Загадки про удмуртию для детей

Обновлено: 04.11.2024

Ответ

патефон

Белая кобылка в пол-избы.
Сверху белая, снутри черная.
Тело теплое, а крови нет.
Хотя и неживая, тело теплое.
Зимой теплее всех, летом холоднее всех.

Следующая загадка

Цель: Приобщать детей к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству в рамках детского сада с последующим использованием полученных знаний в игровой деятельности детей.

Задачи: 1. Познакомить детей с народом Удмуртии, их национальными костюмами и обычаями.

2. Содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре.

3. Развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях.

4. Воспитывать толерантное отношение к удмуртскому народу.

- сбор информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, стихов, песен;

- подготовка и оформление зала для мероприятия;

- предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;

- чтение удмуртских сказок, пословиц, разгадывание загадок;

- прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;

- беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.

Оборудование: мультимедио, муляж компьютера, берестяной короб, каравай, диск, угощение.

Оформление: удмуртская изба, на столе предметы удмуртского быта.

Действующие лица: Ведущий, Лопшо-Педунь, Гостья - удмуртка.

Муз.репертуар:Песни: 1. Песня «Ялыке»

2. Песня «О дружбе»

Оркестр «Колокольчики»

Танцы: 1. Танец с цветами

2. «Удмуртская пляска»

Игра «Жмурки»

Дети заходят под удмуртскую мелодию, выполняют Танец с цветами (с италмасом, затем встают полукругом у центральной стены.

Ведущая: Сегодня собралось много гостей, ведь наши дети отправляются в путешествие. А куда, вы ответите сами, прослушав стихотворение.

От приволжских степей до Уральских гор

Лёг Удмуртский край – золотой простор.

Как богат ты, мой край!

Сколько зверя в лесах,

Сколько птиц в небесах,

Сколько рыбы весенней порой!

Догадались, куда мы с вами отправляемся?

Дети: В Удмуртию.

Вед. : Удмуртия – это край родников и говорливых речек. Её земля очень красива и богата разными чудесами. Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас. Я вижу, что к путешествию все готовы? Тогда – в путь!

Лопшо-Педунь: Подождите, подождите, а меня-то вы позабыли. Я тоже хочу в путешествие.

Ведущая: А ты кто такой? Наверно, Старичок-Лесовичок?

Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать всё новое, а ещё конечно люблю веселиться.

Показывает свою гармошку и играет

Ведущая: А что у тебя на ногах?

Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.

Ну что, возьмете меня с собой?

Лопшо-Педунь: Но сначала загадки мои отгадайте.

1. Крыльев нет, а летает.

Ног нет, а бежит. (Туча)

2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды)

3. В жару появляется, в холод умирает,

Сам маленький, рот есть, укусит - плакать заставит (Комар)

4. Не рубашка, но сшита.

Языка нет, а говорит. (Книга)

Лопшо - Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица «И маленькое дело, лучше всякого безделья!»

Отправляемся в дорогу. Я вам покажу красивые места и познакомлю с народом, который живет в Удмуртии.

Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики

Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали?

На экране появляется картина леса, родники

Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. Ребята, слышите шум родника?

Звучит фонограмма шума родника

Лопшо-Педунь: А чтоб он ещё веселей звенел, мы ему подыграем на музыкальных инструментах.

Оркестр «Колокольчики»

Лопшо-Педунь: Ой, ребята, что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут? Как же нам путешествовать?

Из пестеря достает компьютер

Лопшо-Педунь: Мой друг! Вот что нам поможет - весёлый компьютер, он у меня с чудесами.

Муляж компьютера ставит на стол

На компьютере появляется изображение. Пословицы и поговорки о труде.

Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него, как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.

Дети поочередно рассказывают:

1. Кто без работы, тот без хлеба.

2. Работа человека насквозь видит.

3. Проголодаешься, так и работать научишься.

4. Без стараний и пригорки не насыплешь.

5. Ленивый ещё спит, а работящий уже отдыхает.

6. На одном месте лишь пень стоит.

7. Любишь мед, терпи и жало пчел.

8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

Лопшо-Педунь: После работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать. Давайте и мы с вами споём песню на удмуртском языке.

Песня «Ялыке»

В это время на компьютере появляется изображение «Вируса»с надписью:

Я вирус злобный и коварный,

Заразил все ваши файлы,

Не узнать вам, детвора

Ничего и никогда.

Вед. : Что же делать?

Лопшо-Педунь: Предлагаю заглянуть в виртуальную энциклопедию и посмотреть, может что-то ещё осталось.

На экране появляется изображение: «Колесо истории»

Лопшо-Педунь: Ребята, нам необходимо победить вирус, тогда компьютер снова хорошо заработает. Ответьте быстро на вопросы викторины.

На экране появляется карта Удмуртии

Лопшо-Педунь: 1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).

2. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).

3. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии? (черный цвет – символ земли и стабильности; красный цвет – цвет солнца и символ жизни; белый цвет – символ космоса и нравственных устоев).

На белой полосе есть изображение – это солярный знак – оберег. Оберегает человека от несчастий).

4. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь или человек-птица, который является символом возрождения).

Лопшо-Педунь: Ну, что же? Мы победили вирус и компьютер снова заработал.

Появляется изображение удмуртов, русских,татар,таджиков

Лопшо-Педунь: А знаете ли вы, что Удмуртия стала родным домом для людей разных национальностей.

Вед. : Даже у нас в Березниках живут удмурты, русские, татары, марийцы, таджики и все они любят плясать свои национальные пляски. Наши дети однажды попробовали себя в одной такой пляске и вот что получилось. Посмотрим.

«Удмуртская пляска»

На экране появляется изображение удмуртки

Под веселую музыку заходят гостья – удмуртка с коромыслом, ведрами

Гостья: Зёч буресь! Гажано эшьёс. Здравствуйте!

Гостья-удмуртка: Шла на ключик за водой, да услышала знакомую удмуртскую музыку и решила к вам в гости заглянуть, вижу весело у вас тут.

Лопшо-Педунь: Заходи, заходи, присаживайся.Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями (а гостей мы встречаем по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом). Пусть жизнь ваша течёт, как по маслу.

С поклоном отдаёт каравай

Лопшо-Педунь: Расскажите нам об удмуртском народе.

Гостья-удмуртка: Мы живем в Удмуртской республике. Столица республики – город Ижевск. Удмуртия – это красивый край, где много рек, лесов, лугов. В Удмуртии живут удмурты и люди других национальностей. Рабочие нашей республики создают легковые машины. И многое другое. Жители сёл и деревень выращивают урожаи картофеля, льна, хлеба, овощей и фруктов; занимаются разведением животных. Удмурты говорят на удмуртском языке, у них есть свои национальные песни, танцы, игры.

Вед. : Наши дети знают удмуртские стихи. Послушай дорогая гостья.

Дети: «Шунды сярысь»

Вазь чукна шунды потиз,

Со монэ сайкатиз,

Йырме, бамме маялтиз,

Коркаме но со шунтэ,

Югыт но сое карэ,

Шумпотытэ со монэ,

Султы ни мыным шуэ.

Султэм бэрам педло поти,

Шунды мынам борсям ветлиз,

Гордь, гордъ бамме кариз,

Собере со пуксиз.

Шундылы тау кароно,

Инмар сое аслэм сётиз,

Дуннеын улыны косиз.

Лопшо-Педунь: Какие любимые кушанья готовят удмурты?

Гостья-удмуртка: Самые распространённые кушанья (каша, пельмени (пельмень, овсяной кисель, ржаной хлеб, ну, и, конечно перепечи, шаньги).

Показ на экране удмуртской кухни

Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, ох и красив удмуртский костюм нашей гостьи.

Гостья: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. В украшениях часто удмурты используют рисунки зверей, деревьев, солнца, геометрические фигуры (квадраты, ромб). (МОЖЕТ ВЗЯТЬ АППЛИКАЦИЮ "УКРАСЬ КОСТЮМ", "УКРАСЬ УДМУРТСКИЙ СУНДУК")

Я хочу поиграть с вами в любимую игру удмуртов.

Игра «Жмурки»

Гостья-удмуртка: Сказочное место есть в стране у нас,

Побываете тут и сразу очарует вас.

Здесь усыпаны цветами нежные луга,

И зовется это место – Удмуртия моя!

Вед. : Вот видите в Удмуртиии, и даже в нашей группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские, татары и таджики. Все мы живем дружно и не ссоримся. Давайте все вместе споем песню для всех наших гостей в зале.

Песня «О дружбе»

Лопшо-Педунь: Ну, а нам пора (до свидания, зеч-луэ, спасибо тау).

Звучит удмуртская мелодия, дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе. С окончанием музыки садятся на стульчики

Лопшо-Педунь: Наше путешествие подходит к концу и я приглашаю на последнюю страничку, которая называется «Содержание». Содержанием заканчивается любая книга, а наш компьютер записал диск про наше путешествие, и я предлагаю этот диск отнести в музей детского сада, чтобы и другие ребята смогли взять его и много узнать о Республике Удмуртии.

Лопшо-Педунь обращает внимание на свои лапти

Лопшо-Педунь: Лапти меня несут в группу детского сада:

Вы и пели и плясали, путешествовали друзья,

Очень я доволен вам

Вот вам шаньги, перепечи от меня.

Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за твое путешествие. Много нового и интересного мы сегодня узнали. Приглашаем тебя к чаю.

Игра «ВОДЯНОЙ»

ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной.Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»

Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.

Лопшо Педунь: Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется «Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!

Игра «Не урони ПОЛЕНО»

ОПИСАНИЕ. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала.

Кисьтаськысь песок вылын,

Мон кема кылльылысько,

Сэрэ гуртам кошкысько.

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Следующая загадка

•Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе родного края.

•Развитие интереса к удмуртской литературе, национальному костюму, народному творчеству, традициям.

•Знакомство с играми удмуртского народа, удмуртскими словами.

•Развитие речи детей, мышления, внимания, памяти.

Авторский медиапродукт: игры.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

•картины с государственной символикой Удмуртии.

• картинки национальных костюмов;

•таблички с удмуртскими словами: здравствуйте, до свидания, спасибо,пожалуйста: (выставляются во время знакомства с ними);

•куклы Лопшо Педунь и медведь;

•цветок италмас для разучивания игры;

(Звучит музыка, дети входят в группу)

Ведущий: Добрый день ребята!

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей. (СЛАЙД 1)

Эти стихи написал наш замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о нашей малой Родине- Удмуртии.

Сегодня, ребята, мы будем путешествовать по нашей маленькой Удмуртии. Это необычное путешествие, оно будет виртуальное, воображаемое.

А поможет нам путешествовать по воображаемому миру Удмуртии удмуртская девушка и весельчак - герой удмуртских сказок - Лопшо Педунь. (появляется кукла)

Л-П. : Здравствуйте, ребята! Дечь бур (Показ слова)

Тогда считаем до трех по-удмуртски: одык, кык, куинь! Показ слов)

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы. (Слайд 2 (Просмотр видеоролика по природному краю Удмуртии)

Ведущий: Ребята, почему нашу Удмуртию называют "Край родниковый"(Отвей детей)

А вы знаете что такое родник, ключ (Ответы детей)

Какая там вода? Да, в водоемах должна быть чистая вода! Вода нужна для всего живого! Воду нужно беречь!

Воду любят и цветы. Без воды они жить не могут. Представьте, что мы очутились с вами на лугу! Там растет огромное количество и травянистых и цветковых растений.

Какой цветок является символом республики? (италмас) (СЛАЙД 3 (дети составляют название цветка по порядковому счету, при правильном составлении появляется цветок)

Посмотрите какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому не рвите этот цветок, а только любуйтесь его красотой!

А вот про купальницу я вам расскажу легенду.. Жила-была красавица по имени Италмас "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу - италмасами. Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас за рекой Чепцой растут весной италмасы, но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.

Удмурты придумали игру с италмасом.

(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и води)

Ведущая: молодцы!Давайте скажем наши заветные слова: одык, кык, куинь!

Мы с вами оказались в стране кроссвордов. В нашей Удмуртии много знаменитых людей, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд,у нас должно получиться ключевое слово. (СЛАЙД 4 (ведущий по порядку задает вопросы и записывает ответы на доске, при правильном ответе появляется портрет известного человека, в конце разгадывания получается ключевое слово «УДМУРТИЯ»)

Послушайте загадки и узнайте, о каком животном идет речь.

Я, хозяин лесной,

Просыпаюсь я весной,

Сплю в избушке снеговой. (медведь) (КУКЛА)

Медведь: Дечь бур, ребята! (сонно)

Ведущий: Дети, давайте поздороваемся с медведем!

Кто знает как по-удмуртски медведь (Гондыр).

Дети: Деч бур, гондыр!

Медведь: - Разбудили вы меня! (сонно) Не доспал!

Как называется моя избушка, где я сплю зимой?

А сколько месяцев я сплю? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, ребята, как только наступают холода, он ложиться спать в берлогу, хотя и шуба у него теплая. Может спать от 4-6 месяцев в берлоге.

А чем питается медведь?

Медведь: Ну-ка, ну-ка ответьте. (ответы детей) (коренья, малина, рыба, мед, даже орехи и грибы)

Медведь: А в берлоге что я кушаю? (ответы)

Ведущий: В народе говорят "Сосешь лапу"! Медведь за лето нагуливает жир, а в берлоге он его греет и подкармливает. На самом деле он лапу сосет от того, что на лапе нежная кожица, которая мерзнет зимой, а медведь ее греет.

Медведь: Ну, молодцы! Пошел я к себе, посплю еще немного, увидимся! Дечь Лу! (зевая)

Дети: Дечь Лу гондыр! (табличка дечь лу)

Ведущий: Не забыли заветные слова, которые нас зовут в путь.Хором повторяем: одык, кык,куинь!

Л-П: Ребята, я очень люблю путешествовать по Российским уголкам и с кажлого уголка я беру на память символ республики – флаг, но случайно я перепутал все флаги. Вы не поможете мне найти наш Удмуртский флаг? (Ответ детей (Слайд 5 (дети выбирают флаг, ведущий выводит картинку правильного ответа, дети сравнивают результат)

Л-П: Молодцы порадовали вы меня!

Ведущий: лопшо-педунь мы очень любим нашу Удмуртию, и у нас есть любимые места. И сейчас мы тебе о них расскажем. (Слайд 6)

Ребята, давайте ниши любимые места поместим в квадраты, и немного о них расскажем. (ответ детей)

(дети расставляют картинки, картинки не наших мест перевернуться, тем самым проверим правильность расстановки картинок)

Ведущий: Молодцы, ребята! Наше путешествие подошло к концу.

Пусть уходит из мира тревога

Навсегда - на года и века.

Я - удмурт

Нас, удмуртов, немного.

Наша Родина невелика.

Л-П: Ну, ребятки, какие вы молодцы! Жаль с вами расставаться!

Знаете, а вы приезжайте к нам с женой в гости в Игринский район, (СЛАЙД 7) в центр "Сибирский тракт".

Мы вас встретим хлебом-солью, угостим перепечами. Жена моя их отменно готовит!

Приезжайте, будем рады!

Ведущий: Зечь Лу Лапшо Педунь!

Спасибо всем за работу. И в благодарность за ваши знания хочу вам подарить книгу об Удмуртии, в которой вы еще узнаете много нового и интересного.

Конспект занятия «Мы в Удмуртии живем»

Публикации по теме:

«Мир в котором мы живем». Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Мир в котором мы живем» Конспект открытого занятия в старшей группе по рисованию. Цель. Показать значение целостности окружающего мира,.

Конспект НОД в группе коррекционной направленности для детей 6–7 лет «Мы живем в России» Конспект НОД в группе №7 коррекционной направленности для детей 6-7 лет Программные задачи: • систематизировать знания детей о России и.

Конспект занятия «Страна, в которой мы живем» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество». Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию «Вместе дружно живем» Предварительная работа 1. Рассматривание кукол в таджикской и русской одежде. 2. Слушание таджикской музыки и русской народной музыки. 3. Беседа.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют животные Удмуртии» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. «Как зимуют животные Удмуртии». С использованием.

«На Кубани мы живем». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему»На Кубани мы живем» \Образовательная область.

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия — край, где мы живем!» Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия – край, где мы живем!» Автор: Беляева Татьяна Ивановна – воспитатель.

Конспект НОД «На Кубани мы живем» «На Кубани мы живем» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, кубанской росписью,.

«Дом, в котором мы живем». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Подготовила воспитатель Бабакина Н. В. Тема : «Дом в котором мы живем» Программное содержание:.

Следующая загадка

Ответ

Кечыйол (Лучи солнца)

Читайте также: