Законы и загадки зрительного восприятия
Обновлено: 04.11.2024
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Оглавление
Файлы: 1 файл
Следующая загадка
Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность.
Содержание
Введение
1. Общая характеристика зрительного восприятия
2. Законы зрительного восприятия
3. Феномены, иллюзии зрительного восприятия
Заключение
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Законы и загадки зрительного восприятия.doc
Рис. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.
Второй принцип - это принцип заполнения пробелов, проявляющийся в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части.
Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например таким, как близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия.
Организация перцептивных процессов и черты постоянства, которые мы устанавливаем в мире, обеспечивают нам непротиворечивое и связанное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено, - когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы (неоднозначные, двусмысленные фигуры) или когда мы неправильно интерпретируем монокулярные сигналы, получаемые от предметов (искажение формы фигуры).
Неоднозначные фигуры. Наиболее известный пример противоречивости восприятия представлен на рис. ниже. Куб Неккера нарисован без соблюдения правил перспективы, ближняя и дальняя грани
куба одинакового размера и формы. Тем не менее, в любой данный момент времени одна из них воспринимается как передняя, а другая как задняя. При наблюдении куб спонтанно (самопроизвольно) «переворачивается»: одна объемная проекция сменяется другой.
Двусмысленные фигуры. На рис.ниже представлено изображение объекта, который на первый взгляд кажется «нормальным», но вскоре становится непонятным, т. к. он может вызвать два противоречивых восприятия. Каждый угол треугольника в отдельности выглядит совершенно нормально, однако не один реальный объект не может совершенно нормально, однако не один реальный объект не может совершенно нормально, однако не один реальный объект не может
одновременно иметь три угла, повернутые к наблюдателю в таких ракурсах.
Рисунки, вызывающие дискомфорт. Существуют рисунки, которые вызывают неприятное ощущение.
Предполагается, что при рассматривании таких рисунков нарушается работа зрительной системы из-за перенасыщенности структур. Рисунок с расходящимися лучами вызывает любопытное последействие; если смотреть на него в течение нескольких секунд, появляются волнистые линии. Они видны в течение некоторого времени и после того, как взор переводится на однородное поле, например на стену. Остается неясным, являются ли причиной подобного явления мелкие движения глаз, смещающие повторяющиеся линии по сетчатке и таким образом посылающие массовые сигналы рецепторам «включения» и «выключения». Если это так, то описанный эффект сходен с нарушением зрительной системы, возникающим при мелькающем свете[11] [7].
Рис. Перенасыщенная структура изображения, вызывающая дискомфорт
Зрительные искажения. Некоторые простые рисунки мы видим скаженными. Часть рисунка может казаться на 20% короче или длиннее; прямая линия может настолько искривляться, что трудно поверить, что она действительно прямая. Рисунки ниже демонстрируют наиболее известные иллюзии. Они носят имена открывших их исследователей.
Рис. Иллюзия Мюллер-Лайера, или иллюзия стрелы
На этом рисунке изображена пара стрел, древки которых одинаковой длины, но одна стрела имеет наконечники с расходящимися, а другая со сходящимися к древку концами. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны.
Рис. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорожных путей
На этом рисунке представлена хорошо известная иллюзия Понцо. Этот рисунок состоит из четырех линий: двух одной и той же длины, идущих рядом, но не сходящихся, и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее, хотя фактически обе параллельные линии одинаково длины.
Законы и загадки зрительного восприятия.doc
1. Общая характеристика зрительного восприятия
2. Законы зрительного восприятия
3. Феномены, иллюзии зрительного восприятия
Список использованной литературы
Следующая загадка
Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность.
Содержание
Введение
1. Общая характеристика зрительного восприятия
2. Законы зрительного восприятия
3. Феномены, иллюзии зрительного восприятия
Заключение
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Законы организации восприятия.docx
1. Законы организации восприятия………………………………………. …5
3. Восприятие формы / очертаний…………………………………………. 10
Список использованной литературы…………………. ……………………14
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладают тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимаетчя не цвет «вообще», а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Отражение предметов в их пространственных или иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения.
1. Законы организации восприятия
В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.
Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. То есть фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.
Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или наоборот.
Подчеркнем, что отделение фигуры от фона – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Это становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.
Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.
Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.
Закон сходства. По М. Вертгеймеру, при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными; вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.
Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.
Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.
Закон прегнантности. Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, включающее все эти понятия, «прегнантной».
Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации.
Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.
2. Восприятие цвета
Цвет является мощным источником воздействия на психику человека и его эмоциональное состояние. Еще со школы мы знаем считалочку «Каждый охотник желает знать.. .», в которой закодированы цвета, составляющие радугу. Так называемый спектр, семь основных цветов, получается путем преломления светового луча, проходящего сквозь стеклянную призму. Между крайними цветами спектра — вишнево-красным и фиолетово-синим — располагаются красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, голубовато-синий, синий, сине- фиолетовый. Такие цвета называются спектральными.
Для понимания цвета и его воздействия на человека необходимо знать, как распределяются и как взаимодействуют цвета друг с другом. Цветовой круг условно делят на две части: в одну входят все красные, желтые и зеленые цвета, а в другую — сине-зеленые, синие и фиолетовые. Цвета первой группы называются теплыми, второй — холодными. Кроме того, все цвета, кроме черного и серого, называются хроматическими, а черный и серый — ахроматическими. Важный аспект в восприятии цвета — освещение. Кроме того, на восприятие цвета влияет наше психическое состояние, и наоборот, цвет может воздействовать на нас и вызывать определенные эмоции.
Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулировать настроение человека, используя его реакцию на отдельные цвета и их сочетания. Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. В частности, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить аппетит. Ученые и дизайнеры давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета. Осознанное применение цвета позволяет корректировать состояние человека, подолгу находящегося в одном помещении.
Если в жилом доме несколько комнат, их лучше оформить в различной цветовой гамме. Например, если дети досаждают вам своим неумеренным темпераментом, то стены их комнаты следует выкрасить в розовый цвет. В таком помещении ребенок быстро успокоится. Аппетит ребенка улучшится в желто-оранжевой кухне. Синий цвет расслабит, даст возможность полноценно отдохнуть, а зеленый снимет зрительное напряжение и поможет собраться мыслями. Красный же цвет возбуждает и стимулирует мозг. Красными могут быть детали, но ни в коем случае не стены целиком. Только в спортзале допустимо использование в большом количестве красного цвета. Фиолетовые цвета подойдут для кабинета, где необходима сосредоточенность, этот цвет благоприятно действует на клетки нашего мозга и способствует раскрытию способностей.
Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм. Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Оранжевый цвет - стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение. Зеленый цвет - успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Голубой цвет - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость. Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы, эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках. Фиолетовый (пурпурный) - благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Нежно-розовый - оказывает успокаивающее воздействие, снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему.
Существует индивидуальный аспект восприятия цвета. Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера. Например, эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет. Спокойные, уравновешенные — зеленый. Синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди. Коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять. Фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях. А импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.
Желтый — цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства — создает ощущение тепла и укрепляет надежду. Синий и голубой — цвета воды и неба — вызывают ощущение прохлады и отдохновения, их нельзя использовать в холодных местах и кухнях. Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах. Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой. При восприятии фиолетового цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности. Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке — цвет траура, а в Европе — торжества, праздника.
Иллюзорность цвета. Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, красные — уменьшения. Для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат — теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета.
3. Восприятие формы / очертаний
Восприятие формы/очертания обычно осуществляется живыми организмами посредством анализа признаков стимула. Нет единого мнения о том, что же такое форма или очертание. Некоторые специалисты считают, что контур и края служат основой для восприятия сложной формы. Процесс обработки и анализа визуальной информации требует в качестве первой ступени фигуративного синтеза, описанного Ульриком Найссером в «Когнитивной психологии». Фигуративный синтез - это способ перенесения стимульной информаци из и конического образа и ее синтезирования в форму. Одной из важнейших проблем в области распознавания или восприятия изображений теоретики считают установление того, как организмы узнают формы или очертания независимо от размеров предмета, положения его образа на сетчатке, искажений вследствие плохой видимости, фрагментарности изображения, как например, на картинках или в мультфильме.
Два основных направления в теории восприятия - это теория извлечения признаков и теория сравнения с шаблоном. Большинство исследователей сходятся во мнении, что организмы реагируют на организацию дифференциальных признаков, как это продемонстрировал Уильям Аттел в экспериментах на людях по распознаванию размытых букв. Эти опыты описаны в его книге «Психология сенсорного кодирования».
В книге «Зрение и зрительное восприятие» Кларенс Грэхем указывает, что исследования восприятия формы включают «идентификацию и спецификацию условий, необходимых для называния, распознавания, указания или различения форм или их аспектов». Первый аспект восприятия формы, рассматриваемый автором, это восприятие контура. Большинство исследований восприятия формы/очертаний основывается на базисных аспектах зрения, к которым относятся характеристики распределения яркости, производящие линии или полосы Маха, воспринимаемые признаки форм, фигуративные послеэффекты, изменения зрительной иллюзии, обусловленные непредусмотренными признаками, и оценка вертикали.
Законы организации восприятия.docx
Рассматривая трехмерное восприятие, Джеймс Дж. Гибсон в книге «Экологический подход к зрительному восприятию» отметил, что восприятие предмета может основываться только на восприятии формы. Гибсон считает, что признаки являются важными по той причине, «что значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы».
Хотя форма и очертания часто используются как синонимы, Леонард Зусне отмечал в своей работе «Зрительное восприятие формы», что «форма» - это более общий термин, а «очертания» - более специфический. Он также указывал, что нет единого мнения о том, что следует понимать под формой, однако специфические операции побудили исследователей к использованию этого термина. Эти операции включают «материальную характеристику объекта в трехмерном пространстве, проекцию этого объекта на двумерную поверхность, его плоскостное рисуночное изображение, схематическое изображение контуров в одной плоскости или вычисление координат объекта в евклидовом пространстве».
4. Эффект 25-го кадра
Давно известно воздействие на умы телезрителей "непозволительными" методами, из-за чего человек становится настоящим зомби.
Наиболее скандальный метод "телезомбирования" - эффект "невидимого" или 25-го кадра. Суть его состоит в следующем. Как известно, для того чтобы человеческий глаз при проекции кинофильма или телепередачи не замечал перехода от одного кадра к другому, за секунду должны меняться 24 кадра. Так называемый "25-й кадр" невозможно уловить глазом, но психологи давно знают, что он обладает очень мощным воздействием и поэтому его использование запрещено.
Сама по себе идея 25-го кадра появилась еще в 1957 году благодаря американскому психологу Джеймсу Вайкери и была проста, как все гениальное. Стандартная скорость движения кинопленки в проекторе - 24 кадра в секунду. Вклеим двадцать пятый - зритель и не заметит, а вот информация, которую несет "невидимый" кадр, прочно застревает в человеческом подсознании.
После сеансов Вайкери выходящие из кинозала вдруг начинали испытывать необъяснимую симпатию к попкорну и кока-коле, именно эти продукты решили прорекламировать новым способом прежде всего. Рекламные фирмы очень обрадовались новому источнику дохода, но власти посчитали это нарушением прав человека и методику 25-го кадра запретили.
В рекламном объявлении одной из них утверждается, что "многочисленные научные эксперименты, начатые сорок лет назад в ЦРУ, КГБ и в других спецслужбах, показали, что информация, предъявляемая в субсенсорном режиме восприятия, усваивается человеком с эффективностью, в тысячи раз превышающей норму. Это связано с тем, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% на осознаваемом уровне".
Субсенсорная, то есть не осознаваемая человеком информация, действительно усваивается мозгом. Однако вся проблема в том, что она так и остается неосознаваемой. Человек не может по своей воле извлекать из памяти то, что попало туда помимо его сознания. Добраться до этих необозримых кладовых нашей памяти можно, либо воздействуя на определенные участки мозга электродами, либо в критических.
В нормальных же условиях бессознательное так и остается бессознательным. Методика "25-го кадра" в наркологии используется российскими медиками уже более 15 лет и, по утверждению специалистов, дает ощутимые результаты. Абсолютно противопоказана она лишь больным эпилепсией и шизофренией. Эффективность ее довольно высока.
Коротко принцип лечения состоит в следующем. Пациент некоторое время не прикасается к рюмке или воздерживается от употребления наркотиков. Потом получает краткую информацию об эффекте 25-го кадра и сам формулирует для себя задачу. Например: "Пять лет я не буду пить". После чего просматривает видеокассету, с которой в течение получаса цифра 5, словосочетание "5 лет без алкоголя" и ему подобные настойчиво проникают в подсознание больного с "невидимых" кадров. В зависимости от характера заболевания может быть проведен один или несколько сеансов "видеокодирования".
Таким образом, зрительное восприятие – совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. На ранних этапах филогенетического развития зрительное восприятие обеспечивает получение информации о пространственном положении и движениях объектов. Позднее эта информация дополняется сведениеми о форме объектов. У высших млекопитающих зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную проприоцептивную функцию, учавствуя в восприятии и регуляции движений наблюдателя.
Современные данные показывают, что зрение даёт начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.
2. Законы зрительного восприятия
Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.
Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Было, например, замечено, что создание искусственных условий, исключающих движение зрительно воспринимаемого предмета по сетчатке, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек, или их запредельного торможения.
Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М.Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени[5] [9].
Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.
При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, связывающие центр сетчатки с воспринимаемым объектом, можно уподобить двум длинным щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать данный объект наподобие того, как это делает рука, скользя по поверхности осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах[6] [6].
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Приведем в качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.
В данном опыте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяснилось, что человек, только что надевший такие очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда он внезапно снимает их, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно тому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки.
В одном из опытов подобного рода человек носил очки, которые оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько привык к этим очкам, что начал воспринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного пространства. Парадоксальность данного опыта состоит в том, что когда человеку сняли очки, то первое время уже без них он видел обычный окружающий мир также перевернутым. Д.Бом, обсуждая результаты подобных экспериментов, писал: «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться». очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело. Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно»[7] [6, c108].
Следующая загадка
Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия – это наиболее объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
Оглавление
Файлы: 1 файл
Введение
Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность.
Именно восприятие, являясь одной из форм конкретно-чувственного познания, позволяет различать предметы, явления, видеть их свойства, обеспечивает ориентировку в окружающем мире. Восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
«Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия» - отмечает известный психолог С.Л.Рубенштейн[1] [8]. В то же время, другой известный психолог А.Н.Леонтьев отмечает: «Много собрано противоречивых данных, и до сих пор составить некоторое непротиворечивое и стройное изображение итогов исследований зрительного восприятия - дело достаточно трудное»[2][5, c.509].
Изучение законов восприятия и средств воздействия необходимый инструментарий в архитектурном и дизайнерском проектировании. Закон восприятия - это то, от чего необходимо оттолкнуться в выработке маркетинговой стратегии любого предприятия и т.д.
Предметом моего изучения является зрительное восприятие как психический процесс.
Цель исследования: изучение законов зрительного восприятия.
- подобрать и изучить научную литературу по выбранной теме;
- дать общую характеристику зрительного восприятия как психического процесса;
- описать законы зрительного восприятия;
- раскрыть иллюзии зрительного восприятия;
- подвести итоги исследований.
Методы исследования в работе: использованы общенаучные и специальные методы познания (анализ, синтез, системный метод и другие).
1. Общая характеристика зрительного восприятия
Восприятие является более сложным сенсорным познавательным процессом, чем ощущение.
Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств. В процессе восприятия человек получает более полные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме, величине, объеме и пространственном положении.
Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вследствие контузии был поражен головной мозг, что привело к полной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась только лишь световая чувствительность, предметов же он не различал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выделять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только после трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы.
Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в другом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формируется образ только в том случае, когда воспринимается новый, неизвестный предмет. Для этого необходимо последовательно совершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе поисковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляется опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно[3].
Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов. Причем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуществляется на основе совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.
В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигательной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется посредством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона.
Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ничего не видит. Движения глаз направлены прежде всего на выделение и обследование наиболее информативных деталей воспринимаемого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз наблюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характерными признаками лица человека.
Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зрительные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоянии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с аккомодацией и конвергенцией глаз.
Если два предмета разной величины, расположенные в одном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то сигналом для различения их величины является только величина изображения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величина изображения, тем больше предмет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предметы расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изображения их была одинакова, то сигналом для различения их истинной величины будет являться различная степень аккомодации и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конвергенция глаз, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет.
Если же предмет приближается или удаляется от наблюдателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так достигается константность восприятия величины предметов при изменении расстояния до них.
Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством бинокулярного зрения. Для того, чтобы возник образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, чтобы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изображение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изображенные на плоскости, как имеющие объем, так и пространственное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов.
К свойствам восприятия относится предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия и апперцепция.
Предметность восприятия выражается в акте объективации, т.е. отнесенности предметов к объектам внешнего мира. Предметность формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения отдельных качеств предмета, получаемых в виде различных ощущений
С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие не является простой суммой наших мгновенных ощущений (ощущений в каждый конкретный момент времени). Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, которая формируется в течение некоторого времени.
Свойство константности восприятия состоит в способности анализаторной системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные даже при изменении внешних условий восприятия. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов[4] [4].
Читайте также: