Занятие в старшей группе загадки
Обновлено: 04.11.2024
Актуализировать знания об особенностях диких животных;продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировасовершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.воспитывать интерес к окружающему миру;воспитывать желание помогать животным.воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.развивать умение поддерживать беседу;поощрять попытки высказывать свою точку зрения.работа с активным словарем
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_na_temu_puteshestvie_v_stranu_zagadok.docx | 38.89 КБ |
Ход занятия:
Начинается занятие,
Оно пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за ответы получать,
Лишь оценку «Молодец»!
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Поприветствуйте его (дети здороваются).
Буратино: - Здравствуйте, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение, что я решил к вам в гости зайти и познакомить вас с мудростью русского народа - загадками. Русские загадки – это поэзия народного языка. Существуют загадки про овощи и фрукты, про животных и птиц, про бытовые предметы, про явления природы. Каждый ребенок с детства знает много разных загадок. Яркие, живые, образные, смешные, они легко запоминаются и навсегда остаются с нами. Сколько живет на Земле человек, столько живут и загадки. Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, учат видеть прекрасное. Загадки собираются в большую копилку народной мудрости. Людей, которые собирают загадки называют фольклористами. Загадок великое множество, они публикуются в книгах и бережно хранятся всеми поколениями.
- И вот сегодня, на наше занятие Буратино принес много трудных, но очень интересных загадок.
- Но для начала мы немного отдохнем.
Хомка, хомка, хомячок,
Вместе с солнышком встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать.
- А сейчас я буду загадывать загадки, которые принес нам Буратино. слушайте первую загадку:
1. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
2. Сидит Ермошка
На нем сто одежек
И все без застежек. (Капуста)
3. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)
4. Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
А вкус не тот. (Репа)
5. Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (Еж)
6.Среди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)
7. Что вверх корнем растет? (Сосулька)
8. По синему небу белые гуси плывут. (Облака)
9. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
10. Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет. (Метла)
11. Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
12. Пузыри пускало, пеной кверху лезло,
И его не стало, все оно исчезло. (Мыло)
13. Всех на свете обшивает.
Что сошьет, не надевает. (Игла)
14. Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы)
15. За белой дверцей стужа, лед.
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник)
Буратино: - Ребята, молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь я вижу, что вы очень сообразительные и смекалистые.
- А теперь я хочу выяснить, что вы запомнили о загадках.
- Что называют мудростью русского народа?
- О чем можно загадывать загадки?
- Что развивают загадки?
- Как называют людей, которые собирают загадки?
- Молодцы, ребята! До свидания, ребята!
Дети: - До свидания!
Воспитатель: - Молодцы! На этом наше занятие окончено.
Публикации по теме:Перспективный план занятий с детьми по ознакомлению с традициями и бытом русского народа Сентябрь. 1. Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба» Задачи: познакомить детей с экспонатами музея; богатым миром материальной.
Развлечение для детей старшей группы с использованием народного фольклора «Отгадайте-ка загадки!» Развлечение для детей старшей группы с использованием народного фольклора «Отгадайте-ка загадки!» Цель: познакомить детей с мудростью русского.
Следующая загадка
Учить детей отгадывать загадки по сюжетным картинкам. Формировать связность и четкость высказывания. Развивать мышление, внимание, память на материале описательных загадок. Закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать связную речь. Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в природе. Заложить основы экологического воспитания.
Наглядный демонстрационный материал, персонаж «Незнайка».
Мотивация занятия.
В. : Ребята, к нам пришел Незнайка. Давайте подойдем к нему, что-то он говорит.
Незнайка: Вы всё весна да весна. А я вам картинку принес, пусть будет зима!
В. : Разве прав Незнайка? (Нет это весна. Снег почти растаял, в реке вода не замершая, скворец в скворечнике виден, а скворцы весной прилетают)
Незнайка: А у меня загадки есть, только мне никак не отгадать. Поможете мне?
В. : Ну вот после завтрака и поможем. Ребята к нам не только Незнайка пришел, к нам ещё сегодня гости придут.
В. : Ребята, а что мы обещали Незнайке?
(Помочь отгадывать загадки.)
В. : Правильно. Берём стульчики и садимся на ковер, а мы с Незнайкой сядем перед вами и его картину поставим рядом, чтобы всем хорошо было видно. Все ребята сели правильно, потому что мы уже старшая группа. Чтобы помочь Незнайке отгадать загадки, дети старшей группы, что должны делать.
(Внимательно слушать и запоминать.)
В. : Тогда слушайте, есть у меня одна загадка про зиму:
Голубая простыня весь свет покрывает «Снег»
Молодцы, мою загадку отгадали, но нам нужно помочь Незнайке.
-Незнайка,а у тебя какая загадка есть?
Незнайка: Да, есть, простая загадка про снег.
В. : Незнайка, зачем ты отгадку сказал?
Ребята, разве правильно Незнайка загадку загадал? (Нет, не правильно.)
А кто знает, что такое загадка и как правильно ее загадывать. (Нужно описать предмет или вещь, а называть ее нельзя.)
Молодцы ребята, правильно. Теперь ты понял Незнайка, как нужно загадать загадку?
Незнайка: Да, теперь понял. Я сейчас другую загадаю:
Летом бежит, зимой спит, весна настала, опять побежала! «Речка».
В. : Ребята,Незнайка же нам картину принес, может там подсказки есть на его загадки, посмотрите внимательно. (Находят отгадку. Летом река течет- бежит, зимой она замерзает поэтому говорят что она спит, а весной вода растаяла и побежала.)
А у меня тоже есть загадка. Отгадку никто не говорит. Тот, кто знает отгадку и может её объяснить, будет объяснять Незнайке, а мы послушаем.
Заснуло, заблестело. «Речка». (Вода в реке двигается, значить бежит, за камушки и растения задевает от этого шумит, а когда замерзла, не двигается, как будто спит, лед блестит.)
В. : Все так думают? Может ещё есть другие варианты? Молодцы, все правильно объяснили.
Есть у меня еще одна загадка
Лежало одеяло, мягкое, белое,
Солнце припекло, одеяло потекло. «Снег».
(Это снег, потому что снег мягкий, пушистый и белый. Он укрывает и согревает землю,как одеяло, а солнышко пригреет он растает и потечет)
Все так считают или кто-то хочет дополнить?
Следующая загадка.
Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. «Снег».
(Это снег, он зимой в поле лежит, а когда весна настанет, он растает и превратится в воду, которая попадет в речку)
(Без рук, без топорёнка построена избёнка «Гнездо» ;
На шесте дворец, во дворце певец.
Как его зовут? «Скворец»)
В. : Какие мы молодцы, такие хорошие загадки вспомнили и сочинили. А у меня ещё есть загадка.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, а зимой согревает «Дерево»
Кто сможет объяснить загадку? (Весной на дереве распускаются листочки и мы этому рады, а летом листочки большие получается тень в тени прохладно, осенью на дереве созревают плоды, мы их кушаем, а зимой печь можно топить дровами из дерева.)
Все согласны с? Замечательно, понятное объяснение.
В. : Ну, и последняя загадка самая трудная, ее сможет отгадать только самый внимательный.
Незнайка: Я знаю про дерево.
В. : Не торопись Незнайка послушай сначала.
Стоит дуб, на дубе двенадцать веток.
На каждой ветке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь птенцов.
У каждого птенца одно крыло белое, а другое черное.
Что же это такое? (Календарь)
Незнайка: Я же сказал, что про дерево, про дерево и есть, чего тут думать.
В. : Торопишься ты Незнайка, давай лучше ребят послушаем, они же обещали тебе помочь, пусть объяснят. (Двенадцать веток- это 12 месяцев, четыре гнезда- это четыре недели у месяца, семь птенцов- это семь дней в недели, одно крыло белое, другое черное- это день и ночь)
В. : Видишь Незнайка какие у нас умные и внимательные дети. А вы ребята молодцы, умеете отгадывать то, что придумали люди, и сами-то постарались придумать загадки. Давайте дома еще потренируетесь и родителям загадки загадаете.
Теперь обсудим наше занятие. Ребята, а как вы считаете, справились мы с заданием? А почему ты…. так думаешь? А ты ….как считаешь? (Я хорошо все объяснял. А я правильно отгадывал. А я внимательно слушал и сразу сказал отгадку.)
Молодцы, всем спасибо, занятие окончено.
Публикации по теме:Конспект интегрированного занятия по развитию речи (учимся рассказывать) и рисованию «Встреча с ёжиком» Задачи: Учить составлять короткие рассказы(4-5 простых предложений) по сюжетным картинках. Уточнить и закрепить произношение звука (ж).
Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимующие птицы» (старшая группа, первый год обучения) Программное содержание: Коррекционно-образовательные цели: • актуализировать и активизировать словарь по лексической теме: «Зима. Зимующие.
Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР (старшая группа) по теме «Насекомые» Цель:Учить составлять описательный рассказ. Задачи: Коррекционно - образовательные: - учить логически последовательно выстраивать свое высказывание;.
Конспект НОД «Учимся думать» старшая группа. Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Цели: формировать умение понять поставленную задачу перед детьми. Развивать память, внимание,.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в Белую сказку» (старшая группа) МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурное подразделение №145 Тема: Конспект образовательной деятельности «Путешествие.
Конспект ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» Цель:.
«Загадки на грядке». Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении «Малышкина школа» МОУ ДОД Дом детского творчества Антроповского муниципального района Костромской области Конспект занятия по развитию речи и обучению.
Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Сказочное путешествие по временам года» Программное содержание: 1. Воспитывать любви к природе, интерес к природным явлениям и сезонным изменениям. 2. Вызывать у детей желание.
Конспект занятия по развитию речи «Придумывание загадки про животных» Цель: 1. Учить детей описывать животных, правильно называть наиболее характерные признаки животных, строить законченные предложения. 2.
Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа) "Весна пришла" Цель: -расширять представления детей о весне, ее признаках; - упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к.
Следующая загадка
1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: книга загадок, конверт,картины: арбуз, капуста, репа, еж, корова, сосулька, облака, метла, молоток, игла, мыло, часы.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие в страну загадок»
Форма проведения: игровая
Возраст детей: старшая группа
Задачи приоритетной образовательной области:
- актуализировать знания об особенностях диких животных;
- продолжать учить детей дослушивать загадку до конца;
- закреплять умение выделять характерные признаки в загадках, сравнивать, анализировать.
- совершенствовать грамматический строй и звуковую культуру речи;
-стимулировать мыслительную и речевую активность детей, развивать логическое мышление.
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-воспитывать желание помогать животным.
Задачи ОО в интеграции:
Социально- коммуникативное развитие:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща;
-развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
-развивать умение поддерживать беседу;
-поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Словарь: работа с активным словарем
Предварительная работа: отгадывание загадок различного типа (описательные, метафорические, с отрицательным сравнением), беседы о диких животных, рассматривание фотографий и иллюстраций с животными, чтение художественной литературы о жизни диких животных, разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик, стихотворений.
Материалы к оборудованию: аудиозаписи (видео полёта над лесом, видео животных в лесу, голос за кадром), проектор, презентация к конспекту, распечатанные лабиринты, раскраски, простые карандаши, мяч.
Следующая загадка
Образовательные: Учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме; закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь; развивать внимательность, мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, любовь и бережное отношение к природе; расширять представления о материальном и духовном мире; воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;
Словарные: Обогащение словаря детей: кузовок – короб плетеный для носки чего – либо.
Материал и оборудование: Старичок – Лесовичок – кукла, объёмные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса, кузовок;
Ребята, послушайте, кто – то стучится к нам в дверь. Воспитатель открывает дверь группы и вносит куклу Старичка – Лесовичка.
В. - Здравствуй дедушка.
Л. - Здравствуйте ребята.
В. - Скажите дедушка: - Как Вас зовут?
Л. – Меня зовут Старичок – Лесовичок.
В. - Вы откуда к нам пришли?
Л. - Я пришел к вам издалека. Отгадайте мою загадку и тогда узнаете, где я живу, откуда я к вам пришел:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
- скажите, что это за дом? - Лес.
Л. – А почему вы решили, что это лес? (Ответы детей)
Л. – Правильно ребята, лес – наш зеленый дом, у него нет ни стен, ни крыши. Я пришел к вам из леса. В моём заповедном лесу, каких только чудес нет! Я вам принес вот такой короб, а называется он кузовок. Посмотрите, какой он красивый. Кузовок – сделан из бересты, в нем можно носить всё, что захочешь. А мой кузовок не простой, волшебный.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
И пропахла в нем берёста
Земляникой и смолой,
И травою луговой….
А что лежит в нём, вы узнаете, коль загадки разгадаете.
- В моём лесу очень много деревьев. Послушайте загадки и разгадайте, какие деревья растут в моём лесу:
На лесной опушке стоят подружки:
Платьица белены, шапочки зелены. - Березки.
Л. – Почему вы так решили, что это березки. (Ответы детей)
Л. – Молодцы, правильно отгадали. Платьица белые – это стволы, только у берёзок белый ствол, а шапочки зеленые - это листва.
Лесовичок достаёт из кузовка несколько берёзок и ставит на стол. Слушайте следующую загадку:
Зимой и летом зелено? Елка.
Л. – Объясните, почему вы так решили? (Ответы детей).
Л. – Правильно. (Достает елочки из кузовка). Елка в любое время года зеленая.
Ребята, скажите, а какие ещё деревья вы знаете, которые:
Зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна).
Л. – Достает из кузовка игрушки и на столе появляется лес.
- Вот в таком лесу я живу.
- Что же еще растет в моем лесу, кроме деревьев? Вы хотите узнать?
– Слушайте еще загадки.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Объясните свой ответ.
Л. – Молодцы. (Достаёт мухомор из кузовка). Мухомор – ядовитый, шапочка у него ярко красная с белыми точками, пестрая.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Собирай не мешкай!
Объясните, свой ответ.
Л. – Молодцы. (Достает грибы из кузовка). У сыроежек разноцветные шляпки на белых ножках.
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонёк.
Что это такое? (Земляника).
Л. – Правильно. Ягодка земляники похожа на огонек. Достает ягоду и ставит на стол.
А еще в лесу живут разные звери и птицы. Угадайте какие:
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Л. – Правильно. У ежа иголки на спине, трогать его нельзя уколешься.
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …… (Лиса).
Л. – Правильно. Рыжая с пушистым хвостом, хитрая плутовка.
А зовут ее…..(Сорока).
Л. – Правильно. Постоянно трещит, непоседа, белобока.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: Ку – ку, Ку – ку. ( Кукушка).
Л.- Молодцы отгадали мои загадки. Посмотрите, у нас получился настоящий лес!
Полон лес и загадок, и чудес!
А сейчас давайте немножко поиграем. Физкультминутка (по выбору воспитателя).
Молоды ребята. Мне у вас очень понравилось в детском саду. И я хочу подарить этот чудесный лес вам, чтобы вы не забывали о нашей встрече. Придумывайте загадки про обитателей леса, а когда я снова приду к вам, вы сами будете загадывать их мне.
До свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации.
ОБУЧЕНИЕ ОТГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК.Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представления о жанре загадки.
Конспек совместной деятельности взрослого и ребенка с ЗПР в старшей группе детского сада. Тема: " Путешествие в загадки".
Ход занятияЗаставка спокойной ночи малыши на экране.Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.Хрюша в шарфе, кашляет. Хрюша:- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.Степашка:-Не во.
Учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме; закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь; развивать внимательнос.
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. . Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилиз.
Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».
Читайте также: