Загадки природы для детей занятия в подготовительной

Обновлено: 25.12.2024

Цель: Воспитывать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

Дать знания о взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

Воспитывать интерес к природе, умение бережно расходовать все, что дает природа.

Оборудование и материалы:

Картинки и карточки для дидактических игр,

Цикл бесед об экологической культуре и о взаимосвязях в природе, чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка», рисование

Следующая загадка

Цель: Обобщение знаний детей о природе: взаимосвязи между объектами природы, а также отношениями между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь
Воспитывать доброе отношение к природе
ОО «Коммуникация»

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы, ..)

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные – рассказ, объяснение, беседа;

наглядные – использование ТСО (презентация), иллюстраций,

практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Планируемы результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Оборудование: ноутбук, презентация, галстуки зелёного цвета; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; светофор; карточки с текстом; 4 банки, 4 банки с грязной водой, 4 воронки, вата, марля.

- Дети сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ презентации)

«СОС! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Выполните задания, откройте картину, и вы спасёте частичку природы!»

- Ребята, вы согласны помочь? Тогда, берите зелёные галстуки экологов и вперёд!

1. «Экологический светофор» (на стульчиках) - Что это?

- Для чего на улицах города устанавливают светофоры?

- Где наводит порядок экологический светофор?

Открывают 1 пазл.

2. «Подумай и ответь» (на ковре) – чтобы открыть следующую часть надо ответить на очень сложные вопросы.

  • Чего не любит природа?
  • Какую птицу называют лесным доктором?
  • Для чего на водоёмах зимой делают проруби?
  • Почему не стоит въезжать в лес на автомобиле?
  • Из-за чего может погибать рыба в водоёмах?
  • Почему нельзя трогать детёнышей зверей, найденных в лесу?
  • Что может загрязнять воздух?
  • Почему зимой надо осторожно ходить около деревьев, кустарников?
  • Почему нельзя ловить бабочек?
  • Что такое экология?
  • Человек – часть природы или её хозяин? Почему?

Открывают 2 пазл

Дети по лесу гуляли,

(шагают на месте)

За природой наблюдали.

(ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели,

(тянутся к солнцу)

И их лучики согрели.

(вдох – выдох 2 раза)

4. Ситуация (читают дети по карточкам)

  • Нашёл Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала.

- Как правильно поступить Коле?

  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…

- Что сказала воспитатель?

  • В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.

- Кто из мальчиков был прав?

  • Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему.

- Что рассказал папа Серёже?

Открывают 3 пазл

5. Загрязнённая река

( ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)

-Пройдёмте в лабораторию.

Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать? (загрязнена, масляные отходы)

Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)

Что мы можем сделать?

Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал?

У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?

Разбейтесь на пары

Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте)

Приступайте к работе.

Сравните, какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна?

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Открывают четвёртый пазл

- Посмотрите как изменилась природа, но чего-то здесь не хватает?

(дети выстраивают цепочки растения – насекомые – птицы – звери)

Если здорова природа, будет здоров человек

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!

Следующая загадка

Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.

ВложениеРазмер
onorina.doc 63 КБ

Ход игрового занятия-викторины:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей).

Воспитатель: Итак,у нас две команды: «Эко - патруль» и «Зеленая Планета». У каждой команды своя эмблема и свой девиз (приветствие команд).

Девиз команды «Эко-патруль»: Родную природу, любимый наш край всем сердцем люби, береги, охраняй!

Девиз команды «Зеленая Планета»: Береги свою планету – такой планеты больше нету!

Задания выполняются двумя командами поочередно. Победит та команда, которая хорошо знает жизнь природы, умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. За каждый правильный ответ команды получают счётную палочку.

Итак, начинаем с разминки.

Блиц-опрос (вопросы задаются поочерёдно каждой команде):

-Что делает ёж зимой? (спит)

- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

-Лось теряет рога каждую зиму? (да)

- Ястреб хищная птица? (да)

-Кукушка хорошая мама? (нет)

- Страус самая большая птица на земле? (да)

- Камень относится к живой природе? (нет)

-Кувшинка растет в лесу? (нет)

- Клёст выводит птенцов зимой? (да).

-Какая трава самая горькая? (полынь)

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Станция N 1 (слайд: загадка, картинка радуги)

Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется емкость с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости с водой кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.

Воспитатель: Одну тайну природы мы с вами разгадали, молодцы! Следуем дальше. Займите, пожалуйста, свои места. Капитан команды «Эко-патруль» прочтёт нам задание в конверте №1.

Конверт №1. Задание «Угадай по описанию».

Капитан: Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно (отдает задание воспитателю)

- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод.Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).

- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).

- Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева,восклицает: «Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).

- Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за-цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Станция N 2 (слайд: загадка, картинка Северного сияния)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом, то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем. Как же это происходит? Наша Земля с северным и южным полюсами похожа на огромный магнит. Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создается трение ветра об атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы. Так и возникает полярное сияние. Интересным фактом является то, что оно может петь. Эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы, чтобы услышать пение северного сияния. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток. Давайте с вами посмотрим небольшой видеоролик об этом чуде природы.

Просмотр видеоролика о Северном сиянии.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с ещё одним чудом природы! Следуем дальше. Капитан команды «Зелёная планета» прочтёт нам задание в конверте №2.

Конверт №2: Конкурс «Экологический»

- Что будет, если прольется нефть в реку или в море….

- Что будет, если вырубить лес….

- Что будет, если уничтожить хищных птиц….

- Что будет, если осушить водоемы…

Команды поочередно высказывают свою точку зрения.

Воспитатель: Вот, оказывается, как трудно решать экологические проблемы. Мы славно потрудились, давайте немного отдохнем.

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изобразить того, кто обитает в этой среде. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: Отдохнули? Энергией зарядились? (ответы детей). Прошу экипажи занять свои места, следуем дальше.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Станция №3 (слайд: загадка, картинка вулкана)

(ответы детей)

Воспитатель: Да, конечно, это вулкан. Когда он спит, то кажется таким тихим и безобидным. У его подножия зеленеет трава, пасётся скот, живут люди… но стоит ему проснуться, как всему живому вокруг грозит великая опасность, потому что горячая огненная лава сметает всё на своём пути. Ребята, давайте попробуем сделать свой вулкан, конечно, он не такой опасный как в природе. Мы проведем

опыт «Извержение вулкана»

Нам понадобится: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., пищевой краситель красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл.)

Воспитатель: Вот и у нас получилось «извержение вулкана»! Следуем дальше! У нас с вами конверт №3 «Загадки» (команды поочерёдно разгадывают загадки).

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)

2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

3. Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, любит корки (мышка)

4. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса)

5. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)

6. Вьется веревка, на конце головка (змея)

7. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает (весной).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что радугу и на земле можно увидеть.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.

Станция №4 (слайд: загадка, степь с тюльпанами)

Он как яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан,

Воспитатель: Тюльпан весеннее раннецветущее растение. У многих из нас тюльпаны растут в саду. А великое множество тюльпанов можно увидеть весной в степи.

Тюльпаны переливаются всеми цветами радуги. А ещё, о тюльпанах существует легенда, согласно которой в бутоне желтого тюльпана заложено счастье. До счастья никто не мог добраться из-за того, что бутон не раскрывался. Когда маленький мальчик, гуляющий с мамой, впервые увидел прекрасный желтый бутон и со счастливой улыбкой побежал к нему - тюльпан раскрылся. С тех пор считается, что подаренные тюльпаны приносят счастье или, как минимум, хорошее настроение. Давайте и мы с вами сделаем тюльпан для хорошего настроения. Нам понадобятся капсулы от киндер-сюрприза, ножницы, трубочки для коктейля. Вспоминаем, как надо обращаться с ножницами (ответы детей).

Продуктивная деятельность «Тюльпаны» Педагог объясняет и показывает, как правильно вырезать из капсулы цветок. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, вы все с заданием справились! Посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Молодцы, замечательно!

Воспитатель: И у нас ёще одно заключительное задание.

Конверт №4. Конкурс капитанов.

Воспитатель: Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выложить из букв отгадку.

- Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса).

- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).

Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в "вертолете", путешественники возвращаются домой.)

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).

Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей).

Не разрушайте природы дом,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета-это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Чудеса природы» Цель занятия Воспитание любви к природе через музыкальные образы; эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности. Оборудование.

Конспект игрового занятия «Чудеса природы» в подготовительной группе Конспект игрового занятия «Чудеса природы» в подготовительной группе Автор: Щенёва Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №.

Конспект интегрированного занятия по экологии «Команда спасателей природы» Подготовительная группа[/b] Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза — символ русской природы, символ Родины моей». Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Белая берёза – символ русской природы, символ Родины моей». Воспитатель: Тишина.

Конспект ООД в рамках проекта «Мы из Придонья» «Чудеса и загадки «малого леса». Сосновый бор Цель: Познакомить детей с историей возникновения соснового бора в черте города Павловска. Формировать нормы поведения в природе. Воспитывать.

Конспект экологической викторины «Знатоки природы» Конспект экологической викторины "Знатоки природы" Цель: Формирование бережного и целостного отношения к природе. Задачи: - формировать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Веселые загадки» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Миграновой Э. Ф. Тема: «Веселые загадки» Цель: Развивать познавательно-речевое.

Конспект занятия «Загадки природы» йымдастырыланоуіс – рекетінітехнологиялыкартасы Технологическая карта.

Сценарий интеллектуальной игры «Самый умный» в подготовительной группе «Загадки природы» Ежегодно в конце учебного года в подготовительной группе учитель-логопед совместно с воспитателями проводят интеллектуальную игру «Самый.

Конспект викторины «Тайны и загадки природы» Конспект. Во всех уголках земного шара, от Северного полюса до Южного, независимо от климатических условий есть жизнь на материках и островах,.

Ход занятия

Звучит аудиозапись «Голоса природы»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в мир природы.

Кто сможет объяснить, что такое природа?

Ответы детей (Это небо и земля, растительный и животный мир, океаны, моря, реки и озера, воздух и вода, горы, равнины и пустыни).

Воспитатель: Все люди на земле – тоже часть природы. Мы так же, как растения и животные, питаемся и дышим. Все, что нужно человеку для жизни, он берет в природе. Это пища и вода, строительные материалы и природные ископаемые. Весь животный и растительный мир служит человеку, а умный и добрый не обидит ни животное, ни растение.

Воспитатель: По волшебному пути

В сказку можем мы войти.

Музыка сейчас раздастся,

В сказку нам попасть удастся.

(Звучит музыка, дети вместе с воспитателем по тропинке идут к «Волшебному лесу»)

Дети: Здравствуй лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

Лесовик: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?

Воспитатель: Ой, кто это?

Лесовик: Это я – седой старик,

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Лесовик: Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?

Воспитатель: Здравствуй Лесовик. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Лесовик: А вот и еще одна гостья в мой лес торопится. Добрая ты девочка, знаю, а вот как вести себя в лесу не знаешь. Не пущу тебя в лес!

Красная Шапочка: Как же я попаду к бабушке? Она больна, ждет меня,

Лесовик: Ладно, Красная Шапочка, пущу я тебя через мой лес пройти, но только если отгадаешь мои загадки и выполнишь мои задания.

Красная Шапочка: Что же делать? Ведь я и в самом деле ничего не знаю о природе и о том, как вести себя в лесу. Ребята, может вы мне поможете?

Дети: Не волнуйся, Красная Шапочка, мы обязательно тебе поможем.

Лесовик: Ну что ж, тогда вот моя первая загадка.

Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло и развивалось?

Дети: Для роста и развития растений нужны свет, вода и тепло.

Лесовик: Да, это правильный ответ.

Теперь слушайте мою вторую загадку.

Чем полезен лес?

Дети: Лес очищает воздух на планете.

В лесу живет много зверей и птиц.

В лесу много разных растений, животные и птицы находят в лесу корм, строят там свои жилища.

Лесовик: Ну что ж и со второй загадкой вы справились. Пущу я вас, да только в лесу моем еще загадки припрятаны, как найдете их, да отгадаете все, так и отпущу я Красную Шапочку да и вас с миром.

(дети вместе с Лесовиком, Красной Шапочкой воспитателем идут в импровизированный лес).

На ветке дерева дети находят очередное задание. Воспитатель открывает конверт с заданием.

Воспитатель:

1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

2. У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (у медведицы)

3. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по много дней не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (волк).

4. Знаете ли вы, для чего нужен белке красивый, пушистый хвост? (он помогает ей при прыжках. Она прыгает с дерева на дерево и на землю, управляя хвостом, как рулем).

5. Знаете ли вы, почему зайца называют «косым»? (глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади).

Лесовик: Молодцы ребята, хорошо отвечаете.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Лесовиком и Красной Шапочкой сделаем физкультурную разминку.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны).

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону).

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

(Потопать ногами).

В танце кружится сверчок.

(Покружиться).

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке).

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями).

С муравьем она порхает.

(Покружиться парами).

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке).

Звонко хлопают ладошки!

(Похлопать в ладоши).

Всё! Устали ножки!

Воспитатель: Ну вот ребята, теперь мы готовы идти дальше.

Дети находят под кустом конверт с заданием.

В конверте лежит карта на которой изображен лес и следы животных.

Воспитатель: Ориентируясь на части света, расскажите, какой зверь куда перемещался.

Дети: Лось пошел на запад, заяц поскакал на восток, белка спряталась в дупле в северной части леса, а следы лисы ведут к ее норе, которая находится на юге.

Лесовик: Вот это да! И следы зверей вы знаете и по сторонам света ориентируетесь.

Дети идут по тропинке и находят возле муравейника конверт.

Воспитатель: Ребята,а в этом конверте игра:

«Береги природу»

Дидактическая задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Лесовик: Ай, да умники! Хорошие друзья у тебя, Красная Шапочка появились. На прощание ребята, я свами еще в одну игру сыграю.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Следующая загадка

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким и восприимчивым. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Чем больше дети будут узнавать природу, тем более бережливо и трепетно будет их отношение к природе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №51 «Тополек» ЗМР РТ»

Конспект игрового занятия-викторины по экологии в подготовительной группе

«Чудеcа и загадки природы».

Выполнила воспитатель СЗД: Малышева Елена Геннадьевна.

пгт Нижние Вязовые 2017 год.

Описание материала: конспект игрового занятия - викторины для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Чудеса и загадки природы». Данный материал посвящен году экологии. Конспект игрового занятия направлен на развитие познавательной активности, любознательности у старших дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.

образовательные: расширить представления детей о красоте природы родной страны;

развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.

Материалы и оборудование: презентация; видеоролик о северном сиянии; конверты с заданиями; игровая атрибутика (стаканчики, фотоаппараты, бинокли, рюкзаки);атрибуты для опытов: тазик с водой, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, макет вулкана, смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., пищевой краситель красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл.);атрибуты для поделки: капсулы от киндер-сюрприза, палочки для коктейля, ножницы.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход игры:Лесовик предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Воспитатель:

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Лесовик: Ну вот ребята, так незаметно мы провели Красную Шапочку через лес. Вот тропинка, которая ведет прямо к дому твоей бабушки.

Красная Шапочка: Спасибо тебе добрый Лесовик. Ивам ребята большое спасибо. Я очень много нового и полезного узнала о природе и о том, как бережно надо к ней относиться. А сейчас мне пора к бабушке, до свидания.

Дети: Прощаются с Красной Шапочкой.

Лесовик: Да и мне пора прощаться. Пойду, свои владения проверю. А на прощание, в знак нашей дружбы, хочу подарить вам моих братьев «Лесовичков». (Лесовик дарит детям поделки «Лесовичков» из шишек).

Публикации по теме:

«Мы друзья природы». Конспект занятия в коррекционной подготовительной группе «Мы друзья природы» Кузьмина Наталья Викторовна учитель-дефектолог Спасо-Талицкий детский дом Россия, Кировская область, пгт. Оричи Цель:.

Конспект интегрированного занятия подготовительной группе «Загадки Зимушки-зимы» Цель: Познакомить со свойствами снега и льда. Задачи: • Закрепить знания детей о свойствах снега и льда; • Познакомить с некоторыми свойствами.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Наш дом-планета Земля» в подготовительной к школе группе Цель: - дать понятие экологии как науки; - сформировать представление о том, что юный эколог-это ребёнок,который любит природу, заботится.

Конспект НОД: «Загадки матушки Природы» Конспект НОД по экологии: «Загадки Матушки Природы» старшая группа Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе : «Знатоки природы"Цель:создание условий для закрепления, систематизации знаний о.

Конспект занятия «Загадки весенних месяцев» в подготовительной группе. Программное содержание. Задачи по развитию познавательных способностей:научить детей различать признаки времен года, весенних месяцев; помочь.

Конспект занятия «Загадки весенних месяцев» в подготовительной группе. Программное содержание. Задачи по развитию познавательных способностей:научить детей различать признаки времен года, весенних месяцев; помочь.

Открытое занятие в подготовительной к школе группе (образовательная область — исследование объектов живой и неживой природы …) Цели: отработка понятия «Осень – время года», приметы осени, развитие наблюдательности, активизация мыслительной деятельности, умения отражать.

Экспериментальная работа в уголке природы в подготовительной к школе группе интересную жизнь мои дошколята прожили в подготовительной группе. что мы только не придумывали с ними и чем только.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» города Канаш Чувашской Республики

Непосредственно образовательная деятельность

по образовательной области: Познание. Формирование целостной картины мира.

на тему: «Загадки природы»

В интеграции с образовательными областями:

«Художественное творчество. Рисование», «Музыка».

Онорина Каролина Викторовн

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

  1. Обучающие задачи: знакомить с флорой и фауной болота и реки; расширить представления об их жизненном цикле; учить определять обитателей воды по внешним признакам.
  2. Развивающие задачи: обобщать знания детей о «Превращениях», которые претерпевают различные организмы; дополнить знания детей об обитателях рек; развивать познавательную активность.
  3. Воспитательные задачи: воспитывать позитивное, бережное отношение к природе и социально ответственное поведение в ней; продолжать воспитывать экологическую культуру у детей.

Образовательная область: «Художественное творчество. Рисование».

Задачи: вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками; создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами; развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.

Образовательная область: «Музыка».

Задачи: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно - эстетический вкус.

Материалы и оборудование: Персонаж – обезьянка Дуду, карточки с изображением животных, обитающих на болоте и реке, книга «Большая энциклопедия дошкольника», фильм «На болоте, на реке», корабль, бинокль, для рисования: листы белой бумаги, кисточки, краска гуашь, поролоновые губки, старые зубные щетки, мочалки, щетки для одежды и другие бытовые предметы.

Словарная работа: малек, сазан, судак, клоп – водомерка, рябь, мель

Предварительная работа: беседа «Водоемы нашего края», рассматривание энциклопедии «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний», просмотр иллюстраций, открыток; рисование и конструирование речных обитателей; знакомство с внешним видом и поведением отдельных обитателей болот; подвижная игра «Море волнуется- раз, море волнуется – два…»; эскизные зарисовки этих животных мелом на доске и карандашом на отдельных листах.

  1. Организационный момент.

Дети входят в зал и выстраиваются в одну шеренгу.

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня в гости, поэтому давайте будем дружными и внимательными. Ребята, давайте сперва поздороваемся с нашими гостями, чтобы поднять друг другу хорошее настроение. (здороваются).

Слышите шум, кто – то к нам спешит в гости!

(вбегает обезьянка Дуду, в руках у нее конверт с письмом)

Дуду: Здравствуйте, дорогие ребята! Я обезьянка Дуду, я прилетела к вам за помощью из жарких стран. К нам по ошибке пришло письмо, которое мы никак не смогли прочесть. Дорогие ребята, вы поможете мне в нем разобраться?

Дуду: Спасибо большое, я буду Вам очень – очень признательна!

Педагог: Ну, все готовы к отплытию? Поднять паруса! (плывут под звуки шума моря).

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Дуду: (смотрит в бинокль и видит болото)

Слева по курсу неопознанный объект, давайте причалим к нему поближе. Что это за место у берега реки?

Все обходят это место:

Здесь земля как - будто это тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Не проедешь, не пройдешь –

И водички не попьешь

С синеватой пленкой.

Комаров огромной рой,

Сыро даже в летний зной.

Здесь земля мокра и тряска,

И покрыта она ряской.

II Повторение пройденного материала.

Дуду: Ребята, как вы думаете куда мы попали? (ответы детей)

Педагог: Молодцы! Мы с вами на болоте, а чтобы больше узнать об обитателях и растениях водоемов, болот и рек давайте присядем за парты и посмотрим видеофильм «На болоте, на реке».( просмотр видеофильма)

- Ребята, мы с вами не сможем выбраться, пока не отгадаем загадки:

1.Вы всегда его найдете

И в лесу и на болоте.

Хоть на вид и неказистый,

Но мягкий, нежный, бархатистый.

2. Ни зверь, ни птица,

3.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну – ка, кто со мной знаком?

4. Высоко и быстро он растет,

Словно он бамбук, а не трава.

Темною сигарой голова.

  1. Воду мерить клоп спешит.

Что за чудо – ножки

По болоту он бежит

Словно по дорожке.

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

  1. Коромысло прилетело,

Над водою повисело.

Разглядеть я, братцы, смог

У него шесть тонких ног.

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом на угад –

Ищет в речке лягушат.

  1. Очень страшен я на вид,

Но ведь я не ядовит!

Я по совести скажу:

Очень трудно жить …(ужу)

Поет он с душой.

А сам небольшой.

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь давайте обведем отгадки кружочками.

Вот обезьянка Дуду мы и разгадали письмо, в котором было изображено - болото. Болото – это непросыхающая грязь от родников, отчего образуется особая растительность и кислая почва. На болоте встречаются такие обитатели как: кулик, ужи, цапля, лягушки, стрекозы, комары, клоп – водомерка; растительность – камыши, мох; на болоте растет кислая ягода – клюква.

Дуду: Как много интересного я узнала. Ребята, подойдите ко мне поближе, я открою вам секрет. А теперь нам нужно пробраться в самую середину болота, где мы увидим волшебную страну Превращалию! По болоту нельзя ехать, нельзя плыть, невозможно идти как по тропинке. Приходится перепрыгивать с кочки на кочку.

Дети движутся в игровой зоне, где размечены «кочки» (физкультминутка)

Два прыжка и три прихлопа –

Один, два, три, четыре, пять.

Три прыжка и два притопа –

Пять, четыре, три, два, один.

Мы идем, идем гуськом

По болоту босиком.

Цаплей постоим немножко

На одной – на левой – ножке.

Цаплей постоим немножко

На одной - на правой –ножке.

- Молодцы! Вот мы с вами очутились в стране Превращалии! Давайте отдохнем с дороги и присядем на кочки . ( садятся на кочки)

III Изучение нового материала.

Педагог: в волшебной стране много удивительных загадок.

- Сейчас я вам расскажу одну из загадок природы.

Обучающая игра «Превращение лягушки» ( слайд)

Лягушка откладывает икринки в воде, и только некоторые из этих икринок «превращаются» в маленьких мальков, похожих на рыбок: продолговатые, прозрачные, с большими глазами. Затем в процессе созревания у них появляется хвостик - это головастик. У головастика в процессе роста появляются вместо хвостика ножки и спереди и сзади и головастик «превращается» во взрослую лягушку, которая может находиться в воде и на суше. Лягушка питается насекомыми, у нее длинный язык, с помощью которого она захватывает добычу.

Игра «Кем были раньше?»

-Скажите, кем раньше были головастики, стрекозы, цветы, птицы, бабочки, вода?

Ответы: икринками, личинками, бутонами, птенцами, гусеницей, тучей.

Игра «Вопрос – ответ».

- Кому нужна вода?(всем: человеку, животным, растениям, насекомым т.д.)

- Для чего человеку нужна вода? (пить, утолить жажду, стирать белье, умываться, для купания, для варки и т.д.)

- Какие превращения происходят с водой, если температура высокая?

- Вода может находиться в трех состояниях. Назовите их? (жидком, твердом, парообразном);

- Может ли человек пить морскую воду? Почему? (соленая)

- А как вы думаете, какая вода в реке? (ответы). Вода в реке пресная, т.е. пригодная для питья.

- Каких речных рыб вы знаете? ( щука, карась, карп, сом, окунь и т.д.)

- А как вы думаете, кем раньше были рыбы? (икринками). А потом? (мальки). А из мальков (рыбы).

Педагог: А теперь давайте станем маленькими учеными, сядем за столы и поэкспериментируем.

Эксперимент «Маленькая икринка»

- Давайте рассмотрим икринку через лупу. Что же мы видим? (икринка прозрачная, красная, виднеется глаз – скоро из нее появится малек)

Дуду: А! Я вспомнила загадку, послушайте ее внимательно!

Кто весь век в воде живет,

А самой воды не пьет,

Ни озерной, ни речной,

Ни какой – нибудь иной?

- Какие вы молодцы, так быстро отгадали!(удивляется)

Эксперимент «Почему у рыбы такая форма тела?».

Налить воды в емкость и проводить по ней рукой, поставленной на ребро, с сомкнутыми пальцами. То же – открытой ладошкой. В каком случае рука легче идет по воде? Пусть ребята объяснят, почему рыбы имеют такую форму. (овальная продолговатая форма, ей так легко и быстро плавается в воде).

Эксперимент «Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?»

Педагог предлагает бросить тяжелый камушек в воду и сказать, что с ним произошло ( он опустился на дно). Затем бросить резиновый мяч (он останется на поверхности воды). Воспитатель объясняет, что тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «мячик» - плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. Благодаря такому сочетанию рыба плавает в толще воды.

Педагог: Господа маленькие ученые давайте перейдем к самому главному эксперименту : «Как происходит загрязнение воды?»

Педагог предлагает бросить в воду различный материал: пенопласт, краску, землю и т.д. Что же произойдет с водой?(ответы детей). В этой воде могут обитать живые существа? Так что же нужно делать для тго, чтобы она была чистой? (выделить проблему экологии.

Вывод: мы должны сохранять водные запасы нашей планеты, т.к. вода – является источником жизни на Земле!

- Кажется мы выбрались из волшебной страны Превращали. Поплыли дальше, юнга! (движутся под музыку моря)

Дуду: смотрит в бинокль) -слайд радуги:

Педагог: Что ты Дуду это – радуга!!

Дуду: Где же можно увидеть радугу и когда?(дети – после дождя)

Дуду: (почесывает голову) Вот мы плывем и плывем по реке и куда мы приплывем? (дети – в море)

Педагог: (работа по слайду)

Педагог: Не будем терять времени и поплывем к берегу. Вот мы и на берегу, спустить паруса!

Помните, я вам рассказывала о мальчике, который хотел стать художником.(Рассказывает под тихую музыку моря). Когда радуга появилась, мальчик забрался на синюю дугу. Его подхватила синяя волна, и … он нырнул в Синее Королевство. Вслед за ним заскользили мыло, зубные щетки, мочалки.. Он плыл по морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Все Синее Королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает! А может быть, и придумывать больше ничего и не надо? Нарисую море. Пусть мне помогут обычные домашние вещи. Попробуем? А какие домашние предметы быта вы помните? (мочалки, щетки, мыло, зубная щетка и др.). Сначала Мальчик пропитал синей краской одежную щетку и приложил ее несколько раз к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. После этого зубной щеткой нарисовал причудливые волны.

А потом плотно обматал тонкой бельевой веревкой пластиковую бутылочку из – под шампуня, прокатил ее по листу бумаги, и … взволновалось море.

Педагог предлагает детям поэкспериментировать с художественными материалами для изображения волн и моря.

_ Давайте и мы с вами попробуем рисовать море. Чем больше лист бумаги, тем лучше и удобнее. Как вы думаете, как еще и чем можно нарисовать море без карандаша и кисточки? (губками, мочалками, ватными палочками и.др.)

Дети рисуют море (волны) на бумаге за партами), под успокаивающую мелодию. ( с помощью зубных щеток, паралоновых губок, щеток для одежды и другие бытовые предметы).

Педагог: Дуду вот тебе листок бумаги, краски и приступай к работе,

Дуду: ( читает отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море», и параллельно рисует на мольберте)

Просто не видали!

Что волна любая

Просто как живая…

Педагог: Дуду, покажи пожалуйста свой рисунок? Какое море ты нарисовала? (спокойное, немного бурлящее и волнуещее)

Анализ работ: Предложить детям рассказать с каким настроением у них получились волны ( спокойные, бушующие, с белой пеной, «добрые», «Злые», разрушающие).

Дуду: Дорогие ребята! Спасибо Вам большое за столь увлекательное путешествие. Я узнала много интересного и обязательно расскажу об этом своим друзьям. И за ваше старание я хочу подарить каждому подарок – раскраску. (раздает)

Я буду по вам скучать. До свидания!

Дети: До свидания!

Педагог: Ребята, где мы с вами побывали?

- Что нового узнали?

- Кому мы помогли разобраться с таинственным письмом?

-Что больше понравилось?

Педагог: На этом наше путешествие подошло к концу. (дети под музыку уходят в группу).

Читайте также: