Афоризмы и размышления петра леонидовича капицы его любимые притчи поучительные истории анекдоты
Обновлено: 04.11.2024
Жизнь подобна карточной игре, в которую ты играешь, не зная правил.
Все явления, происходящие в материальном мире, подчиняются закону причинности. В процессах, происходящих в духовном мире, мы допускаем отсутствие соблюдения закона причинности – и поэтому допускаем существование свободы воли. Если реальность мира определяется его существованием в нашем воображении, то его возникновение могло произойти без причины. Это главное преимущество идеалистических мировоззрений. Материализм не может объяснить возникновения мира, не отвергая закона причинности.
Надо исходить из того, что удается. Учиться у жизни, а не навязывать ей выдуманные формы.
Жизнь направляется не логикой, а эмоциями.
Счастливым можно научиться быть в любых обстоятельствах. Несчастный только тот, кто вступает в сделку со своей совестью.
Только смелость, настойчивость и честность побеждают в жизни.
В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами.
Последовательность есть одна из главных сил человека.
Сделать из людей трусов – это легко. Сделать людей смелыми – это труднее.
Настойчивость и выдержка есть единственная сила, с которой люди считаются.
Это хорошее дело – не сидеть на месте. Человек – как вода: если не течет, то застаивается и плесневеет.
Истинный патриотизм не в восхвалении своей родины, а в работе на ее пользу и в исправлении ошибок.
Вся история человечества состоит из ошибок, и, несмотря на это, всякое правительство считает себя безгрешным. Это закон природы, и ему надо подчиняться.
Почему власть должна не всегда руководствоваться только принципами рациональности и эффективности, а все же следовать некоторым правилам этичности, то есть, например, держать слово, щадить отдельного человека и проявлять великодушие и прочее, и прочее. …Мне так ясно, что этические принципы весьма существенны в управлении людьми. Управляемые люди должны верить в своих правителей, а для того, чтобы верить, они должны заранее чувствовать, что правители от них хотят, и знать, что при известных, заранее предсказываемых на основании этичности условиях, власть так и так себя проявит.
У меня есть правило в жизни: человеку, который хоть раз соврал, я не верю никогда больше.
Когда нельзя высказываться в газетах, общественное мнение выражается в анекдотах.
Все говорят о недостатках. Недостатки всегда есть. Нужно говорить о том, как устранить эти недостатки.
Умение ограничивать свободу в стране – вопрос хороших манер правительства.
Плановость – ограничение личной инициативы.
Грубое насилие всегда глупо, умный человек всегда найдет путь заставить другого сделать то, что ему хочется, без явного насилия, так, чтобы этому другому тоже хорошо сделать, то есть путь насилия заменить путем добровольного сговора.
Почти всякого человека можно заставить быть вежливым, так же как и вызвать на грубость.
Важно не давить свободу.
Давят сознание свободы неопытные государственные деятели. Чтобы быть счастливым, человек должен воображать себя свободным. Так же как [и верить], что жена ему верна и он самый любимый ее человек.
[При] демократическом управлении согласно желаниям большинства был бы остановлен прогресс, так как прогрессивное начало сосредоточено в небольшом числе людей (передовой слой). Поэтому демократический принцип управления людьми только тогда и действует, когда он связан с обманом одних другими. Поэтому и говорят, что политика – грязное дело. Это не грязное дело; но обман есть необходимый элемент демократического строя, без него он успешно функционировать не может.
Есть два способа ограничения свободы человека: путем насилия и путем воспитания в нем условных рефлексов.
Человеку надлежит уметь согласовывать свои поступки с реальным окружением.
Человек в основном отличается от животного тем, что животное приспосабливается к природе, а человек, завоевывая природу, приспосабливает ее к себе. Это основная разница.
Характер и структура общества определяют селекционный отбор последующих поколений. Характер и структура общества определяются его конституцией и социальным строем, но также его духовной культурой, развитием науки, искусства, литературы, характером семейной и общественной жизни. Идеалы, герои общества определяются [тем], кто [в нем] наиболее привлекательные женихи и невесты: спортсмены, инженеры, ученые, чиновники и другие. Это и определяет характер воспроизведения поколения.
Экономисты похожи на гадалок. Они предсказывают будущее, считаясь с психологией человека. Стараются научно оправдать то, чего он желает в будущем.
Я верю в то, что деньги должны оборачиваться. Чем больше тратишь, тем больше получаешь – вот мой девиз!
Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
Так же как войну нельзя вести без оружия, ее нельзя вести без пропаганды – это основное условие для коллективных действий людей.
Ничто в жизни так ясно не определяет положения вещей, как сравнение.
Причина возникновения глобальных проблем хорошо известна: человек отличается от животного в основном тем, что животное приспосабливается к природе, а человек ее переделывает и приспосабливает к своим потребностям. В наш век, с увеличением численности населения на земном шаре и ростом материальной культуры, стали осуществляться технические и энергетические процессы, которые начали изменять природу всего земного шара.
В современном демократическом обществе основа управления лежит в эмоциональном воздействии на массы, поэтому для решения научно обоснованных глобальных проблем оно мало приспособлено. Вот почему в общественной структуре должен быть авторитетный аппарат, способный самостоятельно решать глобальные проблемы.
Совершенно очевидно, что все глобальные проблемы придется решать в международном масштабе. Основная трудность осуществления необходимых решений будет заключаться в том, что их требования часто будут противоречить интересам отдельных стран. Основная социально-политическая задача сводится к тому, как подчинить интересы отдельных государств интересам всего человечества.
Почему и для чего мы существуем? Какой главный мотив направляет нашу деятельность? Как известно, этот вопрос пока еще не имеет однозначного и общепринятого решения. Причина этого заключается, очевидно, в том, что наше мышление имеет непрерывный характер, что все реальное происходит из-за другого реального события. Явление, возникшее из ничего, не имеет реальной философской базы. Единственный выход из создавшегося положения – это выбор формы религиозной основы, где есть много возможностей, отвечающих разнообразным вкусам и запросам людей. К тому же религия имеет то большое преимущество, что сопровождает эти объяснения целой серией наставлений, как должно вести себя.
Время создает человека, а не человек – время.
За миллионы лет нашего существования на Земле оно привело нас к более глубокому познанию спроектированного нами мира, и этот процесс, несомненно, будет продолжаться в том же направлении. Но пока при этом непонятно, как ответить на главный вопрос: почему и зачем все это происходит?
Окружающий мир также таит в себе еще одну главную загадку: для чего нужна такая структура мира? И пока это заставляет нас думать, что умственная деятельность людей представляет самостоятельную ценность, для которой существующий материальный мир – только база, на которой она может развиваться.
Мы все в конечном счете лишь крошечные частицы в потоке, который зовем судьбой. Единственное, что мы можем сделать, – это лишь слегка изменить наш путь и удержаться на поверхности.
Павел Рубинин - Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты краткое содержание
В этой книге собраны афоризмы, изречения, любимые притчи и размышления выдающегося российского физика Петра Леонидовича Капицы. Эти цитаты проверены временем. Они заставляют задуматься над проблемами и помогают находить решения в повседневной жизни. Издание рассчитано на разные категории читателей – от школьников и студентов до специалистов в различных областях и топ-менеджеров. Большой интерес книга представляет и для тех, кто увлекается наукой и исследованиями.Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты - читать книгу онлайн бесплатно, автор Павел Рубинин СделатьОдиннадцать лет спустя, изгнанный Сталиным и Берией из созданного им института, Капица написал в тетради «Для памяти»: «Сделать из людей трусов – легко. Сделать людей смелыми – это труднее». И тут же, на той же странице: «В науке необходима абсолютная честность».
Абсолютная честность в сочетании с твердым как камень характером и полным отсутствием страха («Я боюсь только щекотки», – писал он жене) и позволили ему прожить счастливую и поразительно плодотворную жизнь. В полном соответствии с им же самим установленным правилом: «Счастливым можно научиться быть в любых обстоятельствах. Несчастный только тот, кто вступает в сделку со своей совестью»…
Сборник, предлагаемый вниманию читателя, состоит из четырех разделов. В первом публикуются афоризмы и размышления Капицы из его записных книжек, рукописей, писем, исправленных стенограмм лекций и выступлений, опубликованных докладов и статей. Материалы эти расположены по тематическим разделам и по мере возможности датируются. Во втором разделе сборника публикуются краткие реплики и выступления Капицы на заседаниях ученого совета Института физических проблем, запротоколированные секретарем совета или стенографисткой, а также его изречения разных лет, записанные учениками и сотрудниками. Третий раздел – любимые цитаты Капицы, изречения знаменитых людей, в том числе и Козьмы Пруткова, которые Петр Леонидович приводил в своих статьях и докладах. Завершается книга поучительными историями, притчами и анекдотами, которые он любил рассказывать «к случаю». Устные рассказы приводятся по записям, сделанным близким другом семьи Капицы, географом Игорем Алексеевичем Зотиковым, и выпускником МФТИ – профессором Юрием Михайловичем Ципенюком.
Хотелось бы надеяться, что эта небольшая книга окажется полезной читателю и доставит ему удовольствие. Он улыбнется и вспомнит, что даже в самый тяжелый год своей жизни Капица писал: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые».
Афоризмы и размышления
Жизнь подобна карточной игре, в которую ты играешь, не зная правил.
Все явления, происходящие в материальном мире, подчиняются закону причинности. В процессах, происходящих в духовном мире, мы допускаем отсутствие соблюдения закона причинности – и поэтому допускаем существование свободы воли. Если реальность мира определяется его существованием в нашем воображении, то его возникновение могло произойти без причины. Это главное преимущество идеалистических мировоззрений. Материализм не может объяснить возникновения мира, не отвергая закона причинности.
Надо исходить из того, что удается. Учиться у жизни, а не навязывать ей выдуманные формы.
Жизнь направляется не логикой, а эмоциями.
Счастливым можно научиться быть в любых обстоятельствах. Несчастный только тот, кто вступает в сделку со своей совестью.
Только смелость, настойчивость и честность побеждают в жизни.
В жизни человек с выдержкой всегда побеждает. А выдерживать надо не полчаса, а годами.
Последовательность есть одна из главных сил человека.
Сделать из людей трусов – это легко. Сделать людей смелыми – это труднее.
Настойчивость и выдержка есть единственная сила, с которой люди считаются.
Это хорошее дело – не сидеть на месте. Человек – как вода: если не течет, то застаивается и плесневеет.
Истинный патриотизм не в восхвалении своей родины, а в работе на ее пользу и в исправлении ошибок.
Вся история человечества состоит из ошибок, и, несмотря на это, всякое правительство считает себя безгрешным. Это закон природы, и ему надо подчиняться.
Почему власть должна не всегда руководствоваться только принципами рациональности и эффективности, а все же следовать некоторым правилам этичности, то есть, например, держать слово, щадить отдельного человека и проявлять великодушие и прочее, и прочее. …Мне так ясно, что этические принципы весьма существенны в управлении людьми. Управляемые люди должны верить в своих правителей, а для того, чтобы верить, они должны заранее чувствовать, что правители от них хотят, и знать, что при известных, заранее предсказываемых на основании этичности условиях, власть так и так себя проявит.
У меня есть правило в жизни: человеку, который хоть раз соврал, я не верю никогда больше.
Когда нельзя высказываться в газетах, общественное мнение выражается в анекдотах.
Все говорят о недостатках. Недостатки всегда есть. Нужно говорить о том, как устранить эти недостатки.
Умение ограничивать свободу в стране – вопрос хороших манер правительства.
Плановость – ограничение личной инициативы.
Грубое насилие всегда глупо, умный человек всегда найдет путь заставить другого сделать то, что ему хочется, без явного насилия, так, чтобы этому другому тоже хорошо сделать, то есть путь насилия заменить путем добровольного сговора.
Почти всякого человека можно заставить быть вежливым, так же как и вызвать на грубость.
Важно не давить свободу.
Давят сознание свободы неопытные государственные деятели. Чтобы быть счастливым, человек должен воображать себя свободным. Так же как [и верить], что жена ему верна и он самый любимый ее человек.
[При] демократическом управлении согласно желаниям большинства был бы остановлен прогресс, так как прогрессивное начало сосредоточено в небольшом числе людей (передовой слой). Поэтому демократический принцип управления людьми только тогда и действует, когда он связан с обманом одних другими. Поэтому и говорят, что политика – грязное дело. Это не грязное дело; но обман есть необходимый элемент демократического строя, без него он успешно функционировать не может.
Есть два способа ограничения свободы человека: путем насилия и путем воспитания в нем условных рефлексов.
Человеку надлежит уметь согласовывать свои поступки с реальным окружением.
Следующий анекдот
Мы все в конечном счете лишь крошечные частицы в потоке, который зовем судьбой. Единственное, что мы можем сделать, – это лишь слегка изменить наш путь и удержаться на поверхности.
Не горюй и не печалься. Жизнь разрешает самые сложные проблемы, если дать ей на это достаточно времени.
Следующий анекдот
Следующий анекдот
Павел Рубинин - Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты краткое содержание
В этой книге собраны афоризмы, изречения, любимые притчи и размышления выдающегося российского физика Петра Леонидовича Капицы. Эти цитаты проверены временем. Они заставляют задуматься над проблемами и помогают находить решения в повседневной жизни. Издание рассчитано на разные категории читателей – от школьников и студентов до специалистов в различных областях и топ-менеджеров. Большой интерес книга представляет и для тех, кто увлекается наукой и исследованиями.О науке
В основе эволюции, которой руководит мудрость природы, лежит способ проб и ошибок. Все те «пробы», которые оказались соответствующими требованиям эволюции, развивались. Так возник человек. На это потребовалось много миллионов лет. Человек начал преобразовывать окружающую его природу тоже путем проб и ошибок. Но процесс завоевания им природы основывался на том, что он стал обобщать опыт удачных проб, накапливая и передавая его другим людям. Таким образом, возник механизм социального наследования и исключалась необходимость повторять пробы и сделанные ошибки. Метод проб и ошибок по сей день лежит в основе познания природы и используется для ее преобразования. Все, что сейчас ограничивает число проб и ошибок, которые необходимо сделать для решения поставленной задачи, уже можно характеризовать как начало научного подхода.
В основе научной закономерности происходящих в природе процессов лежит логическое обобщение опыта, полученного из проб и ошибок. Ценность научного подхода для развития цивилизации определяется тем, что приобретенный опыт распространяется между людьми и сохраняется со временем. Поэтому влияние науки на развитие цивилизации стало возрастать с развитием письменности и книгопечатания.
Как хорошо известно, религия может свободно пренебрегать законами причинности и потому отвечает на такие вопросы, которые не могут иметь научного решения, как, например, вопрос о сотворении мира, свободе воли, присутствии божественной силы и другие. Вот почему может существовать множество религий, а наука только одна – как таблица умножения.
Спрашивается, какая же часть человечества будет со временем заниматься наукой и искусствами? Здесь мы можем прибегнуть к аналогии в стиле Герберта Спенсера. Если сравнить государственный организм с животным и вес той части тела животного, которая выполняет умственную работу, а именно головы, сравнить с весом всех остальных частей тела, выполняющих физическую работу, мы получим интересный результат. Начнем с допотопного животного, например, динозавра. Это было животное с маленькой головой и гигантским телом. В эволюционном развитии жизни на Земле такому организму не принадлежало будущее. Будущее в борьбе за существование принадлежало человеку, вес головы которого составляет примерно 5–10 процентов от веса тела.
Так и в эволюционном развитии человеческого общества культура будет непрерывно развиваться, и на нее будет тратиться все больше и больше средств. Здесь можно заметить, что природа пока предоставляла развитию духовного начала человека по сравнению с физическим качественно более щедрые возможности, чем до сих пор это делали [для культуры] даже наиболее развитые государства.
Правильно и четко налаженные транспорт и связь лежат в основе современной культуры.
Совершенно ясно, что если промышленность обусловливает жизнь общества, то наука руководит его ростом.
Надо помнить, что пути и темпы развития любой науки определяются ее связью с жизнью.
Научная работа относится к той области деятельности человека, которая может успешно развиваться только теми, кто имеет творческие дарования. Общеизвестно, что в искусстве, литературе, музыке успешно работает только небольшое число людей, обладающих творческими способностями. То же самое относится и к научной работе: тут тоже успешно могут работать только творчески одаренные люди.
Следует помнить, что невозможно поддерживать на одинаково высоком уровне все области [знания], поэтому гораздо правильнее сосредоточить усилия на тех из них, где мы сильны людьми и где сложились хорошие научные традиции. Главным образом, надо развивать те направления в науке, в которых нам посчастливилось иметь крупного, смелого и талантливого ученого. Хорошо известно, что, как ни поддерживай неодаренного человека, все равно он ничего крупного и ведущего в науке не сделает. Поэтому при развитии той или иной области мы первым делом должны исходить из творческих сил человека, работающего в ней. Ведь наша наука – дело творческое, как искусство, как музыка и т. д. Нельзя думать, что, создав в консерватории отделение по написанию гимнов или кантат, мы их получим: если нет в этом отделении крупного композитора, равного по силе, например, Генделю, все равно ничего не получится. Хромого не научишь бегать, сколько денег на это ни трать. То же самое и в науке.
Неоспоримо, что наука – одна для всего человечества, поэтому она развивается в международном масштабе.
Главное – не забывать интернационального значения науки. Всякая политика обособленности, которая идет на пользу только шарлатанам и недоучкам, должна быть в корне пресечена.
Я твердо верю в интернациональность науки и в то, что настоящая наука должна быть вне всяких политических страстей и борьбы, как бы ее туда ни стремились вовлечь. И я верю, что научная работа, которую я делал всю жизнь, есть достояние всего человечества, где бы я ее ни творил.
Всякая культурная страна должна быть заинтересована в развитии большой науки и техники в мировом масштабе и всеми средствами [должна] содействовать их развитию.
Узкий эгоизм, воображающий, что можно брать, не давая, может быть политикой только тупого человека. Недаром в Священном Писании сказано: «Рука дающего не оскудеет». Жизненный опыт показывает, что узкий эгоизм, как в жизни отдельного человека, так и в жизни государства, никогда не оправдывается.
Дело в том, что мы должны всевозможными путями уметь использовать достижения мировой культуры, претворять их в жизнь, поднимая тем самым культурную жизнь нашей страны. Если другой раз мы этого не умеем делать достаточно интенсивно, то должны винить в этом только себя и не воображать, что путем засекречивания мы сумеем обогнать Запад. Всякое большое и принципиальное достижение техники всегда является результатом совместной работы. Поэтому я считаю, что в развитии большой техники, как и большой науки, в мировом масштабе принципиально заинтересована всякая культурная страна, так как от ее развития зависит развитие собственной культуры. Развитие мировой культуры не под силу одной стране. Поэтому все, что хоть немного содействует развитию этой большой науки и техники, должно быть сделано общим достоянием. Открытие радиотелеграфа Поповым было основано на работах Герца, Бранли, Риги и других [ученых]. Потом, после Попова, большой шаг вперед был сделан Маркони, Флемингом и многими другими, и мы имеем в результате радио сегодняшнего дня. Чем больше МЫ дадим мировой науке и технике, тем больше от нее и получим…
Наша сила должна быть в динамике. Мы должны обогнать всех, идя по открытому пути так быстро, чтобы никто не смог нас догнать. Воображать, что по засекреченным тропам можно обгонять, – это не настоящая сила. Если мы выберем этот путь секретного продвижения, у нас никогда не будет веры в свою мощь и других мы не сумеем убедить в ней.
Когда наша наука станет по-настоящему передовой, она не будет нуждаться в засекречивании. В науке можно идти только догоняя или впереди. Никакая научная истина, если она широко не освоена, не может быть признана достижением науки. Это скрытые в земле минералы, которые становятся только [тогда] ценностью, когда они извлекаются и ими пользуются.
Засекреченное научное достижение равноценно его отсутствию.
Идеи не скроешь. Вообще правильная политика всякой сильной техники – это искать свою силу в динамике развития, прокладывая новые пути, открыто бежать впереди, рассчитывая только на силу своих ног.
Если нашим критерием всегда будет только то, что сделано и апробировано на Западе, и если у нас всегда будет пересиливать боязнь начинать что-то свое, то судьба нашего технического развития – «колониальная» зависимость от западной техники. Может быть, нам кое-чему в этом направлении следовало бы поучиться у англичан. Англичане говорят: British is the best («Британское – это лучшее»). Находясь в Англии, я пытался им возражать; я им говорил: это – лучше у французов, это – у американцев и т. п. Они отвечали: поскольку это наше, оно всегда для нас является лучшим. В такой утрированной постановке вопроса есть своя сила и логика. Может быть, в ней чувствуется английская надменность, но хотя в нашем кредо «все заграничное лучше» и есть скромность, оно обрекает развитие нашей техники на жалкое будущее.
Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Всё простое – правда… Афоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты - читать книгу онлайн бесплатно, автор Павел Рубинин СделатьАфоризмы и размышления Петра Леонидовича Капицы, его любимые притчи, поучительные истории, анекдоты
Издано с разрешения Московского физико-технического института (государственный университет) (МФТИ)
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».
© П.Е. Рубинин, 1994
© Московский физико-технический институт, 1994
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015
Эту книгу хорошо дополняют:
Правила Черчилля
Речи, которые изменили мир
Саймон Себаг Монтефиоре
Секреты великих ораторов
Слово архитектору
Слово дизайнеру
Предисловие партнера издания
В этом ряду имя Петра Леонидовича Капицы занимает одно из первых мест. Крупнейший физик XX века, выдающийся организатор науки, он прожил долгую и сложную жизнь, сохранив среди бурь эпохи преданность нравственным идеалам, верность друзьям и неизменный оптимизм. Много лет он работал в Великобритании в тесном сотрудничестве с выдающимся английским физиком Эрнестом Резерфордом и добился прежде недоступной для иностранца чести: специально для него в Кембридже была создана лаборатория. После возвращения в СССР Капица основал Институт физических проблем и Московский физико-технический институт. Его главные открытия связаны с явлениями сверхтекучести жидкого гелия и физикой низких температур. Он оставил после себя сразу несколько научных школ, его многочисленные ученики и сегодня продолжают поиск на переднем крае современной науки.
Если масштаб научного гения Петра Капицы, удостоенного за труд в области фундаментальной физики Нобелевской премии, в полной мере могут оценить только специалисты, то масштаб его человеческой личности становился понятен любому, кто с ним общался, – во многом благодаря тому, что интересы ученого не ограничивались сферой науки, но касались искусства, общественной жизни и даже политики.
Книга, которая лежит сейчас перед вами, – не научный труд. Она рассчитана не на физиков – вернее, не только на физиков, а на всех, кто ценит остроту мысли и меткое слово. Она рисует не ученого, а человека – остроумного, веселого, порой язвительного – особенно в тех случаях, когда ему приходилось сталкиваться с человеческими пороками, в первую очередь с трусостью, подлостью и глупостью, которых во все времена было предостаточно, в том числе и в научной среде.
Капица никогда не опускался до сведения личных счетов. Его суждения о людях – это всегда размышление о Человеке, о его достоинствах и недостатках, о том, что мешает жить, а что помогает следовать высоким идеалам.
Афоризмы, шутки, остроумные высказывания и столь любимые ученым короткие притчи и анекдоты были сохранены его коллегами и учениками. Научно-образовательный фонд имени академика Шахмардана Есенова, предлагая их сегодня читателю, преследует несколько целей. Во-первых, вы сможете лучше понять одного из величайших ученых XX века, увидеть за парадным портретом Нобелевского лауреата живого и очень симпатичного человека. Во-вторых, наблюдения и оригинальные суждения ученого помогут вам заглянуть в себя, что-то понять, многое переоценить, поверить в свои силы. И наконец, вы убедитесь, что юмор отнюдь не мешает серьезному научному поиску, а напротив, идет с ним рука об руку, учит правильно оценивать свои и чужие ошибки, никогда не терять присутствия духа, даже после самых тяжелых неудач подниматься на ноги и продолжать нелегкий путь к поставленной цели.
Желаю вам насладиться этой простой и правдивой книгой, которую создал и оставил для нас Павел Евгеньевич Рубинин, близкий друг и соратник Петра Леонидовича Капицы.
Максимы людей раскрывают их сердца.
На журнальном столике в домашнем кабинете Петра Леонидовича Капицы, рядом с креслом, в котором он отдыхал, я часто видел старый коричневый томик «Максим» Ларошфуко. Изречения классиков встречаются в докладах и статьях ученого, а один из французских афоризмов, со ссылкой на Капицу, вошел даже в «Словарь иноязычных выражений и слов», вышедший в издательстве «Наука» в 1987 году. Как нельзя лучше его характеризует высказывание: La simplicité c’est la plus grande sagesse (Простота есть самая большая мудрость).
Петр Леонидович и сам был мастер кратких и емких изречений. И его высказывания, капицынские «законы» житейской мудрости, порой рождались на свет прямо на глазах его сотрудников и учеников – в живой дискуссии, в лаборатории или на заседании ученого совета. Недаром же первая подборка афоризмов и размышлений Капицы была составлена его учениками еще в 1964 году, когда в Институте физических проблем весело праздновалось 70-летие Петра Леонидовича. (Она была опубликована в стенной газете «Магнит».) Вторая подборка изречений Капицы была напечатана десять лет спустя в журнале «Природа», в первом номере за 1975 год.
После кончины ученого в апреле 1984 года остался богатейший личный архив, который в течение многих лет, еще при жизни Петра Леонидовича, приводила в порядок его жена, Анна Алексеевна. Эту работу поручено было продолжить мне, проработавшему с Петром Леонидовичем последние 29 лет его жизни. Разбирая рукописи, я стал откладывать в отдельную папку записные книжки, блокноты и разрозненные листки с черновыми набросками. Расшифровка этих записей, иной раз очень неразборчивых, значительно пополнила собрание афоризмов Капицы. Много острых и метких наблюдений я нашел затем в письмах, которые Капица писал Анне Алексеевне в Кембридж в 1935 году, когда остался один на один с набиравшим силу тоталитарным государством. Власти пытались сломить его, сделать «ручным» и покорным, но у них ничего не получилось… Некоторые размышления Капицы того года, самого, пожалуй, тяжелого в его жизни, помогают лучше понять силу характера этого выдающегося человека. «Только смелость, настойчивость и честность побеждают в жизни», – писал он Анне Алексеевне 3 апреля 1935 года.
Читайте также: