Загадки про нижний новгород

Обновлено: 09.05.2024

Цель: расширять представления об истории родного города.

  • Закреплять знания о городе Нижнем Новгороде, его символике, названиях улиц и районов, о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
  • Формировать познавательный интерес к истории Нижнего Новгорода.
  • Воспитывать уважение к великим землякам, чувство гордости за свой город.

А сколько лет нашему Нижнему Новгороду? (797г). Это значит, что наш город очень древний.
Как называются жители Нижнего Новгорода? (нижегородцы). Значит все вы нижегородцы! Люди всегда любят свой город.
Вы любите Нижний Новгород? (да).
А за что вы любите Нижний Новгород? (ответы детей).
Сегодня мы посмотрим, как вы знаете свой город, который любите.
А что бы вам было интереснее разделимся на две команды.

А поможет нам в этом игра «Собери картинку» (по типу разрезных картинок).
Вы знаете, что символом нашего города является герб с изображением оленя, а главной достопримечательностью города – Нижегородский Кремль? (ребята должны взять одну любую часть картинки и отнести ее к выбранному изображению). Та команда, которая соберет оленя быстрее, будет называться Герб, а другая - Кремль.
Командам придется отвечать на вопросы, выполнять разные задачи. За правильный ответ команда будет получать вот такой жетон с изображением достопримечательности Нижнего Новгорода.
В конце конкурса мы подсчитаем все жетоны и команда, которая наберет больше всех жетонов, будет победителем, настоящими «Знатоками Нижнего Новгорода!»
Итак, приглашаю команды в путешествие по Нижнему Новгороду.
На чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, пароходе, пешком)
А я вас приглашаю путешествовать на автобусе.

В нашем городе ходит экскурсионный автобус. Из его окон можно полюбоваться на достопримечательности города.
Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее. Поехали!

Раздается сигнал автобуса.
1) Остановка «Умники»
Задаются вопросы для обеих команд. Отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ участнику вручается жетон.
Вопросы:
- Нижний Новгород очень большой, он разделен на районы. Сколько районов в нашем городе? (8)
- В каком районе мы с вами живем? Автозаводский
- Какие достопримечательности района вы можете назвать? …..
- На какой улице находится наш детский сад? 6-ой микрорайон

Что же, свой район вы знаете, а теперь поговорим о людях, которые основали наш город. Ведь у вас же есть ваши любимые папа и мама?
У городов тоже есть родители – это люди, которые их основали, те, кто начал строить город.
Вопросы:
- А кто основал наш город? (Георгий Всеволодович)
- На слиянии каких рек расположен город? (Оки и Волги)
- Что же прежде всего построил Георгий Всеволодович в Нижнем Новгороде? (Кремль)
Молодцы! Поехали дальше.

Дается сигнал автобуса.

2) Остановка «Интересная».
Воспитатель: А где могут отдохнуть нижегородцы?
(На стенде репродукции разных мест в городе, где можно отдохнуть.):

1. Дмитриевская башня, Архангельский собор, Вечный огонь.
2. Городской фонтан, Чкаловская лестница.
3. Театр Комедия, Драматический театр, Кукольный театр, музей Рукавишникова.
4. Парк «Швейцария», Зоопарк, Планетарий.
5. Детская железная дорога, канатная дорога.
6. Стрелка.
Каждая команда выбирает то место, куда бы она хотела пойти.
Один человек от команды рассказывает, что выбрали, как там можно отдохнуть. Кто интереснее расскажет, тот получит 2 жетона, а другая команда – 1 жетон.
Воспитатель: А я тоже выбрала картинку. (Цирк).

Я так люблю цирк! Я там часто бываю. Веселюсь и не скучаю. На свете не найдется такого человека, который бы не любил это красивое круглое здание с куполом. Гимнасты, жонглеры, силачи, дрессировщики работают в цирке.
Раздается сигнал автобуса.

3) Остановка «Известная».
Воспитатель: Скорее занимайте места! Мы отправляемся дальше.
Очень много разных людей жили в нашем городе и прославили Нижний Новгород.

Появляются картинки с изображением портретов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, М. Горького, В. Чкалова.

Проводится игра «Ими гордится наш город»
Вопросы:

- Лидеры народного ополчения (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

-Какой нижегородский писатель сочинил для детей «Случай с Егоркой», «Миша», «Самовар», «Сказка про Иванушку-Дурачка», «Утро», «Встряска»? (М. Горький)

-Нижегородский летчик, который совершил беспересадочный полет через северный полюс в Америку? (Чкалов)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Уверена, что вами тоже будет гордиться наш город! Едем дальше.

Звучит сигнал автобуса.
4) Остановка «Спортивная»

Нижний Новгород – спортивный город. Здесь много Фоков, бассейнов, 2 Дворца Спорта, спортивных площадок. На них занимаются не только спортсмены, но и все люди, которые любят физкультуру и спорт. Выходите из автобуса и почувствуйте себя спортсменами.
Воспитатель: Вы любите играть? Сейчас мы поиграем в интересную спортивную игру «Как называется спортсмен» (дети в кругу).

В футбол играет? – дети: футболист!
В хоккей играет? – дети: хоккеист! И т.д.
Воспитатель: Я вижу, вы любите спорт и знакомы с разными его видами. И тогда я предлагаю вам спортивную разминку.
Воспитатель: Вот и закончился наш конкурс «Знатоков Нижнего Новгорода».
Посчитаем сколько жетонов у каждой команды? (подсчет очков, объявление победителя. На память всем вручаются подарки – открытки с видами Нижнего Новгорода).

- Понравилось вам путешествовать?
- В каком городе вы были?
- На каких остановках остановились?
Вы познакомились только с малой частью Нижнего Новгорода, в нем еще много всего интересного. Об этом мы узнаем в следующем путешествии. Наша экскурсия на этом закончилась. Стоп автобус!

Мы приехали обратно в детский сад. Я предлагаю вернуться в группу и нарисовать, то что вам больше всего запомнилось. Вечером обязательно расскажите о нашем путешествии маме и папе, а в выходные дни непременно погуляйте вместе в исторической части нашего города!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода». Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп.


Выступление. «Ознакомление детей старшего возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Выступление. «Ознакомление детей старшего возраста с символикой Нижнего Новгорода». У детей нашей группы уже были сформированы знания о названиях страны (России).

Предлагаю выступление на районном методическом объединении о создании творческой группы воспитателей по созданию наработок по ознакомлению дошкольников с Нижним Новгородом.

Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста по мемориальным местам Сормова (г.Нижний Новгород)

Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому и духовно-нравственному наследию района.


История Сормовского района г. Нижнего Новгорода.


«Достопримечательности Нижнего Новгорода»

Цель:- Расширять и закреплять знания детей о достопримечательностях родного города- Воспитывать в детях чуство привязанности и любви к родному городу- Продолжать знакомить детей с .


Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом» Компьютерная презентация «Нижний Новгород»

Конспект занятия с использованием ИКТ «Нижний Новгород. Знакомство с родным городом»Компьютерная презентация «Нижний Новгород»Задачи:1. Формировать интерес к малой родине и первичные пр.

Следующая загадка

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена нашей малой Родине, месту, где вы родились. Как называется наш город, ребята? Правильно. Сегодня нам предстоит проверить, что мы знаем о нашем городе с помощью квеста, который называется «Мой любимый Нижний Новгород». Я очень надеюсь, что сегодня, в процессе игры, вы проявите умение работать в команде, продемонстрируете свою эрудицию и знания, а взамен получите хорошее настроение от азарта командной игры.

Итак, для начала нам надо разделиться на две команды, названия которых вы легко угадаете сами, если вспомните как называются 2 главные реки нашего города. (Дети называют : «Волга» и «Ока»)

Деление на команды, которые рассаживаются по сторонам зала.

Итак, мы садимся на городской трамвай и отправляемся по городскому маршруту. Пока мы едем, напоминаю, что ответы принимаются только у того, кто поднимают руку. Вот и первая остановка и первое задание.

1. Остановка “Геральдическая”

• Перед вами гербы разных городов. Нужно узнать герб Нижнего Новгорода.

• А теперь нужно узнать флаг Российской Федерации.

Отправляемся дальше в путь….

2. Остановка “Литературная”

Дети читают стихи.

1 ребенок. На слиянии Волги с Окой

Исторический город стоит.

Очень древний, всегда молодой,

О России всё в нём говорит!

2 ребенок: И гордятся здесь потомки

Именами предков громких:

Чкалов, Горький, Евстигнеев,

Нестеров и Алексеев, …

Они дело свое знали.

Славу городу создали.

Показали путь вперед,

Наступает наш черед.

3 ребенок. Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может где-то бывает красивей,

но не будет роднее, чем здесь!

Есть над Волгой и Окой

Добрый, славный город мой —

Нижний Новгород любимый,

Этот город мне родной!

Здесь, на Дятловых горах,

У народа на глазах

Третья выросла столица,

Славя ярмарку в веках.

Город мой страну спасал,

От врагов оберегал,

Стал «карманом» всей России

Пусть страна большая — Русь.

Городов в ней много — пусть.

Только Новгородом Нижним

Я от всей души горжусь!

Молодцы, ребята. Вы отлично справляетесь с заданиями. Отправимся в путь дальше, но теперь уже на самолете.

Музыкальная разминка “Самолет”. Дети выполняют движения под музыку, затем садятся на места.

3. Остановка «Географическая»

1. На каких великих реках стоит наш город? (Волга и Ока)

2. Как называются горы на которых находится Верхняя-нагорная часть нашего города? (Дятловы)

3. Как называется место, где сливаются две великие реки? (Стрелка)

4. Река Ока делит наш город на две части. Как они называются?

5. Наш город очень большой. Он поделен на районы. Сколько районов в нашем городе? Назовите их.

6. В каком районе города вы живет?

7. На какой улице находится наш детский сад?

8. Как называется главная площадь Нижнего Новгорода?

Молодцы, ребята. Отправляемся дальше и садимся на нижегородское метро.

4. Остановка «Историческая»

Вопрос команде Волга

1. В каком году основан наш город? 1221

2. Кто основал наш города? князь Юрий Всеволодович 3. Что является главной достопримечательностью Нижнего Новгорода? 4. Как называется башня Нижегородского Кремля на которой изображен герб нашего города?

Вопрос команде Ока

1. На какой площади нашего города находится эта башня? 2. Благодаря какой достопримечательности нашего района г. Нижний Новгород стали называть «Карманом России» 3. Сколько лет исполняется нашему Нижнему Новгороду в этом году? 4 .Как называются жители Нижнего Новгорода?

Продолжаем наш маршрут по городу, и остановка, на которой мы выйдем - Стадион “Нижний Новгород”. Наш город очень спортивный город. Здесь много фоков, бассейнов, 2 Дворца Спорта, спортивных площадок. На них занимаются не только спортсмены, но и все люди, которые любят физкультуру и спорт. Сейчас мы поиграем в игру «Как называется спортсмен».

В футбол играет? –дети: футболист!

В хоккей играет? –дети: хоккеист.

Теннис, баскетбол, волейбол, шахматы.

5. Остановка “Спортивная”. Нашим командам предстоит посоревноваться в ловкости и силе.

Девочки - эстафета с ложкой.

Успешно пройдя спортивное испытание, мы садимся на канатную дорогу и выходим на следующей остановке.

6. Остановка «Героическая»

Сейчас представители команд расскажут нам о знаменитых нижегородцах, прославившихся своими открытиями или подвигами.

Рассказы детей - Чкалов, Нестеров, Минин и Пожарский, Кулибин.

Спасибо вам, ребята, за ваши интересные рассказы. Но мы двигаемся дальше и продолжаем наш путь уже по реке - на теплоходе. На следующей остановке, которая называется “Туристическая”, вам нужно назвать достопримечательности нашего города.

7. Остановка «Туристическая» Дети называют достопримечательности по фотографиям.

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете родной город, а теперь последнее испытание, на этот раз музыкальное.

Исполняется песня «Нижний Новгород»

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Славься, русская земля.

Край Нижегородский, гордость Волгарей.

Нет тебя красивей, нет тебя милей.

Задания выполнены, пазлы ключей собраны, и наш сундучок открывается.

(Раздаем сюрпризы, фотографируемся)

Публикации по теме:

Проект «Нижний Новгород — город трудовой доблести»

Проект «Нижний Новгород — город трудовой доблести» В настоящее время идет реализация проекта "Нижний Новгород - город трудовой доблести", посвященного поддержке инициативы за присвоение городу.

Фотовыставка «В фокусе времени Нижний Новгород 800»

Фотовыставка «В фокусе времени Нижний Новгород 800» В д/с №113 открылась фотовыстака " В фокусе времени -Нижний Новгород 800". Выставка посвящена юбилею города. На выставке представлено.

Коллективная работа «Салют в честь юбилея города Донецка»

Коллективная работа «Салют в честь юбилея города Донецка» День шахтёра России ежегодно отмечается в последнее воскресенье августа. Впервые неофициально этот праздник отмечался в 1948 году. А официально.

Конкурс рисунков «Нижний Новгород — город трудовой доблести»

Конкурс рисунков «Нижний Новгород — город трудовой доблести» В этом году в России отметят 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И, пожалуй, будет символично, что именно в этом году.

Конспект занятия «Как воевода Вышеслав строил город Нижний Новгород» Цель: продолжать знакомить детей с историей создания города Нижнего Новгорода. Задачи: - Знакомить детей с географической картой; - Формировать.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Мой город — Нижний Новгород.

Мой город — Нижний Новгород. Хочу дорогих маамовцев познакомить с моим родным городом Нижним Новгородом. Наш прекрасный город был основан у места слияния двух великих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект «Народные промыслы Нижегородского края»

Цель проекта: Познакомить детей с народными промыслами родного края Задачи проекта: Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Позн.

Проект "Народные промыслы Нижегородского края"

Развитие художественных способностей детей через приобщение их к родной культуре.

Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области»

В презентации представлен опыт работы по заявленной теме, текст к презентации см.ниже.

Из опыта работы на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю через приобщение к народным промыслам Нижегородской области» текст выступления

Текст является приложением к презентации из опыта работы.


Презентация "Народные промыслы Нижегородского края"

Презентация "Народные промыслы Нижегородского края".


Картотека дидактических игр по знакомству старших дошкольников с родным Нижегородским краем.

Картотека дидактических игр по знакомству старших дошкольников с родным Нижегородским краем.

Календарно- перспективный план Тема: «Ворсма- город в Нижегородском крае. Чем гордится Нижегородский край».

Календарный план направлен на ознакомление детей с родным городом Ворсмой, одним из малых городов Нижегородского края.

Следующая загадка

Загадки родного края занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с малой родиной и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

ВложениеРазмер
kartoteka_zagadok_nizhegorodskogo_kraya.docx 21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека народных загадок

Загадки родного края занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с малой родиной и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет.

/ Двери: косяки, порог и притолка, дверное полотно, ручка, петли./

Стены стеклянны, межи деревянны.

зап. от Галкиной Е.В., 1919 г.,д.Лапша Первомайского р-на.

Был я на топанце, был я на копанце, был я на пожаре, был я на базаре.

Молод был – людей кормил, стар стал – помирать стал..

Кинули мои кости – собаки не едят.

зап. от Уваровой А.И., 1928 г., с. Сеченово

Стоит поп низок, на нём сорок ризок. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

зап. от Андрианова П.П.,1907 г., с. Мурзицы

Сеченовского р- на

Черна корова весь мир поборола.

зап. от Ячменевой А.В., 1916 г., с. Ясное Сеченовского р-на.

Захожу в одну дверь, а выхожу в трое, думаю – вышел, а выходит – зашёл.

/Рубаха: ворот и рукава/

Чем больше у меня берут, тем больше я становлюсь.

Есть на свте одно, всему дано.

Зап. от Берсеневой Г.В., с. Пестово Шарангского р-на.

В землю крошка, из земли лепешка.

Без рук, без ног, а богу молится.

Без рук, без ног, а под подол лезет.

Зап.от Подоплеловой З.И., д, Танайка Шарангского р-на

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

Без рук, без ног под окном стучится, в дом просится.

Дедушка без топора мост мостит.

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пойдет – всяк поклон отдает.

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

По какому пути не проехать, не пройти?

/По Млечному пути/

Без рук, без ног, а ворота открывает.

Еду, еду – следу нету, рублю, рублю – щепок нету.

/Вода, лодка, весло/

Два братца пошли на речку купаться. Один купается, другой дожидается.

Сто одежек, все без застежек.

Красненький сапожок всю землю прожег.

Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Бел как снег, в чести у всех, а в рот попал, там и пропал.

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

Лежит рог на боку, концы в лес да в реку. Кабы этот рог встал, так до небес бы достал.

Травы поем – зубы вытуплю, песка хвачу – опять наточу.

На дворе кланяется, кланяется, дмой придет – растянется.

Зап. от Сомова В.С., с.Натальино Навашинского р-на

Шла баба с тестом, упала мягким местом. Чем, думаешь?

Зап. от Турецковой П.И., 1929 г., с. Княж- Павлово Бутурлинского р-на.

Черный брус во всю Русь. Как встанет, так и неба достанет.

Зап. от Барташовой М.С., 1909 г., с. Мурзицы.

Загану загадку: кину через грядку, год продержу, на другой выпущу.

Зап. от Чурашовой Н.А.,1912 г., с. Кочетовка

Когда в овсе колокола звонят?

/В праздник – во все колокола/

Зачем вода в стакане?

/За стеклом – за чем/

Зачем хлеб печется?

/За заслонкой – за чем/

На что похожа половина яблока?

/На другую половину/

Летела стая совсем небольшая. Сколько в стае птиц и как они называются?

/Семь сов – сов сем/

Зап. от Мишанова М.М., 1958 г., с. Чернуха.

Синенька глубинка весь мир покрыла.

Гладко, а не поле, сине, а не море.

Один костер весь мир согревает.

Вся дорожка усыпана горошком.

Видишь глазами, да не возьмёшь руками.

Заря-зареница, красная девица по небу гуляла, слёзы потеряла. Месяц видел – не поднял, солнце встало – подобрало.

Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Треплют, катают, в зиму таскают.

Родился в печке, завился в колечки,сплясал трепака и ушел в облака.

Зап. от Слуцкого Б.П., 1917 г., пос. Шпалозавод.

Сидит утка в море, а хвост на заборе.

Стоит вдова среди двора, спереди вилы, сзади метла.

Никто не таков, как Иван Чудаков: сел на конь, поехал в огонь.

Головка на ножке, в головке горошки.

Зап. от Пыренковой П.Я., 1902 г., с. Крутой Майдан.

Шуба в избе, а рукав на улице.

Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит.

Пять братцев вместе родятся, а росту разного.

Шли пять стариц, несли по пяти костылей. На каждом костылю по пяти сучков, на каждом суку по пяти кошелей, в каждом кошеле по пяти пирогов, в каждом пирогу по пяти воробьев. Сколько воробьев выходит?

/Ни одного: воробьи вылетают/

Не шит, не кроён, а весь в рубцах.

Без счёта одёжек, и все без застёжек.

На дворе горой, а в избе водой.

Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела.

Текло, текло и легло под стекло.

Мал маличок мостил мостичок, без жердей, без кольев, без топора.

/Река подо льдом/

Около прорубки стоят белые голубки.

Чулан не велик, а народом набит.

Длинный Митрошка стучится в окошко.

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

Чашка маленька, кашка сладенька. Чтобы кашку добыть, надо чашку разбить.

/Ядро и скорлупа ореха/

Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай.

Криво-коряво, куда побежало? – Зелено-кудряво, тебя стерегу.

/Изгородь и поле/

Без рук, без ног, а рубашку просит и рубашку носит,

Сидит Фофан, в землю вкопан.

У нашей Малашки 33 рубашки. Ветер подул, все рубашки раздул.

Встала Варвара выше амбара, не ест, не спит, всё в небо глядит.

На горе-горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает.

Щука-вертуха хвостом махнула. Леса пали, а горы встали.

/Покос: коса, трава, стога/

Чёрные чернички в маленькой темничке сеточку плетут, сласть в нее кладут.

Не зверь, не птица, в носу спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет.

Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.

С бородой родится, никто не дивится.

Дедушка осердился, в бабушку вцепился.

По заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать.

Маленький Афанасий травкой подпоясан.

Стоит древо, древо ханское, платье шамаханское, цветы ангельски, когти дьявольски.

Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду. Я человек не такой: по земле не хожу, на небо не гляжу, звёзд не считаю, людей не знаю.

Из рукописного сборника загадок, записанных в

Нижегородской области в 1976 – 77 г.г Игониной Марией

Хресть-перехресть, у всех есть.

Мать толста, дочь красна, сын на небеса ушел.

Корова ревёт, хвост к небу дерёт.

/Колодец «с ражкой», т.е. с журавлём/

Зап. от Яшина В.И., 1906 г., в с. Обухово

Сидит монах на Фоновских горах, дожидается умерших. Умершие воскреснут, а монах запоет.

/Клушка с цыплятами/

На потолке в уголке висит сито, не руками сшито.

Ходит кошка по брусочку и кидает по кусочку.

/Огонь по лучине/

В одной бочке два пива болтаются, никак не смешаются.

Зап.от Демидовой М.П., 1910 г., в с. Шутилово Первомайского р-на.

Следующая загадка

Конспект занятия «Викторина «Знатоки Нижнего Новгорода».

Цель: расширять представления об истории родного края

  • Закреплять знания о городе Нижнем Новгороде, его символике, названиях улиц и районов, о достопримечательностях, народных промыслах и людях, живущих на Нижегородской земле.
  • Формировать познавательный интерес к истории земли нижегородской
  • Воспитывать уважение к великим землякам, чувство гордости за свой город.

Под песню А. Морозова «Нижний Новогород» в зал входят дети:
Воспитатель: - Ребята, сколько вам лет?

Сколько тебе? Тебе?
А сколько лет вашему папе?

Твоему? А бабушке? (ответы детей)

У всех людей разный возраст. Городам тоже разное количество лет. Одному городу 50 лет, другому 100 лет.
А сколько лет нашему Нижнему Новгороду? (795г). Это значит, что наш город очень древний.
Как называются жители Нижнего Новгорода? (нижегородцы). Значит все вы нижегородцы! Люди всегда любят свой город.
Вы любите Нижний Новгород? (да)
А за что вы любите Нижний Новгород? (ответы детей)
Сегодня мы посмотрим как вы знаете свой город, который любите.
А что бы вам было интереснее разделимся на две команды.

А поможет нам в этом игра «Собери картинку» (по типу разрезных картинок).
Вы знаете, что символом нашего города является герб с изображением оленя, а главной достопримечательностью города – Нижегородский Кремль? (ребята должны взять одну любую часть картинки и отнести ее к выбранному изображению). Та команда, которая соберет оленя быстрее, будет называться Герб, а другая - Кремль.
Командам придется отвечать на вопросы, выполнять разные задачи. За правильный ответ команда будет получать вот такой жетон с изображением достопримечательности Нижнего Новгорода.
В конце конкурса мы подсчитаем все жетоны и команда, которая наберет больше всех жетонов, будет победителем, настоящими «Знатоками Нижнего Новгорода!»
Итак, приглашаю команды в путешествие по Нижнему Новгороду.
На чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, пароходе, пешком)
А я вас приглашаю путешествовать на трамвае. В нашем городе ходит экскурсионный трамвай. Из его окон можно полюбоваться на достопримечательности города
Проходите в трамвай, усаживайтесь поудобнее. Поехали!

Раздается сигнал трамвая
Звучит музыкальный фрагмент М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»
1) Остановка «Нижегородские всезнайки».
Задаются вопросы для обеих команд. Отвечает тот, кто первым поднял руку. За правильный ответ участнику вручается жетон.
Вопросы:
- Нижний Новгород очень большой, он разделен на районы. Сколько районов в нашем городе? (8)
- В каком районе мы с вами живем? (Сормовский)
- Какие достопримечательности района вы можете назвать? (Светлоярское озеро, зоопарк «Лимпопо», памятник Победе- танк Т-34(пр. Короблестроителей) )
- На какой улице находится наш детский сад? (ул. Василия Иванова)
Что же, свой район вы знаете, а теперь поговорим о людях, которые основали наш город. Ведь у вас же есть ваши любимые папа и мама?
У городов тоже есть родители – это люди, которые их основали, те, кто начал строить город.
Вопросы:
- А кто основал наш город? (Георгий Всеволодович)
- На слиянии каких рек расположен город? (Оки и Волги)
- Что же прежде всего построил Георгий Всеволодович в Нижнем Новгороде? (Кремль)
Нижегородский кремль очень красивый. 13 башен украшают его и делают его очень сильной крепостью. У каждой башни свое название.
Посмотрите, на нашем стенде - Башни Кремля. Сейчас команды выберут те, башни названия которых они знают. Та команда, которая знает больше всех названий, получит 2 жетона, а та которая меньше – 1 жетон.

(выполняются и проверяются задания)
Молодцы! Поехали дальше.

Дается сигнал трамвая.
Звучит музыкальный фрагмент Г.В. Свиридова «Время, вперед!»

2) Остановка «Производственная».
Наш город рабочий. Здесь много заводов. (Появляются слайды с изображением продукции различных заводов). За каждый правильный ответ – 1 жетон.
- машины: «Чайка», «Волга», «Газель» («ГАЗ»)
- корабли, подводные лодки, «Ракеты», «Метеоры» («Красное Сормово»)
- военные самолеты («Сокол»)
- вкусные конфеты («Сормовская кондитерская фабрика»)

Воспитатель: Молодцы! Едем дальше.

Раздается звуковой сигнал трамвая.
Звучит музыкальный отрывок Д. Шестаковича «Торжественная увертюра».

3) Остановка «Радостная».
Воспитатель: А где могут отдохнуть нижегородцы?
(На стенде репродукции разных мест в городе, где можно отдохнуть.) :
1. Дмитриевская башня, Архангельский собор, Вечный огонь.
2. Городской фонтан, Чкаловская лестница.
3. Театр Комедия, Драматический театр, Кукольный театр, музей Рукавишникова.
4. Парк «Швейцария», Зоопарк, Планетарий.
5. Детская железная дорога, канатная дорога.
6. Стрелка.
Каждая команда выбирает то место, куда бы она хотела пойти.
Один человек от команды рассказывает, что выбрали, как там можно отдохнуть. Кто интереснее расскажет, тот получит 2 жетона, а другая команда – 1 жетон.
Воспитатель: А я тоже выбрала картинку. (Цирк).

Я так люблю цирк! Я там часто бываю. Веселюсь и не скучаю. На свете не найдется такого человека, который бы не любил это красивое круглое здание с куполом. Гимнасты, жонглеры, силачи, дрессировщики работают в цирке. И сейчас я хочу пригласить к вам клоуна.
Под музыку А.П. Петрова «Марш Клоунов» выходит клоун.

(с детьми проводится веселая, забавная разминка.)
Раздается сигнал трамвая.
Звучит музыкальный отрывок М.И. Глинки «Славься».

4) Остановка «Славная»
Ведущая: Скорее занимайте места! Мы отправляемся дальше.
Очень много разных людей жили в нашем городе и прославили Нижний Новгород.

Появляются слайды с изображением портретов Кузьмы Минина, И.П. Кулибина, М. Горького, В. Чкалова, Е. Евстигнеева.

Проводится игра «Ими гордится наш город»
Вопросы:

Звучит сигнал трамвая.
Звучит музыка «Ах, вы сени».
5) Остановка «Нижегородская слобода»

Мы с вами приехали на остановку «Нижегородская слобода»

(кругом выставляются работы нижегородских, богородских, семеновских умельцев)
Воспитатель: Да это целая выставка! Какая красота! Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут на нижегородской земле . А вы, ребята, узнали эти промыслы?
Проводится игра «Нижегородские промыслы». (Каждой команде дается одинаковое количество картинок с разными народными промыслами и дети должны отнести их к подходящему предмету. У какой команды получится быстрее - 2 жетона, другой – 1 жетон.) Используются: хохлома, городецкие изделия, городецкая вышивка, богородская игрушка, семеновская матрешка.
Раздается звуковой сигнал трамвая.
Звучит музыка М. Блантера «Футбольный марш».
6) Остановка «Спортивная»

Нижний Новгород – спортивный город. Здесь много ФОКов, бассейнов, 2 Дворца Спорта, спортивных площадок. На них занимаются не только спортсмены, но и все люди, которые любят физкультуру и спорт.
Ой, кто это нас встречает! Это же - спортсменка. Выходите из трамвая и почувствуйте себя спортсменами.
Спортсменка: Вы любите играть? Сейчас мы поиграем в интересную спортивную игру «Как называется спортсмен» (дети в кругу, спортсменка берет в руки мяч и бросает по кругу)
В футбол играет? – дети: футболист!
В хоккей играет? – дети: хоккеист! И т.д.
Спортсменка: Я вижу вы любите спорт и знакомы с разными его видами. И тогда я предлагаю вам спортивную разминку.
(Спортсменка проводит с детьми ритмичную динамическую гимнастику.)

Воспитатель: Вот и закончился наш конкурс «Знатоков Нижнего Новгорода».
Посчитаем сколько жетонов у каждой команды? (подсчет очков, объявление победителя. На память всем вручаются подарки – открытки с видами Нижнего Новгорода).

- Понравилось вам путешествовать?
- В каком городе вы были?
- На каких остановках остановились?
Вы познакомились только с малой частью Нижнего Новгорода, в нем еще много всего интересного. Об этом мы узнаем в следующем путешествии. Наша экскурсия на этом закончилась. Стоп трамвай!

Мы приехали обратно в детский сад. Я предлагаю вернуться в группу и нарисовать, то что вам больше всего запомнилось. Вечером обязательно расскажите о нашем путешествии маме и папе, а в выходные дни непременно погуляйте вместе в исторической части нашего города!

Читайте также: