Зимние праздники в карелии придумать три загадки

Обновлено: 04.11.2024

Путешествие по Карелии

Загадки народов Олонецкой губернии


Из детства помню: сидим с ребятами теплым вечером на песчаном берегу реки Алатырь. Кто-то рассказывает страшные истории, кто-то камешки кидает в воду или кино вспоминает. Но время было тяжелое - в кино ходили ред­ко. Больше всего мы любили загадывать загадки. Мне сейчас кажется - им не было конца. Все знали их. И все были перед загадками равны: старшие и младшие, сла­бые и сильные.

С тех детских посиделок и сохранилось у меня ува­жительное отношение к загадкам. Образность, поэтич­ность и мудрость - и все это умещается в нескольких словах: Родился - вился; жил - мучался; пал - убился; нет ему ни отпевания, ни погребения. Чувствуете, как по­этично олонецкая загадка видит простой глиняный гор­шок. Какой народный философ сделал этот удивительный слепок с человеческой жизни? Какая емкая аналогия - человек и печной горшок! Простейшая загадка - и целая философия.
Что же такое загадка? Владимир Даль, к которому мы привыкли обращаться, когда речь идет о явлениях на­родной жизни, объясняет, что загадка - это «иносказание или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказатель­ное описание предмета, предлагаемое для разгадки». «Итак, загадка - иносказательная речь, которая переносит мысль человека от знакомого предмета, явления, действия в об­ласть метафорического мышления. А зачем надо название знакомого предмета прятать? Вместо того чтобы просто назвать колокол, олонецкие мужики придумали ему образ петуха: Садится петух на воротах, коса до полу, голос до неба. Чтобы человек поломал голову? Для развития со­образительности?

Конечно, загадку мы вправе рассматривать как явле­ние народной педагогики. Со времен седой древности и до наших дней она выполняет педагогические функции. Среди карельских и русских загадок немало таких, которые раз­вивают сообразительность, пластичность мышления: Ка­кой в реке камень? (мокрый). На что поп шляпу купил? (на деньги). Загадки вводят детей в область нравст­венных понятий: «Чего нигде не купишь? (отца с ма­терью). Учат счету, простейшим арифметическим действиям: Батька с сыном, да батька с сыном, да дедушка с внуком, много ли стало?
Загадка - это и народная поэзия. Загадывание было занятием, которое доставляло глубокое эстетическое удов­летворение, перенося тысячу раз виденный предмет или явление в область поэзии, придавало поэтический смысл отдельным его сторонам, заставляя удивляться смелости, образности поэтической мысли народа: Стоит Егорка на пригорке, копьем подпирается, шапкой покрывается. Так народ увидел в зароде сена образ богатыря. Или вот так, всего несколькими словами, дается образ печи: Мать толста, дочь красна, сын храбер, в поднебесье ушел (печь, огонь, дым). В загадке, записанной в деревне Колатсельге, печь угадывается в тех же образах, но с другими эпитетами, в иной цветовой гамме: Мать беле­сая, дочь румяная, а сын синеватый.

Для историка, этнографа, фольклориста загадка не только поэзия, но и благодатный источник сведений о древних верованиях. Ведь загадка как один из древ­нейших жанров устного народного творчества возникла в эпоху мифологического осмысления природы. Человек того времени ощущал себя частью природы, он видел в природе в целом и в каждом отдельном ее явлении - воде, солнце, дереве, камне, животном - живую и разум­ную силу, считал, что природа активно участвует в его жизни. Животные, растения, природные силы были как бы братьями человека, общались с ним, помогали или вредили, понимали его речь.
Загадка позволила нам лучше по­нять психологию древнего человека, для которого приро­да была родной стихией - домом и источником жизни. Он был в ней равным среди равных. И одухотворение при­роды по образу и подобию своему было естественным для человека того далекого времени. В его представлении живая природа способна общаться с человеком - драз­нить, помогать или вредить, понимать, что он делает или говорит. Значит, собираясь на промысел, надо сделать так, чтобы утаить свои намерения, иначе не будет успеха. Нельзя, следовательно, говорить, куда идешь, что берешь с собой (какие орудия охоты), называть зверя. Со всем этим живьем держи ухо востро!

И человек стал хитрить. «Ни пуха ни пера!»-кричали вслед охотнику, чтобы природа - звери и птицы слышали и знали, что охотники никого не убьют. Маленькая хит­рость, чтобы обеспечить удачу. Человек даже названия придумывал другие всему, что связано с промысловой деятельностью, заменил одни названия другими: На ели цветочек, а под елью звоночек. Непосвященный человек никогда не поймет, что такое цветочек на ели. Однако для охотника ясно, что это -дичь, добыча, а звоночек - это собака, облаивающая дичь.
Уже в древних наскальных рисунках (петроглифах) имеются подобные сюжеты. Собираясь на рыбный промы­сел, древний человек разговаривал примерно так: Шелка кружевные за спину, волчьи сапоги на ноги, быстренько собирайся шустренького ждать. Поди пойми, о чем речь! Ни одного понятного слова о промысле. Все зашифрова­но: и невод (кружева), и лапти (волчьи сапоги), и сама шустренькая добыча - рыба.

Конечно, чтобы говорить аллегориями, то есть перево­дить эти понятия в область метафорического мышления, необходимо хорошее знание производственной деятель­ности. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозя­ев забрали, дом в окошки ушел. Предлагаю студентам расшифровать смысл загадки и убеждаюсь, что совре­менному человеку, плохо знакомому с производственной деятельностью прошлого, со старым бытом и жизненным укладом, символика карельской загадки непонятна. Зато олонецкому мужику здесь все было ясно. Издавна символ молчания - рыба. Ее домом или средой обитания явля­ется вода: озеро, река - здесь она хозяин. Окошки - ячеи невода, в который попались хозяева - рыбы, и вода ушла через ячеи невода - окошки.
Но в финно-угорской мифологии птица олицетворяет водную стихию. И в данной загадке снег - небесная вла­га- подается через образ птицы. Остается рассмотреть образ солнца. В загадке - это девица безротая, которая съедает снег - птицу бескрылую. Снова обращаемся к символике декоративного искусства. Солнце как пода­тель тепла и выступает в символических образах коня, петуха, солнечной розетки и женщины с ромбовидной го­ловой. Исследователи отмечают, как органично слились в женщине земное и солнечное начала.
Земля, солнце и влага. Загадка верно выделяет эти три стихии, без которых не может быть ни жизни, ни счастья. Все чрез них и ничего без них!
Зашифрованными в загадке оказались явления при­роды, орудия труда и охоты, большинство представите­лей растительного и животного мира. Олонецкая загадка сохранила их метафорические определения: Черна, как жук, бела, как снег, скачет, как бес (сорока). Летит птица перната к царю в палаты, поет, вопит, никого не боится (комар). В этих загадках подмечены самые характерные свойства названных животных, и мы легко узнаем и сороку, и комара. »)
Есть, загадки, которые сохранили какие-то очень древние образы и сравнения, непонятные сейчас: Под горой-горой лежит конь вороной, ни сесть, ни лечь, ни рукой провесть (змея). Трудно в образе вороного коня, верного друга человека, заподозрить коварную змею. Но, вероятно, у древнего человека были основания для такой метафорической замены.
«Вечером не было обычая загады­вать, а рассказывали сказки. Загадывать надо было утром. Не знаю, почему был этот закон, но так было»,- сооб­щила исследователю информатор. Причину запрета ве­чернего загадывания Лавонен удалось все же понять. Жи­тельница поселка Калевала К. Н. Галактионова расска­зала ей: «Сказки рассказывают вечером, говорят, что железный обруч образуется вокруг дома, когда сказки рас­сказывают. А когда загадывают утром и если кто отга­дает, тогда этот железный обруч снимается. Это был ста­рый обычай.» Другая жительница из деревни Вокнаволок А. А. Ремшуева уточняет, зачем нужен обруч вокруг дома: «Сказки когда рассказывали, из-за каждой сказки желез­ный обруч образовывался вокруг того дома (где сказки рассказывали. Н. Л.), чтобы плохой дух не мог прийти в дом».
Таким образом, сказка выступает в качестве оберега дома, а загадка, как магический ключ, размыкает, сни­мает ограждение утром. Вечером боялись загадывать - в дом могли проникнуть злые духи или сама Хозяйка загадок».

Стоит посмотреть следующий материал:

Рубрика: Фольклор Олонецкой губернии Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, современное поколение в Карелии, наверное, является последним, кто помнит старые традиции и знает загадки. Главным хранилищем народной истории являются книги, но многие карельские авторские загадки не могли быть сохранены в веках (письменности в Карелии долго не существовало) и передавались только из уст в уста, а ныне (после кровопролитных войн и революций) безвозвратно утеряны.

И все же некоторые загадки энтузиасты успели записать.


1. Что в избе само сделалось? (щели)

2. Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (иголка с ниткой)

3. Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет.(коса)

4. Угля черней, снега белей, выше кромки сетей, ниже саней. Кто это? (сорока)

5. Чем больше свинка вертится, тем толще становится.(веретено)

6. У кого глаза в ушах? (ушат)

7. Черная птица красные яйца высиживает. (чайник на углях)

8. Изба еды полна, а крыши нет и стены дырявые. (поле)

9. Кипит-бурлит, но через край не переливается. (озеро)

10. Лебедь летит, крыльями помахивает, с крыльев воду отряхивает. (лодка)

11. Дед старый, шуба новая. Каждый год заново шубу шьют, а потом распарывают.(лёд на озере зимой)

Следующая загадка

Карельские народные загадки

Загадки – малый жанр устного народного творчества, который присутствует, наверное, в фольклоре каждого народа, и Карелия не исключение. Одно из наиболее полных собраний карельских народных загадок можно найти в книге, выпущенной Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

Место действия: Республика Карелия.
Сфера (музыка, литература, театр и т.д.): устное народное творчество.
Жанр: загадки.

Карельские народные загадки Редактировать

Фиксация карельских народных загадок, по указанию авторов сборника от Института языка, литературы и истории КНЦ РАН, началась с 1930-х годов. Фольклорные экспедиции, предпринятые учеными института в 70е годы прошлого века, помогли собрать дополнительный материал и прояснить некоторые аспекты бытования загадок на территории региона. В предисловии к книге «Карельские народные загадки» отдельно упомянут Вокнаволок, где, по словам исследователей, информанты хорошо помнили загадки.

Удалось прояснить исследователям и некоторые особенности, связанные с ритуалом загадывания. Оказывается, загадывали преимущественно зимой, во время святок, наиболее удобным считалось утреннее время, тогда как вечер отводился под сказки. Известен и обычай, согласно которому человека, не сумевшего отгадать определенное количество загадок, изгоняли из числа присутствующих. Прощали его только при условии отгадывания неразгаданных загадок.

В сборнике в основе перевода с карельского на русский лежит принцип стремления к наиболее точной передаче смысла каждого слова; загадки разделены на северно, а также южно и среднекарельские тексты. В свою очередь каждая из групп загадок, разделенных территориально, внутри себя подразделяется на следующие категории (здесь и далее приведены тексты из сборника «Карельские народные загадки»):

Следующая загадка

Путешествие по Карелии

Лесков Н. Загадки карел Олонецкой губ.
// Живая старина. 1893.

Загадки корел Олонецкой губ.

Представляемыя мною загадки собраны преимущественно въ Святозере, Пряже, Сямозере, Вешкелицахъ и Салменицахъ Петрозаводскаго уезда, и расположены оне въ томъ порядке, въ какомъ собраны.

Карельские загадки

Что на избу спиной? — топор.
Что на избу передом (лицом)?— икона.
Что въ избе невидимое — тепло.
Сто рогов, тысяча корней, — что положишь, все выпьет. — Каменка в бане.
Сидитъ баба въ избе, две кромки во рту.—Столбъ въ избе, къ которому прикрепляются две полки.
Овцы в огороде, хвосты вне. - Ложки в миске.
Двое черных друг противъ друга. - Пол и потолок.
Сто солдат на одной подушке спятъ. — Потолок.
Трещит, звенит за костяным лесомъ. — Язык.
Белая лошадь за огородом. - Сугроб снега.
Коростовая шубенка на огороде. - Звездное небо.
Маленький, кругленький, всему миру дорогой .— Монета.
Есть у меня жеребец, что положишь, все несет. — Стол.
Изогнутый, гнутый руки всех разсмотритъ. - Дверная скобка (ручка).
Стоитъ олень, ноги до земли не дотрагиваются. — Колыбель.
Поросёнок вертится, брюхо полное. - Веретено, с намотанными на него нитками.
Красный чулокъ въ квашне.- Квас.
Качается, трясется, за мясо держится.— Серёжка.

В окно не входит, а в стенной паз (щель, образующаяся в стене между бревнами) входитъ. — Переплётъ изъ лучины, который полагается на дровни.
Цапля по болоту, заяц по льду, — стук. лбами вместе. — Став ткут.
Горбатый, гнутый подолы всех разсмотритъ. — Порог.
Изогнутый, — гнутый всемъ руку подает —Ручка дверная.
Что на вешалке не держится? — яйцо или клубокъ.
Замок над замком, замок над замком, над замком кочка. — Крюк, на который весят котёл.
Засек, полный золотых кружечков. — Жараток.
Головастик и мохнатка в один колодезь за водой ходятъ. — Крюк и помяло.
Днем бревном, ночыо плотом. — Постеля.
Куда идешь золотистый? — Сиди, сиди корявое смолье. — Ель и осина.
Овца идетъ из лесу, шерсть по земле волочится. — Воз с сеном.
Мужик в лесъ идет зеркало за спиной. — Топор.
Мужик в лес идет, носом небо кроитъ. — Коса (горбуша).
Мужик в лесъ идет, чуланчики по дороге оставляетъ. — Клетки от лаптей.
Темный, черный, сторогий, с тысячью корней, рявкнетъ — всей земле слышно. - Гром.

Двое белых друг против друга. — Небо и снег.
Рига железная, крыша овсянная. — Сковорода с овсянным блином.
Тысяча глаз, сто камней. — Сеть.
Снегу белее, угля чернее, впереди шило, посредине клубок, сзади ножницы. — Сорока.
Естъ белое, испражняется черным. — Горящая лучина.
Двое красных друг против друга.— Верхняя и нижняя полость рта.
Живут два брата, дорога посредине , другъ друга невидят. — Глаза.
По белому полю чернымъ сеют. — Письмо.
Цапля по полю скачетъ. — Серп.
Однн скажет: стук стук; другой скажет: стук; стук; третий скажетъ: стук, стук; четвертый скажетъ: стук, стук, пятый скажетъ: шнив, шняв. — Лошадь.
Глаза есть, но не видитъ, уши есть, но не слышитъ. — Стоялка.
С того свету шубу привозят, на сем свете воротник пришивают. - Котел из России, а дужка к нему приделывается в Кореле.
Избу снимаютъ (берут), окна тут оставляют. - Неводъ и проруби.
Пришел враг в избу, собрал золото, собрал серебро, и, уходя, увел золотаго жеребца ). — Холод.

Шлепает, хлопает, голую голову пихает. — Месить квашню.
Летит птичка, коноплянный хвостик. — Иголка с ниткой.
Длиннее самых длинных деревьев, ниже самой низкой травы. — Дорога.
Акулина в канаве (ручейке), нос на суше. — Рукомойник.
Вымазанный пирог (кокой) на гвозде. — Ружье.
Пресное молоко по полу разлито, ни ногтями, ни зубами достать нельзя. — Солнечный светъ на полу.
Четыре девушки на одну кору мочатся. — Доенее коровы.
Четыре девушки одним поясом опоясаны, друг друга имают (ловятъ). — Особый снаряд для разматания ниток.

Мужик на печку поднимается, палка сзади виситъ.— Кошка.
Красное и белое друг против друга в коробочке. — Яйцо.
Домой приходит на возу, а на двор заходит охапками. — Сено.
Есть у меня жеребец, кто ни сядет, всех несет. — Скамейка.
Темный-черномазый, что ни положишь, все выпьет. — Каменка в бане.
В избу (церковь) не входит, в пясть войдет. — Особаго рода шест, очень длинный, употребляющийся при закидывании невода зимою.
Бабья сорочка на огороде, полная вшей. — Звездное небо.
Сухая кромка за окном. — Луна.
Листья бумажные, ягоды сахарныя.—Ситцевая рубашка с фарфоровыми (каменными) пуговками.
Глубокое да хорошее, черное да сладкое. — Маслянник (горшок с маслом).
Сделано из полок и бревен и доверху наполнено. — Колокольня.
Поле железное (стеклянное), межи деревянныя. — Оконная рама.
Из дому идет, домой смотрит, из лесу идетъ, въ лес глядят. — Кошель на спине.
Белый чулок в подполье. — Плесень.
Что можно бросить дальше всегое — взор.
Пришли пять (навстречу) молодцов, за волосы поймали, о землю бросили. — Сморкание носа пальцами.
Парень поет по ночам в подполье, никому унять нельзя. — Петух.

Без когтей, без лап, а по стене поднимается. — Тесто въ квашне.
Дятел на дереве, дятел на земле. — Прядение пряжи. (Лен на прялке и нитки на веретене).
Скребется в углу, пузырчатый мышенок в брюхе (внутри). — Беременная женщина.
Отец только что родится, а сыновья уже в лес ходят (охотиться).—Огонь и дым.
Шуба новая, а подолы в дырьях. Лед с прорубями по берегу.
Что сильнее всего дуетъ? — Ветер..
Четырехножное в двуножном, двуножное в круглом, круглое в четырехугольном. — Лошадь, дровни, стог и рига.
Что на земле тoропнее? — Когда является позыв к испражнению.
Что на земле тяжелее?—искра, упавшая на руку, оказывается тяжелее всякой ноши.
Что на свете милеее — сон.
Что на свете сильнее? — сон.
Что на земле мягче всего? — своя ладонь.

Ночи въ дыре, днем на спине. — Дверной крючек.
Ты, сестрица по той стороне, ты сестрица по другой стороне, а в одно место на ночь. — Пояс.
Что в избе неподвижное? — Печь.
Без рук, без ног по угламъ ходитъ. — Дым.
Слышно, а не видно. — Ветер.
По берегу хлопаетъ, а рукъне видно. — Волна.
Едут на вороной лошади, следов не заметно. — Лодка.

Колыхается, приближается, а само не подходит. — Вода.
Цепь за цепью, конец цепи под печкой. — Лавки (скамьи). Они, обыкновенно, располагаются друг за дружкой по тремъ стенамъ: двумъ боковым и одной лицевой; конец лавки упирается в печку (с боку).
Путешествует, а не заметен. — День.
Все помнишь, а одного не запомнишь. — Когда уснешь.
Слышен, как царь; придет да расширится, как коровий помет. — Христов-день. (Пасха).
Близко, да не укусишь. — Локоть.
Шведский (цыганский) староста в избе. — Светец.
Медвежій зад (задница) в избе. — Перед курной печи.
Дoма стукнуло, на берегу треснуло, синяя утка на воду выплыла. — Лодка.
Журавль в избе стоитъ. — Колыбель.

На вешалке не держится, а на столъ кладут. — Клубок.
Мужичек-тупличек, на рубашке руны. — Самовар.
Девушка скетъ, сканец вертится. — Месяц.
Есть черный бык, что-ни положишь, все выпьет. — Каменка.
Мужичек маленький, а два глаза есть. — Лахан.
Болото въ избе. — Мох, который кладут в домах между бревнами.
Море в избе. — Соль.
Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. — Курица.

Одинъ глаз у Сидора, и тот на конце кола. — Оловянное кольцо, которое вставляют на конец веретена при крученіи нитокъ; или-же. — Особый инструментъ, которым пугают рыбу в воде.
Горбатенькій мужичекъ, на спин? колья. — Свинья.
Открыл Петр щелочку, все стадо вон. — Овечий помет.

Беру близко, далеко бросаю. — Глаз (взор).
Полно подполье лебедей. — Зубы.
Очень густой лес, в лесу медведи. — Вши.
Маленькая палочка трещит; её сквозь огороду бросают. — Челонок, употребляющийся при тканье холста.
Синица испражняется, нищий смотритъ, лисица зад обтирает. — Огонь.
Горбатенький мужичек на две стороны блюётъ. — Рукомойник.
Горбатенький мужичек всемъ руку подает. — Дверная ручка.
Насквозь видно, а тепло держит. — Стекло.
Горбатенький мужичек тысячу молодцев роняет. — Коса.
Что к человеку спиной? — Крест.
Кошелёк на ели, звонкий камень у корня. — Белка и собака.
Коростовая, красная голова.— Морошка.
Свинья коноплю тащитъ. — Дратва.
Бочка мясная, обручи медные. — Палец с кольцами.
Трое черных друг противъ друга. — Потолок и два пола (один— черный, другой—блый).
В воде родится, на земле живетъ, в воде умирает. — Соль.
Горностай из костра в костер ходит. — Челонок при тканье.
Бежитъ тетёра, следов не остается. — Сеянье муки.

Бычачьи глаза в избе.—Сучки в стенных бревнах.
Что в избе не делают, а само бывает (происходит)? — Трещины в стенах.
Чего ищешь, лишь бы только не нашлось? — Дыры в сетке.
Семь спин, сто ног. — Борона.

Баба с аршин, а зад (задница) саженный. — Кадка, в которой моют белье, и корыто.
В руках вертится, а глаз тысяча. — Сито или решето.
Дерево для полки, гнилое дерево, у несчастнаго на плече. — Ружье.
Пять молодцов держат, пять молодцов стригутъ. — Отрезывание у репы верхушек. Молодцы — пальцы.
Сто молодцов держит, стами поясов связываетъ. — Ограда.
Горшочек кипит на подгорье, ни огня, ни дьму не видно. — Муравейник.
Тело снаружи, рубашка внутри. — Свеча.
Десятеро кучат, десять тянут, двое держаъ. — Уборка сена граблями.
Олово каплет, зад висит. — Свеча.

Трое мужиковъ бьют, костей ни кошка, ни собака не естъ, шкура цла остается. — Лён. Его чистятъ в три приема:
Растет, растет, в порты не помещается, вывалится, — так красная голова. — Морошка.
Муж на бабе, белая пена в средине. — Ручные жернова.

Читайте также: