Иди и смотри цитата из библии

Обновлено: 22.04.2024

Что значат четыре всадника апокалипсиса?

Четыре всадника апокалипсиса описаны в книге Откровение 6:1-8. Четыре всадника являются символическим описанием различных событий, которые произойдут в последнее время. Первый всадник апокалипсиса упоминается в Откровении 6:2: «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Вероятно, этот всадник обозначает антихриста, который получит власть и одержит победу над своими противниками. Антихрист является ложным подражателем истинного Христа, Который также возвратится на белом коне (Откровение 19:11-16).

О втором всаднике апокалипсиса говорится в Откровении 6:4: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Второй всадник символизирует ужасные войны, которые разразятся в последнее время. Третий всадник описан в Откровении 6:5-6: «…Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Третий всадник апокалипсиса – это символ великого голода, который, по всей видимости, будет результатом предшествующих войн.

Следующая цитата

Новый Завет

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс * пшеницы за динарий ** , и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Следующая цитата

Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века

Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века

Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?

Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…

Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?

Трудности толкования

Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?

Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.

«Кого Я люблю, тех обличаю»

В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.

Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе

Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.

Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».

Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Кто они, избранные?

Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»

Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.

— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)

Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)

Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Что означает «число зверя»

В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.

На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена.

Самая загадочная глава

Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.

Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.

Время близко

Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.

И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.

Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.

— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.

«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.

Следующая цитата

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. 1Кор.1,26

..просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Лк.11,9

Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник – и безопасен. Притч.18,11

Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твоё да говорят непрестанно: «велик Господь»! Пс.39,17

В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Лев.10,3

..когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё. Неем.1,8

В доме Отца Моего обителей много. Ин.14,2

И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. Иер.29,12–15

Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. Мих.4,5

И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих. Ис.29,13

И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Дан.3,41

Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят. Лев.11,44

Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят. Лев.11,45

..кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8,34

Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Ис.55,6

Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь. Зах.1,4

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Иак. 4,8

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Притч.8,17

И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Еф.5,2

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ин.6,53

..кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин.7,37

Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. Пс.15,11

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Ин.14,6

Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп.4,13

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин.8,27–28

..все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп.2,21

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин.15,5

Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Ин.15,7

Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. Ин.17,25–26

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Ин.14,4

Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд,стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Флп.3,13–14

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк.11,21

..пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Мк.10,21

Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1Кор.10,16

Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. 1Кор.10,31

Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь. Втор.13,14

..пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 2Ин.9

Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. 1Фес.3,11

Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь. Втор. 13,14

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам, очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные, сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Иак.4,8

Сблизься же с Ним – и будешь спокоен; чрез это придёт к тебе добро. Иов.22,21

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Читайте также: