Что такое загадка сравнение
Обновлено: 04.11.2024
Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ.
Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Образность речи.
Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.
Для достижения этой цели мы используем технологию ТРИЗ:
1. Сравнение
Для того, чтобы составить сравнение нужно:
Слайд (по строчкам)
1. Выбрать объект, в данном случае цыплёнок.
2. Обозначить его признак, берем цвет.
3.Определить значение этого признака:
- Цыпленок по цвету какой? (желтый)
4. Сравнитьданное значение со значением признака в другом объекте:
- Что или кто бывает еще желтым? (солнце, ….)
- У меня солнышко!
- Составляем сравнение по этой модели.
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.»
На первый взгляд фраза, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Сравнение можно составить с одним и тем же объектом,но по другим признакам: Слайд
«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»
«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»
«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»
Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.
Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.
2. Составление загадок
Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели:
Чтобы составить загадкупо первой модели необходимо:
1. Выбрать объект - самовар.
2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.
Далее даются образные характеристики по заданным признакам.
- Какой самовар по цвету? - Желтый.
Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? – Шипит (шипящий)-
(заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой самовар по форме? - Круглый
(заполняется третья строчка левой части таблицы).
Теперь делаем сравнениепо перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:
- Самовар желтый (Что или кто бывает таким же) - монета.
- Самовар шипящий (Что или кто бывает таким же) - вулкан.
- Самовар круглый (Что или кто бывает таким же) - арбуз.
После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Составляем загадку:
В 1. "Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".
В 2. "Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз".
Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.
Выбираем: 1. Объект – ежик,
2. Признак – действие.
(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что делает так же?
- Пыхтит как паровозик.
- Пыхтит как чайник.
- Собирает как кто или что делает так же?
- Собирает как хозяйка.
- Собирает как жадина.
- Семенит как кто или что делает так же?
- Семенит, как ребенок.
- Семенит, как дедушка.
Далее составим загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Примеры: В 1. "Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
В 2. "Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? НО Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Загадки, составленные с детьми:
1. «Зеленая, но не лягушка; треугольная, но не морковь; колючая, но не ежик.» - Ель.
2. «Круглый, как магнит; прыгучий, как белка; резиновой, но не сапоги.» - Мяч.
3. «Царапается, как человек; бегает, как машина; лакает молоко, но не собака.» - Кот.
4. «Летает, как самолет; плавает, как листик; щипает, но не краб.» - Гусь.
Прикреплённые файлы:
sozdanie-obraznyh-harakteristik_t5bv6.pptx | 1805,22 Кб |
Картотека игр по технологии «ТРИЗ» Разработана картотека игр по технологии "ТРИЗ" В картотеку входят развиваюшие игры для детей старшего дошкольного возраста. Игра «Фантазия».
Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа. Задачи: - Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.
Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.
Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.
Мастер-класс «ТРИЗ-технология» 1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников» 1.1. Ведущий мастер – класса 1.2. Время проведения 1.3. Цели и задачи.
Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.
Освоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ С пяти лет дети начинают сравнивать объекты по признакам: по цвету, по рельефу, по весу, по температуре, по размеру, по вкусу. Дети видят,.
Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.
Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?
С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.
Ходит по улицам барыня белая,
Город по крыши засыпала мелом!
(ответ: зима, снег)
Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.
На небе случился ох-переполох!
На весь свет решили там испечь пирог.
Но в кухне небесной мешки
На землю потоки муки
В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.
С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.
День уборки наступает,
Слоник хобот расправляет.
Там, где он сейчас прошел,
Дышится так хорошо!
Пыль всосал легко и быстро,
И ковер наш снова чистый!
Есть рама и два колеса.
Но не едет он никуда.
Этот маленький велосипед
На носу своем носит дед.
Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.
А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.
Царевна из сказки старой
Телевизора не имела,
Мобильником не владела,
Но знала все, что хотела,
Что ей помогало, ребята?
(ответ: яблочко на тарелочке)
Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.
Следующая загадка
Загадки-сравнения были и остаются достаточно популярными. Примечательно, что вообще всевозможные задачки активно используются для развития как совсем еще маленьких, так и школьного возраста детей и подростков. Принято считать, что загадки-сравнения помогают развивать у ребят такие важные качества, как воображение и логика. Вероятно, именно это делает их особенно популярными. Родители часто загадывают их детям, одновременно развлекая и развивая малышей.
Загадки: про сравнения и их особенности
Достаточно сложно определить, какие именно загадки можно считать сравнением. Традиционно выделяют два варианта таких логических задач:
- Противопоставления. Здесь активно используются частица «не» и союзы «а» и «но». То есть возможен вариант, который знаком многим: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». В данном случае замок, который закрывает дверь, сравнивается с животным. Но идет это сравнение от обратного - берется характеристика, которая присуща собаке (охрана входной двери, ведь собаки часто используются в качестве сторожей), и отыскиваются те черты, которые не совпадают. То есть слова о лае и укусах должны увести ребенка от мысли о животном.
- Сравнение с иными предметами. Здесь просто берется качество, схожее с другим предметом. Так, загадка про кузнечика говорит, что он, как трава, зеленый, а играет, как скрипач. Здесь нет отсылки на различия насекомого и иного предмета. Наоборот, были найдены схожие черты. Такой пример загадки-сравнения показывает, что в данной группе задачек выбирают те предметы, явления, которые имеют общие черты. То есть кузнечик имеет цвет травы, при этом звуки, которые он издает, традиционно сравнивают с игрой на скрипке.
Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло
Сравнение может быть создано с помощью слов:
Подобно редкому цветку прекрасна,
Но никогда гербарием не стану.
И не лови меня ты понапрасну, -
В твоем альбоме все равно растаю.
Хрупок, словно тонкое стекло,
На солнце полировкою сверкает.
Стало то им, что вчера текло,
То, что на морозе застывает.
Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.
Коричнево-сер я, как хлеба буханка,
Но мал и умею летать.
Я шустр, как у строгих хозяев служанка,
Сную, чтобы корм добывать.
Пою незатейливо, точно бубенчик:
Все динь да дилинь об одном.
Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,
Сосед ваш за каждым окном.
В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:
- союза как (коричнево-сер, как буханка хлеба; шустр, как служанка у строгих хозяев);
- союза точно (пою незатейливо, точно бубенчик).
С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.
Кислое с пресным сравнить интересно
Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.
Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:
- выразительность;
- эксперссивность;
- многоплановость;
- глубину.
Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.
Что же такое загадка?
Загадка – это вопрос, на который нужно ответить. Но он не требует глубоких познаний в каком-либо виде деятельности или науки. Чаще всего загадки-сравнения для детей могут описывать (сравнивать) те вещи или явления, которые встречаются повсеместно, но открывая их с другой стороны.
Также загадку такого рода можно охарактеризовать как логическую задачу, которая требует решения. Плюсы ее в том, что ребенок участвует в отгадывании с интересом. Это обусловлено стихотворной или забавной формой построения самого вопроса. И чаще всего обычные загадки и загадки-сравнения можно увидеть в форме стихотворения с простой рифмой, что позволяет их быстро запоминать. Такого рода вариант текста позволяет привлечь внимание малыша, заинтересовать его.
Сотворить лицо
Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:
- неодушевленные понятия;
- явления окружающей действительности;
- отвлеченные понятия.
В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:
- неповторимым;
- ярким;
- расширяющим способности слова передать картину мира, какие-либо чувства и ощущения;
- уникальным в передаче своего отношения к тому, что изображается.
Следующая загадка
Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала "подковаться" в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.
Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.
И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.
Форма краткая, образ емкий
Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.
Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:
- перенос;
- переносный смысл.
В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.
Прожорливый сеньор под чихающим небом
Вот еще примеры.
Красный сеньор смотрит сверху на грядки.
Все у него с аппетитом в порядке.
Воду с солями сосет из земли,
Быстро толстеет, соком налит.
Щеки развесил алые,
Выпятил пузо немалое!
Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.
Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.
Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.
Небо с утра грустит,
К обеду и вовсе хмурится:
Укрыло лицо в тени.
Я не иду на улицу.
Кашляло очень громко,
Чихало, – земля дрожала.
Насупило темные бровки
И горько так зарыдало!
Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Загадки-противопоставленияНе дирижер, а во фраке, птица, а не летает.
Узнать ответ ПингвинКругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Не огонь, а жжется.
Узнать ответ КрапиваНе конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
Не усат, а бородат,
И сердит на всех ребят,
Но не дедушка он всё же.
Угадайте, дети, кто же?
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Узнать ответ ВетерЩиплет, а не рак.
Шипит, а не гадюка.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.
В чем плюс загадок со сравнениями?
В чем же преимущества загадок, которые содержат в себе сравнения с другими вещами или предметами? Подчеркнем, что в данном варианте ребенок получает двойную пользу. Он не только видит те черты, которые присуще загаданному предмету, но и понимает, что из них можно отнести к другому. Так, в уже упомянутом примере про кузнечика малыш может выбрать отдельные строки и дополнительно закрепить информацию о цвете травы или же о музыкальных способностях скрипачей.
Если же родители поторопились и задали загадку, которую малышу еще рано отгадывать, так как ребенок еще не знаком с какими-то явлениями, то они могут тактично объяснить, что означает то или иное сравнение, а уже затем вместе с ребенком приступить к поиску ответа.
Гость в саду и странный наблюдающий глаз
Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.
Братья – маленькие детки –
Друг от друга ни на шаг,
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок
За подол зеленый
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!
(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)
Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!
(ответ: яичница глазунья)
Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:
- виноградины в грозди - детки, маленькие братья;
- все растение целиком - семья;
- матушка – лоза;
- зеленый подол – листва;
- усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.
В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.
Составление загадок с детьми
Также, чтобы ребенок получил разностороннее развитие, можно попробовать с ним составить собственные загадки-сравнения. Этот вариант достаточно прост, но требует повышенного внимания со стороны родителей. В первую очередь, нужно выбрать предмет, который предстоит загадать. Например, остановиться на мячике. Можно рассмотреть его вместе с ребенком и обсудить, что он делает, на что похож и с чем его можно сравнить.
Одна их характерных черт мяча – это прыгучесть. Вот тут стоит вместе с малышом вспомнить, кто или что еще может прыгать. В первую очередь, в памяти возникнет заяц, иногда могут появиться и более интересные ассоциации, например, кенгуру, кузнечик, мошка. То есть первая часть загадки уже готова.
Вторая часть может быть посвящена форме мяча. То есть это круглый пирожок, пончик, колобок и так далее. Теперь можно собрать загадку вместе. Может получиться два варианта:
- Прыгает, а не зайчик, круглый, но не колобок.
- Прыгает, как зайчик, он, круглый, словно солнышко.
Это два варианта загадок-сравнений, которые обязательно понравятся малышу, тем более что он сам участвовал в их составлении.
Читайте также: