Загадки слов 1 класс перспектива
Обновлено: 04.11.2024
Материал к уроку: презентация, творческая тетрадь по литературному чтению.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.
- А как вы догадались, что это школа? (Школа – это дом, здание, в котором получают знания, становятся умными.)
- Для чего вы ходите в школу? (Чтобы много знать, чтобы учиться.)
- Человек, узнавая что-то новое, «растёт». Так и вы, каждый день, приходя в школу и узнавая для себя что-то новое, делая открытия, растёте и становитесь взрослее и умнее.
- Как вы открываете новые знания? (Нужно понять, что я не знаю и самому найти способ.)
- Кто из вас готов сегодня открыть для себя новое знание?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- С чего мы начнём наш урок? (С повторения.)
- Что будем повторять? (То, что понадобится сегодня на уроке.)
- Кто из вас может сказать, как называется вид произведения, который я вам сейчас прочитала? (Загадка.)
- Вы знакомы с этим понятием? (Да.)
- Что вы уже можете рассказать о загадке? (Это произведение относится к устному народному творчеству, загадка – это мудрёный вопрос, в ней содержатся подсказки, намёки на ответ.)
- А откуда мы ещё можем узнать про загадку? Если мы чего-то не знаем, где можно найти информацию? (В библиотеках, книгах, интернете, телевизоре, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать.)
- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти такое определение загадки: «Загадка – это краткое, иносказательное определение предмета, предлагаемое для разгадки. Что-либо загадочное, возбуждающее любопытство.»
- А в интернете можно найти информацию из истории загадок: 1)Загадки среди всех жанров народного творчества самые древние. В давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Загадка была сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.
2) У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды говорят о том, что не отгадавшие загадку расплачивались жизнью.
3) Существуют поверья о том, что русалки губили людей, не отгадавших их загадок. Вот эти загадки: Да что цветёт без цветка? (Папортник.) Да что бежит без повода? (Вода.).
4) До 19 века на русской свадьбе подруги невесты «терзали» жениха и его дружка трудными загадками. В избу к невесте не пускали до тех пор, пока не прозвучит правильный ответ.
5) А в русских народных сказках что. Царевна выходит замуж за того, кто все загадки отгадал.
- Прочитайте загадки, которые вам очень понравились и которые вы дома записали в тетрадь. (3-4 загадки.)
- Молодцы! А кто является автором загадок? (Русский народ.)
- Да, верно. В старину русский народ, а также известные писатели: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, Б.Заходер. И ты… если попробуешь… и тебе понравится!
- Вы уверены, что всё знаете о загадках? (Нет, не уверены.)
- А что вы делаете, если чего-то не знаете? (Мы открываем новое знание.)
- Желаю вам успеха в открытии нового знания! Я верю, что у вас всё получится!
- А задание звучит так: составьте загадку. (Дети на листочках самостоятельно пробуют составить загадку.)
- Все справились с заданием? (Нет.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание нужно было выполнить? (Составить загадку.)
- Кто не смог составить загадку?
- Почему? (Я не знаю, как составлять загадку.)
- У кого получилось составить загадку? Вы можете обосновать, что правильно составили загадку? (Нет, не могу обосновать.)
- Почему? Чего вы пока ещё не знаете? (Мы не знаем правила (алгоритма) составления загадки).
- Сформулируйте цель урока. (Узнать правила (алгоритм) составления загадки.)
- А как будет называться тема нашего урока? (Загадки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какое затруднение у вас возникло при выполнении пробного действия? (Мы не смогли составить загадку.)
- Что вам поможет в составлении загадок? (Эталон, алгоритм.)
- Что вы сейчас будете делать? (Составлять эталон, алгоритм.)
5. Реализация построенного проекта.
На доске открывается изображение одуванчика.
- Как вы думаете, что прежде всего нужно сделать? (Выбрать, задумать, загадать предмет.)
Учитель фиксирует на доске 1 пункт эталона: выбрать и загадать предмет.
Учитель открывает на доске слова-описания: как шарик; колючий; железный; на зелёном стебле; вкусный; как стол; растёт у дороги; можно найти в холодильнике; может разлететься от ветра; если наступишь, укусит.
- Прочитайте данные слова. Какие слова можно отнести к описанию одуванчика? (Как шарик, на зелёном стебле, растёт у дороги, может разлететься от ветра.)
- Как вы думаете, что будет следующим пунктом нашего эталона (алгоритма)? (Подобрать описание загаданного предмета.)
- А можно ли в описании назвать задуманный предмет? (Нет.)
- Почему? (Потому что не надо будет тогда ничего отгадывать.)
Учитель фиксирует 2 пункт эталона: описать предмет, не называя его (внешний вид, назначение, с чем можно сравнить.)
- Послушайте и скажите, что я сделала, используя данные слова?
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И развеял этот шар.
(Вы с помощью этих слов составили загадку.)
- То есть, я, используя слова-описания, составила текст загадки. А какая отгадка у этой загадки? (Одуванчик.)
- Если сказать по-другому, это выбранный и задуманный нами предмет.
Учитель фиксирует 3 пункт эталона: составить текст-загадку ( не обязательно в стихотворной форме.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Давайте применим наш эталон и потренируемся. Откройте тетради по чтению на стр.26.
- Какой эталон мы с вами открыли на уроке «Мир деятельности»? (Правила работы в группах. Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.). Выберите в каждой группе ответственного. Не забывайте о соблюдении правил работы в группе. В конце дня мы подведём итог и оценим свою работу в группах в копилке достижений.
- 1. Загадайте предмет: зайчика или кошечку.
2. Как выглядит это животное? Подчеркните подходящие слова.
3. Подумайте, что в нём интересного? По каким признакам его легко угадать? Подчеркните их.
4. Из подчёркнутых слов составьте текс загадки. Напишите, что у вас получилось.
- Прочитайте свои загадки. (Дети зачитывают 2-3 загадки.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Пусть каждый из вас загадает какой-либо предмет, находящийся в классе. Опишите его внешний вид и назначение, составьте текст загадки.
- Зачитайте 2 -3 составленных вами описания, а мы попробуем отгадать задуманный вами предмет. (Дети зачитывают.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вы можете применять полученное сегодня новое знание? (Мы можем составлять и загадывать загадки дома родителям, друзьям. Можно использовать в учёбе: составить загадки к темам по окружающему миру, математике, чтению и т.д.)
- Умение отгадывать загадки, а тем более придумывать и загадывать, всегда было свидетельством мудрости и ума. Можно сказать: загадка – для ума зарядка.
- Как вы думаете, а для вас полезно отгадывать и загадывать загадки? (Да.)
- Чем? (Мы развиваем мышление, память, речь.)
- Посмотрите, что умеют загадки:
1. Поднимать настроение.
2. Расширять кругозор.
3. Развивать речь и любознательность.
4. Помогают стать наблюдательным.
5. Тренируют внимание и память.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какое новое знание вы сегодня на уроке открыли? (Мы узнали правила (алгоритм) составления загадки.)
- Какая цель перед вами стояла? (Узнать алгоритм составления загадки.)
- Докажите, что вы достигли поставленной цели. (Мы выявили алгоритм составления загадки. Мы смогли применить алгоритм к нашему заданию. Мы смогли составить загадку.)
- А где вы ещё могли бы потренироваться? (Дома.)
- Домашнее задание будет следующим: попробуйте составить загадку про выбранный вами в классе предмет в стихотворной форме.
- Вы сегодня молодцы! А сейчас оцените вашу работу на уроке. Если вы на уроке работали активно, сами открыли знание, смогли составить загадку – нарисуйте Смайлика с улыбкой. Если вы довольны своей работой на уроке, но у вас, по-вашему мнению, не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика со спокойным выражением лица. А если вы не смогли сами открыть новое знание, ничего не понятно, у вас не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика с грустным выражением лица.
- Поднимите руку те, у кого Смайлик весёлый? Почему?
- Поднимите руку те ученики, у кого Смайлик со спокойным выражением лица? Почему?
- Поднимите руку те, у кого Смайлик нарисован с грустным выражением лица? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение? (Отнестись спокойно. Улыбнуться и пожелать удачи. Потренироваться. Наш урок окончен. Спасибо вам за урок.
Следующая загадка
Цель урока (для учителя): познакомить с произведениями устного народного творчества(загадки); прививать интерес к произведениям фольклора; упражнять в выразительном чтении загадок; обучать сочинению загдок; развивать память, речь, мышление.
Задачи урока:
Образовательные : научиться различать жанры народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам;
Развивающие: развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту;
Воспитательные: воспитание умения слушать других.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научаться различать жанры народного творчества; выразительно читать фольклорные произведения; отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать произведения устного народного творчества, объединять их по темам.
Метапредметные:
Коммуникативные:
Умение точно и логично излагать свою точку зрения;
Корректно относиться к чужим мыслям и мнениям.
Регулятивные:
Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать, делать выводы.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и познанию; привитие любви к народному творчеству.
Методы и приемы: наглядные, словесные, частично-поисковый метод, организация рефлексии на уроке, поддержание сознательной дисциплины
Оборудование урока для учащихся:
Учебник по литературному чтению Л.Ф.Климанова, 1 класс, карточки с загадками, текст для речевой разминки.
Следующая загадка
Конспект и презентация по теме "Загадки слов . Веселые картинки . Правописание слов с буквосочетанием жи" 1 класс. Умк перспектива. В ходе урока дети закрепляют знания о всегда твердом звуке (ж), повторяют все о правописании буквосочетания ЖИ в словах, учатся выразительному чтению доступных текстов.
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока обучение грамоте . Правописаие жи | 20.51 КБ |
презентация к уроку | 1.47 МБ |
Следующая загадка
логического мышления, памяти для формирования навыка звукового анализа слов.
Личностные: воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с загадками.
Тип урока: «Общеметодологической направленности»
Оборудование: УМК Перспектива – учебник, рабочая тетрадь , презентация, раздаточный материал.
Методы и приемы
1. Этап самоопределения к деятельности
Форма работы: фронтальная
-Добрый день, ребята! Меня зовут Эмилия Федоровна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.
Давайте улыбнемся друг другу, дети!
Сядьте удобно девочки и мальчики, закройте глаза! Повторяйте за мной!
Сейчас я начну учиться!
Я радуюсь этому!
Внимание мое растет.
Я как разведчик все замечу! (Пауза)
Память моя крепка!
Голова мыслит ясно! (Пауза)
Я очень хочу учиться!
Я готов к работе! (Открываем глаза)
Приветствовать учителя, настраиваться на урок.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и мотивация
Практический – артикуляционная зарядка
Практический –дыхательная гимнастика
Форма работы:фронтальная, индивидуальная
Д авайте вспомним основные правила работы на уроке:
– работать дружно и активно;
– уметь слушать друг друга;
– уважать друг друга;
– внимательно относиться друг к другу;
– выслушивать ответы ребят
Проверка готовности к уроку.
Начнем наш урок с артикуляционной разминки.
На счет «раз» — нижние зубы почесывают верхнюю губу. На счет «два» — верхние зубы почесывают нижнюю губу.
(Упражнение повторить 5 раз)
А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.
Упражнение «Проколотый мяч»
Представьте, что вы держите на уровне груди большой резиновый мяч. Он оказался проколотым. Надавите на мяч и услышите, как из него выходит воздух. Имитируйте этот звук: (с-с-с-с)
(Упражнение повторить 3 раз)
Сделаем глубокий вдох и плавно выдыхаем со звуком.
Работа над дикцией
Теперь поработаем над дикцией.
Представьте, что вы читаете стихотворение, раскачиваясь на качелях. Покажите это голосом, интонацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок".
Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 классИстория возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок.
Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс.
Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса.
Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, небылицы"Тестовая работа рассчитана на обучающихся 1 класса по программе " Школа России " к учебнику Климанова . Горецкий " Литературное чтение " . Поможет проверить знания по теме " З.
Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, сказки"Данная разработка позволит проверить изученные знания по теме " Загадки ,пословицы,сказки".
Предварительный просмотр:
Тема « Загадки слов. Веселые картинки. Правописание слов с буквосочетанием жи»
Цель : Закрепление знаний о звуке [ж], буквах «Ж, ж»; формирование навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения. Обучение правильному написанию сочетаний жи в словах.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить знания о звуке ж, буквах Жж, повторение правописания сочетания жи в словах.
Метапредметные:
Регулятивные: сформируют умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Познавательные : сформируют умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; внимание, мышление, познавательные интересы.
Коммуникативные: будут иметь возможность формировать умение работать коллективно; осуществлять взаимный контроль; формировать умение слушать, слышать и понимать собеседника; формировать умения формулировать свои мысли в устной форме.
Личностные: будут иметь возможность формировать умения определять общие правила поведения, адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение: лента букв; дидактический материал для коллективной работы; компьютер, мультимедийная доска; презентация
- Мобилизующая часть урока.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке
Глазки широко раскрыты.
Идя к заветной цели,
Работать будем дружно.
Сегодня на уроке
Нам много сделать нужно!
II развитие речевого аппарата
Прочитаем чистоговорки хором, жужжащим чтением
Жи-жи-жи – прибежали к нам ежи!
Жа-жа-жа – ух, какая тут жара!
Жо-жо-жо – в комнате свежо!
Жу-жу- жу – с вами очень я дружу!
III. Постановка целей и задач урока.
Какой звук чаще всего повторяется в этих словах? [ж].
- Кто из вас сможет сказать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
- Какова цель нашего урока?
Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые звуки (Ж-Ш-Ц)
- Дайте им характеристику
(парные согласные, обозначают звуки – Ж - тв.звук (Ж), звонкий, шипящий
Ш - тв.звук (Ш), глухой, шипящий)
- Какое правило мы должны помнить о их правописании ?(Жи- всегда пиши с И)
-Назовите слова с данной орфограммой (ножи, мыши, лыжи, чижи)
IV. Первичное закрепление.
1 работа в парах
На парты раздаются разрезанные карточки ( из слогов должны составить слова)
После прочтения слов – слайд
Сне-жин-ки, жи-раф, но-жи,пру-жи-на, лы-жи,нож-ки,
жё-лудь, лыж-ник,жмур-ки,жу-ки, е-жи,Же-ня,ка -мы-ши. у-жи, лу-жи
- все ли слова понятны по значению? Все ли слова можете обьяснить? Все вместе хором прочитаем эти слова.
Поднимите руки, у кого буква ж в начале слова, прочитайте слова. У кого в середине слов ?прочитайте слова.
Фонетический разбор слова ужи( устно) ( слайд.) Какое правило нужно помнить про звук Ж? Молодцы!
2 чтение рассказа
Тим и Том – мыши. Они жили дружно. Утром они ели сыр и пили сок.
Потом Том мыл кружки. Тим мёл пол.
- всё готово!- говорил Тим
- пора на прогулку! – говорил Том.
- чтение по цепочке, чтение по ролям.
Прочитайте, что делали мышки утром.
как после завтрака трудился Том. Как трудился Тим?
Молодцы! Почему нужно жить дружно
Этот пальчик – в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все поел , потому и потолстел!
Сели. Зарядка для глаз.
V письмо слов с сочетанием жи
Слайд буква Ж. назовите элементы буквы .Напишем в воздухе, думаем, что мы пишем.
Я тетрадочку открою, ручку правильно возьму, за посадкой послежу.
Продолжаем работать в прописи.
1 Напечатаем название текста.
2 К какому предложению дана схема ? докажите
3 Прочитайте предложение, написанное ниже, какое слово пропущено?
Запишем это слово (ОДИН ЧЕЛОВЕК У ДОСКИ- жили ) . Диктуем сами себе. Обязательно думаем, какая буква следующая, какое будет соединение.
4 Игра «КТО – ГДЕ» (Карточки для сильных учеников)
- Составить предложения.Записать одно.
Ежи в лесу.
Мыши в поле.
Ужи в болоте.
Стрижи в небе.
Ерши в реке.
Ниже на строчке напишите слова с буквосочением жи ( варианты детей) – дифференцированное задание для сильных учеников.
Кто закончил, ручку положили.
V I Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего урока.
- Чем сегодня занимались на уроке?
- О каком звуке сегодня говорили?
- Какое правило можно рассказать о этом звуке?
- Все ли цели мы достигли, которые ставили в начале урока? (продолжали изучать букву
Ж, находили эту букву в словах, составляли звуковой анализ слов, читали слова и предложения )
Рефлексия деятельности.
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что буква Ж…»
(Всегда в русском языке твёрдая, шипящая, звонкая)
- Как пишется сочетание жи ?(с буквой И)
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
Оцените свою работу на уроке ( разводим руки, если плохо работали на уроке и хлопаем, если хорошо поработали)
Читайте также: