Загадки русского языка олимпиада
Обновлено: 04.11.2024
Раздел "Загадки русского языка" содержит материал, касающийся сложных аспектов русского языка.
Помимо теоретического материала заинтересовавшиеся могут здесь найти задания различного уровня сложности, а также ответы и подсказки (по мере необходимости).
Раздел предназначен для школьников и студентов, готовящихся к олимпиадам по русскому языку; для учителей и преподавателей, помогающих ребятам в их непростом труде; для всех, интересующихся русским языком.
Следующая загадка
-->Русский язык для всех -->
Русский язык для всех
За три дня до олимпиады
Тогда этот курс для Вас!
Здесь упор сделан на историю языка, поскольку именно этот раздел практически не рассматривается на уроках русского языка, а на олимпиадах его "очень любят".
Следующая загадка
ВОШ Школьный этап ответы и задания для 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов олимпиады по русскому языку. Олимпиада проходит во всех школах Москвы с 29 сентября по 1 октября 2021 г.
• Посмотреть ВОШ на другие регионы и предметы: Смотреть
Смотреть Онлайн 4 класс Смотреть Онлайн 5 класс Смотреть Онлайн 6 класс Смотреть Онлайн 7 класс Смотреть Онлайн 8 класс Смотреть Онлайн 9 класс Смотреть Онлайн 10 класс Смотреть Онлайн 11 класс
Интересные задания:
1. Латинская приставка ди- (дис-, диф-) этимологически присутствует в словах, обозначающих:
1) отвлекающий манёвр противника во время военного сражения
2) часть прибыли, получаемой держателями акций
3) военное подразделение
4) неблагоприятное созвучие
5) несоразмерность долей или частей
2–4. Рассмотрите следующие слова: молчаливый, крикливость, осопливеть, неряшливо. В одном из данных слов в современном языке не представлена морфема Х, имеющаяся во всех остальных словах.
Важное замечание. В этом задании речь идёт не только о типе морфемы Х (суффикс, приставка и проч.), но и о единообразии формы и значения этой морфемы Х.
2) В каком слове не представлена морфема Х? Напишите в ответе это слово.
3) Напишите название типа морфемы Х (корень, окончание, постфикс и т. д.).
4) В поле ответа напишите морфему Х. (Пример записи: гав).
5. В Russian Learner Corpora (RLC, учебный корпус) собраны тексты, написанные изучающими русский язык. В этом корпусе (собрании текстов) ошибки определённым образом размечены (то есть помечены специальным «ярлычком»). Морфологические ошибки, например, бывают таких типов:
• infl – использование неверного окончания;
• num – употребление слова в неверной или нетипичной числовой форме;
• gender – изменение родовой принадлежности слова;
• altern – ошибка в чередовании основы (например, **кормю вместо кормлю).
Допустим, что в RLC необходимо внести еще одну фразу, где есть слово с ошибкой:
Мораль в том что надо заботиться о бабушки если вы хотите чтобы кто-то приедет на погребление плакить.
Определите, как должна быть размечена выделенная форма.
Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа:
1) infl
2) num
3) gender
4) altern
6. Как известно, на стыке предлога и существительного могут происходить различные фонетические изменения. Даны предложно-падежные сочетания. Определите, какой согласный звук произносится на месте последней буквы предлога: без долга, без картофеля, из зипуна, из сена, без шапки, без жалобы.
Выберите ряд, содержащий правильный ответ:
1) бе[з] долга, бе[з] картофеля, и[з’] зипуна, и[с’] сена, бе[ш] шапки, бе[ж] жалобы
2) бе[з] долга, бе[с] картофеля, и[з] зипуна, и[с] сена, бе[ш] шапки, бе[ж] жалобы
3) бе[з] долга, бе[с] картофеля, и[з’] зипуна, и[с’] сена, бе[ш] шапки, бе[ж] жалобы
4) бе[з] долга, бе[с] картофеля, и[з’] зипуна, и[с’] сена, бе[c] шапки, бе[ж] жалобы
7. Укажите верное значение этой приставки. Выберите все возможные варианты ответа.
1) разделение
2) присутствие
3) отсутствие
4) совместное действие
8. Запишите в поле ответа современное соответствие слову рамо из предложения (2). Ответ запишите в начальной форме.
9. Ниже даны предложения, в которых поставлены не все знаки препинания.
10. Укажите предложения, в которых есть обращение.
11. Укажите предложение, которое допускает два разных решения.
1) Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.
2) Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)
3) Тайну твою девушка я не выдам.
4) Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)
5) А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)
6) Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)
7) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня черноокую девицу, черногривого коня. (М.Ю. Лермонтов)
8) Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. (А.С. Пушкин)
9) Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
10) Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)
11) Она бабушка мне сразу поверила.
10. Выпишите из текста слово, исторически родственное существительному со значением «ручное оружие в виде изогнутой упругой дуги, концы которой стянуты тетивой». (Выпишите слово в той форме, в которой оно встречается в тексте.)
12. Сформулируйте значение этой приставки, выбрав правильный(-ые) вариант(-ы) ответа:
1) удаление
2) отсутствие
3) уничтожение
4) наличие
5) приспособление
6) вариативность
Следующая загадка
Ответы и задания для 3,4,5,6 классов олимпиады по русскому языку пригласительный школьный этап всероссийской школьной олимпиады (ВОШ), официальная дата проведения олимпиады в режиме онлайн: 02.05.2020 (02 мая 2020 год).
Ответы и задания 3 класс пригласительный этап по русскому языку 2020-2021:
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Это случилось в апреле. (2)Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. (3)А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. (4)Снегом покрыли поля и холмы. (5)На деревьях сосульки развесили. (6)Засветило солнце и съело утренний лёд. (7)По долине побежал говорливый ручеёк. (8)Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. (9)В норке сладко спал ёжик. (10)Ёж осенью нашёл это укромное местечко. (11)Он ещё не хотел вставать, так как в лесу было прохладно. (12)Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
3. Выпишите из текста слово, которое является однокоренным слову холодный из предложения № 12. Ответ: прохладно
5. Какому слову из текста соответствует фрагмент словарной статьи из «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера?
Чешское: soukromý – «частный, обособленный», русск.-церк.-слав. – «край, предел» или «отдельно, самостоятельно», прилагательное «крайний» (Кирилл Туровский; см. Срезн. III, 1188). Ответ: укромное
Ответы и задания 4 класс пригласительный этап по русскому языку 2020-2021:
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ранним мартовским утром проснулось солнце. (2)Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. (3)А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. (4)Они около берёзки свежий снежок бросили, а холмы молочным туманом заволокли. (5)А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. (6)Радостно бегали ребятишки по последнему снежку. (7)Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать.(8)Лёд и снег сразу потускнели. (9)По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. (10)Он бежал и пел свою песенку о весне.
1. В каком(-их) слове(-ах) предложения № 2 три согласных звука? Ответ: кисею, землю
2. Какие слова в предложении № 2 характеризуют неодушевлённый предмет как одушевлённый? Ответ: отдёрнуло, взглянуло
4. Какому слову из текста соответствует фрагмент словарной статьи из «Этимологического словаря русского языка» М. Фасмера? Ответ: солнце
5. Праслав. *sъlnьсе – уменьш. образование от *sъlnь, ср. по́солонь (см.), ст.-слав. бесльньнъ ἀνήλιος (Супр.). Образование аналогично се́рдце (Брандт, РФВ 24, 189). Ответ: солнце
Ответы и задания 5 класс пригласительный этап по русскому языку 2020-2021:
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я пошёл на охоту. (2)Попадалась разная дичь. (3)Вечерняя заря погасла, и в воздухе разливался туман. (4)Я решил вернуться домой, взобрался на холм и в отдалении увидел другие места. (5)У моих ног тянулась узкая долина. (6)Я остановился в недоумении. (7)Высокая трава белела ровной скатертью, ходить по ней было жутко. (8)Я вскарабкался на другую сторону и пошёл вдоль осин. (9)Летучая мышь носилась над верхушками деревьев, кружилась и дрожала. (10)Резво пролетел в вышине зоркий ястреб. (11)Он спешил в своё гнездо. (12)Я добрался до края леса, но дорожки не было. (13)Низкие кусты говорили со мной на своём языке, а за ними вдали виднелось поле, которое дремало в тумане. (14)Ночь приближалась и росла. (15)Всё вокруг было чёрным. (16)Ночные птицы мчались у меня над головой. (17)«Заблудился!» – подумал я.
№ 1. В каком(-их) слове(-ах) предложений № 11–12 три согласных звука?
Ответ запишите словами в той форме, в которой они стоят в тексте. Ответ: своё, края
№ 2. Какие слова в предложении № 13 характеризуют неодушевлённый предмет как одушевлённый? Ответ: говорили, дремало
№ 3. Выпишите из текста слово, которое является исторически однокоренным слову заря. Ответ: зоркий
№ 5. Какому слову из текста соответствует фрагмент словарной статьи из «Этимологического словаря» Л.В. Успенского? Такие слова хорошо бы загадывать как загадки: думай сто лет, не придумаешь, что слово это сложено из «доска» и «тереть». Наши предки говорили сначала «доскотерть», т. е. как бы «утиральник для стола» (существует же и поднесь в народной речи «рукоте́рть» – полотенце). Если же эта история покажется вам фантастической, познакомьтесь со словом «стакан». Ответ: скатертью
Ответы и задания 6 класс пригласительный этап по русскому языку 2020-2021:
№ 4. Оу, (ук) – буква старославянской азбуки. В современном алфавите сохранилась другая подобная ей составная буква. Приведите её печатный вариант. Ответ: Ы
Читайте также: