Загадки про словари и энциклопедии
Обновлено: 22.11.2024
1. Почтить память великого соотечественника, познакомить учащихся с некоторыми этапами его жизни и деятельности; определить место и значение «Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии.
2. Побудить учащихся к чтению сборника «Пословицы и поговорки и русского народа» и к овладению богатством языка, воплощенным в пословицах и поговорках; способствовать активному включению пословиц и поговорок в речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к чтению, культуре.
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг В.И.Даля, словари.
Ход занятия:
Сегодня у вас необычное занятие, которое проводится в рамках конкурса «Педагог года 2020», а проведу его я, Фатеев Олег Алексеевич – учитель русского языка и литературы Темповской школы.
Давайте познакомимся с вами. (представить команды:
- Всмотритесь в названия команд: что объединяет все четыре слова? (В названиях четырёх команд спряталось слово «даль») (1 балл)
Сегодняшняя наша игра-викторина будет посвящена великому соотечественнику Владимиру Ивановичу Далю. Игра пройдет в формате брейн-ринга, где прозвучат вопросы, на которые ответит команда, быстрее всех нашедшая ответ. За правильные ответы команда получает баллы, подсчет баллов в конце игры.
Все ли понятно участникам по проведению игры?
КОНКУРС «ИЗ БИОГРАФИИ ДАЛЯ»
22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Именно в этот день в 1801 году родился Владимир Иванович Даль. Большинству из нас он известен как составитель “Толкового словаря”, которым мы пользуемся и по сей день. На самом деле в биографии этой воистину незаурядной личности сочетались разные профессии: и диалектолог, и лексикограф, и географ, и этнограф, и естествоиспытатель, и инженер, и писатель, и врач.
Более пятидесяти лет Даль посвятил составлению «Толкового словаря».
Вопрос: Как полностью называется словарь В.И. Даля? (Толковый словарь живого великорусского языка) – 1 балл. (Щелчок)
Получив домашнее образование, Владимир Даль был отдан в Петербургский морской кадетский корпус.
Вопрос: Все свободное от учебы время он посвящал ведению дневника. Что же записывал он в него?
А) события, произошедшие за день;
Б) сведения о телесных наказаниях, применяемых в корпусе;
В) меткие словечки и смешные случаи из кадетской жизни. (1 балл) (Щелчок)
После обучения в кадетском корпусе и морской службы В.И. Даль решил идти по стопам отца, военного медика, и поступил в Университет г. Тарту (Эстония), который окончил по медицинскому факультету. Там Даль подружился с В.А. Жуковским, с сыновьями Н.М. Карамзина. Здесь он впервые познакомился с произведениями А.С. Пушкина. То есть здесь он обрел то просвещенное общество, которого ему не хватало, к которому он всегда стремился.
После окончания университета походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала с жителями разных областей России, и материалы для будущего “Толкового Словаря” всё росли.
В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе через Вислу.
Вопрос: Он нашел на берегу склад бочек, и в голову ему пришла спасительная идея:
А) всех спрятать в бочки и закопать, дабы переждать опасность;
В) наполнить бочки порохом и обрушить их на польскую армию, а затем спокойно поискать мост. (1 балл) (Щелчок)
За неимением инженера Даль навел мост, вместо понтонов используя бочки, плоты, лодки. Он же защищал этот мост при переправе и затем разрушил его. Впоследствии (в 1833 году) конструкция данного моста даже предлагалась в ряде инженерных учебников.
Вопрос: В конструкции моста Даль использовал бочки. От какого слова происходит слово “бочка”?
А) бок;
В) бабочка. (1 балл) (Щелчок)
В свободное от работы время Даль записывал слова и поговорки, пословицы, услышанные от солдат, и постепенно у него накопился большой тюк тетрадей. Во время войны с турками при отходе наших войск пропал верблюд, который вез этот бесценный груз.
Вопрос: Узнав об этом, солдаты:
А) рассказали Далю все содержимое тетрадей заново;
Б) обрадовались, наконец-то лекарь займется делом;
В) нашли верблюда у турок и отбили его вместе с тетрадями Даля. (1 балл) (Щелчок)
В 1832 году Даль выпустил свою первую книгу - “Русские сказки”, которые принесли Далю широкую известность. Ими интересовались многие литераторы того времени, в том числе и Пушкин. Даль давно мечтал познакомиться с А.С. Пушкиным, и наконец пришел к нему домой, чтобы подарить поэту свою книгу.
Пушкин живо интересовался изучением народного языка и это их сблизило. Поэт спрашивал, над чем Даль работает, и тот ответил, что собирает слова и что накопилось их уже тысяч двадцать.
Вопрос: Тогда Пушкин посоветовал ему:
А) составить из этих слов словарь;
Б) оставить их и заняться писанием сказок;
В) продать ему всю коллекцию. (1 балл) (Щелчок)
КОНКУРС «НА ТВОЮ СПЕСЬ ПОСЛОВИЦА ЕСТЬ»
(Начало пословицы – карточка с заглавной буквы. 1-2 пословицы – 1 балл, 3-4 пословицы – 2 балла, 5-6 посл. – 3 балла, 7-8 посл. – 4 балла, 9-10 посл. – 5 баллов)
Конкурс пословиц «Собери пословицу»
Кто хочет много знать,
тому надо мало спать.
как все из рук вали́тся.
неученый следом ходит.
Конь добр, да не езжен;
дорог парень, да не учен.
Корень учения горек,
да плод его сладок.
Добра не смыслишь,
так худа не делай!
да не хороши ручки.
Не выучит школа -
Дети выполняют задание, затем проверка.
3. КОНКУРС ЗАГАДКИ. ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ ДАЛЯ ОТГАДАТЬ ВОВСЕ НЕ ПРОСТО!
1. День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет. (Свеча) (1 балл) (Щелчок)
2. (Слайд №15) Красненьки сапожки в земельке лежат.(Свёкла) (1 балл) (Щелчок)
3. (Слайд № 16) Полно корыто народу намыто. (Огурцы) (1 балл) (Щелчок)
4. (Слайд №17) Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет. (Лук) (1 балл) (Щелчок)
5. (Слайд №18) Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб) (1 балл) (Щелчок)
6. (Слайд №19) В одной стеклянке болтается, а никак не смешается. (Яйцо) (1 балл) (Щелчок)
7. (Слайд №20) Нос долог, голос звонок. (Комар) (1 балл) (Щелчок)
8. (Слайд №21) Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи) (1 балл) (Щелчок)
9. (Слайд №22) Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыба) (1 балл) (Щелчок)
10. (Слайд №23) Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор) (1 балл) (Щелчок)
11. (Слайд №24) Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (Пила) (1 балл) (Щелчок)
12. (Слайд №25) Выше леса, тоньше волоса. (Ветер) (1 балл) (Щелчок)
13. (Слайд №26) На землю падает, а от земли не отлетает. (Дождь) (1 балл) (Щелчок)
14. (Слайд №27) Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо-штурвал) (1 балл) (Щелчок)
15. (Слайд №28) Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Корабль или лодка на воде) (1 балл). (Щелчок)
4. КОНКУРС «ХОДОМ ШАХМАТНОГО КОНЯ»
Вы, конечно, знаете, как ходит шахматный конь: буквой «Г». Зная это, вы сможете разгадать кроссворд – прочитать спрятанную пословицу-эпиграф к комедии Н.В. Гоголя - приятеля В.И. Даля
(Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.)
5. КОНКУРС «Семипядник на Урале»
Когда А.С. Пушкин отправился в Оренбург для сбора информации о восстании под управлением Емельяна Пугачева, который объявил себя Петром III , В.И. Даль сопровождал поэта. Об этом наш текст.
В.И. ДАЛЬ не приветствовал заимствование слов из других языков. И на некоторые заимствованные слова предлагал аналог, полученный из исконно русских корней. В тексте часть слов заменена на так называемые «далевские» слова. Вам необходимо “расшифровать” эти слова, то есть заменить их на современные.
Слова, требующие толкования выделены жирным шрифтом.
Семипядник на Урале
Врасень . 1833 год. В Оренбургский край наведывается Пушкин в целях сбора сведений о Пугачеве- нетерпеливце и крестьянских волнениях. В течение пятидневного пребывания в крае его неразлучным спутником и проводником был Владимир Иванович Даль. Стихотворцу повезло — таких осведомленных и предупредительных провожатых — раз, два и обчелся. За этот кратчайший срок величайший оправщик отечественного слова и рьяный ревнитель-добытчик его стали на более короткую ногу. Понимание их друг друга стало безмежным .
В недалеком будущем Далю доведется еще раз сопутствовать поэту… Но уже не наступит брезг …
Дети выполняют задание. Потом проверка.
Семипядник — гений, человек семи пядей во лбу.
Врасень — сентябрь (ранние заморозки, вредящие хлебу).
Нетерпеливец — бунтарь (революционер).
Оправщик — украшатель.
Безмежный — безграничный (от “межа”).
Брезг — наступление рассвета.
Конкурс «Весёлый художник»
Один художник, читая словарь Даля, нашел там некоторые фразеологизмы и решил их изобразить. Отгадайте, что прочитал художник и что обозначают данные фразеологизмы? Когда их уместно говорить?
Мчаться на всех парусах - очень быстро, с предельной скоростью. («Семен Афанасьевич! Вам письмо!» – Лида мчится на всех парусах и машет белым конвертом. (Ф. Вигдорова.) (Щелчок)
(Слайд №33) Водить за нос – «дурачить, обманывать кого-то и помыкать им» (Впоследствии оказалось, что книгу он давно потерял, а меня водил за нос, рассказывая истории, как увлечённо перечитывает повесть по нескольку раз. (Н. Гоголь) (Щелчок)
(Слайд №34) Глаза разбегаются – «растерялся, не знаю куда смотреть», кто-либо не может сосредоточить взгляд на чём-либо от разнообразия впечатлений. (Подойдёшь к столу, так глаза и разбегаются, из которого бы графина выпить (Мельников-Печерский). (Щелчок)
(Слайд №35) Взять (брать) быка за рога (хвать быка за рога) - начинать действовать решительно (Немцы решили взять быка за рога и неожиданно… бросились прямо к командному пункту батальона (К. Симонов) (Щелчок)
(Слайд №36) Как с гуся вода - совершенно безразлично, никак не действует на кого-либо (Видно тебе все, как с гуся вода, иной бы с горя исчах. И. Тургенев) (Щелчок)
Конкурс «Разгадай ребус»
Тротуар. (Щелчок)
(Слайд №38) Бордюр. (Щелчок)
(Слайд №39) Борода. (Щелчок)
(Слайд №40) Волосы. (Щелчок)
(Слайд №41) Бородино. (Щелчок)
7. Конкурс «Будем говорить правильно!»
Расставьте ударения в словах:
Эксп Е рт, к У хонный, ход А тайство, зак У порить, знам Е ние, бал О вать, звон И т, кварт А л, катал О г, укра И нский, премиров А ть, облегч И ть, И конопись, кладов А я, началс Я , танц О вщица, т О рты, щав Е ль.
(16-18 слов – 5 баллов, 13-15 – 4 балла, 10-12 – 3 балла, 6-9 – 2 балла, 1-5 – 1 балл)
Из “Напутного слова”, предваряющего “Толковый словарь живого великорусского словаря”:
“… Говоря просто, мы уверены, что русской речи предстоит одно из двух: либо испо́шлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив с собою все покинутые второпях запасы.
… Пришла пора подорожи́ть народным языком и выработать из него язык образованный”. В.И. Даль
То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.
Незыблема его первооснова на много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.
И можно различить сердцебиенье живого языка.
Сидят теперь четыре института над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.
(Михаил Матусовский)
Основные труды Даля:
Цыганка. — СПб., 1830.
Уральский казак. Петербургский дворик. Денщик. Очерки и рассказы 30-40 гг. XIX в.
О русском словаре “Толковый словарь живого великорусского языка”,т.1. М.1955.
О наречиях русского языка “Вестник Императорского Русского географического общества”, кн.V за 1852 г. СПб.,1852.
Напутное слово “Толковый словарь…”,т.1. М.1955.
Пословицы русского народа. М.1862.
Загадки про толковый словарь
По улице не ходит, в окно не глядит,
Никого не спрашивает, но всё знает.
Кто его открывает, тот всё понимает.
Ответ: Толковый словарь
Расскажет, как пишется каждое слово.
И каждый хотел бы друга такого.
На полке он с книгами важно стоит,
Любое значение вмиг разъяснит.
Словарь это. Нету нужнее такого,
А называется просто — .
Ответ: Толковый
Следующая загадка
Загадки для детей с ответами — это интересные развивающие игры и занятия, загадки используются в любой методике раннего развития и развивают ум, логическое мышление и сообразительность. Толковый словарь — вид словаря с описанием значений слов и фразеологизмов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение слов.
Следующая загадка
Детские загадки про энциклопедию с ответами. Энциклопедия - это книга, сборник знаний, приведенное в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга определенного круга дисциплин.
Загадки про энциклопедию
В любой стране он мыслитель –
Наша всезнающая …
Ответ: Энциклопедия
Если непонятно слово,
Если, что означает, не знаю,
Нету выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь все четко, все правдиво.
Что за книга? Вот уж диво!
Ответ: Энциклопедия
Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!
Следующая загадка
Цели и задачи урока: Знакомство школьников со справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками, привитие интереса к ним, обучение умению пользоваться ими.
Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, справочникам, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, указатель имен, понятий и терминов. Энциклопедии универсальные и отраслевые.
Форма проведения: беседа с использованием презентации.
Практическое занятие: Игра-поиск «Попробуй найти!»,
«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдёшь большую пользу для души своей.» (Нестор Летописец)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами очередной
библиотечный урок. Мы с вами вспомним, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники, и как нужно ими пользоваться? Отправляемся в путешествие по книжным полкам.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
БИБЛИОТЕКАРЬ : Действительно, ребята, все явления, все предметы,
которые нас окружают, имеют свои названия. В жизни встречается много слов, с которыми возникают разные проблемы. То мы затрудняемся сформулировать значение слова, то вызывает сомнение, как слово написать или произнести, а иногда просто интересно, как произошло какое -то слово. Что делать в такой ситуации? Надо обратиться к словарям
Словарь –это книга, содержащая перечень слов с теми или иными объясне-ниями.
Словари появились, очень давно. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем печатные словари эпохи Средневековья.
Самые первые словари назывались азбуковниками .
Древнейший сохранившийся до нашего времени азбуковник 1282 года содержит 174 греческих, древнееврейских и церковно-славянских слова. В 16-18 веках появились азбуковники большего объема, с алфавитным расположением слов. До наших дней сохранилось более двухсот азбуковников, среди которых есть учебные, энциклопедические, нравоучительные.
В разное время на Руси выходили в свет печатные словари. Они назывались
лексиконами . Самый последний из них – словарь Петра Алексеевича Алексеева, выдержал 4 издания и содержал 20 000 слов.
В 1783 году была создана Российская Академия наук, одной из главных задач которой было составление грамматик и словарей русского языка. Так появились «Словарь Академии Российской», который содержал более 43 тысяч слов, четырехтомный «Словарь церковно-славянского и русского языка» (114 тысяч слов).
А в 1863-1866 годах вышло первое издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет. Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Конечно же, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.
Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные под редак-цией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них вклю-чены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобст-во пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.
Составление словарей – долгий и кропотливый труд. В наше время над их соз-данием трудятся целые институты. Человек, знающий много слов, лучше владеет языком. Чем богаче словарный запас человека, тем лучше он понимает тексты и речь других людей.
Однажды известный французский литератор Теофиль Готье спросил молодого поэта Шарля Бодлера: «Читаете ли вы словари?», чем очень его удивил. Разве можно читать словари? Ведь это не детектив, не сказка. Но именно читая словари, можно расширить свой словарный запас. Поэтому, почаще заглядывайте в сло-варь, и не стесняйтесь спрашивать значения непонятных вам слов.
Словари многочисленны и разнообразны они бывают самыми разными, а материал в них расположен также по алфавиту.
1.Значение слова можно найти в толковом словаре русского языка - "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля или «Словаре русского языка» Ожегова. Например, объяснение значения слова. "Бирюлька –дудочка, трубочка; второе значение –мелкая игрушка".
Кстати, толковые словари могут быть и многотомными. Тогда на их кореш-ках пишутся буквы или слова начальных и конечных статей, как в энциклопедиях.
2. Если нам не надо знать значение слова, а только его правописание, мы обратимся к "Орфографическому словарю". Например, как написать слово "кочерга" во множественном числе? Много кочерёг.
3. Существует интересный словарь, в котором можно посмотреть значение не отдельных слов, а целых оборотов речи . Такой словарь называется "Фразеологический словарь русского языка" . Вот, например, выражение "бара-шек в бумажке" означает «взятка». Или такое выражение: "камень преткновения" -помеха, преграда, затруднение в чем -либо. Выражение заимствовано из Библии, где рассказывается о камне, положенном Богом в Сионе..Об этот камень споты-кались неверующие и не соблюдающие законы.
4. Очень важно, чтобы мы говорили правильно, красиво, верно в словах расставляли ударения. Например: "кулинария", "творог", "мастерски". Здесь помогут орфоэпический и орфографический словари.
5. Откуда произошло то или иное географическое название мы можем узнать из «Топонимического словаря». Например, название озера Байкал прои-зошло от якутского слова «байхал», «байгал», т.е. «большая ,глубокая вода», «море». Действительно, Байкал –самое глубокое озеро в мире.
6.Объяснение разных мифологических имен и выражений даст «Мифологический словарь» . Например, кто такой Зефир? Бог западного ветра.
7.Если для урока литературы нужно узнать значение каких-либо специаль-ных литературоведческих терминов , например ,что такое «эпитет», «гипербола», «метафора» и т.п., необходимо обратиться к Краткому словарю литературоведчес-ких терминов или к «Толковому словарю русского языка». «Гипербола» -худо-жественное средство, основанное на преувеличении.
8. Тематические словари энциклопедического характера –нечто среднее между энциклопедиями, словарями и справочниками. Они посвящены определен-ной теме, материал в них расположен по алфавиту, но дополнен разными неболь-шими статьями, которые «привязаны» к данной статье по смыслу. Например, в «Энциклопедическом словаре юного математика» статья об арифметике, располо-женная в общем алфавитном порядке, дополнена краткой биографией древних математиков Пифагора и Архимеда. Как найти статью именно об ученом, если неточно знаешь, какие именно открытия он совершил?
В тематических «Энциклопедических словарях» на помощь придут указате-
ли в конце книги. Пользуются ими так же, как и в тематических энциклопедиях.
9. Универсальный энциклопедический словарь-словарь , в котором, как и в энциклопедии , можно найти все, но в очень краткой ,сжатой форме .
Итак, запомните: энциклопедия всегда описывает предметы, а словарь - слова. Поэтому энциклопедия дает более глубокие представления о чем-либо.
Это и двуязычные словари, которые помогают нам изучать иностранные языки.
О том, как произносить слово, мы с вами можем узнать из орфоэпического словаря.
О происхождении слов содержит информацию этимологический словарь .
Мы с вами узнали ребята, что кроме толковых словарей, есть еще и другие. Какие же? Вы можете их назвать? (Ответы детей).
Молодцы! У вас на партах лежат обычные орфографические словарики. Для чего они нужны?
(Ответы детей: чтобы правильно написать нужное слово и верно поставить ударение).
А как расположены слова в этих словариках? Правильно, по алфавиту. А давайте найдем какое-нибудь слово в этих словариках! Кто быстрее?!
(Ищем слова каникулы, библиотека, учитель, школа).
Ну что же, со словарями мы с вами познакомились. Но прежде, чем перейти к знакомству с энциклопедиями, я предлагаю вам немного отдохнуть. (Физкультминутка)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ну что ж, ребята, мы отдохнули. Продолжаем наш урок и переходим к энциклопедиям. Что же такое энциклопедия?
Энциклопедия – это научное справочное пособие в форме словаря по всем или отдельным отраслям знаний, адресованное либо широким массам, либо специа-листам. Первоначально словом энциклопедия в русском языке называли только французскую «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств или реме-сел».
В 1862 году в России появилась «Техническая энциклопедия», а вслед за ней стали появляться разные другие энциклопедии, и это слово стало нарицательным.
Энциклопедии бывают двух видов: универсальные (в них сосредоточен мате-риал из разных отраслей знаний) и отраслевые (отражается какая -то одна тема или отрасль).
Универсальные энциклопедии рассказывают обо всем. Статьи в них рас-положены в алфавитном порядке. Материал так огромен, что могла бы получить-ся книга шириной в метр и больше. Чтобы удобнее было пользоваться такой кни-гой, ее разбили на части–тома. К каждому тому дали порядковый номер, а на корешке пишут либо буквы, которыми начинаются и заканчиваются статьи в томе, либо смысловые слова –названия статей, которыми начинается и заканчи-вается том (примеры -БСЭ, «Что такое? Кто такой?»)
Отраслевые энциклопедии посвящены одной теме, одному предмету, одной отрасли знаний. Материал в них расположен также по алфавиту. Иногда такие энциклопедии также разбивают на тома, а на корешке помещают номер тома и начальное и конечное слово данного тома (примеры: однотомные -энциклопедия Москва; многотомные – Советская историческая энциклопедия и т.д.)
Иногда отраслевые энциклопедии делят на тома не по алфавиту, а по другому признаку. Например, Школьная историческая энциклопедия разбита по томам по хронологии, т.е. по историческим периодам и по странам. Но внутри каждого тома расположение материала -алфавитное.
Среднее место между универсальными и тематическими энциклопедиями занимают Детская энциклопедия и Энциклопедия для детей «Я познаю мир»
Все их тома, собранные вместе, расскажут обо всем –от строения Вселенной до искусства и техники. Но особенность в том, что каждый том посвящен только одной теме и внутри материал расположен не по алфавиту, а по содержанию, по смыслу.
Например, в исторических томах –по хронологии. Том «Биология» имеет разделы «Растения»,«Животные», далее –по семействам, отрядам и видам и т.д. В томах с таким сложным расположением материала на помощь придет справочный аппарат.
Те из вас, у кого есть дома компьютер, наверно уже знают, что кроме извест-ных нам энциклопедий есть и другие – на электронных носителях. Это словари, энциклопедии и даже целые библиотеки, как, например, известная многим «Библиотека Кирилла и Мефодия», Библиотека Мошкова, «Большая электронная детская энциклопедия», справочники по отдельным областям науки. Они значительно облегчают работу многим людям. С их помощью можно, не выходя из дома, отыскать необходимую информацию. В нашей библиотеке тоже есть такие диски, которыми пользуются и учащиеся, и педагоги.
Справочный аппарат - – различные указатели. Если нужно найти статью о человеке -придет на помощь именной или предметно именной указатель; если о предмете –предметный или предметно именной; иногда (например, в географи-ческих томах) существуют указатели географических названий; а часто бывает, что в конце книги есть упрощенный алфавитный указатель.
В указателях напротив нужного нам слова, имени перечисляются все страницы данной книги, на которых это слово или имя упомянуто. А если среди указанных страниц одна выделена особенно –жирным шрифтом –значит, именно на этой странице собран главный материал об этом человеке или предмете.
А теперь, ребята, попробуйте сами найти в энциклопедиях указанные слова или понятия. Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгами.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплёт не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Спасибо, ребята. Так как же нужно обращаться с книгами? Бережно.
Продолжаем нашу работу. Перед вами – серии Большая Российская энцикло-педия и карточки с заданиями. И, так задание: Найди значение слова в энциклопедии. Кто первый выполнит задание, пусть поднимет руку.
(Самостоятельная работа по карточкам, ответы учащихся). (Приложение 1.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали, и, я ду-маю, научились пользоваться энциклопедиями.
Но у нас остался еще один помощник, к услугам которого мы часто обращаем-ся – это справочник. Что это такое? Справочники –книги, которые содержат краткие и точные сведения по какому -либо предмету. Мы можем сказать, что справочник – это младший брат энциклопедии и словаря. Материал здесь распо-ложен по отдельным темам. Одни справочники подскажут названия рек, морей, городов, другие расскажут о растениях, животных, кораблях или самолетах.
Обычно справочники бывают тематическими. Для вас вышла целая серия современных учебных пособий под общим названием "Справочник школьника"
Эти книги охватывают материалы по всей школьной программе. Материал распо-ложен в алфавитном порядке, а для упрощения поиска необходимой информации можно воспользоваться "Предметным указателем"
КНИГИ СПРАВОЧНОГО ХАРАКТЕРА
Это особый вид энциклопедической литературы. Это не энциклопедии и не справочники, но из статей в таких книгах можно узнать много интересного. Яркий пример такой литературы –многотомное издание «Все обо всем». Каждый том –маленькая универсальная энциклопедия, где собран материал на разные темы. «Все обо всем» -не строго энциклопедическое издание, над которым рабо-тали многие ученые, поэтому не следует принимать на безусловную веру все, что там написано. Последние выпуски (тома) «Все обо всем» стали снабжаться указа-телями к данному тому, а некоторые содержат указатели ко всему изданию.
КАК БЫСТРО НАЙТИ МАТЕРИАЛ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН РАСПОЛОЖЕН ПО ПРОСТЕЙШЕМУ АЛФАВИТНОМУ ПРИНЦИПУ?
1.Надо хорошо знать алфавит. Найдя букву, с которой начинается искомое слово, ищем первый слог, затем ищем по второй букве слова и т.д. Например, на-до найти в словаре краткое значение слова «Кашалот». Берем «Словарь русского языка» Ожегова и открываем букву «К» (для нашего удобства наверху страниц пишутся и буквы, и целые слоги, которыми начинается и заканчивается страница, а в некоторых энциклопедиях –целые слова ), а затем –страницу со слогом КАШ и ищем слово «кашалот».
2. Если название искомой статьи состоит из нескольких слов, и с такого же первого слова начинается несколько других статей, ищем по второму слову так же, как в пункте 1. Например, «Московская битва». Берем энциклопедию «Москва» , ищем слово «московская» , находим: «Московская агломерация», «Московская ассоциация пролетарских писателей» и только потом «Московская битва»
3.Иногда на первое слово (особенно если оно очень распространенное) нужной статьи в энциклопедии не оказывается. Значит, надо попробовать поис-кать на второе, третье слово. Например, в Краткой литературной энциклопедии можно найти статью о памятниках литературным героям. Но поскольку слово «литературный» и слово «памятник» встречаются в ней очень часто, авторы назвали статью «Герои литературные в памятниках»
4. Если вы ищете в энциклопедии статью о каком-то человеке и оказывает-ся, что там несколько таких фамилий, значит, нужно смотреть на имена, а если и имена одинаковые– то на отчества. Например, нужен Державин Гаврила Романо-вич. В КЛЭ видим: Державин Вл. Вас., Державин Конст.Ник. и т.д.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ :
ИГРА – ПОИСК
«ПОПРОБУЙ, НАЙТИ.»,
БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь я вам предлагаю проверить полученные знания на практике. Вам предлагается ряд заданий, которые необходимо выпол-нить. На карточках записаны вопросы, ваша задача – сориентироваться в предло -
женных справочных изданиях и найти ответы (Приложение 2.)
БИБЛИОТЕКАРЬ :
(Энциклопедия Где найти материал о Даниловском монастыре Москвы?
Где нужно поставить ударение в слове «жалюзи» -на первом или на
последнем слоге? (Орфографический, орфоэпический словари)
Объясните значение слова «бирюльки» (любой толковый словарь
Объясните значение слова «Авантюра» , взятого из другого иностран-
ного языка. (Словарь иностранных слов)
Где можно подробно узнать о тиграх (Детская энциклопедия том
6..Объясните происхождение названия реки ОРИНОКО? (Топонимический словарь)
7. Где найти материал о полководце Кутузове Михаиле Илларионовиче? (БСЭ)
8. Объясните фразеологизм "бить челом". (Школьный фразеологический словарь русского языка).
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, внимательны ли вы были на уроке, всё ли запомнили. Предлагаю небольшой блиц-опрос. Что значит блиц? Это значит, быстро задаются вопросы и также быстро вы должны на них ответить. Итак, начали! (Приложение 3.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы! Я вижу, вы хорошо усвоили полученные сегодня знания. Надеюсь, они вам пригодятся. А в заключении предлагаю вам послушать стихотворение,
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом.
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты уже вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь…
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга – время и страна…
Здесь, в комнате моей, из года в год,
Всё человечество в ладу живёт.
Давид Кугультинов
Надеюсь, ребята, у каждого из вас дома есть такой шкаф или книжная полочка. А если нет – не беда. К вашим услугам – наша школьная библиотека.
И хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги».
Спасибо за внимание.
Журнал «Библиотека «Первого сентября»
Журнал «Библиотека в школе» №2(14)/2007 «Как работать со словарями» (библиотечные игры и уроки для 6-9 классов).
Сайт развития ребенка Умные дети
На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, и нтересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети .
Читайте также: