Загадки про глину гончара

Обновлено: 04.11.2024

Детские загадки про глину с ответами. Глина - это осадочная горная порода, которая в сухом состояние имеет свойства пыли, а при увлажнение становится пластичной.

Загадки про глину

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Ответ: Глина

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Следующая загадка

Керамика и фольклор. Глиняные игрушки и устное народное творчество. Свистульки и частушки. Всё это увлекало меня с детства. Думаю, керамика и фольклор — вещи одного порядка: в них соединены и нелёгкий земной труд, и нереальная красота преображения. Истоки, секреты, традиции, мастерство и волшебство.

Керамика — это та же сказка, только материализованная.

Я собираю «керамический» фольклор — сказки, истории, загадки, пословицы, приметы и т. п. на тему гончарства и мастерства просто потому, что мне это интересно.

Для мастеров «керамический» фольклор имеет и практическую пользу: это хороший способ во время мастер-классов, фестивалей и праздников завоевать аудиторию, особенно детскую. Присказки и истории помогают «оживить» глину и изделия из неё, протянуть ниточку между днём сегодняшним и далёким прошлым, сделать урок увлекательным путешествием в волшебный мир.

И вот моя небольшая коллекция различных видов устного народного творчества на тему керамики. В качестве иллюстраций — работы мастеров-керамистов на фольклорные темы.

Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 1
Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 2

Автор: художник-керамист Светлана Мухина, ДХШ имени Е.В.Гурова, город Омск

Притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 3

Хранители тайги (керамика «раку», 2016). Художник-керамист Константин Борисович Гречанов, Хабаровск

Пословицы, поговорки о гончарах и гончарном деле
Не боги горшки обжигают (русская пословица).

Гончар приделывает ручку к кувшину там, где захочет (абхазская пословица).

Глину не мять — горшков не ви­дать (русская пословица).

Ребёнок — глина, мать — гончар (узбекская пословица).

Горшок упал, не разбился, а звон все услыхали! (русская пословица).

Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 4
Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 5

Из «славянской» коллекции Татьяны Федотовой (Maru `Nyu-tyan` Tanaka, художник-керамист, Липецк)

Сказка «Как горшок родственников нашел»

«Жил-был горшок. Да, тот самый, наш знакомый, самый обыкновенный горшок. Работал за троих: кашу мог сварить, борщ или уху. на старости лет задумался горшок о своем происхождении. он знал. что сделан из глины мастером-горшечником, и не просто в ручную, а на гончарном круге, закален в огонек гончарной печи, оттого он так крепок и вынослив.

Но не один же он таков. Встречал горшок на своем жизненном пути разные сосуды, тоже слепленные из глины. И вот он решил собрать всех родственников на праздник и заодно выяснить — с кем из них он в большем или меньшем родстве? Назначил горшок день и время, собрались на кухне дорогие гости. кто по полкам, кто на подоконнике, кто на полу, кто к стенкам прислонился, а кто и вовсе на дворе остался — ни в одни двери не проходит. Горшок хозяин, ему первому и речь держать: Глиняные братья и сестрицы, — начал горшок, — мы с вами из глины слеплены, в огне закалены. собрал я вас, чтоб друг на друга поглядеть, о своем житье-бытье порассказать, и выяснить заодно: кто кому родственником приходится. Задумались все: какие же мы родственники? Вовсе мы и не похожи друг на друга, да и обязанности разные. вон горшок домашний всю жизнь с печки не слазит. А вот амфора — она путешественница: по морям на корабле, и по степям, и по горам на лошадях и верблюдах, весь мир повидала. Кувшин, как и горшок, домосед. Разве что на речку за водой путешествует. А больше времени проводит на столе, в окружении ложек, кружек, тарелок и чайников. Вот они, наверное, ему и ближайшие родственники. Фляга и баклажка — непоседы. но в отличие от амфор, которые путешествуют всегда толпой, фляга и баклажка в походе в одиночку. Но кто так уж совсем редко с места сходит, так это керамическая бочка пифос, огромный и вместительный. Засыпают в него зерно осенью, и до следующего урожая. с места его передвинут в одном случае, если хозяева ремонт в помещении затеют, да и то вряд ли — слишком тяжел. Рядом с пифосом кубышка маленькая стоит, голос подает. Их и сравнить нельзя, все равно. что у слона и муравья схожие черты искать. А мы поищем. у обоих тулова круглые, только вместимостью разные. Зато у кубышки горлышко высокое и тонкое, для того, чтобы туда монета могла проскользнуть — раньше в кубышках люди деньги хранили. Каждый сосуд свое назначение имеет: хранить продукты, перевозить их на большие и малые расстояния. есть сосуды декоративные, с ними дом облагораживается, приобретает свой стиль.А есть такие, что на любом столе почтеннейшее место занимают, потому что хранят огонь. Это глиняные светильники, внешне они похожи на маленькие игрушечные лодочки. много тысячелетий светильник горел в домах людей, пока не изобрели электричество.

. Так беседовали гости горшка и выясняли, что общим родством друг с другом связаны — все они из одной глины. на том и разошлись, каждый согласно своему назначению. ».

Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 6

Автор: мастер ДПИ Кубани Евгений Борисович Козлов, руководитель студии «Истоки», Анапа

Стихотворение

Лепил гончар простой сосуд, вертя гончарный круг ногами.
Он измерял нелегкий труд не мисками или горшками.
Его мерилом были дни, усталость рук и тонны глины.
В углу копились черепки от мертворожденной лепнины.
А он творил. За кругом круг. Взгляд отрешен, но точны руки.
И как-то исподволь, не вдруг, но квинтэссенция науки
И непомерного труда соединились в массе гладкой,
Как будто лебедь наконец проклюнулся в утенке гадком.
Сосуд пока еще пустой шумел, как древние стромбиды —
Горячий ветер порождал прибой из царства Нереиды.
«Живой… Живой…» — шептал гончар, о фартук руки вытирая.
И снова горбилась спина от напряжения сырая.
В простой гончарной мастерской, где с тенью свет наполовину,
Лепил гончар простой сосуд, и жизнь вдыхал в сырую глину.

Фольклор на тему керамики и керамика по фольклорным мотивам, фото № 7

Авторы: Хазиева Гюльнара (gulnara-ceram), Остащенко Александр, Детская школа искусств №1 имени С.В. Герасимова, г.Можайск

На обложке темы: работы народного мастера России Маркина Виктора Васильевича, Центр романовской игрушки, Липецкая область.

Следующая загадка

Размял гончар в ладонях глину,
Отмерил ровно половину.
И поработав от души
Красивый вылепил кувшин.
А через несколько часов
Другой такой же был готов
«Теперь, - сказал, - извольте братцы,
Вот в этой печке обжигаться».
И пригрозил: «Смотрите мне,
Пробудьте два часа в огне».
Один кувшин шагнул в огонь,
За печку спрятался другой;
А после к сроку втихомолку
Полез с приятелем на полку.
Когда ж налили их водой
То дело кончилось бедой:
Один кувшин, что был в печи
Стоит спокойно и молчит
А наш хитрец через часок
Заныл, потёк, обмяк в комок.
Надёжен будет только тот,
Кто в жизни сквозь огонь пройдёт.

Размял гончар в ладонях глину. фото № 1

Собрал как то, один мудрец как-то раз своих учеников подле себя, взял сосуд из глины и заполнил его до самого горлышка небольшим гравием и крупными булыжниками. Затем повернулся к своим ученикам и спросил: «Как вы считаете, ученики, полон ли мой сосуд?».

Подумали юноши и ответили: «О да, наставник!».

Тогда взял учитель мешочек с бобами, всыпал их в сосуд и потряс его так, чтобы бобы заполнили пустоты, образовавшиеся между булыжниками. Бобы полностью заполонили все свободные щели, и учитель вновь спросил у юношей: «А теперь, ответьте мне, ученики, заполнен ли мой сосуд?».

Потрясли ученики емкость, увидели, что ни булыжника, ни боба в нее уже невозможно положить, и ответили: «Да, учитель! Твой сосуд заполнен до самого горлышка!».

Улыбнулся мудрец, лишь взял несколько горстей песка из-под ног и вновь стал заполнять свой кувшин. Тоненькими струйками песок просочился между каменьями и бобами, заполнив все свободное место, что еще оставалось в кувшине. И третий раз спросил у учеников: «А что вы скажите теперь?», и вновь сказали поникшие юноши, что кувшин, буквально, «забит» доверху.

Отставил мудрец сосуд и сказал: «Да, наконец-то вы правы. А теперь представьте, что этот глиняный сосуд – наша жизнь. Булыжники и гравий – самые значимые даты в ней, о которых мы помним даже на смертном одре, гордимся ими или, наоборот, стыдимся. Они и определяют течение нашей жизни.

Размял гончар в ладонях глину. фото № 2

Бобы – это те события и вещи, о которых мы мечтаем, к которым стремимся, но это не суть нашего существования. Без них мы можем обойтись, но жизнь немного поблекнет, став «пресноватой», словно рис без специй.

Песок – это те мелочи, из которых состоит наш ежедневный быт: суетливые желания, ссоры, обиды и претензии, мелкие радости и разочарования, и мы даже не обращаем на них внимания.

Друзья мои, если вы вначале наполните свой сосуд песком, то в кувшине уже не будет свободного места ни для бобов, ни для каменьев. Так и в жизни: если мы заполним ее пустыми мелочами и будничной суетой, в ней не останется места на мечты и желания, к которым нужно стремиться, а тем более, на какие-то серьезные дела и поступки!». И задумались юноши над этими словами своего наставника.

Размял гончар в ладонях глину. фото № 3

Размял гончар в ладонях глину. фото № 4

Южнее Киева располагается небольшая деревня Ромашки, что у речки Рось. Именно там археологи обнаружили огромное количество посуды и столовых приборов, которыми пользовались наши предки. Что показательно – среди них удалось найти и довольно необычный по форме исполнения и декору кувшин. Его украсили несколькими рядами тематических орнаментов, и если на первом изображались всевозможные символы и геометрически правильные квадратики, то второй украшали витиеватые линии.

По сохранившейся форме можно сделать вывод, что произведен этот бытовой предмет был на специальном кругу, а вот декоративные элементы наносились исключительно при помощи «штампиков». Спустя несколько месяцев учёным удалось разгадать символику декора – наши предки в столь оригинальный способ зашифровали полноценный сельскохозяйственный календарь, где обозначили не только праздничные дни, но и дни охоты, начало посадки и сбора различных культур.

Вся информация представлялась при помощи письма дохристианской эпохи. Сейчас уникальный и самый древний кувшин находится в Киевском историческом музее.

Размял гончар в ладонях глину. фото № 5

Как бы то ни было, а основное предназначение кувшина состояло в хранении всевозможных консистенций и жидкостей. Неудивительно, что он считался «питейной» посудой. В зависимости от сберегаемой внутри жидкости, отличалась и форма изделия. Вино помещали только в кувшины с округлыми и широкими гранями, а пиво – в удлиненные с крышкой.

Размял гончар в ладонях глину. фото № 6

В период 18 века в городской черте и далеко за её пределами популяризировались скопинские и гжельские изделия из керамики. Яркой росписью украшали выпуклые формы кувшинов. На них изображали башни, зверей, птиц и всевозможные цветовые орнаменты. Каждый мог самостоятельно расписать такой сосуд. Отличительной чертой гжельских кувшинов можно считать наличие мастера, изготовившего его. Отметим, что красивые и яркие сосуды раскупались, словно по взмаху волшебной палочки и повсеместно использовались на торжествах, пирах и прочих застольях.

На сегодняшний день функциональная составляющая кувшинов практически полностью утрачена, используются они лишь от случая к случаю, поскольку все напитки принято подавать в бокалах и фужерах. Но даже в наше время такая посуда смотрится на порядок красивее традиционных бутылок.История кувшина невероятно богата и многогранна. При всей своей конструктивной простоте это очень удобный и функциональный сосуд, который можно использовать не только для хранения и переноса жидкости, но и строительства церквей, домов. И в наши дни этим оригинальным хрустальным и стеклянным изделиям можно найти применение, достаточно подключить фантазию и воспользоваться огромным опытом, накопленным нашими предками.

Підвалини

Історія глини дуже цікава. починається вона з створення світу.
Довгий час фігури богів робилися з глини, а вже потім - з каменю.
На Півночі глину використовували по-своєму. Чукчи та коряки використовували білу глину для приготування їжі і називали її земляним жиром.
На Русі глину використовували для стерилізації молока. В посуд з молоком кидали одну ложку глини - молоко не прокисало протягом кількох днів навіть у спеку.
У природі ластівка - заправний гончар. Шматочок за шматочком ліпить глибоку чашу-гніздечко. Висихаючи, гніздечко стає настільки цупким, що, навіть, якщо впаде - не розіб'ється. Можливо, споглядаючи за роботою ластівки, люди навчилися робити хати-мазанки тощо. Глина настільки розповсюджена у будівництві, що і зараз третина планети живе у глинобитних хатах.
У Франції Конте винайшов рецептуру змішування графіту та глини - високоякісних стержнів. тепер існують стержні різної твердості Т, М, ТМ.
Єгиптяни використовували глину для бальзамування. З давніх часів люди вже знали, що у глині немає бактерій і вона поглинає навколо себе токсини, запахи, гази, вбиває хвороботворні мікроби. І зараз, якщо порошок глини поставити на тарілці у холодильник на 2-4 години, то всі запахи пропадуть

Сайт развития ребенка Умные дети

На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, и нтересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети .

Следующая загадка


Наші мрії, ідеї

Читайте также: