Суфии собрание притч и афоризмов
Обновлено: 02.10.2024
Суфийский путь — это непрерывная работа мысли и сердца, в которой путеводной звездой служат притчи и афоризмы великих учителей суфизма. В этой книге впервые на русском языке представлено столь полное собрание суфийской мудрости. В ней объединено наследие таких классиков этого учения, как Газали, Санайи, Аттара, Джами, Навои, живших в XI—XV веках на территории восточного Ирана (Хоросана). К этой же цепочке духовной преемственности принадлежит и знаменитый шейх Накшбанд из Бухары.
Заключают книгу эссе замечательного русского востоковеда Е. Бертельса и несколько очерков современного суфия Идрис Шаха, которые представляют пример истинно суфийского подхода к толкованию скрытого смысла собранных в книге занимательных историй мудрых мыслей.
ЛЕО ЯКОВЛЕВ. СУФИ, КТО ОНИ?
Во внутренних покоях
Завета нет, но тайна здесь лежит.
В наши дни, когда на право духовного наставничества современного человека претендуют многочисленные религии и вероучения, слова «суфи», «суфии» и «суфизм» все еще остаются тайной за семью печатями практически для всех.
В самом деле, если такая «религия» существует, то почему ее адепты не пропагандируют своих взглядов на улицах и не раздают в метро листовок, где бы точно указывалось, что они, суфи, собой представляют и как намереваются облагодетельствовать человечество?
Более того, на протяжении тысячи лет сущность суфизма пытались постигнуть вначале ученые Ближнего и Среднего Востока, а затем и всего мира, однако об успехе этих усилий даже сейчас говорить, мягко говоря, преждевременно. Поэтому любые попытки в столь кратком вступлении объяснить «в двух словах», кто такие суфии, можно рассматривать лишь как первый шаг на пути к постижению этой по-настоящему волнующей тайны.
Итак, «суфи» — это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему (Высшему существу) и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой, и суфи обычно именуют себя людьми Пути, имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего.
Исторически суфизм связан с исламом, и это не случайно. Благодаря Мухаммаду и его последователям свет единобожия озарил обширные пространства Востока, и исламу было суждено стать мостом между христианским западным миром, впитавшим в себя эллинизм и иудаизм, и мирами Будды, Патанджали и Лао-Цзы, откуда было заимствовано понятие «Путь» и некоторые сопутствующие этому понятию взгляды, а также медитация, используемая суфи.
Суфизм шел от практики к теории, и первоначально его носителями были дервиши — странники, бродившие по необъятным пространствам исламского мира от Гибралтара до Ганга.
Суфи пытались указать людям прямой путь к Богу без посредников-священников, и это вызывало враждебное к ним отношение исламских богословов-ортодоксов. Суфи стали подвергаться преследованиям, и среди них появились мученики, пострадавшие и казненные за свои убеждения. Но, как это уже не раз бывало и будет в истории человечества, интерес к запретному и преследуемому учению только повышался и оно становилось массовым. В этих условиях ортодоксальные исламисты нашли единственно правильный выход: признали учение суфи одной из ветвей ислама и легализовали его.
Особая заслуга в этой мировоззренческой акции принадлежит крупнейшему исламскому теологу ал-Газали из Туса — современнику и собеседнику Омара Хайяма. Тем не менее, напряженные отношения между суфи и ортодоксальными исламистами сохранились и, можно сказать, сохраняются по сей день, ибо правоверные историки ислама и сегодня связывают ослабление ортодоксального вероучения с суфийскими влияниями.
Легализация суфизма на первых порах способствовала росту его популярности. В средние века в исламском мире постоянно возникали, дробились и исчезали суфийские братства, носившие имена основавших их суфийских лидеров. Затем в суфийском движении наступил период спада, хотя отдельные братства сохранили свое влияние и в Новое время.
Не стоит забывать, что теоретики раннего суфизма, как и Па-танджали, Лао-Цзы и многие другие восточные мудрецы, считали целью своего учения нравственное совершенствование человека, а не создание массовых организаций, участвующих в политической жизни стран и народов. Именно политическая «неангажированность» учения привлекла к нему крупнейших интеллектуалов исламского Возрождения — ученых и поэтов. Также влекла их и глубокая терпимость этого учения, допускавшего любой, лишь бы искренний Путь к Богу. Этот скрытый, но мощный экуменизм, ненавистный тем, кто манипулирует верой и убеждениями людей в политических целях, открыл суфизму путь к сердцам европейцев.
Иранский теоретик и историк суфизма ал-Худжвири из Газни еще в XI веке предвидел судьбу своего учения. Он писал в книге «Раскрытие скрытого за завесой», что на Земле во все времена жили и будут жить несколько тысяч «тайных суфи», причем многие из них даже не будут догадываться о совершенстве своего состояния. Именно эти люди, по словам ал-Худжвири, придают истории человечества определенную направленность, обеспечивая ее приближение к Истине.
Суфи живут по формуле «в миру, но не от мира». В миру они пребывают, как все, выполняя предписанные окружающим их обществом законы и правила (если таковые, конечно, не противоречат принципам нравственности и человечности) и стараясь как можно лучше сделать мирскую работу. Но личность свою они при этом сохраняют в полной независимости от общества и всегда абсолютно свободны от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, от слепого повиновения и благоговейного страха перед вышестоящими в мирской иерархии.
Никакие общественные законы ничего не могут изменить во Вселенной суфи. Они следуют своим принципам мышления и склонностям, оставаясь совершенно независимыми от похвалы или порицания мирских авторитетов.
Все сказанное относится к историческим судьбам суфийского учения, однако не дает ответа, как стать суфи. Попытаемся прояснить и это: суфи нельзя стать — им нужно быть, и первая цель суфийского учения — помочь человеку, не знающему о том, что он суфи, постичь свою суфийскую сущность.
«Быть суфи означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире»,— сказал по этому поводу знаменитый суфи, багдадский шейх Абу-Бакр ас-Шибли.
Путь к своей цели «тайный суфи» может пройти с учителем, и тогда он, возможно, будет более легким, приятным и скорым. Этот же путь может быть пройден самостоятельно, ибо великие суфийские учителя прошлого — Ибн-Араби, Манайи, Хайям, Саади, Аттар, Руми, Хафиз, Джами, Ансари и многие другие оставили на нем свои знаки для идущих вослед. Но этот самостоятельный путь окажется, возможно, более трудным, отягощенным колебаниями и сомнениями.
Ярким примером такого трудного пути к пониманию и восприятию суфийских ценностей является путь Льва Толстого, который во всех деталях можно проследить по его дневниками и письмам. События жизни Толстого в 1909—1910 годах свидетельствуют о том, что он достиг цели, хотя в полной мере насладиться достигнутым им совершенным состоянием и воссоздать его в своих творениях у него уже не оставалось времени и сил. Но то, что он оставил людям подробнейшее описание и детальный анализ своих поисков, ошибок, сомнений и колебаний на этом Пути, чтобы идущие вослед за ним их не повторили, обеспечило ему достойное место среди великих Учителей человечества.
Опыт Толстого и других великих суфи свидетельствует о том, что если в душе идущего скрыт «тайный суфи», то путь к пониманию своей сущности этот идущий непременно пройдет.
Когда же первая цель достигнута и человек осознал себя суфи, ему начинает открываться иной мир, иная Вселенная, та самая, что, по словам ал-Худжвири, скрыта за завесой людской суеты сует.
Жизнь достигшего первой цели обретает столь необходимые в наше время спокойствие и уверенность, что он начинает распознавать в мире вещей и событий Знаки Всевышнего и учится анализировать содержащуюся в них информацию, для восприятия которой человеческая логика непригодна.
Альберт Эйнштейн, чей путь к пониманию своей суфийской сущности также можно проследить по его наследию и свидетельствам, высказался по этому поводу точно и определенно: в истинных открытиях, по его словам, никогда не участвует логическое мышление. Присущее Эйнштейну странничество, пренебрежение личным благополучием, которое он назвал «амбициями свиньи», свидетельствуют о том, что он был истинным человеком Пути. Сохранилась его собственная запись: «Я никогда не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Еще юношей я уже ясно осознал бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добиваются всю жизнь».
Идрис Шах , Алишер Навои , Джами , Лео Яковлев , Джалал ад-Дин Руми , Фарид ад-Дин Аттар , Евгений Бертельс , Абу Хамид аль-Газали , Санайи , Накшбанд Ещё 9 авторов
- Написать рецензию
- Добавить цитату
- Рассказать историю
- Создать подборку
Серия: | Антология мысли |
Издательство: | Эксмо-Пресс |
Похожая притча
Суфийский путь - это непрерывная работа мысли и сердца, в которой путеводной звездой служат притчи и афоризмы великих учителей суфизма. В этой книге впервые на русском языке представлено столь полное собрание суфийской мудрости. В ней объединено наследие таких классиков этого учения, как Газали, Санайи, Аттара, Джами, Навои, живших в XI-XV веках на территории восточного Ирана (Хоросана). К этой же цепочке духовной преемственности принадлежит и знаменитый шейх Накшбанд из Бухары.
Заключают книгу эссе замечательного русского востоковеда Е. Бертельса и несколько очерков современного суфи Идрис Шаха, которые представляют пример истинно суфийского подхода к толкованию скрытого смысла собранных в книге занимательных историй мудрых мыслей.
Рецензии
lilion lilion написала рецензию30 июля 2014 г. 15:41
Эта книга может быть введением в учение.Эта книга может быть введением в учение суфизма. Афоризмы, притчи, истории. Я хочу рассказать об одной истории в ней, о благочестивом Шейхе Санаане, которому приснился сон, что он находится в Руме, Византии и отправляется туда, чтобы узнать значение сна. У него было множество учеников, т.к. шейх слыл очень мудрым, почти святым, почитателем Корана. Он услышал голос прекрасной девушки-христианки, сидевшей у окна. Шейх без памяти влюбился в нее и предал свою веру и стал служить своей Возлюбленной. Ученики его, по-прежнему веря в благочестивость шейха посчитали это искушением и пытались его вразумить, но ничего не вышло. Шейх исповедовал религию Любви, а не ислам и не христианство. Он бросил четки, перестал молится Богу, а только созерцал лицо Прекрасной девушки. Он отвечал им как безумный…
nevajnokto19 апреля 2014 г. 15:27
Суфизм - это религиозно-мистическое учение в.Суфизм - это религиозно-мистическое учение в Исламе. Оно зародилось в Ираке и Сирии в 7-8 веках, первые последователи звались зухдами (зухд в переводе с арабского значит "отречение"). Суфий - это человек, который отрекся от всего мирского, от материальных богатств и всего того, что пробуждает нафс, то есть животная (страстная) душа человека, дом Сатаны, где господствует Прихоть - источник всех зол. Суфий отрекается от этой составляющей своей души, искореняя ее путем жесткого поста, разных обетов, строго следуя Закону Корана и Сунны ( сунна - пример жизни Пророка Мухаммада, как образец для подражания). Суфий - это человек, который верит в возможность приобщения к Всевышнему через Путь к Истине, без посредников - богословов, имамов и т.д. Истина - одно из имен Аллаха, а Путь - это жизнь, целью которой является саморазвитие, самосозерцание, погружение в самого себя, постижение самого себя.
Суфии пребывают в этом мире как и все, но при этом сохраняют свою личность в абсолютной независимости от пороков: честолюбия, жадности, лжи, спеси, слепого повиновения, раболепства, страха перед теми, кто выше них на социальной лестнице и прочей мирской суеты. Они не жаждут похвалы, не слышат порицаний - живут в мире, но считают себя не от мира.
Хочу привести строки великого азербайджанского поэта НасимИ, которыми он выразил суть суфия:
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
Я — суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.
Всё то, что было, есть и будет — всё воплощается во мне.
Не спрашивай. Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Быть суфием означает быть таким, каким задумал тебя Всевышний до твоего рождения, считает каждый суфий. То есть, быть свободным от оков, которыми человек постепенно сковывает душу, живя мирскими законами. Суфий зовет только к одному - мудрости и знаниям. Где незнание и невежество, там мрак и тьма, нравственная слепота, а достичь Истины и суть бытия в темноте невозможно. Один из величайших мистических учителей Руми пишет о суфии:
Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, одевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книг, Истина сделала его мудрым.
И данная книга - это собрание притч и афоризмов, сошедших с уст ученых-суфиев, аскетов - дервишей, посвятивших себя немому созерцанию, утоляющих свой духовный голод пищей, которую не купишь за деньги, неистощимой и благодатной - мудростью, что сокрыта в песчинке на берегу моря, в лепестке цветка, в трели соловья и всем остальном, что сотворено не разумом человека, а рукой Всевышнего.
Суфий - это мистик, он верит, что может добиться слияния со всем, что сотворено, невымышленно, непридуманно. Он верит, что сможет раскрыть тайны через молчание, прислушиваясь к душе (интуиции), через служение во благо человечества. Чтобы быть суфием не нужно отрываться от обычной жизни, достаточно очистить сосуд, что носит в себе каждый человек, от яда название которому страсть.
В современном мире суфизм продолжает существовать как легализированное течение в Исламе. Но много ли осталось настоящих суфиев, которых нельзя назвать религиозными людьми. О нет, настоящий суфий намного выше:
Лучшая рецензия на книгу
lilion lilion написала рецензию30 июля 2014 г. 15:41
Эта книга может быть введением в учение.Эта книга может быть введением в учение суфизма. Афоризмы, притчи, истории. Я хочу рассказать об одной истории в ней, о благочестивом Шейхе Санаане, которому приснился сон, что он находится в Руме, Византии и отправляется туда, чтобы узнать значение сна. У него было множество учеников, т.к. шейх слыл очень мудрым, почти святым, почитателем Корана. Он услышал голос прекрасной девушки-христианки, сидевшей у окна. Шейх без памяти влюбился в нее и предал свою веру и стал служить своей Возлюбленной. Ученики его, по-прежнему веря в благочестивость шейха посчитали это искушением и пытались его вразумить, но ничего не вышло. Шейх исповедовал религию Любви, а не ислам и не христианство. Он бросил четки, перестал молится Богу, а только созерцал лицо Прекрасной девушки. Он отвечал им как безумный…
СодержаниеСуфии. Собрание притч и афоризмов
Автор: Абу Хамид ал-Газали ат-Туси, Санайи, Аттар, Джами, Джелал ад-Дин Руми, Алишер Навои, Накшбанд
Из очерка `Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы`
Автор: Евгений Бертельс
Из книги `Суфизм`
Автор: Идрис Шах
Автор: Лео Яковлев
Дополнительная информация об изданииISBN: ISBN: 5-699-17584-9
Год издания: 2002
Составитель Лео Яковлев
Формат издания 130х200 мм (средний формат)
Количество страниц 640
Тираж 3000
Переплет Твердый переплет
Тип издания Антология
Вес в упаковке, г 400
Лучшая рецензия на книгу
lilion lilion написала рецензию30 июля 2014 г. 15:41
Эта книга может быть введением в учение.Эта книга может быть введением в учение суфизма. Афоризмы, притчи, истории. Я хочу рассказать об одной истории в ней, о благочестивом Шейхе Санаане, которому приснился сон, что он находится в Руме, Византии и отправляется туда, чтобы узнать значение сна. У него было множество учеников, т.к. шейх слыл очень мудрым, почти святым, почитателем Корана. Он услышал голос прекрасной девушки-христианки, сидевшей у окна. Шейх без памяти влюбился в нее и предал свою веру и стал служить своей Возлюбленной. Ученики его, по-прежнему веря в благочестивость шейха посчитали это искушением и пытались его вразумить, но ничего не вышло. Шейх исповедовал религию Любви, а не ислам и не христианство. Он бросил четки, перестал молится Богу, а только созерцал лицо Прекрасной девушки. Он отвечал им как безумный…
Содержание Дополнительная информация об изданииГод издания: 2001
Жанры и тегиРецензии
lilion lilion написала рецензию30 июля 2014 г. 15:41
Эта книга может быть введением в учение.Эта книга может быть введением в учение суфизма. Афоризмы, притчи, истории. Я хочу рассказать об одной истории в ней, о благочестивом Шейхе Санаане, которому приснился сон, что он находится в Руме, Византии и отправляется туда, чтобы узнать значение сна. У него было множество учеников, т.к. шейх слыл очень мудрым, почти святым, почитателем Корана. Он услышал голос прекрасной девушки-христианки, сидевшей у окна. Шейх без памяти влюбился в нее и предал свою веру и стал служить своей Возлюбленной. Ученики его, по-прежнему веря в благочестивость шейха посчитали это искушением и пытались его вразумить, но ничего не вышло. Шейх исповедовал религию Любви, а не ислам и не христианство. Он бросил четки, перестал молится Богу, а только созерцал лицо Прекрасной девушки. Он отвечал им как безумный…
nevajnokto19 апреля 2014 г. 15:27
Суфизм - это религиозно-мистическое учение в.Суфизм - это религиозно-мистическое учение в Исламе. Оно зародилось в Ираке и Сирии в 7-8 веках, первые последователи звались зухдами (зухд в переводе с арабского значит "отречение"). Суфий - это человек, который отрекся от всего мирского, от материальных богатств и всего того, что пробуждает нафс, то есть животная (страстная) душа человека, дом Сатаны, где господствует Прихоть - источник всех зол. Суфий отрекается от этой составляющей своей души, искореняя ее путем жесткого поста, разных обетов, строго следуя Закону Корана и Сунны ( сунна - пример жизни Пророка Мухаммада, как образец для подражания). Суфий - это человек, который верит в возможность приобщения к Всевышнему через Путь к Истине, без посредников - богословов, имамов и т.д. Истина - одно из имен Аллаха, а Путь - это жизнь, целью которой является саморазвитие, самосозерцание, погружение в самого себя, постижение самого себя.
Суфии пребывают в этом мире как и все, но при этом сохраняют свою личность в абсолютной независимости от пороков: честолюбия, жадности, лжи, спеси, слепого повиновения, раболепства, страха перед теми, кто выше них на социальной лестнице и прочей мирской суеты. Они не жаждут похвалы, не слышат порицаний - живут в мире, но считают себя не от мира.
Хочу привести строки великого азербайджанского поэта НасимИ, которыми он выразил суть суфия:
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
Я — суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.
Всё то, что было, есть и будет — всё воплощается во мне.
Не спрашивай. Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Быть суфием означает быть таким, каким задумал тебя Всевышний до твоего рождения, считает каждый суфий. То есть, быть свободным от оков, которыми человек постепенно сковывает душу, живя мирскими законами. Суфий зовет только к одному - мудрости и знаниям. Где незнание и невежество, там мрак и тьма, нравственная слепота, а достичь Истины и суть бытия в темноте невозможно. Один из величайших мистических учителей Руми пишет о суфии:
Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, одевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книг, Истина сделала его мудрым.
И данная книга - это собрание притч и афоризмов, сошедших с уст ученых-суфиев, аскетов - дервишей, посвятивших себя немому созерцанию, утоляющих свой духовный голод пищей, которую не купишь за деньги, неистощимой и благодатной - мудростью, что сокрыта в песчинке на берегу моря, в лепестке цветка, в трели соловья и всем остальном, что сотворено не разумом человека, а рукой Всевышнего.
Суфий - это мистик, он верит, что может добиться слияния со всем, что сотворено, невымышленно, непридуманно. Он верит, что сможет раскрыть тайны через молчание, прислушиваясь к душе (интуиции), через служение во благо человечества. Чтобы быть суфием не нужно отрываться от обычной жизни, достаточно очистить сосуд, что носит в себе каждый человек, от яда название которому страсть.
В современном мире суфизм продолжает существовать как легализированное течение в Исламе. Но много ли осталось настоящих суфиев, которых нельзя назвать религиозными людьми. О нет, настоящий суфий намного выше:
Похожая притча
Идрис Шах , Алишер Навои , Джами , Лео Яковлев , Джалал ад-Дин Руми , Фарид ад-Дин Аттар , Евгений Бертельс , Абу Хамид аль-Газали , Санайи , Накшбанд Ещё 9 авторов
- Написать рецензию
- Добавить цитату
- Рассказать историю
- Создать подборку
Суфийский путь - это непрерывная работа мысли и сердца, в которой путеводной звездой служат притчи и афоризмы великих учителей суфизма. В этой книге впервые на русском языке представлено столь полное собрание суфийской мудрости. В ней объединено наследие таких классиков этого учения, как Газали, Санайи, Аттара, Джами, Навои, живших в XI-XV веках на территории восточного Ирана (Хоросана). К этой же цепочке духовной преемственности принадлежит и знаменитый шейх Накшбанд из Бухары.
Заключают книгу эссе замечательного русского востоковеда Е.Бертельса и несколько очерков современного суфия Идрис Шаха, которые представляют пример истинно…
Серия: | Антология мысли |
Издательство: | Эксмо |
Похожая притча
Читайте также: