Загадки в капитанской дочке

Обновлено: 22.11.2024

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин “Недоросль”.

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок – беседа.

Вступительное слово учителя:

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Проблемные вопросы:

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?

2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?

3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

Проблемная ситуация:

Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин Гринев Пугачев
подлость впечатлительность жестокость
предательство смелость великодушие
жестокость храбрость смелость
властолюбие решительность доброта
слабость духа преданность вспыльчивость
трусость верность одиночество
хитрость искренность властность
изворотливость потребность в любви милосердие
одиночество прямодушие благодарность
властность

6. Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно “светлое пятнышко”?

7. Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

8. Жаль вам Швабрина или нет?

9. В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание “уступить” ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.

Один из историков, современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: “Емелька Пугачев бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже
в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может
падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце”.

10. Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева.

Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?

(Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.)

11. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?

12. Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?

13. Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищали его у доски.)

14. А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?

Проблемная ситуация:

М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?

15. Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?

16. Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа “Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)

Предполагаемый ответ учащихся:

Назвав повесть “Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и “отвлек” от “запрещенной” темы – восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.

Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.

Проблемный вопрос:

Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.

Подведение итогов:

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Следующая загадка

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, их устную речь, находчивость и смекалку; навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

Воспитательные: прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны, воспитывать способности к нравственному выбору.

Задачи урока: формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Прилагаемые медиаматериалы : компьютер, мультимедиа, презентация, аудиозапись романса.

Предварительная подготовка: Задание по рядам (Составление герба семьи Гриневых, с последующим объяснением) Инсценировка эпизодов повести.

Ход урока

Слайд № 1

«Пушкин унес
с собой великую тайну. И вот мы без него
эту тайну разгадываем…»

Ф. М. Достоевский.

(Прослушивание 1 куплета романса Ф.Глинки «Я помню чудное мгновение»)

Слайд № 2

Учитель: Мы прослушали с вами романс на стихи А.С. Пушкина « Я помню чудное мгновение» не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть, что наша жизнь состоит из мгновений, радостных и грустных, счастливых и печальных.

Сегодня мы с вами попытаемся еще раз вглядеться, вслушаться в мгновения жизни героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

Слайд № 3

Первая загадка, которую загадывает нам автор – это жанр произведения

- К какому жанру относится это произведение?

Слайд № 4

- Что это? Мемуары? Повесть? Хроника? Роман?

- Дайте определение этим терминам.

(Мемуары (воспоминания)-литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был.

Повесть - жанр эпического рода литературы, находится между романом и рассказом. В повести важно не столько движения сюжета, сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния человека.

Роман - жанр эпического рода литературы. Роман посвящен судьбе личности, её становлению и развитию на фоне общественной жизни, что помогает осмыслить личность как часть всего общества.

Хроника (летопись)- литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временной последовательности. )

- Так к какому жанру относится «Капитанская дочка»?

(Это роман и повесть)

Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое как в жизни.

Слайд № 5

- Вторая загадка – это композиционные особенности произведения.

Слайд № 6

- Какие элементы композиции вам знакомы?

(Экспозиция, завязка, кульминация, развязка)

- Дайте определение этим терминам.

Экспозиция -компонент сюжета, в котором изображаются жизни персонажей перед завязкой и развитием конфликта или же обрисовывается культурно-исторический и социально-психологический фон, даются сведения о месте и времени предстоящего действия.

Завязка -событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивированна в экспозиции.

Кульминация -момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке.

Развязка -элемент сюжета, в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображенные в произведении.

- Найдите их среди элементов развития любовного сюжета.

Слайд № 7

- На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I – V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI – Х II – картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; Х II – Х IV – роль развернутого эпилога).

- Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

- Кто является повествователем повести?

- А почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

Слайд № 8

- Третья загадка – это эпиграф повести

- Как вы понимаете эпиграф к повести? «Береги платье снову, а честь смолоду» Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

(Каждое слово из этого эпиграфа обладает глубоким смыслом. Береги - значит храни, не теряй в течение всей жизни. Слову «честь» в словаре Ожегова дано объяснение: «честь: 1. Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, вызывающее общее уважение. 2. Целомудрие, непорочность. 3. Почет, уважение».

Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, видено, что понятие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал).

(Эта фраза говорит о том, что человек должен беречь и ни в коем случае не терять те хорошие качества, которые заложены в нем с самого рождения, не предавать изначального стремления к добру и в жизни руководствоваться благородством и милосердием).

- А что такое милосердие? Милосердны ли вы?

( Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь. На милосердие всегда отвечают мелосердием )

- А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, в связи с этим, падает наша нравственность. На мой взгляд, мы должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений чувств героев повести).

Слайд № 9

- Каким перед читателем предстает Петр Гринев?

(Петр Гринев - главный герой повести. Ему 17 лет, он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями повести и с читателями. Рассказывая о своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Гринев не был трусом. Поступки Гринева характеризуют его, как человека, способного любить. Он не злопамятен, ему не свойственно злорадство. Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро, умение быть благодарным.)

Слайд № 10

- Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта».

Созданию исторического колорита во многом способствует использование устаревших слов.

- Какие слова называются устаревшими?

(Словарный состав языка связан с жизнью общества, поэтому в нем отражаются любое изменение: смена исторических эпох, форм власти, экономические преобразования. Многие слова уходят из активного употребления в связи с исчезновением понятий, явлений, которые они называли).

Слайд № 11

- Объясните, пожалуйста, лексическое значение следующих слов.

Кибитка (крытая повозка)

Облучок (сиденье для кучера в повозке)

Жаловать (награждать, дарить)

Камзол (мужская одежда)

Погребец (дорожный сундучок для посуды и еды)

арестант, узник в колодках

взять под опеку

старинная русская монета (з коп.)

Слайд № 12

- Четвертая загадка – загадки образов и символов в романе

Слайд № 13

- Какие из этих символов встречаются в этом произведении?

(буря, буран; орел, ворон; сон Петра Гринева)

Слайд № 14

- Что обозначают эти образы и символы?

1. Буран в повести- это Пугачёв и народный бунт, и единственный выход бунтующего народного сознания. Как стихия, буран возник внезапно из «белого облачка» и утих, исчерпав себя.

2. Сказка старой калмычки об орле и вороне, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол.

3. Сон Петруши вводится в повесть как пророческий сон. Он предвещает развитие отношений двух персонажей: Гринева и Пугачева.

Слайд № 15

Вспомним страницы повести.

- Какой эпизод повести изображен на первой картинке?

(1. Первая встреча Гринева с Пугачевым в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели»

2. Пугачев в Белогородской крепости, отдает приказ казнить всех, кто не переходит на его сторону)

- Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми кто не присягнул « государю», Пугачев проявил явную благосклонность к Гриневу?

( Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие верность долгу: «рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую»)

- Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце?

(Гринев видит добродушие Пугачева. Он видит в нем отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого.)

- Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?

(Гринев не понимает смысла пугачевского восстания, не видит его цели именно для Пугачева. Гринев рассматривал народное восстание как разбойничий налет и боялся неизбежной расправы над его вожаком. Ответ Пугачева «Авось и удастся!» - передает стихийность, бесплановость движения и авантюризм крестьянского «царя» и, в то же время, говорит о его смелости, способности рисковать ради большого дела.)

( Кульминацией этого разговора стала калмыцкая сказка, которую Пугачев рассказывает «с каким-то диким вдохновением». Суть ее заключается в том, что лучше прожить короткую, но насыщенную жизнь, чем до ста лет питаться падалью. Гринев же так расценивает эту притчу: «Но жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Этот ответ обнаруживает всю глубину пропасти между героями, показывает различие в их мировоззренческих идеалах).

Слайд № 16

- Какие эпизоды изображены здесь?

- Первая картинка? ( Ссора и дуэль Гринева со Швабриным)

- Что послужило поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

(Швабрин оскорбил честь и достоинство Маши)

- Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде?

(Швабрин циничен, грубо относится к девушке. Гринев – добрый, проявляет уважительное отношение и желание защитить честь, достоинство Маши).

- Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»?

( Вспомним эпизод, когда вопреки ожиданиям Гринева, Швабрин не предал Машу)

- Что произошло со Швабриным?

- Жаль вам Швабрина или нет? Почему?

- Вторая картина? ( Встреча Маши с Екатериной II )

- Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?

- Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка”? ( Назвав повесть "Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек” от "запрещенной” темы – восстания Пугачева.

Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати. Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. )

- В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?

(Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.)

Слайд № 17

Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина или Пугачев?

- А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода:

Инсценирование I сцены) «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой

« Сердце моё заныло …. до …Дай вам Бог любовь да совет!»

(Инсценирование II сцены) «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»

«Вдруг белая собачка английской породы залаяла» до «Я надеюсь, что вы …)

- Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»? Похожи ли эти эпизоды?

(Да, Гринев говорит Пугачеву о сироте, которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых. «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска» Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени. Значит, в этой и другой сцене общим является и обман)

Слайд № 18

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к , узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья.

Щадит офицера, и помогает ему в освобождении дочери врага, которого он убил.

А императрица свое милосердие связывает, прежде всего с Марьей Ивановной, как с дочерью капитана, погибшего за царский престол.

Простила, в сущности, невинного человека.

Слайд № 19

- Среди предложенных на слайде слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву и запишите их на контрольныхлистах.

(Самостоятельная работа на контрольных листах)

- Обменяйтесь листами и сделайте взаимопроверку.

Слайд № 20

- А теперь проверьте по слайду, правильно ли проверили вашу работу

Следующая загадка

Цель урока : развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой); помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести; воспитывать способности к нравственному выбору. начать знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Вид урока : обобщающее - повторительный

Методы обучения : беседа

Проверка готовности класса к уроку

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?

2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?

3. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

4 Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

Проблемная ситуация:

Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

6. Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно “светлое пятнышко”?

7. Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

8. Жаль вам Швабрина или нет?

9. В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание “уступить” ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.

10. Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?

11. А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?

Проблемная ситуация:

М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?

15. Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?

16. Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа “Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)

Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева

Проблемный вопрос:

Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.

Подведение итогов:

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Вопросы для детей:
Кто из героев тебе запомнился и почему?
Какой эпизод повести особенно понравился?
Чему тебя научило это произведение?
Каково твое отношение к бунтовщикам?
Какая сцена тебе показалась наиболее трагичной?
Кто из героев вызвал негативную реакцию?
Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к произведению?
Над чем для, более лучшего восприятия текста тебе хотелось бы поработать?
Итог урока: Слово учителя : Итак, ребята, повесть Пушкина помогает понять за внешним, бытовым лицом мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Мы пытались разгадать характер героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

потребность в любви


№ 1 . Разминка. Блиц-опрос. - давайте вспомним страницы романа (вопросы задаются попеременно каждой команде ) ( слайд –3)

А. - Как зовут главного героя? ( Пётр Андреевич)
Б. -- Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного? ( Савельич)
А. - Для Петруши был нанят француз …? (имя) (мосье Бопре)

Б. - Батюшка вошёл на урок ….? …(географии)

А. - ком. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

Б.- Имя офицера, разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство (Швабрин)

А. - Кому проиграл Гринёв 100 рублей? (капитану Зурину)

Б. - Кем провозгласил себя Пугачёв? (царём Петром 3)

А. Сколько было крепостных у отца Гринева, и в какой губернии была его деревня? (300, в Симбирской);

Б. Как сейчас называется река Яик, и почему ее название было изменено?

(Урал, название было изменено для того, чтобы ничего не напоминало о восстании)

Слово учителя:

Впервые произведение Пушкина было напечатано в журнале «Современник» в том же 1836 году. Вы видите перед собой первую страницу журнального текста.

«Береги честь смолоду» - эту пословицу великий русский писатель поставил эпиграфом ко всему произведению

Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести?

Ответы учащихся : (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения).

Слово учителя: Так что же такое честь?

Ответы учащихся: Честь внутреннее нравственное достоинство человека , доблесть , честность, благородство души и чистая совесть .

Слово учителя: вопрос чести, - один из главных в повести «Капитанская дочка».

Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

Ответы учащихся : Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.

Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести. Давайте вспомним героев произведения

- Нет, - отвечал я с твёрдостию, - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты, в самом деле, желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Петр Гринев

«Я так и обмерла, - сказала она, - когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые… Нет, я уверена, что вы не зачинщик ссоры. Верно, виноват Алексей Иваныч. Мария Миронова

- Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Я чаю, небо в овчинку показалось…

Извините меня, - сказал он мне по-французски, - что я без церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть, наконец, человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймёте, когда проживёте здесь ещё несколько времени.

По описанию

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую Императрица Екатерина II

… вышедший в офицеры из солдатских детей, человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовывалось с его беспечностью

Иван Кузьмич (комендант)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати,

круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась

Мария Миронова

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лиц его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Пугачев (вожатый)

Слово учителя: Итак, кого из героев повести мы вспомнили?

( имена даны на слайде презентации)

Машу Миронову, Петра Гринева, Пугачева. Екатерину 2. Швабрина, Миронова Ивана Кузьмича.

Какие два героя из перечисленных были соперниками по отношению друг к другу?

Кто из них сберег честь смолоду, а кто нет?

В чем проявился характер Гринева? (Защищает на дуэли честь любимой девушки, честно выполняет службу, отказывается от предложения служить у Пугачева)

Швабрин сначала понравился Петру Гриневу, но постепенно он узнает его как человека без чести и совести…Швабрин не только не усвоил эту народную мудрость, но ее откровенно проигнорировал. И жестоко поплатился за это. …Что скрывается за каждым человеком? Пушкин мастер художественной детали ярко это показывает с помощью предметов.

Внимание у меня на столе лежат шесть конвертов, в которых даны названия предметов вам предстоит определить, кому из героев повести принадлежит данный предмет. Поиграем в детективов ….

Следующая загадка

Цели : углубить понимание идейно художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, закрепить знания по тексту, проверить знание текста.

Предварительная подготовка: две команды (3) по 5-6 человек, возможны названия команд, выбран капитан команды, класс оформлен.

Эпиграф: «В «Капитанской дочке» всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

1. Организационный момент. Слово учителя

2. Вопросы игры

№1. Разминка.Блицопрос

– Давайте вспомним страницы романа (вопросы задаются попеременно каждой команде)

А) Как зовут главного героя? (Пётр Андреевич)
Б) Имя пожалованного Петру в дядьки стремянного? (Савельич)
А) Для Петруши был нанят француз … (мосье Бопре)
Б) Кем был Бопре в своём отечестве? (Парикмахер)
А) Батюшка вошёл на урок … (географии)
Б) В это время Гринёв … (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)
А) А Бопре… (спал на кровати сном невинности)
Б) Кому проиграл Гринёв 100 рублей? (Капитану Зурину)
А) Имя офицера, разжалованного и сосланного в Белогорскую крепость за убийство? (Швабрин)
Б) Кем провозгласил себя Пугачёв? (Царём Петром III)

№ 2. Угадай портрет (зачитывается портрет попеременно каждой команде)

1. Наружность его показалась мне замечательна : он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. (Вожатый – Пугачёв)

2. Дверь отворилась, и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Он был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. (Швабрин)

3. Увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. (Ротмистр Зурин)

4 Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. Гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она мне не очень понравилась.

5. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос ; он был маленького росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. (Башкирец)

6. Дама сидела на скамейке противу памятника. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. (императрица)

  1. Придворный календарь (отцу Андрею Петровичу)
  2. Бильярдный кий (Зурину)
  3. Заячий тулуп (Петру, а потом Пугачёву)
  4. Китайчатый халат (капитану Ивану Кузьмичу Миронову)
  5. Тетрадка со стихами (Петру)
  6. Белая собачка английской породы (императрице)
  1. Вспомните сон Петруши. Почему этот сон считается пророческим? Докажите.
  2. Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым. Как вы понимаете её иносказательный смысл?

№5. Конкурс капитанов. Интервью

– капитанам предлагается выбрать по жребию одного из героев.(Пётр Гринёв, Маша Миронова, комендант крепости Иван Кузьмич, Швабрин, Пугачёв, Василиса Егоровна)

Примерные вопросы:

Пётр Гринёв:

– Кто были вашими учителями и как проходило ваше обучение?
– Какие напутственные слова сказал вам ваш отец, отправляя вас на службу?
– Как вы отблагодарили вожатого?
– Из-за чего и с кем произошёл поединок?
– Какие отношения вас связывали с Машей Мироновой, после какого события вы это поняли?
– Как вы думаете, почему Пугачёв вас пощадил? Только ли из–за заячьего тулупа?
– За что вас арестовали?
– Какова ваша дальнейшая судьба?
– Каково ваше отношение к Пугачёву?

Маша Миронова:

– Какой вы были до того, как известные события перевернули всю вашу жизнь?
– Как вы думаете, почему Швабрин распускал про вас нехорошие слухи?
– Как вы относились к Петру Гринёву?
– Почему вы не захотели выйти замуж за Петра без родительского благословения?
– По какой причине вы несколько дней провели в беспамятстве?
– Благодаря кому вы остались живы?
– Какую роль в вашей судьбе сыграл Пугачёв?
– Для чего вы отправились в Петербург?
– Какова ваша дальнейшая судьба?

Иван Кузьмич:

– Где и каким вас впервые увидел Пётр Гринёв?
– Признайтесь честно, кто же всем заправлял в крепости?
– За что Василиса Егоровна велела посадить Гринёва и Швабрина « на хлеб и воду»?
– Как вы восприняли весть о приближении войск Пугачёва?
– Почему вы хотели удалить из крепости Василису Егоровну и Машу, удалось ли это?
– Ваши действия при осаде крепости?
– Как с вами поступил Пугачёв и за что?

Швабрин:

– Как вы появились в Белогорской крепости?
– Какие сначала отношения у вас были с Гринёвым?
– Почему вы пытались очернить Машу в глазах Петра?
– Как вы отнеслись к стихам Петра? Что за этим последовало?
– Как вам удалось победить Петра Гринёва в поединке?
– Ваши действия после взятия крепости войсками Пугачёва?
– Какую роль сыграл Пугачёв в вашей жизни?

Василиса Егоровна:

– Как вы встретили Петра Гринёва?
– У всех сложилось мнение, что именно вы управляете всем в крепости, согласны вы с этим мнением?
– Как вы восприняли поединок между Гринёвым и Швабриным?
– Удалось ли Ивану Кузьмичу провести военный совет без вашего присутствия?
– Почему Иван Кузьмич хотел вас с Машей удалить из крепости перед тем, как её захватит Пугачёв? Если бы это было возможно, оставили бы вы Ивана Кузьмича?
– Ваша судьба после захвата Белогорской крепости войсками Пугачёва?

Пугачёв:

– При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с Петром Гринёвым?
– Как отблагодарил вас Гринёв?
– Кем вас представляет правительство? А кем вы себя провозгласили?
– Как вас встретили в Белогорской крепости?
– Вы жестоко обошлись с комендантом, помощником коменданта, его женой, почему же помиловали Петра Гринёва? Только ли из-за заячьего тулупа, который вам был к тому же мал?
– Для чего вы рассказали Петру калмыцкую сказку. что этим хотели сказать?
– Ваша роль в судьбе Марьи Ивановны?
– Ваша дальнейшая судьба?

№ 6. Инсценировка (добавочный)

№7. Конкурс болельщиков

– Назвать эпизод по иллюстрациям (иллюстрации к повести проецируются на доску или показывает ведущий в бумажном варианте)

№8. Допиши словечко (командная игра)

– Дописать недостающие слова

1) Я жил …, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками,между тем минуло мне … лет.Тут судьба моя переменилась.
2) « Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком …, которые ты мне проиграл вчера. Мне крайняя нужда в деньгах».
3) 2 Хорошо, – сказал я хлоднокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. он одет слишком легко. Дай ему мой …»
4) – С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …
5) Никогда не забуду этого человека. У него не было …, но узенькие глаза его сверкали …
6) Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: « Ты мне не государь, ты…, слышь ты!»

Читайте также: