Загадки тимур и его команда

Обновлено: 22.11.2024

Автор: Ляпина Вера Валерьевна , учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание: «Квест» – это поиск приключений, путешествие, персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Литературный квест – это путешествие по литературному произведению. Согласно сценарию, главная цель квест-игры – поиск девиза первого слета Тимуровцев городского округа Самара «Спеши творить добро - ты в ответе за этот мир». Сначала все команды, получив маршрутные листы, должны были пройти по 8 станциям, выдержать все испытания, показав свои знания по повести А.Гайдара "Тимур и его команда".Данное материал можно использовать учителям начальных классов и среднего звена для организации внеклассных мероприятий по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.
Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.
Задачи: .
-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;
-Развивать внимание к авторскому слову;
-Способствовать прочному усвоению содержания повести;
-Культивировать в детях милосердие, как важно-значимую черту характера;
-Пропагандировать тимуровское движение;
-Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу;


Сегодня у нас необычное путешествие-игра.Мы отправимся в мир добра и зла,где повстречаемся с героями произведения А.П.Гайдара "Тимур и его команда".
-Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на кого равняться, в чем смысл жизни?»
Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека.Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным.
Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».


В этой книге показана игра подростков, которая из развлечения превращается в настоящее полезное дело.
В декабре 1940 года на экраны Советского Союза вышел фильм по повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Тогда и началось массовое тимуровское движение., А ровно через 75 лет, 15 декабря 2015 года, в Самаре прошел первый слет возрожденных тимуровских отрядов. Ребята собрались на площадке школы №154, которая расположена на месте прежних дачных массивов Поляны им. Фрунзе. Именно там, на Поляне, и проходили 75 лет назад съемки этого первого фильма.Именно в этой школе открыт первый музей, посвященный тимуровскому движению.У участников слета был девиз. И сегодня, когда закончится игра, мы с вами должны узнать его в результате ваших поисков.
Но для этого необходимо пройти много трудных испытаний.
Ребята, давайте разделимся на команды, пройдем все испытания и найдем этот девиз.
Ребята делятся на две команды, получают маршрутные листы и расходятся с ведущими по станциям.
1 Станция "Мозговой штурм"


1.Фамилия Ольги и Жени.
(Александровы)
2.Сколько лет Ольге?
(18)
3.Кто подарил Ольге аккордеон?
(Отец, на день рождения)


4.Кто помог Ольге прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены?
(Молочница)
5.Кем и где работает Георгий Гараев?
(Инженером-механиком на автомобильном заводе)


6.Кто не выпустил Женю из незнакомого дома?
(Собака)


7.Назовите кличку этой собаки.
(Рита)
8.Кому тимуровцы наполнили кадку водой?
(Молочнице, у нее сын был в Армии)


9.Чем занималась команда Тимура?
(Помогала людям)


10.За кого приняла Ольга Тимура, когда запрещала Жене с ним общаться?
(За хулигана)
11.Кто составил ультиматум и кому?
(Тимуровцы квакинцам)
12.Назовите имя Фигуры
(Петр Пятаков)


13. Кто помог Жене попасть в Москву на встречу с отцом?
(Тимур отвез ее на мотоцикле)


Ответив на все вопросы правильно, команда получает отрывок девиза:" Спеши.
2 Станция "Соберем яблоки"


Собирая разбросанные воздушные шарики, команда должна составить из букв, которые написаны на шарах слово:Милосердие


За правильно составленное слово, команда получает очередную часть девиза: . творить
3 Станция "Чья это вещь??"
Необходимо определить кому принадлежит вещь.


Ответы: Аккордеон- Ольге, двустволка-дедушке Колокольчикову, мотоцикл- Георгию, коза-Нюрке, звезда -Тимуру
За правильно угаданные предметы, команда получает очередную часть девиза: . добро
4 Станция "Перенеси воду"


Команда должна на время перенести воду стаканами из одной емкости в другую.


Если команда успевает за определенное время перелить всю воду, получает очередную часть девиза. ты
5 Станция "Заполни таблицу"


Заполнив полностью таблицу, команда получает очередную часть девиза. в ответе
6 Станция "Определения"


Соединив правильно определения с их значением, команда получает очередную часть девиза. за этот
7 Станция "Установи очередность"


Командам необходимо установить очередность событий


Ответы: 2, 1, 4, 5, 3, 6.
Правильно установив последовательность событий, команда получает последнюю часть девиза: . мир
После прохождения станций, команды возвращаются к первому ведущему и каждая команда говорит девиз слета Тимуровцев


Побеждает команда, которая правильно произнесет девиз слета
Вручение грамот победителям

Презентация на тему: Квест-игра по повести А.Гайдара "Тимур и его команда"

Следующая загадка

— В доме номер двадцать два девчонка плачет, — как бы нехотя сообщил Гейка.

— Чего же она плачет?

— Спрашивал — не говорит.

— А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил… обидел?

— Спрашивал — не говорит.

— А велика ли девчонка?

— Вот еще беда! Кабы человек… а то — четыре года! Постой, а чей это дом?

— Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

— «Спрашивал — не говорит», — огорченно передразнил Гейку Тимур. Он нахмурился, подумал. — Ладно… Это я сам. Вы к этому делу не касайтесь.

— На горизонте показался Мишка Квакин! — громко доложил наблюдатель. — Идет по той стороне улицы. Жрет яблоко. Тимур! Выслать команду: пусть дадут ему тычка или взашеину!

— Не надо. Все оставайтесь на местах. Я вернусь скоро.

Он прыгнул из окна на лестницу и исчез в кустах. А наблюдатель сообщил снова:

— У калитки, в поле моего зрения, неизвестная девица, красивого вида, стоит с кувшином и покупает молоко. Это, наверно, хозяйка дачи.

— Это твоя сестра? — дергая Женю за рукав, спросил Коля Колокольчиков. И, не получив ответа, он важно и обиженно предостерег: — Ты смотри не вздумай ей отсюда крикнуть.

— Сиди! — выдергивая рукав, насмешливо ответила ему Женя. — Тоже ты мне начальник…

— Не лезь к ней, — поддразнил Гейка Колю, — а то она тебя поколотит.

— Меня? — Коля обиделся. — У нее что? Когти? А у меня — мускулатура. Вот… ручная, ножная!

— Она поколотит тебя вместе с ручною и ножною. Ребята, осторожно! Тимур подходит к Квакину.

Легко помахивая сорванной веткой, Тимур шел Квакину наперерез. Заметив это, Квакин остановился. Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни испуга.

— Здорово, комиссар! — склонив голову набок, негромко сказал он. — Куда так торопишься?

— Здорово, атаман! — в тон ему ответил Тимур. — К тебе навстречу.

— Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? — Он сунул руку за пазуху и протянул Тимуру яблоко.

— Ворованные? — спросил Тимур, надкусывая яблоко.

— Они самые, — объяснил Квакин. — Сорт «золотой налив». Да вот беда: нет еще настоящей спелости.

— Кислятина! — бросая яблоко, сказал Тимур. — Послушай: ты на заборе дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? — И Тимур показал на звезду, вышитую на своей синей безрукавке.

— Ну, видел, — насторожился Квакин. — Я, брат, и днем и ночью все вижу.

— Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.

— Ой, комиссар! Какой ты горячий! — растягивая слова, сказал Квакин. — Хватит, поговорили!

— Ой, атаман, какой ты упрямый, — не повышая голоса, ответил Тимур. — А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами последний.

Никто со стороны и не подумал бы, что это разговаривают враги, а не два теплых друга. И поэтому Ольга, державшая в руках кувшин, спросила молочницу, кто этот мальчишка, который совещается о чем-то с хулиганом Квакиным.

— Не знаю, — с сердцем ответила молочница. — Наверное, такой же хулиган и безобразник. Он что-то все возле вашего дома околачивается. Ты смотри, дорогая, как бы они твою сестренку не отколошматили.

Беспокойство охватило Ольгу. С ненавистью взглянула она на обоих мальчишек, прошла на террасу, поставила кувшин, заперла дверь и вышла на улицу разыскивать Женю, которая вот уже два часа как не показывала глаз домой.

Бесшумно соскакивали ребята с чердака и через дыры в заборах, а то и прямо через заборы разбегались по домам в разные стороны. Тимур подошел к Жене.

— Ну что? — спросил он. — Теперь тебе все понятно?

— Все, — ответила Женя, — только еще не очень. Ты объясни мне проще.

— А тогда спускайся вниз и иди за мной. Твоей сестры все равно сейчас нет дома.

Когда они слезли с чердака, Тимур повалил лестницу.

Уже стемнело, но Женя доверчиво пошла за ним следом.

Они остановились у домика, где жила старуха молочница. Тимур оглянулся. Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка.

Уверенно лучи он обровнял, заострил и выпрямил.

— Скажи, зачем? — спросила его Женя. — Ты объясни мне проще: что все это значит?

Тимур сунул тюбик в карман. Сорвал лист лопуха, вытер закрашенный палец и, глядя Жене в лицо, сказал:

— А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой. У тебя отец в армии?

— Да! — с волнением и гордостью ответила Женя. — Он командир.

Следующая загадка

Оценить 19902 0 Содержимое разработки

Вопросы и задания по произведению

А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Викторина «Продолжи предложение»

Тест «Тимур и его команда»

Литературный кроссворд

по произведению А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

по вертикали:

1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?

2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.

3. Как зовут помощника Квакина?

4. Как имя дяди Тимура?

5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?

6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?

по горизонтали:

1. Командный пункт Тимура?

3. Кто задержал Женю на чужой даче?

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда?

5. Как звали маленькую девочку из команды Тимура?

6. Воинское звание Жениного папы?

Ответы на кроссворд

Найдите героев произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

Викторина по повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

Где пришлось заночевать Жене?

на вокзале
в поезде
на чужой даче
в доме

Какая подпись была на записках?

Михаил
командир
мальчик
Тимур

Где был штаб тимуровцев?

в доме
в сарае
в шалаше
у забора

Какой знак ставили мальчики на ворота семей красноармейцев?

крест
звезда
круг
квадрат

Что тимуровцы сделали для старухи-молочницы?

пропололи грядки
набрали бочку воды
сходили в магазин
купили продукты

Что сделали тимуровцы во дворе другой бабки?

сложили дрова
подмели дорожки
убрали мусор
посадили цветы

Кто такой Мишка Квакин?

простой мальчик
отличник
сосед
хулиган

Что задумала шайка Квакина?

искупаться
покататься
обломать сад
сломать забор

Что сделали с шайкой тимуровцы?

побили
посадили под замок
пожалели
отпустили

Чем занималась тимуровская команда?

помогала бабушкам
помогала детям
помогала соседям
помогала семьям красноармейцев

1. Кто такие тимуровцы?

2. Что побуждает тимуровцев делать людям добро, хотя их за это никто не хвалит?

3. Почему они враждуют с Квакиным и его компанией?

4. Как сами тимуровцы оценивают свои поступки? Почему?

5. Что для тимуровцев дороже всего?

Викторина по повести А. Гайдара

Тимур и его команда

Где находился папа Жени и Ольги? На фронте (финская война)

Кем он был? Командиром Красной армии, полковником

Кем приходятся друг другу Тимур и Георгий? Племянник и дядя

Сколько лет было Жене? 13

Сколько лет было Ольге? 18

Объясни значение слов.

а) Ультиматум - требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения.

б) Красноармеец. – солдат Красной армии

Куда команда Тимура провожает Георгия в конце повести? На фронт

Как звали предводителя хулиганов? Мишка Квакин

Что означала красная звезда, нарисованная на домах? Здесь живёт семья бойца Красной армии

Как звали собаку Тимура в повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"? Рита

Викторина по повести А. Гайдара

Тимур и его команда

Где находился папа Жени и Ольги? На фронте (финская война)

Кем он был? Командиром Красной армии, полковником

Кем приходятся друг другу Тимур и Георгий? Племянник и дядя

Сколько лет было Жене? 13

Сколько лет было Ольге? 18

Объясни значение слов.

а) Ультиматум - требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения.

б) Красноармеец. – солдат Красной армии

Куда команда Тимура провожает Георгия в конце повести? На фронт

Как звали предводителя хулиганов? Мишка Квакин

Что означала красная звезда, нарисованная на домах? Здесь живёт семья бойца Красной армии

Как звали собаку Тимура в повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"? Рита

Следующая загадка

22 января 2019 года автору замечательных книг, человеку удивительной судьбы Аркадию Петровичу Гайдару исполнится 115 лет. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений.

Я уверена, что многие классные руководители, хотя бы в юбилейные даты, обратят внимание детей на книги Гайдара, на героев произведений, которые были наделены мужеством, благородством, добротой.

Юбилей одного из самых любимых детских писателей, уверена, широко отметят в городе Арзамасе Нижегородской области. Там прошли детство и юность Аркадия Гайдара, оттуда же герои практически всех его произведений.

В Арзамасе Гайдар на каждом шагу. Три памятника, парк, школа, библиотека, институт и театр – всё имени Гайдара. И даже пруды Гайдаровские, их он описал в повести «Школа».

В 50-х город хотели переименовать. На конвертах люди писали не в Арзамас, а в город Гайдара. Но закончилось тем, что открыли музей. В нём все вещи подлинные. Хранится и одеяло, в которое был завернут новорожденный Аркадий.

В музее более 20 тысяч экспонатов. Большую часть передали родственники писателя. Обычно его рукописи не выставляют. Опасаются, что чернила выцветут. Но в юбилей – возможно всё. В библиотеках Арзамаса говорят, что книги Гайдара дети зачитали до дыр. С начала 90-х, к сожалению, их практически не издают.

Мне, чьё детство прошло на произведениях Гайдара, очень жаль, что школьная программа (кроме рассказа «Совесть») не предусматривает раскрытие полноценного творчества этого писателя.

Задолго до викторины, которую я предлагаю, необходимо провести классный час, на котором можно познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара, почитать его рассказы, посмотреть мультфильм про Мальчиша-Кибальчиша, – то есть подготовить детей к восприятию повести о Тимуре. Я считаю, что каждый школьник в своей жизни должен прочитать повесть «Тимур и его команда», каждый мальчик должен стремиться быть таким, как Тимур.

Ведь в образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят с взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны», – говорит Георгий Тимуру. Но мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Этот образ – свидетельство живого чувства современности у писателя. Может быть, многие встречались с такими ребятами, как Тимур, но не приглядывались к ним поближе. Гайдар сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.

В ходе проведения викторины можно отследить, насколько дети внимательно, не торопясь, прочитали повесть. Предполагается конкурс, связанный с русским языком и орфографической зоркостью. В третьем конкурсе викторины «Беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили» нужно будет сделать аппликацию звёзды, а в последнем конкурсе проявить свои речевые навыки, написав обращение-рекомендацию для учащихся с целью прочтения повести.

Эту викторину я уже проводила не раз. Для тех, кто действительно прочитает повесть, она будет интересна и увлекательна. Дух соревновательности придаст мероприятию значимость и актуальность. Многие ребята после викторины обязательно захотят перечитать повесть ещё раз или посмотреть художественный фильм, снятый по этой книге.

Цель викторины: воспитание уважительного отношения к людям через историю тимуровского движения.

Задачи:

1. Выяснить уровень знания содержания произведения.

2. Развивать интерес к чтению, истории тимуровского движения в нашей стране, орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитывать учащихся, открытых, честных, в любую минуту готовых на бескорыстную помощь ближнему.

Девиз викторины: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому!»

Участники: учащиеся 4-ых классов.

Планируемый результат:

– Определение знатоков книги Гайдара «Тимур и его команда».

– Первоначальное знакомство с тимуровским движением.

– Определение форм тимуровского движения в современных условиях.

Оборудование для викторины:

Книга «Тимур и его команда»

Выставка рисунков по книге.

Задания на листочках для конкурсов № 2, 5.

Альбомная и цветная бумага, ножницы, клей, карандаши для конкурса № 5.

Предметы для конкурса № 4 (по возможности)

Грамоты для участников и победителей.

Подготовительный этап для учащихся:

Учащиеся в течение определённого времени читают повесть Гайдара, готовят иллюстрации к произведению.

Все участники делятся на 4 команды-звена.

Ход викторины

1 конкурс – разминка.

«А кто такой Тимур? Мне кажется, я очень люблю этого человека»

Задание: каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы для первой команды:

Фамилия Оли и Жени. (Александровы)

Как назвал Квакин Тимура при встрече: «Здорово, …» (Комиссар)

Хозяйка козы. (Нюрка)

Кем и где работал дядя Тимура Григорий Гараев? (Инженером-механиком на автомобильном заводе)

В каком вагоне мечтала «поехать далеко-далеко» Женя с папой? (В мягком)

Вопросы для второй команды:

Возле какого города была расположена дача Оли и Жени? (Возле Москвы)

Как назвал Тимур Квакина при встрече: «Здорово, …» (Атаман)

Имя мальчика из банды Квакина, который вам должен быть симпатичен. (Алёшка)

Что была готова сделать Женя ради любви к Ольге? (Спрыгнуть с крыши в крапиву)

Какой сорт яблок предпочитал Квакин? (Золотой налив)

Вопросы для третьей команды:

На каком музыкальном инструменте любила играть Ольга? (На аккордеоне)

Имя младшей сестрёнки Коли Колокольчикова. (Татьянка)

Кем служили в армии отец и брат Гейки? (Моряками)

Женя часто говорила сестре, что у неё «такие же, как у отца, нос, рот, брови, и, вероятно, такой же, как у неё будет …» (Характер)

Имя и фамилия Фигуры (Пётр Пятаков)

Вопросы для четвёртой команды:

Кличка собаки Тимура. (Рита)

Кто в произведении произносил слова о том, что человек должен трудиться и, что труд облагораживает человека? (Фёдор Григорьевич Колокольчиков)

На заборе верхний левый луч её напоминал пиявку. (Луч звезды)

Этот документ в пакете, который принесли ребята из команды Тимура банде, Квакин назвал «ругательством». (Ультиматум)

В какие войска уходил служить Григорий Гараев? (В танковые)

2 конкурс «Чердак был обитаем»

Задание: вставить пропущенные слова (каждой команде текст выдаётся на листке бумаги)

«Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки ____________, фонарь, два скрещенных сигнальных _____________ и _________________ посёлка, вся исчерченная непонятными ______________. В углу лежала покрытая мешковиной охапка _______________. Тут же стоял перевёрнутый фанерный _________________. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, ______________. Над ним висел самодельный ______________.

Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли ____________. И тогда Женя решила: пусть они будут _____________, этот старый сарай с его верёвками, фонарями и флагами – __________ ___________. Она же сама будет _________________».

Правильный текст:

«Очень странно! Этот чердак был обитаем. На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевёрнутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над ним висел самодельный телефон.

Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть они будут чайками, этот старый сарай с его верёвками, фонарями и флагами – большим кораблём. Она же сама будет капитаном».

3 конкурс «Беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили»

«Они остановились у домика, где жила старуха – молочница. Тимур оглянулся. Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошёл к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка.

Уверенно лучи он обровнял, заострил и выпрямил.

– Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что всё это значит?

Тимур сунул руку в карман. Сорвал лист лопуха, вытер закрашенный палец и, глядя Жене в лицо, сказал:

– А это значит, что из этого дома человек ушёл в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой».

Задание: одному из членов команды вырезать из красной бумаги звёздочку и приклеить её на альбомный лист; звёздочка должна гармонично смотреться на листке бумаги, быть пропорциональной и ровной.

4 конкурс предметов «Я поехала с вещами, а ты приберёшь квартиру»

Задание: объяснить назначение данных предметов в произведении.

Читайте также: