Загадки школьного портфеля игровая программа
Обновлено: 04.11.2024
Госпожа Наука: Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла поздравить вас с замечательным праздником – Днем Знаний!
По одной простой примете узнаем мы этот день,
По идущим в школу детям городов и деревень.
И пускай немало славных разных дат в календаре,
Но один из самых главных – самый первый в сентябре!
Под музыку «Учат в школе» вбегает Незнайка
Незнайка: Я не опоздал? Сегодня еще не 1 сентября, вы еще не пошли в школу? Нет? Ура! Я пришел, чтобы вас отговорить! Подумайте сами, ну зачем вам учиться, время терять? (слушает ответы детей). Ах, вы хотите научиться правильно писать? А я вот никогда не учился в школе, и ничего, пишу!
Достает плакат: «Незнайка самый умный и красивый» с ошибками, дети его исправляют.
Госпожа Наука: Какой невежливый мальчик! Ты разве не знаешь, что сначала надо поздороваться? Здравствуй, мальчик!
Незнайка: Здравствуйте – здравствуйте!
Госпожа Наука: Скажи, кто ты такой?
Незнайка: Что, не узнали меня? Да я же Незнайка!
Госпожа Наука: А куда ты, Незнайка, идёшь?
Незнайка: На рыбалку. Вот и удочка у меня есть, и ведёрко!
Госпожа Наука: Ой-ой, разве ты не знаешь, что сегодня первое сентября, и все дети идут в школу?!
Незнайка: И что, это означает, что порыбачить со мной никто не пойдёт?
Госпожа Наука: Конечно же нет!. Правда, ребята? (дети отвечают)
Незнайка: (бросая удочку): Ну, тогда я тоже не пойду. Одному на рыбалке скучно, даже поговорить не с кем.
Госпожа Наука: Правильно, приходи к нам в школу, будешь учиться.
Незнайка: Учиться? Это трудиться и работать что ли? Ха! А зачем мне это надо? Я и так умный!
Госпожа Наука: (с удивлением): Тебе что, учиться не нравится?
Незнайка (поёт частушки):
Обожаю я лениться,
Не хочу совсем учиться,
Вот такой я ученик.
Посмотрите мой дневник!
Рву учебники, тетрадки,
Забываю о порядке.
Замечаний не люблю,
На уроках часто сплю.
Признаюсь, заданья на дом
Делать мне ужасно лень.
Книги мне читать не надо,
Буду я гулять весь день!
Госпожа Наука: Ай-ай, разве так можно! Как же можно не хотеть читать? Вот, Незнайка, послушай стихотворение о том, как хорошо уметь читать…
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай ещё страницу!"
А можно взять и прочитать!
Незнайка: А зачем мне надо книги читать? Я и без книг отлично проживу! Вот слушайте, ребята:
Книги вредно вам читать,
От них хочется зевать!
И от них болят глаза,
Так что, вам читать нельзя.
Госпожа Наука: (рассержено): Полное безобразие, разве можно прожить без книг? Ты что же, книги никогда не открывал?
Незнайка: Открывал-открывал! Вот, глянь! (достаёт из рюкзачка и демонстрирует изорванную книгу) Вот тут я танк нарисовал, а вот тут - жучка. Вот тут я раскрасил картинку. Знаешь, вот тут такой классный Винни Пух был нарисован. Ну, тут я оторвал страницу…
Госпожа Наука: Зачем?
Незнайка: Чтобы самолетик сделать! (показывает самолетик из журнального листа, пускает его по залу летать). Смотрите, как здорово летает!
Госпожа Наука: Незнайка, нельзя из Азбуки страницы вырывать!!
Незнайка: Подумаешь! В этой Азбуке ещё вон сколько страниц!
Госпожа Наука: А почему у тебя вся книга мятая, страницы во все стороны торчат?
Незнайка: Это Знайка - мой друг - виноват! Он постоянно про меня говорит "Незнайка ничего не умеет, буквы забывает, цифры путает. " Вот я его по голове этим учебником и стукнул.
Выходит Знайка под музыку «Учат в школе»
Незнайка: Да какая разница, как писать, читать?
Знайка: Разница есть, Незнайка. Надо учиться писать правильно, если хочешь, чтобы люди тебя понимали и не смеялись над тобой.
Незнайка : Ну ладно, учиться писать — еще, куда ни шло. Но, зачем цветочки разные изучать, зверушек там всяких? Я вот, например, поэтом буду! А поэту зверушки не нужны! Хотите, я вам свои стихи почитаю?
Знайка: Конечно, Незнайка, почитай нам, пожалуйста!
Госпожа Наука: Ребята, давайте послушаем Незнайку.
Незнайка: Я летом в деревне отдыхал и в зоопарк ходил, знаете, как здорово было! Сейчас вы из моих стихов все поймете, что я видел!
Незнайка проводит игру «Обманки»
Милый, добрый . (петух)
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это . (белка)
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Очень медленно и тихо
По листу ползёт . (улитка)
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще. (соловей)
Госпожа Наука: Конечно, Знайка, позови их к нам на праздник.
Под музыку выходят Мальвина и Буратино .
Буратино: Лето быстро пролетело,
Ребятишки, все за дело,
С тетрадками и ручками!
Мальвина: Вот и осень. Здравствуй, школа!
Прозвенел звонок весёлый,
И вошли вы первый раз
В светлый и просторный класс!
Что здесь нужно? Не лениться
И старательно учиться,
Чтоб про всё на свете знать
И пятёрки получать.
Знайка: вот все мы и собрались сегодня в страну Знаний. Расскажите ребятам нравится ли вам учиться в школе? Что интересного вы узнали?
Мальвина: Хорошая книга - твой спутник, твой друг,
С нею всегда интересен досуг.
Учит книга правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Книг заветные страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, словно птицы,
Облетая целый свет.
Мальвина: Буратино, давай поможем Знайке и Госпоже Науке убедить Незнайку в том, что в школе надо учиться.
Госпожа Наука: помогите нам, пожалуйста!
Мальвина и Буратино загадывают загадки:
1. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Потому что я . (тетрадь)
2. Я - чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой в серединке.
С точилкой острой я дружу,
И что хочу, изображу. (карандаш)
3. До чего же скучно, братцы,
На спине у вас кататься,
Вы же не уважаете,
За неделею неделя.
Это жалоба. (портфеля)
4. Он учителю подмога,
Он приказывает строго:
То сядь и учись,
То встань, разойдись,
Собирает на урок,
Друг учителя. (звонок)
5. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, стёрки, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
6. Я люблю прямоту,
Сделать ровной черту
Людям я помогаю. (линейка)
7. Проживают в трудной книжке
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (цифры)
Знайка: Посмотри, Незнайка, как хорошо учиться в школе и быть умными как Мальвина и Буратино. А еще Мальвина и Буратино умеют хорошо рисовать.
Мальвина: Да! Но так как сегодня праздник 1 сентября, давайте поиграем в игру «Нарисуй школу» (дети садятся по кругу, звучит музыка, все рисуют то что относится к школе, школьные принадлежности, музыка останавливается, рисунки передаются по кругу и т.д.)
Мальвина и Буратино проводят игру «Школа», Незнайка и Госпожа Наука тоже принимают участие. В конце герои вместе с детьми анализируют рисунки.
Госпожа Наука : Спасибо, Мальвина и Буратино! Вы нам очень помогли. Мы вас приглашаем в волшебную Страну Знаний. Посмотрите какие наши ребята: ловкие, подвижные, внимательные, потому что они учатся в школе. Потанцуйте вместе с ними.
Дети танцуют флэш-моб «Танцуем вместе», Мальвина и Буратино тоже танцуют, благодарят и прощаются.
Госпожа Наука: Посмотри, Незнайка, даже станцевать такой веселый танец, необходимо быть внимательным и уметь считать.
Незнайка: Ну да, у меня не очень получалось, я не успевал за ребятами, так как не умею считать.
Госпожа Наука : Запомните, ребята, в школе необходимо хорошо учиться, из книг нельзя страницы вырывать. А можно ли Азбукой и другими книжками драться? (дети говорят своё мнение)
Незнайка: А чем же драться можно?
Госпожа Наука: В школе - ничем. В школе вообще не дерутся, а знаний набираются. Запомни, Незнайка, книги любят аккуратность и чистоту, иначе они с тобой своим волшебством не поделятся.
Незнайка: Каким таким волшебством? Я все книги просмотрел - а там ни одной волшебной палочки, ни одной шапки-невидимки или сапогов-скороходов нет. Только буковки разные.
Госпожа Наука : В книгах есть волшебство сказок, чудеса приключений, чарующие рифмы стихов. Книги учат людей, как быть добрыми, благородными. Благодаря книгам люди становятся умными - а это и есть самое главное волшебство.
Незнайка : Да ну? Нет, врёте вы всё! Я вообще не понимаю, зачем ребята в школу ходят. Каждый день за партами сидеть - сплошная скука! Лучше бы пошли со мной на рыбалку!
Госпожа Наука: И вовсе даже в школе не скучно, а зачем ребята сюда пришли, они тебе сами расскажут.
Дети поют песню «Учат в школе»
Госпожа Наука: Ты всё понял, Незнайка? В школе очень интересно и ребята от учёбы ждут только хорошего.
Незнайка: Вот и зря. Учителя в школе все вредные, и к детям придираются. Это я на своём опыте проверил. Да-да! В прошлом году Буратино уговорил меня пойти в первый класс. Ему папа Карло подарил Азбуку, и Буратино решил научиться читать. Позвал и меня с собой. Я ещё и научиться-то ничему не успел, а учителя ка-а-ак начали придираться ко мне! Ну, я и ушёл из школы. На рыбалку.
Госпожа Наука: Это как же учителя к тебе придирались, позволь узнать?
Незнайка начинает доставить из портфеля игрушки: небольшой мячик, растрёпанную куклу, пистолет, бубен и тому подобные неподходящие вещи.
Госпожа Наука: Такие вещи нельзя брать в школу. Ребята, поможем Незнайке собрать портфель.
Госпожа Наука проводит игру «Собери портфель»
Госпожа Наука: Молодцы, ребята, знаете, что в школе можно делать, а что нельзя. Настоящие ученики никогда не ошибутся и не возьмут с собой на урок неправильные вещи - куклу или пистолет.А сейчас попробуйте отгадать загадки. И ты, Незнайка, попробуй отгадать!
Госпожа Наука загадывает загадки:
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (Ученик)
Очень скоро встретит вас
Ваш просторный светлый (Класс)
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс (Звонок)
Если всё ты будешь знать,
То получишь цифру (Пять)
Если будешь знать едва,
То получишь цифру (Два)
Веселятся Коля, Лена
Это значит. (Перемена)
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (Тетрадки)
Карандаш кто потерял
Тот забыл, что есть (Пенал)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная (Задача)
Незнайка: Неправильные у вас загадки, сложные. Мне они не понравились.
Госпожа Наука: Это потому что ты не подумал как следует и отгадать не смог.
Незнайка: Я что, Василиса Премудрая, чтобы думать? Нет, я думать не люблю. Посмотрите-ка на них. Все-то они знают. Пойду-ка я лучше на рыбалку, рыбку поймаю. (берёт удочку, направляется к выходу, но Госпожа Наука пытается его остановить).
Под музыку выходит Лень, танцует, Госпожа Наука отходит в сторону
Лень: В школе стали загружать
Чем только не знаю
Я учебники давно
Что, когда нам задают
Я ведь Лень, крутая Лень
Это всем известно.
Вот ведь я какая
Всем, как мать родная
Загляну и к вам
Госпожа Наука: Кто ты такая? И зачем сюда пожаловала?
Лень: Привет, Госпожа Наука! Разреши представиться ребятам? Я Лень – Несусветная. Я терпеть не могу школу и всякие там занятия. Я люблю поесть, поспать, поозорничать! И живу я на этом острове не одна, а со своим другом сердечным Шаляй-Валяем разлюбезным. Он, как и я, ненавидит школу, а любит бездельничать, озорничать, в мяч погонять.
Звучит музыка из песни "Шаляй-Валяй", на сцену выходит Шаляй-Валяй.
Шаля-Валяй: Привет, детвора! Здравствуйте, мальчишки! Громче отвечайте! Здравствуйте, девчонки! Кто я, угадайте? Вы узнали меня? (Кланяется на 3 стороны).
Лентяй и шалунишка,
Весёлый я мальчишка
Засунув руки в брюки.
И что это за жизнь
Плохо дело, братцы,
Не с кем и подраться.
Лень: Привет, Шаляй-Валяй! Посмотри сколько в зале ребятишек собралось. И я уверена, что половина из них лентяи, разгильдяи и ротозеи.
Шаляй-Валяй: А это мы сейчас проверим. А ну, ребятишки, кто не ленив, хорошо учится, похлопайте в ладоши!
Лень: А кто лентяй, бездельник и лоботряс вместе со мной громко крикнем – «Я»! Что, нет таких в зале?
Шаляй-Валяй: Да есть такие в зале, Лень,
Просто им даже крикнуть – «Я» лень.
А мы расставим им сети,
Затянем в болото
Невежества, лени и страха.
Ведь мы разгильдяи
Ведь мы лоботрясы
Лентяи большого размаха!
(Лень и Шаляй-Валяй подбегают к детям, пугают их)
Госпожа Наука: Ах вы, бездельники и лоботрясы! Уходите отсюда. Вам не место в Стране Знаний. Мы Незнайку так долго с ребятами убеждали в том, что надо учиться, а тут вы еще нагрянули, теперь он совсем не захочет в школу. Уходите!
Незнайка: О, Лень, Шаляй-Валяй, привет-привет! Я тоже не хочу учиться, лучше с вами побездельничаю.
Шаляй-Валяй: Ну давайте веселиться.
Эй, девчонки - конопушки,
У вас рыжие веснушки.
Эй, мальчишки - мальчиши,
Я самый большой весельчак и озорник. Ребята, а вы любите озорничать? А я как люблю!
Госпожа Наука: Шаляй-Валяй не надо озорничать, раз вы попали на праздник, то лучше поиграйте с ребятами и потанцуйте.
Шаляй-Валяй проводит игру «Как живете» (дошкольная группа)
-Как живете? – Вот Так! (Показать большой палец)
-Как идете? – Вот так! (Прошагать)
-Как бежите? – Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)_
-Ночью спите как? – Вот так! (Руки лодочкой положить под щеку)
-Как берете? – Вот так! Как отдаете?
-Как шалите? – Вот так! (Надуть щеки и разом стукнуть по ним)
-А грозите? – Вот так! (Погрозить кулаком)
У меня для вас игра:
«Может - нет, а может - да».
Подскажите мне ответ:
Может - «да», а может - «нет».
Рыбки спят на дне пруда,
Это правда, дети? (Да.)
Быстро дайте мне ответ,
Снег зимой бывает? (Да.)
Понедельник и среда-
Это дни недели? (Да.)
Солнце дарит людям свет?
Отвечаем вместе! (Да.)
«Вискас»- кошкина еда,
Что, вы, скажете мне? (Да.)
Я предвижу ваш ответ:
Мышь боится кошки? (Да.)
Крокодил живет сто лет-
Это правда, дети? (Нет.)
Может человек в 5 лет
Дедом стареньким быть? (Нет.)
А полынь и лебеда-
Это овощи ведь? (Нет.)
Каждый скажет без труда:
За зимою - лето? (Нет.)
Свет луны и солнца свет-
Виден ли он людям? (Да.)
Подскажите мне ответ:
Спят зимой лягушки? (Да.)
Верблюд способен, дай ответ,
Идти три дня без пищи? (Да.)
Дать мне можете ответ:
Волк меняет шубу? (Нет.)
Вам понравилась игра? (Да.)
Лень: А теперь давайте, ребята, покажите, как надо веселиться.
Лень приглашает детей танцевать «Мы маленькие дети» (Незнайка и Шаляй-Валяй тоже танцуют)
Шаляй-Валяй: Здорово, я просто в восторге. Давно не испытывал такого удовольствия.
Лень: Ух и поразмялись мы с тобой, Шаляй-Валяй.
Госпожа Наука: Постойте, Лень, Шаляй-Валяй, вы сейчас нам и ребят собьете с пути, и Незнайку мы так и не сможем убедить учиться в школе. Как вы не понимаете, что пропадете без школы:
А ведь теперь без грамоты пропадешь
Далеко без грамоты не уйдешь
Ни попить без грамоты,
На воротах номера не прочесть.
Так что подумай хорошенько, Шаляй-Валяй, как дальше жить будешь?
Шаляй-Валяй: Что же делать мне теперь?
Весь засох от скуки
Телевизор, койка, дверь
Шаляй-Валяй поют песню «То ли еще будет»,
Шаляй-Валяй: Видно, действительно нам без грамоты не прожить.
Лень: давай проситься в Страну Знаний.
Просятся у ребят и Госпожи Науки
Незнайка: Я много думал и решил, что плохо не учиться, ведь я даже не успевал за ребятами играть, танцевать, отгадывать загадки. Буду проситься в Страну Знаний. Может, попробовать? Так и быть, в этом году обязательно попробую учиться, а не лениться!
Госпожа Наука: Поверим им, ребята? Возьмём их в волшебную Страну Знаний с собой? (дети отвечают)
Госпожа Наука: Вот и настала пора отправляться нам всем в Страну Знаний, ведь теперь вы стали настоящими школьниками. Но напоследок я хочу всем первоклассникам подарить маленькое волшебство - мы с вами попробуем узнать, на какие же оценки будут учиться наши ребята. Какие оценки ставят детям, которые хорошо учатся? (ответы детей) Правильно, четыре и пять.
Госпожа Наука проводит игру "Оценки", Незнайка, Лень, Шаляй-Валяй помогают ей.
Госпожа Наука: Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! (Госпожа Наука засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все двойки и тройки, показывает их детям). Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что у нас не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки.
Поздравление первоклассников, вручение грамот и портфелей
Госпожа Наука: Ну что ж, мне пора уходить. Но я с вами не прощаюсь и жду вас в моей удивительной и чудесной Стране Знаний!
Следующая загадка
Цель занятия: создать условия для снижения уровня тревожности учащихся 1-х классов и их родителей при вступлении в школьную жизнь.
Способствовать установлению позитивных эмоциональных контактов между учениками, учителями и родителями.
Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, предполагать, рассуждать .
Формировать уважительное отношение к учителю.
Создавать условия для осознания детьми непрерывной связи поколений.
Создавать предпосылки для взаимодействия в малой группе.
Создавать предпосылки для формирования интереса к изучению истории своей семьи.
Адресная аудитория: учащиеся 1-х классов, их родители, учителя. В несколько измененном варианте занятие может быть адресовано также старшим дошкольникам с родителями в период подготовки к школе.
Организационно-методические условия:
занятие проводится в первые дни учебного года
длительность занятия составляет 45 мин.
в занятии для первоклассников принимают участие их родители и учитель, при этом цели занятия должны быть понятны учителю и приняты им
занятие может быть проведено с целым классом, но оптимальное число детей в группе не более 12 человек
у классных руководителей первых классов нужно попросить их детские фотографии того периода, когда они сами были первоклассницами, оформить и выставить эти фотографии так, чтобы детям на занятии было удобно их рассматривать
для проведения занятия необходимо организовать экспозиционное пространство в коридоре школы (инсталляция «Ленинградский дворик») и в рекреации или кабинете (инсталляция «Уголок ленинградского школьника»)
Описание инсталляции «Ленинградский дворик» :
Часть коридора оформляется как городской дворик 70-х годов ХХ века.
Веревка с закрепленным прищепками бельем (простыня, ползунки, рубашка, носки, полотенце).
Солнышко, облака, силуэты птиц вырезать из цветной бумаги и прикрепить на дверях в коридоре так, чтобы закрыть таблички с названиями кабинетов.
На стене прикрепить вырезанное из ватмана дерево с разноцветными осенними листьями, под ним положить мячик, ведерко, совок, формочки.
Силуэт крадущейся кошки из черной бумаги прикрепить к стене, рядом поставить блюдечко с молоком, положить мягкую игрушку «мышка».
Сухие желтые листья, желуди, каштаны, гроздья рябины для оформления пола.
«Лужа» на полу из серебряной бумаги, в ней – бумажный кораблик, камушки, сухие ветки.
Надпись мелом на железной двери «Коля + Оля = л…».
Скамья, на ней спортивная сумка, ракетки для игры в бадминтон, воланчик.
Корзинка с вязаньем носка на 5 спицах.
Описание инсталляции «Уголок ленинградского школьника» :
Часть рекреации или кабинета оформляется как детский уголок в комнате 70-х годов ХХ века.
Старые обои (закрыть ими часть стены).
Окно, нарисованное на ватмане, крепится сверху на обои. Поверх окна крепится настоящая тюлевая штора (70-е годы ХХ века) с красивым подхватом.
Под окном на стену прикрепить силуэт сидящей кошки, вырезанной из ватмана. Хвост из настоящего меха положить на пол, прикрепить к силуэту кошки.
Перед окном подставка под цветы (70-е годы ХХ века), на ней вязаная крючком салфетка, горшок с цветком герани, маленький чугунный утюжок.
На стене рядом с окном детские рисунки.
Под окном стоит коробка для игрушек (мишка, машинка, пластмассовый пистолет, детские книжки).
Рядом с окном детский стульчик (60-е годы ХХ века). На спинке стульчика аккуратно висят школьное платье, черный фартук, белый фартук, черные и белые ленты (60-е годы ХХ века).
Кукла (60-е годы ХХ века) сидит на стульчике.
Детский столик, накрытый скатертью до пола. На столике газета «Смена» от 1 сентября 1981 года, школьные принадлежности прошлых лет:
- Пенал металлический, в нем карандаши, ручка, перья, скрепки, кнопки;
- Коробка с цветными карандашами;
Старый портфель (60-е годы ХХ века) спрятан под скатертью. В портфеле лежат картонные цветные карандаши с загадками, а также рас краски на тему «Школьные принадлежности».
Стулья по числу участников занятия
Столы по числу команд
Методический материал, разработанный к занятию:
«Цветные карандаши» (5 штук – по числу загадок), изготовленные из картонных прямоугольников размером примерно 5см х 20см. На лицевой стороне каждого карандаша есть крупная буква – Ш, К, О, Л, А. На оборотной стороне каждого карандаша размещается загадка о школьных принадлежностях и приклеивается магнит, с помощью которого «карандаш» в ходе занятия крепится к магнитной доске.
Раздаточный материал:
Вырезанные из ватмана формата А3 «портфели» по числу команд.
Раскраски (учебные принадлежности) по числу учеников.
Наборы цветных карандашей – по одному на команду.
Клеящие карандаши – по одному на команду.
Предполагаемые результаты:
В ходе занятия у взрослых появляется возможность вспомнить себя в период вхождения в школьную жизнь и осознать трудности, испытываемые в данный момент ребенком. Вследствие этого уменьшается число критических замечаний и негативных оценок в адрес ребенка. Учитель, в неформальной обстановке рассказавший детям что-то о себе, предстает перед детьми живым, теплым, добрым человеком.
Кроме того, на основе воспоминаний о первом периоде школьной жизни появляются новые темы для общения между детьми и родителями, зарождается интерес к изучению истории своей семьи. Таким образом, опосредованно происходит ожидаемое снижение уровня тревожности у первоклассников и их родителей.
План занятия:
Орг. момент, приветствие
5 минут
Установление контакта с аудиторией
Формирование интереса к предстоящему занятию
Эмоциональное погружение в тему занятия
Организация экспозиционного пространства с использованием ярких визуальных и аудиальных образов: фотографии различных моментов школьной жизни прошлых лет, инсталляция «Ленинградский дворик», аудиофайл «Звуки двора»
Ознакомление
с инсталляцией «Уголок ленинградского школьника»
15 минут
Развитие наблюдательности, умения сопоставлять, сравнивать, предполагать
Установление позитивных эмоциональных контактов между учениками и учителем
Фокусировка внимания на определенных экспонатах: детские игрушки, старая газета, школьная форма
Вопросы к учащимся
Взаимодействие с экспонатами: рассматривание, бережное держание в руках, передача из рук в руки
Взаимодействие с учителем: одевание нарядного школьного фартука на девочку
«Загадки старого портфеля»
10 минут
Развитие умения внимательно слушать, рассуждать, делать выводы
Загадки в стихах об экспонатах
Взаимодействие с учителем: отгадывание загадок, прикрепление «карандашей» к доске
Тактильное взаимодействие с экспонатами: бережное держание в руках, передача из рук в руки, укладка в портфель
«Узнай учителя по детской фотографии»
5 минут
Формирование уважительного отношения к учителю
Развитие позитивных эмоциональных контактов между учениками и учителем
Создание условий для осознания детьми непрерывной связи поколений
Взаимодействие с учителем: зрительный контакт, вопросы к учителю, беседа с учителем
Творческое завершение занятия «Собираем портфель»
10 минут
Создание предпосылок для взаимодействия в малой группе
Создание предпосылок для зарождения интереса к изучению истории своей семьи
Работа в малых группах: раскрашивание, приклеивание, умение попросить о помощи и принять помощь взрослого или сверстника
Ход занятия:
Организационный момент, приветствие .
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проведем занятие “Загадки старого портфеля”. Скажите, ребята, кто провожал вас в школу 1 сентября?
- Мамы, папы, бабушки, дедушки!
- Как вы думаете, они когда-то учились в школе?
- Действительно, каждый из нас, взрослых, когда-то был первоклассником, и так же, как вы, радовался или тревожился по этому поводу. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, в детство мам-пап-дедушек-бабушек.
Итак, сейчас мы будем подниматься по лестнице. Вы увидите на стенах фотографии – они помогут вам представить, как одевались, как причесывались мамы-папы, бабушки-дедушки, когда были детьми – такими же, как вы сейчас.
Потом мы пройдем через ленинградский дворик. Почему «ленинградский»? Откуда взялось это слово?
- В те времена наш город назывался Ленинград, потому и двор - ленинградский.
- Совершенно верно! Дворик маленький, уютный, таких много было здесь, на Пискаревке, лет 30 тому назад. Проходя через дворик, внимательно оглядитесь – вы заметите много интересных деталей. Во дворах сушилось белье, бабушки вязали внукам носки и варежки, дедушки играли в домино, а дети играли самостоятельно, без родителей. И, наконец, мы попадем в уголок ленинградского школьника. Вот там нас и ждёт старый портфель со своими загадками.
Вслед за ведущей дети с родителями парами поднимаются по лестнице, рассматривают фотографии, проходят через «дворик» в рекреацию, садятся на стулья. Во время прохода детей хорошо слышны звуки двора (файл МР3 «Звуки двора»).
Ознакомление с инсталляцией «Уголок ленинградского школьника».
- Итак, мы с вами оказались в далеком прошлом, в комнате, где живет семья с ребенком. Вы видите детский уголок в этой комнате: окно, занавеска, герань. Рисунки на стене, столик, стул, игрушки…
Прежде, чем старый портфель откроет вам свои секреты, подумайте и ответьте на 3 вопроса. Вы - школьники, вы знаете: если хочешь ответить на вопрос – не кричи, а подними руку и жди, когда тебя спросят.
Внимание, первый вопрос. Какой предмет из тех, что вы видите здесь, в детском уголке, поможет точно определить, в какой год и даже в какой день прошлого мы попали?
- Газета на столе!
- Да, вы правильно догадались – именно газета укажет нам год, число и день недели.
Ведущая разворачивает газету и предлагает кому-нибудь из детей прочитать название и дату выхода газеты (газета «Смена» от 1 сентября 1981 года), а затем привлекает внимание детей к большой фотографии счастливой первоклассницы на первой полосе:
- В нашей стране учебный год очень давно начинается именно 1 сентября. Но только в 80-е годы прошлого века этот день официально получил статус праздничного и стал называться - как?
- Правильно! Второй вопрос. Перед вами - детский уголок. А все-таки, подумайте и решите, мальчик или девочка живет здесь?
(дети вразнобой отвечают про мальчика или девочку, ориентируясь на игрушки – пистолет, кукла, мишка, машинка)
- Нельзя с уверенностью сказать, мальчик или девочка живет в этой комнате, потому, что игрушки могут принадлежать как мальчику, так и девочке. Детские рисунки на стене комнаты тоже могут быть нарисованы и мальчиком, и девочкой. Книжки, которые мы здесь видим, также читают и мальчики, и девочки.
Давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны. Можете ли вы по внешнему виду отличить дошкольника от школьника?
- Да, у школьника есть рюкзак (портфель, ранец).
- А чем еще школьник отличается от дошкольника? Посмотрите, что висит на спинке стула?
- Коричневое платье, черный фартук - это школьная форма!
- Вот теперь мы точно можем сказать, что хозяйка этого уголка – девочка!
Школьное платье надевалось каждый день, и, чтобы украсить его, девочки пришивали разные манжеты и воротнички. Большинство девочек носили косы. Ленты для кос были не капроновые, как сейчас, а шелковые. Их нужно было гладить утюгом каждый раз перед тем, как вплетать, - иначе косички выглядели неаккуратно. Вот таким утюжком девочка гладила свои ленты.
(ведущая показывает, как гладить ленты, и говорит, что чуть позже ребятам можно будет попробовать это сделать)
Черный школьный фартук – это повседневная одежда школьницы, а в праздничные дни девочки надевали белый парадный фартук.
Ведущая предлагает примерить белый фартук подходящей по росту и комплекции девочке, при этом намеренно запутывается, не справляется и просит помочь учителя. Обычно учитель охотно соглашается продемонстрировать свое умение надевать школьный фартук Задача ведущего – подчеркнуть сильные стороны личности учителя, такие, как готовность откликнуться, умение помочь, доброжелательность, жизненный опыт, чувство юмора и т.д.
- Ребята, школьная форма девочки сохранилась, а мальчика – нет. Почему, как вы думаете?
- Мальчишки играют в футбол, лазают по деревьям, возятся, - вот костюмчик и износился.
- Внимание, третий вопрос: где же в этом уголке прячется старый портфель со своими загадками?
- Под столом! Под скатертью!
Ведущая достает портфель из-под скатерти, нежно гладит его, предлагает погладить детям, обращает внимание детей на шершавую поверхность материала, из которого он сделан, спрашивает, как называется этот материал, и даже предлагает понюхать, так как приятный запах натуральной кожи ощущается до сих пор.
- Сейчас мы узнаем, какие загадки хранит старый портфель, и поможем собраться в школу хозяйке нашего детского уголка.
Игра «Загадки старого портфеля».
Ведущая вынимает из портфеля 5 разноцветных картонных карандашей. На оборотной стороне каждого карандаша написана загадка и приклеен магнит, позволяющий прикрепить его к магнитной доске. Школьные принадлежности-отгадки лежат перед ребятами на том же столике:
Ведущая передает карандаши учителю.
Учитель предлагает детям на выбор вытянуть карандаш, читает загадку. Конечно, загадку может прочитать и хорошо читающий ребенок, если таковой в данной группе имеется. Ребята отгадывают загадку, выбирают на столе отгаданный предмет, учитель вместе с детьми рассматривает его, дает потрогать, затем кладет в портфель.
Карандаш с загадкой передается ученику, а тот прикрепляет его к магнитной доске. В итоге, собранный портфель ставится на почетное место, а на магнитной доске прикреплены 5 карандашей. На лицевой стороне каждого карандаша написана буква: О, Л, Ш, К, А.
- Интересно, какое слово можно сложить, если поставить карандаши в правильном порядке?
Загадки о школьных принадлежностях:
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его. (букварь)
Карандаш, линейку, ластик
Сохранит коробка-пластик.
Не беда, что очень мал, —
Все вместит цветной. (пенал)
Любят нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашивают сами
Разноцветными носами… (цветные карандаши)
Отметки, замечания учитель пишет в нем
Уроков расписание мы тоже в нем найдем
Хранит и бережет его примерный ученик
«Пятерок» в нем полным-полно, тот документ… (дневник)
Под обложкой — клеточки,
Чтоб примеры записать,
Ученик открыл. (тетрадь)
Игра «Узнай учителя по детской фотографии».
- Ребята, сегодня вы проявили себя внимательными, сообразительными, умными школьниками. Старый портфель и мы с Марией Ивановной (имя, отчество учителя) желаем вам развивать в себе эти качества, чтобы стать увлеченными учениками.
А когда-то Мария Ивановна тоже была первоклассницей. Рассмотрите фотографии девочек-первоклассниц на стене. На одной из них - маленькая Мария Ивановна . Узнаете, на которой?
(Задача ведущей – с помощью наводящих вопросов помочь детям угадать учителя на детской фотографии)
- Да, вы угадали. А как тогда называли Марию Ивановну ?
(дети предлагают разные варианты детского имени учителя – например, Машенька, Машута и т.д.; учитель подтверждает догадки детей)
- Машенька росла, училась и стала красивой, образованной, уважаемой женщиной – вашей учительницей Марией Ивановной . Какой достойный жизненный путь! Вы хотите поближе познакомиться с Марией Ивановной ?
- Мария Ивановна , ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов!
(Сначала ведущая сама задает один-два вопроса учителю, затем предлагает детям тоже задать свои вопросы). Вопросы могут быть, например, такими:
А вы хорошо учились?
А Вы добрый человек?
А у вас есть дети? А домашние животные?
А Вам нравится работать учителем?
А Вы помните, как пошли в 1 класс?
К этому моменту обстановка обычно настолько теплая, что учитель охотно делится с детьми своими детскими воспоминаниями и переживаниями.
Творческое завершение занятия «Собираем портфель».
- Старый портфель, кроме загадок, хранит еще и раскраски.
Разделитесь на команды по 5-6 человек. У каждой команды будет портфель, вырезанный из бумаги. Нужно будет «собрать портфель», то есть, приклеить на него раскрашенные вами школьные принадлежности. «Собранные портфели» вы заберете с собой в класс.
Ученики, которые заканчивают раскраски раньше других, могут рассмотреть игрушки в детском уголке, погладить утюжком ленты и т.д.
Следующая загадка
-регулятивные УУД : контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образными (рисунками, таблицами), словесно-образным и словесно–логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
-коммуникативные УУД : строить монологическое высказывание
-личностные УУД : самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, проявлять навыки сотрудничества в различных ситуациях.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд 1
-У вас на партах лежат листы. Переверните их. Что объединяет все эти предметы?
-Верно. Это школьные предметы.
Я не случайно раздала вам эти рисунки. Скажите, где вы храните эти предметы?
Правильно. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
-Тема нашего классного часа «Тайны школьного портфеля»
-Это школьные принадлежности.
2. Основная часть
-Вы уже учитесь в 4 классе, уже почти взрослые ученики. А задумывались ли вы когда-нибудь как появились эти самые школьные принадлежности? Сколько веков они существуют в обиходе школьников?
-Тогда давайте представим, что мы с вами переместились внутрь школьного портфеля. Что вы там видите?
-Хорошо. Вы прекрасно помните о том, что первоклассники начинают свой школьный путь с изучения азбуки. Давайте вспомним, что означает слово «азбука»?
-На самом деле слово «азбука» образована от слияния 2-х букв славянского алфавита – «аз» и «буки». А кто был создателем первого алфавита на Руси?
Принято считать, что названия славянским буквам придумал создатель славянской азбуки Кирилл в IX веке. Ему хотелось, чтобы само название буквы было не бессмысленным звуком, а обладало значением. Первую букву он назвал азъ - по-древнеболгарски "я" вторую – просто "буква", третью –вƀдƀ -от древнего славянского глагола вƀдƀти – "знать". Если перевести на современный русский язык название первых трёх букв этой азбуки, получится "Я букву узнал".Первая печатная азбука была составлена и издана печатником Иваном Федоровым в городе Львов в 1574г. (442 года назад)
-Ребята, мы вспомнили с вами историю азбуки, а теперь давайте поговорим о школьном портфеле. Может кто-нибудь знает его историю?
-А вот что о нем знаю я. Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
А теперь загадка. Будьте внимательны.
-В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
- Верно, это пенал. Это слово пришло к нам из латинского языка. Penna – это значит перо. Так как изначально пенал был сделать из плотных материалов, таких как дерево, в нем было удобно держать перья для письма. Сегодня у нас в пеналах лежат и ручки, и карандаши, и для линейки с ластиком место найдется, но название для этой «коробочки» не поменялось.
-А теперь я предлагаю вам поиграть.
Загадки (слайд 5 – 17)
Линию прямую,
Нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь. (линейка)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадка)
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть. (пластилин)
Не похож на человечка,
но имеет он сердечко,
и работе круглый год
он сердечко отдает.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
он раскрасил мне альбом. (карандаш)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (краски)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней — станешь вчетверо умней. (книга)
Отдохнули немножко, продолжим. Давайте соберем пенал.
-Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
-Верно, ребята. Это ручка. Одна из самых главных жительниц ваших пеналов. Без нее сегодня никуда, и у нее очень интересная история.
(Слайд 19) От далекой древности и до сегодняшнего дня ручка прошла большой путь эволюции. Древние люди писали камнями.(Слайд 20) Затем появились костяные и глиняные палочки. (Слайд 21)Люди очень долгое время их использовали , но вскоре перешли на перья. Брали только гусиные, потому что они были самыми прочными. Их обмакивали в чернила и таким образом писали.(Слайд 22) И только в 19 веке гусиные перья заменили железными. Они то и стали прототипами современных ручек. Такие перья существуют и в наше время, чаще всего их делают из стали.(Слайд 23) Сейчас таким пером оформляют важные документы или пишут красивые письма мастера каллиграфии. (Слайд 24) В конце 19 века была изобретена ручка, заправляемая чернилами – так называемая «вечная» или «самопишущая» ручка. Но чернил в ней хватало не на долго. Немного позже была изобретена первая шариковая ручка с густой пастой. (Слайд 25)Ее назвали шариковой, потому что внутри металлического стерженька вставлен маленький шарик. Когда ручкой водят по бумаге, шарик прокручивается, оставляя за собой след из чернил. Сегодня помимо шариковой есть еще и гелевая ручка. Они отличаются только густотой чернил.
-Спасибо. Садись на место.
-Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
-Верно. Это карандаш. Ч то, казалось бы, интересного в обычном карандаше? А ведь без него - никуда. Даже первые космонавты улетали с ним в космос. Ведь он может писать не только в космосе, но и под водой, и перевернутый вверх! Он не течет (что очень важно), и его надпись легко удаляется. А главное, как можно рисовать без него? Так что никакая клавиатура компьютера его не заменит.Так как же началась история карандаша?
(Выходит ребенок и рассказывает)
(Слайд 27)Далеким предком карандаша можно считать головешку из костра, которой первобытный человек делал первые рисунки на стенах пещер. Потом использовали древесный уголь.(Слайд 28) Начиная с 13 века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке и хранили в футляре. Наверное с этого момента и можно считать, что началась история карандаша.(слайд 29)Существовал и «свинцовый карандаш». Через триста лет появились графитные карандаши.(Слайд 29 -) Английские пастухи однажды нашли в земле темную массу, которой они стали метить овец. Эта масса была похожа по цвету на свинец, и месторождение приняли за залежи этого металла. Но так как пули сделать из него не получилось, из нового материала стали делать тонкие, заостренные на конце палочки и рисовать ими. ( слайд 29-)Художники, чтобы было удобно и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, заворачивали их в бумагу или обвязывали бечевкой.(Слайд 29-)Современный карандаш изобрел более 200 летназад французский ученый Конте. Он предложил делать пишущие стержни из смеси порошка графита с глиной и помещать их в деревянную оболочку.
-Прошло уже более 200 лет, а карандаши все продолжают делать по этому рецепту. (Слайд 30) А вот их форма как только за эти годы не менялась! Они бывают круглые и с гранями, есть карандаши с увеличительным стеклом на конце или даже с бубенчиками. Они позванивают, и писать веселее! Есть карандаши с таблицей умножения, с азбукой, дорожными знаками. И даже для школьников, которые имеют обыкновение их грызть, сделаны витаминизированные карандаши!
-Хорошо. Садись на место.
-Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь . .
Заглянув в пенал каждого школьника, несомненно, можно найти разнообразные канцелярские товары, необходимые при обучении. Среди них находится и линейка. Простая, разделенная на сантиметры, она незаменима на уроках. Многие историки считают, что линейкам с делением на сантиметры и миллиметры более двухсот лет. Такого мнения придерживались ученые до тех пор, пока при раскопках Помпеи не был найден аналог современной линейки. (Слайд 32) Древние линейки представляли собой тщательно оструганные дощечки. Они помогали античным архитекторам при создании чертежей. (Слайд 33) В средние века немецкими монахами делались разметки линий и колонок на листах при помощи специальных свинцовых пластинок. У русских писцов линейка называлась «правильца». Однако знакомой для нас линейкой является та, что появилась в послереволюционной Франции. Ее разработка была поручена академикам. После точных измерений в Париже были изготовлены две линейки, они были сделаны из платины, ширина каждой составляла 25 миллиметров, а длина 1 метр, который получил название «республиканский метр». Линейка, даже изготовленная из дерева, была доступна не многим. Только ученые могли пользоваться ею. Постепенно линейка вошла в широкие народные массы. И около 200 лет линейка прочно заняла свое место в школьных портфелях. В Россию линейка попала как военный трофей в 1812 году. Однако их производство было налажено только в 1899 году. (слайд 34)Инициатором этого выступил Д.И. Менделеев, ученый – химик.
Читайте также: