Анекдот про гергиева и курентзиса

Обновлено: 04.11.2024

Следующий анекдот

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Пишет Ольга Бакушинская ( bakushinskaya )
2011-06-10 00:54:00

Ольга Бакушинская
bakushinskaya
2011-06-10 00:54:00

Журналистка приходит к Спивакову на интервью и спрашивает:
- Кто сейчас самый великий в мире дирижер, по вашему мнению?
- Я.
- А почему вы так считаете?
- Мне сказал Бог.
Через некоторое время она приходит к Гергиеву и задает ему тот же вопрос. Гергиев отвечает:
- Я думаю, что фон Караян.
- Надо же, какой вы скромный человек, а вот Спиваков считает, что самый великий это он и ему об этом сказал Бог.
Гергиев пожимает плечами:
- Я ему ничего подобного не говорил.

Что общего у главных харизматиков российской оперы? Выясняет ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА

текст: Екатерина Бирюкова

Задолго до официального открытия «Золотой маски» в Москве уже померились силами Мариинка Гергиева и Пермь Курентзиса. Пока — оперными. С Невы приехали «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Сказки Гофмана» Оффенбаха, с Камы — «Cosi fan tutte» Моцарта и «Medeamaterial» Паскаля Дюсапена. Итак, ситуация как никогда азартная. Если мифу о гергиевском чуде уже не один десяток лет и за это время он стал для Москвы привычным, статусным и потускневшим, то главный результат «пермской культурной революции» — впервые в этом году наступающий по всем фронтам Театр оперы и балета имени Чайковского (рекордные 17 номинаций на главную театральную премию страны) — на пике московской моды.

Приунывшие спекулянты под отреставрированными колоннами Большого (где во время гастролей воцарилась Мариинка) готовы сбыть пропадающие билеты за смешные 500 рублей, солидная немеломанская публика рассаживается среди пустующих кресел на фоне безлюдной царской ложи, безуспешно пытаясь расслабиться и получить удовольствие от странных, совсем на нее не рассчитанных спектаклей самого медийного дирижера страны. В «Новой опере», около которой припаркованы пермские фургоны, наоборот, не протолкнуться, эйфория и вопли восторга, а здороваться приходится практически с каждым человеком из зала. Здесь, что называется, «вся Москва» — и та, что слушает только жильные струны, и та, что смотрит только самый радикальный театр, и та, что постоянно ходит в оперу, и та, что ее презирает, и даже та, что совершенно к ней равнодушна, а занимается оппозиционным движением.

Понятно, что покорение Москвы — одна из первостепенных задач Курентзиса, он сейчас примерно в том же возрасте, в каком ее покорял Гергиев. Которому, в свою очередь, Москва, похоже, уже поднадоела, как капризная, пресыщенная кокетка. Тем не менее Мариинка Гергиева — это международный лейбл, от него не отвернуться. И таким же намерена стать Пермь Курентзиса, говоря про которую (именно в витринно-фестивально-премьерном ее варианте), надо напрочь забыть слово «провинция». Только эти два музыкальных театра в стране сейчас — именные, четко ассоциирующиеся со своими харизматичными худруками. В других есть отдельные проекты, удачи и неудачи, команда, интриги и причудливые изгибы художественной политики. В этих двух — два человека демонической наружности, машущие руками.

Есть ли у них еще что-то общее? Ну, во-первых, учитель — легендарный питерский воспитатель дирижеров Илья Александрович Мусин. Гергиев учился у него в 70-х. Курентзис специально приехал к нему из Афин в 1994-м и был одним из его последних и очень ценимых учеников. Когда Курентзиса не пропустили во второй тур дирижерского конкурса имени Прокофьева, проходившего в Петербурге в 1999 году, то Мусин в знак протеста вышел из состава жюри и вскоре умер. Апокриф гласит, что ровно в годовщину смерти Учителя к тогдашнему директору питерской консерватории Чернушенко (который возглавлял столь досадившее Мусину жюри) нагрянула грозная налоговая проверка. Питерская музыкальная общественность усматривала в ней «осетинский след» — Гергиев-де почитает учителей и не прощает их обид.

Еще, конечно, их роднит непредсказуемость. Плановое ведение оперного хозяйства, которое диктует нынешняя отлаженная мировая фабрика, то и дело терпит крах от соприкосновения с этими двумя неуправляемыми энергиями. То, что любой «домашний» проект может отмениться, сдвинуться, поменяться, — это вообще не вопрос. Но и за пределами домашней вседозволенности никто и никогда с уверенностью не может сказать, успеет ли Гергиев на самолет (я сама как-то гуляла вместе с нарядно одетой публикой вокруг Парижской оперы, когда спектакль задерживался «по техническим причинам» — так корректно были названы пробки по дороге в Пулково), возьмет ли Курентзис телефонную трубку (скандал этого сезона — в последнюю минуту случившаяся отмена его выступления на одном из главных фестивалей современной музыки в Донауэшингене).

Тем не менее у обоих есть свои вполне сакральные истории, в которых можно быть уверенными. Скажем, 2 мая, в день 60-летия Гергиева, открывается новое здание Мариинки — незатейливое снаружи, но начиненное всем необходимым внутри. Его будут ругать, над ним будут издеваться, но мне кажется, что Гергиев плохого подарка себе не подарит. И как его Мариинка-3 остается практически единственным удачным акустическим залом, построенным на территории страны за последнее столетие, так и Мариинка-2 на фоне всех этих диковинных астраханских оперных дворцов и истерических разборок с позолотой Большого, похоже, надолго станет уникальным примером удобного, функционального, цивилизованного, современного музыкально-театрального пространства.

А 2 июня Дягилевский фестиваль в Перми, кроваво преодолев (или не преодолев) заявленные амбициозные премьеры, завершится-таки выступлением любимого детища Курентзиса — Фестивального симфонического оркестра, в ряды которого слетятся талантливые, молодые, не заскучавшие еще музыканты. Цель акции — отметить столетие главной партитуры ХХ века, «Весны священной» Стравинского. И можно предположить, что из всех «Весен» этого юбилейного года пермская будет самая-рассамая.

Но вообще-то различий у двух маэстро гораздо больше. Гергиев — этакий полководец, мыслящий глобальными свершениями, передвижениями, завоеваниями и не готовый долго задерживать внимание на всяких мелочах (одна из которых — спектакль). Курентзис — пастырь, проповедник, древний афинянин, окруженный учениками, гуру, восседающий в таинственном ритуальном полумраке. Если вокруг Гергиева всегда свита, то вокруг Курентзиса — паства. Курентзис — перфекционист, об изматывающих репетициях которого любят постонать музыканты, тем не менее исправно съезжаясь на них с разных концов света. Репетиции Курентзиса — действительно отдельный жанр, не имеющий ничего общего с отшлифованным, суперэффектным шоу для публики. Я сама очень люблю на них бывать. «Репетиция Гергиева» — это какой-то оксюморон. Ну какая тут репетиция?! Самолеты, стройки, контракты. Еще один фестиваль открыт, еще один оркестр возглавлен, еще один диск выпущен, еще один театр построен. Главное — не останавливаться! А ведь мы далеко не за всем даже успеваем следить! Вот, например: Валерий Гергиев возглавил Всероссийское хоровое общество. Новость от 15 февраля. Возможно, он уже и сам про это забыл.

Про перфекционизм Гергиева говорить не приходится. Но это не значит, что в грудах, километрах и тоннах музыкальной продукции, которую он производит, не наткнуться на настоящую драгоценность. Очень даже можно наткнуться. Просто совершенно невозможно угадать, когда это произойдет. Например, на масочном показе «Сказок Гофмана» этого не произошло по причине отсутствия самого Гергиева. То есть на афишах его имя стоит, в программке стоит, билеты проданы, анонсы сделаны, никаких официальных объявлений не слышно (потому что не исключается возможность, что подъедет к третьему акту), но за пультом стоит кто-то, никому не известный, срочно вызванный. А Гергиев то ли заболел, то ли в Казань улетел.

Следующий анекдот

Журналист: Скажите, кто по Вашему самый лучший дирижер?
Курентзис: Я.
Журналист: А кто Вам об этом сказал?
Курентзис: Бог.
Журналист: Скажите, кто по Вашему самый лучший дирижер?
Гергиев: Герберт фон Караян.
Журналист: А Курентзис говорит, что он.
Гергиев: А кто ему об этом сказал?
Журналист: Бог.
Гергиев: Я ему об этом не говорил.

А теперь по сути.

Свершилось нечто очень хорошее, и к нам в город приехал Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра. Все действо проходило в рамках Московского Пасхального Фестиваля. В Облдраме играли Прокофьева – симфонии № 6 и 7 и фортепианный оркестр № 4. Вообще, в этом году центральная фигура фестиваля – композитор Сергей Прокофьев.

За роялем был Алексей Володин (судя по его лицу, рояль был не очень), за дирижерским пультом был сам маэстро Гергиев.

Перед концертом состоялась небольшая пресс-конференция. Валерий Абисалович говорит много и хорошо, но я тут для себя сделала небольшую подборочку цитат. Не «Правила жизни», конечно, но вполне себе харАктерные.

О своем умении петь:
«Я очень плохо пою. А голос ко мне вернулся только недавно, я наверное, слишком много говорил с журналистами на пресс-конференциях. Вообще, я с недоверием отношусь к тем, кто много говорит. Спасибо, что напомнили мне об этом моем недостатке».

О социальной ответственности:
«Регионы сейчас заслуживают большего. Мы – все те, кто занимает какие-то позиции в культурном пространстве, находимся в долгу перед публикой: перед детьми, пенсионерами, теми, кто лучшие свои годы отдал борьбе с трудностями, всеми, кто живет в небольших городах»

О мегаполисах и регионах:
«Я сам – региональный «продукт», и не считаю себя представителем крупного мегаполиса. Я хоть и родился в Москве, но вырос во Владикавказе. Я считаю себя человеком, которому повезло вырасти в обычном российском городе. Именно поэтому регионы мне кажутся важными и абсолютно не далекими, даже в нынешнем моем положении, когда я живу в Санкт-Петербурге и выступаю в 30-40 странах каждый год. Побывав по два-три раза во многих российских городах, я, несомненно, обогатил свою жизнь. Я многому учусь – ведь умение жить вдали от шумных процессов, больших городов – это самый ценный дар, который может получить человек, но, к сожалению, не все к этому вовремя приходят. Кому-то надо прожить 40-50 лет, а кому-то и жизни не хватает, чтобы это понять.

О концертах и публике:
«Например, концерты в Москве запоминаются мне даже не тем, что приходит много известных в нашей стране людей, а тем, что на них много молодежи. Хотя посмотрите трансляции – приходят политики, все те, кого по телевизору можно увидеть. А для меня самое главное, насколько молодым людям и детям интересен такой композитор и такое русское явление как Сергей Прокофьев»

Небольшой комментарий. Валерий Абисалович во многих интервью акцентирует внимание на том, что ему важно, чтобы на концерты ходили дети и молодежь. Поэтому немного о финансовой стороне вопроса. Билеты на концерт стоили от 1000 до 2000. Вполне себе гуманитарные цены с учетом уровня оркестра и дирижера. Думаю, что в других регионах стоимость не сильно отличается. И да, я считаю, что выделить такую сумму на концерт могут пусть и не все, но многие молодые люди. 1000 рублей – это два раза сходить в магазин.

О шестой симфонии Сергея Прокофьева:
«Я почти на сто процентов убежден, что шестая симфония Прокофьева в Мурманске еще не звучала, и я буду тем счастливцем, кто впервые исполнит ее в вашем городе. Это очень зрелое, мастерски написанное произведение и это то, что фестиваль может оставить в сердцах мурманской публики».

Вообще, Валерий Абисалович еще много чего говорил. Про то, что регионам нужны концертные залы, как очаги культурной жизни, про то, что заболел Женя Никитин, солист Мариинки, который должен был выступать, про то, фестиваль - это огромный труд. Вообще, мне маэстро очень понравился. Особенно руки. А еще хрипловатый голос. А еще спокойствие, с которым он держался.
Кстати, о руках. Наш фотограф Костя, когда отдавал мне фотографии, сказал примерно следующее: "Сразу видно, что он дирижер, даже на пресс-конференции все время руками пассы делал". На самом концерте Валерий Абисалович дирижировал всем телом - и руками, и корпусом, и головой. Но руки у него особенные - небольшие и очень подвижные. Как птицы.

Фото - Константина Брайцева.

UPD. Мне тут знающие люди рассказали вот что. В Москоу-сити билет на Гергиева можно купить как за 100 рублей, так и за 50 тысяч. Неплохой такой разброс=)

Следующий анекдот

Чужой компьютер

Галина Чистякова

Галина Чистякова

перейти к странице

Галина Чистякова

Галина Чистякова запись закреплена

Журналист спрашивает Теодора Курентзиса:
- Скажите, кто, на Ваш взгляд, лучший дирижёр?
- Я.
- Кто Вам это сказал?
- Бог.
Журналист спрашивает Валерия Гергиева:
- Скажите, кто, на Ваш взгляд, лучший дирижёр?
- Герберт фон Караян.
- А Курентзис говорит, что лучший дирижёр - это он.
- Кто ему это сказал?
- Он говорит, что . Бог.
- Я ему этого не говорил!

Читайте также: