Конспект по чтению загадки
Обновлено: 25.12.2024
Урок по литературному чтению в 1-м классе. Форма: творческая мастерская.
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_zagadki.docx | 407.07 КБ |
Следующая загадка
Цель: Обобщение знаний детей о жанре русского народного творчества – загадке.
Задачи урока:
Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.
Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные : освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.
Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация
Виды детской деятельности: Коммуникативная , игровая, двигательная.
Формы работы: Речевое общение, беседа, словесная игра, подвижная игра, упражнение в составлении и отгадывании загадок.
Интеграция областей: Коммуникация, познание, социализация, музыка.
Ход урока
Самоопределение
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится,
Грусть – тоска её боится. (Улыбка)
-Подарим друг другу улыбки и начнем урок.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Некоторые из них вы уже сможете назвать сами. (Скороговорки, пословицы, колыбельные).
Постановка учебной задачи, целей урока.
- Ребята, с чего начался наш урок? (с загадки об улыбке)
-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?
-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».
Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»
- А почему так говорят?
Вывод учителя: Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
-Какую цель вы можете поставить для урока? (узнать, что такое загадка, научиться отгадывать загадки, учиться сочинять загадки)
4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Вы знаете загадки с самого детства. Что же такое загадка?
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка:
Краткое описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать.
То, что непонятно и требует решения или разъяснения.
-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка, разгадка).
- Все ли загадки одинаковые?
- На какие группы можно разделить загадки?
НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
О ПРИРОДЕ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ПРЕДМЕТАХ БЫТА,
О ЖИВОТНЫХ, О ФРУКТАХ И ОВОЩАХ И Т.Д.
5. Работа по учебнику
Чтение загадок с. 64 из учебника «Чтение».
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника. Определите к каким группам они относятся.
6. Реализация выбранного пректа.
- Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить загадку. Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.
- На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
И растаял этот шар.
- Что же это за шар? (одуванчик)
- А он назван в загадке?
- Название какого предмета заменяет слово одуванчик?
- Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)
- Какие важные признаки этого предмета указываются?
Итак, прочитайте характерные признаки загадки?
Ученики читают вначале самостоятельно, а потом хором.
1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)
2. Показаны важные признаки.
- Вот так и составляются загадки.
- Посмотрите и послушайте загадку, которую составила я.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.
- Как называют лягушку ласково? (толстушка)
- Что делает наша «толстушка»?
- Какого она цвета?
- Так, значит какой у нее живот? (зеленый)
- Живот, а по - другому? (брюшко)
- А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что песни распевает.
- А кого ест лягушка? (комаров)
- Вставьте слова в загадку.
- Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.
- Молодцы, у вас тоже получилась загадка.
8. Рефлексия
- Итак, каковы же у нас были цели урока?
- Чему мы должны были научиться?
- Выскажите своё мнение об уроке одним предложением
Сегодня я узнал……
Я выполнял задания………
Я почувствовал, что…….
У меня получилось…….
9. Домашнее задание.
Попробуйте, кто хочет, сочинить дома свои загадки можно к загадкам нарисовать рисунки
Предварительный просмотр:
Беспалова Светлана Борисовна
учитель начальных классов
Тема : Малые жанры фольклора: загадки. «Секреты загадки»
Цель урока : знакомство с малым фольклорным жанром, первый опыт составления загадки.
- получение представления о малом жанре детского фольклора;
- развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
- формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- проведение сравнения по заданным критериям;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение, 2011);
раздаточный материал (тексты, таблицы, предметные картинки, листы с клеточками, клей, карандаши, фломастеры).
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Как ваши дела?
- У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.
- Как называются слова, которые мы сейчас произносили? (Это слова вежливого обращения)
- Речевой этикет бывает не только современным, но и старинным. Как бы вы поприветствовали гостей 100 лет назад?
( Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?)
- Молодцы! А теперь сравним его с современным этикетом. Что скажите?
( Раньше слова были более вежливыми, видно отношение хозяев к гостям, более ласковые слова.)
- Ну вот, молодцы, верно, заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.
- С какими произведениями мы начали свое знакомство на уроках чтения? ( Произведениями устного народного творчества)
- Каковы же особенности этих произведений? Кто их автор? ( Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.)
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились на уроках? (Сказки)
- Какие секреты сказок мы знаем? ( Героями могут быть люди, звери; есть волшебные вещи – помощники, прячется число 3: три героя, тройной повтор событий; в сказках содержится урок людям)
- Проверим, как вы знаете русские народные сказки.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей.
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?
(печь, яблоня, река)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна.
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем.
- Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами.
- На нашей клумбе «Жанры устного народного творчества» распустился пока еще только один цветочек «сказки», а сколько еще нераспустившихся бутонов! Как вы думаете, почему? (есть еще другие жанры). С одним из них мы и познакомимся сегодня на уроке.
III. Постановка цели
- Перенесёмся в далёкое прошлое. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык.
- Из этой «тайной» речи родилась еще одна разновидность фольклора .
- Составьте название нового жанра. (буквы в слове перепутаны). Как он называется? ЗАГАДКА
- Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
- Попробуем сформулировать тему нашего урока и спланируем нашу работу.
- О чем мы будем говорить на уроке? ( Будем говорить о ЗАГАДКЕ)
Мы узнаем… (что такое загадка, как придумывать)
Мы узнаем… (секреты загадки)
Мы будем … (читать, отгадывать)
Мы попробуем… (сами сочинить)
IV. Работа над темой. СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ Девиз: «Загадка – ума зарядка»
- От какого слова произошло название жанра “загадка? ( от слова “гадати”- думать, рассуждать)
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснения слова «загадка»
- Как «устроена» загадка? Каковы ее секреты?
- Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке» (Одуванчик)
- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)
- А чем одуванчик похож на облачко? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мяг-ким, пушистым, как облако)
- Что же особенного в загадке? Какой первый секрет? (в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него)
– На что мы обращаем внимание, отгадывая загадку? Что помогло вам отгадать загадку? Какой же у нее второй секрет? (на признаки предмета, его особенности ) Проверим.
«Секреты» появляются на доске по мере называния их детьми.
- Предмет не называется
- Выделяются особенности (признаки, действия):
- какой? И что бывает таким же?
- что делает? И кто делает также?
- Рифма (может не быть)
- На листах прочитаем загадку под номером 1.
Дом зелёный тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
- Догадались, что это?
(варианты детей могут быть ошибочными)
- Прочитаем загадку еще раз, и карандашом подчеркнем слова – подсказки.
- Назван ли сам предмет – отгадка?
- А о каком предмете рассказывают?
- Почему вдруг такое сравнение?
- Попробуем словами нарисовать картинку с помощью найденных слов.
- Что помогло отгадать загадку? Выявление важных особенностей.
- То же самое сделаем со второй загадкой.
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
Тучка скрыла солнца свет.
Рухнул мост, и щепок нет.
- Сделаем вывод: Что такое ЗАГАДКА? В чем же особенность загадки? Как она устроена? Замысловатое высказывание, в котором предмет не называется, или называется похожий на него предмет; указываются важные признаки, действия этого предмета.
- Что помогло отгадать загадки? (знание важных признаков)
- Значит для того, чтобы отгадать загадку, надо уметь подбирать сравнения.
- Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали?
- Осталось попробовать составить загадку.
- Что нужно сделать, для того чтобы придумать загадку?
- Правильно надо уметь отвечать на вопросы:
Какой? Что (кто) бывает таким же?
Что делает? Кто (что) делает также?
- Используем слова НО НЕ, КАК
- Потренируемся. Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово или выражение, описывающее животное – МЕДВЕДЯ. А тот, у кого мяч, говорит, что бывает таким же. Начинать надо со слов: «Но не …».
Лохматый – но не пес
Косолапый – но не утка
Короткохвостый – но не заяц
Ходит на двух ногах – но не человек
Живет в лесу – но не волк, лиса, заяц
Любит мед – но не пчела
Рычит – но не тигр, лев, волк
Зимой впадает в спячку – но ежик.
По мере называния предметов на доску прикрепляются предметные картинки.
- Выберем самые удачные сравнения и составим загадку.
(спросить несколько детей)
- Составим загадку про белку, настольную лампу. ( Слова, называющие особенности предметов, или предметы, похожие по заданному признаку записываются на доске.
-Мы составили загадку. Есть ли у нее автор?
Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
- Самостоятельное составление загадки. (звучит мелодия из сказки «Три орешка для Золушки»)
- Вам предлагаю выбрать любую картинку с изображением предмета. Наклеить ее в центре листа. В свободных клеточках нарисовать предметы, схожие по признаку или действию. Если нарисовать не можете, напишите слова. (5 мин.)
- Заслушивание загадок, отгадывание.
- Рефлексия. (Возвратимся к плану урока)
- Что нового узнали?
- Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Следующая загадка
Тема урока: Русские народные загадки. Литературное чтение, 2 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской народной загадкой как одним из жанров УНТ.
Задачи урока:
- познакомить с формами строения; с различными тематическими группами; с историей возникновения загадок.
- активизировать и расширять словарный запас и кругозор обучающихся.
- совершенствовать навык выразительного чтения; устную речь, делать её точной, богатой, правильной.
- формировать учебную деятельность, мотивацию.
- развивать внимание, логическое мышление, сообразительность учащихся, творческие способности.
- формировать умения анализировать, обобщать, сравнивать объекты, работать с книгой и ориентироваться в тексте.
- продолжать развивать положительные личностные качества ( чувство взаимопомощи, доброжелательность).
- совершенствовать навыки совместной деятельности.
- прививать интерес и чувство любви к чтению.
Конспект урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап – 1 минута.
Проверка готовности учащихся к работе, рабочего места.
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
- Догадайтесь, что я вам сейчас прочитаю.
Когда это бывает?
- Почему вы решили, что это загадка?
Операционный этап – 33 минуты.
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое загадка, откуда она появилась, проведем исследовательскую работу, в ходе которой рассмотрим, как строится загадка, познакомимся с тематическими группами загадок, проведем соревнование по отгадыванию загадок. В течение всего урока я вам буду выдавать колокольчик за каждую отгаданную загадку, в конце урока мы подсчитаем количество полученных вами колокольчиков и узнаем, кто у нас в классе самый мудрый и сообразительный.
- Ребята, как бы вы ответили на вопрос: что такое загадка?
- На что похожи загадки? Почему?
- Загадки – это жанр УНТ. Есть народные загадки. Они появились много столетий тому назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Загадка - это «задачка», которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.
- В «Литературной энциклопедии» есть такое определение загадки: «Загадка – это замысловатое поэтическое (стихотворное) описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
2. Знакомство с тематическими группами загадок.
- Сейчас мы с вами поговорим о том, на какие тематические группы можно разделить загадки.
Задание: У вас на столах карточки со словами, из которых вам парой предстоит составить загадку и записать ее на листок, который тоже лежит у вас на столах. Затем один человек каждой пары загадывает ее нам, а мы отгадываем. Приступайте к работе.
(Приложение 1)
Работают в парах (раскладывают карточки со словами, составляют загадку, записывают на листок).
Выходят с листком и читают загадку, которую составили.
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Замените одним словом:
Берёза, ландыши, мох.
Чайник, самовар, вилка. И т.д.
Дети обобщают группы слов.
- Какие ещё растения (посуду, птиц, насекомых) вы знаете?
- А о чём ещё могут быть загадки?
Называют другие тематические группы и приводят примеры.
- Обобщим нашу работу. Какие же есть тематические группы загадок? Назовите их.
(Приложение 2)
Перечисляют группы загадок.
- Вот мы с вами рассмотрели тематические группы, которые состоят из большого количества загадок. А откуда появились загадки и когда?
Высказывают свои предположения.
3. Расширение знаний.
- Загадки появились много столетий тому назад. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.
Наши далёкие предки боялись «злых духов», «злого слова» и других опасностей, которые, как им казалось, подстерегали всюду. В целях обмана «злых людей» и «нечистой силы» заботливые родители специально давали своим детям «плохие имена»: красивых детей называли Уродами, честных – Негодяями, смелых – Трусами. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка-невидимка, прикроет их ребёнка от опасности.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, не общепринятыми названиями, а подставными словами или загадками.
Загадки использовались в военных, торговых делах. Широко пользовались скоморохи, нищие и другой бездомный люд.
Загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты. Такой обряд существует и в наше время.
В далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим различные загадки, тематически (показать) их группируя. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были уроками народной мудрости, народных представлений. Эти уроки помогали детям во время развлечения усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
- Проведём такой «вечер загадок». Я взрослая, буду загадывать загадки младшим, т.е. вам, называя тематическую группу. (Приложение 3).
Внимательно слушают загадки и отгадывают их.
Физкультминутка – 1 минута.
4. Исследовательская работа (работа с учебником).
- А сейчас проведём исследовательскую работу и рассмотрим, как строится загадка. Откройте учебник на стр. 44. Дома вы познакомились с этими загадками и сейчас будем работать с ними.
- Прочитайте загадку про зайца.
- Как вы догадались, что это о нем идет речь?
Дается описание зайца: размер, цвет, характерные его действия.
- Это первая форма построения загадки – ЗАГАДКА – ОПИСАНИЕ.
- Найдите и прочитайте еще загадку описательного характера.
Читают загадку про волка.
- Какие слова указывают, что эта загадка про волка?
- Прочитайте загадку про снег. Относится ли к этой группе эта загадка?
В ней говорится все о снеге: как рождается, из чего он состоит, какие свойства имеет.
- Это ЗАГАДКА – БИОГРАФИЯ.
- Найдите похожие загадки.
Читают загадки про ель, сосну, подсолнух.
- Докажите, что это загадки – биографии.
В загадке про ель, сосну говорится, как выглядят эти деревья в разное время года. В загадке про подсолнух рассказывается, на что он похож, что любит.
- Прочитайте загадку про морозный узор на окнах.
- В чем особенность этой загадки?
Морозный узор сравнивается с белым лесом.
- Следующая форма построения загадки – ЗАГАДКА – СРАВНЕНИЕ.
- В загадке про морозный узор используется простое сравнение. А еще сравнения бывают отрицательные. Посмотрите, как составлена загадка про книгу:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети слушают учителя.
- А где в учебнике похожая загадка? Найдите и прочитайте ее.
Загадка про эхо.
- Назовите отрицательные сравнения.
- У предметов в загадках – сравнениях есть общие качества, но есть главное различие. Отгадывать такие загадки сложнее.
- Прочитайте загадки про блин и про чернила.
- Что общего в построении этих загадок?
Составлены в форме вопроса.
- Правильно, это ЗАГАДКИ – ВОПРОСЫ. Значит, как читаются эти загадки?
С вопросительной интонацией.
- У ребят, которые читали эти загадки, получилось их правильно прочитать?
- Послушайте еще одну загадку (инсценируют дети):
- Берегись, наскочу, лбом хвачу!
- В форме чего построена эта загадка?
- Сколько действующих лиц участвуют в разговоре?
- Как называется разговор двух лиц?
- Значит, уточните, в форме чего построена загадка?
В форме диалога.
- Правильно, это ЗАГАДКА – ДИАЛОГ.
- Подведем итог нашей исследовательской работы. Как может строится загадка?
(Приложение 4).
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок?
5. Игра «Догадливый художник» (Приложение 5).
- Я читаю загадки. Вы рисуете на четвертинке альбомного листа отгадку и показываете, поднимая рисунок вверх. Кто же будет самым догадливым художником? Того ждет награда.
Учащиеся внимательно слушают загадки, отгадку изображают на листке бумаги в виде рисунка.
Награждаются все, кто правильно отгадал загадки.
Выходят к доске за медальками.
6. Конкурс загадок.
- Я вас просила дома просмотреть сборники загадок и найти среди них самую трудную и самую интересную загадку, по - вашему мнению. А также попробовать самим составить загадку. Это нам сейчас пригодится.
Проведем конкурс загадок, который пройдет в 3 тура.
1 тур. Самая лучшая загадка собственного сочинения.
2 тур. Самая трудная загадка.
3 тур. Самая интересная загадка.
В каждом туре будет один победитель. А судить конкурс вы будете сами.
6 человек читают загадки, остальные определяют победителя.
Награждение победителей медальками.
Выходят к доске за медальками.
Заключительный этап – 4 минуты.
- Что такое загадка?
- Как строится загадка?
- Какие тематические группы загадок вы знаете?
- Зачем люди придумали загадки?
- За каждую отгаданную загадку я давала вам колокольчики. Посчитайте, сколько колокольчиков вы заработали на уроке, и мы узнаем, кто у нас в классе самый мудрый и сообразительный.
Следующая загадка
1. Формировать представление учащихся об особенностях текста загадки.
2. Формировать представление учащихся о происхождении загадки.
3.Формировать умение анализировать тексты, выделять главное.
1.Воспитывать читательский интерес учащихся.
1.Способствовать развитию умения отгадывать и сочинять загадки.
2.Способствовать развитию слуховой памяти через восприятие устного текста.
3.Совершенствовать связную речь учащихся (через выполнение устных и письменных заданий).
4.Развивать у учащихся навык выразительного озвученного чтения.
Организационный этап (приветственное, вводное, ведущее слово учителя) - 1 мин.
Этап формирования новых знаний (ведущее слово учителя, беседа) – 20 мин.
Анализ художественного произведения (работа с текстом) – 20 мин.
Комментирование домашнего задания - 1 мин.
Заключительная часть (обобщающее слово учителя) – 3 мин.
- Этап формирования новых знаний
Метод: слово учителя.
Прием: приветственное, ведущее слово учителя.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готовы ли вы к уроку. У вас на партах должны находиться учебники по литературному чтению, рабочие тетради и пишущие принадлежности.
Метод: слово учителя, беседа
Прием: вводное слово учителя, эвристическая беседа
Ребята, сегодня на уроке мы с вами окунемся в чудесный и необычный мир загадки.
Я бы хотела начать сегодняшний урок с небольшого диалога, а точнее, я хочу узнать ваше мнение, выяснить, что вы знаете о загадке.
Ребята, с самого детства нас окружает мир таинственный, и многие вещи мы познаем в сравнении. Вот и загадки нам тоже помогают, а как мы сегодня узнаем.
Для начала скажите, пожалуйста, что же такое загадка? Приведите примеры.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Ребята, загадка – это занимательное описание предмета или явления, проверяющее сообразительность .
Мы все любим загадывать и отгадывать загадки, а что же в них такого особенного?
Загадки бесспорно детское увлечение. Но раньше, ребята, загадки сочиняли взрослые и от этих загадок зависела даже жизнь человека, поэтому на людей, которые этим занимались, возлагаясь большая ответственность.
Как вы думаете, почему раньше это считалось таким серьезным занятием и как загадка могла повлиять на жизнь человека?
А вот вам и пример, чтобы ответить на этот вопрос (видео фрагмент из мультфильма «Алладин»)
Зависела ли жизнь героя от того отгадает он загадку или нет?
Итак, ребята, Алладину загадали загадку: «Высуни язык и коснись лба», справился ли он с отгадкой?
А какое качество человека помогает человеку решить загадки?
Конечно, сообразительность, смекалка и фантазия. И парадокс в том, что загадка как раз помогает развить все эти качества.
Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное
Говорение: устные ответы учащихся
Говорение: устные ответы учащихся
Просмотр отрывка из мультфильма
Говорение: устные ответы учащихся
- Анализ художественного произведения (работа с текстом)
Метод: слово учителя, беседа
Прием: ведущее слово учителя, эвристическая беседа
В древности мудрость ценилась не меньше силы. Мальчики, которые становились взрослыми должны были проявить не только силу, но и острый ум, а помогали это проверить именно загадки. Мы с вами живем в современном мире, но нам тоже важно иметь смекалку и богатое воображение, сегодня у вас есть возможность проявить свою самую главную силу – сообразительность!
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает
Ребята, взгляните, какую богатую фантазию нужно иметь человеку, чтобы сравнить солнышко с «огненным оком», которое глядит на нас и согревает своим теплом, или вот еще вам загадка:
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
Вспомните обыкновенную морковь и сравните ее с девицей, сидящей в темнице: как все точно обозначено, коса – ботва морковки, земля – темница.
Загадка, обычно указывает на особые отличительные признаки или свойства, которые присущи только загадываемому предмету и нам с вами отгадать надо то, что спрятано и скрыто в образе и качестве.
Как создать загадку?
Для этого требуется воображение, представить с чем можно сравнить предмет, чтобы точно отразить его внешний вид или свойства.
Прочитайте загадку и подумайте, как здесь называют кота, мышь и петуха и почему?
Выбежала царица из-под каменной горицы и спрашивает у царя Колоколея: «Где наш царь Мурман?» Отвечает царь Колоколей: «Царь Мурман лежит на каменной горе, на пещоре, отогревается, в ваше царство идти собирается». – «Горе нам, куда нам деваться или глубже в землю копаться?»
В каждой загадке есть главные слова.
Загадки развивают наблюдательность, способность подмечать необычное в обычных предметах, учат нестандартно мыслить, расширяют кругозор.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее представить, потом поделимся, какие образы перед нами появились, предлагаю показывать все в движении:
Выше дерева в лесу,
Ниже облака на небе,
Дом стоит большой, округлый,
Да без окон, без дверей. (Гора.)
1 строчка – руки поднимаем вверх,
2 строчка – руки опускаем вниз,
3 строчка – руки изображают круг перед собой, что-то большое и округлое и пр.
Что это может быть без окон и дверей? (Гора)
Загадки рождались и бытовали преимущественно среди простого народа. Поэтому речь в них идет о незатейливых вещах: явления природы, домашняя утварь, животные и растения.
Читая и разгадывая загадки, мы с вами можем представить, как люди познавали мир, наблюдали, сравнивали предметы, обозначали их отличительные признаки: вкус, цвет, запах, форму и др.
Послушайте и отгадайте загадки, затем определим к какому типу они относятся (явление природы, растения и пр.)
Как мяч круглый, как тельняшка полосатый. Ответ: Арбуз
(Тема – растения, форма, окрас)
Отгадывание загадок и определение их тематики.
На пироги зазывает. (Сито.)
Поскакал на порог.
Если землю покрыл —
Урожай погубил. (Град.)
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик.)
Змейка синяя бежит:
Не шипит она — журчит. (Ручей.)
Что на небе расцветает
И теплом всех согревает? (Солнце.)
Метод: слово учителя
Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя
Из любимой детской книжки,
Торопилась, долго шла
В этой спешке я немножко
Вот же горе, вот беда
Чтобы вернуться я смогла
Вы меня назад сложите!
И потом не растеряйте,
Быстро -быстро отгадайте!
На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в конвертиках.
Читайте также: