Загадки презентация 5 класс литература

Обновлено: 04.11.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Закрыть Получить код -->
Подписи к слайдам:

МОУ Радужненская СОШ

Коломенского муниципального района Московской области

Привезенцева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

  • Состязание балагуров.
  • Конкурс на самую невероятную и

смешную небылицу.

Загадка - жанр устного народного творчества.

Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра "загадка" происходит от слова "гадати" - думать, рассуждать. "Гадание выяснение чего-то скрытого, затемнённого.

История возникновения загадки Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, Русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь.

Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый". Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку: Корова комола, Лобик широк, Глазеньки узеньки, В стаде пасётся И в руки не даётся, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудрёные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звёздах и месяце.

Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "тёмных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живёт.

И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеётся, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идёт вниз поскрипывает, как бы смеётся, а вверх поднимаясь - воду расплёскивает, как будто плачет. Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка – радует и удивляет.

Чтение статьи о загадках. Стр. 41 - 44.

Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Мудрость была в почёте всегда. Попробуйте проверить свою догадливость и сообразительность.

Попробуйте поиграть в

через реку повисло.

На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые.

Шар воздушный золотой Над рекой остановился, Покачался над водой, А потом за лесом скрылся.

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет.

Зимой - звезда, Весной - вода.

Бел, да не сахар, Ног нет, а идет.

Рассыпала Лукерья Серебряные перья.

Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно.

Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем - не найдем.

Я и дом украшаю, Я и пыль собираю. А меня люди топчут ногами, Да потом ещё бьют батогами.

Внутри — пустой, А голос — густой. Сам молчит, А бьют — ворчит.

У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть — не рубашка, Не индюшка, а надувается, И не птица, а заливается.

То назад, то вперед Ходит бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявит море!

Всю жизнь крыльями

машет, А улететь не может.

Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор.

Следующая загадка

ЗАГАДКА, -и, ж. 1. Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадать, отгадать загадку. Говорить загадками (намеками, что-то не договаривать). 2. Перен. Нечто необъяснимое, непонятное. Где он пропадает - это загадка. Загадки природы (ее необъясненные явления). Этот человек для меня загадка . Толковый словарь Ожегова

Загадки представляют собой свод з наний и понятий народа о мире и о себе, н о в своеобразной «зашифрованной» форме. В народной речи «загадать» означает задумать, п редложить что – либо неизвестное для решения. Про з агадку сам народ говорил: «Без лица в личине», т.е. «лицо» з агаданного предмета скрыто под маской – «личиной», под иносказанием.

Отгадывая загадки, вы можете увидеть в обыденном – поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки. Сравнение. Противопоставление. Отрицание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит .


РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей.


РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 3 четверть.

Презентации помогут при объяснении и изучении нового материала.


РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 2 четверть..

Презентации помогут при изучении тем по литературе.


Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии".


ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"

Следующая загадка

Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество , включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак,

История фольклора История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира.

Черты фольклора устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность народность вариативность

Фольклор разных народов У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи

Казахские и киргизские акыны

Украинские кобзари французские трубадуры

Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник-исполнитель знал на память до десяти произведений.

Жанры фольклора Большие жанры Сказка Былина Малые жанры Пословицы Поговорки Загадки Прибаутки Анекдоты Заклички Потешки Пестушки Частушки Скороговорки

Что такое фольклор? Какие бывают жанры фольклора?

Загадки ЗАГАДКА - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Понятие «загадка» происходит от древнерусского глагола «гадати» - «думать», «рассуждать». Загадки в своем большинстве рифмованы и ритмизированы.

Типы загадок . Загадки-иносказания Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (капуста) Загадки-описания Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река) Загадки-вопросы Что на свете всего мягче? (ладонь) Загадки-задачи Летела стая гусей, одного гуся убили. Сколько осталось? (убитый)

В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора – душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий. Метафора в загадках необычна, фантастична. Что за зверь: В зиму ест, а летом спит, Тело тепло, крови нет, Сесть на него сядешь, А с места не свезет? (Русская печь)

Широко используется в загадках сравнение . Оно помогало живо, красочно передать признаки предметов. Например, сорока описывалась так: Бела, как снег, Зелена, как лук, Черна, как жук. Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление – антитеза . Например, в загадке о сверчке: «маленькая птичка, а громко поет». Нередко противопоставление строилось на отрицании. Без рук, без ног – через тын ползет. (Месяц) Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Санные полозья)

В мире загадок Давайте поиграем…

Белым снегом всё одето - Значит, наступает .

Ночью каждое оконце Слабо освещает .

Друг зверей и друг детей Добрый доктор .

Кукарекает спросонок Милый, добрый .

Высокий, длинноногий, Летать ему не лень - На крыше из соломы Устроился .

Под деревом четыре льва, Один ушёл, осталось .

Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем .

Cъела зайчонка и ловит второго огненно-рыжая злая .

Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали .

И красива, и мила, Только очень уж мала! Стройная фигурочка, А зовут .

Следующая загадка

Цель урока: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки .

Задачи урока.

Образовательные:
Научить выделять главное в теоретическом материале, обобщать, делать выводы, развитие понятие фольклора, малые жанры фольклора.

Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока
- отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;
- развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- воспитывается интерес к чтению.
- прививается умение работать в коллективе.

І. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

-Что называется пословицей?

-Чем пословица отличается от поговорки?

2.Чтение пословиц наизусть.

III . Тема урока.

1.Любите ли вы загадывать загадки? А отгадывать их? Чем привлекают они вас?

2.Реализация творческого задания.

Ребята по очереди выходят к доске и загадывают загадки. Если звучит правильный ответ, то показывается карточка - отгадка с иллюстрацией.

3. Можно ли загадку отнести к малым жанрам? Аргументируйте свой ответ.

4. Ребята, а что такое загадка? Как правильно построить загадку? Легко ли дать ответ на данный вопрос?

5 .Личное целеполагание.

6. Где мы можем почерпнуть данную информацию?

7.На основе материала учебника, личных умозаключений выводим формулу загадки.

Ритмичность

Конкретность

Рифмованность

Иносказательное описание предмета

Форма вопроса

8. А теперь на основе представленных загадок, сделать вывод о том, какие выразительные средства лежат в основе загадки.

А) Меж двух светил

Я в середине один. (нос)

Красные подпоры. (гуси)

-На основе рассуждения делают вывод, что в основе лежит скрытое сравнение (метафора)

2. Кланяется, кланяется-

Придет домой- растянется. (топор)

-Ребята рассуждают, что топор описывается как живое существо. Как называется данный троп? (олицетворение)

3. З убастый з верёк гры з ёт с ви з гом дубок. (пила)

-Подчеркнутые звуки помогут уч-ся определить , что лежит в основе данной загадки. (звукоподражание)

4. Пять ларчиков- пять чуланчиков

5. Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Падает- землю роет. (жук)

- Ребята обращают внимание на отрицание, выраженное частицей «не». (отрицательное сравнение)

6. Кто бежит без провода? (река)

-Ребята легко определяют, что звучит прямой вопрос.

IV . Подводим итоги выполненного исследования(слайд презентации)

V . Выполнение творческой работы.

На основе полученных знаний составить пять загадок, обоснуйте, какие приемы использовали вы.

VI . Рефлексия деятельности.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

Дома : закрепить полученные знания, продолжить работу по созданию собственных загадок, создать творческую работу «Эти загадочные загадки».

Читайте также: