Загадки в метро москвы

Обновлено: 25.12.2024

В разные годы в Москве имели место, по крайней мере, 4 странных происшествия, связанных с метрополитеном и железной дорогой.

В 1975 г. на целые сутки была перекрыта Кольцевая линия: движению поездов мешал неопознанный железнодорожный объект, появившийся на путях буквально из ниоткуда.

В 1981 г. еще один таинственный объект возник на развязке у депо станции «Багратионовская», где рельсы метро пересекают старое железнодорожное полотно.

В 1986 г. в районе станции «Солнцево» машинист электрички увидел неизвестно откуда взявшийся старый состав и сообщил об этом диспетчеру, но вскоре странный поезд бесследно исчез, «растворившись» в воздухе.

Наконец, в 1992 г. похожий объект видели на одном из перегонов Московской окружной железной дороги…

Все четыре раза феномен наблюдался ночью и никакого логичного объяснения так и не получил.

​​Магические фигуры на Площади Революции

На станции метро Площадь революции в арках установлено 76 бронзовых фигур , изображающих советских людей. По легенде, 4 из них — волшебные и исполняют желания. Но какие?

Когда-то фигур было 80, но 4 сняли из-за открытия нового вестибюля в 1947. Интересно, что различных образов всего 20, все они повторяются по 4 или 2 раза. Кстати, именно благодаря повторяемости скульптур их удалось восстановить после повреждений при эвакуации в Среднюю Азию во время войны.

Какие же скульптуры волшебные?

(1) «Революционный матрос с наганом» в арке №2. Прикоснитесь к нагану, чтобы день сложился удачно.

(2) «Матрос с флажками» с линкора «Марат» в арке №3. Потрогайте флажки, чтобы сбылось самое сокровенное желание.

(3) «Разведчик с собакой» в арке №4. Студенты гладят нос собаки (тот нос, который находится напротив 3-го вагона из центра в сторону м. Щёлковская), чтобы удачно сдать зачёт или экзамен.

(4) «Птичница с курицей и петухом» в арке №6. Тут правда всё наоборот: клюв петуха лучше не трогать, а то «проблемы заклюют»…

Людей, которые верят в эту легенду, довольно много: из толпы к заветным местам волшебных скульптур то и дело протягиваются руки тех, «кто в курсе». А в период сессии у носа волшебной собаки даже выстраивается небольшая очередь из студентов.

​​Метро и путешествия во времени

Когда в следущий раз будете на станции Киевской Кольцевой линии, присмотритесь к мозаичному панно «Борьба за Советскую власть на Украине». Может показаться, что изображённый там красноармеец говорит по… мобильному телефону .

На самом деле на панно переносной телефон FF-17, разработанный в Германии еще в 1910 г. Однако некоторые пассажиры по-прежнему считают, что эта картина — одно из доказательств путешествий во времени , которые в московском метро случаются часто.

На перегоне между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская» однажды были замечены всадники времён гражданской войны . Видение продолжалось недолго, буквально несколько секунд, после чего призрачные фигуры растаяли в воздухе.

Ещё один таинственный случай был связан с появлением в тоннеле по направлению к «Красным воротам» медленного встречного состава, в котором находились люди, одетые в духе 1930-х годов . Очевидцы смогли разглядеть детали, потому что в этот момент их собственный поезд резко остановился.

Исчезнувший портрет Сталина

В московском метро есть множество мест с исчезнувшим портретом Сталина . Если выйти по эскалатору из станции метро "Добрынинская", в вестибюле на боковом панно триптиха можно увидеть мозаику с портретом Юрия Гагарина . Станцию открыли в 1950 году, в то время как Гагарин полетел в космос лишь десять лет спустя. Следовательно, его портрет появился там значительно позже открытия станции.

Когда-то на этом месте было изображение Сталина, которое позже переделали в ходе борьбы с культом личности . "Инородность" портрета Юрия Гагарина заметна по более темным и грубым по форме элементам мозаики. Подобного рода несоответствия можно встретить на многих московских станциях, в том числе на "Павелецкой", "Комсомольской" и "Новокузнецкой".

​​Вестники Апокалипсиса в метро?

Когда будете в следующий раз на станции «Перово» , обратите внимание на оформление вестибюля — вы заметите художественные барельефы с изображениями мифологических существ: солнца, льва, птицы и пегаса .

Существует версия, что эти панно — отсылка к 17 и 19 стихам гл. 9 «Откровения Святаго Иоанна»:

Головы коней, как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… (Стих 17)
Ибо сила коней заключалась во рту их и хвостах их, и ими они вредили людям… (Стих 19)

По другой версии, эти существа связаны с древнеславянскими богами . По словам же самого художника Л.А. Новиковой , оформление станции выдержано в духе народного фольклора и творчества — как антипод советскому мейнстриму 70-х гг. (станция открыта в 1979).

По официальной версии, птица Сирин символизирует счастье, лев — хранитель домашнего очага, крылатый конь — символ силы и благополучия, а солнце — источник жизни на Земле.

Тем не менее, по рассказам сотрудников станции, изготовление барельефов сопровождалось странными происшествиями : внезапно заболел один из скульпторов, и, чтобы закончить работы в срок, пригласили другого мастера.

Из-за спешки никто не проверял, что изображено на барельефах. А вот о том, насколько сильными были отхождения от первоначальных эскизов и кто «заменял» заболевшего скульптора, история умалчивает…

«Новослободская»

Станцию задумали еще в 1934 году. Архитекторы хотели, чтобы «Новослободскую» украшали витражи из уранового стекла. Они были бы зелеными и светились в темноте. В 1950-е годы, уже во время строительства станции, Госплан отказался выдавать урановое стекло, поэтому архитекторы решили сделать витражи из цветного.

Их изготовили латвийские художники по эскизам известного советского живописца Павла Корина: в России еще не умели так оформлять окна. Для витражей использовали стекла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для католических костелов. На одном из этих стеклянных узоров мы и нашли автограф Павла Корина.

Также Павлу Корину принадлежит авторство плафонов на станции «Комсомольская» Кольцевой линии и мозаики на «Смоленской» и «Павелецкой». Возможно, там тоже есть подпись потомственного иконописца.

Следующая загадка

Про московские почвы

Теплообменники на строительстве станции «Красные Ворота», ок. 1934 г.

Они сложные. Кстати, слово «почвы» стоит заменить на «грунты», а местами, возможно, на «горные породы». На европейской территории почвы и грунты в гидрогеологическом отношении, пожалуй, самые сложные. Крупные города, где есть метро, сталкиваются с проблемами освоения подземного пространства, но довольно однообразными, по сравнению с нами, порой, элементарными. Скажем, в сухой устойчивой скале Испании можно просто вырезать дырку, и та даже не обрушится. Там нет вопросов и с подземными водами. С точки зрения метростроения Москва — город особый. У нас большой осадочный чехол, отложения четырех ледниковых периодов, как правило, изменчивые и неустойчивые.

Московские недра полны воды. Регион включает в себя глубокие древние размывы рек и речушек, ручьев, множество озер и болот. Некоторые укрыты насыпными отложениями, убраны в трубу, как Неглинка.

А в каком состоянии почвы ниже культурного слоя?

Там есть пески, небольшие прослойки морены, коренные породы каменноугольного происхождения, карбонные глины. Плюс карст. Карстовая пещера в известняке созревает веками и тысячелетиями. Нам, может, отсюда не видно, а современный карст развивается в тысячи раз быстрее. Изменения вносит городская среда, особенно водопроводная, сильно хлорированная вода. Происходит банальная химическая реакция, выщелачивание известняка, разъедание его активными ингредиентами. Или вот пример непредсказуемости московского подземелья.

Строили мы в 2005 году второй, северный, вестибюль станции «Маяковская» на Тверской. При прокладке эскалаторного тоннеля никак не замораживался грунт. Усилили заморозку. Поменяли сухой лед на рассол, водяной раствор хлористого кальция. Не замораживается. Как будто бы приток тепла. Ну не может же быть такого! Стали разбираться. Оказалось, причина в термальных водах. Но откуда в Москве термальные воды? С одной стороны обнаружилась теплотрасса брежневского времени, с другой — отсутствующий на картах «Мосгоргеотреста» заброшенный кирпичный коллектор XIX века небольшого сечения, на три четверти занесенный илом и песком, по которому прекрасно перемещалась вода.

К месту будет вспомнить случай, уникальный, не имеющий аналогов в мире: строительство высотного здания с северным выходом станции метро «Красные Ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики (архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев и инженер-конструктор Виктор Абрамов) решили возводить высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение и даже на два градуса накренилось в другую сторону. Решение начать строить под наклоном было невероятно рискованным и смелым. Грунт и погодные условия в Москве — вещи непостоянные.

Про наземное метро и метро в чистом поле

Станция метро «Кунцевская», ок. 1987–1989 гг.

Сейчас делаются попытки вернуться к наземному метро. Что это означает?

Внеуличный рельсовый вид транспорта. Тот же, по сути, скоростной трамвай. Но есть разница. Через линию трамвая можно перейти, через линию метро — нет. А значит, навсегда разделить людей, живущих справа и слева. Если все же хочется иметь метро, то его либо надо строить на эстакаде, либо загнать под землю, но в любом случае сделать внеуличным.

Пример, казалось бы, недорогого наземного метро — Филевская линия, голубая. Обслуживать ее из-за выпадающих осадков нелегко. Раньше и бутылки кидали, новые времена приносят проблемы недетские. Например, могут на управляемом геликоптере перед поездом сделать селфи. Я считаю, что открытое наземное метро — это плохо. Имеются футуристические планы накрыть пути колпаком и что-то построить над ними, а то вон пропадают огромные городские площади.

Велик соблазн пустить метро в Новую Москву задешево и быстро. Сегодня налицо гонка за вводимыми километрами. Их, понятно, легче вводить на периферии и строить линии мелкого заложения, открытым и полуоткрытым способами. Иногда метро начинается строиться раньше, чем появляется жилой район. Станцию «Рассказовка» заложили в чистом поле. И это чистое поле динамично заполняется домами. Сейчас там уже лес многоэтажек. С одной стороны, процесс позитивный, но насколько он решает транспортную проблему? До тех пор пока огромные территории, скажем ЗИЛа или Ходынского поля, прирастают бизнес-центрами, а за МКАД вырастают жилые города, транспортная нагрузка будет только усиливаться. Развязки не решат проблему пробок. Мое мнение: к вопросу имеет смысл подходить комплексно. Вот есть огромный район, в котором нет никакого производства. Туда тянут линию метро. Отлично. Но, может, создать в новом районе еще немного рабочих мест, учебных, культурных и лечебных учреждений, чтобы жильцы не были вынуждены все время куда-то ездить? Нужны городские агломераты, откуда людям выезжать не обязательно.

Особенно загадочной мне кажется станция «Минская» с вестибюлем, направленным в склон железной дороги.

И не сомневайтесь: рано или поздно территория вокруг метро «Минская» застроится, будет спилен лес, ручей спрячется в трубу, земля подорожает, инвесторы ее видоизменят. Никто не успеет оглянуться, как овраг с лесом у насыпного холма, недавно украшенного станцией «Мичуринский проспект», застроится домами.

Следующая загадка

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Согласитесь, без маленьких тайн жить просто скучно. Поэтому в детстве мы играли в «секретики» и устраивали тайники, а теперь зачитываемся романами Умберто Эко и Донны Тартт. Сегодня я присоединяюсь к последним, чтобы раскрыть некоторые секреты Московского метрополитена. Их наберётся на целый трёхтомник: эту колонку будем считать первой главой.

мозаика «Утро космической эры», С.А. Павловский

Начнём её с тайников центральных станций. Заходим на «Добрынинской» и сразу упираемся в мозаичный триптих. На правой части марширует «Парад советских спортсменов», которые радостно несут портрет Юрия Гагарина. Забавно, что спортсмены ничем не выдают своей профессиональной принадлежности, да и появление космонавта в такой компании слегка смущает — станция открылась в 1950-м, за 11 лет до полета Гагарина. Что объяснимо: изначально это было шествие трудящихся, а несли они портрет товарища Сталина. Но такой сюжет на вкус 60-х был уже дикостью, и в те же годы в торце центрального зала станции на месте барельефа с Отцом народов появилось смальтовое панно «Утро космической эры». Кстати, без Гагарина.

Едем до «Краснопресненской» и оказываемся в окружении древней фауны. Она заключена в колоннах зала, которые сделаны из красного мрамора возрастом в несколько сотен миллионов лет. Самые заметные представители древнего животного мира — моллюски, которыми изобилует отделочный материал. Очень советую когда-нибудь на них позалипать — отличный диджитал-детокс, за которым приятно скоротать ожидание встречи.

Садимся в поезд до «Новослободской», высаживаемся на станции, а попадаем в подземный костёл. Всё потому, что все 32 витража изготавливали в Латвии за неимением в России подходящих мастерских. А рижские художники использовали те же стёкла, что привыкли расписывать для своих храмов. В религиозную ауру места прекрасно вписалась и мозаика «Мир во всем мире», изображающая мадонноподобную женщину с ребёнком на руках. Вообще-то у неё должна была быть тройня, но руководство вовремя опомнилось — «женщина троих не прокормит».

Ну и по старому канону до 60-х годов над ней возвышался Сталин. Тут вообще без комментариев.

Дальше с одной пересадкой добираемся до «Охотного ряда». Её открывали в 1935-м на самой первой линии метрополитена, который тогда насчитывал всего 13 станций. Сейчас на уровне остановки первого вагона из центра можно найти мозаику светло-жёлтой и охристой плитки, которая заметно выбивается из окружающего серого мрамора. Это кусочек «родной» облицовки станции с многочисленными «заплатками», и его во время реконструкции нулевых оставили специально, в качестве полумузейного экспоната.

Теперь после долгого-предолгого перехода попадаем на «Площадь Революции». Наша цель — скульптура бронзового матроса, с которым связана преинтереснейшая история. Его прототипом стал Олимпий Рудаков, 40-летний капитан первого ранга. В 1953 году под его командованием в британскую акваторию прибыл крейсер «Свердлов» — поздравить Елизавету II с коронацией.

По удивительному стечению обстоятельств Олимпий стал главным героем бала: сама королева подарила ему первый тур вальса, а позже познакомила со своей сестрой, принцессой Маргарет — в её компании капитан провёл весь вечер. На следующий день к пирсу недвусмысленно подъехал фургон с алыми розами от принцессы для обворожительного Рудакова, на что тот мудро ответил, что цветы — подарок для всего экипажа, и поспешил на родину к семье.

Пожалуй, ни в одном метро мира таких персонажей больше не встретишь — а ведь мы ещё даже до середины не добрались.

А если у вас есть желание прогуляться самостоятельно, скачивайте приложение «Тайны метро».

О метрополитене Москвы ходит множество загадок и легенд. Некоторые мифы давно развенчаны, а ряд из них продолжают передаваться из уст в уста. Мы поговорили с фотографом и историком метро Александром Поповым о самых необыкновенных фактах из жизни столичной подземки и узнали интересные детали о современных станциях.

– Дизайн каких станций, открытых с 2011 года, Вам нравится больше всего?

– За это время открылось множество станций с совершенно разным дизайном. О вкусах не спорят, но лучшим проектом, на мой взгляд, является станция «Савёловская» Большой кольцевой линии.

Это очень необычный дизайн для нашего метро. Впервые была оставлена обделка станции как элемент отделки. Пассажиры видят, из чего сделана станция, красоту ритма ребер тюбингов. А удачное цветовое решение платформенной части очень хорошо выглядит на фотографиях.

1 | 33 Открытие станции метро «Савёловская» Большой кольцевой линии. С. Собянин, М. Хуснуллин 30.12.18

Еще во времена Великой Отечественной войны похожий проект разработали для «Новокузнецкой» Замоскворецкой линии, но в последствии от него отказались. Потом многие архитекторы хотели сделать чугунную обделку элементом архпроекта, но удалось это реализовать только в прошлом году, когда была открыта «Савёловская».

– Иногда архитекторы оставляют на станциях своеобразные «пасхалки»-автографы. На каких станциях есть эти отметки?

– Да, такие случаи известны. Это как подпись, авторский знак. Такие «пасхалки» найдены на станциях «Строгино», «Волоколамская», «Новослободская» и открытой в 2016 году станции «Румянцево».

– Какие традиции при строительстве метро были в советское время?

– Строительство метро – необычайно сложный процесс. Традиционно всегда отмечали сбойки. Сбойка – это завершение проходки тоннеля. Встреча двух тоннелей, выход щита в демонтажную камеру. Обычно это была торжественная встреча бригады, которая закончила проходку. Потом, как правило, организовывали митинг, вручение наград и премий.

В прошлом остались все традиции, связанные с Коммунистической партией. Это соревнования, лучшая бригада коммунистического труда и другие. Ушла целая эпоха, но сбойка и для современных метростроителей по-прежнему праздник.

– Расскажите Вашу любимую легенду о метро.

– Расскажу не самую любимую, а самую сказочную. С легкой руки непрофессиональных журналистов и неких диггеров в 90-х годах в обиход вошла легенда о трехметровых крысах в метро.

Хотя, что им делать и что есть под землей? А самая главная деталь легенды, что в 1990-е годы отряд спецназа, вооруженный до зубов, с огнеметами и пулеметами, странно, что без пушки на мотовозе, (смеется - Прим. ред.) спускался в метро каждую ночь и уничтожал этих крыс сотнями.

К сожалению, обыватели верили и боялись.

Наша редакция заинтересовалась историей с «пасхалками» в метро и мы решили проверить каждую.

Следующая загадка

Метро продолжает расти, как пакет попкорна в микроволновке. Только за 2018 год открылось 17 станций. То есть за последний год метро увеличилось почти на одну десятую: всего сейчас станций 223.

Евгения Гершкович напросилась в гости к ответственному работнику метро, который знает о его нынешнем состоянии все, но попросил не называть его имени — должность уровня начальника производственного отдела ГУП «Московский метрополитен» не позволяет ему назвать свое имя и при этом отвечать на вопросы максимально откровенно. Назовем его Иваном Ивановичем.

В своем небольшом кабинете, склонившись над картой московских подземных недр, Иван Иванович рассказал про библиотеку Ивана Грозного, которую безрезультатно многие годы ищут московские диггеры, объяснил, откуда в городе термальные воды и в чем риск такого стремительного строительства новых станций метро, почему наземное метро — это плохо, чем жертвуют метростроевцы в угоду скорости, а заодно вспомнил, как высотку на Красных Воротах строили под наклоном, почти как Пизанскую башню, и почему она со временем выровнялась.

«Строгино» и «Волоколамская»

На этой станции «пасхалки» (фамилии архитекторов на латинице) находятся сразу в двух местах. Первая – на плафоне в одной из ниш на потолке. Вторая – на световой полосе для маломобильных людей, идущей вдоль края платформы в сторону станции «Крылатское».

«Волоколамская» появилась почти через два года после «Строгино» – 26 декабря 2009-го. Ее тоже начали строить в начале 1990-х и забросили до 2007 года. Тогда разработали новый проект, по которому открыть станцию решили в составе Арбатско-Покровской линии.

«Волоколамская» стала одной из самых красивых станций постсоветского периода. Ее проект победил на конкурсе Союза московских архитекторов «Золотое сечение 2011».

Своды станции с аркадами достигают восьми метров и образуют неоготическую композицию. Колонны, облицованные темным мрамором и гранитом, напоминают стволы деревьев. Вестибюли выполнены в форме парковых павильонов с дугообразными входами, обращенными к жилому району.

Фасады и стены интерьеров облицованы полированным светло-коричневым гранитом. Светильники с люминесцентными лампами встроены в подвесной потолок. На них и расположены четыре таблички с именами архитекторов.

Большинство проектов Александр Орлов и Александр Некрасов выполнили в соавторстве с Викторией Сычевой. Среди них «Аннино», «Печатники», «Парк Победы» и «Международная». Кроме того, Орлов, Сычева и еще несколько архитекторов создали три станции Московского центрального кольца (МЦК).

Александр Некрасов сейчас возглавляет архитектурную мастерскую «Метрогипротранс». Последние его работы – станции «Бутырская» и «Фонвизинская» Люблинско-Дмитровской линии.

Про глубину заложения

Строительные работы на станции «Дворец Советов», 1935 г.

У станции метро «Кропоткинская», которая в 1930-е годы называлась «Дворец Советов», было мелкое заложение. Фасад Музея изобразительных искусств им А. С. Пушкина берегли как зеницу ока. Чтобы здание не пострадало во время прокладки метро через Волхонку, на знаменитых колоннах главного входа в музей укрепили гипсовые маячки, ибо гипс хрупок. За маячками, чтоб не треснули, ежечасно следили. Если возникала хотя бы малейшая трещина, работы останавливали.

Считается, что стоимость строительства каждой станции во многом зависит от глубины, на которой расположена. Отличительная особенность новых и будущих станций — открытый способ проходки и минимальная глубина заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта. Ясное дело, руководит желание строить быстрее и дешевле. И метростроители с этим желанием не справляются.

Достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку, и уже внутри полученного коридора укладываются пути. Заложение иных станций столь мелкое, что если вдруг понадобится провести трубопровод или напорную теплотрассу, которая при пересечении с метрополитеном должна быть спрятана в особый коллектор с металлоизоляцией и задвижками, сделать это физически будет уже невозможно.

Несложно догадаться и о том, что когда метро кладут в верхних предповерхностных слоях земли, в двух-десяти метрах от фундамента жилого дома, тот приходит в беспокойство, подпрыгивает и подрагивает. Когда под жилым зданием поедут поезда — зазвенит хрусталь в серванте, не говоря уже об утрате сна и здоровья его обитателей. Эксперты уверены, что чем глубже «идти», тем удобнее и меньше угрозы зданиям. Сейчас идут разговоры о том, как ликвидировать вибрацию и шум, как в метро сделать мягкий бесшумный ход. Может быть, рельсы на резине? Этот проект выльется в бешеные деньги.

«Парк Победы», открытый в 2003 году, остается на сегодняшний день самой глубокой станцией метро в Москве. Глубина ее заложения — 84 метра. Люблинско-Дмитровская — последняя глубокая ветка Московского метрополитена. Строилась она, между прочим, в условиях урбанизированной территории. Можно и глубокую станцию, если захотеть, построить правильно, недорого и навсегда.

Станция «Бульвар Дмитрия Донского» мелкого заложения строилась в тогда совсем молодом районе Северное Бутово. Кругом непрестижные многоэтажки. Однако же изыскали средства, отделали перронный зал редчайшим итальянским мрамором. Это, скажу я вам, довольно дорого и, соответственно, богато. Ни в какое сравнение не идет с облицованной кафелем и собранной из панелей веткой Коньково — Беляево — Ясенево — Теплый Стан.

Про археологов и диггеров

Окаменелость, найденная при строительстве первой очереди метро, ок. 1934 г.

Под землей погребено немало остатков исторических сооружений. По идее, московские метростроевцы и археологи должны мирно работать в сцепке, как это происходит в прочих древних городах.

Отдельной главой проекта рассчитывается зона влияния строительства на существующие исторические объекты. Состояние памятников, попадающих в расчетную зону, подвергается обследованию. Заранее проводятся работы по укреплению наиболее ценных и ветхих объектов. При раскрытии любой строительной площадки в центре Москвы, если проектом предусмотрено безвозвратное уничтожение культурного слоя, первыми туда приходят археологи. Но в ситуации, когда некуда сажать шахту или котлован и для них наконец-то выкроили место, а тут вдруг обнаружился фундамент чего-то древнего, необходимость строительства метрополитена перевесит.

Если памятник, к счастью, сохранен, то на период строительства осуществляется мониторинг состояния, наблюдение геодезических осадок, возможной деформации, трещин. После окончания строительства на предмет возможных колебательных нагрузок проводится повторное обследование сооружения и дается заключение о его состоянии. Потом мониторинг прекращается.

На самом деле особых тайн в подземном пространстве Москвы нет. Есть в нем коллекторы подземных речек разного времени — действующие или заброшенные. Большинство возникло после пожара 1812 года. Еще есть остатки старых каменоломен и известные бункеры и бомбоубежища советской эпохи, по некоторым из них проходят экскурсии. Имеются и бункеры, числящиеся на балансе Министерства обороны. Поэтому бетонную коробку, наполовину заполненную водой, лучше не трогать, а метро пустить в обход. И вот еще беда. Метрополитен испытывает на себе постоянные атаки и несанкционированные проникновения желающих взломать решетку, вскрыть кусачками замок, спрятаться ночью. И если к археологам метростроевцы еще относятся с пониманием, то диггеров, бесконечно ищущих библиотеку Ивана Грозного, терпят из последних сил. Перед некоторыми из них стоит еще и прикладная задача: разрисовывать, скажем, вагоны граффити или еще что-нибудь такое попортить. Атакуются, как правило, вентиляционные шахты и киоски, несмотря на то что предусмотрены антивандальные замки и сигнализация. Рампа и депо в метро — суперохраняемые объекты. Про крыс-гигантов слышали? Все фантазии. Этим животным в метрополитене особо нечем поживиться. Возможно, распускающие эти мифы не бывали на московских свалках?

Про Большое кольцо

Есть много странностей и вопросов к Московскому метрополитену. Но есть «свет в конце тоннеля». Ведутся грандиозные работы по строительству Третьего пересадочного контура, или Большой кольцевой линии. Этот проект в три раза важнее для города, чем любое периферийное развитие. Кольцо будет работать на весь город в целом, а не на поселения какого-то одного директивного направления. Все поймут, когда линия откроется. Открывать ее будут кусками. Один — от Парка Победы к Петровскому парку — уже работает. И однажды все эти куски соединятся.

«Насчет Большого кольца Иван Иванович, конечно, прав»,размышляла я на обратном пути. Но во мне боролись историк с обывателем. Ведь контур этот тянут открытым способом, стало быть, метро мелкого заложения пройдет под домами. И один из этих домов, между прочим, мойя карту только что сама видела. А значит, не только зазвенит хрусталь в сервантеучащенно забьется сердце, пропадут сон и здоровье. Ну да, зато контур разгрузит центр и соединит районы. Навсегда.

«Румянцево»

Самая молодая из перечисленных станций – открылась 18 января 2016 года, хотя первое упоминание о ней приходится на 1971 год. Изначально ее хотели построить вместе с Южным вокзалом, который планировался, чтобы разгрузить Курский. Но проект отклонили, станция оказалась не нужна.

С тех пор о «Румянцево» вспоминали еще два раза, но безрезультатно до 2012 года. Тогда к Москве присоединили новые территории, и необходимость в метро выросла в разы.

Интересно, что «Румянцево» стала 199 станцией московской подземки.

Автограф на этой станции нашел блогер bluesmaker прямо перед ее открытием. Правда, здесь подпись оставлена не архитектором, а строительной компанией. И непонятно, специально его оставили или забыли стереть.

«Нашел своеобразное «пасхальное яйцо» от наших коллег. На стекле логотип фирмы. Прикольно. Я знаю, что иногда такие вот штуки можно увидеть на станциях, разработанных Метрогипротрансом. Там можно увидеть фамилии и инициалы архитекторов», – написал блогер.

Читайте также: