Загадки про курганскую область
Обновлено: 05.11.2024
Расширять представление детей об Южном Урале (традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах). Развивать интерес к родному краю.
Образовательные: Углублять, систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае, развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Развивающие: Активизировать познавательную и аналитическую деятельность дошкольников, развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать быстроту реакции, двигательную активность; эмоциональную сферу личности ребенка, умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, самостоятельность в своих суждениях. Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова; Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: Беседы о Родине, России, родном крае – Южном Урале;
-Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине; Урале.
-Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края;
-Чтение уральских сказов П. П. Бажова;
-Знакомство с полезными ископаемыми Урала; Каслинским литьем; со Златоустовской гравюрой; народным ремеслом; хороводными и подвижными играми.
- Изучение национальных костюмов;
-В изобразительной деятельности: рисование и аппликация героев сказов П. П. Бажова; освоение уральской росписи; лепка украшений уральских мастеров; выполнение аппликаций национальных орнаментов.
-Посещение краеведческого музея.
Оборудование и материалы: Мультимедийная презентация; атрибуты для проведения викторины.
Ход занятия
(Мероприятие сопровождается показом слайдов на экране)
Здравствуйте, дорогие гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
КВН начинать нам настала пора.
(Дети входят и становятся полукругом команды «Самоцветы» и «Искорки» под музыку КВН)
Сегодня мы проводим самый настоящий КВН и тема его «Мы Уральцы», на котором мы узнаем знают ли дети родной край. Сейчас послушайте условия нашей игры. КВН будет состоять из 8 этапов. У нас будет участвовать две команды. В игре ребята должны показать свои знания, навыки и умения. Я буду поочередно каждой команде задавать вопросы, если команда будет затрудняться с ответом, то право на ответ перейдет другой команде. Пожалуйста, не выкрикивайте с места, а поднимайте руки. Между командами будет дружеское соперничество, не подсказывайте, а играйте честно. Оценивать знания команд будет жюри. Представляю вам членов нашего уважаемого жюри. (Представление жюри).
Итак, мы начинаем.
I конкурс «Визитная карточка».
Капитаны, прошу представить свои команды.
(Выступление команд).
Капитан команды «Искорки»
Наша команда - Искорки.
Самоцветы - народ веселый,
Мы приветствуем всех вас!
Пожелаем вам удачи,
Пусть вас ждет большой успех!
Воспитатель: Спасибо команде «Искорки». Займите свои места.
Капитан команды «Самоцветы».
Наша команда - Самоцветы.
Искорок мы видеть рады.
Все достойны вы награды.
Дружим с вами с малых лет,
Шлем вам пламенный привет!
Спасибо команде «Самоцветы»! Присаживайтесь на свои места.
I I конкурс «Разминка»
Как команды знают свою Родину, мы узнаем из конкурса «Разминка».
Я каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые надо быстро ответить.
Вопросы командам «Самоцветы» и «Искорки».
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Как называют людей живущих в России? (Россияне)
- Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)
-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
- Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)
-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)
-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)
-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)
- Как называется город в котором вы живете? (Пласт)
-Что значит слово «Урал»? («Земля золотая»).
Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре.
Уважаемое жюри прошу вас оценить и подвести итог по двум заданиям.
(Выступление членов жюри).
III конкурс «Литературный».
И так третий конкурс, который называется «Литературный»
Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц об Урале. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
- На Урале - всяк рудознатец.
- Не даром говорится, что дело мастера боится.
- Урал без народа -горная порода, с народом Урал - стальной арсенал.
- Горы стали в печах варятся, потому Урал героями славится.
- Камень не дышит, а мастер его слышит.
- Не то важно, что долго жил, а то важно - большое дело совершил.
- Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
- Не делай наспех, сделаешь курам на смех.
Молодцы! А ещё каждая команда подготовила стихи об Урале, мы все послушаем, а жюри оценит содержание и выразительное чтение.
(Дети читают стихи); (сопровождение живой презентации).
Команда «Самоцветы»
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.
Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.
(Л. Владимирова)
Команда «Искорки»
Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
Тот у нас непременно останется.
(Л. П. Владимирова)
стихотворение Т. Волчиной «Неспроста говорят.»
(рассказывают два человека по цепочке)
Что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит
И горючий, самый лучший
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Никогда не забудет
Голубой наш Урал!
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за третье задание и общий балл по трем заданиям.
Выступление члена жюри.
Воспитатель: Спасибо, уважаемое жюри. А мы продолжаем КВН.
IVконкурс «Многонациональный Урал»
Переходим к четвертому конкурсу, который называется «Многонациональный Урал».
На территории нашего края проживает много разных народов. У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои обычаи и свой национальный костюм. Рассмотрите картинки с изображением людей в различных национальных костюмах.
Задание команде «Искорки», нужно найти русский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
(Дети каждой команды собираются вместе и коллективно находят одежду заданной национальности).
Команда «Искорки» находит и рассказывает об уральском национальном костюме.
Дети :Женский костюм : рубаха - главная часть русского народного костюма, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан, по форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафан тоже украшали вышивкой, узоры вышивали вручную золотыми и серебряными нитями. И кокошник такой же яркий и красивый.Мужской костюм : рубаха,которая отличалась скромностью узоров, она тоже была длинная и подпоясывали ее поясом. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны. Украшали русские народные костюмы не просто крестиками, ромбиками, волнами и кружочками. В старину они многое обозначали. Извилистые линии – это вода, круг – солнышко,квадрат или ромб – земля, а крест оберегал людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель: А теперь задание команде «Самоцветы», вам нужно найти башкирский национальный костюм, и объяснить свой выбор.
Команда «Самоцветы» находит и рассказывает о башкирском национальном костюме.
Дети :Женский костюм: Женские платья кроились с закрытым воротом, широким рукавом, присборенным у талии, с широким подолом и оборками. Поверх платья носили камзолы. Одежда молодых девушек отличалась яркостью. В ней предпочтение отдавали красному, желтому, зеленому цвету. в старинных костюмах отсутствовал синий цвет. Головным убором молодых девушек являлся колпак. Вся одежда украшалась бисером, серебряными бляхами, монетами.
Мужской костюм состоял из рубахи со стоячим воротником и нагрудной планки, кушака (пояса) с национальной вышивкой; камзола украшенного орнаментом. Повседневным головным убором была тюбетейка, а зимой лисья шапка с одним - двумя хвостами. Мужчины и женщины носили удобную обувь выполненные из кожи и войлока. Девушки предпочитали туфли.
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Земля, вода, огонь, воздух».
Давайте вспомним правила игры.
Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырёх слов (вода,земля, воздух, огонь). Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное Южного Урала; если «вода»- назвать рыбу; «воздух» - птицу Южного Урала; «огонь» - помахать руками.
Немного отдохнули, а теперь продолжим наш КВН. Уважаемое жюри, прошу вас назвать оценки за четвертый конкурс.
«Конкурс капитанов»
Задание капитану команды «Искорки».
(Д/и «Собери картинку» и расскажи) .
Златоустовская гравюра. (показ слайдов на экране)
Рассказ капитана : Это Златоустовская гравюра. Делают её в уральском городе Златоусте. Эти картины нарисованы на особом металле – серебристой стали. А уральских умельцев, что рисуют на металле, называют художниками-граверами. Рисуют они обыкновенной кисточкой,но особым способом: они гравируют металл. На этих картинах три цвета, которые художники-граверы используют в своей работе. (Синий, белый (серебряный, желтый (золотой) Синий и его оттенки подчеркивают цвет стали (Когда сталь нагревается, то ее цвет меняется, желтый –это богатство Урала: горы, леса, озера, реки. Золочение придает особую торжественность, а вот белый (серебристый)-придает изделиям легкость, рисунок оживает. Изображают на картинах природу, охоту, животных, предметы быта)
Задание капитану команды «Искорки»
(Д/и «Собери картинку» и расскажи)
Рассказ капитана:(Показ слайдов)
Это каслинское литье. Есть на Урале город мастеров - Касли. Какого только чугунного кружева не выделывают его жители - мастера на все руки!Да и не только кружева: тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки и кабаны, и лоси, шкатулки, подсвечники, подставки под карандаши.
Молодцы, справились и с этим заданием. Слово жюри.
А провести следующий конкурс нам поможет.,если отгадаете загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте ребята! Слышала я, что об Урале вы много знаете, и хочу проверить, правда ли это? Сначала отгадайте мои загадки мудрёные.
VI конкурс «Самоцветы Южного Урала».
(на доске показ самоцветов после отгадывания загадки)
«Чья команда больше угадает загадок о драгоценных камнях.»
1· Кто секрет хранить умеет
Тот таинственно молчит
И всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек
Темноглазый? (малахит)
2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит
И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.
3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд
4. По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите как зовётся минерал? (Алмаз)
5. Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка, его кристалл сверкает,
Он то прозрачен, то слегка с дымком,
Вам с детства самоцвет такой знаком.
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)
6· На закат похож тот камень,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят? (Агат)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята! Знаете вы всё о моих самоцветах. А сказы П. П. Бажова вы знаете? Вот сейчас и проверим!
VII конкурс «Сказочный Урал»
д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»
(Показ сюжета из сказки на доске)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4.Сироткой рос мальчишечка:
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы ребята, все то вы знаете. А пока жюри подводит итоги, я приглашаю вас на «Уральский хоровод».
Воспитатель: Уважаемое жюри, прошу вас оценить последние два задания и назвать общий балл.
VIII конкурс «Золотые слова об Урале»
Д/и «Чье солнышко ярче засветит?»
Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.
Хозяйка Медной горы:
Сколько слов красивых народ придумал об Урале. А вы их знаете? Давайте поиграем в игру «Чье солнышко ярче засветит», вы будете говорить красивые слова об Урале, и у ваших солнышек будут появляться лучики.
(воспитатель выкладывает на магнитную доску солнце без лучиков)
(Урал-Батюшка; Седой Урал; Каменный; жемчужный; Могучий; Красивый; Южный Урал; гостеприимный, хлебосольный, великий, гостеприимный, щедрый, радушный. самоцветный, богатый, драгоценный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, красивый, мастеровой, поющий, талантливый. золотоносный)
Хозяйка Медной горы:
-Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня. Вижу, что вы знаете и любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас. До свиданья, до новых встреч!
Ну а сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри для подведения итогов и награждение победителей.
Следующая загадка
Центральную площадь Кургана в послевоенное время проектировали ленинградские архитекторы
Фото: Александр Ганзин
Что: площадь имени Ленина.
Чем интересна: центральная площадь Кургана — самая большая на Урале. Более семи тысяч наших земляков освобождали в годы Великой Отечественной войны Ленинград от блокады. После войны ленинградские архитекторы для Кургана спроектировали и построили центральную площадь. Чтобы подчеркнуть её масштаб, дома на прилегающих улицах не строят выше четырёх этажей. Единственное исключение — возведенная несколько лет назад высотка «Лидер» с рыжей рекламой оператора связи на самой верхушке.
Центральная площадь Кургана построена в стиле сталинского ампира и очень похожа на площади Санкт-Петербурга. Поэтому питерцы, когда приезжают в Курган, отмечают, что наши города чем-то неуловимо похожи.
На месте современного Театра драмы до 1936 года располагался Народный дом имени Ленина
Что: Курганский театр драмы.
Где: улица Гоголя, 58.
Чем интересен: до 1950-х годов на месте современного Драматического театра располагался Народный дом имени Ленина. Его построили после смерти Владимира Ильича, когда в каждом городе начали возводить памятники вождю. Курганцы решили, что Ленин во весь рост есть в каждом городе, ставить бюст — это банально, а вот Народный дом с большой сценой, библиотекой, музеем, кружками для детей и взрослых увековечит память о «вожде мировой революции». Это исторические факты, рассказывает экскурсовод, а вот дальше начинается мистика.
— Часть кирпичей оказались бракованными и рассыпались. Тогда строители решили использовать кирпич, который остался после разбора храма Александра Невского. Народный дом достроили, но в 1936 году из-за мальчишек-хулиганов, которые развели на крыше костер, он сгорел. По преданию, это произошло из-за того, что в строительстве использовали кирпичи из разобранного храма, — рассказывает экскурсовод Екатерина Панькова.
Даже с высоты птичьего полета видно, что здание областного правительства состоит из двух частей разного уровня
Что: правительство Курганской области.
Где: улица Гоголя, 56.
Чем интересно: здание правительства легендами еще обрасти не успело. Но примечательно тем, что сочетает в себе постройки разных эпох. Их разделение заметно невооруженным глазом. Более новая часть, четырёхэтажная — в ней работают сотрудники аппарата правительства. В трёхэтажной части до революции располагалось духовное училище, куда ходили дети священников. В исторический части здания сейчас работают губернатор Зауралья и председатель областной думы.
Если потереть яблоко — в доме будет достаток
Что: городской сад.
Чем интересен: Курганский городской сад расположен на месте первого в городе кладбища. Его закрыли в 1860 году и разбили здесь сквер. Раньше вход в городской парк был по билетам. До сих пор, если пройти через главные деревянные ворота, можно увидеть небольшие заложенные окошечки, раньше там сидел кассир.
— Охрану в парке усилили после одного забавного случая. Однажды горожане высадили новые деревья. Но забор парка был не очень хорошим, и через него пробрались козы. Животные объели и цветы, и молодые деревья, — рассказывает Екатерина Панькова.
Несколько мифов в парке возникли совсем недавно, когда в 2008 году установили скульптуру «Родители». Легенда гласит, что если потереть яблоко, которое держит женщина, то в доме всегда будет достаток, а если погладить животик — стоит ждать прибавления в семье.
За изящество стиля и сложность архитектуры храм внесли в великую Британскую энциклопедию
Что: храм Александра Невского.
Где: улица Володарского, 42.
Чем интересен: храм Александра Невского отличает необычная архитектура. Он выполнен в кирпичном стиле без использования дополнительных материалов. Храм представляет собой сплав византийского и древнерусского зодчества. За изящество стиля и сложность архитектуры храм внесли в великую Британскую энциклопедию.
Ходят слухи, что в бывшей усадьбе купца Березина можно повстречать приведение
Что: Музей истории города.
Где: улица Куйбышева, 59.
Чем интересен: музей находится на территории единственной на Урале усадьбы городского типа, где сохранился не только дом, но и кузни, амбары, конюшни купцов Березиных. Основатель династии Семен Иванович происходил из крепостных крестьян. Смекалка и предпринимательская жилка помогли ему выкупиться из зависимости и стать купцом первой гильдии. Все своё имущество Семен Иванович завещал племяннику, который приумножил богатства рода, основал кирпичный завод и на месте деревянного дома Семена Ивановича построил каменный. Но он умер, не оставив завещания, и всё его имущество перешло к племянникам, которые пропили богатства. Супруга купца Екатерина Егоровна Березина вынуждена была покинуть дом и снимать жилье. Но говорят, её дух до сих пор охраняет усадьбу.
— Охранники усадьбы, пока не было сигнализации, говорили, что здесь все время трещит паркет и такое ощущение, что кто-то ходит. Мы говорили, что паркет новый, он ссыхается, потому и трещит. Но охранники боялись заходить на территорию усадьбы. Когда провели сигнализацию, я её сдавала на ночь. Если работала каждый день, сигнализация меня не беспокоила. Но стоило мне уйти на больничный с ребёнком, я обязательно каждую ночь была в усадьбе, кто-то меня сюда будто звал, — делится личной историей о работе в усадьбе купцов Березиных Екатерина Панькова.
Еще один мистический случай произошел с нашим экскурсоводом накануне открытия музея. Когда внезапно артисты Драматического театра, которые должны были проводить первую экскурсию, уехали на гастроли.
— Ночью за два дня до открытия мне снится сон: приходит ко мне Екатерина Егоровна Березина, вторая хозяйка этого дома, которую мы никогда не видели, даже её фотографию нашли в самый последний момент перед открытием. Она приходит ко мне, водит меня по усадьбе и рассказывает, где что находится. И говорит: запоминай, тебе в этом доме быть хозяйкой. Я прихожу утром, пишу сценарий, и на открытии музея я была Екатериной Егоровной Березиной, — вспоминает Екатерина.
Следующая загадка
Картинки, воздушные шары, плакат "Здравствуй, школа", флаг, герб, гимн России, флаг и герб Курганской области, карта Мишкинского района на каждую парту. Смайлики. Песни о школе и о родине.
Ход мероприятия
Звучит песня "С чего начинается Родина". В это время все дети, родители, гости входят в класс и рассаживаются по местам.
Детей учит садиться учитель.
Учитель: У каждого в жизни
Бывает свой первый,
Свой памятный класс.
И первый учебник,
И первый заливистый
И первый наставник-
Ваш первый учитель,
Кто вас поведет
По дороге открытий.
Пойду я не одна, а со своими любознательными учениками.
У меня большие дети:
Игорь, Алик и Бектен
Лиза, Паша и Никита,
Тимофей, Егор, Андрей.
И Варвара, и Вадим, и Елена, и Сергей.
Даши - 2 и 2- Катюши, Димы - целых 3 у нас,
Соня, Михаил, Данила
и ещё одна Амина.
В общем, полный первый класс. Я - большой семьи родитель, Догадались? Я - учитель, а зовут меня - Оксана Викторовна.
- А еще сегодня к нам пришли гости - студенты педагогического колледжа. Они будут приходить к нам целую неделю, они познакомятся с вами, а на переменах будут проводить для вас веселые игры.
Дорогие ребята, сегодня мы начинаем наше путешествие в страну знаний, страну, не имеющую ни пределов, ни границ. Чтобы попасть в эту страну, не нужен пропуск, нужно взять папу и маму за руку, за спину ранец с учебниками и учебными принадлежностями и прийти в школу. Каждый год 1 сентября миллионы мальчишек и девчонок в разных уголках нашей страны идут в школу, начиная и продолжая путь в страну знаний. Я приглашаю своих помощников:
Двери школьные сегодня
Открываются для нас.
Первый раз идём мы в школу,
Поступаем в первый класс. (Соня Ознобихина)
Пришли мы в нашу школу,
Просторный, светлый дом.
Где много дней весёлых
Мы вместе проведём. (Алик Нуршаев)
Как снег воротнички.
Мы знаем все порядки,
Хотя и новички. (Никита Машенцев)
А в новеньких портфелях
Им тоже дел немало;
Черти, рисуй, пиши! (Дима Фадеев)
Позабыли мы про мячик
И про игры во дворе.
Мы рассмотрим хорошенько
Все картинки в букваре. ( Шарипова Даша)
В наших новеньких портфелях
Книжки новые лежат.
Будем мы учиться в школе.
До свиданья, детский сад! ( Лиза Соловьева)
Итак, мы начинаем учиться в школе и 1-е наше занятие – урок Мира называется «Я живу в Зауралье».
- Ребята, в какой стране мы живем? ( В России)
Верно, мы живем в стране, которая называется Россией. Мы – россияне!
Россия… Родина… Отечество… Это край, где вы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё в ней для нас родное.
Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.
-А какой край России нам ближе и дороже? (Зауралье)
-Правильно, ребята, Зауралье. Зауралье – это тоже наша родина, но она меньше, чем Россия.
Люблю тебя, родное Зауралье.
Люблю твои бескрайние поля.
Люблю твои берёзки и осинки.
Люблю тебя: ты Родина моя!
Люблю тебя, мой край весной и летом,
Когда повсюду слякоть и туман.
А в лужах отражаются рассветы,
И на полях уже расцвёл дурман.
А осенью, во время листопада,
Везде царит такая красота!
Другого края ни за что не надо.
Родному Зауралью буду я верна.
А зимним днём, когда трещат морозы,
И инеем покрыты провода
Внезапно на глаза нахлынут слёзы
Родной мой край, с тобой я навсегда.
-А в какой области Зауралья мы живем? (в Курганской)
- Какой город самый главный в нашей области?
-Правильно, это Курган. В прошлом году нашей области исполнилось 70 лет.
Курганская область, как и все другие области в России, как и сама Россия, имеет свои символы - флаг и герб.
Символы Курганской области .
Герб Курганской области представляет собой зеленый щит, в центре которого 2 кургана ( то есть 2 холма или горки) Внизу куница с золотой мордочкой и грудью. Герб украшен золотым венком из 2 дубовых ветвей.
Флаг Курганской области представляет собой прямоугольное полотнище с тремя полосами белого, изумрудного и белого цветов. Исторически эти цвета символизируют Сибирь. В центральной части изумрудной полосы два холма.
-Есть еще один символ не только Курганской области, не только нашего родного Зауралья, но и всей нашей России. А какой это символ, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березки)
Итак, третий символ – береза. (Показ картинок)
Ее называют красавицей русских лесов. Стройная, с тонкими длинными ветвями, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа!
Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки.
Удивительна судьба русской берёзки! В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. В грозные годы войны берёза стала символом непобедимой России.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Символ Родины моей
- Курганская область включает в себя 22 района. Какие вы знаете?
(Альменевский,Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Куртамышский, Лебяжьевский, Макушинский, Мишкинский, Мокроусовский, Петуховский, Половинский, Притобольный, Сафакулевский, Целинный, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский.)
- А в каком районе живем мы? (В Мишкинском)
Работа по карте Мишкинского района
-Ребята, у каждого из вас на парте лежит карта. Это карта Мишкинского района. Посмотрите, пожалуйста, внимательно. Что вы видите на этой карте? (различные черточки, кружочки, линии, буквы.)
-Верно, ребята. На карте мы видим много синих точек. Все эти точки обозначают населенные пункты нашего Мишкинского района. Например, село Купай, село Такташи, Большое Окунево, Малое Окунево, Бутырское, село Маслово, Масли, Коровье. А большой красной точкой обозначен самый главный населенный пункт Мишкинского района. Как вы думаете, как он называется? (Мишкино)
Какой главный населенный пункт в Мишкинском районе? (Мишкино)
- А теперь, ребята, встаньте те, кто живет в Мишкино?
- Все живут в Мишкино, а сейчас я посмотрю, как вы умеете тихо и правильно садиться за парту. Итак, тихо сядут только девочки…Мальчики.
-Ребята, кому из вас нравится жить в Мишкино, поднимите руки? (Обратить внимание, как дети поднимают руки)
- А почему вам нравится жить в Мишкино?
-Что интересного есть в нашем поселке?
Показ фотографий п. Мишкино
На этом наш классный час подходит к концу, давайте подведем небольшой итог.
- Скажите, в какой стране мы живем?
- Как называется наш край?
- В какой области мы живем?
- Какие символы нашей области вы запомнили?
- Как называется наш район?
- А как называется наш поселок?
- Молодцы, я вижу, вы все хорошо запомнили. А теперь посмотрите, на партах у вас лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам сегодня было интересно в школе, поднимите веселый смайлик. Если было не интересно и скучно - поднимите грустный смайлик.
Следующая загадка
Формирование у детей чувства любви и развитие интереса к родному краю, через взаимодействие с родителями.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о родном крае: история образования города, символика, достопримечательности, архитектурные памятники, природа, знаменитые люди родного края, памятники знаменитым людям.
2. Активизировать речь детей;
3. Сплотить детей и родителей;
4. Воспитывать любовь к родному краю.
На экране 1 слайд: «Викторина «Знатоки Зауралья»
Дети читают стих-е: «Курган» Л. Куликова.
Представление команд: («Городские жители»…., «Сельские жители»….)
Вопросы для разминки:
1. Как назывался наш город в 17-18 веке? (Царёво Городище)
2. Кто считается основателем нашего города? (Т. Невежин)
3. Что обозначает название нашего города - Курган? (холм, могила)
4. На сколько полос разделён флаг Курганской области и какого они цвета? (На три полосы: белая, зелёная и белая)
5. Как называется главная составная часть герба? (щит)
6. Что изображено в центральной части зелёной полосы флага Курганской области (два серебряных холма)
2 слайд: на экране 9 квадратов разных цветов (сектора). Каждый сектор - задание командам. Команды по очереди выбирают любой сектор. Белые сектора – это музыкальные паузы.
1. Синий сектор – Русские обычаи, традиции и народное творчество Зауралья - «цветик – семицветик» Команды по очереди выбирают любой лепесток с заданием:
1. красный лепесток: назовите промыслы Зауралья (ковроткачество, гончарный промысел, резьба и роспись по дереву, изготовление изделий из бересты, плетение из лозы и т. д.)
2. синий лепесток: без какого блюда не возможен обед в Зауралье? (без хлеба)
3. зелёный лепесток: в Зауралье, в крестьянском быту эта птица считалась оберёгом от огня, её изображение и сейчас встречается на крышах домов. Что это за птица? (петух)
4. оранжевый лепесток: универсальный предмет мебели в русской Зауральской избе? (скамья)
5. желтый лепесток: в какое время года зауральский крестьянин рубил деревья для строительства? (зимой)
6. фиолетовый лепесток: какое дерево в Зауралье издавна считают счастливым: оно оберегает от зла, приносит здоровье и защищает дом от молний? (берёза)
2. Жёлтый сектор: достопримечательности города
(по три слайда каждой команде). Игроки должны назвать, что это за достопримечательность.
3. Зелёный сектор: природа Зауралья.
Вопрос 1 команде - Деревья родного края – назвать лишнее дерево.
Вопрос 2 команде – Животные родного края – назвать лишне
4. Красный сектор: слайды с портретами знаменитых людей Зауралья. Каждой команде по два портрета (рассказать о них)
5. Оранжевый сектор: показ слайдов с памятниками знаменитым людям: рассказать об этих людях, чем они прославились.
6. Фиолетовый сектор:
Показ слайдов: архитектурные памятники - старый Курган – назвать и рассказать о них
Белые сектора: музыкальные паузы.
1. Вопросы гостям и болельщикам.
2. Зауральская игра «Плетень»
3. «Легенда о Кургане».
Вопросы Гостям и болельщикам:
1. Как называлась ул. Климова в конце 19 века? (Береговая)
2. Как назывался первый пароход, который прибыл из Тюмени в Курган в 1871 году (Благодать)
3. Как называлась ул. Куйбышева? (Троицкая)
4. Как назывался первый кинотеатр, построенный в нач. 19 в. (Прогресс)
5. Как называлась ул. Советская? (Дворянская)
6. Какая, из трёх церквей, построенных в конце 19 века сохранилась и действует и в наши дни? (Церковь Александра Невского).
Публикации по теме:Проект «Мой город любимый — Ростов-на-Дону» В подготовительной логопедической группе «Лесовички» проходит проект «Мой город любимый - Ростов-на-Дону». Цель проекта: Воспитание гражданина.
Проект «Моя малая Родина — Култук» Актуальность проекта: Суть проекта «Моя малая родина - Култук» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к.
Читайте также: