Особенности загадок и пословиц
Обновлено: 04.11.2024
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека задолго как человек начнет говорить. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери. Многообразия фольклора велико, дети постоянные слушатели этого жанра. Игры - забавы с маленькими детьми. Потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей доступностью, понятной детям формой. Дети с интересом, пытаются подражать взрослому, повторять его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображение, речь, эмоциональность, артистичность. Первое знакомство ребёнка с искусством начинается с фольклорных произведений. После калыбельных, в жизнь ребенка входят и другие формы устного народного творчества. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Пробуждая в ребенке ласку, доброту, уважение, нравственность.
Согласно О. Ушаковой и А. П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Устное народное творчество это неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в речевую образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают применять народные потешки в свои игры. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Фольклорв разных видах деятельности:
Использовать фольклор можно в разных видах деятельности детей.
• двигательной;( (элементы детского фольклора можно использовать в утренней зарядке, подвижных, хороводных играх, пальчиковой и дыхательной гимнастиках)
• восприятие художественной литературы;
Во время работы с младшими дошкольниками советую использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички
Колыбельная песня – это жанр древнейшего фольклора, в нём сохранились элементы заговора оберега
Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Не пора ли баиньки?
Алеше - на перинку.
Пестушка —это короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, уговор, ласкание.
«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» -
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
По кочкам, по кочкам -
Потешка — это песенка приговорка в игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки.
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Лейся, лейся, лейся
Детка умывайся веселей!
Прибаутка — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Для какого молодца?
Пословицы - пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.
• Друзья познаются в беде.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
• С кем поведешься, от того и наберешься.
• Одинокое дерево ветер легче валит.
• Старый друг, лучше новых двух.
• Один в поле не воин.
• Один палец не кулак.
• Одна пчела много мёду не принесёт.
Заклички -это один из видов песен языческого происхождения,завлекашек они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
только глазки закрывать.
Ой, люли, люли, люли,
все на них глядели.
Бай, бай, бай, бай,
ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Ванюша будет спать
Да большой вырастать.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Зайчишка – трусишка
В огород забежал,
У линейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
Скороговорка —это речевое словосочетание, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Мышки, не мешайте кошке,
ловить мух на окошке.
Кошка муху лапкой – хвать!
Лучше кошке не мешать!
Пёстренькая сойка, о весне мне спой-ка-
просит заинька косой.
- Спой мне песню, сойка, спой!
Загадка- это краткое образное определение предмета или явления. С коротким пояснением.
Что сказать о парне строгом?
На работе
Она у прилавка стоит
Чтоб взвесить вам всё,
Что попросите сами.
Публикации по теме:Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.
Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.
Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, потешек к сказкам «Курочка Ряба», «Репка» для детей младшего возраста Загадки: 1. Кто на улице гуляет От ворот недалеко. Лапкой землю разрывает И кудахчет: "Ко-ко-ко". (Курица) 2. С бабушкой и с дедушкой.
Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.
Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.
Украшаем участок детского сада. Создание фигур малых форм из природного и бросового материала. Хотелось бы поделиться как нам удалось украсить и преобразить участок детского сада к лету. Оценив наши возможности, мы объявили конкурс.
Следующая загадка
Основные понятия: фольклор, малые жанры – загадки, пословицы, поговорки.
1. Фольклор. Малые жанры фольклора.
2. Знакомство с жанром загадок.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Формулирование темы и цели урока:
Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают. Что это такое – загадки.
А теперь сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
Узнать, что такое…;
Цель урока : познакомиться хантыйскими загадками, пословицами, поговорками, воспитание уважения к культуре своего и другого народа, развитие познавательных умений – вести конспект, развитие кругозора.
3.Изучение нового материала
Термин «ФОЛЬКЛОР», впервые ввел в науку английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость». Народное творчество, фольклор – это сохраняемые в народном быту, обряды, преходящие от поколения к поколению. Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду считалки, песенки, потешки, загадки, пословицы, которые еще называют МАЛЫЕ ЖАНРЫ устного народного творчества.
- Что такое “фольклор”? Как вы считаете?
Это произведения устного народного творчества.
Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.
Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду считалки, песенки, потешки, загадки, пословицы, которые еще называют МАЛЫЕ ЖАНРЫ устного народного творчества.
Вывод - Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.
малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши.
История изучения хантыйского фольклора.
Научное изучение культуры и истории хантов (остяков) в России было начата еще XVIII веке Г.Новицким и участниками академической экспедиции.Однако устное народное творчество хантов становится предметом особого внимания ученых только с 1840-х годов. Первые значительные записи были сделаны учеными из Венгрии, Финляндии. Один из венгерских ученых это – А.Регули. Среди исследователей этого времени, внесших свой вклад в собрание произведений хантыйского фольклора, следует назвать М.А. Кастрен, К.Папаи, Н.А.Абрамова.
« Пословицы и поговорки”
Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, - так говорили наши предки.
- Скажите, это пословица или поговорка: “Коса – девичья краса”?
Это поговорка.
- Как определили? Предположения детей.
Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания.
- О чём эта поговорка?
О красивых волосах, заплетённых в косу.
На Руси девушки всегда заплетали волосы в косу.
- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.
Знакомство с жанром загадки.
Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность русского фольклора – загадка. История происхождения загадки
ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
ЗАГАДКА - это вопрос, в котором скрывается под «маской» определенное слово, а на предмет загадывания только лишь происходит намек.
ЗАГАДКА - это средство воспитания, развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать.
Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
И так сегодня на уроке мы с вами познакомимся с загадками народа ханты.
Люди начали загадывать загадки очень давно, так же как и рассказывать сказки,
сочинять пословицы и поговорки.
У разных народов загадки называют по разному, ханты загадки называют «МУЛЬКЕМО »
У народа ханты много загадок. Загадки умны, высокопоэтичны. В загадках отражены тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта. Через загадки народ ханты развивают мышление детей. Загадки дают различные сведения о природе, и природных явлениях, о человеке. Загадка отмечает характерные признаки предмета, его сущность, детали. В загадках предмет или животное изображены так, что приходиться хорошо подумать, прежде чем отгадать. Иногда загадку помогает отгадать особые признаки того, что загадано. В загадках дается внешние описание предмета, выделяются его внутренние признаки. Некоторые стоятся в описании действий предмета. В загадках говориться о роли предмета в хозяйстве, о его функциях. Загадка о замке. Иногда описывается целая биография предмета, вещи, явления. Есть загадки вопросы, строящиеся на вопросе. Бывают загадки задачки, в которых требуется произвести математические действия.
Значит главное назначение загадок - это развитие мышления, памяти, сообразительности, наблюдательности, находчивости, обогащение ума знаниями.
Самым оживленными бывают вечера загадок, когда приезжают гости, то здесь начинается настоящее состязание в загадывании и отгадывания загадок. Загадывание загадок начинается следующим образом: кто – ни будь из присутствующих предлагает поиграть в загадки. Один загадывает, а все остальные отгадывают. При этом всегда обращают внимание на то, кто быстрее всех отгадает и знает интересные, сложные загадки, кто умеет легко и быстро мыслить. В игре загадки принимают участие все – дети, женщины, мужчины. Если дети затрудняются в определении заданного предмета, они имеют право задавать вопросы. Например, могут спросить: «Присутствует ли загаданный предмет в данном помещении? или «Речь идет о живом или неживом предмете? Если дети в большом затруднении, то загадавший загадку может подсказать, дополнительными загадками.
Знакомство с загадками.
Хантыйская загадка имеет четыре акта:
1). Призыв к вниманию.
3). Просьба отгадать.
Загадки о орудиях труда. Загадки о природных явлениях.
Пословицы народа ханты
Не вода рыбака кормит, а сети.
Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела.
Легким трудом не проживешь, человеком не станешь.
Дал слово – держи его.
Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротишь.
Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.
Если нет ума, то и острый нож и топор не помогут.
Голыми руками рыбу и зверя не добудешь.
От крика дело не создается.
Если нет дельного слова, то не вставай говорить.
В каждом деле, если сердца не приложишь, то дело не получится.
Если будешь шагать, оглядываясь назад, то далеко не уйдешь.
Сон держи в легкости.
Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.
Хорошее слово веками не забудется.
Как крикнешь, так и эхо отзовется.
Не злорадствуй, и к тебе может горе прийти.
Сынок растет быстро - вот уже лесные звери ему ножки подарили,
птицы, что с юга вернулись, на крыльях ему язык принесли.
Дороги, где бы они ни лежали – на земле, на воде ли – многому учат
человека.
Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.
Игла и мала, и хрупка, а сила в ней велика.
Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.
Кого боятся, того не любят.
Хитрость – не от большого ума.
Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а вдоль ляжет – будет поздно.
Без желания легко дается только лежание.
За ленивое дитя сердце матери больше болит.
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.
Самое большое несчастье – когда жена ленива.
Много всего на свете, только отец – один.
Поранив лебедя – поранишь свою душу.
Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.
День красен солнцем, а человек – трудом и добром.
Волка ноги кормят, человека – руки.
Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут
Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Что нового, интересного вы узнали на уроке? Ответы детей.
- Давайте повторим материал с помощью кроссворда.
Что получают дети при отгадывания загадок? ЗНАНИЯ,
Загадки развивают у детей? ПАМЯТЬ.
О каких предметах загадки содержат сведения или о чем загадки? О ПРИРОДЕ.
Следующая загадка
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.
Пословицы, поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Пословица - это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.
Пословицы и поговорки - это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом. Пословицы и поговорки, по словам А. М. Горького, «формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». В пословицах отразились, писал К. Д. Ушинский, «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут - по лесу рыщут» - это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл - она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.
Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Значение загадок, как малой формы фольклора.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Использование загадок, пословиц и поговорок в процессе обучения
Пословица по содержанию характеризуется тем, что заключает в себе определенную мысль, законченное суждение. Поэтому ее композиции чаще всего двучленна: в первой части ставится условие, а во второй - вытекающее следствие, вывод.
Поговорка - это лишь элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение, распространенный устойчивый оборот речи. Пословицы и поговорки в учебных пособиях чаще всего представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Понятно, что огромное число только одних русских пословиц и поговорок может быть распределено по неизмеримо большему числу тематических гнезд. Однако и эти пять тематических подборок позволят показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определенной теме, за которой соответственно стоит определенная сторона жизни, какое-то конкретное явление действительности.
Образовательно-воспитательная важность такого понимания состоит в том, что оно облегчает использование пословично-поговорочных форм в повседневной речевой практике учащихся, обостряет их внимание к этим фольклорным жанрам в речи других людей, в литературе, способствует их запоминанию и оперативному применению.
Выдающийся советский методист, литературовед и фольклорист профессор М. А. Рыбникова писала: «Искусство говорящего заключается в том, чтобы, встретив и опознав явление, случай, свойство, человеческий поступок, охарактеризовать его пословицей, моментально установив связь между частным случаем и его поэтическим определением, высказанным в пословице: «Пословица к слову молвится». Умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Говорить пословицами вовсе не значит владеть ими во множестве, главное - уметь вводить их в оборот. Пословица вставляется в живую речь и резко в ней выделяется - выделяется сконцентрированной в художественном образе мыслью, выделяется ладностью и звучностью».
Итак, в работе над пословицами и поговорками в учащимися необходимы следующие условия:
1) понимание учеником прямого и переносного смысла, заключенного в пословице;
2) владение известным запасом произведений данного жанра;
3) умение соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни или явления и, наоборот, в каком-то факте или проявлении действительности увидеть то главное, что может быть охарактеризовано соответствующей тематической группой пословиц, и отобрать среди них ту, в которой это главное определяется с наибольшей полнотой и точностью;
4) выработка умения обоснованного употребления пословиц и поговорок в речи.
Загадка - это краткое образное и замысловатое описание какого-либо предмета или явления, имеющее сходные черты с другим предметом или явлением, которое остается скрытым и о котором нужно догадаться. Загадка побуждает человека порассуждать, сопоставить нередко трудно сопоставимое, перебрать множество предметов и явлений, их признаков и проявлений, чтобы обнаружить какое-либо сходство. Загадка развивает сообразительность, открывает в самых привычных и повседневных предметах и явлениях неожиданное, образно-поэтическое.
В отличие от пословиц, которые заключают в себе суждения, обобщенную мысль, загадки предельно конкретны, они выражают определенный предмет, зачастую построены на описании его деталей, видовых и частных признаков, внешних качеств и свойств, их назначения, иногда и происхождения.
Загадки тесно связаны с трудовой деятельностью народа, окружающей его действительностью. Они также группируются по темам, за каждой из которых стоит определенная сторона жизни.
В «Книге для чтения» представлено пять тематических групп загадок - о явлениях природы, об инструментах, о саде и огороде, о животных, и наконец, о книге и письме.
Пример занятия с использованием малых фольклорных форм
1. Урок начинается с того, что учитель предлагает детям медленно перелистать книгу для чтения и на страницах, где напечатаны вопросы и задания к прочитанному, найти такие, в которых предлагается подобрать пословицы, соответствующие содержанию определенного текста или даже целой темы. Подобные задания имеются, например, к сказке «Два Мороза» или в обобщении к теме «Великая радость - работа» и других. Каждый раз мы будем выяснять, как понимают дети прямой и переносный смысл той или иной пословицы. Свои ответы ученики будут подкреплять толкованием прочитанного текста.
2. Далее обращаемся к тематическим подборкам пословиц, которые даны в разделе «Устное народное творчество». Прочитывается каждая пословица (учащимися), выясняется ее смысл, приводятся факты, случаи и т. п., почерпнутые из окружающей жизни или прочитанных произведений, которые могут быть связаны с содержанием пословицы. Например, ученик прочитывает пословицу «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда». Прямое значение ее отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата - поймать рыбку):
1) раздобыть и отладить снасть - удочку или сеть;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки или какого-иного водоема, найти рыбное место;
4) изготовить снасти;
5) насадить на крючок червяка;
6) умело закинуть удочку;
7) следить за поплавком;
8) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
9) снять пойманную рыбу с крючка и опустить в ведро с заранее налитой в него водой.
Действительно, чтобы все это выполнить, надо поработать. Переносный смысл пословицы выявляется посредством приложения ее к различным ситуациям из жизни учеников. Например, ученики говорят:
- Одна девочка все собирается четверки и пятерки получать, а сама даже книжки не откроет, домашние задания выполняет кое-как. Ее подруга смотрела-смотрела на нее и говорит: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».
Или разбираем смысл пословицы «Труд кормит, а лень портит»:
- Мы говорим: «Ребята заготовили корм для кроликов», «Птичница кормит кур», «Мальчик кормит собаку». А как это труд может кормить?
Дети догадываются, что тот, кто работает, тот трудится: изготовляет станки, машины, водит поезда, пашет землю, сочиняет книги. За труд человеку платят деньги, выдают зарплату. Кто лучше трудится, того больше уважают. А кто ленится, убегает от труда, того все осуждают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека.
Переносный смысл пословиц уясняется детьми также при соотнесении той или иной пословицы с содержанием прочитанных текстов. Например, пословица «Поспешишь - людей насмешишь» применима к рассказу Н. Носова «На горке», точнее, к тому решению, которое поспешил принять Котька Чижов, когда ничего лучшего не придумал, как
посыпать ледяную горку песком, чтобы можно было побыстрее прокатиться.
3. После того как все пословицы из каждой тематической подборки прочтены, можно предложить детям заранее заготовленные карточки или полоски бумаги с записанными на них пословицами, например:
«Каков мастер, такова и работа»;
«Делаешь наспех, сделаешь на смех»;
«Не сиди сложа руки, не будет и скуки»;
«Книга для ума - что теплый дождь для всходов»;
«Ум без книги, как птица без крыльев»;
«Читает - летает, да ничего не понимает»;
«Ленивому Микишке все не до книжки» и другие.
Получивший карточку выразительно ее прочитывает классу. Устанавливается, в чем ее смысл и к какой теме можно отнести. То обстоятельство, что среди прочитанных по карточкам пословиц будут такие, которые можно отнести к новой теме «Книга, чтение», используется для того, чтобы показать детям, что тематика пословиц выходит за круг тем, названных в книге для чтения.
4. В заключение работы над пословицами молено провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. Или по-другому: ученики перелистывают свой учебник по чтению и, остановив свое внимание на рассказе или каком-то эпизоде, который им лучше других запомнился, кратко его пересказывают; другие ученики называют подходящую пословицу.
5. Вторая половина урока посвящается знакомству с загадками. К. Д. Ушинский писал, что на этот жанр он смотрел, как на «картинное описание предмета». Изучение загадок, считал великий педагог, надо построить так, чтобы «доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой и все объяснения, к ней привязанные».
Лучше всего урок, точнее, ту часть урока, которая запланирована для знакомства с загадками, построить по методике, предложенной М. А. Рыбниковой (см. «Очерки по методике литературного чтения», с. 60-62).
Загадки записываются на карточки: по две на каждую тематическую подборку. У нас окажется десять карточек, которые мы раздадим по одной на две парты, т. е. на четыре ученика. Даем время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаем условие соревнований: плюс получает та группа, которая не только отгадает загадку, но и сможет объяснить, как это удалось отгадать ее. С другой стороны, та группа, которая вызовется отгадывать, также должна будет для получения плюса рассказать, по каким предметам догадалась, о чем говорится в загадке.
Затем учитель может всему классу загадать свою загадку, например: «Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит - воет, падает - землю роет». (Жук.) Основной признак, по которому удается догадаться, о ком вдет речь в загадке, - это то, что жук имеет шесть ног и может летать.
6. Задание на дом: подобрать по одной загадке, пословице и научиться читать прибаутки, считалки, приговорки и скороговорки; подумать, где, когда, в каких случаях их можно услышать.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10.
Следующая загадка
Отличительной особенностью методики развития речи в книге К. Д. Ушинского «Родное слово» является активное использование пословиц и загадок. Традиционно каждое задание открывается пословицами, тематически более или менее близкими последующему тексту, например, Грамоте учиться - вперед пригодится. Кресло старому - колыбель малому. Горшок котлу не товарищ. В них Ушинского привлекает и форма,и содержание: «наши русские пословицы и разнообразнее, и глубже, и, главное, живописнее по форме и поэтичнее по духу». Для грамматического разбора Ушинский не предназначает пословицы, говоря, что «наши пословицы противоречат нашей грамматике, и почти каждая коренная русская пословица есть насмешка над грамматическим правилом». Их цель - «привести дитя к живому источнику народного языка и внушить душе ребенка бессознательно такт этого языка». Благодаря появившемуся в то время словарю И. В. Даля, Ушинскому было из чего выбирать.
Пословицы многослойны по смыслу, в полной своей глубине они недоступны детям, и это Ушинский прекрасно понимал.Поэтому он давал учащим следующий методический комментарий: «В таких пословицах дитя следует знакомить только с внешним смыслом; так, пословица: куй железо, пока горячо —может быть объяснена детям только со своей внешней стороны: пусть дети скажут, почему должно ковать горячее, а не простывшее железо, - с них и довольно. Или, например, в пословице: горшок котлу не товарищ - пусть дети объяснят, почему не товарищ. Нравственный смысл пословицы может быть оставлен без объяснения».
Русский игровой фольклор - поговорки, прибаутки и скороговорки, иногда лишенные смысла - Ушинский включил в свою книгу затем, «чтобы выломать детский язык на русский лад и развить в детях чутье к звуковым красотам родного языка».
Современная методика обращения к загадкам в начальной школе также основывается на её методической ценности, предложенной Ушинским. Он видел в загадке поэтическую, образную сторону. Во времена Ушинского многие реалии, на которых были основаны загадки, еще были актуальны и загадки легко отгадывались детьми, в отличие от нашего времени. Но не с целью, чтобы ребенок отгадал загадку, включены загадки в учебник, «но для того,чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку, сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные.
Так, например, сколько интересных и полезных для ребенка объяснений можно связать с следующей поэтической загадкой: заря-заряница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла; месяц видел — не сказал, солнце увидало — подняло. Положим, что ребенок не отгадает, что ключи значит роса;но пусть он объяснит: почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не поднял росы, как солнышко подымет росу? Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, я смотрел на загадки как на картинное описание предмета».
Таким образом, К. Д. Ушинский предложил новую методику составления учебной книги для младших школьников, новую структуру, новый учебный материал, включил в книгу русский фольклор - сказки, пословицы, загадки и т. д.
Публикации по теме:Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.
Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.
Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.
Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.
Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.
Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Читайте также: