Загадки про дыхание для детей

Обновлено: 04.11.2024

1. Повторить темы: Строение органов дыхания; газообмен в легких и тканях.

2. Развивать познавательные интересы учащихся в изучении биологии человека.

3. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и уважительное отношение к здоровью окружающих.

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Вид урока : Игра – соревнование.

Материально – техническое оснащение урока:

I . Организационный момент. (до 2х минут)

Мотивационный компонент (загадки про дыхание).

«Что невозможно удержать в течение 10 минут, хотя оно легче перышка?» (дыхание).

Позабудь ты про компьютер

Беги на улицу гулять

Для детей полезно очень

Свежим воздухом… (Дышать).

II . Формирование новых понятий и способов действий (16 минут).

1 этап урока – блиц турнир – ответы на вопросы без помощи печатных учебных пособий.

- правильный ответ - 3 балла. При неправильном ответе ход переходит к другой команде.

III . Формирование навыков умственного труда (до 10 минут). Организация самостоятельной работы по закреплению знаний.

2 этап урока .

2 команда: Работа с ЦОР (повторение темы дыхание «Многообразие живых организмов» 6 класс)

- правильный ответ – 1 балл.

Смена заданий для команд.

IV . Итог урока. Рефлексия.

Для чего вам необходима здоровая дыхательная система?

Для чего нужно покидать класс на перемене?

Какие действия необходимо предпринять для увеличения количества кислорода в организме?

Задача: Посчитайте сколько денег потратит курильщик за 5 лет учитывая, что в сутки он выкуривает 1 пачку сигарет стоимостью 100 руб. (182 500)

V .Д/З - реферат « Вред курения для подростка».

Обобщающий урок по разделу: «Дыхание».

Учащиеся делятся на 2 команды (название, девиз – за здоровый образ жизни). Лучшее название и девиз дает право первенства, начала игры.

Блиц турнир.

Количество времени на которое человек может задержать дыхание не приводящее к смерти? (до 6 минут).

Что произойдет после 6 минутного кислородного голодания?

(смерть мозговых структур).

Количество кислорода необходимое человеку в сутки?

(10 ты. Литров воздуха).

Состав органов дыхания? (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма.

Почему дышать нужно через нос? Функция носовой полости. (согревание воздуха и очистка воздуха от пыли).

На уровне какого шейного позвонка расположена гортань? ( IV – VI шейного позвонка ) .

Назовите наиболее крупный хрящ гортани? (щитовидный).

Роль эластичного гибкого хряща – надгортанника? (закрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу).

Перечислите функции гортани. (Гортань – это часть дыхательных путей, здесь расположен голосовой аппарат, в полости гортани расположены голосовые связки, которые при выдохе производят звук).

Где формируется речь? И От чего зависит сила звука? (от скорости воздушной струи, натяжения связок и размаха их колебаний, движения языка, губ, присутствия зубов).

Длина и строение трахеи? (8,5 – 15 см, имеет твердый скелет, состоящий из хрящевых полуколец, мягкая часть примыкает к пищеводу).

На каком уровне позвоночника трахея разделяется на бронхи и разветвляется в легких на бронхиальное дерево? ( V грудной позвонок).

Чем выстланы внутри трахея и бронхи? (мерцательным эпителием).

В чем заключаются функции мерцательного эпителия? (удаляет до 5 кг. пыли за жизнь человека).

Назовите основной орган дыхательной системы, где он расположен? (легкие занимают грудную полость).

Что такое плевра? (оболочка которой покрыты легкие, состоит из двух листков, между ними полость заполненная жидкостью, для уменьшения трения органа при движении).

Масса легких (1200 гр).

Из чего состоит ткань легких? (тончайших разветвленных бронхов и тонкостенных легочных пузырьков альвеол).

Количество альвеол и их общая поверхность? (700 млн, 60 – 120 м кв.)

В чем заключается смысл большой поверхности альвеол? ( более полный контакт кислорода с кровью).

Служат ли легкие органом выделения? ( да служат, через легкие выделяется углекислый газ из организма и пары воды).

На какое расстояние слышен голос мужчины в оптимальных условиях? (180 м).

Назовите % кислорода и углекислого газа во вдыхаемом воздухе и в выдыхаемом? ( 21 % и 0,03-0,04 и 16% и 4-4,5 %).

Что происходило бы на Земле с живыми организмами, если в воздухе содержалось бы не 21 а 35 % кислорода? ( Жизнь на планете была бы невозможна, т.к. мокрая древесина при таком проценте кислорода горит словно порох и человек старел бы гораздо быстрее).

Назовите смертельно опасный процент углекислого газа в воздухе? (14 %).

Опишите схему обогащения кислородом крови. (альвеолы окутаны кровеносными сосудами – капиллярами в которые по малому кругу кровообращения поступает венозная кровь из сердца, кровь попадает в легкие, происходит диффузия газов. Углекислый газ из крови устремляется в легкие, а кислород из воздуха в кровь, где связывается с гемоглобином и будет доставлен в клетки).

По какому признаку визуально можно определить, венозную и артериальную кровь? (артериальная кровь имеет алый яркий вид. Венозная кровь – темная).

При помощи чего осуществляются дыхательные движения? (дыхательные мышцы – межреберные мышцы и диафрагма).

Каким образом изменяется давление в легких при (вдохе) их расширении? (становится ниже атмосферного и воздух устремляется в них).

Какие мышцы принимают участие в глубоком вдохе? (мышцы шеи, стенок грудной полости и живота).

Жизненная емкость легких? (3500 мл) У спортсменов (6200). В чем заключается преимущество? (организм получает больше кислорода).

Назовите отдел мозга, регулирующий дыхание (дыхательный центр в продолговатом мозге, импульсы координируют мышечные сокращения).

Отчего зависит работа дыхательного центра? (от возбуждение идущих от рецепторов и химического состава крови. Пример – обливание холодной водой, резкие запахи, вызывают задержку дыхания).

Назовите рефлекторные процессы защищающие дыхательную систему? ( чихание, кашель).

Что может вызвать учащение дыхания в спокойном состоянии? (избыток углекислого газа в воздухе).

Сколько лет назад по Миру распространилась вредная привычка курение? (500 лет).

Какая монархическая особа первая начала борьбу с курением?

( испанская королева Изабелла).

Является ли курение особым видом наркомании? (является т.к. вызывает у человека привыкание и от этой дурной привычки трудно избавиться).

Чем опасно курение? (смола не выводится из легких, убивает клетки слизистой оболочки мерцательного эпителия, легкие быстрее подвергаются заболеваниям, в том числе онкологическим).

Сколько вредных веществ в составе сигареты? Назовите примеры веществ. (более 400 веществ: бензопирен, нитрозамин, мышьяк, кадмий. Радиоактивный полоний. Олово. Висмут 210).

Сколько необходимо чистого никотина, что бы умертвить человека?

Какие последствия вызывает длительное курение или курение в подростковом возрасте? (кашель, язву желудка. Гормональную недостаточность).

Чем отличается тип дыхания женщины и мужчины? (У женщины грудной тип дыхания а, у мужчины брюшной тип дыхания).

Что такое зевота? ( Длительный вдох и длительный выдох – вентиляция легких перед сном).

Назовите опасное заболевание дыхательных путей передающееся воздушно капельным путем бактериального происхождения? ( туберкулез).

Как назвали смертельно опасный штамм вируса гриппа в начале 20 века, в результате распространения которого умерло 50 млн. человек. (испанка).

Опасен ли для окружающих чихающий человек? Как нужно правильно чихать? (опасен, т. к при чихании вирусы разлетаются на расстояние до 10 метров).

Следующая загадка

Средства: загадки, карточки дыхательной системы, доктор Пилюлькин, зеркало, вата, надувные шары.

Словарь: легкие, трахея, бронхи, гортань, нос, лаборатория

Способы: отгадывание загадок, работа по карточкам, использование сюрпризного момента, проведение опытов.

Рефлексия: подведение итога

Ход занятия

В: Ходим мы, играем, пишем

И всё время дышим, дышим.

Ведь для этого недаром.

Есть у всех нас …

В: Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

В: Два воздушных шарика у тебя внутри.

Ты, наверно, знаешь их.

В: Ребята, давайте вспомним, какие органы дыхания вы знаете? (показ иллюстраций)

Дети. Нос, рот, гортань, трахея, бронхи, лёгкие

В: Зачем, нам нужны эти органы?

Д: В носу воздух согревается и очищается от пыли, через горло он попадает в трахею, а оттуда воздух попадает в бронхи, а затем в лёгкие. Именно благодаря лёгким мы дышим.

В: А сейчас я предлагаю (Кате) разложить по порядку карточки с изображением органов дыхания на доске.

После раскладывания воспитатель спрашивает

- кто согласен, что карточки разложены верно?

В: Не все умеют дышать правильно. Большинство детей дышат ртом, поэтому они часто болеют. Ребята, а вы знаете, почему нужно дышать носом?

Д: Полезно дышать носом, потому что воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, организм защищается от болезней.

Вдруг раздаётся стук в дверь. Появляется доктор Пилюлькин.

В: Знакомьтесь, мальчики и девочки, к нам в гости пришёл доктор Пилюлькин.

Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо и случайно услышал, что вы говорите об органах дыхания. Я как раз исследую эту интересную тему! Хотите побольше узнать о том, как мы дышим? Тогда я с радостью приглашаю вас в мою лабораторию.

В: Ну что, ребята, идём с Пилюлькиным в лабораторию?

В: Носом вдох, а выдох ртом.

Марш на месте не спеша.

Как же жизнь хороша! (ходьба)

Побежали не спеша, дышим ровно, носиком (бег)

Марш на месте не спеша.

Как же жизнь хороша! (ходьба)

П: - А вот и лаборатория! И сейчас мы с вами будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. А ещёв лаборатории есть правила:

- точно выполнять все указания

- аккуратно работать с оборудованием

- в конце опыта делать выводы

Кто запомнил правила? Повторите, пожалуйста.

В: Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование? (вата, воздушные шарики, зеркальца)

П: Итак, девочки и мальчики, приступим к нашему первому опыту.

«Нарисуй свое настроение».

Ребенок делает глубокий вдох носом, затем выдыхает на зеркало ртом так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нём свое настроение (Несколько раз).

В: какой вывод можно сделать?

Д:Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем тёплый воздух. Поэтому зеркало запотело

В: Молодцы ребята

П: Переходим к следующему опыту.

Проверим силу вашего дыхания. Подставьте ладошки. Я каждому положу кусочек ваты. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на вату. Чья вата улетит дальше всех? (Опыт повторяется несколько раз).

В: Какой вывод мы можем сделать?

Д:Вывод: Если вата летит далеко, значит, дыхание сильное.

П: Один из самых интересных опытов – это опыт с воздушными шариками.

Нужно взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека.

В: Что произошло с лёгкими?

В: А сейчас сдуйте шарики. Что произошло с легкими?

Д: Лёгкие сдулись.

В: Какой же мы можем сделать вывод?

Д:Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.

П: Молодцы, ребята! Из вас получатся отличные учёные! На этом наши опыты завершаются. И я хочу спросить у вас – что вам понравилось в лаборатории?

Д: Нам понравилось проводить опыты.

П: Чему вы научились сегодня?

Д: Мы всегда выдыхаем не холодный, а тёплый воздух. Мы научились измерять силу своего дыхания, доказали, что при вдохе лёгкие становятся больше, а при выдохе – меньше.

П: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы органы дыхания оставались здоровыми?

Д: ответы детей.

Подводит итог П: Различные игры, дыхательная гимнастика развивают и укрепляют дыхательную систему. Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того чем он дышит. Запыленность и загазованность вдыхаемого воздуха приводит к повреждению органов дыхания и болезням. А теперь подумайте, какие существуют способы защиты от дыма?

Д: Нужно гулять на свежем воздухе в парках и лесу. Не курить.

В: Что нужно делать, чтобы укреплять своё здоровье, укреплять и защищать лёгкие?

Д: Дышать носом. Выполнять дыхательную гимнастику. Избегать мест с загрязненным воздухом. Чаще бывать за городом, там свежий, чистый воздух.

В: А теперь поблагодарим доктора Пилюлькина за помощь, скажем ему до свидания, и вернёмся в наш детский сад.

Без дыханья жизни нет.

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

Рефлексия: где были, что делали, что узнали?

Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме «Дыхательная система»



Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Следующая загадка

Слышит мишка - воет кто-то, видит - волк упал в болото.

Мишка протянул корягу- еле вытащил беднягу.

Вот у мишки ротик – чтобы кушать, чтобы пить,

Чтобы улыбаться, петь и говорить.

Мишке дали хлеб и рыбу, мишка съел, сказал "Спасибо!

Вот у мишки ручки, чтобы трогать и держать

Вот на ручках пальчики : справа пять и слева пять.

Раз-два-три-четыре-пять, любят пальчики считать!

Это плечи и спина, кругленький живот,

Топ-топ-топ : ногами мишка к нам идет.

Мишка - косолапый косо ставит лапы.

Н. Горенбургова «Про Машу»

Маша весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны,

Нашей Маше … (ножки)

Маша ягодки берёт

По две, по три штучки.

А для этого нужны,

Нашей Маше … (ручки)

Маша слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны,

Нашей Маше … (ушки)

Маша ядрышки грызёт,

А для этого нужны,

Нашей Маше … (зубки)

Маша смотрит на кота,

А для этого нужны

нашей Маше … (глазки)

Н. Кнушевицкая «Глаза»

Умеют глаза грустить, и смеяться,

Умеют глаза чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам и облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки, -

Все замечают зоркие глазки.

А чтобы увидеть волшебные сны,

Мы крепче скорее закрыть их должны!

М. Дружинина «Сел медведь на бревнышко»

Сел медведь на брёвнышко,

Стал глядеть на солнышко.

— Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Разберёмся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Чтобы книгу прочитать,

Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино –

Тоже зрение нужно,

Да и в цирке представление

Посмотреть нельзя без зрения,

Значит каждому из нас

Нужна пара зорких глаз!

Глазки видят все вокруг,

Обведем мы ими круг,

Глазкам видеть все дано:

Где окно, и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

«Охрана зрения»

Глаз поранить очень просто-

Не играй предметом острым!

Глаз не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя-

Тоже портятся глаза.

Не рисуй, склонивши низко,

Не держи учебник близко,

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Загадки про глаза

Есть у каждого лица, два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (глаза)

Оля смотрит на кота.

На картинки – сказки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (глазки)

Н. Кнушевицкая «Уши»

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

«Ушки – подружки»

Всё слышать хотят.

С водою сдружись.

С. Волков «Шелестит листвой березка»

Шелестит листвой березка.

Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.

Фьють-фьють-фьють! – поет пичужка.

Ж-ж-ж! – жужжит над ухом мушка.

Чтоб слышать звуки эти

(Знают взрослые и дети,

У людей и у зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

Загадки на тему "Уши"

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Два паруса на всю жизнь

А друг друга не видят. (уши)

Два слухача на голове торчат. (уши)

У зверюшки – не макушке,

А у нас – ниже глаз. (уши)

Шум дождя оно поймало,

Утра тихое начало,

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так! (ухо)

«Два уха»

Есть у каждого два уха,

И они даны для слуха.

Ты прислушайся вокруг,

Где тут звон? А где тут стук?

Слушай со вниманием —

Полон мир звучания.

«Про нос»

Дыши носом, а не ртом —

Носу уделяй, дружок,

Нос водою промывай

Каждый день старательно,

Носовой платок иметь

Н. Кнушевицкая «Нос»

Нос «картошкой» или длинный,

Даже как у Буратино,

Нос любой нам помогает,

Воздух он подогревает.

И коварные микробы,

Внутрь не проникли чтобы,

Он в момент обезоружит.

Нос всю жизнь нам верно служит.

С ним и аромат цветка

Слышим мы издалека,

И, что пирожки готовы,

Нос нам сообщает снова!

Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Загадки на тему «Нос»

Меж двух светил

Я в середине один. (нос)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым (нос)

С. Волков «Зачем нам Рот»

Ротик нужен людям всем?

Чтоб друг с другом говорить,

Чтоб слова произносить,

Чтоб кричать или шептать,

Песни петь, стихи читать.

Еще ротик людям нужен,

Чтобы есть обед и ужин:

Кашку, суп, бананы, груши…

Ротик нужен, чтобы кушать!

Если очень расшалиться,

Можно язычком дразниться!

«Мой язычок»

Язычок мой, язычок,

Надо щёлкать: «Цок, цок, цок» —

Каждый день, почаще.

Перед зеркалом сижу,

Может, завтра я скажу

«Р» в начале слова.

Отдохну и съем пока

А вот вкус у язычка

Загадки на тему «Рот, язык, зубы»

Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (язык)

В одной комнатушке соседи живут.

Одни все кусают, другие – жуют. (зубы)

Оля семечки грызет,

А для этого нужны

Нашей Оле… (зубки)

Белые силачи рубят калачи,

а красный говорун

подкладывает. (Зубы и язык)

«Про рот и зубы»

Мы пищу принимаем ртом,

Им дышим, говорим, поём.

Рот открываем широко

При звуке «А», при звуке «О»

Зубы у меня блестят:

Верхний ряд и нижний ряд.

Я жую зубами пищу,

Каждый день их щёткой чищу

Н. Кнушевицкая «Кожа»

Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или вдруг покроется –

Замерзнет если сильно –

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,

Доставим радость маме!

«Про кожу»

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это кожа.

Публикации по теме:

Аппликация. Тема недели «Человек. Части тела»

Аппликация. Тема недели «Человек. Части тела» Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Дидактическая игра «Части тела» (младшая, средняя группа)

Дидактическая игра «Части тела» (младшая, средняя группа) Игра " Части тела" Количество игроков: любое Дополнительно: нет Ведущий сидит в середине круга, остальные игроки сидят вокруг него. Ведущий.

«Человек. Части тела, части лица». Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми имеющими РАС и РДА Тема: «Человек. Части тела, части лица». Цель: Актуализация и закрепление знаний по данной теме. Задачи: • Коррекционно-образовательная:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Части тела»

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Части тела» Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Части тела» Послушайте внимательно загадки и отгадайте их: • У зверюшки - на.

Конспект занятия «Части тела» Программное содержание: Формировать у детей основные представления о строении и функциях тела. Учить воспринимать предметы, включая разные.

Конспект занятия «Человек. Части тела» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Как учитывается в предметно-пространственной развивающей среде тема ННОД:.

Конспект занятия «Кто я? Части тела»

Конспект занятия «Кто я? Части тела» 1. Закрепить знания детей о частях тела человека. 2. Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». 3. Продолжать учить.

Презентация «Стихи и загадки про цветы» Цветы разнообразны. Они растут повсюду — в садах и огородах, на городских клумбах и в биологических садах, в лесах, полях, на берегах рек.

Занятие по познанию в подготовительной группе «Человек, части тела» Конспект познавательного занятия с использованием технологии деятельностного подхода в подготовительной группе на тему: «Части тела человека».

План занятия в старшей группе «Человек. Части тела»

План занятия в старшей группе «Человек. Части тела» Тема: "Человек, части тела". Задачи: - Познакомить детей с понятием человек - как с живым существом. - Учить детей выделять основные части.

Следующая загадка


Книга содержит 1400 загадок для детей. Книга направлена на пропаганду и агитапцию авторской программы «Дентилюкс» для улучшения сосостояния полости рта, рациональной индивидуальной (групповой, коллективной) гигиены полости рта, обучения чисте зубов детей, подростков и здоровому образу жизни подрастающего поколения. Считается, что основные заболевания полости рта управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Загадки про глотку
  • 2. Загадки про гортань
  • 3. Загадки про губы
  • 4. Загадки про губы и зубы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 1400 загадок для детей. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также: