Характеристика падчерицы из сказки 12 месяцев цитатами

Обновлено: 16.04.2024

Двенадцать месяцев — это моя любимая сказка, знакомая мне с детства. Ее написал Маршак, а рассказала мне ее впервые моя бабушка. Сказка не только интересная, но и поучительная, ведь на примере героев мы видим, что такое добро и зло, какие черты характера нужно в себе развивать, а от каких нужно избавляться. Читая сказку, понимаешь, добро всегда будет вознаграждено добром, и наверное это самая главная мысль. Сегодня же нам предстоит сделать характеристику падчерицы из 12 месяцев, к чему мы и приступаем.

Образ и характеристика Королева

Самуил Яковлевич Маршак это русский детский литератор от бога. Его произведения для детей — это мировые шедевры, которые не только очень занимательные, увлекательные и познавательные сами по себе, но и учат детей, что в жизни плохо, а что хорошо. Положительные и отрицательные персонажи сказок Маршака объясняют ребенку, как себя нужно вести, какие ценности должны быть в жизни, что должно быть самым главным и важным в этом мире, а с чем нужно бороться и искоренять.

Сказка двенадцать месяцев Самуила Яковлевича Маршака является одним из лучших его произведений для детей, которая учит добру и злу. Персонаж королевы — это яркий отрицательный образ своенравной, капризной девочки. Правда писатель все равно читателя заставляет жалеть ее, потому что она сирота. Самуил Яковлевич заставляет задуматься, что не нужно сразу нападать на человека, если он ведет себя не правильно, нужно понять причину его поведения. Может быть, такому человеку можно помочь выбрать правильный путь в жизни.

Сказка учит жалеть даже отрицательный образ королевы. Если бы у королевы были бы родители, то они бы ее научили быть доброй и умной, дали бы правильное воспитание. Пример этого отрицательного персонажа учит детей ценить и любить своих родителей, понимать, что забота мамы и папы – это очень дорогое счастье, что есть у человека на нашей земле.

Королева в сказке очень безответственная, она не чувствует, что решает судьбы людей. Королева имеет безграничную власть над людьми своего государства, и никто ей не имеет право возразить и научить, даже ее учитель. Она не ценит жизнь людей, не ценит, что у нее есть богатство, власть, потому что не было не одного момента в жизни у нее, чтобы она осталось без всего этого. Она просто не знает, что такое человеческая боль, когда нет еды и крова над головой.

Самуил Яковлевич в конце своей сказке оставляет свою героиню без свиты на морозе, тем самым показывая юному читателю, что главное не в деньгах счастье и безграничной власти, а главное, чтобы в трудную минуту были хорошие люди рядом готовые согреть. Такими хорошими людьми в сказке оказываются старый солдат и падчерица. Старый солдат учит уму разуму вредную королеву, а падчерица предлагает шубу королеве, несмотря на ее несносный характер и эгоизм.

Главная мораль образа королевы в сказке, это то, что, нужно в любой ситуации оставаться человеком, нужно уметь просить, а не только приказывать и требовать. В жизни может произойти все — ты можешь остаться без власти, без денег, но ты выживешь, если тебе друг протянет руку помощи в нужную минуту.

Чтобы вырасти достойным человеком, нужно работать над собой, следить за своими поступками, совершенствоваться в моральном отношении. Образ королевы в сказке учит быть внимательным к людям, с пониманием относиться к чужой беде, принимать хорошо обдуманные решения, потому что жизнь – это бумеранг, зло к тебе может обязательно вернуться.

Вариант 2

В произведении многих писателей затрагивается тема о нелёгкой доле девушек вынужденных жить без матери. Однако именно трудные невзгоды, преодоление трудностей делает человека сильнее, жалостливее, порядочней и трудолюбивей.

Рассмотрим образ Падчерицы, созданный С. Маршаком в сказке «Двенадцать месяцев». Она всегда доброжелательна, аккуратнная, даже когда собирает ягоды, общается с объектами природы. Животные, птицы любят её.

Наша героиня заслужила дружбу со всеми месяцами года. Она увидела всех сразу. Её все любят и готовы помочь её горю.

Доверчивую девушку обманули. За ней следят придворные и Королева. Девушка приводит всех к костру. Затем становиться жарко, наступает весна, затем лето. Чередуются месяцы. Придворные снимают одежды. Постепенно возвращается зима. Месяцы одевают Падчерицу по — королевски. А остальные остаются в лёгкой одежде. Однако богатые подарки не меняют душевную чистоту девушки. Королеве пришлось просить помощи. Она никогда этого не делала. И здесь наша героиня повела себя красиво. Вначале отказала, не нужно ей награды. А на вежливую просьбу ответила согласием.

Мачеху и ёе дочку превратили в рыжих собак. И их судьба в руках нашей героини. Возможно, через три года они снова станут людьми, если перестанут ругаться и станут смирными.

Люди, живущие в мире с природой получают от неё помощь. Важно делать добро природе и она ответит тем же! Богатство не должно менять человека. Иначе может произойти непредвиденные события. Наша героиняне меняется, когда её одарили подарками. Она такая же добрая и милая девушка. Вокруг неё все меняются и задумываются как стать лучше.

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:


  1. Падчерица встречает в лесу солдата.
  2. Приказ королевы о подснежниках.
  3. Мачеха отправляет девушку в лес.
  4. Встреча с двенадцатью месяцами.
  5. Необычные подарки от братьев-месяцев.
  6. Поход за земляникой.
  7. Чудесные превращения злых героев в собак.
  8. Богатые подарки для главной героини.

Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

Характеристика падчерицы из сказки 12 месяцев

В сказке Двенадцать месяцев мы знакомимся с несколькими образами героев среди которых и образ падчерицы. Ее образ мне очень нравится. За ее судьбой я следила с удовольствием и очень рада, что все так хорошо завершилось.

Если говорить о характеристике падчерицы, то это трудолюбивая девочка, которой пришлось жить не с родной мамой, а с мачехой и названной сестрой. Естественно, они ее не любили. Мачеха всегда ей находила работу, в то время как ее дочь и она сама, бездельничали. Несмотря на это, в душе у падчерицы не возникло ненависти. Она добрая и отзывчивая, всегда пойдет на уступки, поможет, выполнит любое поручение даже, если оно абсурдное и невыполнимое. Героиня сильна духом, внимательная, справедливая, скромная.


Обращаясь к сюжету произведения, мы видим, какое описание и характеристику падчерицы дают двенадцать месяцев, с которыми девочка встретилась в лесу, отправившись по поручению злой мачехи за подснежниками. Зимние месяцы рассказывают о том, какая она всегда веселая и приветливая, всегда поет, когда собирает в лесу дрова или же из проруби набирает воду. Летние месяцы рассказывают, как девушка, ни свет ни заря, уже в огороде работает, в лесу постоянно ягоды собирает и при этом не сорвет зеленую, дав ей созреть, не сломит ветку, навредив природе. У нее очень доброе и отзывчивое сердце, поэтому очень переживаешь за героиню и желаешь ей только добра. Радует, что месяцы прониклись сочувствием к падчерице и помогли ей отыскать подснежники, повлияв на весь дальнейший ход сказки, где добро побеждает зло.

Сочинение на тему: За что мне нравится падчерица, Маршак «Двенадцать месяцев»

А какую оценку поставите вы?

Образ Падчерицы

Мне очень нравятся сказки, ведь в них так много волшебства. Особенно люблю сказки, в которые могут чему-то научить, заставляют задуматься о том, как нужно себя вести, а как не нужно. Одна из моих любимых сказок – «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

В этой сказке повествуется о семье, в которой жила недобрая и жадная женщина с Дочерью и Падчерицей. Мне очень нравится Падчерица. Она трудолюбивая и старательная. Вся работа по дому лежит на ней. Она и грядки пропалывает, и белье полоскает в реке, и хворост носит из лесу. И все время она в работе, и зимой, и летом, и весной и осенью. А ведь зимой и осенью холодно , дует сильный ветер, трещит мороз, а ей в это время приходилось таскать хворост их леса, ходить по глубоким сугробам, мерзнуть на ветру. Но Матери и Дочери не было ее жалко.

Однажды Мать с Дочкой заставили Падчерицу идти в лес за подснежниками по лютому морозу, когда на улице было наметено столько снега, что его приходилось разгребать, чтобы открыть двери в дома. Жители города находились дома, грелись у теплых печей. И девочка не посмела их ослушаться, потому что она была уважительная и не любила ссориться со старшими, а Мать все-таки была старше ее. Взяла она корзинку и пошла в лес. Все в лесу ей было знакомо, ведь она не один раз бегала туда за хворостом, за ягодами и грибами. Но в этот холодный вечер ей было страшно и грустно, ведь она знала, что подснежники не растут зимой, а возвращаться без цветов она не смела.

Уже отчаявшись, Падчерица заметила огонек и пошла в его сторону, и это говорит о ней, как о смелом человеке, ведь там могли быть и разбойники. Но вот девочка вышла к костру. Сначала окинула сидящих людей взглядом и хорошенько их разглядела. Она сумела и посчитать их и рассмотреть одежду. И это говорит о ней, как о внимательном, вдумчивом человеке.

Когда один из месяцев спросил ее, зачем она пришла в лес, Падчерица вежливо ответила ему, она сказала правду, что пришла за подснежниками. Конечно, месяцы были удивлены этим, но поверили ей, потому что знали эту девочку, как большую труженицу. Ведь они видели ее и зимой и летом, и весной, и осенью. И все время она была в работе, все время трудилась, не покладая рук. И решили ей помочь, ведь ей нельзя было возвращаться домой без цветов, а они все-таки были волшебниками.

Взяли братья свой посох и по очереди ударили им о землю. Времена года сменили друг друга и подснежники появились на полянке. Падчерица набрала цветов и снова побежала на полянку, чтобы отблагодарить братьев-месяцев, но там их уже не было. Вот ведь какая умница! Не забыла о том, что за добрые дела нужно обязательно благодарить.

Вернулась она домой и отдала мачехе и сестре цветы, а когда они спросили ее, не одарили ли они ее чем-нибудь еще, она ответила, что больше и не просила ничего. Не жадная была девочка, не думала ни о какой выгоде для себя.

Мачеха с Дочкой остались в зимнем лесу. А Падчерица выросла, вышла замуж и вырастила деток. Мне очень нравится эта сказка и ее главная героиня – добрая девочка. Ее пример учит нас доброте, трудолюбию, скромности.

Волшебные превращения

Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.

Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:

  • профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
  • солдат мечтал согреться;
  • мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
  • падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.

И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.

Следующая цитата

Характеры падчерицы и дочки в сказке "12 месяцев" противоположны. Падчерица - воплощение всех хороших качеств: трудолюбия, ответственности, доброты. Дочка же ленивая жадная и злая. Они вместе с мачехой постоянно изводят бедную девочку и заставляют ее выполнять всю самую тяжелую работу. Однако в конце сказки все получают то, что заслуживают. Дочка и мачеха превращаются в злобных собак, а падчерица обретает положенную ей награду и готова начать новую спокойную жизнь, где уже не будет унижений и бесконечного труда.

Следующая цитата

падчерица это героиня сказки 12 месяцев,девочка очень трудолюбивый человек *что не скажет мачеха все выполняет* доброе сердце*она никогда не обидит человека, а поможет ему* ласковая бедна девочка которой не хватает заботы, ласки,потому что нет родных для нее людей

Мачеха - жадная женщина, не брезговавшая ни какими средствами.
Падчерица - девочка с добрым сердцем. Она способна прощать и понимать. Скромна и трудолюбива.
Принцесса - нахальная, капризная девица. Она Весьма глупа, и ей всего мало. По мимо этого, принцесса жестока. Груба с придворными и даже с профессором, который пытается её учить.
Профессор - умный человек, которого по своему можно назвать добрым. Он не перечит принцессе, и относится к ней хорошо, хотя и старается её чему то научить.

Следующая цитата

Известная и популярная сказка «Двенадцать месяцев» учит детей тому, что невозможно повернуть время по желанию, и всё в жизни идёт своим чередом. Это волшебное произведение помогает быть добрее и чище. Следует с ребятами записать краткое содержание «Двенадцать месяцев» в читательский дневник, чтобы они лучше запомнили это произведение. Ведь оно яркое и позитивное, где действующими лицами являются не только люди, но и сама природа.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

История создания

Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.

Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.

Характеристика героев

В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

  • падчерица;
  • солдат;
  • братья-месяцы;
  • профессор.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.

Жанр и главная мысль

Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:

  • волшебные превращения;
  • сказочный помощник-колечко;
  • говорящие звери и 12 месяцев.

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.

Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.

Краткий сюжет

В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.

И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.

В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.

Волшебные превращения

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.

Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:

  • профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
  • солдат мечтал согреться;
  • мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
  • падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.

И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.

Художественные особенности

Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

  • разговоры птиц;
  • братья-месяцы предстают в облике людей;
  • резкая смена природных сезонов.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

Отзыв о падчерице

Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

Анализ волшебного произведения

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.

Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.

Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.

Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!

Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!

Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!

Читайте также: