Загадки с чередованием е и

Обновлено: 25.12.2024

Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.

Развивать умение правильно писать буквы е-и в корнях с чередованием.

Воспитывать интерес к произведениям УНТ.

Оборудование: таблица, раздаточный материал.

-Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.

Поручили Незнайке как-то написать плакат.

Начал он было писать «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. И тут вспомнил о справочном бюро.

-Скажите, пожалуйста, как написать « собирайте» или « соберайте»?

-Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант…

-Что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О чередовании гласных е-и в корне).

-Правильно, сегодня мы познакомимся с корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша главная задача – научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием. А помогут нам в этом произведения устного народного творчества.

3.Знакомство с н/м.

- На доске записаны пословицы:

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает.

- Запишите пословицы, объясните их смысл.

-Выпишите из пословиц однокоренные глаголы:

Соберешь - собираешь

-Какие гласные чередуются в корне?

-Запишите ещё пары глаголов:

Удерёт – удирает

Замереть – замирает

Запереть – запирает

Стереть – стирает

- Выделите в этих словах корни.

- Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и? Попробуйте сформулировать правило.

- Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.

Чтение правила в учебнике на странице

-От чего зависит выбор гласных е - и в корне ?

Есть ли в слове после корня суффикс –а-?

4. Работа с таблицей «Буквы е- и в корнях с чередованием».

-На партах у Вас лежит таблица «Буквы е- и в корнях с чередованием». Внимательно рассмотрите ее и выпишите примеры с теми корнями, которые нами еще не рассматривались сегодня на уроке.

-Прочитайте, что Вы выписали?

Перестелить - перестилает

Выжегший - прожигает

Блестеть - блистает

Вычет - вычитание

-Назовите корни, в которых чередуются гласные е - и.

-Корни с чередованием е - и запомнили. Теперь посмотрим, сможете ли Вы найти слова с этими корнями в загадках.

5. Тренировочные упражнения.

Выборочное списывание.

Выпишите из загадок только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.

1. Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять. ( Небо, звезды, месяц). 2.Белый Тихон с неба спихан , где пробегает- ковром устилает. (Снег). 3.Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало. (Роса). 4.Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся. (Письмо). 5.Чего в коробейку не спрятать и не запереть? (Свет.) 6.Черна,мала крошка, соберут немножко, в воде поварят, кто съест-похвалит. (Каша).7. Маленький черпачок, красненький колпачок, три раза в день берется и опять на место кладется. ( Ложка).8. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и других кормлю. (пахарь).9.Низок. да колюч, сладок, да пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь.( Крыжовник).

Объяснительный диктант

1. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 2. Ешь горькое , доберешься и до сладкого. 3.Кого слова не берут, с того шкуру дерут.4. Снега надует – хлеба прибудет; вода разольется – сена наберется. 5. Скупой запирает крепко, а потчует редко.6. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. 7. Ржавое железо не блестит.

6.Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке? С каким правилом познакомились?

-Вернемся к нашему грамматическому рассказу. Что же ответил суффикс консультант Незнайке?

Если после корня –а-,

В корне будет И всегда.

Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Сейчас посмотрим, как вы это правило усвоили.

7. Проверочная работа.

Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

1. За все б_рется, да все не удается. 2. Золотой молоток и железные ворота отп_рает.3. Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не б_рут. 4. Одной рукой соб_рай, другой раздавай! 5. Рукою погоняет, а другою слезы ут_рает.

Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

1. Не все то золото, что бл…стит. 2. По капле и море соб…рается. 3. За всякое дело б…рись умело. 4. не боги горшки об…гают. 5. Как пост…ешь, так и поспишь.

Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

Найдите «четвёртое лишнее»:

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущсущ

Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»

От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например __________________

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г. рит восток зарею новой.
Сг. рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог. рает.
Но в нас г. рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

Следующая загадка

Материал для творческих работ

Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»

Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.

Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………

Творческая работа №3 по теме «Корни с чередованием»

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам. чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно.
Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.
Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. 91 сл.

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г. Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну.
Вдруг раздался ужас…ный рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг… Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил. сь? 90 слов

Текст составлен ……….. Владимиром

Важные уроки

Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки. Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»

Текст составлен ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол. гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов

Текст составлен ………………….. Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол. гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов

Потерялись!

Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись. Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю. Ура! 64 слова

Текст составлен ……………………… Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл. жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов

Следующая загадка

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

- формировать умение видеть чередования гласных е // и в словах;

- развивать орфографическую зоркость;

1.Организационный момент.

Приветствие. Мотивация к учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания. (упр. 923)

3.Изучение нового материала.

А)Повторение ранее изученного (фронтальный опрос).

На доске написаны слова, вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

2.Р..стительность 6. Р..сточек
3.Изл..жение 7. К..сательная
4.Прик..сновение 8. Выр…щивать

Что объединят данные слова? Какая орфограмма? Сформулируйте правила.

Б) Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Обучающиеся записывают под диктовку учителя текст.

Учитель выводит текст на доску для самопроверки.

- Поставьте себе оценку за работу.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднения? Почему?
- А к какой группе вы отнесёте слова собирать – соберёшь? Почему? Один это корень или разные?

(Формулируют тему урока и цель в виде вопроса: когда мы будем писать Е , а когда И).

- Как думаете, какова тема урока? - Правописание корней с чередованием гласных е // и в корне.

- Какова главная цель урока? - Понять, какие чередования гласных происходят в словах.

- Какова задача урока? - Научиться видеть чередования гласных е // и в словах).

В) Чтобы научиться правильно писать слова с чередованием Е-И, выполним задание на карточках.

На карточках (задание №1) записаны пары слов:

Замереть – замирать Соберу – собирать Стереть – стирать

Отдерёт – отдирать Отпереть – отпирать Застелить – застилать

- Прочитайте пары слов, выделите корни.

- Сравните эти корни.

- Какой можно сделать вывод? (формулировка правила).

Г) Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте ? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е , все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение высвечивается на экран. Хоровое проговаривание.

Д) Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

- Игра «Хлопок» (учитель называет слова с чередующимися гласными: Е-один хлопок, И-два хлопка):

набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Прочитайте предложения, найдите слова с чередующейся гласной и объясните написание слов.

1)А по двору метелица ковром шёлковым ст…лется… 2)На густых иголках бл…стки горят. 3)Бл…стает речка, льдом одета…4)На многие тысячи километров расст…лаются просторы нашей Родины. 5) За всё б..рётся, да не всё удаётся. 6) Золотой молоток и железные ворота отп..рает. 7) Малая искра города подж..гает, а сама прежде всех пом..рает. 8) Не все то золото, что бл..стит.

- Р абота с учебником.

Упр.928 (прочитать задание к упражнению, вспомнить, что такое видовые пары, выполнить упражнение на доске и в тетради).

Самостоятельная работа (упр.929), взаимопроверка.

4. Итоги урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- От чего зависит выбор гласных Е или И в корнях с чередованием?

- Где можно применить новые знания?


Приём «Незаконченное предложение» (карточка).
На доске записаны предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне……понравился.
Я сегодня на уроке узнал, что…..
Я ….доволен своей работой на уроке.

За работу на уроке я поставил себе оценку …

4. Домашнее задание.

1) Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.

Уб…рать комнату, заст…лить газетами, выт…рем насухо, уб…рём вместе, заст…лая аккуратно, тщательно выт…рать, уп…реться в стену, долго уп…раться, заб…рёт с собой, бл…стать чистотой, бл…стеть на солнце, зам…рать от восторга.

а) Используя записанные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру «Как я помог(ла) маме».

Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Следующая загадка

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

1. Этап создания психологического комфорта.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости, а гости - это всегда радость и хорошее настроение.

-Поприветствуйте гостей улыбкой, а себе пожелайте мысленно удачи .

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

-Дети, вам тепло? (Да!)

В нашем классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

А хотите вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Ребята, свою работу на уроке мы будем фиксировать на листе самоконтроля. Не забывайте его заполнять после каждого задания.

2. Орфографическая разминка.

Сейчас мы проведем орфографическую разминку, которая поможет вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках. Я вам загадываю загадки, а вы записываете ответы в клетки кроссворда.

-Какие орфограммы встретились?

1) Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.(сне г )

2) Светит, сверкает, всех согревает.(со л нце)
3) На лугу растёт она

Высока и зелена.

С лугом простится,

В сено превратится.(тр а ва)
4) Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась. (гроза)
5) Я весною прилетаю,
Новый домик обживаю,
Буду сторожем в саду.
Мошек всех переловлю! (скворец)
6) Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют. (листочки)

-Какое у вас слово получилось по вертикали? Все справились с заданием? Отметьте нужный кружок в своей таблице.

- Давайте посмотрим, что вы уже знаете о глаголе. Вы будете отвечать на мои вопросы «+», если согласны, « - », если не согласны, записывая ответы в тетради.

Я утверждаю, что .

УТВЕРЖДЕНИЯ

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делает? Что сделает?

3. Глагол –отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы изменяются по падежам

5. Глагол изменяется по родам, числам, лицам, временам.

6. Не с глаголами пишется слитно.

7. Глагол в предложении является сказуемым

8.Глаголы во всех временах изменяются по родам.

9. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

9. Глаголы бл…стеть и бл…стать являются однокоренными и в них пишется одна

и та же буква? (возникновение затруднения. )

-Не забываем оценивать свою деятельность .

III. Постановка учебной задачи.

Посмотрите на слова 1 и 2 столбика . Что изменилось в словах? Корень изменился? Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

- Что мы должны выяснить? (Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.) Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.)

– Запишем тему урока в тетрадь. Какие цели ставим перед собой? (озвучивают 2-3 человека цели, которые отметили)

ІІІ. Поиск решения.

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

– Мы работали только с двумя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (на слайде)

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

«Закончи предложение».

1. Выделяю в слове … .

2. Проверяю ….

4. Если …. пишу И , если …. – Е.

- Какую задачу мы с вами решили? (Выявили закономерность чередования букв Е-И в корнях). Какая задача осталась? (Научиться писать правильно корни с чередованием). Ребята, а для чего нам надо знать, как пишутся корни с чередованием?(чтобы быть грамотным, чтобы успешно сдать экзамены,)

-Да, все правильно, задание на чередование в корне есть в задании ЕГЭ, которое вам предстоит сдавать в 11 классе. Поэтому мы в 5 классе должны хорошо разобраться в этой теме.

Применение знаний.

Первым этапом к достижению вершины будет умение находить слова с чередованием Е - И в предложениях.

1.Соотнести начало и конец пословицы, записать в тетрадь, найти корни с чередованием Е-И в корне, выделить , объяснить выбор гласной.

Некоторым нужно соотнести, а некоторым – восстановить деформированный текст.

1.Кабы знал, где упасть 1. от того и наберешься.

2. Набирайся ума в ученье, 2. храбрости – в сраженье.

3.С кем поведешься 3. соломки бы подстелил.

4.Не всё то золото 4. а умением.

5.Не силой дерутся 5. что блестит.

1.Кабы, бы, соломки,упасть, знал, где, подстелил.

2.Ума, в сраженье, в ученье, набирайся, храбрости.

3.Наберешься , с кем, от того, поведешься, и.

4.Блестит, всё, что, не, то , золото.

5.Дерутся, умением, не, силой, а.

-Какие пословицы имеют к вам непосредственное отношение? Как вы их понимаете?

Проверяем (читают по 1 предложению, называем корни с чередованием) Отметьте в листе достижений.(фронтальная проверка)

Работа с учебником, задание по вариантам: упражнение 647,1 вариант выписывает слова с чередованием Е в корне, 2 вариант – с чередованием И.

-Давайте проверим. Как вы использовали правило ИА?

(физкультминутка) включить

Слова с чередованием нередко употребляются в текстах. Чтобы выполнить следующее задание , вам нужно будет попробовать себя в роли реставраторов художественных текстов и восстановить утерянные слова с чередованием в тексте.

Прием «Реставратор»: работа в парах.

1. На девичник _____________ , вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.

2. А хозяюшкой она в терему меж тем одна _____________ и приготовит.

3. Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой ____________ …

4. Месяц под косой _______________ , а во лбу звезда горит.

5. В сени вышел царь-отец.

6.Все пустились во дворец.

7.Царь недолго ____________________:

В тот же вечер обвенчался.

8. Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился. и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и ____________ он.

Слова для справок: соб…раясь, приб…рет, ут…раясь, бл…стит, соб…рался, ум…р

-Проверьте себя по эталону. Ребята, чьи сказки вы восстанавливали? Какие сказки вспомнили? Заполняем таблицу.

Как мы видим, слов с чередованием Е-И в корнях очень много. Чтобы их запомнить, поиграем в игру «Найди пару». У вас на партах карточки - корни с чередованием и их помощники – приставки. Выходим с карточкой доске, придумываем с этим корнем слово, а тот человек , у которого находится ваша пара, тоже должен выйти и проделать то же самое.

Про-, пере- (тир//тер)-

Рас-, по- (стил//стел)-

-Легко образовывать слова с чередованием? Почему возникают ошибки? (некоторые проверяемые гласные похожи на корни с чередованием. Запоминаем у чередований обязательно есть пара. )

4. Давайте проверим, умеете ли вы отличать корни с чередованием Е-И от других орфограмм в корне. Игра «Крестики-нолики: если есть чередование ставим крестик, если буква нет – нолик.

Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

1. Напишите правило или нарисуйте схему

2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

Р…сти, р…сти, яблонька,

Цвети, цвети, яблонька,

Р…сла, р…сла яблонька,

И наелась яблочек детвора.

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

4. Вспомните и запишите все слова-исключения.

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

  • Дети ……………… не по дням, а по часам.
  • На плохой почве трава не …………………. .
  • Не беречь ………………… – не видать и цветочка.

6. Отгадайте загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)

В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?

- Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
- Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…

Читайте также: