Богатство в исламе цитаты
Обновлено: 20.11.2024
«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Крачковского)
«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его Своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Кулиева)
Не случайно здесь даны два разных перевода одного и того же аята. Тема о том, как сочетаются материальное неравенство и Божественная справедливость достаточно сложна для обсуждения. И все-таки попытаемся подумать и об этом…
Центральной идеей ислама является Единство Аллаха - Таухид. Аллах Сам в Своей книге утверждает: «Скажи: «Он - Аллах Единый, …и нет никого равного Ему» (Коран; 112, 1, 4)
Обратите внимание: Аллах в Своей величайшей мудрости утверждает, что нет ничего равного Ему. Но, обратите внимание, Он не создал ни одного человека идентичным с другим. Также Он не наделил всех равным ризком (пропитанием). Наоборот, Он дал одним преимущество над другими и установил им разные уровни достатка.
Одни настолько богаты, что имеют в своем распоряжении все, что им захочется и тратят столько, сколько пожелают. Другие всю жизнь вынуждены работать за небольшую плату и постоянно зависят от тех, кто им ее платит. Есть еще и люди среднего достатка. У них есть кое-какое имущество и приличная зарплата, но они могут себе позволить далеко не все, чего им бы хотелось иметь у себя.
Всем, наверное, понятно, что миллионер никогда не согласится раздать свое богатство своим рабам и слугам для того чтобы они сравнялись с ним по уровню жизни.
Об этом четко говорится в Коране: «Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран; 30,28).
Это дает нам понимание, что наличие в обществе богачей и бедняков, а также людей со средними доходами – дело не случайное.
Уравнивание людей в материальном аспекте привело бы к нарушению мирового порядка.
С тех пор как начал свое существование этот сотворенный мир люди никогда не были равны в имуществе и богатстве.
Более того, Аллах сотворил людей разными и в плане физических, и умственных способностей и этого факта никто из разумных людей не может отрицать.
Таким же образом есть люди, которые могут, благодаря своим индивидуальным возможностям, разбогатеть.
Однако, в Коране содержатся предписания, препятствующие тому, чтобы богатство концентрировалось в руках отдельных людей и сохраняющие определенный баланс в социуме с тем чтобы отдельная социальная группа или несколько человек не могли сосредоточить в своих руках все экономические рычаги, воздействующие на общество: «Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран; 59,7).
Сейчас мы можем наблюдать что в современном мире нарушен баланс между богатством и бедностью когда с одной стороны несколько процентов очень богатых людей захватили контроль над мировой экономикой через банковскую систему, основанную на ссудном проценте и фактически поработили все остальное население Земли, которому не остается никакого иного выхода кроме как работать словно рабы чтобы обеспечить свое существование и существование своих детей.
Как ответ на эту несправедливость возникла контр-система под названием «социализм» и «коммунизм», которая провозгласила своей целью ликвидацию богатых и бедных, прекращение эксплуатации человека человеком и установление всеобщего равенства.
Массы людей, возмущенных несправедливостью капитализма последовали за коммунистами. Но…мечта о равенстве так никогда и не стала реальностью.
Частная собственность оказалась под запретом. Экономических стимулов работать лучше не было. Предпринимательская деятельность считалась уголовным преступлением и каралась тюрьмой. А вместо отдельного капиталиста человека стало эксплуатировать государство, которое рассматривало его как всего лишь восполняемый ресурс.
Таким образом, экономическая система социализма не отвечала чаяньям большинства людей и не была поддержана ими.
Священный Коран предлагает иную систему, свободную как от тирании «денежных мешков», так и от всеобщей уравниловки.
Запрещая ссудный процент и связанные с ним спекулятивные операции, она разрушает основу капитализма, декларируя, что каждый бедный мусульманин имеет право на определенную долю имущества и денег богача (закят), она обязывает делиться в интересах всего общества: «…Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных…» (Коран; 70; 24,25)
Раздел имущества умершего между всеми родственниками хотя бы и в неодинаковых долях препятствует концентрации богатства в одних руках.
Таким образом, можно сделать вывод, что ислам не запрещает частную собственность и закрепляет имущественное неравенство, но запрещает финансовые спекуляции, основой которых является ссудный процент.
Впрочем, экономическая система ислама – это тема для отдельного разговор, которая требует своего продолжения.
Следующая цитата
Многим из нас, наверное, знакомы распространенные стереотипы: религия не поощряет человека в стремлении к достатку, бедный человек более угоден Богу, чем богатый, поскольку богатство почти всегда нажито каким-то нечестным путем. Это правда или вымысел, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности, а не стремиться к обеспеченной жизни?
На самом деле религия предостерегает человека не от зарабатывания денег и накопления имущества как такового, а от опасностей, которые влечет за собой чрезмерная погруженность в мирские дела:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными припасами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха (для праведных людей) есть лучшая обитель» (сура «Али Имран, 3:14)
Стремление к богатству становится для некоторых людей таким сильным соблазном, что ради него они готовы пойти на обман и мошенничество, предавать друзей и родных, посягать на чужое имущество. И даже если человек зарабатывает на жизнь честным путем, увеличение достатка и любовь к роскошной жизни может заставить его забыть о своей душе, о благодарности Всевышнему, о помощи ближним.
Однако будет таким же заблуждением считать, что наиболее богоугодный и правильный образ жизни - это бедность. Бедность имеет свои искушения и соблазны: так, бедный человек склонен завидовать тем, кому повезло в жизни больше, чем ему; он может также соблазниться нечестным способом зарабатывания денег.
Бедность часто проистекает от лености, когда человек попросту не хочет прилагать усилия для поддержания своей жизни на достойном уровне, для получения профессиональных навыков и поиска хорошей работы. Бедность заставляет людей забывать о своем достоинстве, попрошайничать, унижаться перед богатыми приятелями, от которых они могут ожидать подарков и милостей.
Какой же выход из этой ситуации? Как правильно относиться к материальным благам?
Ключом ко всему служит умеренность и золотая середина. Человеку следует прилагать все усилия для поиска честного и надежного заработка, для повышения своих профессиональных навыков. Религия поощряет трудолюбие и порицает лень:
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом» (Бухари).
«Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей). Лучшая милостыня — та, которую ты даешь, имея материальный достаток» (Бухари).
Собственный, пусть и небольшой, заработок является защитой человека от унижения попрошайничества и нищенства, когда он сам может оказывать помощь неимущим, а не ждать милостей от богатых родственников и знакомых.
При этом нужно помнить, что богатство – это дар от Всевышнего. Кому-то Он дает в этой жизни больше материальных благ, а кому-то меньше.
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура «Саба», 34: 39).
«Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к (Аллаху), если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то (добро), что они совершили, и будут они пребывать в покоях, находясь в безопасности» (сура «Саба», 34:37)
Наличие или отсутствие большого состояния ничего не говорит о качествах человека, поскольку приближают или удаляют человека от его Создателя не сами деньги, а наше отношение к ним. Существует очень мудрое высказывание, дошедшее до нас от праведных людей прошлого: «Держи богатство в руках, но не в сердце».
Всевышнему может быть одинаково угоден как состоятельный человек, заработавший свое имущество честным путем, который не презирает бедных, но, наоборот, расходует средства для помощи неимущим и нуждающимся; так и бедный человек, который, тем не менее, не жалуется на свое положение и не завидует, а продолжает трудиться для поддержания своей жизни и помощи своей семье.
Дуа для тех, кто хочет увеличить свой заработок
Из истории мы знаем, что, к примеру, царь и пророк Сулейман (Соломон), мир ему, был обладателем огромного состояния, однако был чрезвычайно аскетичным и богобоязненным человеком. Богатство не заставило его забыть о своем Господе и стать неблагодарным.
Среди сподвижников Пророка (мир ему) были как Абу Хурайра, которому не принадлежало ничего, кроме той одежды, что была на нем, так и такие люди как Абу Бакр или Усман (да будет доволен ими всеми Всевышний), имевшие большое богатство. Лучшие люди, как говорится в хадисе, - это те, кто умеет соблюдать баланс между материальным и духовным, между вечным и преходящим:
«Лучшие из вас – это те, кто не оставляет мирское ради вечного, и вечное ради мирского. Лучшие – те, кто не становится бременем для других» (хадис приводит имам Суюти в «Джами ас-сагыр»).
Итак, верующий человек – это не обязательно бедный и неимущий. Бедность не всегда приближает к Богу, а богатство не удаляет человека от Него. Правильное отношение к имуществу состоит в умении правильно расставить приоритеты: человеку не запрещено стремиться к достойной жизни, к тому, чтобы обеспечить себя и своих близких всем необходимым.
Но при этом следует избегать всех соблазнов материального мира – не стать черствым, эгоистичным, корыстолюбивым, жадным. Если Всевышний наградил вас достатком, поблагодарите Его и расходуйте свое имущество разумно, не забывая о помощи бедным. Если же, наоборот, ваши дела идут не очень хорошо, не впадайте в отчаяние, а продолжайте трудиться, проявляйте терпение и не завидуйте другим. Тогда Он будет доволен вами.
Следующая цитата
Каждый из нас стремится быть успешным и богатым, и наша вера не порицает такое стремление, но только при условии, что эти средства достигаются дозволенными Всевышним способами, не являются главной целью человека в этой жизни и направлены на благое. Способов обретения богатства и удела множество, но не стоит забывать, что единственное богатство, которое принесет нам счастье, не лишит душевного спокойствия, и за обретение которого не придется отвечать наказанием, это средства от Аллаха. Аллах Всевышний – Дарующий, он не желает для человека сложностей, Он открыл для человека множество возможностей к обретению халяльного богатства. Увеличение удела является наградой за многие благие деяния, намерением которых не является корысть и обретение богатства, а искренность и направленность на довольство Всевышнего. Люди ломают голову и ищут миллионы способов увеличения удела, когда есть способы более легкие, но более благодатные и приводящие к довольству Аллаха. Эти пути увеличения удела Аллах Всевышний раскрыл для своих любимых рабов в Священном Коране:
- Богобоязненность
Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи (65:2-3)
Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своей милости, а также Его посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!» (9:59)
- Прошение прощения Всевышнего
«Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12)
«Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжите Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (73:20)
«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7)
- Расходование на благое
«Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел» (34:39)
Следующая цитата
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9: 34).
Читайте также: