Библия о матери цитаты
Обновлено: 21.12.2024
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.
Быт 21:21
Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.
Быт 24:55
Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь.
Быт 27:13
Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
Быт 27:14
Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.
Быт 37:10
И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?
Исх 2:8
Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
Исх 20:12
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исх 21:15
Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.
Исх 21:17
Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.
Лев 18:7
Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
Лев 20:9
Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.
Лев 20:14
Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
Втор 21:19
то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
Втор 22:6
Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми:
Втор 22:7
мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.
Втор 22:15
то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам;
Нав 6:22
И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины, и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского.
Суд 5:7
Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле.
Суд 5:28
В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?
Суд 14:3
Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
Суд 14:4
Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.
Суд 17:2
Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его. Мать его сказала: благословен сын мой у Господа!
Суд 17:3
И возвратил он матери своей тысячу сто сиклей серебра. И сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир; итак, отдаю оное тебе.
Суд 17:4
Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи.
Руфь 2:11
Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня;
1Цар 2:19
Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
1Цар 15:33
Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.
1Цар 22:3
Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
2Цар 20:19
Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом мать городов в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?
3Цар 2:20
и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.
3Цар 3:27
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
3Цар 15:13
и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона.
3Цар 19:20
И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?
4Цар 3:2
и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его;
4Цар 4:30
И сказала мать ребенка: жив Господь, и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею.
4Цар 11:1
Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя.
4Цар 24:12
И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, — и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования.
4Цар 24:15
И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон.
1Пар 2:26
Была у Иерахмеила и другая жена, имя ее Афара; она мать Онама.
1Пар 4:9
Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью.
2Пар 15:16
И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что она сделала истукан для дубравы. И ниспроверг Аса истукан ее, и изрубил в куски, и сжег на долине Кедрона.
2Пар 22:3
Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела.
2Пар 22:10
Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын ее, встала и истребила все царское племя дома Иудина.
Иов 17:14
гробу скажу: «ты отец мой», червю: «ты мать моя и сестра моя».
Пс 26:10
ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
Пс 34:14
Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
Пс 50:7
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Притч 15:20
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Притч 19:26
Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.
Притч 20:20
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Притч 23:25
Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
Притч 28:24
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.
Притч 31:1
Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
Песн 3:11
Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его.
Песн 8:5
— Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? — Под яблоней разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя.
Ис 8:4
ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским.
Ис 50:1
Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
Ис 66:13
Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
Иер 15:8
Вдов их у Меня более, нежели песку в море; наведу на них, на мать юношей, опустошителя в полдень; нападет на них внезапно страх и ужас.
Иер 15:10
«Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня».
Иер 20:14
Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!
Иер 20:17
за то, что он не убил меня в самой утробе — так, чтобы мать моя была мне гробом и чрево ее оставалось вечно беременным.
Иер 22:26
и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете;
Иер 50:12
В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас; вот будущность тех народов — пустыня, сухая земля и степь.
Иез 16:3
и скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка;
Иез 16:44
Вот, всякий, кто говорит притчами, может сказать о тебе: «какова мать, такова и дочь».
Иез 16:45
Ты дочь в мать твою, которая бросила мужа своего и детей своих, — и ты сестра в сестер твоих, которые бросили мужей своих и детей своих. Мать ваша Хеттеянка, и отец ваш Аморрей.
Иез 19:2
и скажи: что за львица мать твоя? расположилась среди львов, между молодыми львами растила львят своих.
Иез 19:10
Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды.
Иез 22:7
У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя.
Ос 2:5
Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки».
Ос 10:14
И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел в день брани: мать была убита с детьми.
Зах 13:3
Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать.
Мф 10:37
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Мф 13:55
не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
Мф 15:4
Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».
Мф 15:6
тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
Мф 19:5
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
Мф 19:19
«почитай отца и мать»; и: «люби ближнего твоего, как самого себя».
Мф 19:29
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Мф 20:20
Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
Мф 27:56
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
Мк 5:40
И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
Мк 7:10
Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».
Мк 10:7
Посему оставит человек отца своего и мать
Мк 10:19
Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать».
Мк 10:29
Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
Мк 15:40
Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
Лк 1:60
На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
Лк 12:53
отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Ин 6:42
И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сшел с небес»?
Деян 16:1
Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,
Еф 5:31
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Еф 6:2
«Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием:
Откр 17:5
и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
2Мак 7:20
Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа.
2Мак 7:25
Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя.
2Мак 7:41
После сыновей скончалась и мать.
2Езд 4:25
И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.
3Езд 1:28
Так говорит Господь Вседержитель: не Я ли умолял вас, как отец сыновей и как мать дочерей и как кормилица питомцев своих,
3Езд 2:2
Мать, которая родила их, говорит им: "идите, дети; ибо я вдова и оставлена.
3Езд 2:5
Тебя, Отче, призываю во свидетеля на мать сыновей, которые не захотели хранить завета моего.
3Езд 2:6
Предай их посрамлению и мать их — на расхищение, чтобы не было рода их.
3Езд 2:15
Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
3Езд 2:17
Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.
3Езд 2:30
Утешайся, мать, с сынами твоими, ибо Я спасу тебя.
3Езд 5:50
Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил Мне, молода ли еще, или приближается к старости?
3Езд 10:7
что Сион, мать наша, печалится безмерно, крайне унижена, и плачет горько?
Сир 3:4
и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища.
Сир 3:6
Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою.
Сир 3:8
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них,
Сир 3:11
Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии.
Сир 3:16
Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
Сир 4:11
и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя.
Сир 15:2
И она встретит его, как мать, и примет его к себе, как целомудренная супруга;
Тов 1:8
а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою.
Тов 4:13
Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости — погибель и великое неустройство, а от непотребства — оскудение и разорение: непотребство есть мать голода.
Тов 5:18
Анна, мать его, заплакала, и сказала Товиту: зачем отпустил ты сына нашего? Не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами?
Тов 10:7
А она сказала ему: молчи ты, не обманывай меня; погибло детище мое. — И ежедневно ходила за город на дорогу, по которой они отправились; днем не ела хлеба, а по ночам не переставала плакать о сыне своем Товии, пока не окончились четырнадцать дней брачного пира, которые Рагуил заклял его провести там. Тогда Товия сказал Рагуилу: отпусти меня, потому что отец мой и мать моя не надеются уже видеть меня.
Тов 11:16
И Товит исповедал пред ними, что Бог помиловал его. Когда подошел Товит к Сарре, невестке своей, благословил ее и сказал: здравствуй, дочь моя! Благословен Бог, Который привел тебя к нам, и благословенны отец твой и мать твоя! Обрадовались и все братья его в Ниневии.
Тов 14:10
Похорони меня прилично, и мать твою со мною, и потом не оставайтесь в Ниневии. — Сын мой, смотри, что сделал Аман с Ахиахаром, который воспитал его: как он из света привел его в тьму, и как воздано ему. Ахиахар спасен, а тот получил достойное возмездие — сошел во тьму. Манассия творил милостыню, и спасен от смертной сети, которую расставили ему; Аман же пал в сеть, и погиб.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Слова содержащие «мать»
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Следующая цитата
Материнство – это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Послание к Титу ( Тит.2:4–5 ) говорит женщинам об их обязанности любить своих детей: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». В книге пророка Исаии ( Ис.49:15 ) говорится: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» Когда же женщина становится матерью?
Дети – это Божий дар ( Пс.126:3–5 ). В послании к Титу ( Тит.2:4 ) мы находим греческое слово «phileoteknos». Это слово обозначает особое чувство материнской любви. Смысл этого слова заключается в оказании поддержки детям, заботе о них, в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им. Библия указывает нам на материнскую любовь как нашу обязанность, а также упоминает о некоторых моментах, которые должны исполняться как матерью, так и отцом:
• присутствие – утром, днем и вечером ( Втор.6:6–7 );
• причастность – взаимодействие, обсуждения, совместные размышления над жизнью ( Еф.6:4 );
• обучение – Библии и библейскому мировоззрению ( Пс.77:5–6 ; Втор.4:10 ; Еф.6:4 );
• тренировка – помощь ребенку в овладении определенными навыками и в развитии своих сил ( Притч.22:6 );
• дисциплина – учить детей чтить Бога и строить свою жизнь соответственно (Ефесянам 6:4; Евреям 12:5–11 ; Притчи 13:24; 19:28; 22:15; 23:13–14; 29:15–17 );
• воспитание – предоставление постоянной вербальной поддержки, права на неудачу, одобрение ребенка, безоговорочная любовь к нему ( Титу 2:4 ; 2 Тимофею 1:7; Еф.4:29–32; 5:1–2 ; Гал.5:22 ; 1Пет.3:8–9 );
• пример – жизнь в соответствии со своими словами, чтобы быть достойным примером для наследования детьми ( Втор.4:9, 15, 23 ; Притч.10:9; 11:13 ; Пс.36:18, 37 ).
Библия нигде не говорит о том, что каждая женщина должна стать матерью. Но она говорит, что каждая женщина, благословленная на материнство, должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Женщины играют уникальную роль в жизни своих детей. Материнство не может быть рутинным и неприятным. Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекается ним в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни, будь он подростком, молодой особой или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее любовь, опека, наставления и одобрение неизменны!
Высказывания о разделениях в семьях перед наступлением мессианской эпохи:
«В Мишне (Сота ix.15) наш стих является частью отрывка, описывающего условия, которые должны наступить в период, непосредственно предшествующий пришествию Мессии (см. также Матфея x. 35f; Луки xii.53). Подобные мысли и выражения мы встречаем в апокалиптических писаниях (Барух lxx.3 и далее; IV Эзра v.9; vi.24; Енох ii) и мидрашах (Сифре на Второзак. xxxii.36; Pesikta rabbeti, с. 4b: 75а и в других). В основе этих предположений лежит идея, что прежде чем наступит добро, во всей своей полноте должно проявиться зло. Надежда на триумфальное пришествие Царства Божьего тем сильнее, чем больше зла мы видим вокруг. Когда моральное разложение достигает своего пика, близость спасения неоспорима; или, как говорят раввины, “из бедствия приходит облегчение”»
— Марголис, Макс Л. Священные Писания с комментариями: Михей (Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1908).
«Проблемы в семьях станут одной из характерных особенностей последних дней… Этот мотив очень распространён в апокалиптической литературе. Например, “И в том роде дети будут злословить своих отцов и старших за греховность и нечистоту… они будут враждовать друг с другом, эти с теми, юноши со старцами, и старцы с юношами…” Также: “И возненавидят друг друга, и будут разжигать ссоры, и злые будут господствовать над достойными, и подлые превознесутся над прославленными”»
— Самюэль Тобиас Лахс. Раввинистические комментарии к Новому Завету: Евангелия от Матфея, Марка и Луки. (Хобокен: Ktav; Нью-Йорк: Антидиффамационная лига, 1987), с. 183, цитаты из Книги Юбилеев 23:24,26 и Второй книги Баруха 70:3
«Дух этого разрушения семейных связей отражен в раввинистических толкованиях на Михея 7:6, которые говорят об этом явлении как о предвестии пришествия Мессии: “С приближением Мессии возрастет высокомерие и дерзость, и смерть достигнет апогея… дети будут позорить старцев, а старцы восстанут на детей, ибо сын позорит отца, дочь восстаёт против матери, невестка – против свекрови своей, и враги человеку – домашние его. Лицо этого рода подобно оскалу пса, и отец не сможет устыдить сына”. Аналогично: “И в том роде дети будут злословить своих отцов и старших за греховность и нечистоту… они будут враждовать друг с другом, эти с теми, юноши со старцами, и старцы с юношами”»
— Самюэль Тобиас Лахс. Раввинистические комментарии к Новому Завету: Евангелия от Матфея, Марка и Луки. (Хобокен: Ktav; Нью-Йорк: Антидиффамационная лига, 1987), с. 186.
«В процитированном Михея 7:6 и других стихах этой главы описываются ужасающие злодеяния, которые будут происходить на земле, и невозможность доверять в этих обстоятельствах даже самым близким родственникам и друзьям. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока не придёт Господь, чтобы оправдать всех тех, кто уповает на Него. Учитывая веру большинства евреев, что перед концом времен наступит время страданий, ученики Иисуса, скорее всего, поняли Его высказывание как утверждение о том, что они уже испытывают страдания, предсказанные для этого времени.»
— Крейг Кинер [профессор библеистики, Богословская семинария Асбери]. Комментарии к Библии издательства IVP (Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 1993), с. 75. Комментарий к Матфея 10:35-36.
Слово «ненавидеть» в Библии часто выражает приоритет или предпочтение, а не буквальную ненависть
Например, в следующем отрывке слово «нелюбимая» или «ненавидимая» означает предпочтение, а не буквальную ненависть:
«Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая [в оригинале – «ненавидимая»], и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Второзаконие 21:15-17).
То же самое верно в следующем отрывке, где автор напоминает читателю, что при рождении братьев, Иакова и Исава, Бог избрал Иакова, чтобы от него произвести еврейский народ и исполнить обетования Аврааму. Речь идет о выборе и предпочтении, а не о буквальной ненависти.
«Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “в чем явил Ты любовь к нам?” – Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни» (Малахия 1:2-3).
Слово «ненавидеть»:
«Мы знаем, что в Библии слово «не навидеть» используется в качестве идиомы, означающей «любить меньше». Когда в Ветхом Завете говорится о мужчине, имеющем двух жён, одну любимую, а другую нелюбимую [в оригинале – «ненавидимую»] (Второзаконие 21:15) , совершенно не имеется в виду, что он в буквальном смысле слова ненавидит вторую жену. Речь идёт всего лишь о том, что, если он любит одну жену меньше, чем другую, он не должен ущемлять сына менее любимой жены при разделе своего имения между наследниками. Это настолько очевидно, что в большинстве современных переводов Библии в данном отрывке ивритское слово «ненавидимая» не переводится буквально, но о второй жене говорится как о «нелюбимой» в противоположность первой, «любимой».
То, что в высказывании Иисуса о родителях слово «ненавидеть» означает «любить меньше», подтверждает и параллельное место Писания Матфея 10:37: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня”. В Евангелии от Матфея сразу за этим высказыванием следуют слова о необходимости взять свой крест и следовать за Иисусом. Это показывает, что поставить свою семью на второе место после Царства Божьего – это один из способов взять свой крест»
— Брюс Ф.Ф. [профессор библейской критики и экзегетики Манчестерского университета, Англия]. Трудные для понимания высказывания Иисуса (Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 1983) с. 20
«Эта гора известна под тремя названиями: гора Божья, гора Хорив и гора Синай… Почему гора Божья? (Исход 18:5) Потому что именно там Бог явил Свою божественную сущность. А Синай? Потому что именно на этой горе Бог показал, что Он возненавидел («сана») ангелов и возлюбил человечество.
В иврите здесь присутствует игра слов «Синай» и «син’а» (ненависть). В подстрочном примечании издания Soncino Press дано объяснение, что Бог возненавидел ангелов и возлюбил людей, “дав им Тору, хотя ее желали получить ангелы. – «Возненавидел» не следует понимать в буквальном смысле. Имеется в виду, что человеку Он явил бóльшую любовь”»
— Исход Рабба изд. Soncino, с. 571, о мидраше Исход Рабба 51:8.
«Но эти антонимы – “ахава” (любовь) и “син’а” (ненависть) – также используются с особым оттенком значения во Второзаконии 21:15-17 в значении “любимая” и “ненавидимая”, то есть “менее любимая”. В греческом эти семитизмы переданы посредством противопоставления “агапан”/”мизеин” с тем же оттенком значения в Матфея 6:24 и Луки 16:13, «где так же, как и во Второзаконии 21:15-17, они означают “предпочитать” (“хранить верность”) и “пренебрегать” (“отвергать”). Здесь мы видим тот же древнееврейский речевой оборот, как и в требованиях к ученикам». Имеются в виду два параллельных места Писания, в которых Иисус перечисляет требования к тем, кто хочет быть Его учеником. В Матфея 10:37 используется формулировка “хо филон хупер эме” (“Кто любит… более, нежели Меня”), в то время как в Луки 14:26 то же самое выражено как “каи оу мизеи” (“Если кто приходит ко Мне и не возненавидит…”).
В отрывках, где речь идет об отношении Бога к Исаву или об отношении человека к отцу, матери, жене, братьям или сестрам, имеется в виду не буквальная ненависть, а предпочтение – то есть почитание всего остального второстепенным и посвящение себя для более высокой цели.
В случае с Иаковом и Исавом любовь Бога означает избрание и призыв на служение (“благословятся в тебе… все племена земные”), которые не были предназначены Исаву. Но Бог не ненавидел Исава в буквальном смысле – так, как Он ненавидит зло – поскольку в Амос 9:12 и Авдий 19 сказано, что потомки Исава смогут взыскать Господа в конце времен (ср. с Деяния 15:16-17).
— Кайзер Уолтер С., мл. [Почетный президент богословской семинарии Гордона-Конуэлла, Южный Гамильтон, Массачусетс]. Об этике Нового Завета. (Гранд Рапидс, Мичиган: Zondervan, 1983) с. 252.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Следующая цитата
Не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23,22
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Быт.2,24
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям. Прит.28,24
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Мф.10,37
Вот, всякий, кто говорит притчами, может сказать о тебе: «какова мать, такова и дочь». Иез.16,44
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх.21,15
..ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. Пс.26,10
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный. Притч.19,26
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Притч.15,20
..и не отвергай завета матери твоей. Притч.1,8
Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.
Иисус, по сути, подтверждает заповедь почитать отца и мать
Иисус подтвердил заповедь почитать своих родителей, известную в иудаизме как «кибуд ав ваэм», словом и делом. Рассмотрим четыре отрывка из Нового Завета:
«Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матфея 15:4-6).
Аналогично в следующем отрывке:
«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Марк 7:10-13).
Небольшая историческая справка о двух приведенных выше местах Писания. Никто из слушателей Иисуса не стал бы оспаривать, что Тора учит почитать своих родителей. Но тогда, как и сейчас, существовали определённые лазейки в законе, которые позволяли бессовестным (или просто ленивым) людям увиливать от исполнения отдельных положений.
Давайте представим себе некоего абстрактного человека – назовём его Мэнни. У Мэнни есть старый комод, который он мог бы продать или как-то использовать, но он решает пожертвовать его Иерусалимскому Храму. К этому комоду будет прикреплен ярлык с ивритским словом «Корбан», то есть «дар Богу» (примерно так, как вы маркируете коробки с вещами при переезде, – «в кухню», «на чердак» и т.д.) Такие пожертвования были «для Храма». Согласно учению одной из богословских школ, теперь, когда этот комод приобрел статус «для Храма», никто уже не имел права им пользоваться, включая членов семьи жертвователя. Возможно, Мэнни просто не хотел, чтобы комод достался его родителям. Возможно, отдать его Храму было сопряжено с меньшим количеством мороки. Возможно, он хотел казаться «религиозным» или чтобы люди о нём хорошо думали, как тот еврей из анекдота, который встал на шаббатнем служении и объявил, что он жертвует синагоге 1000 долларов – анонимно. Или же, возможно, он сначала передал комод в дар Храму, а потом захотел использовать для нужд своих родителей, но ему сказали – извини, пожертвования возврату не подлежат. В любом случае, Иисус обличает таких людей – либо дарителя, либо храмовую бюрократию – в том, что они пренебрегают заповедью почитать родителей.
И еще два отрывка:
«Он же [Иисус] сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 19:17-19).
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоанна 19:25-27).
В первом из приведенных отрывков Иисус велит соблюдать заповедь о почитании родителей. Во втором Он на деле оказывает почтение, позаботившись об обеспечении собственной матери после Своей смерти.
Рассмотрим подробнее
Похожие идеи о разделениях в семьях и точно такое же значение слова «ненавидеть» мы находим в раввинистической литературе. Если Вы хотите исследовать эту тему поглубже, приведём несколько цитат:
Следующая цитата
Иногда приходится слышать утверждение, что Иисус учил Своих последователей ненавидеть родителей. Если бы это было правдой, тогда Иисус, несомненно, учил бы беззаконию – ведь Десять заповедей повелевают нам почитать своих родителей. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», – сказано в Торе (Исход 20:12).
И тем не менее, казалось бы, вопреки этой заповеди, Иисус произнес следующие слова:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матфея 10:34-37).
Или ещё более жёстко:
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Луки 14:26).
Однако, если мы постараемся понять еврейский контекст этих высказываний, они предстанут перед нами совершенно в другом свете. Вот четыре момента, которые необходимо помнить, чтобы правильно понимать утверждения Иисуса:
Иисус учит – в полном соответствии с Ветхим Заветом и писаниями раввинов – что верность Богу должна быть превыше верности своей семье
Библия рассказывает нам о Моисее и колене Левия. Именно от Левия произошли священники, которые учили народ Закону и вели поклонение. После истории с золотым тельцом – когда израильтяне, устав ожидать Моисея, долго не сходившего с горы Синай, сделали себе золотого идола – колено Левия показало особую верность Богу, которая взяла верх над их верностью членам своих семей, впавшим в идолопоклонство. Моисей, желая похвалить левитов, использует слова, напоминающие высказывания Иисуса о семье:
«[Колено Левия] говорит об отце своем и матери своей: “я на них не смотрю”, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять» (Второзаконие 33:9-11).
О чём здесь говорит Моисей? Он не имеет в виду, что левитам в прямом смысле слова не было дела до собственных родителей или что они действительно отрекались от своих братьев и сестер. В конце концов, почитание родителей было одним постановлений Торы, и Моисей не стал бы хвалить левитов за нарушение одной из основных заповедей. Однако, когда пришло время испытания, их семейные привязанности не возобладали над верностью Богу. Именно поэтому Моисей, восхищаясь левитами, выражается так сильно и образно.
Покойный Самюэль Тобиас Лахс, профессор истории религии в колледже Брин-Мар (США), рассуждая о Матфея 10:37, привел пример из Талмуда, в котором учителю отдаётся приоритет перед отцом, и провел аналогию с ролью Иисуса как нашего учителя, которому мы должны отдавать приоритет перед членами своей семьи:
«Касательно приоритета служения учителю перед служением родителю: “Если человек идет искать собственное потерянное имущество и потерянное имущество своего отца, приоритетной является его собственная потеря; если собственное имущество и имущество своего учителя, приоритетной также является его собственная потеря; если же имущество своего отца и имущество своего учителя, приоритетной является потеря его учителя, потому что отец привёл его в этот мир, но учитель, научивший его мудрости, ведёт его в мир грядущий”»
— «Раввинистические комментарии к Новому Завету: Евангелия от Матфея, Марка и Луки» (Хобокен: Ktav; Нью-Йорк: Антидиффамационная лига, 1987), с. 188, цитата из Мишны, Бава Меция 2:11.
Слова Иисуса отражают взгляды, которые существовали в то время в еврейском обществе
По общему мнению учителей закона того времени, мессианской эпохе должен был предшествовать период разлада в семьях и в обществе. Другими словами, сначала должно было стать очень плохо, и только потом – хорошо. В процитированных выше стихах Иисус фактически заявлял о приближении мессианской эпохи и о Своём мессианстве. При этом Он цитировал книгу ветхозаветного пророка Михея, который описывал приближение этой эпохи следующими словами:
«Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (Михей 7:5-6).
Здесь Михей говорит о Божьем суде, который придет на Иудею в наказание за нечестие и моральное разложение народа. Согласно словам Михея в предыдущих главах книги, вражеские полчища придут и устроят осаду. В этой обстановке социальные связи между людьми начнут распадаться, и даже близкие родственники не смогут больше доверять друг другу. Разлад в обществе станет конечным результатом падения нравов в Иудее.
Многие источники периода Второго Храма, а затем и раввинистическая литература используют этот же отрывок и аналогичные описания, говоря о наступления «дня Господня». Перед приходом Мессии или уже во время Его пребывания на земле наступит время дезорганизации общества (смотрите цитаты в конце статьи, в разделе «Рассмотрим подробнее»).
Иисус не призывал к ненависти. Скорее, Он предупреждал, что отношения между людьми будут разрушены, потому что приходит время Мессии. Люди разойдутся во мнениях об Иисусе и Его призыве к покаянию и вере. Неустройство в обществе не было целью Иисуса. Но когда Царство Божье приходит на землю, грех начинает проявляться особенно отчетливо.
Читайте также: