Загадки про рубель для детей
Обновлено: 24.12.2024
Цель: закрепление знаний по теме «Русские народные музыкальные инструменты» в игровой форме.
1. Отгадывать загадки о русских народных инструментах, слушать их звучание.
2. Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память.
3. Активизировать потребность в получении новой информации, расширении общего кругозора.
Загадки и стихи про утюг в картинках и заданиях для детей.
А теперь давайте рассмотрим поподробнее с малышами наш домашний утюг. А помогут нам в этом загадки. Они помогут развить образное мышление детей, так как в них встречаются очень поэтичные яркие и выразительные сравнения и метафоры.
Загадки про утюг: загадка 1
Задания к загадке: Что за речка в этой загадке? (простыня, одежда, которую гладят). Почему утюг в загадке сравнивают со стальной лодкой? Чем он на нее похож? (утюг тоже плавно передвигается, будто плывет по реке, утюги раньше делали из металла).
«Проплывает она – пропадет волна». Какая волна пропадет, когда по ткани пройдет утюг? (пропадут складочки на одежде, она станет ровная как речка).
«Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она —
Пропадёт волна».
Загадки про утюг: загадка 2
Задания к загадке: Почему в загадке утюг сравнивают с пароходом? По какой реке плывет утюг? Что за гладь за ним? Когда бывает гладь на море? Почему глаженую простыню сравнивают в загадке с гладью моря – чем они похожи? (Они ровные, без морщинок, без складок, без волн)
«В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать».
Расскажите детям об основах безопасности при пользовании утюгом.
Загадки про утюг: загадка 3
Задания к загадке: Почему в этой загадке говорится, что утюг нельзя останавливать – и он должен всегда ходить взад и вперед: «Остановишь – горе! Продырявит море!» Что случится, если утюг забыть и оставить на одежде включенным? (Одежка сгорит, на этом месте будет дыра, может быть пожар)
«То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявит море!»
Загадки про утюг: загадка 4
Задания к загадке: Почему в этой загадке говорится об утюге так: «дотронешься – кусается». Как утюг кусается? Почему мама не разрешает тебе прикасаться к горячему утюгу? А можно ли прикоснуться к горячему утюгу, когда взрослых нет в комнате, ведь они не увидят (вопрос провокационный и задан специально- многие дети говорят, что «можно, только немножечко» 🙂 ). Куда можно и куда нельзя ставить горячий утюг, чтобы не обжечься (утюг ставят на гладильную доску так, чтобы проходящие мимо люди не обожглись случайно об него). Горячий утюг ставят только на специальную подставку, нельзя его ставить на вещи в комнате – можно их испортить.
«Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается».
Что случится, если играть с утюгом? (Можно получить ожог, утюг может загореться, если шнур повредится, можно получить травму. Поэтому с утюгом работают только взрослые, обращаются с ним всегда очень аккуратно и осторожно).
«Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.И рубашки, и штанишки,
Гладит он для вас, детишки,
Но запомните друзья,
Что играть вам с ним нельзя!»
Утюг и другие электроприборы – наши помощники. Они очень полезны и удобны, но могут ударить током или стать причиной пожара, поэтому с ними надо уметь обращаться. Какие еще электроприборы есть у нас дома и требуют осторожного обращения с ними? (электроплита, электрический чайник, стиральная машина, микроволновая печь, духовка, телевизор). Дети не должны сами включать и выключать эти электроприборы из электрической розетки и пользоваться ими без присмотра взрослых. Эти приборы также нельзя трогать мокрыми или влажными руками (это может привести к удару электрического тока). Уходя из дома и уезжая на выходные, взрослые всегда выключают электроприборы из розетки.
Загадки про утюг: загадка 5.
Задания к загадке: О какой воде говорится в следующей загадке? Зачем мама наливает в утюг воду, когда гладит белье?
Треугольный и горячий
Все морщинки быстро спрячет,
Бегает туда-сюда,
Булькает внутри вода. (С. Подгорская)
Из чего сейчас делают утюги? (Рассмотрите с ребенком утюг у Вас дома – какие детали у него есть? Зачем нужна подошва? Зачем в ней есть дырочки? Зачем нужна ручка? Где регулятор температуры? Куда наливается вода и зачем? Зачем нужна вилка и шнур? Почему современные утюги называют электрическими? Потому что они работают только на электричестве. Если нет электричества, то погладить таким утюгом одежду не удастся).
На одежде гладко-гладко
Он разглаживает складки,
Гладит кофты и бельё,
Платье школьное моё,
Гладит стрелочки у брюк
Электрический …(утюг).
Вот и подошло к концу наше путешествие в историю утюга. А новые утюги будут придумывать уже наши дети и внуки. Попробуйте вместе с ними сочинить утюг будущего – самый фантастический и самый удобный. Какого он будет размера? Может быть, он сможет даже прилетать к Вам по Вашему зову как Сивка – Бурка? Или утюг будущего будет включать в себе еще и другие функции или сам выбирать температуру ткани. Пофантазируйте вместе с удовольствием. Кто знает, а может быть и действительно через 100 лет будут такие утюги! Ведь придумали уже люди такие необычные приспособления как домашний автомат для глажки на фото ниже. И этот автомат уже существует!
Кто и как придумал утюг?
К сожалению, имя изобретателя утюга истории неизвестно – уж очень это было давно. Но известно, как его и изобретали. Люди даже в очень далекие времена придумывали разные способы глажки, чтобы вещи после стирки были красивыми и не мятыми. А какие способы могут быть, чтобы вещи не помялись? Вы такие способы знаете? Например, один из простых способов, который наверняка Вам знаком и которым пользовались древние люди и пользуются до сих пор многие хозяйки – растягивать мокрую ткань при сушке. Тогда вещи после сушки будут немятые. А Вы так делаете? Если делаете – покажите ребенку и научите его помогать Вам развешивать белье – полезно и для развития моторики, и для развития причастности малыша к делам семьи :).
Был еще один древний способ, которым тоже пользуются до сих пор – положить вещь под плоский камень . Это способ, доживший до наших дней и воплощенный в современных гладильных прессах. Догадайтесь, какую вещь гладят в гладильном прессе, изображенном на фото слева? Конечно же, брюки! А что можно погладить на гладильном прессе, изображенном на фото справа?
Итак, предком современных утюгов были плоские камни. Их нагревали. На ровную поверхность камня клали вещь и придавливали ее сверху другим камнем. Вот такой был первый «утюг». Чем был неудобен такой утюг?
Интересная идея: Можете попробовать с ребенком летом на солнце выложить на плоский камень небольшой влажный лоскуток ткани, например, кухонную салфеточку. И сверху положить другой плоский камень. И подождать, пока лоскуток высохнет. Что получилось? Удобно ли гладить таким «утюгом»? Нет? Почему? Чем он не удобен?
Одежда была из грубого льна, поэтому ее приходилось долго размягчать и разглаживать рубелем. Это очень трудно и требует больших усилий. Когда рубель идет по ткани, раздается громкий звук стука, то есть занятие это было не только трудным, но еще и очень громким. Что тоже неудобно!
Как гладили белье с помощью рубеля и скалки, какой звук раздавался, какие еще были утюги и как ими пользовались Вы увидите в этом замечательном видео, снятом в Музее утюга в Переславле Залесском.
Поэтому люди стали придумывать, как же им упростить глажку белья и одежды. И придумали! Но придумывание удобного утюга заняло несколько столетий! Очень долгое время!
Следующая загадка
Кто придумал утюг? И когда появились у нас утюги? Какие бывают утюги? В этой статье, интересной для детей и взрослых, Вы найдете:
Следующая загадка
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Создание образа оберега для своего дома.
ОО «Коммуникация»
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание»
1.Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
3. Закрепить знания о символах и древних образах.
4. Развитие интереса к прошлому.
ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»
1. Вызвать желание создать оберег своими руками.
2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
ОО «Социализация»
1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.
1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
2. ОБЕРЕГ (С. И. ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Тип занятия:
Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).
Кусочки ткани, нитки, заготовки – трафареты веника для создания оберега, фасоль, монетки, лавровый лист, зерно.
Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники.Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда,образцы оберегов.
Ножницы, нитки, палочки.
1. Проживание тем в группе –«Мы россияне», «Святки», «Народное творчество».
2.Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек.Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает русская барышня – красавица.
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.
Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки.
2. Что же было в каждой избе?
Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
3. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления,необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
4. Что же значит название Красный угол?
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
История утюга: презентация для занятий с детьми
Приглашаю продолжить путешествие! Еще об истории вещей Вы можете найти интересные рассказы в картинках, играх и заданиях на «Родной тропинке»:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Ход игры:
Музыкальный руководитель загадывает загадку, после того, как дети отгадали на экране появляется нужный слайд.
Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий.
Деревянная подружка, без нее мы, как без рук
на досуге – веселушка, и накормит всех вокруг
кашу прямо носит в рот, и обжечься не дает
Тараторит, словно тётка.
Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен,будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон.»
(Колокольчик)
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий …
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это?
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь.
Прикреплённые файлы:
igra-zagadki-o-ruskih-narodnyh-instrumentah_o114d.ppt | 3486,5 Кб |
Интерактивная игра «Добрые и злые герои русских народных сказок» Интерактивная игра «Добрые и злые герои русских народных сказок» Цель: на примерах сказок формировать представление о добре и зле, раскрыть.
Картотека русских народных игр «Мы веселые ребята. Игра с платочком. Игра с солнцем» Картотека русских народных игр. Игра «Мы веселые ребята» Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке.
Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.
Конспект НОД для детей второй младшей группы «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов» Цель: познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами (ложки, балалайка, свистульки, гусли, бубен, баян). Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия «Игра на музыкальных инструментах» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Игра на музыкальных инструментах Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных.
Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия.
Рассказы о музыкальных инструментах для детей Арфа Арфа выглядит по-королевски: педали сверкают золотом, на самом верху что-то вроде небольшой короны, прозрачная накидка из струн, и.
Развитие тембрового слуха у воспитанников ДОУ в процессе игры на музыкальных инструментах Развитие тембрового слуха у воспитанников ДОУ в процессе игры на музыкальных инструментах. Куприянова А. А., Музыкальный руководитель МБДОУ.
Обучаем детей игре на музыкальных инструментах Обучаем детей игре на музыкальных инструментах. Музыкальное воспитание в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений,.
Следующая загадка
Три струны, а звук какой!
Первые утюги
Первые утюги работали на углях и были очень тяжелыми! Назывались такие утюги жаровыми или духовыми или угольными утюгами .
Наверняка, Вы видели угли, когда были с детьми в деревне или в турпоходе – покажите им, что такое уголь. Для ребенка очень важно не услышать, а всё увидеть, потрогать и попробовать.
Как гладили таким утюгом? Чтобы погладить белье надо было разогреть утюг. Для этого брали горячий уголь, насыпали его внутрь утюга. Для засыпания угля в утюге была открывающаяся крышка. Утюг от угля нагревался, и им можно было гладить белье и одежду.
Интересная идея: когда будете в походе или в деревне, то проведите небольшой эксперимент вместе с детьми. Положите в металлическую коробку из-под чая угли и посмотрите, нагреется ли она. Быстро ли нагреется? А остынет быстро? Можно ли ей гладить вещи?
Угольный утюг был очень неудобным. В утюге были отверстия, в которые нужно было время от времени… дуть! Чтобы угли снова разгорались. И поэтому надо было размахивать утюгом из стороны в сторону, чтобы угольки разгорелись. А учитывая, что вес утюга был как вес современной гантели – можно понять, насколько неудобно было тогда гладить белье. Но можно и представить, какими сильными тогда были люди! Глажка белья была для них настоящей физкультурой! У утюга был еще один недостаток. Шел дым, и хозяйка угорала от запаха угарного газа. Такие утюги были разными для левшей и правшей. Как Вы думаете, почему?
Позже был придумал новый, более удобный вид утюга.
Это утюг со сменными «картриджами», то есть со сменными чугунными вкладышами. Вкладыши разогревали – раскаляли в печке, а после разогрева вставляли вкладыш в утюг. Утюг нагревался, и им можно было гладить белье. А когда вкладыш остынет, можно было заменить его на новый хорошо прогретый.
Вспомните вместе с детьми, у каких еще предметов есть подошва? (У сапог, ботинок, сандалий). Чем похожа подошва утюга на подошву обуви и чем они отличаются?
В 1636 году – это доподлинно известно, в России уже были железные утюги. Об этом свидетельствует напоминание в книге расходов царицы.
Позже появились газовые утюги. В корпус такого утюга вставлялась металлическая трубочка (так же как сейчас вставлен электрический шнур). Эту трубку присоединяли к газовому баллону. Газ поступал внутрь утюга, загорался и нагревал утюг. Такие утюги часто взрывались и были очень опасными.
Были и спиртовые утюги – в них заливали спирт. Спирт наливался внутрь в небольшой сосуд, присоединенный к утюгу и поджигался. Утюг был легким, быстро грелся, но был очень дорогим по цене.
Интересно, где сейчас используются старинные чугунные утюги? Неужели они есть только в музеях? Нет, у старинных чугунных утюгов появилась недавно новая роль. Интересный факт – в 80-ых годах 20 века чугунные утюги были использованы для создания оригинального музыкального инструмента – «утюгона». Это не шутка! Сразу признаюсь – на пианино я играю, на утюгоне никогда не играла. Но кое-что интересное о нем нашла. Вот что это такое. Давайте рассмотрим фото с этим инструментом.
Утюгон – это кухонный стол. В столешницу вбиты гвоздики, на них гитарными струнами подвешены чугунные утюги. Есть даже 50-минутные альбом в 12 частях произведений на утюгоне. Вот до чего дошла выдумка! Говорят, что звучит этот инструмент незабываемо. Послушайте в этом видео – как звучит утюгон из чугунных утюгов. Действительно, очень необычные звуки! А также посмотрите, как на нем играют – способы игры на этом инструменте тоже очень необычные и вызовут у Вас улыбку.
Ну что же, познакомились с древними утюгами и даже с утюгоном из них и идем дальше.
Чугунными утюгами история не закончилась, она продолжалась. Ура! Наконец мы дошли до легендарного 1892 года. Это звездный год в истории утюгов и в жизни всех женщин – хозяек домашнего очага, гладящих белье. Именно тогда был придумал электрический утюг. Выглядел он совсем по-другому. Не нужны были ни угольки, ни газ, ни спирт. В помощники к человеку пришло электричество. Посмотрите с детьми и найдите отличия современного электрического утюга от первых электрических утюгов.
В самых первых электрических утюгах не было регуляции нагрева (покажите ребенку, где на современном утюге мы регулируем температуру его нагрева). Поэтому утюг очень быстро перегревался, и его надо было постоянно включать, а потом выключать. И снова включать.
Вот как много утюгов придумали люди! Говорят, что скоро все утюги будут не электрическими, а ультразвуковыми. И будут полностью безопасными – ими будет нельзя обжечься. Посмотрим :), наши дети точно застанут эту новую эпоху.
Часть 2
Читайте также: