Загадки в народном воспитании

Обновлено: 25.12.2024

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. С помощью загадок народные знания, народная мудрость передавались поколениям.

Понятие «загадка» давнего происхождения, происходит от слова «думать». Загадкиимеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. О них говорится в скрытой, завуалированной, аллегорической форме и нужно отыскать их первобытное значение. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки развивают процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, приучают к самостоятельности мышления, развивают такие качества ума, как толковость и смекалка.

Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки.

Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи. Дети охотно составляют собственные загадки, отгадывают предложенные взрослыми, подбирают другие высказывания к отгадкам, разыгрывают отгадки с помощью жестов и мимики.

Развиваем речь дошкольников:

1) Загадки-описания:

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

А хвостик, как шило. (Мышь)

Пара длинных ушек,

А зовётся. (Зайчик)

2) Загадки,которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

«Ни игл нет, ни листья, а на опушке растёт» (Гриб)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

3) Загадки –метафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

«Выросло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)

«Железная птица по небу летает» (Самолёт)

«Едет домик на колесах» (Автобус).

Развиваем мышление и память дошкольников:

1) «Тренируем нашу память».

Взрослый предлагает детям придумать загадки о животных,используя описательные характеристики:

Серый, быстрый, боязливый. (Заяц).

Хитрая, рыжая. (Лиса).

Злой, голодный. (Волк).

Рыжая, веселая. (Белка).

2) «Самый умный».

Собеседник просит детей отгадать загадки. Кто первым догадается, тот должен поднять руку и сказать отгадку. Если ребёнок отгадал правильно, получает фантик. Становится самым умным в отгадывании загадок тот, у кого больше фантиков.

1) По земле скачет, а по воде плывёт? (Лягушка);

2) Летит – воет, сядет – роет? (Жук);

3) Летом – серый, зимой – белый? (Заяц);

4) Кто на себе свой дом несёт? (Черепаха);

5) Вьётся верёвка – на конце головка. (Змея).

II. Изучение загадок на память.

Взрослый заинтересовывает детей загадками и стимулирует к изучению их на память.

1) Не зверь, а воет. (Буря).

2) Вечером умирает, а утром оживает. (День).

3) Не конь, не бык, а привязанный. (Тыква).

4) Не огонь, а обжигает. (Крапива).

5) Вьётся молоток, ремонтирует наш садок. (Дятел).

III. Загадки – шутки.

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Какой ключ летает? (Журавлиный).

От чего в утки ноги красные? (От колен).

Чего нельзя догнать? (Своей тени).

Какой косой нельзя косить? (Девичьей).

Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

IV. Загадки – вопросы

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом, разгадывая загадки.

Что у человека быстрее всего? (Мысль).

Что мудрее всего в мире? (Правда).

В какую бочку нельзя налить воду? (В полную).

С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

Развиваем воображение дошкольников:

I. Театрализованная игра «Загадки без слов»

Играющие делятся на две подгруппы. Сначала игроки первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов, изображают, например, солнышко, море, ручеёк, чайник (если трудно то: кошку, собаку, мышонка, и т. п., а игроки второй подгруппы отгадывают. Затем команды меняются ролями.

II. Творческое задание «Изображения отгадок».

Взрослый заинтересовывает дошкольников не только отгадать загадки, но и нарисовать отгадки на альбомном листе.

1) Белая головка, красная шапочка. (Гриб).

2) Летом в шубе, а зимой голое. (Дерево).

3) Днём в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце).

4) Нос как у свинки и колючие шерстинки. (Ёж).

5) Мягкая и зеленая дорожка, щекочет босые ножки. (Трава).

Очень интересно и полезно будет дошкольникам выполнить такую работу, ведь каждый ребёнок нарисует изображение, построенное на отгадках к загадкам. Дети, рассуждая над своим изображением, могут вспомнить текст загадки про отдельные объекты (солнце, дерево, гриб и т. п.). Можно предложить дошкольникам раскрасить и рассказать, каким образом они разместили отгадки на альбомном листе (что находится вверху, внизу, справа, слева).

Развиваем внимание дошкольников:

І. Загадки – шутки.

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

3) На дереве сидел табун воробьёв, стрелок выстрелил, один упал. Сколько осталось воробьёв? (Один: тот, что упал).

II. Загадки – обманки.

Взрослый просит ребёнка отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1) Очень медленно и тихо

По листочку ползёт «зайчиха». (Улитка).

2) Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

3) Кто грызет на ветке шишку

Ну, конечно же, это «лисичка». (Белка).

4) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

III. Игра «Отгадай» («Отгадай, кто я?») .

Ребенок берет картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки объекта. Все игроки должны отгадать объект за описанием.

Жидкое, белое, вкусное. (Молоко).

Белое, круглое, гладкое. (Яйцо).

Горячее, жёлтое, яркое. (Солнце).

Белое, мягкое, холодное. (Снег).

Во время учения умению разгадывать загадкинеобходимо учитывать некоторые методические рекомендации: загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия; чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках, тем проще им самостоятельно найти ответ. Важно, чтобы дети не просто запоминали ответ загадки, а пытались сами добавлять какие-то характерные для того или другого предмета черты или качества, таким образом, обогащали своё воображение.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Следующая загадка

Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)

План:

1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

3. Загадки как средство народного воспитания

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

Важным средством народного воспитания является слово. «Слово – величайшее из чело­ве­ческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, ко­торый называют материнским» [1, с. 137]. Словесные средства воспитания в народной педа­гогике: частушки, скороговорки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д.

Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически за­конченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что по­се­ешь, то и пожнешь»). Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают житейские советы, пожелания в тру­де. Пословицы отражают коллективное мнение народа, т.к. создаются всем народом; направ­лены от старших к младшим (детям и молодежи). Воспитательное значение пословицы отражено в следующих словах Я.А. Коменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-ни­будь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумева­ется, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [1, с. 63]. То есть в пословице, с одной стороны, содержится готовый вывод; вместе с тем, она заставляет задуматься о смысле, выраженном ее словами. Таким образом, как отмечает Г.Н. Волков, «ценность посло­виц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину» [1, с. 65].

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нра­вах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному по­ве­дению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие ре­зу­ль­таты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Осо­бен­но большую ценность для изучения воззрений народа пред­став­ляют собственно педагогиче­с­кие наставления: «Детей побоями не учат, добрым словом учат»; «Грамотный человек – словно сол­н­це, неграмотный – что черна ночь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Сы­рое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время»; «Не учили, когда поперек лавки ло­жился, а на всю вытянулся, так не научишь». По мнению Г.Н. Волкова, «это – своего рода мо­раль­но-педагогический кодекс народа» [1, с. 66].

Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многознач­ность пословиц предпо­ла­гает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъ­яс­не­ния, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:

  • как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
  • как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
  • как выражение философских идей;
  • как остроумный афоризм.

В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чу­ж­бина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кро­тость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).

Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:

  1. сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:

Человек – опора человеку.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Человеку без человека жизни нет.

Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.

  1. Честь и достоинство:

Человек – достойное имя человека.

Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.

Каждого приветствуют по его достоинству.

Родившись человеком, надо и умереть человеком.

У каждого человека есть своя высота.

Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.

Труд украшает человека, а человек свое время.

Три дела человеку делают честь:

колодец, вырытый в пустыне;

мост, проложенный через реку;

дерево, посаженное у дороги.

Земля красна плодами, джигит – делами.

  1. Героизм, смелость, решительность:

Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.

Смелого лодка и в шторм не утонет.

Нет земли без цветов, а народа без героев.

Крепости покоряются отважным.

Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.

  1. Настойчивость, упрямство:

Вершину одолеет идущий.

Настойчивый и из сита воды напьется.

Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.

Бегущий обгонит, лежащий отстанет.

К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.

  1. Знания, учение, ум:

Для ученого мир светел, для неуча мир темен.

Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.

Нет жизни без знания, нет знания без учения.

Учение – основа знания, знание – основа счастья.

Сильный победит одного, ученый – тысячу.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

Труд является целесообразной деятельностью человека, направ­лен­ной на видоизменение и при­способление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает осно­вой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечи­ва­ет создание материальных и духовных ценностей, социаль­но-бытовых условий жизни и деятель­но­сти человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, раз­ви­тию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в про­цес­се труда личностных качеств человека и нравст­вен­но-эстетического отношения к жизни и дея­те­льности).

Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельно­стью. Через труд осуществляются отноше­ния человека с другими людьми, с обществом, с приро­дой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен бы­ло важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и переда­ва­­лись из поколения в поколение. Взрос­лые своим трудом показывали детям пример высокой нра­в­ствен­но­сти, ответственности и дисциплины. Г.Н. Волков отмечает: «Труд в на­ро­дной педагогике за­нимает особенное место. Пустословие и делови­тость взаимно исключают друг друга. Детям пос­то­янно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре вос­питания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и поку­пает­ся. Бесплатный труд может быть полезен зна­ни­ями, умениями и навыками, приобретенными в дея­тельности, и опре­де­лен­ными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе це­нит­ся единство слова и дела» [1, с. 138].

Трудовое воспитание было тесно связано с повседневной жизнью, с выполнением домашних обя­занностей, овладением навыками выполне­ния различных дел. Положительная сторона народ­но­го трудового воспитания – это совместный труд взрослых и детей, способствовавший приуче­нию их к реальным жизненным ситуациям. Участие детей в трудовой деятельности рассматрива­лось как потребность; детей с раннего возраста приучали к труду. Это способствовало формирова­нию трудолюбия, ответственности, добросовестности, старательности. Трудовое воспитание в на­род­ной педагогике имеет много общего. Оно направлено на формирование трудолюбия; дос­ти­же­ния мастерства в деле, профессии; искоренение праздности и лени. Народ высмеивает человека, ко­то­рый ищет легкой работы. Поговорка гласит: «В дождли­вый день много найдется желающих кур поить». Труд воспет в казахских пословицах «Жить без труда, как жить без огня», «Пока на лбу пот не выступит, в котле не забурлит», «Скот множится у того, кто умеет его пас­ти», «Имя джигита трудом славится», русских – «Горька работа, да хлеб сладок», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

3. Загадки как средство народного воспитания

Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.

Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание ка­ко­го-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки ока­зы­­­вают влияние на умственное, эстетическое и нравст­вен­ное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выпол­няли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом ста­ло умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать пред­ме­ты и явления из различных областей окружающей действитель­ности; различные загадки об од­ном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обо­гащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о при­­ро­де и обществе в процессе разгадывания загадок при­об­ре­тается ребенком в процессе актив­ной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окру­жа­­ю­щей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет со­­бой и поэтический афоризм о человеческой жизни:

Когда я молод был,

В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую фун­к­­цию – позволяют вы­явить степень наблюдательности, сообразите­ль­ности, умственного развития и творческого мы­ш­ления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.

Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.

Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.

Следующая загадка

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

План работы на год

Изучение методической литературы

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Работа с детьми

Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Загадки о животных.

Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Загадки о растениях.

Выставка работ детского творчества.

Загадки об игрушках, сказочных героях.

Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».

Загадки о природе, природных явлениях.

Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Придумывание загадок детьми.

Коллективное оформление книги «Загадки».

Загадки о транспорте.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с семьёй

Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».

Папка - передвижка «Загадки из детства».

Семейный конкурс «Вечер загадок».

Придумывание загадок детьми и их родителями.

Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Отчёт по самообразованию

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

В течение 2012-2013 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

Цель моей работы , выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.

Подобрала и изучила методическую литературу :

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.

В течение года с детьми был проведён проект «У леса загадок немало». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей. К проекту были привлечены родители, которые принимали участие в заключительном мероприятии - интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Результатом проекта было пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления. Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»

Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.

Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»

Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»

С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.

Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Спортивная олимпиада «Спортивные загадки».

Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»

Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь . И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы ). Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я (яблоко). Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Читайте также: