Природа война и мир цитаты
Обновлено: 22.12.2024
В русской литературе можно найти немало примеров талантливых описаний природы, а Лев Толстой достиг в этом плане вершин мастерства. Пейзажи, погода и растения у него не существуют сами по себе, они всегда тесно связаны с канвой сюжета. Через окружающий мир писатель показывает своё отношение к каждому действующему лицу романа. Вот почему на толстовских героев сильно действует природа.
В романе есть множество сцен, когда человек показан в гармонии с окружающим миром. К таким можно отнести процесс охоты Ростовых. С одной стороны, люди любуются могуществом мироздания, получая эстетическое наслаждение, с другой — они пребывают в состоянии, близком к первобытному, когда цивилизация ещё не разорвала нить, связывающую людей и стихию.
Роль природы в «Войне и мире» показана и в сценах с участием Андрея. Один из любимых героев Толстого тонко чувствует и воспринимает всё живое. По мере развития сюжета его мировоззрение меняется, а природа как бы вторит внутреннему росту героя. Те персонажи, натура которых неприятна автору, показаны в единении с цивилизацией, но в отдалении от мироздания. Они черствы, их сердца глухи, а души пусты.
Пример ученической работы
В романе Толстого «Война и мир» природа играет одну из главных ролей. В некоторых эпизодах она служит фоном, но есть сцены, где она выходит на первый план, оказывая влияние на настроение людей. Функции, возложенные на нерукотворные объекты:
- раскрытие характера героев;
- отражение душевных терзаний;
- олицетворение внутреннего состояния.
Поскольку одна из тем романа — война, с помощью пейзажных картин автор пытается достичь гармонии. Ужасам, творящимся в мире людей, он концептуально противопоставляет совершенство мироздания.
Символ мира
Через описания природы Толстой показывает два противоположных состояния: войну и мир. Спокойная, естественная красота олицетворяет мирное время. Примером может служить переправа через реку Энс. Она показана дважды, причём первое описание разительно отличается от второго, как и обстоятельства, при которых переправляются люди.
Ещё один пример — перемены, происходящие с природой во время Бородинского сражения. Перед битвой Пьер беседует с Андреем. Болконский говорит: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни».
Отправившись спать, князь вспоминает, как Наташа рассказывала о страстно-поэтическом ощущении, которое она испытала, заблудившись в лесу. Здесь автор использует приём контраста: ужасы войны противопоставляются красоте леса, настолько восхитительной, что у девушки не хватает слов, чтобы её описать. Далее Толстой рассказывает о природе, используя разнообразные тропы:
- «косые лучи яркого солнца»;
- «пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет»;
- «драгоценный жёлто-зелёный камень», из которого высечены «золотые поля»;
- «изогнутая черта вершин».
Прекрасная природа как бы отговаривает людей от сражения. Её послание зашифровано в ярком солнце, панораме лесов, чистом воздухе и вершинах полей. Но люди не желают прекратить убийство, и после сражения окружающий мир выглядит совсем иначе. «Стал накрапывать дождик на убитых, на раненых». Он как будто просил людей опомниться.
Хотя победа русских в Бородинском сражении была заслуженной, Толстому противна сама суть войны, и он показывает это через описание природных явлений. Отрывки, посвященные им, проявляют талант автора в полной мере: не твердит о главенстве мироздания над человеком, но доносит свою мысль иносказательно, причём делает это неоднократно. Человеку, чтобы стать гармоничным, нужно постигать мудрость природы и учиться у неё.
Следующая цитата
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного
состояния князя Андрея.
Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее
натуры проявляются в отношениях героини к природной
стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа,
любующаяся красотой ночи в Отрадном:
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются
одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально
и романтически приподнято.
Большое количество эпитетов в сравнительно коротком
отрывке передает оттенки контрастных цветов:
черного, белого и серебряного; игру света и теней –
ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной
и серебристо-освещенные с другой стороны,
растительность с серебристыми кое-где листьями и
стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с
ярко-белым стволом, полная луна на светлом,
почти беззвездном небе.
Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой
красотой.
Природа часто помогает героям узнать свое
состояние, разобраться во всем
(небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба) ,
показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге.
Замечательное описание осенней природы связано
с картиной охоты в Отрадном:
"Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились
от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и
светло-желтого ярового жнивья с красными полосами
гречихи. Вершины и леса.. .стали золотистыми и
ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей" .
Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке
какую-то внутреннюю духовную силу.
Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей
охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает
в романе с большим мастерством.
Картина природы воссоздает обстановку,
характеризующую начало Бородинского сражения:
солнце, брызнувшее на поля из-за тумана,
послужило Наполеону сигналом к выступлению.
Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у
Толстого главную идейную нагрузку, выявляет
характер войны, отражает точку зрения автора
на происходящее.
когда я училась в ВУЗе, мне даже в страшном сне не могло присниться, что я могу задать вопрос по своей специальности в подобном месте
Следующая цитата
Можно мне пожалуйста цитаты из романа "война и мир" про патриотизм и героизм русских в 3 и 4 томах.
Лучший ответ
По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели,
не сражения, а враждебность населения к армии
завоевателей, нежелание подчиниться ей.
Народ - главная сила, определившая судьбу войны.
На поддержку армии встали все: крестьяне, купцы,
мастеровые, дворяне. "От Смоленска до Москвы во всех
городах и деревнях русской земли" все и все поднялось
против врага. "Скрытый патриотизм, который выражается
не фразами. а незаметно, просто, органически и потому
производит всегда самые сильные результаты", был
движущей силой для победы над французами.
При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали
сено, чтобы не продавать его своим врагам.
Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы
они ненависть истинных хозяев земли.
Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы не
досталась французам: "Лучше уничтожить, но не дать врагу";
"Тащи все, ребята.. .сам запалю".
Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые
уходя из родного города, покидают жилища, так как считают
невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты.
Их патриотизм и героизм показан в сценах под Шенграбеном,
Аустерлицем, Бородиным.
и истинными патриотами у Толстого становятся внешне
ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин
и солдаты его батареи.
Герои этой войны - представители различных сословий,
имеющие мало общего, но объединенные общей целью
защиты родины. Это дьячок, “взявший в месяц несколько
сот пленных”, гусар Денис Давыдов, “которому принадлежит
первый шаг” в узаконивании партизанской войны,
старостиха Василиса, побившая сотни французов, и, конечно,
Тихон Щербатый.
Кутузов в романе - выразитель идеи патриотизма.
Толстой показывает, что патриотические чувства
охватывают людей различных политических взглядов:
интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого
князя Болконского, консервативно настроенного Николая
Ростова, кроткую княжну Марью.
Патриотический порыв проникает и в сердца людей,
казалось бы далеких от войны-Пети, Наташи Ростовых.
Остальные ответы
". Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции. От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате. (Андрей Болконский),". Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. " (Андрей Болконский). Л. Н. Толстой"Война и мир". Том 3,часть2
Преображение дуба
По пути в Отрадное и обратно Андрей видит дуб. Сначала дерево выглядит угрюмым, не желая подчиняться всеобщему ликованию, вызванному приходом весны. Когда князь видит кряжистое дерево, многое повидавшее на своём веку, его обуревают грустные мысли. Главное — дожить потихоньку, не тревожа окружающих, не желая ничего и не причиняя зла. Через образ дуба Толстой показывает читателю, что такая позиция — защита от внешнего мира. Описание дерева помогает читателю почувствовать то же, что Андрей.
Возвращаясь из Отрадного, Болконский снова видит дуб, который словно очнулся от векового сна. Теперь это не угрюмый старик, а моложавый крепыш. Сквозь кору пробивались листья, и издалека дерево казалось тёмно-зелёным шатром. Через преображение дуба Толстой показал изменения, произошедшие с князем. Болконский окончательно решил: нельзя жить только для себя. Нужно, чтобы всё, что знает человек, становилось известно другим.
В один миг Андрей вспомнил девочку, поражённую красотой неба, Пьера, ночь и луну. Ему стало ясно, что полноценная жизнь — это когда ты приносишь радость другим, а не только себе.
Можно понять, какую роль в природе выполняет дуб: он как бы главенствует над остальными растениями, сначала снисходительно наблюдая за их ликованием, а затем присоединяясь ко всеобщему торжеству. Словно мудрый старик, он готов поменять свои убеждения, если они неверны.
Небо Аустерлица
Князь Андрей в течение своей жизни проходит несколько вех становления личности. Одна из них — небо Аустерлица, вторая — дуб, растущий близ дороги, что ведёт в Отрадное. С помощью этих символов Л. Н. Толстой показывает мучительные перемены, происходящие в душе героя.
На войне с Наполеоном, продолжавшейся с 1805 по 1807 г., князь Андрей мечтает о подвиге. Он хочет обрести славу и получить людскую любовь, хотя бы и ценой собственной жизни. Изначально кумиром Андрея был сам Наполеон Бонапарт. Но небо Аустерлица изменило молодого человека. Когда князь увлекает солдат в атаку под полковым знаменем, Наполеон констатирует, что смерть нашла героя. Но самому Болконскому император теперь кажется мелким и ничтожным. Андрей понимает, что по сравнению с природой людские ценности лишь обман.
Болконский удивляется, как раньше он не видел этой красоты, и радуется, что понял, наконец, в чём истинное счастье. Состояния, которые олицетворяет небо:
- успокоение;
- тишина;
- безмятежность;
- бесконечность;
- счастье.
Прекрасное небо повлияло на мироощущение князя Болконского. Он понял, что хочет жить ради себя и семьи, не причиняя никому зла. Но у него нет внутренней убеждённости в своей правоте, поэтому приходится искать внешних подтверждений.
С особым искусством через пейзажные описания и символику Толстой показывает, что душа героя полна противоречий.
Следующая цитата
Чертой, на основе которой противопоставляются друг другу герои произведения, является пейзаж. С помощью этого аспекта можно сразу понять, на стороне какого персонажа будут симпатии Л. Н. Толстого. Герои, к которым автор относится лучше, то есть дает им хорошие характеристики, всегда:
- открыты к добру и миру;
- более сознательно и душевно относятся к природе, ее величию.
Персонажи, которые не замечают знаков окружающей среды, обращаются с ней холодно и порой жестоко. Они не занимают место в сердце Толстого, к ним он не испытывает теплых чувств, не проявляет симпатию.
Природа играет важную роль в произведении. Она не только раскрывает главных персонажей и дает понять, кто заслуживает любви и внимания читателя, а кто нет, но и позволяет воссоздать обстановку, предшествующую какому-нибудь событию, например, Бородинскому сражению. В начале битвы солнце, которое сквозь туман брызнуло на поля, стало знаком к наступлению для Наполеона.
Небо над Аустерлицем
Так как одним из главных героев является Андрей Болконский, многие образы пейзажа необходимы для раскрытия его характера, взглядов. Переломным моментом в жизни этого персонажа является эпизод с Аустерлицким сражением. Князь Андрей поднимает упавшее знамя, ему удается вернуть солдат, но он получает тяжелое ранение, поэтому падает на землю и видит небо с плывущими темными тучами. Лежа под ним, Болконский осознает всю человеческую сущность, происходит крушение его былых идеалов.
Пейзаж помогает понять глубину переживаний и терзаний главного героя. Андрей желает определить истинное предназначение своего существования. Высокое небо остудило стремление персонажа стать известным, получить славу и занять высшую должность.
Как поступит главный герой в этой ситуации? Он больше не хотел связывать свою жизнь с войной, однако желание защищать Родину не оставляет его. Благодаря детальному описанию окружающей персонажа обстановки читатель имеет возможность насладиться вместе с Болконским природой. Картина внешнего мира помогает понять идею романа. Л. Н. Толстой этим эпизодом хотел сказать, что все в жизни пусто, кроме неба, нет ничего, только тишина и спокойствие.
Отношение персонажей к природе
Всех героев Толстого можно поделить на две категории. Одни внутренне близки автору, вторые — противны. Отношение к своим персонажам писатель показывает через то, как они воспринимают природу. Те, которые ему приятны, показаны среди пейзажей, причём неоднократно. Нелюбимых героев писатель изображает в окружении предметов роскоши, на балах и званых вечерах, в изысканных интерьерах, но эти люди никогда не появляются в пейзажных описаниях. Так автор подводит читателя к главным мыслям:
- духовно ра́звитая личность восприимчива к красоте мироздания;
- примитивный человек далёк от природы;
- персонажи, далёкие от мира растений и животных, — внутренне испорченные.
Вывод: чем ближе персонаж к цивилизации, тем он порочнее.
Образ дуба
Развитие характера Андрея Болконского осуществляется с помощью описания этого дерева. Оно несет большую символическую нагрузку, отождествляет собой могущество, непобедимость. Князь приходит к дубу дважды, поэтому можно разделить влияние дерева на жизнь главного героя на 2 этапа:
Такое разделение происходит, поскольку князь Андрей меняется на протяжении всего романа. Трансформация состояния дерева показана глазами Болконского. В нем он видит своего союзника, который разделяет его боль и мысли. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир Андрея, ведь он не рассказывает о своих переживаниях. В переломные моменты в жизни князя именно через состояние дерева читатель понимает, что творилось в его душе.
Андрей Болконский подходит к дубу в первый раз с мрачным настроением, он переживает смерть жены и поражения в австрийских сражениях. После зимней спячки дерево было засохшим и старым, таким же автор изображает состояние героя. По сравнению с березами дуб во много раз выше, кора у него местами содранная или отпавшая. Силуэт его некрасивый и грустный, казалось, все радости этого мира были не для него.
Таким же перед читателем предстает и Андрей: он подавлен, обезнадежен и не знает, может ли продолжить свое дальнейшее существование. Главный герой сравнивал себя с дубом. Произошедшие события сломали его: сражения изменили отношение к войне, потеря жены привела к глубокой депрессии и горю.
Когда судьба дала шанс любви и духовного возрождения, Андрей Болконский чувствует прилив сил и уверенность. Он понимает, что жизнь преподнесла ему вместо всех проблем графиню Ростову, которая подарила ему заново красоту окружающего мира.
Однажды, возвращаясь домой, Андрей искал знакомый силуэт старого истощенного дерева и чуть не пропустил его, ведь оно преобразилось:
- листья стали темно-зеленого цвета, обрели «живой» вид;
- дуб начал шевелить своими могущественными ветками;
- под густой кроной не было заметно ран, которые раньше заполняли его облик.
Тогда Андрей Болконский решил, что его жизнь еще не кончена, ему ведь всего тридцать один год, он не может взять и прекратить только начатый путь. Перед его глазами встал облик Наташи Ростовой, которая видела в этом мире лишь хорошее. Но главное то, что она умела любить и учила этому всех.
С момента встречи с дубом жизнь главного героя меняется на до и после. Он дал ему возможность понять, что еще не все кончено. Болконский начал готовиться к дальнейшим сражениям, осуществлять новые реформы, в его жизни настал следующий этап. Образ дуба в романе необходим, ведь он несёт в себе символ возрождения.
Изображение войны
В противовес всему прекрасному есть природа и в боевых действиях. Пусть при описании Бородинского сражения пейзажу выделено немного места, роль его достаточно важна. Перед битвой панораму поля наблюдает Пьер Безухов: вся территория застелена войсками и дымом от выстрелов, лучи ослепляющего солнца обдавали её золотистыми и розовыми оттенками света, создавая ощущение, что они пронизывают землю насквозь и оттеняют торжественность предстоящего события. Лес, находящийся вдали, заканчивал эту панораму. Было впечатление, что деревья высечены из какого-то драгоценного камня желто-зеленого оттенка.
Повествуя о батарее Раевского, автор ещё раз говорит о природе: «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Окружающая обстановка описывает состояние народа, выделяя его самоотверженность, мужество и готовность распрощаться с жизнью ради отчизны.
Прочитав произведение, можно сделать вывод, что пейзажи в работе Толстого обладают непревзойденной красотой и элегантностью. Лев Николаевич всегда верен себе, он награждает пейзаж вспомогательными функциями: каждое описание природы имеет философскую нагрузку, выполняет важную роль в композиции и способствует пониманию идейного замысла произведения.
Описание мира
При изображении сцены охоты или сельских пейзажей Толстой рисует прекрасные романтические образы, заполненные солнцем и светом. Например, изображение ночи в Отрадном с ярко светящей луной, которой в одно и то же время восхищаются князь Болконский и Ростова, полно эмоций и мечтательности.
Эпитеты в относительно небольшом отрывке передают контрастность оттенков: ночь неизменно светлая, с одной стороны растения черного цвета, с другой — серебряные, освещены лунным сиянием, крыша блестит капельками росы, дерево имеет ярко-белый ствол. Все вокруг поражает непередаваемой красотой.
Автор описал прекрасное изображение природы осени в сцене с охотой: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Такая картина русской поздней осени будоражит в людях некую силу, находящуюся внутри души. Она подобна неистовому увлечению человека музыкой, плясками, охотой. Их автор в своем произведении описывает мастерски.
Окружающий мир глазами Ростовой
Толстой очень трепетно обращается с Наташей, он считает ее идеалом женщины. Героиня чутко относится к пейзажу, который окружает ее, видит счастье, красоту в мелочах, тем самым влюбляет в себя еще больше. Читатель никогда не увидит ни Анну Павловну Шерер, ни Элен на фоне природы. Если они и начнут рассуждать о красоте пейзажа, то это фальшивые слова, в них нет ни грамма истинных чувств, читатель такое сразу понимает, потому его симпатии не на их стороне.
Наташа Ростова была связана с простым народом и природой, она искренне и с восхищением повествовала о событиях, которые произошли с ней, когда она заблудилась в лесу и встретила старика-пчельника. Пейзаж олицетворял для нее любовь и доброе отношение ко всем людям. Ростова всегда проникалась чужими проблемами и никогда не была равнодушна даже к незнакомцам.
Перед смертью Болконский видит глаза своей возлюбленной, они были наполнены грустью, слезами, однако даже это не уничтожало ее внутреннюю красоту. Секрет Ростовой заключен в том, что она едина с окружающим миром, вдохновлялась природой.
Смысловая нагрузка
Толстой хотел показать, что война — не просто боевые сражения, где умирают тысячи людей, а спектр эмоций, который испытывает человек, существующий на грани жизни и смерти. Невероятная красота пейзажа переносит его на место событий, помогает понять, что же чувствуют герои, что они испытывают, защищая родную землю.
В произведении прекрасно использован литературный прием антитеза. Это прослеживается даже в названии романа. В параллельной аналогии войны и мира также принимает участие природа.
Читайте также: