Анекдот про сократа и ксантиппу

Обновлено: 22.11.2024

Сократ, философ:
- Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь счастливым, а если плохая — станешь философом.
Ксантиппа, его жена:
- Ты щас чё сказал, козлина?!

Дом — неполная чаша

Помимо вкусной еды, Сократ был равнодушен и к другим материальным благам. Время от времени горожане приносили философу подарки, но, чаще всего, он отвергал подношения, что, конечно, раздражало его супругу.

Неизвестный художник. Сократ и его жена Неизвестный художник. Сократ и его жена

Когда Сократ вернул своему ученику, последователю и другу Алкивиаду очередной дар и выслушал от жены упреки, мудрец решил схитрить. Философ заявил супруге, что отказался лишь от подарка для того, чтобы не наскучить дарителю раньше времени, ведь гораздо важнее получить помощь в тот момент, когда она действительно понадобится.

Иногда Сократ все же принимал дары. Однажды Алкивиад прислал учителю пирог. Ксантиппа, которая была не в духе, назло мужу растоптала угощение ногами. «Глупая, — заметил мудрец, — ведь теперь и ты не сможешь съесть ни кусочка».

Впрочем, подобные философствования Ксантиппу утешали мало, ведь в доме царила бедность. Женщина не оставалась в долгу, хотя и действовала менее изобретательно. Как-то раз, заметив, что брань и ругань уже не долетают до ушей непутевого мужа, Ксантиппа выплеснула на голову Сократа все содержимое ведра с нечистотами. Супруг остался невозмутимым и лишь заметил, что после раскатов грома непременно льет дождь.

Р. ван Бломмендаль. Сократ и Ксантиппа. Фрагмент Р. ван Бломмендаль. Сократ и Ксантиппа. Фрагмент

Следующий анекдот

На вопрос о том, следует ли жениться или нет, Сократ, говорят, ответил: "Как бы ни поступил, все равно будешь раскаиваться". Сам он обзаводиться семьей не спешил и вступил в брак, когда ему было далеко за сорок. Это произошло, видимо, в 20-е годы, скорей всего, после окончания "Архидамовой войны". Ко времени казни Сократа старший из трех его сыновей, Лампрокл, был подростком, а двое младших, Софрониск и Менексен, малолетками.

В разного рода сведениях о семейной жизни Сократа чаще всего именно Ксантиппа фигурирует в роли его жены, причем — весьма сварливой и докучливой. По поводу многочисленных анекдотов о ее скандальном характере остается, видимо, согласиться с тем, что дыма без огня не бывает.

Во всех рассказах, касающихся семейных неурядиц и стычек, Сократ держится подчеркнуто терпимо и миролюбиво. Наскоки Ксантиппы он встречает с иронией и шуткой. Когда однажды под конец брани Ксантиппа окатила своего мужа водой, он, обращаясь к зрителям этой сцены, лишь заметил: "Разве я не говорил, что вслед за громом Ксантиппы следует дождь?!"

Как-то раз вздорная горячность Ксантиппы прорвалась на рынке. Чем-то, видимо, недовольная, она вцепилась в плащ Сократа. Знакомые и зеваки, сбежавшиеся на шум, подзадоривали его дать надлежащий отпор своей несдержанной супруге. На это Сократ ответил: "Ну, да, клянусь Зевсом! А вы, разделившись на партии, будете сопровождать наш кулачный бой криками: браво Сократ, браво Ксантиппа!"

По этому же поводу между Алкивиадом и Сократом случился такой разговор.

— Как все же несносна сварливая Ксантиппа! — заметил как-то Алкивиад.

— Я уже к этому давно привык, как к беспрерывному шуму колеса, ответил Сократ. — Но и ты ведь, кажется, смирился с шумом своих гусей…

— Да, но они приносят мне яйца и детенышей.

— А мне Ксантиппа — детей, — парировал Сократ.

Видимо, Ксантиппа была все же не только сварливой. Надо думать, ей приходилось туго, если вспомнить о бедственном материальном положении семьи и крайнем безразличии ее супруга к этой стороне жизни. Как большое несчастье восприняла она несправедливое осуждение Сократа и часто с детьми навещала его в тюрьме. Как-то она горестно заметила ему: "Ты умираешь несправедливо". На это Сократ иронично заметил: "Разве ты хочешь, чтобы я умер справедливо?!"

О Мирто, второй героине семейного романа Сократа, сохранилось гораздо меньше сведений и анекдотов. Она была дочерью известного афинского государственного деятеля Аристида, прозванного Справедливым. Отец ее был подвергнут остракизму и умер в крайней бедности. Сократ же якобы из уважения к памяти Аристида женился на его дочери, не имевшей никакого приданого и оказавшейся в трудном положении.

Сохранился анекдот, идущий от Аристоксена, о том, что Мирто и Ксантиппа обычно после долгой взаимной перебранки сообща набрасывались на Сократа, который до этого с интересом нейтрального зрителя следил за происходящим.

Обстановка в семье осложнялась и от частых ссор между Ксантиппой и Лампроклом, старшим из детей, В ответ на отцовские увещевания и призывы уважать мать, Лампрокл отозвался о ней так: "Никакой человек не в состоянии перенести ее дурного характера… Клянусь Зевсом, она говорит такое, что человек не желал бы слышать и за целую жизнь" (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, II, 7). И отцу, видимо, не раз приходилось терпеливо наставлять сына на путь истинный.

Единственная просьба, с которой Сократ обратился к своим судьям, касалась его детей. "…Если, афиняне, — говорил он, — вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же самым, чем я вас донимал; и если они, но представляя собой ничего, будут много о себе думать, укоряйте их так же, как я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и много воображают о себе, тогда как сами ничего не стоят. Если вы станете делать это, то воздадите по заслугам и мне, и моим сыновьям" (Платон. Апология Сократа, 41 е).

Семья Сократа была, по афинским стандартам, крайне бедной. Получив в наследство от отца небольшой дом и, видимо, кое-какое иное имущество, Сократ был далек от мысли об улучшении своего материального положения.

Все имущество Сократа, согласно Ксенофонту, оценивалось в 5 мин. Это была очень скромная сумма, уступавшая, скажем, существовавшей цене на хорошего раба. У того же Ксенофонта говорится, что один из рабов стоит примерно мину, другой и полмины не стоит, третий 5 мин, а иной и 10. А порядочная лошадь, например, стоила 12 мин.

Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии его слушателей, сказал ему: "Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона" (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, 1, VI, 2).

Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши, что страсть к наживе и обогащению совращает людей с пути добродетелей и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.

Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т. п. Часто любил он в этой связи повторять слова: "Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны".

Сообщают, что Аполлодор предложил Сократу перед смертью надеть более подходящую к случаю дорогую одежду. "Как? — спросил Сократ. — Выходит, моя собственная одежда была достаточно хороша, чтобы в ней жить, но не годится, чтобы в ней умереть?"

Мало сказать, что Сократ не гнался за богатством, почестями, чувственными наслаждениями, — он их отвергал принципиально. Стиль его жизни был частью его философии. Это был не просто образ жизни философа, но, насколько подобное вообще практически возможно, по преимуществу философский образ жизни.

Поглощенность Сократа своим высшим призванием искателя истины не оставляла времени и энергии для иных забот. "…Не было у меня, признается он на суде, — досуга заняться каким-нибудь достойным упоминания делом, общественным или домашним; так и дошел я до крайней бедности из-за служения богу" (Платон. Апология Сократа, 23 с).

Всегда босой, в старом плаще — в таком своем постоянном наряде он шагнул с улиц и площадей Афин в долгую историю. Этот наряд был столь обычен для Сократа, что его восторженный слушатель Аристодем, увидев его однажды в сандалиях, был весьма удивлен. Выяснилось, что Сократ "вырядился" на пир к поэту Агафону по случаю его победы в афинском театре.

Сократ, однако, не делал из нужды добродетель. Не был он и аскетом. Воздержанность, которую он рассматривал в качестве важнейшей добродетели, сродни умеренности, традиционно восхвалявшейся греческими мудрецами задолго до него. Ему казалось смешным ребячеством, что его юный почитатель Аристодем, подражая ему, тоже стал ходить босиком. Когда же Сократ увидел, что его слушатель Антисфен, глава будущей кинической (цинической) школы, щеголяет своим рваным плащом, он едко заметил: "Антисфен, сквозь дыру твоего плаща проглядывает твое тщеславие". Замечание Сократа оказалось пророческим. В дальнейшем киники в своем пренебрежении к общепринятому вообще впали в опрощение. Но их подражание Сократу было во многом внешним. Можно сказать, что все движение киников вышло из старого плаща Сократа и идеализировало его босые ноги.

Состоятельные друзья и поклонники Сократа не раз предлагали ему свои средства и услуги, от которых он твердо отказывался. Диоген Лаэртский со ссылкой на мемуары Памфилия сообщает, что Алкивиад выразил готовность подарить Сократу большой земельный участок под строительство дома. Сократ от подарка отказался. "Это, — отшутился Сократ, — так же смешно, как если бы я нуждался в башмаках, а ты предложил мне кожу на обувь".

По сведениям древних авторов, Сократ не принял ни подношений ряда правителей, ни приглашений посетить их страну. Такие предложения, как сообщают, исходили от македонского царя Архелая, а также от правителей Фессалии и Лариссы. Приглашение со стороны Архелая кажется весьма вероятным. Архелай, правивший Македонией в 419–399 гг. до н. э., остро переживал культурную отсталость своей страны по сравнению с соседней Грецией и стремился привлечь в свою новую столицу Пеллу эллинские знаменитости. Его предложение приняли, в частности, Агафон, Еврипид, Зевксис, Тимофей Милетский, Херил Самосский и другие. Но для Сократа подобный шаг совершенно исключался.

В конце жизни, в связи с привлечением его к уголовной ответственности и осуждением к смерти, перед Сократом в обостренной форме встала коллизия между долгом перед семьей и детьми и этической ответственностью за свой философский образ жизни. Как и прежде, этический долг в нем взял верх над семейными чувствами. На суд он явился, вопреки тогдашнему обыкновению, без жены и детей, не желая представить их в виде аргумента для смягчения приговора. А в тюрьме он не поддался уговорам своего друга Критона, который советовал бежать, чтобы не оставить трех своих сыновей беспомощными сиротами. "Это, — упрекал Сократа Критон, — и твоя вина, если они будут жить как придется; а им, конечно, предстоит испытать все, что выпадает обычно сиротам на их сиротскую долю. Или вовсе не нужно заводить детей, или уж надо вместе с ними переносить все невзгоды, кормить и воспитывать их, а ты, по-моему, выбираешь самое легкое" (Платон. Критон, 45).

Сократу было, конечно, неприятно выслушивать подобные упреки от близкого и преданного человека. Но и согласиться с его соображениями он не мог. Семья — семьей, а истина — истиной. Ни дети, ни жизнь, ни что-нибудь еще, заметил Сократ Критону, не выше справедливости.

После казни Сократа его друзья и ученики, судя по сохранившимся сведениям, оказывали его семье помощь и поддержку. В одном из так называемых писем сократиков (а именно-в 21-м письме) Эсхин сообщает Ксантиппе, что друзья Сократа шлют ей из Мегар через Эфрона 6 мер ячменной муки, 8 драхм денег и новую одежду, с тем чтобы она не испытывала зимой никакой нужды. Эсхин, кроме того, приглашал Ксантиппу с детьми в Мегары, где временно, после казни Сократа, обосновались его ученики. Утешая Ксантиппу, автор письма советует ей отклонять чужую помощь, поскольку поддержка семьи Сократа — исключительная привилегия друзей казненного философа.

О дальнейшей судьбе сыновей Сократа ничего не известно. Они тихо вошли в историю, ничем это дело со своей стороны, как говорится, не оправдав. Впрочем, им хватало и отцовской славы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Дети со слабыми нарушениями

Дети со слабыми нарушениями Когда колледжи посещало меньшинство американцев, родители мало беспокоились относительно различных методов обучения или нарушений, которые на самом деле могли быть вызваны необучаемостью. Если нюансы вербальных выражений вам не подходили,

Дети-вегетарианцы

Дети-вегетарианцы В добрые старые времена средняя американская семья всегда ела на ужин мясо с картошкой. Готовила мать. Отец нахваливал и получал добавку. Дети тщательно очищали тарелки, иначе могли остаться без сладкого. Собаке Тузику доставались остатки.В наши дни

Отсталые умные дети

Отсталые умные дети Позднее поступление в детские сады в АмерикеОдним из моих любимых телесериалов в 1990-х был «Дуги Хаузер, доктор медицины» — интеллектуальная версия «американской мечты»: если Дуги был достаточно умным, чтобы в 10 лет закончить Принстонский

Приемные дети

Приемные дети Кто вводит сироту в дом свой, того Тора считает родившим ребенка. Вавилонский Талмуд, Санhедрин 19б Талмуд здесь основывается на истории Михаль, дочери царя Саула. В то время как в одном отрывке говорится, что Михаль была бездетна (II Шмуэль 6:23), в другом

20. Родители и дети

20. Родители и дети Наш долг перед родителями Чти отца своего и мать свою. Шмот 20:12, Пятая из Десяти Заповедей Дети часто испытывают к родителям смешанные чувства. Тора предписывает любить ближнего своего (Ваикра 19:18), чужеземца (Ваикра 19:34) и Бога (Дварим 6:5). Но мы не обязаны

ДЕТИ Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной школе можно увидеть, как уважаются механические упражнения, как ценится животная

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ Весьма сомнительно, что родители способны растить своих детей. Правда, коров и лошадей они растить могут, это верно. Однако воспитывать детей, опираясь на древние обычаи и объясняя их тем, что таковы естественные законы природы, не более чем отговорка, к

ДЕТИ Почему мы любим маленьких детей? Главная причина в том, что мы можем не опасаться: обмана только с их стороны.О ТОМ ЖЕМы не стыдимся открыто продемонстрировать свое равнодушие и свою глупость лишь перед маленьким детьми или перед собакой и

Образ 23. Дети магов

Образ 23. Дети магов «Я настаивал, что их точка зрения на способ обретения этой метафизической полноты была абсурдной. Я сказал, что никто не смог бы убедительно доказать мне, что нужно повернуться спиной к своему ребёнку, чтобы осуществить самую неопределённую из целей –

3.10.1. Дети монитора отклонения

3.10.1. Дети монитора отклонения Некоторые мужчины способны проникнуть непосредственно в психику женщины на эмоциональном уровне. Перед такими мужчинами, внешне замечательными и даже обожающими ее, готовыми ради нее на все, женщина беззащитна. Если с другими мужчинами

"РАДУЙТЕСЬ, ДЕТИ"

"РАДУЙТЕСЬ, ДЕТИ" Разве можно прожить без радости? Спросите самоубийцу — почему хочет он уйти от жизни, спросите несчастного — почему складка печати на лице его, спросите плачущего о причине, — и все они, может быть, различными словами ответят одно и тоже: все они скажут о

Ваши дети и их успех

Ваши дети и их успех Это был очаровательный вечер. Вершины холмов сверкали на закате солнца, а в песке на дорожке, которая вела через долину, четыре дятла принимали ванну. С помощью своих длинноватых клювов они рассыпали перед собой песок, их крылья трепыхались, когда они

54. Менты, дети, деревья

54. Менты, дети, деревья «Глюка такая была, нах… Я, прям, бля, чуть не обхезался, нах… Просто пиздец, бля, нах… Если б то не глюка была – то ваще бы кикоз, нах…Зырь, втетенился, нах… Ништяк, нах… Заебца на веревку встало, нах… Варила, типа, не туфту спаял, нах… Конкретно

5. Дети

5. Дети Французское общество — думающее и ищущее, не его вина, что «постиндустриальная цивилизация» не содержит в себе возможности конструктивных ситуаций и решений в этих поисках.Индустриальные магнаты хотят получать из университетов «современный человеческий

О житии как дети

О житии как дети Сознание способно старить и омолаживать. Для нашедшего в себе ребенка время готово поворачивать

Побеждает любовь

Сократа часто спрашивали, почему он не оставит ворчливую жену. Мудрец отвечал: «Если я смогу ужиться с ней, никто из людей мне будет не страшен».

Философ считал, что цель мужчины в браке — стараться сделать свою второю половину хоть немного лучше, а если не получится — потраченные усилия, по крайней мере, закалят его характер. К тому же Сократ очень ценил Ксантиппу за то, что она была прекрасной матерью и неустанно заботилась об их детях. Правда, при этом мудрец полагал, что брак и безбрачие — две стороны одной медали, и не сулят мужчине ничего, кроме расстройств.

И все же, несмотря на все разногласия, муж и жена были вместе до конца. Они оставались верны друг другу и воспитали прекрасных сыновей.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!

Следующий анекдот

— Сократ, я должен кое-что рассказать тебе о твоём ученике.

— Погоди. Сначала пропусти свою весть через три сита.

— Да. Первое сито — Правда. Ты уверен, что то, что ты хочешь мне сказать, правда?

— Второе сито — Добродетель. Ты хочешь сказать что-то хорошее?

— Третье сито — это Польза. То, что ты это скажешь, будет для меня полезно?

— Тогда оставь эту весть себе.

Так Сократ и не узнал, что его друг и ученик Платон спит с его женой Ксантиппой.

Рафаэль Санти. Школа Афин. Сократ вверху, справа от центра Рафаэль Санти. Школа Афин. Сократ вверху, справа от центра

Как-то раз после беседы с учениками Сократ возвращался домой. Его жена Ксантиппа встретила философа бранью, потом окатила его водой.

— Так и должно быть, — невозмутимо сообщил Сократ своим ученикам. —Вначале гром, а потом дождь.

Однажды Сократ заметил, что Антисфен, учитель Диогена , выставляет свои лохмотья на показ. Он засмеялся и сказал:
— Перестань красоваться.

Сократу говорили, что, благодушно обращаясь с женой и не возмущаясь ее выходками, он только поощряет этим ее крикливое нетерпение.

— Я приучил себя ко всему этому шуму, — отвечал мудрец, — как привыкают люди к скрипу блоков. Впрочем, вы дурно говоришь про мою жену, а сами разве не выносите криков своих гусей, разве сердитесь, что они вас оглушают?

Перед людьми стыдно

Историки предполагают, что Сократ женился в весьма зрелом возрасте — далеко за сорок лет. И по образу жизни, и по убеждениям он был уже состоявшимся философом. В браке родилось трое мальчиков.

Жена обустраивала быт, занималась детьми, а Сократ, идейный бессребреник и демагог, бродил по городу, проводя время в спорах, дискуссиях и поисках истины. Иногда философ по нескольку дней не показывался дома.

Умеренность Сократа, который полагал, что жизнь ради удовлетворения желудка напоминает рабство, а потому разрешал семье есть только самую скромную пищу, не радовала Ксантиппу.

Неизвестный скульптор. Бюст Сократа. Неизвестный художник. Ксантиппа Неизвестный скульптор. Бюст Сократа. Неизвестный художник. Ксантиппа

Однажды на обед к философу зашел знатный гость — красавец Эфидем. Ксантиппа, желая угодить дорогому визитеру, бросилась готовить вкусный обед. Вскоре она поняла, что не успеет, а других запасов в доме нет. Рассердившись на невозмутимого мужа, Ксантиппа в сердцах перевернула обеденный стол.

Эфидем, оробев от разгорающегося семейного скандала, собрался было уходить, но Сократ остановил его. Философ припомнил, что когда был в гостях у Эфидема, тарелки со стола смахнула залетевшая в дом курица. «Разве я ушел в тот раз?» — спросил у друга мудрец.

Следующий анекдот

Сократ, как и большинство великих философов, был, по отзывам современников, человеком, презирающим богатство и мирские блага. Вероятно, именно поэтому он постоянно навлекал на себя гнев супруги.

Ксантиппа (так звали жену афинского мудреца) обладала весьма сварливым и склочным характером. Как живое воплощение древнегреческой богини Мегеры, супруга терзала философа, день за днем отравляя его существование.

О. ван Веен. Сократ и Ксантиппа О. ван Веен. Сократ и Ксантиппа

Читайте также: