Загадки русской души в русской литературе поэзия
Обновлено: 22.11.2024
Разумеется, сейчас эта «душа» — развесистая клюква, ярко расписанная под хохлому. Но когда-то литературные произведения объединяли целый класс русских, и один факт прочтения служил билетом в мир интеллигенции. Литература, приоткрывающая завесу к нашему духовному, депрессивная, тяжелая, но темы за сотню лет не изменились и проблемы все те же. BroDude стряхнул пыль со старых томиков и вновь расскажет тебе о литературе. Спойлер: литература эта развлекательной не будет.
1. Федор Михайлович Достоевский
Очевидный кандидат, заслуженный мировой классик и философ. За свою почти 60-летнюю жизнь Федор Михайлович написал 8 романов, пару десятков рассказов, внушительное собрание критических заметок и очерков, вел дневники и даже писал стихи — все, как и полагается дворянину.
Глупо с нашей стороны было бы перечислять лучшие, достойнейшие, самые-самые и вообще какие бы то ни было подборки его произведений — только намекнем, что читать нужно все. И не потому, что это мировая классика, не потому, что это наш соотечественник, и не потому, что «надо». В его прозе сила. А сила — она всегда в правде. Его слова прожгут в твоей душе (если еще нет) дырки ровно там, где ты вроде как и уверен был: они смешают хорошее и плохое, заденут чувство самоопределения и заставят тебя ментально дистанцироваться от людей вокруг, но при этом ощущать себя частью всего этого бала сумасшедших.
Но выбрать одну мы все же решились: роман «Бесы».
Следующая загадка
2. Александр Николаевич Островский
Мэтр российской драматургии: именно его пьесы зачастую открывают театральные сезоны, его работы ставят молодежные театры и так мастерски ставили советские кинорежиссеры. Его подход был в отрешении актеров от себя самих в угоду героям и ставке на ансамбль, а не одну звезду. Но это его организаторские заслуги — литература его интересна в другом.
Герои и сюжеты Островского вращаются вокруг простых людей и их житейских проблем, но нравственные и моральные вопросы группы людей рассмотреть можно без микроскопа. Работа со слогом и с развитием истории у Александра Николаевича на высочайшем уровне: не нужно быть критиком и профессором истории, чтобы связать мир героев, их терзания и временной контекст. Произведения его охотно растаскивают на цитаты. Фраза «Не доставайся же ты никому» как раз островская, если что.
В произведениях Островского всегда есть правые и виноватые, но часто это одни и те же люди: нет святых и идеальных, нет черного и белого. Есть волки, а есть овцы, и только зрителю решать, худо это или хорошо.
Выбор нашей редакции — «Свои люди — сочтемся».
8. Эдуард Вениаминович Лимонов
Урожденный Савенко, Эдуард Вениаминович, мы уверены, тебе известен. Да, скандально известен: свои измышления и анализ внутреннего мира и нравственных норм Лимонов черпал из личного опыта. Его истории, основанные на элементах биографии, выпущенные в байопике «Это я — Эдичка», шокируют неподготовленного да и, в принципе, любого: Лимонов ставит опыты на себе самом, стараясь осмыслить себя и найти форму «я» в отношении с внешним миром.
Лимонов — человек интересный и не только как писатель. Он еще и политический деятель. Он читает лекции, продвигает свободу слова и самоопределения (выражения/ориентации), участвовал лично в митингах и дебатах, даже баллотировался на пост президента РФ. Открыто критикует нелегитимность правительства, был несколько раз женат, сожительствовал с несовершеннолетней (16 лет подруге — 55 лет Лимонову) и пробовал себя в роли актива и пассива. Интересный человек он, Эдуард Вениаминович, представитель свободомыслящей советской интеллигенции в эмиграции.
Рекомендуем тебе к прочтению его самый известный труд «Это я — Эдичка».
9. Виктор Олегович Пелевин
Мы уверены, что ты знаешь, кто это. Даже сейчас многие спорят, а если ли такой человек — Виктор Пелевин — и не издают ли под этим псевдонимом материалы группа писателей или вовсе нейросеть. Писатель, так точно объяснивший постмодернизм для масс («Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла» — цитата из пелевинского романа «Числа»), сам яростно свою принадлежность к нему отрицает. По его словам, хоть его и клеймят постмодернистом, в России он таковым как минимум быть не может. Ведь тогда до него должны были быть модернисты, а модернизма в Союзе (и РФ после) не было, и сразу после реализма наступил постмодернизм.
Виктор Олегович — один из самых остроумных писателей современности. Его истории меткие и точные, четко попадающие в излом между сознанием юности и реалиями современности. В частности, одна из фраз Пелевина о необходимости «криэйторов» емко и кратко описывает текущее положение дел: мир во власти потребления, коммерция преобладает над духовным голодом.
Советуем тебе начать знакомство с творчеством Виктора Олеговича с «Чапаева и Пустоты» — романа, полного метафизических образов, сплетения реального и нереального и метафорических международных политических отношений.
Следующая загадка
© Copyright: Жека Никитин, 2015
Свидетельство о публикации №215091901650
4. Андрей Платонов (Климентов)
Драматург и писатель Платонов отчасти и сам философ. Его книги и измышления об идеальном государстве и национальном самосознании, о русском человеке и рабской сущности его долгие годы были не в почете. Ты наверняка слышал строки Ляписа о городе Чевенгуре — это образ и одноименный роман Андрея Платоновича. Антиутопия в чистом виде, рожденная ужасами дореволюционного и постреволюционного периодов.
Платонов много рассуждает о метафизике смерти, о силе коммунизма; его произведения пропитаны экзистенциализмом — иррациональностью человеческой природы. Платонов будто находит в начале и теряет к концу произведений веру, опоры, на которых стоит мир героев и его самого. При этом он весьма зациклен на самосознании, а окружающее мало его волнует, если это не непосредственные герои произведения: тот город — это действующее лицо, как и фундамент дома — в «Котловане». Воспринимать Платонова иначе, чем через его тексты, невозможно: он сам неоднократно отмечал неразрывность формы и содержания. То есть его платоновский язык (а он очень самобытный) — непосредственная часть повествования. В дайджесте на «Авито» ты этого не поймаешь.
«Котлован» — одна из ярчайших работ (и самых популярных), и мы выбрали для тебя именно ее.
Презентация на тему: " Загадки русской души (на страницах литературы) МОУ Гимназия 54 Крившенко Лариса Григорьевна, заслуженный учитель РФ г. Краснодар 2011 год." — Транскрипт:
1 Загадки русской души (на страницах литературы) МОУ Гимназия 54 Крившенко Лариса Григорьевна, заслуженный учитель РФ г. Краснодар 2011 год
2 Крившенко Лариса Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии 54
3 Душа – 1.внутренний, психологический мир человека, его сознания 2.то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами 3.вдохновитель чего-нибудь, главное лицо (переносное) 4.в старину: крепостной, крестьянин Толковый словарь
4 Душа – 1.Внутренний мир 2.Характер 3.Чувство 4.Вдохновение 5.Внутреннее чувство Словарь синонимов Душа – тело, плоть Словарь антонимов Духовный – относящийся к умственной деятельности, к области духа
5 Пословицы и поговорки о душе Душа не одежда, наизнанку не вывернешь Душа не яблоко, ее не разделишь Душой измерь, умом проверь, тогда и верь За чужую душу не распинайся У человека душа там, где у него болит У большой души и боль велика Чужая душа – бездонный мир От хорошего слова душа расцветает Грязная душа хуже грязного тела
6 Словарь фразеологизмов Бальзам на душу Без души Брать за душу В душе Влезть в душу В чем душа держится Душа в душу Душа в пятки ушла
7 Что есть душа Воплощение безграничного пространства Вселенной Загадочный инструмент, отображающий вечное духовное содержание Душа – это вечность, она вне времени, она есть у всего, что окружает нас. Душа заставляет биться: Сердце Любить Плакать Изнывать от отчаяния Задыхаться от счастья
8 «История души человеческой», то есть желание заглянуть в тайны внутреннего мира, попытка разобраться в «я» героя, волновала многих писателей и поэтов
9 Зимой цветок теряет лишь свой вид, но сохраняет душу, хоть и спит. У. Шекспир И то, что кисть иль бренный карандаш В глазах потомства оживить не в силах, Грядущим поколеньям передать, В созвездиях ты душой и телом милым. Твоя краса – покров души моей, Сплетенной навсегда с душой твоей, Твоя – в моей, моя – в груди твоей: Так как же буду я тебя старей?!
10 Громко и противоречиво заявляет о душе Оскар Уайльд в психологической сказке «Рыбак и его душа» Дева морская отвечает рыбаку: -У тебя человечья душа. Прогони свою душу прочь, и мне можно будет тебя полюбить. И сказал себе юный рыбак: -На что мне моя душа? Мне не дано ее видеть. Я не могу прикоснуться к ней. Я не знаю, какая она. И вправду, я прогоню ее прочь, и будет мне великая радость. И сказал Рыбаку Священник, читавший Библию: -Душа есть самое святое в человеке, и дарована она нам господом Богом, чтобы мы достойно владели ею. Нет ничего драгоценнее, чем душа человеческая, она стоит всего золота на свете. О. Уайльд показал душу как дар человечеству от самого Создателя
11 Русская литература А.С.Пушкин «Поэт» Но лишь божественный глагол До слуха четкого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. «Признание» Пора, пора мне быть умней! Но изучаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей…
12 М.Ю. Лермонтов «Монолог» Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете К чему глубокие познанья, жажда славы… В этом стихотворении душа – отображение внутреннего состояния поэта И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой… Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто душу не веселит
13 В поэме «Мцыри» душа сравнивается с благодатным и таинственным цветком А душу можно ль рассказать? Я вырос в сумрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах… В душе я клятву произнес…
14 «История души человеческой» изображена М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». В предисловии к «Журналу Печорина» читаем: «…история души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собой…»
15 Л.Н. Толстой в атобиографической трилогии («Детство», «Отрочество», «Юность») тоже дает «Историю души человеческой» – умственное и нравственное развитие Николеньки Иртеньева. Л. Толстой, по мнению Н. Чернышевского, открыл «диалектику души» («психологический процесс», его формы, законы…) Смятение души, ее развитие Л.Толстой прослеживал и у других героев: Нехлюдов в «Утре помещика» и в «Воскресении», Оленин в «Казаках», Андрей Болконский и Пьер Безухов в «Войне и мире», Константин Левин в «Анне Карениной» «Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью откликающейся на все, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?» (Н.Г. Чернышевский)
16 Тема души – сердцевина поэтов «серебряного века». Мужественные, сильные, трагические поэтессы А.А. Ахматова и М.И. Цветаева – голос, сердце и душа своей эпохи. Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло М.И.Цветаева «Как правая и левая рука» Исповедальные, молитвенные строки А.А. Ахматовой, как последний крик Не хулил меня, не славил, Как друзья и как враги. Только душу мне оставил И сказал: побереги.
17 К душе, как к создателю, за силой, за помощью обращается А.Ахматова: Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе… Ты сказки давней горестных заметок, Душа моя, не тронь и не шуми. «Вечерняя тишина» Метафоричность, уникальность и завораживающие эпитеты – такова мелодика стихотворения Н.С. Гумилева «Сады души». Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны.
18 Я не смотрю на мир бегущих мимо, Мои мечты, лишь вечному покорны. Пускай сирокко бесится в пустыне, Сады моей души всегда узорны. Б.Л. Пастернак в стихах «Определение души», «Душа волнуется, тревожится» размышляет о душе. О, вольноотпущенница, если вспомнится, О, если забудется, пленница лет. По мнению многих, душа и паломница, По-моему – тень без особых примет. У Осипа Мандельштама душа подобна искусству. Отчего душа так певуча…
19 Душа у С.А. Есенина – нечто одушевленное. Душа грустит о небесах, Она нездешних нив жилища… Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать… «Исповедь хулигана» Гениальный и громогласный В.В.Маяковский пишет о душе с присущей ему силой, страстью и вызовом … У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней… «Облако в штанах» …Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек. «Лиличка.Вместо письма»
20 А.М. Горький в сказке в стихах «Девушка и смерть» воспевает жизненную энергию души, ее дыхание. …Смертушка! Душой прошу тебя – Дай ты мне еще поцеловаться. В «Гранатовом браслете» А.И.Куприна душа Веры Николаевны Шеиной живет и сострадает под аккомпанемент «Второй сонаты» Бетховена:«И душа ее как будто бы раздвоилась… И думаю, что трудно расстаться телу с душой…»
21 Нет ничего нежнее и ранимее, чем душа человека. И велика заслуга писателя, эту душу постигшего, помогающего каждому из нас понять самого себя.
22 Душа – это мы. Душа – это люди. Душа – это святыни, храм, монастырь. Душа – это ангел. Душа – все самое светлое в человеке. И если ты хотя бы раз улыбнулся от чистого сердца – значит у тебя есть душа.
3. Владимир Сергеевич Соловьев
Основоположник новой русской христианской философии, религиозный мыслитель, мистик и критик. Соловьев рассуждал о фантоме Софии — сущности, связывающей людей с Богом. Это образ женственности, Души Мира, соединяющий земное и высшее. Идея софианства реализуется, по его убеждениями, трояко: через общехристианскую любовь — религиозное объединение всех христианских учений в общемировое, объединение людей в ущерб самоутверждению и дополнение разума верой. В эту идею он вкладывает невозможность существования данных понятий по отдельности.
Трактаты Соловьева — чтиво не из приятных. Это размышления об истинном и ложном, о коллективизме, о постоянном присутствии божественного во всем и об общемировом гуманизме. На его учениях во многом выросли как литераторы Блок (вспомни его образ Дамы) и Булгаков, Бердяев (тоже философ) и Белый (поэт). Чтобы понять его позицию, лучше начать с поэмы «Три свидания» и «Трех сил». К слову, если ты уже настроен резко к его религиозности, то вот тебе один из постулатов:
Христианское государство охраняет интересы граждан и стремится улучшить условия существования человека в обществе; проявляет заботу об экономически слабых лицах.Мы рекомендуем начать с «Трех сил».
6. Михаил Александрович Шолохов
Гений Шолохова взошел на русский литературный небосклон в самое непростое (будто бывает иное) время: XX век, крушение режима и время социальных катастроф. Его творчество охватывает три вехи развития гражданского общества времен революций и войн: предгрозовой «Тихий Дон», переосмысление новых реалий и устройства коллективного труда в «Поднятой целине» и, конечно, война и победа, падение мирового зла в «Судьбе человека».
Шолохов всегда выступал против романтизации смерти и военных действий — что после Октябрьской революции, что после Второй мировой. В своих трудах он критиковал воспевателей «пламенных революционеров» и поэтизирующих тему побед «красных» («Опомнитесь!»). В этом его «народность»: Михаил Александрович был тесно связан с простым народом и понимал их желания и тревогу. Он не романтизировал современников, отмечая и невежество, и жестокость, и бестактность, но подчеркивал их общие желания мирной жизни, тягу к земле, труду, усталость от крови. Шолохов стал третьим русским лауреатом Нобелевской премии (после Бунина и Пастернака). К слову, на церемонии награждения он не поклонился вручавшему награду шведскому королю Густаву Адольфу: «казаки королям не кланяются».
Рекомендация к прочтению от BroDude — «Тихий Дон». Выбор очевидный и однозначный.
Следующая загадка
Кроме того что политология «русской идеи» есть точная и логичная наука, и в этом своем качестве достойная отдельного разговора, но она также и вдохновляющая сверхлогичная философия. Т.е. то мировоззрение и определенное знание, о котором мы говорим как о феномене «загадочной русской души»». В исследование данной загадки, надо к вдохновению прийти, его последовательно воспитывать в себе, чтобы не произошло осознание наоборот, не родился ропот на судьбу, что родился в такой ненормальной стране. А это действительно так, ненормальность начинается уже с географии, с геополитики России.
Нахождение на границе Европы и Азии всегда и всем сулит большие проблемы. Польша в борьбе за Украину надорвалась. И не то чтобы Украина это Азия, но с ней Польша становилась пограничной страной между двух континентов. Подобным образом развивалась и Турция, только двигаясь с востока. Какая судьба им уготована, даже если наделить их изначально мощным потенциалом? Турция уперлась в Европу и сохранилась как региональная держава только потому, что сравнительно небольшими участками суши была связано и с западом и востоком, а основные её рубежи это два теплых моря. Польша в тоже самое время выходила на оперативный простор истории, обладая даже вроде как большими возможностями, чем Россия. Если бы нашла адекватные ответы на соответствующие вызовы, то мы бы сейчас говорили об еврвзийстве Польши. Но так не случилось, и страна обречена или на полное исчезновение или на утверждении себя Европой, больше чем Старая Европа, на своем католичестве большем, чем у Папы римского.
Вывод 1. Граничные страны Европы и Азии, обычно не несут ни каких серьезных посреднических функций между двумя мирами, если только не становятся совершенно отдельным миром.
Судьба России это: или еще быстрее исчезнуть из истории под действием двух разнонаправленных сил, чем две вышеназванные страны. (Так как она и восточнее и севернее и южнее Польши. Так как она невообразимо и дразнящее раскинулась по планете Земля, на три океана). Или, второй вариант, действительно стать настолько огромной во всех смыслах, чтобы закрыть все возможные дыры и обеспечить прорыв сразу по всем векторам.
Обычно говорят о возможности соединения через Россию, некоторым транспортным коридором, двух центров силы. Не соглашусь с таким подходом. Наоборот чтобы удержать данное пространство необходимо быть таким субъектом истории, который одновременно « давит» и на Европу и на Азию и не стесняется своего величия. Не соединяет их друг с другом, а соединяет их с собой и достраивает ими себя.
Вторым условием, определяющим русскую жизнь, является преимущественно северное расположение страны. Подобное расположение Скандинавии и Финляндии не может считаться по-настоящему схожим. Близость Балтийского моря для них очень многое меняет. Условия Северного Поволжья и территорий еще севернее нужно было не только пережить, но и на них сформироваться как нация великороссов. Первоначальное состояние всечеловечности формируется, когда в очень сложных условиях нет ни кого, про которого можно сказать «чужой». То есть она рождается как синтез наций, в результате воздействия электромагнитного излучения сильного мироустроительного проекта. Всех, кого не убивает такой синтез, она делает до конца «своими» и раздвигает пространство дальше.
Третьим условием является состояние, когда при очень сильной государственной власти, сам народ, крестьянский мир предоставлен сам себе, законам своей общины. Только благодаря изначальной высокой организации были освоены и Севера и Сибирь, т.е. самые пустынные и негостеприимные места планеты. И та же община в наибольшей степени сохраняет народные традиции. И даже русский помещик это в некоторой степени также член общины, русского мира, а сельский священник, врач, учитель такими являются уже наверняка. Можно ли вообразить, что в Европе весь народ знает по имени отчеству крепостную няньку своего главного национального поэта. А в России именно так. И главные герои: былин - крестьянский сын Илья Муромец, патриотизма- староста Иван Сусанин и купец Кузьма Минин. Они больше всех остальных проникнуты духом государственного строительства и сохранения всего лада русской жизни.
Здесь же рядом стоит вопрос о поздней отмене крепостного права на Руси. Это четвертое условие. И не то что сохранение этого пережитка феодализма благо, но освобождение крестьян без земли это точно зло. Так происходило везде в Европе, но в России позже всех разрушается традиционное общество, сохраняя при этом реальную связь с землей. Недостаток же её немедленно ведет к разрушению общины, к утрате общего вектора развития, к бессмысленной и беспощадной борьбе на меже. Наличие же её, даже не в законном владении, а реальной привязки делает крестьянскую страну не благополучной и богатой, но благодатной и счастливой в своей производящей миссии.
Все перечисленные условия, выполненные одновременно, станут полным торжеством русского духа. Данная синхронность зависит от общего ответа на загадку русской души в процессе реализации русской идеи. Четыре стихии рождают пятую, еще не проявленную в истории, полную трансформации, вдохновения, экстаза. Всем кто не чувствует таких состояний, с самого начала очень тяжело жить в России. Они борются или бегут от неё. Но большинству тех, кто доживет до времени решительных перемен на Земле, будет просто в кайф находится в центре планетарного вихря, в России. Слетят все наносные представления, маски и, наведенные манипуляцией, заблуждения.
Мир при желании может понять все в русских, кроме последнего, пятого условия. Непонятна радость бунта. Когда вольная воля вырывается на простор и разрушая все на своем пути доставляет несказанное удовольствие народу. На самом деле Россия, по своей природе, вообще не женщина. Слабый правитель губит её мгновенно. Она на самом деле Русь – ОН. Загадка в Любви, в Эросе, в новой жизни, которая входит и в воду(время), и в воздух (пространство), и в землю (материю) и огонь (энергию). Русская душа ищет возможности вхождение в неё Мирового Духа. Того, что непрестанно пребывает рядом с землей и ищнт место своего воплощения. Он ищет тот народ, что начнет строить Коммунистическое Царство Божие на Земле.
7. Владимир Владимирович Набоков
Русский эмигрант, писатель, критик и поэт, горячо любимый во всем мире. Набоков — представитель русского модернизма, его произведения изобилуют глубоким анализом эмоционального состояния героев, противопоставлениями миров (мир героя — мир общества, мир героя — мир писателя) и рассуждениями на сложные нравственные проблемы. Владимир Владимирович был не только литератором, но и преподавателем, критиком и выдающимся энтомологом (изучал насекомых, бабочек в основном).
Набокова выдвигали на Нобелевскую премию за «скандальный и аморальный роман» («Лолита») о любви взрослого к юной нимфетке, но именно из-за аморальности самой премии не получил. И именно «Лолиту» мы тебе советуем — как из-за слога, так и из-за уникальных и глубочайших рассуждений о внутреннем мире, о нормах морали, о правильном и «природном», животном. Даже если тема запретной любви и переживаний не близка тебе, роман поможет взглянуть на сложности любви под иным углом.
5. Евгений Иванович Замятин
Первопроходец жанра антиутопии, киносценарист и критик. Оставаясь убежденным социалистом, Замятин не стеснялся критиковать большевистскую власть открыто и всегда высказывался против диктатуры и подавления личности и свободы. При всей силе своего писательского таланта Замятин был выдающимся инженером, а во время командировки в Англию начал публиковать свои первые работы. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Великий Александр Невский», позднее — «Ленин». Под влиянием замятинского «Мы» и по аналогии с ним Оруэлл и Хаксли создали свои шедевры.
За свое творчество и активную гражданскую позицию (Евгений Иванович и сам не чурался петь с баррикад) Замятина выслали из страны, а после 1926 шестьдесят лет не издавали, не переводили и не ставили на сцене его произведения. Однако Замятин сохранил гражданство и вошел в круг русских эмигрантов в Париже, родивших в литературе тему тоски по Родине.
Пусть и попсово, но роман «Мы» — классика, и ее необходимо знать.
Читайте также: