Загадки с использованием олицетворения

Обновлено: 04.05.2024

Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Было установлено, что загадки входили в обряды, применялись при испытаниях мудрости и смекалки. В сказках и мифах загадки отгадывают герои и вожди, мудрецы и пророки. [2, с. 341]

Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать. [4, с. 44] Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир.

В загадках речь идёт о конкретном, видимом мире явлений и вещей, окружающих человека в его трудовой деятельности и в быту. Загадки, по мнению В.В. Митрофановой, находят поэзию в самых обыкновенных вещах. [2, с.343]

Каждый жанр фольклора имеет свои излюбленные стилистические приёмы, в нём получают наибольшее применение те или иные поэтические тропы. Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора. «Загадка может быть определена, - писал академик Ю.М.Соколов, - как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры». [1] А М.А.Рыбникова, подчёркивая особенность загадок, писала: «Загадка – ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора». [1]

Цель данной работы – выявить роль метафоры и олицетворения в загадках о растениях.

  1. проанализировать определения метафоры и олицетворения в разных источниках;
  2. составить классификацию наиболее распространённых способов образования метафорических загадок;
  3. определить особенности употребления олицетворения в загадках.

Объектом исследования явились 50 загадок о растениях.

Мы считаем, что данная работа может быть интересна и полезна объединениям юных филологов и всем, кто небезразличен к русской литературе и культуре.

2. Метафора и олицетворение в загадках о растениях

2.1. Определение метафоры и олицетворения в разных словарях

Мы проанализировали определения метафоры и олицетворения в разных источниках и выяснили, что в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся лишь определение метафоры, которое включает в себя и «концентрированное сравнение»: розы щёк вместо розовые щёки, и одухотворение или отождествление неодушевлённых предметов: вьюга злится, вьюга плачет [5].

Редакторы-составители «Словаря литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев метафорой считают «вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту». [3, с. 208] Олицетворением они называют «изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать» [3, с. 252]

В «Словаре литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов» сказано, что метафора – «вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений…» [4, с. 81-82], причём автор-составитель словаря одной из разновидностей метафоры называет олицетворение.

В своей работе мы опирались на определение «Словаря литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов».

2.2. Метафора – один из способов построения образа в загадках

Один из способов построения образа в загадках – метафора. Загадываемый предмет замещается другим: огурец – горница, арбуз – телёночек, камыш – мужик с бородою, морковь (или свёкла) – девица и т.д.

В качестве метафор в загадках чаще всего выступают имена существительные. Например: «Красненька матрёшка, беленько сердечко» (малина) или «Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).

Метафорами в загадках могут быть и глаголы: «Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю» (ель, сосна) или «Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).

В загадках «Мягок, а не пух, зелен, а не трава» (мох) и «Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька» (черника) в качестве метафоры употребляются имена прилагательные.

Нередко, однако, в качестве метафор в загадках выступают различные части речи. Например: «На лесной поляне красуется (глагол) Татьяна (существительное): алый сарафан (существительное), белые крапинки» (земляника), «Стоит кудрявый Ваня (существительное) в зелёном кафтане (существительное), в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат (прилагательное) и невелик (прилагательное), а подарком наделит (глагол)» (орешник).

2.3. Способы образования метафорических загадок

С.Г.Лазутин выделяет шесть основных наиболее распространённых типов или способов образования метафорических загадок.

1. Предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства: «На кургане, на поляне сидит курочка с серьгами. Кто мимо не пройдёт – всем по коробу даёт» (ягоды), «Сидит Федосья, распустив волосья» (зелёный лук).

2. Предметы сопоставляются по цвету: «Море красное, берега зелёные, рыбки чёрные» (арбуз), «Синий мундир, белая подкладка, в середине – сладко» (слива).

3. Предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации: «Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупка мягонька, белок сладенький, а желток костяной» (слива).

4. Предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа: «Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает» (лес).

5. Предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного: «Платье потерялось, пуговицы остались» (черёмуха), «Платье скинула, а пуговки остались» (рябина)

6. Предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в поведении: «Летом шубу надевает, а зимой снимает» (лес), «Стоит мужик над водою, трясёт сивой бородою» (камыш).

Метафора в загадках отличается от метафор в других фольклорных жанрах тем, что даётся в форме занимательной игровой задачи.

С.Г.Лазутин считает метафору душой загадки, понять которую – «значит понять саму загадку, раскрыть её суть, определить её жанровые особенности» [1]

2.4. Олицетворение в загадках

Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, и тогда возникают олицетворения. Например, капуста на разных этапах роста сравнивается с человеком в различные годы его жизни: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём». А в загадке «Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит» подсолнух сравнивается с непоседливым мальчиком. Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, придают загадке большую поэтичность, создают яркие образы и картины.

Мы убедились, что благодаря метафоре и олицетворению с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: черёмуха становится кузницей (№ 35) [1] , грибы – молодцами (№ 22), камыш – стариком (№ 25), скорлупа ореха – горшочком (№ 12, 14), а ядро его – кашкой (№ 12) или ухой (№ 14).

В процессе исследования я научилась работать с научной литературой, анализировать определения одних и тех же понятий в разных источниках, делать выводы.

Следующая загадка

«Красненька матрёшка, беленько сердечко» (малина)
«Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
«Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю» (ель, сосна)
«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).

«Мягок, а не пух, зелен, а не трава» (мох)
«Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька» (черника)

«На лесной поляне красуется Татьяна : алый сарафан, белые крапинки» (земляника),
«Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и невелик, а подарком наделит » (орешник).

Метафора («На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» (березки).

Сравнение («Желтый одуванчик по двору идет// Желтый одуванчик зёрнышки клюёт» (цыпленок).
олицетворение ("Два братца пошли в воду купаться" (ведра)

Следующая загадка

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Загадки с олицетворением, желательно 3 штуки . » по предмету 📙 Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Новые вопросы по литературе

Помогите придумать два стихотворения на любую тему для 3 класса по русской литературе

Следующая загадка

«Красненька матрёшка, беленько сердечко» (малина)
«Золотое решето чёрных домиков полно» (подсолнух).
«Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю» (ель, сосна)
«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (крапива).

«Мягок, а не пух, зелен, а не трава» (мох)
«Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька» (черника)

«На лесной поляне красуется Татьяна : алый сарафан, белые крапинки» (земляника),
«Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и невелик, а подарком наделит » (орешник).

Читайте также: