Как разделить загадки на тематические группы
Обновлено: 22.11.2024
В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.
Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.
Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.
Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:
1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
2. загадки, содержащие ключевой признак,свойственный только данному объекту:
3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);
6. загадки-рифмовки;
7. загадки-обманки;
8. загадки на смекалку и др.
Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.
Учить доказать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадокставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто правильней докажет?». Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки.Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?».
По окном стучится,
В избу просится» (Ветер)
Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину —
Хоть пиши картину. (Бобры)
Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.
Рекордсмен среди зверей —
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)
Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел).
В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)
Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.
Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.
Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.
Начинается на «о»
И кончается на «о».
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)
Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.
Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)
Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.
Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.
Вкусны — оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)
Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)
На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т. е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)
Иногда рассказ о загаданном объекте в загадкеумышленно направляет слушателя по ложному пути:
Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.
Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки — теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.
Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.
Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны);
У меня пропал носок, утащил его … (щенок);
В реке большая драка: поссорились два … (рака);
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок).
Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка);
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья);
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь);
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел);
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка (белка)
В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.
От чего плавает утка (от берега);
За чем язык во рту (за зубами);
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10);
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот);
Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой);
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.).
В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976.
2 .Алексеева М. М. ,Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. ;Академия,2000.
3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990.-№7
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. ;Просвещение,1976.
5. Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А. В. Богданова. -СПб. ;Нева,М. :ОЛМА-ПРЕСС,2002.
6. Большая книга загадок/ Сост. О. В. Узорова,Е. А. Нефедова. -М. ;Астрель,АСТ,2011
Публикации по теме:
«Картотека загадок о профессиях» — для детей дошкольного возраста Есть профессий много разных, Все по-своему прекрасны, Все нужны и все полезны, Ну, а вам они известны? От салата и до плова Все рецепты.
Картотека загадок на тему «Солнце» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про солнце интересные и очень познавательные. Загадки про солнце легко запоминаются. Они отражают представления детей.
Картотека загадок о военной технике для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для воспитания у подрастающего поколения, чувства гордости за родную армию. 1. Ползёт черепаха — Стальная рубаха,.
Картотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возраста *** И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) *** Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке,.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него - морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот - начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Картотека загадок «Животные» для детей дошкольного возраста *** Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) *** Хозяин лесной Просыпается.
Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста «Вечер загадок» Ведущий – Ребята,сегодня у нас с вами вечер загадок. Любите ли вы загадки? Умеете их загадывать? А отгадывать? Вспомните свои любимые загадки.
Следующая загадка
Распредели загадки на тематические группы. Дополни каждую группу загадками, которые ты знал раньше.
Решение
Следующая загадка
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
Публикации по теме:«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Понятие малых форм физического воспитания . Понимание малых форм физической культуры Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию.
Следующая загадка
Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Цель
Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.
Задачи.
Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.
Планируемые образовательные результаты
(предметные)
Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.
Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.
Личностные результаты
Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
Основные понятия
Межпредметные связи
Русский язык-Окружающий мир.
Оборудование урока
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 2 класса по литературному чтению на тему : "Загадки- малые жанры устного народного творчества."»
Студентка: Гаркуша Дарья, группа ПНК41
Технологическая карта.
Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.
Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.
Планируемые образовательные результаты
Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.
Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.
Личностные результаты
Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
Основные понятия
Межпредметные связи
Русский язык-Окружающий мир.
Оборудование урока
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.
Организация пространства
Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Сценарий урока.
Мотивация к учебной деятельности
Приветствие и проверка готовности рабочего места
- Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Громко прозвенел звонок-
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Ни минутки не теряем.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал.
Актуализация и пробное действие
-Ребята, прочитайте на доске слова. Каким одним словом их можно объединить? (перед вами висят жанры устного народного творчества).
-Верно! Ребята, как вы думаете, какого жанра здесь не хватает? Верно.
-А кто мне объяснит, что же такое загадка?
- Загадка- это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.
-А какие загадки вы знаете?
-Кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?
Верно. Сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.
-Читают. (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы.)
-Я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о загадках
Выявление места и причин затруднения
Беседа. Рассказ учителя.
-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?
- Правильно. Ведь чтобы дать правильный ответ загадки, нужно вспомнить: где мы «это» видели, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера.
- Я думаю, что загадка похожа на задачу. Для того, чтобы разгадать загадку мы ставим вопросы «что?» «откуда?» «из чего сделано?»
Построение выхода из затруднения
- Как вы считаете, как давно появились загадки?
- Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром УНТ? Почему?
-Всё верно! Молодцы!
-Я считаю, что мы можем считать загадку малым жанром УНТ, так как это устное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи
Беседа. Работа по учебнику
-Давайте откроем учебник на с.25, прочитаем и отгадаем загадки.
-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?
-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?
-Следующая загадка. Кто знает отгадку?
-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?
-И последняя загадка. Что это?
-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?
-Давайте узнаем какие бывают темы загадок.
-Это петух, так как даётся описание петуха.
-Я думаю, что это лук. Ведь когда его чистишь идут слезы
-Речь идёт о морковке. Так как морковь находится в земле, а ее зеленый хвостик снаружи
-А это ёжик, ведь именно он ходит всю жизнь в иголках
-Я думаю, что загадку про петуха и ежа можно отнести к теме «животные»
Работа в группах
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово.
Читайте также: