Загадки про семейный бюджет

Обновлено: 05.10.2024

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.

образовательные - формировать у детей навык различать понятия «хочу» и «надо»; дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров;познакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.

развивающие - развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи; активизировать детей к деловой активности.

воспитательные - воспитывать чувство мер в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности; воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование и материалы: иллюстрации, карточки-схемы, карандаши, таблички «хочу», «надо» на каждого ребёнка, изображения полицейского, врача, бабушки, дедушки, студентки, модель <<семейный бюджет>> – коробка.

Методические приёмы: игровые, наглядные (использование иллюстраций, словесные (вопросы, создание проблемных ситуаций, индивидуальные ответы детей, практические.

Предварительная работа: родители и дети изготавливают карточки-схемы семейных затрат, знакомятся с пословицами о бережливости. (Для использования на занятиях и пополнения игровой копилки в уголке экономики).

Словарная работа: доходы, расходы, деньги, монеты, финансы, экономика, бережливость, бюджет.

Следующая загадка



Люди ходят на базар
Там дешевле весь…
(Товар)
*
На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
*
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)
*
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет…
(Бизнесмен)
*
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…
(Банкир)
*
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …
(Банке)
*
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)
*
Очень вкусная витрина
Овощного…
(Магазина)
*
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
(Продавцы)
*
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)
*
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)
*
Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(Монета)
*
Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
*
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Все найдется на прилавке –
От одежды до булавки.
(Супермаркет)
*
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Деньги)
*
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Кошелек)
*
Маленькая,
Кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна.
(Монета)
*
Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли?
(В аптеке)
*
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?
(Покупатель)

Следующая загадка

Азы финансовой грамотности человек начинает постигать в раннем детстве.

Знакомить ребенка с принципами товарно-денежных отношений следует уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Малыш должен знать, что такое деньги и за что их получают, учиться планировать свои траты и копить средства, иметь представление о банковских учреждениях и их услугах.

Чем раньше родители начнут разговаривать с ребенком о деньгах, тем быстрее у него сформируется разумное отношение к бюджету и финансам и тем проще ему будет решать финансовые вопросы во взрослой жизни.

Ввести малыша в мир взрослых людей, экономики, денежных операций и банковских продуктов помогут загадки. С помощью простых занимательных стишков знакомство с основными экономическими понятиями будет проходить проще, интереснее и веселее.

Ход ООД.

- Дети, у нас группе появилась необычная вещь, которой раньше у нас не было. Что же это такое? (дети находят сундук с изображением монет). А в нём для нас послание. Мне нужна ваша помощь, нам предлагают отгадать загадку и понять, что в нём хранится.

Бывают они медные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)

- Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги? Совершенно верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.

(Воспитатель читает отрывок стихотворения)

Если денег накопить,

Можно многое купить:

Ездить можно на курорт,

Есть конфеты – первый сорт,

Можно кушать виноград,

Вечеринки для ребят

Можно делать каждый день

(если делать вам не лень)

Так что лучше экономить,

Чтобы все осуществить.

Деньги правильно копить.

- Как думаете, о чём учит это стихотворение?

- Вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях?

- Экономика – это наука. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим! Что же означает то слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это ведение хозяйства по правилам.).

- Представим, что к нам в гости пришла семья (иллюстрации членов семьи). Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-полицейский, мама-врач, дочка-студентка, бабушка и дедушка - пенсионеры).

- Они трудятся, работают. За вой труд получают зарплату. Что такое зарплата? Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.

-Кто получает зарплату? За что они её получают?

(Папа и мама кладут деньги в коробку).

- Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работаю, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсию – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, зато что они проработали много лет.

(Бабушка и дедушка кладут деньги в коробку).

- Мы уже сказали, что сестра кто? Верно, студентка. Она учится, получает в университете отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сестра пополняет копилку. Копилка постепенно наполняется, и дети наглядно видят составляющие бюджета).

- Денег стало больше или меньше?

- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть– это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.

- Но с нашей семьёй произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные,а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.

- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так? Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь?

- Объясните мне, как вы понимаете <<расходовать деньги>>, <<расход бюджета>>?

(Расход-это удовлетворение потребностей человека.)

- Предлагаю теперь вам посмотреть и подумать о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого?

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, заправка автомобиля, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

- Представьте, что родители доверили вам распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки.)

- Объясните, почем именно так. (Дети защищают свой семейный бюджет и отстаивают вою точку зрения. Возможна дискуссия). Как думаете вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили?

- Если так, то на что ещё можно их потратить? А как вы думаете можете ли вы помочь своим родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?

- А как в сказках и рассказах пополнить бюджет семьи? (Клад) Мы тоже попробуем найти свой клад.

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

- А как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?

- Продолжим наш разговор о семейных доходах и расходах. Я хочу открыть вам один секрет! Знаете, у меня очень хорошее настроение, ведь к нам приближается сказочный праздник – Новый год! Будет много подарков, но ведь мы не только любим получать подарки, но и дарить их близким. А вы бы хотели получить подарок на праздник? И я бы хотела. Но не будем забывать, что к праздникам нужно готовиться заранее и где-то необходимо экономить.

- По электронной почте мне прислали загадки. Мне нужна ваша помощь. Будем играть и отгадывать. Я вам загадку, а вы отгадку (дети стоят в кругу, воспитатель загадывает загадку и бросает мяч, ребёнок ловит и говорит отгадку).

Люди ходят на базар: там дешевле весь. (Товар)

На товаре быть должна обязательно. (Цена)

Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без. (Рекламы)

Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой. (Вклад)

Приносить доходы стал в банке папин. (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них. (договоры)

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт. (банкир)

В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт. (бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам. (продавцы)

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт. (кассир).

- Продолжаем серьёзный разговор. Человеку необходимо иметь три вещи, какие? Верно, пища, одежда, жильё.

- Это «НАДО». (воспитатель показывает карточку, дети читают).

- А вот другое слово. Прочитайте (дети читают слово «ХОЧУ»). Этим словом люди обозначают те предмет или вещи, которые им хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. Теперь люди часто покупают вещи в интернет-магазинах. М тоже посетим с вами такой магазин. Расплачиваться будем с помощью карточек. Идите за мной и получите карточки.

Игра «Хочу и надо»

Сейчас я буду показывать вам товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по-вашему, мнению, походит для характеристики предмета как желаемого или необходимого. Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

(Карточки <<хочу/надо>>,изображения: Пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, сок, куртка, цветы, обувь, дом. Дети обосновывают свой выбор.)

- Теперь, когда вы родителей просите купить очередную игрушку или сладость, подумайте это вам необходимо <<НАДО>> или без этого можно обойтись <<ХОЧУ>>.

- На этом наш серьёзный разговор подошёл к концу. Закончить его хочется пословицами о бережливости. А я определю, что вы поняли о экономике и финансах.

Копейка рубль бережет.

Доход не живет без хлопот.

Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

(Дети объясняют смысл).

Есть еще одна пословица у русского народа: БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО. Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.

- Мы с вами узнали сегодня много новых слов, которые нам так необходимы. В подарок вам монетки из общего бюджета.

Публикации по теме:

Конспект ООД на тему «Лепка ребенка» для подготовительной группы Вид ООД: Лепка. Тема ООД: «Лепка ребенка». Цели: - повторить основные геометрические фигуры — основы заготовок для фигурок; - научить составлять.

Конспект НОД по экономике «Расходы. Виды расходов» Цель: - Показать, что бывают основные расходы и не основные. Задачи. - Закреплять и расширять знания о понятиях доход, расход; - Учить.

Конспект ООД для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой» Конспект ООД для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой» Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного.

Конспект ООД «Рыбы» для подготовительной логопедической группы Задачи: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память,.

Конспект ООД «Спортик и команда» по физической культуре для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Бюджет семьи» Конспект занятия по экономике в подготовительной группе Тема: «Бюджет семьи». Цель. Ввести детей в мир экономических отношений. Задачи:.

Конспект ООД «В школу осенью пойдем!» для подготовительной к школе группы Цель: обобщение и систематизация знания детей, полученных в течение года. Задачи: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи.

Конспект занятия «Семейный бюджет» Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет». Задачи урока: познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия,.

Следующая загадка

Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги побуждение деловой активности.

Воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям

Образовательная область «Познавательное развитие»

Уточнить знания о профессиях взрослых.

Закрепить знания детей о разном уровне обеспеченности семей.

Закрепить знания детей, чтобы был достаток у семьи, надо работать.

Закрепить понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи.

Уточнить представление рационального использования доступных материальных ценностей;

Образовательная область «Речевое развитие»

Продолжать развивать диалогическую, связную речь детей.Расширять представление детей о понятиях: «бюджет», «доходы», «расходы»;

Закрепить понятие «бюджет семьи», «богатые-бедные»;

учить детей различать понятия «хочу» и «надо»;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

Содействовать формированию правильной осанки, упражнять в умении выполнять гимнастику для глаз.

Развитие игровой деятельности

Методы и приемы: Игровой, метод наглядного моделирования, практическая деятельность детей, ИКТ технология,

Словарь: составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией; Труд, Профессия, Специальность, Продукт труда – результат труда,экономические категории: богатство, благотворительность, щедрость

Материал и оборудование:

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер,конверты с заданиями, Коробка для почтовой посылки, музыкальная шкатулка с медалями

Предшествующая работа: Беседа – рассказ «Что такое благотворительность». Игровое упражнение «Кто нуждается в благотворительности» .Чтение сказка С. Маршака «Кошкин дом» (где жили котята, где жила кошка). Беседа «Разные уровни обеспеченности людей» Просмотр «Уроки тетушки Совы» 6 серия «Работа и зарплата». Чтение В. В. Маяковского «Кем быть». Беседа по прочитанным произведениям.

Ход викторины:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите играть. Я предлагаю Вам сегодня поиграть в интересную экономическую игру «Что? Где? Когда?»

- Мы будем говорить о семейном бюджете, доходах и расходах. Пожалуйста займите свои места.

Дети садятся вокруг стола, на котором установлен барабан и лежат конверты с заданиями.Ведущий напоминает детям правила игры: ответ на вопрос можно обсудить в течение минуты; вместо ответа участники могут объявить музыкальную паузу; если стрелка игрового барабана укажет на конверт с надписью «Блиц», следует дать ответы на все вопросы, заданные кем-либо из зрителей; при указании стрелки на черный ящик необходимо отгадать, что в нем находится.

Дети поочередно вращают барабан. Воспитатель достает из конверта, и на который указала стрелка, карточку и зачитывает вопрос. Дети совещаются в течение одной минуты, а потом дают ответ.

- Внимание! Против знатоков играет….

Сектор 1 Письмо от «Семьи Барбоскиных. Дружок.»

В магазин завезли новую игрушку, о которой мы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить?Послушайте варианты:

- начать плакать и уговаривать маму

- попросить денег на игрушку у бабушки

- подождать, когда мама получит зарплату

Сектор 2 Письмо от «Карамельки»

- купить много игрушек

- купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить

- пойти всей семьей в кафе

Сектор 3 Музыкальная пауза

Дети исполняют частушки

1 ребенок: С экономикою нас

И как деньги получать

И их же экономить.

2 ребенок: Мы доход своей семьи

Знаем цену всем вещам

Что нам покупали!

3 ребенок: Будем знания получать,

И вам, детские сады,

В будущем построим!

Сектор 4 «Блиц» от Фиксиков

Ведущий. От каждой команды к мольберту выходит поочередно по - одному игроку, каждый игрок убирает одну карточку, на которой изображено то, без чего человек не может обойтись.

(на мольбертах одинаковый набор карточек: одежда, продукты, лампочка, газ, кукла, машинка, мороженое, робот, дом, игрушки, обувь, коляска для кукол)

Сектор 5 «Черный ящик» от Шарика

Ведущий. Отгадайте, что находится в черном ящике?

Они бывают бумажные и металлические. Их всегда не хватает.

Сектор 6 Письмо от Матроскина

1. У Шарика было 10 рублей. На подарок братцу дяди Федора она потратила 3 рубля. Сколько рублей у нее осталось?

2. Хомячок и суслик продавали орехи. Хомячок продал 6 килограммов орехов, а суслик – 1 килограмм. Одинаковую ли сумму денег они заработали?

3. Дядя Фёдор купил в магазине игрушку за 7 рублей и открытку за 2 рубля. Сколько рублей заплатил мальчик за покупку?

4. Матроскин и Шарик работают в кафе «Лакомка». Матроскин решил испечь торт, а Шарик – одно пирожное.

- На что понадобится купить больше ингредиентов: на торт или пирожное?

Сектор 7 Вопросы –загадки. От Розы

Коль трудился круглый год, будет кругленьким. (Доход)

Приносить доходы стал в банке папин. (Капитал)

И врачу, и акробату выдают за труд. (зарплату)

- Вы правильно ответили на все вопросы. Вы награждаетесь призом и медалями знатоков!

Под музыку дети выходят.

Прикреплённые файлы:
chto-gde-kogda_afbka.pptx | 2486,45 Кб
Публикации по теме:

Игра «Что? Где? Когда?». Старшая группа

Игра «Что? Где? Когда?». Старшая группа Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей об осени и ее признаках. Задачи: -Учить отвечать на вопросы, отгадывать загадки;.

Игра «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения (подготовительная группа) Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Цель: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» для педагогов по теме «Прикладное творчество с детьми дошкольного возраста» Игра - викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Прикладное творчество с детьми дошкольного возраста» старший воспитатель В. В. Попова Цели:.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Сценарий «Интеллектуальная игра в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» (Составила воспитатель Костюк Н. В.) Цель: обобщить знания.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» Цель: 1. Осуществлять ускоренное интеллектуальное развитие воспитанников посредством включения.

Интеллектуальная игра по экологии «Что? Где? Когда?» Интеллектуальная игра по экологии «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала. Задачи:.

Открытое занятие для детей подготовительной группы. Викторина «Что, Где, Когда?» по русским народным сказкам Программные задачи. Обучающие: • Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи.) • Учить высказывать.

Видео «Викторина клуба знатоков здорового образа жизни «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Читайте также: