Загадки погибших цивилизаций мезоамерики
Обновлено: 22.11.2024
"У них был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи. Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы, которые они считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую часть его должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы. ".
Итак, первоначально была лишь скупая строка старой испанской хроники о сокровищах на дне заброшенного мексиканского колодца и останках принесенных в жертву людей. Диего де Ланда прибыл на Юкатан в 1549 году, то есть сразу же после завоевания этой области испанцами. Он объездил весь полуостров и собрал массу ценных сведений о культуре и обычаях местных индейцев. Ланда побывал в Чичен-Ице и лично осмотрел там тот мрачный провал в известняковых пластах, который именовался у майя "Священным Сенотом". "Этот колодец, - пишет он, - имеет 7 эстадо (20 м) глубины до воды, более 100 ступней (60 м) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок". Как видит читатель, наиболее ранний и надежный наш источник о колодце Чичен-Ицы ни слова не говорит ни о прекрасных девушках, приносимых в жертву богу дождя Чаку, ни о деталях самого этого мрачного обряда. Легенда родилась позже.
Прошло еще несколько десятилетий, и в 1612 году испанский чиновник Томас Лопес Модель добавил к истории "Колодца Жертв" новые любопытные подробности. "Среди других жертвоприношений, - пишет он, - которым дьявол обучил их в этих провинциях Юкатана, есть одно, совершаемое ими в случае крайней необходимости и когда они нуждаются в дожде для своих посевов маиса. Во время указанного обряда они приносят в жертву одну или двух индейских девственниц. Для этого они выбирают девушку, наилучшую из всех и ведут ее в Чичен-Ицу, где находились жрецы и главное святилище. И от него они все шли процессией вместе с девицей по дороге, мощенной каменными плитами, которая кончалась на краю большого и глубокого колодца. И они наказывали ей, что она должна делать, и сообщали, что она должна просить у их демонов и ложных богов, и, привязав ее к длинной веревке, они опускали девушку вниз в глубины колодца, окуная ее много раз, до тех пор пока не умерщвляли, для того чтобы она была хорошим посредником с их ложными богами и те могли ниспослать обильные дожди. И тогда жертвоприношение заканчивалось, а труп девушки оставляли в сеноте. Некоторые старики-индейцы из этой провинции утверждают, что они временами видели во время этих жертвоприношений свирепого и страшного дракона, которого они описывают в виде огромного крокодила. Тот появлялся из глубин колодца, как будто для того, чтобы получить свою жертву, которую они ему посылали. ". Таков был круг прямых свидетельств о колодце Чичен-Ицы, который оставили нам испанские авторы XVI-XVII веков. Но как мы увидим ниже, как раз эта весьма скудная фактическая основа позднее получила в литературе самые разные истолкования, и к началу нашего века легенда о "Священном Сеноте" сложилась во всем своем блеске и великолепии.
В современной исторической науке общепринятым считается принцип критического подхода к любому документу или источнику. Прежде чем ученый использует для своих выводов те или иные сведения, почерпнутые из старых летописей и трудов, он должен определить: где, кем и когда создан данный документ, с какой целью и, наконец, какова степень достоверности приводимых в нем фактов. Для этого необходимо сопоставить данный документ с другими, где речь идет о тех же событиях, или же проверить его с помощью иных доступных способов и средств. Но во второй половине XIX - начале XX века, когда вышеназванные староиспанские документы стали, наконец, достоянием широких научных кругов, этот метод критической оценки письменных источников находился еще в пеленках. Казалось бы, чего проще - сравни три имеющихся документа, выяви их совпадения, а различия попытайся проверить другими способами. Однако увлеченные своими романтическими взглядами на историю Нового Света ученые предпочитали верить чуть ли не каждой строчке, если только она была написана на старом пергаменте или пожелтевшей от времени ломкой бумаге. Так и появилась со временем на свет красивая легенда о священной столице майя Чичен-Ице, "Колодце Жертв" и таинственных и кровавых обрядах, связанных с ним.
Полуостров Юкатан - плоская известковая равнина, где нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Лишь немногочисленные естественные колодцы (это глубокие карстовые воронки в пластах известняка) хранят здесь влагу среди выжженной тропическим солнцем земли. Майя называли эти колодцы "сенотами". Там, где были сеноты, еще в глубокой древности возникли и развивались важные центры своеобразной цивилизации майя. Место, на котором в начале VI века н.э. возник город Чичен-Ица, особенно благоприятно в этом отношении. Здесь желтую юкатанскую равнину прорезали сразу два больших естественных колодца, расположенных на расстоянии около 800 метров друг от друга. Само название "Чичен-Ица" навсегда увековечило данный факт: "чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. "Устье колодцев ицев" - вот дословный перевод названия города. Один из колодцев Чичен-Ицы был известен у местных индейцев под названием "Штолок" ("игуана"). Он находился ближе к центру города, его края менее обрывисты, чем у северного сенота, а потому он был главным источником воды. Другой сенот - и есть знаменитый "Колодец Жертв". Это - гигантская круглая воронка диаметром свыше 60 метров. Ее отвесные стены, сложенные из пластов известняка, круто обрываются вниз, к темнозеленой воде. По глубокому убеждению майя, внутри колодца жил бог дождя Чак. "И он требовал, - пишет английский археолог Энн Уорд, - более приятных даров, нежели порубленные тела военнопленных. Поэтому у местных индейцев существовал обычай во времена засухи выбирать для него невесту из самых красивых и знатных девушек города. Невесту одевали и украшали в Храме Кукулькана и затем вели к сеноту вместе с музыкантами и певцами и свитой из жрецов, воинов и знати. На краю колодца стояли небольшой храм и платформа, слегка нависавшая над краем. Здесь и совершались последние церемонии. Когда они достигали почти 21 метр высоты. Глубина - свыше 10 метров, не считая многометровой толщи ила на дне. Мрачная красота этого глубокого омута с его желтовато-белыми стенами, покрытыми зеленью ползучих растений, и его относительная недоступность вызывали у жителей Чичен-Ицы суеверный ужас. И, видимо, именно поэтому они уже с давних пор совершали здесь всевозможные обряды и жертвоприношения в честь своих могущественных языческих богов".
По мнению большинства ученых, возникновение того страшного и омерзительного ритуала, которым так печально прославился "Священный Сенот", относится к довольно позднему времени. В Х веке на Юкатан из Центральной Мексики и с побережья Мексиканского залива вторглись полчища иноземных завоевателей - тольтеков. Они подчинили себе многие города майя. Была захвачена и Чичен-Ица. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Среди этих нововведений был и кровавый обряд человеческих жертвоприношений. Главным местом для умиротворения разгневанных богов выбрали "Священный Сенот". Впрочем, отнюдь не исключено, что этот мрачный ритуал зародился раньше. Считали, что девушку со всеми ее украшениями толкали вниз, и она падала в воду, в объятия бога дождя. Сама эффектность этого обряда - прекрасная девушка на краю страшного омута, воскуривающие благовония торжественные жрецы, молча стоящая вокруг толпа горожан в красочных одеждах, а затем толчок, отчаянный крик и далекий всплеск внизу, производили значительное впечатление на зрителей. Из самых далеких уголков страны ежегодно шли к "Священному Сеноту" тысячи паломников, чтобы бросить в него свои дары всемогущему богу дождя Чаку - покровителю земледельцев. Правители города, со своей стороны, не жалели средств для торжественного обрамления этой печальной церемонии. Главный храм Чичен-Ицы, посвященный богу ветра Кукулькану - "Пернатому Змею", одному из самых главных в пантеоне майя, был обращен фасадом к колодцу и соединялся с ним особой "Дорогой Жертв", выложенной каменными плитами. На самом краю сенота для отправления последних торжественных обрядов было сооружено небольшое святилище. Испанские летописи XVI века сообщают, что последние большие жертвоприношения людей в Чичен-Ице были произведены как раз накануне прихода конкистадоров. Но сам город был уже мертв по крайней мере в течение нескольких веков. И теперь только развалины массивных каменных зданий, разбросанных на огромном пространстве, напоминают о былом величии города. А "Священный Сенот", скрывающий в своих глубинах кости бесчисленных жертв, со временем превратился в грязную дыру, заполненную зеленой водой, илом и камнями.
К сожалению, любители сенсаций и легенд не были столь сдержанными в своих высказываниях. Уже в наши дни, в 1977 году, в Лондоне вышла в свет научно-популярная книга профессора Энн Уорд "Приключения в археологии". В ней находки Э. Томпсона в сеноте описываются в следующей драматической манере: "Эти находки (имеются в виду два кусочка смолы - "пом") были весомым доказательством в пользу ритуальной деятельности в сеноте, но здесь все еще отсутствовали какие-либо данные, подтверждающие достоверность легенды о невестах Юм Чака. Наконец, исследователи увидели в ковше землечерпалки среди грязи что-то белое. Это был человеческий череп, который при ближайшем осмотре оказался принадлежащим юной девушке. Затем появились на свет и другие скелеты и почти все они оказались женскими. Один из этих скелетов был переплетен с костями старца так, словно эта девушка в последний момент отважно вцепилась в старого жреца и утащила его за собой вниз, на дно колодца. После завершения работ Э. Томпсон располагал уже останками более чем 90 этих хрупких юных созданий в возрасте от 14 до 20 лет".
Уезжая из Мексики, Э. Томпсон взял с собой и всю богатейшую коллекцию находок из "Колодца Жертв". В США он передал ее Музею Пибоди при Гарвардском университете. И когда, наконец, эти вещи и кости попали в руки специалистов-археологов, антропологов и этнографов, - их удивлению не было пределов: легенда о невестах бога дождя при столкновении с фактами лопнула как мыльный пузырь, но вместо нее родилась новая научная сенсация. Предметы, привезенные из полузабытого города юкатанских майя, оказались подлинным сокровищем для изучения древней истории Центральной Америки. Они принадлежали многим народам и племенам, населявшим Новый Свет, от Северной Мексики и до Колумбии.
Но, прежде всего, обратимся к скелетам из "Священного Сенота". Впрочем, здесь лучше всего послушать мнение антрополога Эрнста Хутона, в руки которого попал весь костный материал, оставшийся от жертв колодца Чичен-Ицы. "Священный Сенот Чичен-Ицы на Юкатане, писал Э. Хутон в 1940 году,- был одним из главных источников романтических историй о майя. Колодец образовался в результате падения сводов пещеры над одной из подземных рек, которая пробила себе путь сквозь известняковые пласты. Согласно древним преданиям, во времена стихийных бедствий и невзгод в колодец бросали девушек и вместе с ними разного рода драгоценности. В начале этого века Эдвард Томпсон решил проверить достоверность легенды с помощью землечерпалки. Археология сказала свое веское слово: со дна колодца вместе с илом были подняты украшения из нефрита, золота и меди и множество других предметов. Кроме того, из сенота удалось извлечь ряд человеческих черепов и костей, что подтверждает, по-видимому, слова старых летописей о жертвоприношениях здесь людей. Всего из колодца были извлечены останки сорока двух индивидов. Кости прекрасно сохранились. И хотя согласно легенде все они должны принадлежать принесенным в жертву девицам, это отнюдь не так: 13 черепов принадлежит взрослым мужчинам в возрасте от 18 до 55 лет, 8 - женщинам в возрасте от 18 до 54 лет и 21 - детям от 1 до 12 лет. Три из восьми женщин, которые упали или были сброшены в колодец, имели еще при жизни серьезные травмы головы, видимо, от тяжелых ударов по черепу; одна женщина пострадала от перелома носа. Такие же прижизненные травмы имели и многие мужчины, брошенные впоследствии в сенот. Все вместе взятое свидетельствует о том, что эти взрослые люди до принесения их в жертву богу дождя отнюдь не пользовались среди майя каким-либо уважением и почитанием". Эти скупые строки научного отчета специалиста ставили точку на затянувшемся споре ученых с любителями красивых легенд.
Речь идет о необычной истории почти детективного характера, разыгравшейся в Чичен-Ице в конце XII века с персонажем по имени Хунак Кеель. Вот что гласит эта хроника:
"Было двадцатилетие 13 Владыки, когда получили дань верховные правители. Тогда началось их правление; тогда началось их царство; тогда им начали служить; тогда появились обреченные в жертву; их начали бросать в колодец, чтобы услышали правители их пророчество. Не пришло их пророчество. Это был Хунак Кеель из рода Кави' Кавич - имя того человека, который высунул голову из отверстия колодца на южной стороне. Так это свершилось. Он пошел объявить свое пророчество. Начало свершаться его пророчество, когда он стал говорить. Его начали провозглашать владыкой. Они посадили его на трон владык. Его начали провозглашать верховным правителем. Он не был владыкой прежде, Он был только на службе у Ах Меш Кука. Теперь же был провозглашен владыкой обреченный в жертву Ах Меш Куком".
И все же археологи имели все основания считать, что большая часть сокровищ все еще лежит в колодце. Но чтобы получить их, требовались новые методы работ. Ведь землесос - орудие далеко не совершенное; и к тому же он мог серьезно повредить хрупкие и плохо сохранившиеся предметы. Так и возник проект частичного или полного осушения сенота. В 1967 году экспедиция мексиканских ученых вновь отправляется в Чичен-Ицу. "Теперь, - вспоминает мексиканский археолог Пабло Буш Ромеро,- было решено либо целиком откачать воду из колодца, либо химическими методами очистить ее до полной прозрачности. Однако откачка почти ничего не дала: уровень воды понизился всего на пять метров и больше не изменялся. Тогда попробовали второй метод - химическая очистка. Анализы показывали, что вода в колодце грязнее даже стоков нью-йоркской канализации. И все-таки химическая очистка победила: когда необходимые процессы завершились, видимость в воде оказалась вполне удовлетворительной - более пяти метров. Воду из "Священного Колодца" можно было даже пить! В процессе этих исследований удалось обнаружить самые разнообразные предметы: два резных деревянных трона прекрасной работы, несколько деревянных ведер, около сотни глиняных кувшинов и чаш разных размеров, форм и эпох, куски ткани, золотые украшения, изделия из нефрита, горного хрусталя, кости, перламутра; янтаря, меди и оникса, а также кости людей и животных. И самый важный итог: "предварительные результаты исследования найденных в колодце человеческих костей, - подчеркивает П. Буш Ромеро,- говорят о том, что детей приносили в жертву чаще, чем взрослых, - детских костей там оказалось раза в полтора больше".
Таким образом, налицо полное совпадение этих выводов о характере человеческих жертвоприношений в сеноте с результатами предвоенных исследований антрополога Эрнста Хутона из США. В колодец чаще бросали детей и взрослых мужчин, нежели юных дев - невест бога Чака! Между тем для работ в колодце Чичен-Ицы готовятся новые экспедиции во всеоружии науки и техники сегодняшнего дня. Продолжается тщательная обработка и изучение уже полученных богатых коллекций вещей. И нет сомнения в том, что окончательное раскрытие тайны "Колодца Жертв" уже не за горами.
Следующая загадка
Что-то, конечно, удается узнать, но новые открытия несут с собой новые загадки. Так, недавно ученые установили, что около 1000 года до нашей эры в Америке произошел внезапный культурный скачок — собиратели-охотники и полукочевые племена стали вдруг строить храмы и города.
Несмотря на то, что сегодня ученые знают о цивилизации майя немало, загадок относительно истории этого народа еще много. Каждое исследование останков древних архитектурных сооружений приводит ученых к новым, зачастую шокирующим открытиям, заставляющим полностью поменять представление о культуре этого древнего народа.
Большой интерес среди ученых и любителей истории вызывают астрономические знания майя, на основании которых были создании точнейшие расчеты и календари. Все ученые сходятся во мнении, что астрономией у майя занимались исключительно жрецы. Наблюдения за небосводом происходили со специально сооруженных каменных обсерваторий — караколей, расположенных в городах-государствах Тикале, Копане, Паленке, Чичен-Ице и других. Ученые установили, что жрецам майя, владеющим астрономическими знаниями, были известны пять планет. Кроме того, у племени майя также существовали свои созвездия. Жрецы майя умели распознавать наступления солнечных и лунных затмений. Главным образом астрономия использовалась для выявления наиболее благоприятного момента к началу тех или иных сельскохозяйственных работ. Жрецы также использовали свои знания для создания иллюзии контроля над этими явлениями, что делало астрономию в их руках еще и мощным инструментом власти.
Важный шаг в изучении культуры этого народа сделали археологи из университета Аризоны благодаря открытию ранее неизвестной обсерватории жрецов майя. Обнаруженный археологами пирамидальный ритуальный комплекс на 200 лет старше всех других памятников майя. Ученые установили, что пирамида была надстроена в 800-850 годах до нашей эры, что доказывает то, что культура майя зародилась сама по себе, а не под влиянием более ранних культур.
Прежние теории предполагали, что на создателей знаменитого календаря оказали влияние ольмеки (как более ранняя культура). Однако последние исследования показали, что в период около 1000 года до нашей эры на континенте произошел внезапный культурный скачок — собиратели-охотники и полукочевые племена внезапно начали строить храмы и города, возделывать землю, тем самым совершив настоящий цивилизационный прорыв. Исследователи предполагают, что столь резкие изменения могло произвести открытие способов выращивания кукурузы, которая составила основу пищевого рациона индейцев и позволила им заняться науками и искусствами.
Важно отметить, что в ранее неизвестной обсерватории археологи обнаружила метки, которые обозначали различные положения Солнца — в дни зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. В связи с этим руководитель группы Такеша Иномата полагает, что новые находки обсерватории и храмового комплекса майя позволят совершить прорыв в теории возникновения человеческой цивилизации.
Необходимо сказать, что до этого открытия ученым были известны лишь несколько сооружений майя, которые, по предположениям ученых, служили жрецам в качестве обсерваторий. Среди типичных обсерваторий майя выделялась своими грандиозными размерами караколь в Чичен-Ице, имеющая вид башни, поставленной на двухступенчатую прямоугольную платформу. Интересно, что такое построение здания не характерно для архитектуры майя. Ее небольшие окна направлены на точки восхода и захода Солнца и Луны в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Также функцию обсерватории выполняло сооружение в Паленке. Здание представляет собой квадратную в плане башню, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Схожее строение с обсерваторией в Чичен-Ице имеет археологический комплекс в Уашактуне. Этот памятник культуры майя находится в 25 км к северу от Тикаля. Название Уашактун на языке майя означает "каменные глаза". Он представляет собой пирамиду и три храмовых сооружения в восточной стороне. Расположены они так, что наблюдатель, стоящий на пирамиде, видит через них восход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Отметим, что надписи, оставленные майя, стали открывать свои секреты еще в 1950-х и 60-х годах, прогресс в расшифровке ускорился в 70-е. Тем не менее, многие надписи, которые находят в джунглях или хранятся в музейных запасниках, и на сегодняшний день остаются загадкой.
Чтобы ускорить научные работы, археолог Техасского университета Дэвид Стюарт, один из ведущих специалистов в мире по письменности майя, пять лет назад открыл блог в интернете для ученых и любителей расшифровки загадочных надписей древнего народа. В блоге можно обсудить тонкости языка майя, уточнить переводы, помочь в изучении его истории. "Веб-журнал получает все последние известия очень быстро, — говорит археолог Стивен Хьюстон из университета Брауна, давний коллега Стюарта. — Вам не приходится ждать новых публикаций по два года, если есть желание поделиться новыми идеями со своими коллегами". В последнем опубликованном Стюартом отчете также делается вывод, что майя не были прямыми потомками более ранней культуры ольмеков.
Таким образом, благодаря современным технологиям и непрерывной работе археологов, историкам удается значительно продвинуться в исследовании древней культуры майя и найти ответы на вопросы, волнующие умы ученых на протяжении столетий.
Следующая загадка
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Пожарского муниципального района Выполнил учитель Ткачева М.Н. Загадки исчезнувших цивилизаций Мезоамерики. Цивилизация майя
Мезоамерика или Средняя Америка — историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введён в 1943 году германским антропологом Паулем Кирхгоффом. Карта Мезоамерики
Мезоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур и цивилизаций: ацтеки, майя, миштеки и других
Это цивилизация известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2000 до н. э.- 250 н. э. Большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя Красным выделена граница культуры майя
Письменность майя Майя разработали самую развитую во всей доколумбовской Америке систему письменности. Надписи в виде иерографов встречаются на камне, керамике.
Архитектура Архитектуру майя отличали арки, внутренние своды, симметричные и правильные фигуры, а также стилизованная внешняя отделка
Живопись Большая часть живописи майя была настенной. Майя любой краской светлого тона намечали контуры фигур и внутренние линии. Затем красками накладывались цвета. Краски были минерального и растительного происхождения. Гамма красок была разнообразной: кроме белого и черного цветов. Основная тема росписей — массовые сцены сражений, празднеств
Сохранились лишь 4 рукописи майя —«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»). С их помощью жрецы толковали явления природы и действия божественных сил, проводили религиозные обряды. Кодексы были предметом повседневного жреческого обихода и помещались в могилу после смерти владельца. Книги майя
Обнаружено более 400 крупных городов майя и свыше 4000 мелких. Каждый город был самостоятельной частью всего государства. Города майя часто воевали друг с другом. Войны велись по причинам: установление контроля над территорией, овладение торговыми путями. Города майя
Древнейший город майя - Паленке Паленке переводится как «Змеиный город». В официальной части города расположено множество зданий, имевших большое значение в жизни индейцев майя: Пирамида Надписей, дворец, Храм Солнца, Храм Графа, Храм Черепов, Храм Креста,, поле для игры в мяч. В настоящее время закончены раскопки только 34 из 500 обнаруженных строений.
Чичен-Ица - древний город майя Основан в 7 веке н.э. Занимает площадь около 3 кв. км. Главный храм города - 24-метровая пирамида Кукулькана. Священный храм, в основании которого квадрат, длина стороны которого — 55,5 м. К вершине храма ведут широкие лестницы. 4 лестницы по 91 ступени на каждой. Всего 364. И одна ступенька — на верхней площадке. И 365 дней в году…
Тикаль Тикаль — объект, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его руины включают пять больших храмов-пирамид, многочисленные гробницы, могилы и захоронения, и другие сооружения. Всего здесь около трёх тысяч различных структур.
Мачу-Пикчу Легендарный город, который находится в Андах на высоте 2400 м. Это древнее поселение инков между двумя горными пиками. Предполагают, что инки оставили его в 1532 г., когда город захватили испанские конкистадоры. Джунгли быстро покрыли собой обезлюдевшие руины. Прошло почти 400 лет, прежде чем его снова открыли.
Инки спланировали Мачу-Пикчу так, что город мог существовать независимо от остального мира; человек мог провести здесь всю свою жизнь, не покидая родного города. Южный склон был отведен под сельскохозяйственные угодья. Орошение полей осуществлялось через искусную систему каналов, подводивших воду из источников высоко в горах. Прошло уже 500 лет, а вода все еще исправно поступает на поля через эту систему. Мачу-Пикчу
Занятия и ремесла майя Основными занятиями были земледелие, пчеловодство и ремесло. Выращивали маис, фасоль, томаты, тыкву, табак, хлопок, разнообразные приправы. Важной культурой было какао.
Тайна исчезновения народа Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Испанцы с фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Храмы, воздвигнутые в честь богов были снесены. Их алтари и статуи — разбиты. Всякое поклонение им было запрещено под страхом сурового наказания.
Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках – современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков – в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни. Современные майя
Читайте также: