Загадки средневековья про рыцарей
Обновлено: 04.11.2024
Средневековье таит множество загадок, ответа на которые мы можем никогда не узнать. Хотя ученые не теряют надежды: ведь методы научных исследований постоянно улучшаются.
Фото: кадр из сериала "Пустая корона" кадр из сериала "Пустая корона"Загадочный скелет
Видео дняВ конце 19-го века во время строительных работ во дворе шотландского замка Дантрун, когда-то принадлежавшего могущественному клану Кэмпбеллов, был обнаружен скелет человека с отрубленными руками. Хозяин замка решил, что перед ним - убитый за несколько веков до этого волынщик вражеского Кэмпбеллам клана Макдональдов, ведь замок Дантрун был известен тем, что по нему бродит привидение волынщика и требует отмщения. Позвали священника, отслужили службу, похоронили останки с почестями. Однако дух волынщика так и не нашел покоя и до сих пор тревожит обитателей замка. Значит ли это, что найденный скелет принадлежал кому-то другому? Или что простой церковной службой нельзя утишить жажду мести призрака? Как бы то ни было, над замком, который сейчас принадлежит семье Малькольмов, до сих пор разносятся звуки потусторонней волынки.
Следующая загадка
Приветствие: каждая команда представляет герб и девиз.
Конкурс 2. Разминка (вопросы для всей команды (сюзеренов и вассалов), за правильный ответ присуждается 1 балл, время на подготовку ответа 30 сек)
1 команда
2 команда
1. Первые замки были построены из:
а) камня
б) дерева
в) песка
1. Феодалы очень любили пировать в своих замках. Как ты думаешь, из чего была сделана большая часть тарелок:
а) фарфора
б) серебра
в) хлеба
2. Как освещали большие залы средневековых замков:
а) свечами
б) факелами
в) разжигали костер прямо на полу
2. В какое время суток обычно начинались пиры:
а) 10 часов утра
б) 5 часов вечера
в) 12 часов ночи
3. Почему именно священникам поручали хранить документы, относящиеся к замку:
а) священники умели читать и писать
б) священники руководили охраной замка
в) священники часто молились за спасение жителей замка
3. Как называется самая высокая и неприступная башня замка:
а) ратуша
б) донжон
в) смотровая вышка (воронье гнездо)
4. Кто такие трубадуры:
а) чистильщики дымовых труб
б) бродячие поэты и музыканты
в) придворные поэты
Конкурс 3. Вопросы для капитанов (сюзеренов) команд (2 балла за правильный ответ, 30 сек на подготовку ответа)
1. Почему лестницы в замке вьются по часовой стрелке?
(Большинство рыцарей держали меч в правой руке, поэтому лестница, поднимающаяся в направлении по часовой стрелке давала преимущество обороняющемуся. У него было больше пространства, чтобы орудовать мечом).
2. Почему туалет и гардероб в замках совмещали?
(В Средние века принимали ванну и стирали одежду очень редко, поэтому в ней заводились блохи. Туалет в замке так и называется – гардероб. Одежда там хранилась потому, что неприятный запах отпугивал блох).
3. Кого бросают в темницу и подвергают пыткам?
(Большинство узников составляют пленные рыцари, которых держат в темнице ради выкупа, поскольку преступников и простых солдат казнили прямо на месте. Узники должны были сами оплачивать еду).
4. Правда ли, что монахи порой участвуют в сражениях?
(Правда. Даже создавались духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев).
5. Кто в Средние века имел право охотиться?
(Только феодалы, простых людей за охоту строго наказывали)
6. Какие цвета использовались для создания гербов?
(Золотой, серебряный, синий (голубой), зеленый, красный (алый), фиолетовый (пурпурный).
Конкурс 4. Сделайте правильный выбор (2 балла за правильный ответ, 30 сек на подготовку ответа). 1 балл присуждается за правильный ответ и 1 балл за
пояснение.
1. Какие предметы изучали дети Средневековья (поясните ваш выбор)
Предметы: латынь, танцы, химия, медицина, математика, верховая езда и охота, шитье, вязание.
Ответы: латынь (д+м, поскольку этот язык знают все образованные люди); танцы (д, т.к. это важная часть светской жизни), химия (м, т.к.эта наука не приветствовалась в средние века и первыми учеными – алхимиками были мужчины), медицина (д,их учат распознавать целебные травы и лечить людей), математика (д, т.к. в будущем они должны были уметь вести хозяйство и делать расчеты), верховая езда(м+д, т.к. лошадь была основным средством передвижения), охота (м+д,т.к. лошадь была основным средством передвижения), шитье (д, т.к. это было одним из развлечений для домоседок), вязание (д, хотя изобрели вязание мужчины).
2. Какие работы по замку выполняют пажи и оруженосцы (поясните ваш выбор)
Виды работ: одевают лорда (о), приносят воду для умывания (п), молятся в часовне (о), подметают пол (п), разделывают мясо (п), прислуживают за столом (п), помогают на кухне (п), учатся фехтовать деревянными мечами (п), орудовать пикой и щитом (о), стрелять из лука (п), учатся верховой езде (п), учат верховой езде (о), учатся поединку (п), присматривают за лошадьми (о), чистят оружие и доспехи (о), натачивали мечи (о).
3. Какие птицы использовались для охоты (сопоставьте):
У ловчих птиц, как и у людей, существовала своя иерархия. Владеть ловчей птицей считалось весьма почетным.
Пропавшие принцы
В XV веке в Англии бушевала династическая война за престол между двумя ветвями дома Плантагенетов: Йорками и Ланкастерами, известная как Война Алой и Белой розы или Война роз. Ее началом стала смерть короля Эдуарда IV в апреле 1483 года. У короля осталось семеро детей, двое из которых были мальчиками и наследниками трона. Однако уже через два месяца после смерти Эдуарда все его дети были объявлены незаконными, и малолетних принцев заперли в Лондонском Тауэре. А меньше чем через неделю после этого королем был объявлен младший брат Эдуарда, горбатый Ричард III. В течение всего июля так и не коронованного 12-летнего принца Эдуарда V, которого теперь презрительно звали Эдуардом-бастардом, и его 9-летнего брата время от времени видели играющими во дворе Тауэра. Затем, по свидетельству современников, детей перевели в удаленные комнаты дворца-крепости. Они еще некоторое время показывались за забранными решетками окнами, а потом перестали появляться совсем. Прошло два года, и 22 августа 1485 Ричард III был убит в битве с Генрихом Тюдором (Ланкастерская ветвь). Победитель, став королем, немедленно обвинил убитого кузена в убийстве принцев. Этой версии придерживалась официальная история Англии долгие годы. Однако в последнее время ученые начали считать, что у самого Генриха было гораздо больше оснований для умерщвления принцев. Главный вопрос, ответ на который хотят узнать историки, это когда именно погибли принцы: до победы Генриха или позже? В 1674 году при ремонте Тауэра были найдены два скелета, принадлежащих мальчикам 12—13 лет и 9-10 лет. Примерно столько же должно было быть принцам в 1483—1484 годах. Однако определить точный год их гибели и кто был в этом виновен не представлялось возможным.
Следующая загадка
- Здравствуйте, ребята. Я попала в очень неприятную историю. У нас в школе гостил профессор исторических наук Мудрус. А вот теперь он пропал. Я знаю, что он очень любит путешествовать во времени. Наверно он застрял в какой-нибудь эпохе.
Я хочу попросить вас о помощи. Ну что вы готовы помочь?
К счастью у нас есть подсказки. Посмотрите на доску. В какую же эпоху попал профессор Мудрус?
Правильно в Средневековье.
Мы теперь знаем, где его искать. Но для того, чтобы его найти, нам надо выполнить различные задания. Есть ещё одно условие, мы должны будем вести "Дневник путешественника во времени", иначе нам никто не поверит, что мы были в средневековье.
(видеоролик - машина времени, звук мотора)
Итак, мы в средневековой Европе. В эпохе рыцарей и замков. Осмотритесь! Будем наслаждаться средневековьем. Отступать некуда. Сопротивление наказуемо.
Когда-то в средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой, слайд-шоу
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Кто такие рыцари? Что означает это слово?
Слово "рыцарь" первоначально обозначало "всадник". Рыцарями могли стать только люди "благородного" происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение - меч, щит, латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений - герцогов, графов, баронов.
Кто мог стать рыцарем? Почему? Когда начинали готовиться стать рыцарем?
Богатые люди, снаряжение стоило очень дорого (30-40 коров). Для того чтобы стать настоящим воином - рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства.
В семь лет, оставив отчий дом,
Покинув, мать, отца,
Малыш пошёл служить пажом
Слугою стал тогда.
Его наукам обучали,
Учили петь и танцевать,
Учили правильно стрелять,
Верхом скакать, копьё метать. слайд-шоу
Прошли года, подрос малыш.
Ему уже 15.
Дорога в рыцари трудна:
Пришлось ему в боях сражаться.
И только храбрость проявив,
Мог рыцарем он стать.
Пред знатным гостем
Он на колено должен стать
И гордость поборов свою и, закусив губу.
Что должен был стерпеть юнец от гостя в ту пору?
- Отгадайте эту загадку. (пощёчину или подзатыльник)
Тема 1. Как одевались рыцари.
Игра конструктор. СОРЕВНОВАНИЕ
- Какое же было снаряжение средневекового рыцаря?
Вот перед нами фигура человека. Его нужно одеть в снаряжение рыцаря. Трудность состоит в том, что вам даны снаряжения и одежда из разных эпох и разных стран. Как же всё это совместить. Давайте попробуем.
От каждого ряда по 1 ученику.
На магнитной доске: фигура и части доспех, одежды разных времён.
Пока ребята снаряжают нашего рыцаря, давайте поговорим об оружие.
Показываю щит, меч, копьё, лук и стрелы
Что вы знаете о щите, мече, копье, луке и стрелах?
Был у каждого рыцаря. Были распространены щиты каплевидной формы, закрывавшие всю фигуру воина. Щиты делали из кожи, снаружи были слегка выпуклыми. Они надёжно укрывали от стрел, а меч и копьё, если их пробивали, могли застрять или сломаться, стоило только принять удар на выступ-умбон.
Помимо копья рыцарь был вооружён железным мечом. С X в. Мечи - массивные и длинные до метра. Мечи с полукруглым набалдашником и прямой крестовиной. Мечам давали прозвища (у Роланда - Дюрандаль, а у короля Артура - Эскалибур). Рукояти мечей украшали драгоценными камнями. Их передавали по наследству, о них складывались легенды.
Основным наступательным оружием рыцаря было длинное копьё. Его длинна достигала до 4,5 метров. Оно состояло из ясеневого древка и железного наконечника, на конце которого привязывали флажок. Применение копья стало возможным только тогда, когда появилось стремя, которое давало опору всаднику. Без неё он не смог бы действовать огромной пикой. Копьё редко переживало одно сражение.
Лук делали из орешника, ясеня, белого вяза. Стрелы из сосны. Длина стрел достигала 1 м, а самого лука до 2 метров. Дистанция стрельбы достигала 200 шагов. Бывали и такие стрелки, дистанция стрельбы достигала до 785 шагов.
Ребята, наверно, уже справились с заданием. Правильно они снарядили рыцаря?
Как снаряжение называется?
Основной оборонительной одеждой рыцаря была кольчуга, сплетённая из стальных колец, иногда в два-три слоя. Она имела разрез спереди и сзади (для удобства при верховой езде) и свисала до колен. Достоинство кольчуги была её подвижность и прочность. Эпоха кольчуг закончилась в XIY в. На смену кольчуге приходят латы - доспехи рыцарей из стальных пластин, которые сделались сплошными. Эти доспехи не были такими подвижными, как кольчуга и много весили, но зато гарантировали неуязвимость в самой горячей схватке боя. Причём доспехами стали покрывать даже коней. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и часто попадал в плен.
В конце XI в. рыцари начинают надевать на ноги кольчужные чулки, а сама кольчуга дополняется длинными рукавами с перчатками и капюшоном. Полное прикрытие воина завершал - шлем. Голову закрывал капюшон, подбитый мягкой материей, а шлем надевали поверх него. Первоначально он представлял собой куполовидный железный головной убор с наносником и нащёчниками. С конца XII в. появляются массивные горшковидные шлемы, которые покрывали голову целиком и опирались на плечи. Удар противника плохо достигал своей цели и в то же время позволял воину свободно дышать.
Молодцы вы справились с заданием, поэтому в свой дневник можете наклеить рыцаря.
Отправляемся дальше. Что это виднеется вдали?
Тема 2. Феодальные замки.
Перед вами ребус, отгадайте, о чём пойдёт речь дальше.
Правильно - это замок. Как называется главная башня? (донжон) зачем она была нужна?
Игра "Найди ошибку"
Перед вами рыцарский замок, какие исторические неточности вы видите?
Итак, вы заслужили ещё одну наклейку.
Тема 3. Турниры и гербы.
Звук рожка. Фрагмент из фильма о турнирах.
О чём рассказывается в этом сюжете?
Что такое турнир?
Из фильма вы, наверно, заметили, что у каждого рыцаря был свой герб.
Кто знает, что такое герб? На чём он изображался?
Герб - (нем. наследство) - эмблема с определёнными символическими фигурами, выражающие исторические традиции владельца и передающиеся из поколения в поколение.
Зрители, взглянув на герб, без труда могли узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были "читать" герб. Гербы могли многое рассказать о своих хозяевах. В Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро.
Следующее задание, не забывайте, что профессор ещё не найден.
Игра "Составь герб профессора Мудруса"
Перед вами разные символы. Используйте их при составлении герба в "дневнике путешественника во времени".
Красный - "мужество", "страсть" слайд-шоу
Зеленый - "величие, красота, ясность"
Серебро - "чистота и скромность", "благородство"
Золото - "богатство, сила, верность", "знатность"
Символика изображений на щитах:
лев - отвага, сила, гнев, великодушие;
журавль - бдительность и осторожность;
лилия - расцвет и успех;
гриф - неустрашимость и свирепость;
волк - злость, жадность;
розы - чистота, святость;
Внизу щита помещался девиз - краткое изречение.
Например: "Исполнить или умереть", "Иду своей дорогой", "Другим не стану".
Кто может показать и объяснить, что изображено?
Мы получили последнюю наклейку. Наклейте в свой дневник изображение щита.
Наклейки мы получили, задания выполнили, а вот профессора не нашли.
Давайте, выполним последнее задание, которое назовёт место, где находится профессор.
Задание: "Расшифровка".
Ответьте на вопросы и по начальным буквам, назовите слово.
1. В Средние века действовало правило: "Нет :без сеньора".
2. А каком храбром и могучем короле, в средние века было создано много сказаний. Именно ему пришла идея создание "круглого стола":
3. Рыцарская : утверждала, что лучшие качества рыцаря: храбрость, щедрость, великодушие.
4. Что мог держать феодал со своими воинами, находясь в главной башне-донжоне?
Анимация, появление профессора.
Молодцы! Вот это таланты! Вы нашли профессора Мудруса.
Он вам очень благодарен за спасение. Теперь вы настоящие историки. В благодарность за спасение, профессор награждает вас сертификатами историка.
Следующая загадка
Оформление: высказывания великих людей о средневековье, оформление класса.
Оборудование: иллюстрации с изображениями различных исторических эпох, два рисунка с изображением пира, конверты с литературными загадками, два кроссворда, листы с заданиями к
Участники: ведущий, две команды по семь участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана.
Холкина Алла Игоревна 02.11.2016Содержимое разработки
Загадочное Средневековье
Игра-викторина по истории Средних веков для учащихся 6-х классов
Цель: повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории средних веков.
Оформление: высказывания великих людей о средневековье, оформление класса.
Оборудование: иллюстрации с изображениями различных исторических эпох, два рисунка с изображением пира, конверты с литературными загадками, два кроссворда, листы с заданиями к
Участники: ведущий, две команды по семь участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, герб, девиз своей команды, выбрать капитана.
Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов). Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри).
I конкурс. Рыцарский герб.
Ведущий: За неделю до турнира команды получили задание придумать и нарисовать свой герб и девиз, ведь какие же рыцари без рыцарского герба? За 2-3 минуты объясните, что символизирует ваш герб. Максимальное число баллов за конкурс – 5.
Команды объявляют свое название и девиз. Представители команд раскрывают значение элементов герба: форма щита, щитодержатели, хоругви и знамена, эмблемы, цвета.
Бегун без головы
Средневековые хроники повествуют о том, что в 1636 году король Людвиг Баварский приговорил к смертной казни некоего Дица фон Шаунбурга с четырьмя его ландскнехтами за то, что они подняли восстание. Когда приговоренных привели на место казни, согласно рыцарской традиции, Людвиг Баварский спросил у Дица, каково будет его последнее желание. К величайшему удивлению короля, тот попросил поставить их всех в один ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга и отрубить голову ему первому. Он пообещал, что начнет бежать без головы мимо своих ландскнехтов, причем те, мимо которых он успеет пробежать, должны быть помилованы. Диц выстроил своих товарищей в ряд, а сам встал с краю, опустился на колени и положил голову на плаху. Но как только ударом топора палач снес ее, Диц вскочил на ноги и помчался мимо застывших в ужасе ландскнехтов. Только пробежав мимо последнего из них, он замертво упал на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание и помиловал ландскнехтов. История этого помилования была задокументирована, но от этого не стала менее странной.
Читайте также: