Когда по народным приметам нельзя ходить в лес
Обновлено: 04.10.2024
По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешиться над соломкой» — перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор — караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.
В народных преданиях леший — это лесной дух, главная задача которого — следить, чтобы никто не принёс вреда его хозяйству. Соответственно леший относится и к людям: добрым, которые зря ветки не заломят и зверя не убьют, помогает выйти из леса быстрой и короткой тропой, а злых заставляет плутать кругами, а может и в самую чащу завести.
Говорили, что с виду леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, его можно опознать: на лешем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана запахнута на правую, а обувь перепутана с правой ноги на левую.
В народном календаре лешему отводится несколько примечательных дней, Агафон Огуменник — один из них. Особым днём считалось, например, Воздвижение, когда лешие перегоняют по лесу зверьё; попадаться на пути такому каравану было смертельно опасно. В октябре на Ерофея «лешие с лесом расстаются». Крестьяне говорили, что в этот день лесной дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед этим всласть беснуется — кричит, хохочет, ломает деревья и гоняет зверей. В любой из праздников, связанных с лешим, в лес было ходить нежелательно. На Агафона замечали: если день выдавался ясным, то солнечная погода продержится ещё четыре недели.
Почему нельзя ходить в лес на Евтихия Тихого
Отказаться от прогулок приметы советуют и 6 сентября. Церковь в этот день чтит память Евтихия Тихого, жившего в начале II века. Ученика Иоанна Богослова пытались умертвить жестокими способами, включая сожжение заживо. В итоге он был убит ножом.
Славяне в этот день также опасались лешего. На 6 сентября не принято было ходить:
- в лес;
- к водоемам;
- на кладбище.
Даже в годовщину похорон цветы на Евтихия Тихого к могилам приносить не рекомендуется. Считалось, что в них могли переродиться души совершивших суицид.
Похожая примета
В дохристианские времена сдвиженье на Руси считался днем нечисти.
Фото: Depositphotos / imagebrokermicrostock
Сдвиженье сегодня считается церковным днем, однако еще в дохристианские времена на Руси этот день — 27 сентября — считался праздником темных сил, когда творится последний перед зимней спячкой шабаш нечисти.
Накануне опасного дня люди закрывали все отверстия в жилых домах и хозпостройках, крепко запирали калитки и сами без надобности старались никуда не выходить. Особенно опасным считалось ходить в лес , где можно было столкнуться с потусторонними существами и их земными представителями — змеями, которые на сдвиженье сбивались в клубки и перемещались в поисках подходящего для зимовки укрытия.
До сих пор жители деревень закрывают накрепко калитки, сараи и погреба, чтобы змея случайно не залезла туда в поисках лучшего убежища. При этом пожилые люди в сельской местности говорят, что если на сдвиженье змея укусит, то никакие лекарства не спасут.
Все дело в том, что на 27 сентября приходится начало змеиной спячки, поэтому все пресмыкающиеся — от ужа до гадюки — ползают в поисках укрытия на зиму, чтобы затаиться там до раската первого грома, сигнализирующего о том, что можно покинуть нору.
Еще один день, когда лучше не ходить в лес, — 12 июля. На него приходятся змеиные свадьбы , поэтому у пресмыкающихся сильно возрастает агрессия. В то же время считается, что ни в коем случае при встрече нельзя убивать змею, иначе ее сородичи будут мстить.
Похожая примета
Старики говорят, что на сдвижение в лес ни ногой. В этот день в лесных чащах происходят жуткие события, столкновение с которыми не предвещает ничего хорошего. Так ли опасна лесная прогулка на сдвиженье, или всё это не более чем суеверия предков?
Сегодня, большинство считают сдвиженье — церковным днём. Однако, этот день был особенным задолго до прихода на Русь христианства. Среди славян язычников, сдвиженье — это праздник тёмных сил. Считалось, что в этот сентябрьский день, происходит последний перед зимней спячкой, шабаш нечисти.
Перед сдвиженьем жители древней Руси закрывали все отверстия в жилища и хозяйственные постройки, завязывали калитки, да и вообще без особой необходимости старались за двор не выходить. Ни при каких обстоятельствах нельзя было ходить в лес, ибо легко можно столкнуться с потусторонними сущностями и их земными представителями. Одними из таковых являлись змеи, которые на сдвиженье сбивались в огромные клубки и быстро перемещались в поисках подходящего для зимовки укрытия.
Спустя века, о неведомых сущностях болот, рощ, чащоб, постепенно забыли. А вот змеи остались, поэтому этот день стал плотно ассоциироваться именно с пресмыкающимися и называться — сдвижение змей. Пожилые люди в сельской местности говорят, что если на сдвиженья змея укусит, то никакие снадобья не спасут.
Моя бабушка (жительница села) знала про сдвижение змей, выпадающее на 27 сентября. В этот день в лес не ходили, ибо встречаться с полчищем озлобленных пресмыкающихся никому не хотелось. А вот после сдвиженья, ползучих можно не опасаться, их не встретишь.
Но не все бабушкины односельчане знали о мистических событиях, происходящих в бору 27 сентября. Находились и те, кто таки «погулял» по лесу, а затем делились своими впечатлениями с остальными.
Пошли в лес на сдвиженья
Так, одна из бабушкиных односельчан (женщина лет за 50) со своим мужем поехали по грибы. Прибыв на место, разделились, женщина пошла в согру, её муж в другую от транспортного средства сторону. Проходит она вглубь согры, слышит непонятные шорохи и шипения. Голову поднимает, и буквально метрах в пяти впереди неё прокатывается огромный клубок змей. Головы торчат во все стороны, шипят, и реально катятся как колесо. Женщина развернулась, пошла обратно, по пути уже глядя по сторонам заметила поодаль ещё одну «медузу-горгону».
Вышла она к машине (или может мотоциклу, точно не знаю), позвала мужа, и они поспешили уехать из лесу. Знающие люди им потом объяснили, что они просто не тот день для поездки за грибами выбрали.
Лично я в лес на сдвиженья ни разу не ходил, да и никому не советую. Считаю, что стоит прислушиваться к советам и традициям предков, они знали природу и её устройство намного лучше нас. Змеи на самом деле собираются в клубки и устраивают шабаш, это не миф, и не дай бог на такой клубок натолкнуться. Может в местах где нет пресмыкающихся или их мало, безопасно. Но лучше не проверять, зачем испытывать судьбу, проще перенести поход в лес на сутки и с пользой провести досуг.
Всем спасибо за прочтение. Берегите природу — мать нашу, соблюдайте заветы предков, и будьте счастливы.
Похожая примета
Пока еще тепло, многим хочется побывать на природе. Но есть один день в сентябре, когда в лес ходить нельзя. Точнее, поверья выделяют сразу три даты, запрещающие прогулки на природе в этом месяце.
Сентябрьская погода может манить провести время в лесу. Кто-то ищет грибы и ягоды, кто-то просто гуляет, радуясь последним теплым дням. Но в первом осеннем месяце есть несколько дат, когда, по приметам, появляться в лесу не стоит даже в лучшую погоду.
Запрет на прогулки 27 сентября
В конце месяца показываться в лесу может быть опасно. Поверья, запрещающие прогулки 27 сентября, связаны с природными явлениями. В это время у змей во многих регионах начинается подготовка к спячке. Обычно незаметные пресмыкающиеся активно ищут место, где проведут холода. Риск столкнуться с ядовитой змеей или безобидной, но агрессивной особью, повышается. Жители примыкающих к лесу территориям в конце сентября проверяли периметр постройки, затыкая подходящие для змей щели.
Из-за пресмыкающихся ходить на природу, по поверьям, нельзя 12 июля — это период начала сезона спаривания. В поисках партнера змеи становятся менее осторожными и более агрессивными.
День Агафона Огуменника в сентябре
Этот праздник отметили в прошлую субботу. День Агафона Огуменника (4 сентября) сочетает народные и церковные традиции. Христиане чтят память Агафоника, умершего мученической смертью в IV-м в. за приверженность христианству.
По народным поверьям, 4 сентября активизируется леший. Лесной дух вредит хозяйству, разбрасывая солому на гумне. Для защиты урожая, мужчины дежурили по ночам, сидя в начерченном вокруг снопом кочергой круге. Бдение предусматривало специальную экипировку – вывернутый наизнанку тулуп и «бандана» из полотенца. Гулять по лесу в этот день не советовали, чтобы не пострадать из-за лешего «за работой». Недовольный дух легко может завести в чащу.
Читайте также: