Анна иоанновна с шутками
Обновлено: 22.11.2024
Мало кто мог лестно отзывался о десятилетнем пребывании Анны Иоанновны на Российском престоле. Ей очень к лицу была бы поговорка «из грязи в князи». Только с одним «но» - она была знатного происхождения.
Анна Иоанновна Анна ИоанновнаПосле смерти Петра I В России началась эпоха «Дворцовых переворотов». Начался династический кризис, виною которому было то, что Пётр I не оставил чётких указаний, кого хотел бы сделать приемником престола.
В результате на престол взошла Анна Иоанновна, племянница Петра Великого и дочь Иоанна V .
В 17 лет Анну насильно выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Но семейной жизни не было как таковой, супруг умер меньше чем через 2,5 месяца от свадьбы. Петр I же все равно отправил вдовствующую герцогиню жить во владения покойного мужа, в Курляндию.
Первым делом правительница занялась не делами государственными. Соскучившись за «цивилизацией» в Курляндии, она стала устраивать многочисленные увеселительные мероприятия. Казенные деньги текли рекой на веселья при дворе и на его содержание. Вот уж поистине она заслужила звание «шальной императрицы».
Особую страсть Анна Иоанновна питала к людям с физическими особенностями – карликам и горбунам, из которых она собирала штат своих придворных шутов. Русский народ очень сильно удивлялся такому увлечению, но возразить никто не мог.
В. И. Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год В. И. Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 годБолее всего она симпатизировала карлице-калмычке Авдотье Ивановне. Эта шутиха обладала острым умом и от души выселила императрицу. Однажды, Авдотья загрустила и пожалилась правительнице, мол уже немолода и хочет замуж. Анна Иоанновна загорелась идеей обустроить женское счастье «любимицы».
Женихом выбрали Михаила Алексеевича Голицына. Он тоже состоял в штате придворных шутов. Туда он угодил в следствии большой опалы. Сразу после смерти своей первой супруги, в 1729 году, Михаил, оставив в России своих двоих детей, выехал заграницу. Там он женился во второй раз и принял католичество. Этим то он и навлек на себя гнев императрицы. В 1732 году его брак признали незаконным, его жену отправили в ссылку, а ему было велено занять место среди придворных шутов. У Голицына было свое лукошко, где он, на потеху всем, высиживал яйца. Еще в его обязанности входило наливать квас, за что его прозвали «квасник».
Когда морально подавленному князю сообщили о желании императрицы его женить, он ничего не возразил и стал готовится к свадьбе с Авдотьей.
Анна Иоанновна же и тут решила все сделать не по-человечески. Приказала выстроить для свадьбы Ледяной дом на Неве. Зима в тот год была очень суровая, температура ни разу не поднималась выше 30 градусов мороза.
Следующий анекдот
В середине 90-х годов прошлого века я прочитал два исторических романа Валентина Пикуля - «Слово и дело» и «Фаворит», а также книгу Станислава Десятскова «Верховники». Первый рассказывает о жестокой эпохе «бироновщины», времени правления императрицы Анны Иоанновны». Позже, в 2000-х годах я посмотрел сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», одна из серий «Виват, Анна», посвящена героине моего сегодняшнего повествования. Но о книге Десятского и фильме я хочу поговорить позже.
Анна Иоанновна – российская императрица из династии Романовых, племянница Петра I, находившаяся на престоле с 1730 по 1740 годы. Анна родилась 7 февраля 1693 года в царской семье в Крестовой палате Теремного дворца Московского Кремля.
Родители девочки – царь Иван V и царица Прасковья Федоровна – воспитали еще двух дочерей: старшую Екатерину и младшую Прасковью. С раннего возраста Анна вместе с сестрами обучалась русской грамоте, арифметике, географии, танцам, немецкому и французскому языкам. Учителями царевен были Иоганн Христиан Дитрих Остерман (старший брат Андрея Остермана), Стефан Рамбург.
В 1696 году Иван Алексеевич скончался, и вдовствующая царица вместе с детьми вынуждена была покинуть палаты Кремля и переехать в загородную резиденцию Измайлово, которая представляла собой усадьбу, построенную в старорусском стиле. Во дворцовом хозяйстве были разбиты фруктовые сады, многочисленные водоемы, выстроен зимний сад. В придворном театре регулярно устраивали спектакли, музыканты давали концерты симфонической музыки.
В 1708 году семья Петра I переехала в Санкт-Петербург. Торжественная процессия прибыла в новую столицу вместе с Алексеем Петровичем, с царевнами Феодосией, Марией и Натальей и вдовствующей царицей Марфой Матвеевной. В честь родственников императора был устроен большой пир с пушечными залпами и морской прогулкой по Финскому заливу. Прасковья Федоровна поселилась с дочерьми во дворце недалеко от места, где теперь стоит Смольный. Вскоре шведы начали наступление на северную столицу, и родственникам пришлось вернуться в Москву.
Войскам Петра не удавалось взять верх в Северной войне. Российскому императору необходима была поддержка прусских и курляндских правителей. Курляндия во время войны испытывала политическое давление Речи Посполитой, от которой находилась в вассальной зависимости. В 1709 году Петру удалось переломить ход действий, русские войска заняли Курляндию. Состоялись дипломатические переговоры с королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I, на которых было решено породнить две династии.
В качестве невесты была выбрана русская царевна, племянница Петра Анна, женихом – племянник прусского короля герцог курляндский Фридрих Вильгельм. После двух месяцев супружества молодой супруг скончался от простуды по дороге в Курляндию. Петр запретил Анне возвращаться на родину. Царевна прибыла в Митаве, где занимала положение вдовствующей герцогини 20 лет. Казна герцогства была опустошена длительными податями Речи Посполитой, поэтому Анне пришлось влачить скромное существование. Герцогиня много раз писала Петру I, а затем его вдове с просьбами о материальной помощи.
В 1730 году скончался император Петр II, и возникла необходимость выбора нового правителя. На совещании тайного совета было выдвинуто шесть кандидатур на российский престол: сын скончавшейся герцогини Анны Петровны – Петр-Ульрих, вторая дочь Петра I – цесаревна Елизавета Петровна, первая жена Петра I – Евдокия Феодоровна Лопухина, и три дочери царя Иоанна Алексеевича.
Князья Дмитрий Голицын и Василий Долгоруков предложили пригласить Анну Ивановну, которая двадцать лет находилась в стесненных обстоятельствах и могла пойти на необходимые аристократии уступки. Тайный совет поддержал выбор, и герцогине было отправлено письмо со списком «кондиций» – условий, ограничивающих самодержавную власть в пользу Тайного совета.
Анна подписала документ в Митаве 25 января (по ст.ст.), по которому обязана была заботиться о распространении православия в России, не вступать в брак, не совершать крупные внешнеполитические действия без согласия Тайного совета, не менять налоговую систему, не назначать приемника по своему усмотрению. 15 февраля Анна Иоанновна прибыла в Москву, где через неделю ей присягнули военные и высшие государственные сановники.
Но 25 февраля оппозиционеры Тайного совета – Андрей Остерман, Гавриил Головкин, архиепископ Феофан (Прокопович), Петр Ягужинский, Антиох Кантемир, Иван Трубецкой – представили царице челобитную о восстановлении абсолютизма. Анна Иоанновна, выслушав прошение, разорвала «кондиции», и через три дня состоялась новая присяга самодержавной правительницы, а в конце апреля – венчание Анны на царство. Тайный совет был упразднен в пользу правительствующего Сената.
Во время правления Анны Иоанновны внешней и внутренней политикой занимались приближенные – канцлер Андрей Остерман и фаворит Эрнст Иоганн Бирон, получивший благосклонность от Анны еще во время герцогства в Курляндии. Армией руководил фельдмаршал немецкого происхождения Христофор Миних. Анна не благоволила русской знати, предпочитая окружать себя иностранцами. Период правления Анны Иоанновны современники называли «бироновщиной», так как фаворит императрицы обладал фактически неограниченными возможностями.
С 1730 года по заведенной традиции казначейство начало выпуск монет с изображением новой императрицы. В 1731 году была создана правящая структура – Кабинет министров, а также два новых военных полка – Измайловский и Конный, укомплектованные иностранцами и солдатами из южных губерний. В этом же году появился Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворянских наследников, через год повысились офицерские жалования. Были открыты училище для подготовки чиновников и многочисленные семинарии, в том числе и при Академии. Укреплению православия способствовало введение закона о смертной казни за богохульство.
Во второй половине 30-х годов было окончательно узаконено крепостное право, заводские рабочие объявлены собственностью владельцев предприятий. После введения мер ужесточения наметился рост промышленности, и уже вскоре Россия заняла первое место в мире по выпуску чугуна. Участники составления первоначальных требований для императрицы были арестованы и сосланы по тюрьмам или ссылкам. К сороковому году среди министров созрел заговор против Анны Иоанновны, который был раскрыт, а организаторы и участники – министр Артемий Волынский, архитектор Петр Еропкин, советник адмиралтейской конторы Андрей Хрущев – казнены.
Сама Анна Иоанновна не отличалась талантом управления государством. Большую часть императорского времени царица тратила на увеселения – создание маскарадов, проведение балов и на охоту. При дворе императрицы содержалось около сотни карликов и гигантов, шутов и шутниц. В истории того времени зафиксирована юмористическая свадьба, устроенная в ледяном дворце между князем Михаилом Голицыном-Квасником и уроженкой Калмыкии Авдотьей Бужениновой. Анна Иоанновна благоволила театральному искусству. Во время ее правления в России началась мода на итальянскую оперу, был построен театр на 1000 мест, открыта первая балетная школа.
Делами внешней политики занимался А. Остерман, который в 1726 году уже добился мирного договора с Австрией. Благодаря победе России в военном конфликте с Францией за польское наследие, в 1734 году в Варшаве на престол был возведен король Август III. Четырехлетняя война с Турцией закончилась в 1739 году на невыгодных для России условиях, подписанных в Белграде.
В 1710 году Анна вышла замуж за герцога Курляндии Фридриха Вильгельма. В честь свадьбы Петр I устроил торжество, которое продлилось более 2 месяцев. Во время пиров знать пресыщалась едой и вином. Перед поездкой домой герцог занемог, но не придал значения недугу. Выехав экипажем, Вильгельм скончался в первый же день поездки. Не имея возможности возвратиться к родным, Анна Иоанновна вынуждена была поселиться в Курляндии.
Придворные были враждебно настроены против молодой вдовы, и единственным другом, а затем и фаворитом герцогини стал российский резидент Петр Михайлович Бестужев-Рюмин. В 1926 году Анна намеревалась выйти замуж за графа Морица Саксонского, но свадьбу расстроил князь Александр Меншиков, который планировал сам стать герцогом Курляндии.
В 1727 году князь был отозван в Россию, а новым фаворитом Анны стал Эрнст Иоганн Бирон. Предполагается, что будущая российская императрица родила от Бирона сына. Своего фаворита Анна Иоанновна забрала позднее в Россию и сделала соправителем.
Императрица Анна Иоанновна скончалась 17 октября (по ст.ст.) 1740 г. в Санкт-Петербурге. Причиной смерти царицы стала почечная болезнь. Могила царицы находится в Петропавловском соборе. В завещании престолонаследником императрица указала потомков ее родной сестры Екатерины Мекленбургской.
События XVIII века представляют интерес не только для историков, но и для кинематографистов. Не раз биография императрицы Анны становилась основой сюжета исторических документальных или художественных фильмов. В 80-е годы в фильмах «Баллада о Беринге и его друзьях», «Демидовы», «Михайло Ломоносов» роль Анны Иоанновны исполняли актрисы Нонна Мордюкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Мария Полицеймако. В многосерийном цикле «Тайны дворцовых переворотов. Россия, XVIII век», который вышел на экраны в начале 2000-ных годов, царицу Анну сыграла Нина Русланова, а в 2008 году ее роль исполнила Инна Чурикова.
Книга Станислава Десятскова «Верховники» посвящена одному из острых моментов русской истории – восхождению на престол Анны Иоанновны. В один месяц (от 19 января до 25 февраля 1730 года) вместилось столько, сколько в России вмещают десятилетия, если не века.
Смерть 14-летнего Петра II (19 января) поставила на повестку дня главный вопрос: кто будет следующим монархом? С одной стороны, по указу Петра I наследника назначает правящий император. Однако Петр II никого назначить не успел. Да и не смог бы, опекаемый Верховным тайным советом. С другой стороны, имелся тестамент (завещание) Екатерины I. По нему в случае бездетной кончины Петра II власть переходит по старшинству к дочерям Екатерины и Петра I Анне и Елизавете Петровнам, а также их потомкам.
Но в дело вмешалась третья, наиболее сильная сторона – Верховники, члены Верховного тайного совета. Точнее аристократическая, княжеская часть совета – Долгоруковы и Голицыны.
Смутные времена – большие возможности. Отмахнувшись от затеи Долгоруковых втащить на трон невесту Петра II княжну Долгорукову, самый начитанный и образованный из верховников Дмитрий Михайлович Голицын выдвинул кандидатуру заштатной курляндской герцогини Анны, племянницы Петра I. Но он не просто выдвинул претендентку. Он возжелал большего – ограничения самодержавной власти императрицы. Отсюда и родились известные Кондиции – условия принятия Анной русской короны.
Кондиции фактически передавали всю власть в руки Верховного тайного совета из нескольких аристократических членов. Одуревшая от свалившейся на нее удачи нищая герцогиня подмахнула Кондиции и выдвинулась в Москву. И покуда новая царица выдвигается, Москву залихорадило. Впервые в русской истории народ (в лице дворянства, конечно) кинулся рисовать прожекты обустройства государственной власти. Страсти разгорелись нешуточные. Именно об этом и рассказывается в «Верховниках» Десятскова.
Станислав Германович Десятсков (1936-2013) рассказывает со знанием дела. У него не просто историческое образование, но степень доктора наук. Роман «Верховники» был написан еще в 1970-е. Поговаривают, что его «зарубила» рецензия Валентина Пикуля. Позже, в 1980-е, роман всё-таки вышел, но в урезанном виде. Наконец наступили золотые для литературы 1990-е годы – печатай что вздумается. В эти же годы издательство «Армада» запустила шикарный проект «Россия». В рамках проекта выходила масса серий исторических романов.
Одна из серий проекта «Россия. История в романах». Именно для нее Станислав Германович переработал «Верховников», дополнил, подредактировал. Именно это издание я и представляю уважаемой публике.
Основная часть книги (три четверти) отводится событиям января-февраля 1730 года. Здесь есть всё и все – интриги, заговоры, люди, фамилии. Присутствующая сбоку любовно-авантюрная линии никак не влияет на основной сюжет. Всё-таки докторская степень не позволяет автору вольно обращаться с историей.
Так что можете не переживать, вы не в романах Дюма, вас не обманут. Но полное представление об историческом фоне и о характерах дадут.
Больше всего автора интересует фигура Дмитрия Михайловича Голицына. Как старый боярин, представитель древнего аристократического рода докатился до жизни такой – увлекся идеями парламентаризма?
Впрочем, Станислав Германович далек от приравнивания парламентским идеям того, что кипело в Москве зимой 1730 года. Всему свое время, всему нужно вызреть. Скоро только кошки родятся. Россия даже в своих верхах была еще недостаточно образована или либерализована, чтобы размахнуться так широко. Потребуются целые поколения, чтобы дойти до такого. Тем интереснее личность Голицына, опередившего эпоху.
Чем закончилась попытка потеснить самодержавие, известно – порванными Кондициями и бироновщиной (или остермановщиной, как указывал тот же Пикуль). Завершающая четверть книги рассказывает о последствиях этой попытки для главных действующих лиц. Здесь Десятсков переключается на романтичную и трагичную пару – Ивана Долгорукова и его невесту, затем жену Наталью Шереметеву.
Вот вы говорите: жены декабристов. У этих барышень не всё так просто, романтично или героично было. Другое дело Наталья – она отправилась за мужем в ссылку практически на казнь, на смертный приговор, без всякой надежды на что-то хорошее. А уж как она пронесла себя через все испытания… Впрочем, читайте у Десятскова.
В кино этот эпизод русской истории получил освещение в рамках сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых перевороты». Конкретно в 7-ом фильме «Виват, Анна!». Сразу скажу, что фильм вышел неудачный. Иногда лучше не снимать. Или вовремя остановиться. Дело в том, что первые шесть фильмов выглядят если не шедеврами, то на оценку «нормально». Но «Виват, Анна!» это определенно провал.
Попытаюсь образно передать свои ощущения от фильма. Похоже на то, как кто-то с набитым ртом рассказывает интересную историю. Вроде бы прислушиваешься, улавливаешь отдельные классные моменты, но в целом всё невнятно, раздражает и злит. Какие-то дурацкие погони, черт-знает-откуда взявшиеся персонажи, шпаги в драках сменяются факелами, факелы опять шпагами. Актеры подобраны хаотично. Герои мелькают, исчезают и вновь возникают. Крупные планы лиц не дают понять обстановку, мизансцену. В общем, всё плохо – сценарий, актерская игра ряда недоактеров, операторская работа, музыкальное оформление (опять же выполненное не под эпоху и настроение, а под Алсу).
Впрочем, напоследок не грех отметить и положительные стороны. Во-первых, сама возможность любителям кино (и не любителям книг) пощупать эпоху – это хорошо. Во-вторых, на фоне того непотребства, что сегодня отмачивают в исторических фильмах, «Виват, Анна!» выглядит не самым плохим образом. В-третьих, отдельные персонажи выглядят шикарно. Сама Анна Иоанновна – очевидный успех Инны Чуриковой. Хоть и отмечают, что актриса сильно старше прототипа, но зато как играет. Далее – Бирон. Вы как хотите, а для меня хлыщ в исполнении Александра Лазарева просто образец того самого Бирона. Остерман (Владимир Ильин) и до этого фильма (в предыдущих) был хорош, мастерство не пропьешь даже снимаясь вместе с Алсу.
И да, еще один момент. Фильм очень плохо представляет зрителю исторических персон. Без знакомства с ними через книги воспринимать происходящее сложно. Так что читайте книжки, будьте умницами.
Следующий анекдот
На этой картине мы видим роскошные царские покои, в которых расположились знатные дамы и господа, а также сама императрица. При этом одна часть придворных сидит вокруг госпожи, а другая ведёт себя довольно странно: взрослые люди прыгают друг на друга, дурачатся и корчат физиономии. Давайте попробует разобраться, что же здесь происходит.
Валерий Иванович Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 год Валерий Иванович Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», 1872 годНа картине изображена эпоха правления царицы Анны Иоанновны, которая была известна своей любовью к развлечениям. Она транжирила много денег из казны на пышные празднества и увеселения двора, что возмущало не только русский народ, но и заграницу.
Царица пришла к власти совершенно случайно, но быстро почувствовала вкус роскошной жизни и безнаказанности. Она очень любила шутить и издеваться над людьми, что в полной мере ощутили на себе разжалованные и превращённые ею в шутов аристократы. Именно они и изображены на картине Валерия Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны».
Сюжет произведения представляет собой утро в покоях императрицы. Она плохо себя чувствует, поэтому не встаёт с постели и даже почти не улыбается, несмотря на развлечения.
Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагмент Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагментРядом с царицей сидит в небрежной позе Эрнст Иоганн Бирон — её фаворит. Ему что-то нашёптывает на ухо глава тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков.
С другой стороны от Анны Иоанновны сидит супруга Бирона, которая пытается напоить больную лекарством. На стуле в светло-лиловом одеянии примостился на одной ноге сын Бирона Карл, который пользовался особой любовью императрицы. Мальчик, несмотря на свой юный возраст, сильно испорчен — мы видим, как он бьёт кнутом шутов.
Шуты на картине заслуживают особого внимания. Дело в том, что почти все они — знатные аристократы, разжалованные царицей за разные проступки.
Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагмент Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагментНа самом первом плане картины лицом к зрителю лежит граф Алексей Петрович Апраксин, который происходил из знатного царского рода. В 1729 году он принял католическую веру, за что и поплатился, став шутом. Про него говорили, что «несносный был шут, обижал всегда других и за то часто бит бывал».
В согнутой позе стоит князь Михаил Алексеевич Голицын, который также попал на шутовскую службу из-за смены вероисповедания. Ему дали кличку Квасник, поскольку он должен был подавать гостям квас. Из-за многочисленных унижений князь чуть было не сошёл с ума, однако спас его брак с придворной шутихой-карлицей Авдотьей Бужениновой. На картине она сидит на медвежьей шкуре у кровати императрицы.
Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагмент Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагментБрак Голицына и Бужениновой вошёл в историю благодаря Ледяному дому, который построила для них императрица. Она потратила много государственных денег, закатив шикарную шутовскую свадьбу с грандиозным шествием, в котором участвовали представители разных стран и экзотические животные.
В первую брачную ночь молодожёнов оставили в Ледяном доме, построенном на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Он имел высоту около шести метров и состоял полностью изо льда. На дворе стоял февраль и температура опускалась ниже 30 градусов мороза, поэтому новобрачные чуть было не замёрзли.
Валерий Якоби «Ледяной дом», 1878 год Валерий Якоби «Ледяной дом», 1878 годПо замыслу императрицы, молодожёны должны были победить стужу горячими объятиями. Чтобы они не убежали, к дому приставили конвой. Есть версия, что Буженинова подкупила охрану, чтобы получить тулуп, который спас жизнь ей и её мужу.
После смерти Анны Иоанновны Голицыну вернули титулы и поместье, куда он переехал со своей супругой. Буженинова родила князю двоих сыновей, но умерла при родах. Он пережил жену на 33 года, дожив до 87 лет.
Ещё один знатный шут на картине — князь Никита Фёдорович Волконский. Он сидит верхом на Голицыне и смотрит прямо на зрителя.
Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагмент Валерий Якоби «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны», фрагментВолконский был назначен шутом при дворе «по давнишней злобе к жене его Аграфене Петровне», которая была замечена в дворцовых интригах. В его обязанности входило кормить ливретку императрицы Цитриньку и разыгрывать бесконечный шутовской спектакль — будто он по ошибке женился на князе Голицыне.
Если присмотреться, то можно увидеть героя картины, который с отвращением смотрит на всё это зрелище — он стоит в дверях. Никем из присутствующих не замеченный кабинет-министр Артемий Волынский зашёл, чтобы сказать что-то важное, но увидев весь этот цирк, решил уйти.
Умирая, Анна Иоанновна назначила преемником Иоанна Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны. Анна Леопольдовна, ставшая регентом при малолетнем сыне, издала указ запрещающий издевательства над людьми и упразднила такое явление, как придворные шуты.
Следующий анекдот
Великий, грозный, кровавый и даже окаянный — как только ни называли человека, который единолично управлял Россией. Предлагаем отбросить стереотипы и по-новому взглянуть на правителей империи: исторические анекдоты и курьезные ситуации каждые выходные в эфире «Коммерсантъ FM» и на сайте «Ъ». © Ещё в «Занимательном самодержавии»
Луи Каравакк Портрет императрицы Анны Иоанновны 1730
Начавшееся в 1730 году и длившееся десять лет царствование Анны Иоанновны называли одной из наиболее мрачных страниц русской истории. А наиболее темным пятном на этой странице считали саму императрицу. Необразованность и жестокость сочетались в ней с неудержимой страстью к роскошным, но грубым забавам. А ее дорогостоящие увлечения довели казну до полного истощения.
Аудиоверсия |
В 1710 году Петр Великий из политических соображений убедил герцога Курляндского Фридриха Вильгельма жениться на своей племяннице — Анне Иоанновне. Овдовевшую через несколько недель герцогиню царственный дядя и его наследники не раз собирались с выгодой выдать замуж. Но из череды выбранных для нее женихов Анне пришелся по сердцу только граф Мориц Саксонский. Не отличавшаяся привлекательностью герцогиня Курляндская влюбилась в самого красивого мужчину Европы настолько, что в 1727 году, не дожидаясь свадьбы, поселила его в своем дворце. Но как-то под утро обитатели герцогской резиденции проснулись от воплей старой служанки. Она кричала, что увидела привидение с двумя головами. Как оказалось, это был жених герцогини, который в полутьме вышел из своих покоев с самой прелестной из ее фрейлин на руках. В тот же день Анна Иоанновна написала в Санкт-Петербург, что предпочитает навсегда остаться вдовой.
Аудиоверсия |
В 1730 году Анне Иоанновне присягали дважды. В первый раз, когда Верховный тайный совет империи призвал ее на царствие. И во второй, когда она избавилась от опеки членов совета и объявила себя самодержицей. Курьер, отправленный с указом о новой присяге в Адмиралтейство, задержался в пути. Поэтому военные моряки принесли присягу позже сухопутных войск. Императрица решила, что командовавший флотом адмирал Сиверс был сторонником ее недругов и потому не спешил с исполнением указа. Заслуженного петровского флотоводца выслали из Петербурга в четыре часа, лишили жалования и приказали не выезжать из его маленького поместья в Финляндии. Он умер в 1740 году в полной нищете. Но Сиверсу еще повезло. Лиц менее значительных императрица карала совершенно безжалостно. Рассказывали, что как-то, почувствовав в блинах несвежее масло, она велела повесить повара перед своими окнами.
Аудиоверсия |
Чтобы не отставать от других европейских дворов и прослыть покровительницей искусств, Анна Иоанновна выписывала из Италии и Германии актеров и музыкантов. Ее заботами в 1736 году в России впервые была поставлена опера. Но императрица театр все равно не любила и выдерживала спектакль до конца, если смотрела итальянские комедии и немецкие фарсы с руганью и дракой. Те же сцены, но в исполнении карликов, карлиц и шутов она приказывала представлять для нее и во дворце.
Но более всего прочего ей нравилось слушать сказительниц. Поэтому во всех концах империи искали девок и баб, умеющих складно и много говорить, и отправляли их ко двору для увеселения государыни. Полюбившиеся Анне Иоанновне сказительницы щедро награждались. Дворцовая судомойка Юшкова, например, обратила на себя внимание умением рассказывать забавлявшие государыню непристойные истории. И в результате из босоногой прислуги превратилась в статс-даму императрицы.
Аудиоверсия |
Зная суровый нрав Анны Иоанновны, никто из подданных, за исключением ее фаворита герцога Бирона, не решался возражать императрице. При Петре Великом и в следующие царствия при дворе часто и очень много пили. Но Анна Иоанновна не терпела пьянства и пьяниц. Только обер-шталмейстеру двора князю Александру Борисовичу Куракину, беспредельно преданному императрице и потому высоко ценимому, дозволено было пить вволю. Но фаворит, видя неподдельное горе придворных, уговорил самодержицу слегка смягчить суровые ограничения. С тех пор ежегодно в день ее восшествия на престол каждый приглашенный на празднование гость был обязан встать перед государыней на одно колено и выпить большой кубок венгерского вина.
Но в некоторых случаях был бессилен и Бирон. Императрица повелела для управления церковными делами «составить Священный синод в числе 11 человек из двух равных половин, великороссийской и малороссийской». Указать императрице на ошибку не решился даже фаворит.
Аудиоверсия |
В 1718 году захворал Пётр Михайлович Бестужев, которому Петр Великий повелел приглядывать за своей племянницей — вдовствующей герцогиней Курляндской Анной Иоанновной. Вместо него, обер-гофмейстера курляндского двора и любовника герцогини, бумаги на подпись принес мелкий, но видный собой чиновник Бирон. Он настолько понравился Анне Иоанновне, что вскоре полностью заменил собой Бестужева.
Злые языки утверждали, что, забеременев, герцогиня Курляндская нашла выход из положения, женив фаворита на Бени́гне фон Тротта-Трейден, согласившейся выдавать детей герцогини за своих. Выбор Анны Иоанновны объяснялся не только уступчивостью Бенигны. Она была необычайно безобразна, столь же глупа и слаба здоровьем.
Взойдя на престол, Анна Иоанновна частенько обедала у Биронов. Когда после трапезы императрица удалялась с фаворитом в его опочивальню, Бенигна, чтобы не мешать утехам государыни, удалялась с детьми в дальние комнаты.
Аудиоверсия |
Аудиоверсия |
В 1738 году в пограничном селе в Малороссии объявился человек, назвавший себя чудесно спасшимся от смерти сыном Петра Великого царевичем Алексеем Петровичем. Недовольство правлением Анны Иоанновны было так велико, что расквартированные в селе три солдата и все селяне оказали ему всяческие почести. А местный священник по случаю его явления велел звонить в колокола и отслужил литургию. На поклон к самозванцу потянулись и жители окрестных селений. Дело могло принять неприятный оборот, но поблизости проезжал правитель Малороссии граф Александр Иванович Румянцев с воинской командой. Лжецаревича арестовали и вместе с приверженцами отправили в Петербург. А после следствия в Тайной канцелярии и приговора, утвержденного императрицей, вернули обратно. Мнимый царевич был живым посажен на кол, священник и поверившие самозванцу солдаты казнены. Поселян государыня решила простить, однако их село было уничтожено, а сами они разосланы по разным местам.
Аудиоверсия |
Во время войны с турками главнокомандующий русской армией фельдмаршал Христофор Антонович Миних в 1739 году вступил со своими войсками в Молдавию. Вскоре он разгромил турок под Ставучанами и рассчитывал в качестве награды получить от императрицы Анны Иоанновны титул господаря Молдавии. Но из-за измены союзников-австрийцев России пришлось заключить мирный договор, лишавший ее Молдавии. Обиженный Миних, не ставший господарем молдавским, опрометчиво попросил государыню сделать его в таком случае герцогом Малороссийским. Но самодержицей Малой так же, как Великой и Белой Руси, была сама императрица, безжалостно каравшая за любые покушения на свои титулы и права. Узнав о прошении фельдмаршала, она сурово сказала:
— О, Миних еще очень скромен, я думала, что он попросит титул великого князя Московского. Боевой фельдмаршал был в ужасе до тех пор, пока все-таки не получил награду. Царица пожаловала ему чин подполковника лейб-гвардии Преображенского полка, полковником в котором была сама.
Читайте также: