Загадки про мезенскую роспись для детей

Обновлено: 27.09.2024

Спасибо большое за прекрасные стихи! Я сама не раз писала статьи о мезенской росписи, мне очень близко это искусство.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая загадка

Группа/возраст: подготовительная группа (6 -7 лет).

Форма проведения: совместная образовательная деятельность (СОД).

Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.

Обучающая: Совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти

Развивающая: Содействовать обогащению словаря.

Воспитательная: Воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

Оборудование: заготовки из белой бумаги для работы детей (трафарет – тарелка, ложка, доска) картинки с элементами мезенской росписи,, краски (красная и черная, кисточки по количеству детей, подставки под кисточки, баночки с водой, доска с мезенской росписью.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, беседы о мезенской росписи. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Вопросы и задания:

Беседа о деревне Палащелье, её жителях.

Рассматривание изображений изделий палащельских мастеров.

Практическое задание, рисование.

Ход мероприятия:

(дети сидят на ковре полукругом)

Здравствуйте, ребята! Я мастерица!

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, стране мастеров.

Мы отправимся с вами в далекую северную деревню Архангельской области Палащелье.

Но в моей мастерской не хватает подмастерьев, а вы хотите ими стать? (ответы детей)

Сегодня мы будем расписывать изделия элементами мезенской росписи.

Вы согласны? Проходите тогда за столы.

(Дети присаживаются за столы)

Деревня стоит на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире.

Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.

Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи,которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы.

Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? (ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы, завитки, спирали).

У этой росписи есть два названия. Кто мне их назовет? (Мезенская, т. к. деревня стоит на реке Мезень, Палащельская, т. к. зародилась в деревне Палащелье)

А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (ответы детей)

Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.

Скажите, какие цвета используют в своей работе северные мастера? (ответы детей).

Да, вы правы, в работах мастеров всего 2 цвета – красный и черный, так как их легче всего было найти в деревне. Красный – это глина, а черный – сажа.

Сейчас я предлагаю вам выбрать изделия и расписать его элементами мезенской росписи.

Давайте подготовим наши пальчики к работе!

Наши пальцы напрягаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два. три, четыре, пять-

Обратите внимание, что рисовать надо концом кисти, чтобы линии получались тонкими (дети выполняют задание).

Посмотрите, какие узоры у вас получились. Как у настоящих мастеров!

Роспись волшебную эту

Можно как книгу читать.

В стройных её силуэтах

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие в далекую северную

Какая знаменитая роспись там возникла? (ответы детей).

Кем мы сегодня были? (мастерами)

Вы довольны свей работой?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Земля — наш общий дом» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования представлений у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).

Фототчет. Мастер-класс «Роспись по ткани. Подарок для мамы и папы». Подготовительная группа

Фототчет. Мастер-класс «Роспись по ткани. Подарок для мамы и папы». Подготовительная группа На подарок для папочек к 23 февраля и мамочкам на 8 марта, нам хотелось сделать необычные подарки, такие, чтобы напоминали о креативности.

Конспект НОД «Часы» (подготовительная группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности по дополнительному образованию на тему: «Часы» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа

Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Конспект НОД «Свойства воздуха» Подготовительная группа Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: Систематизировать представления.

Конспект ООД по ФЦКМ «Деревья» подготовительная группа Конспект по ФЦКМ «ДЕРЕВЬЯ» подготовительная группа. Воспитатель: Курамшина Ф. А. Цель: закрепить знания о деревьях,о необходимости беречь.

Конспект занятия «Посуда». Подготовительная группа Конспект занятия «Посуда» Подготовительная группа Цели: формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь.

Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись. Роспись разделочных деревянных досок» Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись» «Роспись разделочных деревянных досок»Цель:Повышение профессиональной компетентности родителей.

Конспект НОД «Знатоки математики». Подготовительная группа НОД по теме «Знатоки математики» подготовительная группа. Воспитатель: Николаева Альбина Георгиевна Программные задачи: 1) Закрепить состав.

Конспект экскурсии в музей (подготовительная группа) Экскурсия в музей Задачи. Закрепить представление о профессиях людей, которые работают в музее. Развивать монологическую речь детей. Закрепить.

Фотоотчет «Золотая хохлома. Роспись поделки из соленого теста «Самовар» (подготовительная группа)

Фотоотчет «Золотая хохлома. Роспись поделки из соленого теста «Самовар» (подготовительная группа) Солёное тесто. Сделав по рецепту солёное тесто, раздала каждому ребёнку по большому куску теста. Ребята его раскатали скалкой, а затем наложив.

Следующая загадка


Пояснение
Эти загадки были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» №5 за 1997 год (стр. 40- 42). Они были приложением к моему сценарию, но спустя какое-то время стали появляться в различных материалах без подписи. Мне приятно, что они "пошли в народ", но данной публикацией хочется напомнить, что у загадок есть автор.
Мы используем их на занятиях и развлечениях. Собранные в буклет, они становятся приятным подарком выпускникам.
Надеюсь, они еще пригодятся многим коллегам.

ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ
1
Очень тяжелые эти фигурки:
Девочки, мальчики, кони-скульптурки
Есть и подсвечники, блюда резные.
Ну, догадались, откуда такие?
(Каслинское литье)

Следующая загадка

1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами.

2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах.

4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.

5 .Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти,акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.

Ход НОД:

Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.)

Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение

Светланы Ледковой «Мезенская роспись»

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками,которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.

-Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)

-Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)

Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.

-Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)

-А хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)

Дети садятся за приготовленные столы. Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами

Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг

Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор. Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи. Все работы раскладываются на столах.

-С какой росписью мы сегодня познакомились?

-Назовите элементы росписи. (ответы детей)

-Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей) Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о декоративном рисовании в подготовительной к школе группе «Роспись посуды под гжель «Заварной чайник»

Фотоотчёт о декоративном рисовании в подготовительной к школе группе «Роспись посуды под гжель «Заварной чайник» Цель:Продолжать знакомить старших дошкольников с русскими народными промыслами,с гжельской росписью. Этот вид декоративного искусства.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле.

Мастер-класс «Мезенская роспись»

Мастер-класс «Мезенская роспись» Мезенсокй роспись зовется, В каждом рисунке добро. В сердце твоем отзовется, Нежною сказкой оно. (Светлана Ледкова) Для этой росписи.

Новое оформление группы. Роспись стен

Новое оформление группы. Роспись стен Вот так получилось оформить стену группы благодаря скромной и талантливой тринадцатилетней девочке Даши Карповой. Даша с удовольствием работала,.

Роспись жостовских подносов в подготовительной группе

Роспись жостовских подносов в подготовительной группе История Жостовского промысла восходит к началу 19 века в ряде подмосковных сёл и деревень Троицкой волости (сейчас это Мытищинский район,.

Занятие по художественному творчеству «Городецкая роспись» в подготовительной группе

Занятие по художественному творчеству «Городецкая роспись» в подготовительной группе Цели и задачи: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию.

Читайте также: