Загадки покрова на нерли

Обновлено: 25.12.2024

Наверное, в нашей стране не найдется человека, который никогда не видел бы изображение церкви XII века, возведенной неподалеку от Боголюбова. Ее фото есть в школьных учебниках. Ее писали многие художники. Ее фотографируют тысячи туристов и паломников. И все же никакие изображение не могут сравниться с личными впечатлениями, когда белое строение постепенно возникает среди лугов, а потом отражается в воде.

Полтора километра пешком -- мелочь, но эта мелочь помогает подготовиться к встрече с Совершенством.

На этой дороге всегда много людей На этой дороге всегда много людей

И когда подходишь к церкви ближе, замечаешь то, что не бросалось в глаза при изучении фотографий или картин. Хотя Покрова на Нерли не очень большая церковь, она поражает монументальностью. А еще замечаешь, что она кажется символом единства мира. В ней сочетается Средневековье и Античность, Восток и Запад. Разглядывая Покрова на Нерли понимаешь, что уверения, будто для строительства князь Андрей Боголюбский приглашал мастеров из всех земель, были чистой правдой.

Здесь в окружении львов и грифонов слагает псалмы царь Давид.

А вход в церковь напоминает романские церкви Западной Европы (кстати, по одной из версий, Андрей Боголюбский получил мастеров от Фридриха Барбароссы).

А взгляните на капители полуколонн, украшающих церковь -- вы увидите роскошь коринфского ордера.

А сверху смотрят на пришедших мифические существа и девичьи лики. Кто они? Мудрость-София или девы разумные и неразумные? Мы не знаем.

Строго говоря, мы даже не знаем, когда была построена церковь. Экскурсоводы скажут, что это случилось в 1165 году в одно лето в память об умершем от ран сыне Андрея Боголюбского -- так уверяют предания и летописи (некоторые достаточно поздние).

За одно лето, в самом деле?

Верится с трудом, точнее, совсем не верится.

Вот тот холм, на котором возвышается церковь, вовсе не является природным -- это результат стараний строителей. Мощный фундамент, уходящий на 5,5 метров вниз. А резьба по камню? Неужели все это тоже выполнили в один год?

А ведь археология помогла установить, что в XII веке церковь Покрова на Нерли словно в футляре была окружена галереей, и весь холм, на котором стояла церковь, был выложен каменными плитами, а к воде вела широкая лестница. Какой же восторг должны были испытывать те, кто плыл на ладьях в княжескую резиденцию Боголюбово!

Варианты реконструкции церкви Покрова на Нерли (XII век) Варианты реконструкции церкви Покрова на Нерли (XII век)

Этой галереи и лестницы уже много веков как нет. Да и самой церкви мы могли бы неоднократно лишиться. И не только из-за войн. Подумать только, но в XVIII веке настоятель монастыря, к которому принадлежала церковь, собирался разобрать Покрова на Нерли на камень из-за низкой доходности церкви. А в 1877 году случилась другая напасть. Неумелая попытка реставрации и -- прощайте, фрески XII века!

И все же, несмотря на все утраты, Покрова на Нерли поражает гармонией. Здесь кажется, что время остановилось, и Прошлое, Настоящее и Будущее сплелись в нечто единое.

Да, мы не знаем точно, когда была построена церковь, мы не знаем ни одного имени гениальных мастеров, что трудились над ее возведением, мы даже не знаем, как получилось, что церковь оказалась посвящена празднику Покрова Богородицы, хотя в XII веке этот праздник еще не существовал на Руси.

Мы не знаем. Но, возможно, нам еще предстоит это узнать. А пока стоит прикоснуться к красоте, тихо постоять рядом и вглядеться в водную гладь.

Следующая загадка

В XII веке владимирский князь Андрей Боголюбский приказал возвести храм в память о своем сыне Изяславе. Говорят, зодчие твердили в один голос, что в этом месте строить нельзя. Но князь выбрал место неслучайно. Этот водный путь имел огромное значение для средневековой Руси и вел в Каспийское море. Поэтому храм был не просто церковью, а являлся своеобразным форпостом русской земли.

Храм возвели всего за один год. Но кто строил Покрова на Нерли — еще одна загадка. О прочности белого камня, из которого построили храм, тоже ходили легенды. За сотни лет известняк не пострадал. Долго думали, что все дело в обработке: каждую сторону плит тысячу раз обтесывали, а потом скрепляли особым раствором. Но раскрыть загадку долговечности церкви удалось археологам. Холм, на котором возведена церковь, искусственный. Под землей спрятано несколько рядов кладки, глубина которой больше шести метров. Размыть такой фундамент даже бурным рекам не под силу.

Еще одна загадка — почему маленький храм кажется таким большим. Оказалось, все дело в хитрой конструкции. Столбы, на которые опираются своды храма, сужены к верху, стены слегка наклонены внутрь, а барабан купола вытянутый. Все это зрительно увеличивает высоту здания и со стороны кажется, что храм парит над землей.

Конечно, во времена Андрея Боголюбского храм выглядел не совсем так, как сейчас. Холм, на котором стоит церковь, был покрыт белыми известковыми плитами. А к Нерли и Клязьме спускались белокаменные ступени, в основании которых стояли львы — символ княжеской власти. Сам храм был окружен галереями.

Но стоит Покрова на Нерли все на том же месте, что и восемь с половиной веков назад, и за все это время ей только однажды грозила настоящая опасность, когда XVIII веке настоятель Боголюбского монастыря хотел разобрать Покровскую церковь на камень, чтобы построить новую колокольню. Церковь сохранилась только благодаря тому, что настоятель не смог договориться о цене с подрядчиком.

Сегодня о том, чтобы изменить что-то в строении храма или на его территории, и подумать нельзя. Покрова на Нерли — уникальный памятник. С 1992 года Покровская церковь входит в список всемирного наследия Юнеско.

Следующая загадка

Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки.

На днях православная Церковь отметила великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.

Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок…

Тайна первая. Время строительства

Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.

Тайна вторая. Название

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!

«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», - задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!

Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, по какой причине? Загадка…

Тайна третья. Расположение

А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.

Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
В чем секрет холма?

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?

Тайна четвертая. Белокаменная резьба

Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту…

Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.

Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски - пардуса) - древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Следующая загадка

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Один из них находится на Владимирской земле .

Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки…

14 октября православная Церковь отмечает великий праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в 10-м веке, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.

Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров.

Все это о ней: церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме.

Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок.

Тайна первая. Время строительства

Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

«Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».

И только поздний памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный – вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!

Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.

Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.

Тайна вторая. Название

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было.

Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!

«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», – задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы.

При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!

Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, по какой причине? Загадка.

Тайна третья. Расположение

А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.

Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

В чем секрет холма?

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?

Тайна четвертая. Белокаменная резьба

Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту.

Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих.

Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма.

В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.

Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!

Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.

Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны.

Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски – пардуса) – древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Читайте также: