Загадки в устном народном творчестве конспект
Обновлено: 25.12.2024
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста от поколения к поколению.
Фольклор – устное народное творчество.
Загадка – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки.
Потешка – жанр устного народного творчества. Это короткие поучительные стишки, предназначенные для развлечения маленьких детей, которые сопровождаются игровыми движениями.
Народная песня – жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, соединение стихотворного текста с пением и, как правило, с музыкальным сопровождением.
Ключевые слова
Загадки; песенки; потешки; фольклор; устное народное творчество.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С.42-45
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 33-38
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
4. Юдаева М.В. Хрестоматия школьника (для 1 –го класса). – М.: Самовар, 2013. С.2-15
На уроке мы узнаем, что такое фольклор
научимся узнавать и различать произведения малых жанров фольклора – потешки, загадки, песенки;
сможем попробовать себя в роли автора загадок.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведением происходит в ходе путешествия вымышленных персонажей – Володи и Ани по волшебному лесу. Заяц: Здравствуйте, путешественники! Белка рассказала мне о том, что вы заблудились в нашем волшебном лесу. Если хотите найти дорогу домой, нужно отгадать загадки. Отгадки вам путь укажут. Будете идти от отгадки к отгадке.
Б: Только ещё одно условие. Вы должны будете объяснить, какие слова в загадке вам помогли её отгадать!
Заяц: Вот моя загадка.
Под соснами, под елками
Ползет клубок с иголками.
В: Это ёжик. Он круглый, как клубок и колючий.
З: Молодец. Идите по этой тропинке, дойдёте до сосны, где ёжик под корнями живет. Он вам следующую загадку загадает.
В и А: Здравствуйте!
Ё: Здравствуйте, знаю о вас. Белка рассказала. Слушайте мою загадку.
Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног.
А: Я думаю, это паук. Его паутина похожа на кружево.
В: Правильно, а ещё мы в школе учили, что у паука восемь ног!
Ё: Молодцы, ребята. Быстро загадки отгадываете. Идите по этой тропинке, увидите паутинку. Спросите паучка, куда вам дальше идти.
А и В: Здравствуйте, паучок! Помогите нам дорогу найти!
П: Ну что же. Слушайте мою загадку:
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
В: Я думаю, это пчела. Она собирает нектар, из которого получается мёд. Пчела хлопочет над цветком, как хозяйка в доме.
П: Молодцы. Идите вон к той поляне, отгадайте загадку пчелы.
А и В: Здравствуйте, пчела-хозяюшка.
Пч: Здравствуйте, ребята! Слушайте мою загадку.
На тёплые денечки.
А: Не могу догадаться. А есть ещё загадка с такой же отгадкой?
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
В: Я догадался – это берёза. Это самое красивое дерево в лесу. У неё белая кора – как белый сарафан, а зелёные листья похожи на кофточку.
А: Я вспомнила! В старину был обычай весной заплетать ветки березы. Поэтому в первой загадке и сказано про веночки.
Пч: Молодцы. А вот и белка явилась! Проводишь ребят к берёзке?
Б: Провожу. Только сначала скажите, что вы знаете о загадках?
В: Я знаю, что загадки придумывали люди с древних времён.
А: В загадках предмет о котором идёт речь не называют, а перечисляют его признаки или действия.
В: Загадки бывают обо всём на свете: о явлениях природы, о животных, об одежде, обуви, о доме, о школе…
Б: Хорошо. А ещё вы должны знать, что загадки – малый жанр устного народного творчества. У загадки нет автора. Её придумывали люди, чтобы тренировать ум. Недаром говорят: «Загадка – ума зарядка».
А: А что такое устное народное творчество?
Б: Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста от поколения к поколению. Его ещё называют фольклором.
В: Нужно это запомнить, на уроках пригодится!
Б: А теперь идем в гости к берёзке. Она вам расскажет о других жанрах фольклора.
2. Путешествие продолжается. Дети знакомятся с песенкой и потешкой Берёза: Здравствуйте, путешественники! Куда путь держите?
А и В: Здравствуй, берёзка!
Мы в лесу заблудились. Ищем дорогу домой. Помоги нам, пожалуйста! Мы готовы любые загадки отгадать.
Берёза: Я слышала, что загадки вы мастера отгадывать. Но я не буду вам загадки загадывать. Вы, наверное, догадались, что наш лес ещё и помогает узнавать что-то новое. Мы с вами поговорим о народной песне.
А: Это тоже жанр фольклора?
Берёза: Верно. У народной песни нет автора. Конечно, кто-то давным-давно сочинил эти песни, но потом их пели другие люди, добавляли свои слова, меняли мелодию. Народные песни не записывали, а пели и запоминали.
А: Моя бабушка знает много народных песен. Например, она мне часто колыбельные песни поёт.
Берёза: Народные песни очень разные. Есть и колыбельные, и лирические, и плясовые.
А вы знаете какие-нибудь народные песни? Спойте!
А: Я знаю песню про весну. (поёт)
В: Я тоже знаю песню про весну.(поёт)
Иди, весна, иди, красна…
Берёза: Хорошие песенки. И Весна в них как живая. Почему? Какие слова помогают представить Весну как живого человека?
В: Её называют матушкой, она идёт к нам, приносит свои подарки.
Берёза: А чем ваши песенки различаются?
В: В Аниной песне рассказывается о приходе Весны, а в моей – её просят прийти, зовут в гости.
Берёза: Молодцы ребята. Позади меня речка протекает. Перейдёте её по мостику и окажетесь в гостях у нашей Бабушки Яги. Не бойтесь её. Она добрая. Сейчас у неё маленький внучек в гостях. Поможете ей с малышом поиграть – она вас из леса выведет. Проводи ребят, белочка! Белка: Пришло время мне вам подсказку дать. Есть ещё один малый жанр фольклора – потешка. Сейчас она вам обязательно пригодится. Вы что-нибудь знаете о потешках?
В: Мне кажется по названию можно догадаться, что потешка нужна, чтобы потешать, веселить кого-то.
А: Когда я была помладше, моя мама со мной играла в ладушки. Мы хлопали с ней в ладошки и говорили:
Ой, ладушки, ладушки…
Белка: Молодцы. Потешка – жанр устного народного творчества. Это короткие поучительные стишки, предназначенные для развлечения маленьких детей, которые сопровождаются игровыми движениями.
В: Я тоже знаю несколько потешек. У меня есть братик и я часто с ним играю.
Белка: Тогда – вперёд! Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
А и В: Здравствуйте, бабушка!
БЯ: Здравствуйте путники! Кого это ты белка привела?
Белка: Это Аня и Володя. Проводи их, пожалуйста, домой.
БЯ: Я бы рада, да внучек мой капризничает. Развеселите его, потешьте, я вас мигом домой доставлю
Аня подходит к малышу, говорит ласково: Не плачь, детка, Прискачет белка, Принесёт орешки — Тебе для потешки!
БЯ: Нам умыться надо, а внук мой не хочет. Есть ли у вас на этот случай потешка?
В: Конечно есть. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
БЯ: Вот спасибо. А теперь, научите моего внучка ещё какой-нибудь игре -потешке.
В: С удовольствием. Дай ка мне ручку.
Этот пальчик — в лес пошёл, (мизинец)…
БЯ: Вот спасибо вам ребята. Ну вам пора. Видите дупло большое. Полезайте туда – дома окажетесь.
А: И вам спасибо, и вашему лесу волшебному. Мы сегодня узнали об устном народном творчестве, познакомились с некоторыми жанрами фольклора: загадками, песнями, потешками.
В: Всё это нам в школе пригодится.
Белка: А вы приходите к нам ещё. Мы вас чему-нибудь новому научим. Учиться – всегда пригодиться.
Следующая загадка
Тема урока: Русские народные загадки. Литературное чтение, 2 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской народной загадкой как одним из жанров УНТ.
Задачи урока:
- познакомить с формами строения; с различными тематическими группами; с историей возникновения загадок.
- активизировать и расширять словарный запас и кругозор обучающихся.
- совершенствовать навык выразительного чтения; устную речь, делать её точной, богатой, правильной.
- формировать учебную деятельность, мотивацию.
- развивать внимание, логическое мышление, сообразительность учащихся, творческие способности.
- формировать умения анализировать, обобщать, сравнивать объекты, работать с книгой и ориентироваться в тексте.
- продолжать развивать положительные личностные качества ( чувство взаимопомощи, доброжелательность).
- совершенствовать навыки совместной деятельности.
- прививать интерес и чувство любви к чтению.
Конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап – 1 минута.
Проверка готовности учащихся к работе, рабочего места.
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
- Догадайтесь, что я вам сейчас прочитаю.
Когда это бывает?
- Почему вы решили, что это загадка?
Операционный этап – 33 минуты.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое загадка, откуда она появилась, проведем исследовательскую работу, в ходе которой рассмотрим, как строится загадка, познакомимся с тематическими группами загадок, проведем соревнование по отгадыванию загадок. В течение всего урока я вам буду выдавать колокольчик за каждую отгаданную загадку, в конце урока мы подсчитаем количество полученных вами колокольчиков и узнаем, кто у нас в классе самый мудрый и сообразительный.
- Ребята, как бы вы ответили на вопрос: что такое загадка?
- На что похожи загадки? Почему?
- Загадки – это жанр УНТ. Есть народные загадки. Они появились много столетий тому назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Загадка - это «задачка», которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.
- В «Литературной энциклопедии» есть такое определение загадки: «Загадка – это замысловатое поэтическое (стихотворное) описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
2. Знакомство с тематическими группами загадок.
- Сейчас мы с вами поговорим о том, на какие тематические группы можно разделить загадки.
Задание: У вас на столах карточки со словами, из которых вам парой предстоит составить загадку и записать ее на листок, который тоже лежит у вас на столах. Затем один человек каждой пары загадывает ее нам, а мы отгадываем. Приступайте к работе.
(Приложение 1)
Работают в парах (раскладывают карточки со словами, составляют загадку, записывают на листок).
Выходят с листком и читают загадку, которую составили.
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Замените одним словом:
Берёза, ландыши, мох.
Чайник, самовар, вилка. И т.д.
Дети обобщают группы слов.
- Какие ещё растения (посуду, птиц, насекомых) вы знаете?
- А о чём ещё могут быть загадки?
Называют другие тематические группы и приводят примеры.
- Обобщим нашу работу. Какие же есть тематические группы загадок? Назовите их.
(Приложение 2)
Перечисляют группы загадок.
- Вот мы с вами рассмотрели тематические группы, которые состоят из большого количества загадок. А откуда появились загадки и когда?
Высказывают свои предположения.
3. Расширение знаний.
- Загадки появились много столетий тому назад. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.
Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие имена»: красивых детей называли Уродами, честных – Негодяями, смелых – Трусами. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребёнка от опасности.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, не общепринятыми названиями, а подставными словами или загадками.
Загадки использовались в военных, торговых делах. Широко пользовались скоморохи, нищие и другой бездомный люд.
Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты. Такой обряд существует и в наше время.
В далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически (показать) их группируя. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были уроками народной мудрости, народных представлений. Эти уроки помогали детям во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
- Проведём такой «вечер загадок». Я взрослая, буду загадывать загадки младшим, т.е. вам, называя тематическую группу. (Приложение 3).
Внимательно слушают загадки и отгадывают их.
Физкультминутка – 1 минута.
4. Исследовательская работа (работа с учебником).
- А сейчас проведём исследовательскую работу и рассмотрим, как строится загадка. Откройте учебник на стр. 44. Дома вы познакомились с этими загадками и сейчас будем работать с ними.
- Прочитайте загадку про зайца.
- Как вы догадались, что это о нем идет речь?
Дается описание зайца: размер, цвет, характерные его действия.
- Это первая форма построения загадки – ЗАГАДКА – ОПИСАНИЕ.
- Найдите и прочитайте еще загадку описательного характера.
Читают загадку про волка.
- Какие слова указывают, что эта загадка про волка?
- Прочитайте загадку про снег. Относится ли к этой группе эта загадка?
В ней говорится все о снеге: как рождается, из чего он состоит, какие свойства имеет.
- Это ЗАГАДКА – БИОГРАФИЯ.
- Найдите похожие загадки.
Читают загадки про ель, сосну, подсолнух.
- Докажите, что это загадки – биографии.
В загадке про ель, сосну говорится, как выглядят эти деревья в разное время года. В загадке про подсолнух рассказывается, на что он похож, что любит.
- Прочитайте загадку про морозный узор на окнах.
- В чем особенность этой загадки?
Морозный узор сравнивается с белым лесом.
- Следующая форма построения загадки – ЗАГАДКА – СРАВНЕНИЕ.
- В загадке про морозный узор используется простое сравнение. А еще сравнения бывают отрицательные. Посмотрите, как составлена загадка про книгу:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети слушают учителя.
- А где в учебнике похожая загадка? Найдите и прочитайте ее.
Загадка про эхо.
- Назовите отрицательные сравнения.
- У предметов в загадках – сравнениях есть общие качества, но есть главное различие. Отгадывать такие загадки сложнее.
- Прочитайте загадки про блин и про чернила.
- Что общего в построении этих загадок?
Составлены в форме вопроса.
- Правильно, это ЗАГАДКИ – ВОПРОСЫ. Значит, как читаются эти загадки?
С вопросительной интонацией.
- У ребят, которые читали эти загадки, получилось их правильно прочитать?
- Послушайте еще одну загадку (инсценируют дети):
- Берегись, наскочу, лбом хвачу!
- В форме чего построена эта загадка?
- Сколько действующих лиц участвуют в разговоре?
- Как называется разговор двух лиц?
- Значит, уточните, в форме чего построена загадка?
В форме диалога.
- Правильно, это ЗАГАДКА – ДИАЛОГ.
- Подведем итог нашей исследовательской работы. Как может строится загадка?
(Приложение 4).
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок?
5. Игра «Догадливый художник» (Приложение 5).
- Я читаю загадки. Вы рисуете на четвертинке альбомного листа отгадку и показываете, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым художником? Того ждет награда.
Учащиеся внимательно слушают загадки, отгадку изображают на листке бумаги в виде рисунка.
Награждаются все, кто правильно отгадал загадки.
Выходят к доске за медальками.
6. Конкурс загадок.
- Я вас просила дома просмотреть сборники загадок и найти среди них самую трудную и самую интересную загадку, по - вашему мнению. А также попробовать самим составить загадку. Это нам сейчас пригодится.
Проведем конкурс загадок, который пройдет в 3 тура.
1 тур. Самая лучшая загадка собственного сочинения.
2 тур. Самая трудная загадка.
3 тур. Самая интересная загадка.
В каждом туре будет один победитель. А судить конкурс вы будете сами.
6 человек читают загадки, остальные определяют победителя.
Награждение победителей медальками.
Выходят к доске за медальками.
Заключительный этап – 4 минуты.
- Что такое загадка?
- Как строится загадка?
- Какие тематические группы загадок вы знаете?
- Зачем люди придумали загадки?
- За каждую отгаданную загадку я давала вам колокольчики. Посчитайте, сколько колокольчиков вы заработали на уроке, и мы узнаем, кто у нас в классе самый мудрый и сообразительный.
Следующая загадка
Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества – загадке.
Задачи урока:
Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.
Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные : освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.
Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация
Виды детской деятельности: Коммуникативная , игровая, двигательная.
Формы работы: Речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра, упражнение в составлении и отгадывании загадок.
Интеграция областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка.
Ход урока
Самоопределение
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится. (Улыбка)
-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами. (Скороговорки, пословицы, колыбельные).
Постановка учебной задачи, целей урока.
- Ребята, с чего начался наш урок? (с загадки об улыбке)
-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?
-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».
Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»
- А почему так говорят?
Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
-Какую цель вы можете поставить для урока? (узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки)
4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка:
Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
То, что непонятно и требует решения или разъяснения.
-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка).
- Все ли загадки одинаковые?
- На какие группы можно разделить загадки?
НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
О ПРИРОДЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ПРЕДМЕТАХ БЫТА,
О ЖИВОТНЫХ, О ФРУКТАХ И ОВОЩАХ И Т.Д.
5. Работа по учебнику
Чтение загадок с. 64 из учебника «Чтение».
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника. Определите к каким группам они относятся.
6. Реализация выбранного пректа.
- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
- На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И растаял этот шар.
- Что же это за шар? (одуванчик)
- А он назван в загадке?
- Название какого предмета заменяет слово одуванчик?
- Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)
- Какие важные признаки этого предмета указываются?
Итак, прочитайте характерные признаки загадки?
Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.
1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)
2. Показаны важные признаки.
- Вот так и составляются загадки.
- Посмотрите и послушайте загадку, которую составила я.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
- Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»?
- Какого она цвета?
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
- А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что песни распевает.
- А кого ест лягушка? (комаров)
- Вставьте слова в загадку.
- Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.
- Молодцы, у вас тоже получилась загадка.
8. Рефлексия
- Итак, каковы же у нас были цели урока?
- Чему мы должны были научиться?
- Выскажите своё мнение об уроке одним предложением
Сегодня я узнал……
Я выполнял задания………
Я почувствовал, что…….
У меня получилось…….
9. Домашнее задание.
Попробуйте, кто хочет, сочинить дома свои загадки можно к загадкам нарисовать рисунки
Следующая загадка
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Овцы не считаны,
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.
Виды загадок
Загадки-складки
Загадки-шутки
Загадки-сравнения
Загадки-описания
Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге
На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?
Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Шевелились у цветка
все четыре ___________.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и ________.
Из этого урока вы узнали, что загадки бывают очень разными. Предложенная загадка рифмованная. Эти загадки легко разгадываются, так как нужно найти рифму к слову.
Шевелились у цветка
Что же может шевелиться у цветка? Лист, стебель? Нет, их четыре! Лепестки!
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Теперь к глаголу хотел нужно подобрать глагольную рифму: пел, смотрел, зеленел… Еще раз внимательно прочтем строку:
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и ________.
Конечно же, улетел, та как есть подсказка: вспорхнул.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Итак, правильный ответ:
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Подчёркивания / зачёркивания элементов
Отгадайте загадку и выберите, к какому виду она относится. Зачеркните неверное.
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.
Нужно вспомнить изученный материал и выбрать один правильный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. В загадке-складке ответ напрашивается сам собой в рифму, например, «всем зверюшкам и зверятам шепчет ветер: «Берегись!» / С дерева недобрым взглядом, притаившись, смотрит… рысь». В загадках-сравнениях используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их:
Золотое решето чёрных домиков полно.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
В загадках-описаниях описывается предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Можно начать с отгадки: это картофель. Картофель растёт под землёй. При чём тут птица? По форме картофель напоминает яйца, кроме того, выросший картофель называют гнездом, так как он похож на гнездо с кладкой яиц. Значит, это загадка-описание.
Верный ответ: «загадка-описание». Выбор осуществляется зачёркиванием неправильного ответа.
Читайте также: