Загадки третьяковской галереи 5
Обновлено: 04.11.2024
Отписаться можно в любой момент.
Уникальная коллекция музея насчитывает более 180 тысяч произведений русского искусства разных эпох и стилей. И за каждым шедевром Третьяковки стоит своя история, изучение которой похоже на захватывающий детектив. Впрочем, детективы тоже не обошли стороной картины из музея. Какую роль в жизни галереи сыграли итальянские полицейские, почему Иван Крамской разрезал на части последний прижизненный портрет Николая Некрасова и как нашлось навсегда утраченное произведение Врубеля?
Первый блин
Часто приходится слышать, что первый собирательский импульс Третьяков получил, ознакомившись с коллекцией русской живописи Фёдора Прянишникова, который в некотором роде может считаться предтечей Павла Михайловича. Тайный советник Прянишников тоже предпочитал покупать картины у малоизвестных отечественных художников.
Действительно, Третьяков в том самом 1856 году посетил Петербург и побывал у Прянишникова. Позже он даже хотел купить его коллекцию целиком, но цена в 70 тысяч рублей показалась слишком высокой.
Однако первые попытки по части коллекционирования живописи Третьяков предпринял гораздо раньше. Другое дело, что отечественной живописи они не касались вообще. Молодой человек всего лишь 21 года от роду просто решил вкладывать деньги в произведения искусства. И пошёл проторенной дорожкой — с точки зрения купца самым надёжным вложением были работы старых европейских мастеров.
Точка зрения, не лишённая оснований. Но, ступая на этот путь, надо обладать знаниями и чутьём. А вот их у молодого предпринимателя как раз и не было. В результате первый заход Третьякова окончился конфузией. Сухаревка, московский рынок, где торговали произведениями искусства и антиквариатом, считалась рассадником мошенников: «У сухаревских можно хоть Рембрандта купить, да трудно потом будет сбыть!»
Явившемуся туда Третьякову цинично впарили 9 полотен «малых голландцев» за 900 рублей. Разумеется, они оказались подделками. Купец и художник Илья Остроухов резюмирует: «Первые ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров».
Только после этого жестокого урока Третьяков приходит к чеканной формуле: «Самая подлинная картина — та, которая лично куплена мной у художника».
«Н. А. Некрасов в период «Последних песен»» Ивана Крамского
Долгое время специалисты музея не могли разгадать тайну последнего прижизненного портрета поэта Николая Некрасова. Внимательный зритель мог заметить, что на картине есть следы разрезов. Лишь в 2006 году специалисты Третьяковской галереи получили в своё распоряжение оборудование, с помощью которого можно было исследовать картину в полном объеме.
По заказу владельца галереи Павла Третьякова Иван Крамской должен был написать портрет Николая Некрасова. Однако художнику было поставлено условие, что портрет должен быть прижизненным. Иван Крамской посещал поэта в те дни, когда Некрасов был уже очень болен и все дни проводил в постели. Художник работал урывками, по 10-15 минут в день. На первоначальном портрете Некрасов был изображен в том виде, в котором видел его художник: лежащим в постели.
Когда полотно было окончено, члены семьи Крамского воспротивились такому изображению великого поэта, о чём в личной переписке и сообщил автор картины Павлу Третьякову. Чтобы показать на портрете несокрушимую силу духа Николая Некрасова, Иван Крамской разрезал полотно на несколько частей и собрал картину заново, увеличив холст и включив в него фрагменты уже готового портрета. В результате поэт оказался не лежащим, а сидящим на постели. Окончательный портрет, который сегодня находится в Третьяковской галерее, состоит из семи кусков. Художник собрал их, как мозаику и дорисовал необходимые детали интерьера. При этом он не стал сшивать куски, а склеил их с обратной стороны толстым слоем мастики.
При этом на портрете стоит дата 1877 год, хотя заканчивал своё произведение Иван Крамской в 1878 году, уже после смерти великого русского поэта. Специалисты Третьяковки объясняют данный факт тем, что художник лучшим стихотворением Николая Некрасова считал песню «Баюшки-баю», написанную 3 марта 1877 года. Эту дату он и обозначил в своей подписи.
Следующая загадка
Государственная Третьяковская галерея уже 160 лет хранит величайшие полотна русских художников. Основой стала коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, который на собственные деньги построил здание галереи, чтобы показать людям шедевры изобразительного искусства. Почти за каждой картиной скрывается история, достойная рассказа или романа. Может ли душа остаться в портрете, какие видения посещали Сурикова на Красной площади, и какую картину запрещали показывать детям, читайте в подборке РИАМО.
Странные видения Сурикова
Фото: сайт Третьяковской галереи
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» посвящена трагическим событиям 1698 года, когда по приказу Петра I были казнены и преданы массовым пыткам участники Стрелецкого бунта и члены их семей. Эпическое полотно, выставленное Суриковым в 1881 году, получило восторженные оценки современников, а Павел Третьяков сразу же приобрел его для своей галереи.
История создания этой картины описана самим художником. Суриков переехал из Петербурга в Москву в 1877 году и сразу же полюбил этот город, с храмами, многолюдными улицами и площадями. Несмотря на московский шум и суету, в каждом камне здесь слышалось дыхание истории. Суриков как истинный художник видел больше, чем простой горожанин:
«Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Как только начинало темнеть, я отправлялся бродить по Москве и все больше к кремлевским стенам… Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, все принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…»
Первоначально Суриков собирался изобразить уже повешенных стрельцов. Но как-то одна из служанок, войдя в мастерскую и увидев эскиз, тут же упала в обморок. Это событие очень повлияло на замысел художника, тем более, что во время написания картины по ночам он видел страшные сны, с кровавыми сцены казни.
Суриков окончательно решил изменить сюжет картины, и вместо ужасов казни и повешенных людей мы видим на полотне сцену прощания: отчаяние и торжественность последних перед казнью минут.
Дурная слава портрета Лопухиной
Фото: сайт Третьяковской галереи
«Портрет М. И. Лопухиной» – один из самых известных произведений признанного мастера портрета Владимира Боровиковского. Мимо этой картины невозможно пройти: нежный и возвышенный образ загадочной красавицы приковывает внимание, как и два столетия назад. Однако немногие знают, что через несколько лет после написания портрет оброс недоброй славой.
В 1880 году Павел Третьяков приобрел портрет для своей галереи, и постепенно его дурная слава забылась. А поскольку галерею ежедневно посещали толпы молодых людей (вход в галерею был бесплатным для всех), московские свахи пользовались этим и устраивали смотры потенциальных женихов и невест прямо в залах Третьяковки.
Запутанная история невесты
Фото: сайт Третьяковской галереи
Когда в 1863 году Василий Пукирев представил на Московской академической художественной выставке свою картину «Неравный брак», она сразу же привлекла внимание. В народе картину окрестили «Кощей с невестой» и поговаривали, что, глядя на картину, престарелые женихи одумывались и начинали более разумно подходить к вопросам брака. Влияние картины было настолько сильным, что некоторые из них жаловались на головную боль и сердцебиение, возникающее после просмотра.
Существует несколько запутанных версий о том, кто изображен на картине. Самая незамысловатая гласит, что на картине в роли шафера выступает сам Пукирев, а рядом изображен его друг, художник Петр Шмельков, который и предложил идею для картины.
Но в мемуарах современников можно найти другие версии. Так, говорили, что сюжетом для картины послужило реальное событие, произошедшее с другом художника Сергеем Михайловичем Варенцовым. Его невесту выдали замуж за старика генерала, а в роли шафера на портрете художник поначалу изобразил самого Варенцова. Однако отвергнутый жених не жаждал делать свою историю достоянием публики, из-за чего между друзьями возникла ссора. В результате Пукирев вынужден был дорисовать изображенному Варенцову бороду, чтобы избавить приятеля от досадного сходства.
В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» звучит отголосок другой версии – а именно, что на картине изображена драма самого художника. Образ невесты написан с девушки, Прасковьи Матвеевны, в которую художник был влюблен, но так и не добился взаимности. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы художника Василия Дмитриевича Сухова, на котором была изображена пожилая женщина, а надпись на рисунке гласила: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
При этом неясно, была ли девичья фамилия Прасковьи Варенцова, или впоследствии она стала женой того самого Сергея Варенцова. Очевидно лишь то, что судьба изображенной девушки сложилась не слишком удачно. Да и самого Пукирева жизнь не пощадила: последние годы он провел в нищете и умер в одиночестве 1 июня 1890 года.
Картина «18 +»
Фото: сайт Третьяковской галереи
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» была написана в 1883-1885 годы и была воспринята неоднозначно. Объясняя выбор этого исторического эпизода, Репин писал о том, что его волновали события современности, но он боялся затрагивать их в живописи и обратился к истории. Также, по словам художника, на него сильно повлияло путешествие по Европе, где он впервые увидел бои быков, наполненные кровью и мрачной зрелищностью.
Работа над полотном была тяжелой. Как и Суриков, Репин переживал приступы ужаса, плохо спал ночами, думал о том, чтобы бросить картину, но вновь и вновь возвращался к работе. Друзья художника, которым он показал картину в 1885 году, были поражены увиденным. Затем полотно не понравилось самому императору Александру III, и три месяца существовал запрет на выставление картины. Работники образования говорили, что такие полотна расшатывают психику и их нельзя показывать детям. Но главное событие в судьбе репинской картины произошло 16 января 1913 года, когда 29-летний иконописец Абрам Балашов, подойдя к картине во время осмотра, нанес по холсту три удара ножом с криком: «Довольно крови!»
Этот инцидент, который подлил масла в огонь, вызвал большой общественный резонанс. Хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов вскоре после порчи картины покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд, а те, кто запрещал картину – ликовали.
Но во всем этом был и положительный момент – художник-реставратор Дмитрий Федорович Богославский, принимающий участие в восстановлении картины, устроил первую в России мастерскую, предназначенную специально для реставрации художественных произведений. Помещение было оборудовано по последнему слову техники – там был установлен специальный свет, устроен фотографический павильон и специальная химическая лаборатория.
Алена Водопьянова
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"
Царь-скипидар
Впрочем, эта чеканная формула не исключала возможности доведения картины до состояния «истинной подлинности». Третьяков умел отстаивать свою точку зрения на искусство и частенько прибегал к самым жёстким методам. Известен ряд случаев, когда он заставлял художника переделывать уже приобретённые полотна — так было со знаменитой работой Ильи Репина «Не ждали»: «Лицо вернувшегося в вашей картине необходимо переписать, нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?» Репин совету внял — лицо каторжника действительно приобрело черты писателя Всеволода Гаршина. Однако Третьяков на этом не остановился и заставлял переделывать картину ещё несколько раз, причём с каждым разом становился всё более недовольным.
«Принцесса Грёза» Михаила Врубеля
История картины Михаила Врубеля полна парадоксов и тайн. «Принцесса Грёза» писалась художником по заказу известного мецената Саввы Мамонтова для украшения павильона живописи и искусств в Нижнем Новгороде. Павильон должен был стать одним из отделов Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Предполагалось, что художественный отдел будет украшен двумя масштабными панно над входами. Именно их и заказали Михаилу Врубелю. Эскизы панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» утверждал сам император Николай.
Когда работы заняли своё место оказалось, что они гораздо интереснее, ярче и талантливее, чем все картины, выставленные в самом павильоне. Почтенная комиссия повелела панно снять с формулировкой «нехудожественные». Члены Академии художеств вне только раскритиковали работы художника, но и устроили ему настоящую травлю.
Однако Савва Мамонтов выстроил дня работ Врубеля отдельный павильон, испросив согласие художника на их демонстрацию. Из-за гонений на него со стороны Академии художеств Михаил Александрович уехал из Нижнего Новгорода, оставив картины не вполне законченными. Недописанные части по эскизам автора заканчивали художники Коровин и Поленов.
После окончания выставки Савва Мамонтов хранил панно в своей опере, а затем «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» бесследно пропали. В 1956 году в небольшом сарайчике при Большом театре взялись разбирать хлам, в нем хранящийся, чтобы саму пристройку снести. В самом низу, под завалами старых декораций и реквизита был обнаружен скомканный огромный холст. Поначалу его хотели просто выкинуть, но в последний момент решили пригласить специалистов Третьяковской галереи для оценки непонятного полотна. Для того, чтобы развернуть картину, понадобилось перекрывать дорогу перед Большим театром. Каково же было удивление, когда на холсте площадью в 94 метра квадратных во всей красе предстала «Принцесса Грёза» Врубеля. А на гостинице «Метрополь» напротив красовалась мозаика, изображавшая эту же картину!
Долгое время специалист Третьяковки просто не знали, что делать с этой бесценной находкой. Сначала для хранения панно заказали специальный вал, на который накатали холст. Позже было принято решение реставрировать картину, а во время реставрации Третьяковской галереи в 1996 году специально для демонстрации панно спроектировали зал, где теперь висят полотна Михаила Врубеля и проводятся концерты.
Вряд ли мы могли бы сегодня созерцать и любоваться шедеврами русской живописи, если бы не событие, которое произошло более 125 лет назад. А именно, летом 1892 года купец Павел Михайлович Третьяков преподнес в дар москвичам самое ценное, что у него было - дело всей его жизни - коллекцию произведений русского искусства, которую он собирал почти 40 лет.
Следующая загадка
РИАМО - 4 фев. В 2019 году Третьяковскую галерею посетили почти три миллиона человек, что примерно на треть больше, чем в 2018 году, коллекция галереи пополнилась сотнями музейных предметов, сообщила журналистам генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.
«2019 год был невероятно результативным. К нам пришло 2,8 миллиона человек, это на 30% больше, чем в предыдущем году, и в два раза больше, чем в 2014 году», - сказала Трегулова.
Она добавила, что галерея все больше полагается на свои собственные возможности по зарабатыванию денег.
«Более 40% нашего бюджета обеспечивают за счет тех доходов, которые мы получаем. Соотношение бюджетного и привлеченного финансирования - это 36% и 64% соответственно», - добавила Трегулова.
По словам Трегуловой, за прошедший год значительно пополнилась коллекция галереи. В прошлом году было передано в дар 795 музейных предметов, также был закуплен 51 музейный предмет.
«Для нас очень важным стало поступление из коллекции МКСХ (Международной конфедерации союзов художников – ред.) 1,5 тысяч музейных предметов. И принципиальным для нас стал дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», - заключила Трегулова.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"
Следующая загадка
165 лет назад, 4 июня 1856 года, московский предприниматель Павел Третьяков купил у художника Николая Шильдера картину «Искушение», а у художника Василия Худякова полотно «Стычка с финляндскими контрабандистами». Так было положено начало знаменитой Третьяковской галерее.
Так или примерно так будет отмечен день 4 июня в многочисленных сетевых «календарях памятных дат». Хотя доподлинно известно, что расчётная записка о получении 450 рублей от художника Худякова была получена Павлом Михайловичем 10 мая 1856 года. Это если считать по старому стилю. Новый стиль даёт 22 мая 1856 года.
Подобную чехарду с датами очень соблазнительно отнести на счёт невежества редакторов интернет-порталов, которых, как известно, историческая достоверность волнует в последнюю очередь. Но есть один нюанс. Дело в том, что некоторая неразбериха царила в галерейном хозяйстве, да и в голове самого Павла Третьякова. Именно эта неразбериха и послужила почвой для возникновения целого ряда загадок и легенд, связанных с Третьяковской галереей.
Кража в Генуе
В 1991 году в Генуе экспонировалась выставка Третьяковской галереи «Русское искусство эпохи Александра II». Выставка пользовалась популярностью, по информации от галереи, её посетило за три месяца столько зрителей, сколько не посещало музей за год.
А в ночь с 25 на 26 сентября из галереи «Villa Croce» было похищено 18 из 76 картин. Расследование длилось два месяца. После ареста стало ясно, что преступники воспользовались грозой в ночь ограбления, с помощью лестницы проникли в окно галереи, а затем вынесли полотна и погрузили их в грузовик.
Тогда об ограблении писали практически все итальянское газеты, к поиску картин подключился Интерпол. Через две недели было обнаружено большинство полотен, а вот картину Ильи Репина «Отдых» обнаружили последней на чердаке дома, в котором жил один из грабителей. Преступники, похитившие полотна, плохо представляли себе, какую ценность они имеют. И предлагали их к продаже в антикварных лавках Италии. Однако так и не смогли сбыть ни одного шедевра русской живописи. Зато итальянские полицейские успешно раскрыли это громкое дело и передали картины законному владельцу - Третьяковской галерее.
Искушение «Искушения»
Одна из загадок связана как раз с основанием самой галереи. Если с картиной Василия Худякова всё более или менее ясно, то история появления у Третьякова полотна Николая Шильдера выглядит странной и запутанной.
Много лет считалось, что «Искушение» Шильдера было вообще первой картиной отечественного живописца, которую купил Павел Михайлович. Основание — слова самого Третьякова, который в письме критику Владимиру Стасову отметил: «Это первая картина русская, которую я приобрёл в 1856 году». Письмо датировано 1893 годом — как раз тогда велась работа над первым каталогом Третьяковской галереи, которая годом ранее была передана Москве. Сомневаться в словах самого основателя галереи было как-то не с руки, и картина Шильдера надолго приобрела статус закладного камня Третьяковки.
Авторитет известной личности — страшная, подавляющая вещь. Однако иногда есть смысл вспоминать прекрасное выражение: «Врёт как очевидец». Тот же Третьяков спустя пару недель вновь пишет Стасову — теперь уже о том, когда ему пришла в голову идея коллекционировать произведения отечественных художников: «Я решил собирать русские картины и начал в 1857 году».
Год туда, год обратно — память человеческая иногда творит и не такие штуки. Поэтому лучше будет довериться документам. А они говорят, что «Искушение» Шильдера было куплено Третьяковым в 1858 году — в отделе рукописей Третьяковки хранится соответствующая расписка. Так что извините, Павел Михайлович, но ваша галерея, что бы вы там ни говорили, была основана в 1856 году, а первой картиной была всё-таки работа Василия Худякова.
Читайте также: