, что осмеяно, уже не страшно. «Смеясь, мы как бы переходим от конкретного восприятия к философскому раздумью. Единичное оказывается крупицей всеобщего, комическое обнаруживает в себе элементы трагического. Мы смеемся над частным лицом и огорчены деградацией личности»11.
Жанровое своеобразие произведения Войнови-ча, соединение в «Чонкине» жанров романа и анекдота связано главным образом с выражением авторской позиции. Соединив строгий жанр романа и сниженный жанр анекдота, Войнович, с одной стороны, «снизил» романного героя, а с другой стороны вернул его в народную стихию и тем самым увековечил. Обращаясь к жанру анекдота, автор доказывает бессмертие народной души. Герой романа может умереть, герой анекдота бессмертен. Обращаясь к элементам карнавала, Вой-нович добивается воплощения в его произведении жизнеутверждающего, позитивного пафоса.
9 Саморукова, И.В. Метафизика анекдота в творчестве Войновича / И.В.Саморукова // Литература «третьей волны». - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997. - С. 113.
10Абдуллаева, З. Об анекдоте / З.Абдуллаева // Искусство кино. - 1993. - №2. - С. 82 - 83.
11 Вулис, В.В. лаборатории смеха / В.В.Вулис. - М.: «Художественная литература», 1966. - С. 47.
NOVEL-JOKE AS A NEW GENRE (V.VOINOVICH «THE LIFE AND EXTRAORDINARY ADVENTURES OF PRIVATE IVAN CHONKIN»)
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Alena Vladimirovna Esina, Senior lecturer of Department of philosophy and humanities of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Postgraduate of Department of Russian and foreign literature and literature teaching methodology. E-mail: parizhanka2@yandex. ru
Следующий анекдот
Vladimir Voinovich’s satirical novel
The subject of this article is genre peculiarity of Vladimir Voinovich ’s satirical novels. Liberty of genre forms is characteristic for the author´s works: «a novel-anecdote» (in the trilogy about the soldier Chonkin ), combination of several utopias (in “Moscow 2042”), creation of « the book of the whole life» (“The Design”).
NOVEL-JOKE AS A NEW GENRE (V.VOINOVICH «THE LIFE AND EXTRAORDINARY ADVENTURES OF PRIVATE IVAN CHONKIN»)
Следующий анекдот
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Литература
Литература
≡ Математика
Базовый уровень
Профильный уровень
Информатика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык
Физика
Химия
Биология
География
Обществознание
Литература
История
Об экзамене
Каталог заданий
Варианты
Ученику
Учителю
Школа
Сказать спасибо
Вопрос — ответ
11 сентября
Обновлены каталоги по математике. Остальные предметы рассчитываем закончить к октябрю
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алисова Евгения Юрьевна
Роман В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»: специфика негативной квазиутопии Специфика жанра романа альтернативной истории (на материале отечественной прозы 1990-х 2000-х гг. ) Сатира в контексте русской литературы ХХ В. : онтологический статус и функции i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Читайте также: