Загадки под водой и под землей внеурочной деятельности
Обновлено: 24.12.2024
После изучения курса программы, обучающиеся должны уметь:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Содержание учебного предмета
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой, выставка рисунков
Жили-были динозавры… и не только они
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты – миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа : рассматривание окаменелостей, выставка творческих работ.
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. Д.).
Откуда взялись растения? Палеоботаника – что это? Сколько лет папоротнику? Что такое лишайники? (практическая работа) Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву? Растения-хищники.
Практические работы : рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
Эти удивительные животные
Что случилось с животными в ледниковый период? Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны? Почему кенгуру встречается только в Австралии?
Как удается мухе ходить по потолку?
Что такое богомол? Какое насекомое живет дольше всех? Кто такие цикады?
У какого насекомого уши расположены на ногах? Охрана насекомых.
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Загадки под водой и под землей
Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? Кто такие спелеологи?
Кто живет в пещерах? Какое озеро самое пресное в мире? Сталактиты и сталагмиты.
Каменные грибы и каменный виноград.
По следам снежного человек.
Загадки, свидетельства, сомнения, предположения.
Что мы узнали и чему научились за год.
Календарно-тематическое планирование по кружковой деятельности ФК ГОС
Основные формы организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Проверка наблюдательности, игровая деятельность.
Тайны за горизонтом
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Следующая загадка
Образовательная: познакомить обучающих с подводным миром; изучить подводных обитателей.
Развивающая: развивать речь, внимания, мышления; способствовать активизации словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать ответственность, доброжелательность, дисциплинированность; стимулировать познавательный интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты:
1. Предметные
- иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана
- понимать влияние подводного мира на жизнь человека.
2. Личностные
- умение определять общие для всех правила поведения
- уметь высказывать свою точку зрения;
3. Метапредметные:
- межпредметная связь с окружающим миром
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Учиться высказывать свои предположения
Познавательные
1. Делать выводы на основе полученных знаний.
Коммуникативные
1. высказывать свою точку зрения, приводить аргументы
2. слушать других, принимать другую точку зрения
3. уметь договариваться, сотрудничать
Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное
Вид внеурочной деятельности - Познавательная
1. Основные мультимедийная презентация, видеозаписи
2. Дополнительные ракушки и морская звезда
Ход занятия.
Этап занятия,
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный этап
- Улыбнитесь друг другу, подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
-Итак, вы готовы работать?
II. Мотивационный этап
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок! Урок «Исследование глубин морей и океанов». Мы совершим увлекательное путешествие, и вновь попытаемся разгадать секреты нашей планеты. Но на этот раз тайны подводного мира морей и океанов.
- Однажды, знаменитый французский писатель Жюль Верн воскликнул:
« На свете нет ничего лучше путешествий!»
- А вы любите путешествовать? Для чего люди путешествуют?
- Закройте глаза. (Запись «Шум прибоя»)
- Что за звуки вы услышали?
- Моря и океаны таят в себе много интересного и удивительного. Космонавты, видевшие нашу планету из космоса говорят, что она голубая.
- И если бы древние люди это знали, как бы они назвали нашу планету?
- Правильно! Без морей и океанов Земля была бы мёртвой планетой. Ведь именно в океане много млрд. лет назад зародилась жизнь.
Шум морских волн
Вода занимает большую часть земной поверхности.
Море, Океан, Океанией
III .Открытия новых знаний.
Работа с эталоном
1.Беседа и рассказ учителя про подводный мир
- Итак, отправляемся в путешествие по океану на корабле!
-Итак, приготовились, закрыли глаза и мы отправляемся!
- Ребята посмотрите, вода спокойна, светит солнце.
а) - Ой, ребята, смотрите, фонтан! Разве может быть фонтан посреди океана?
- В сказке П.Ершова «Конёк – горбунок» есть слова «Чудо – юдо рыба кит».
(Показ видеофрагмента про кита)
- Между прочим, нам очень повезло, что мы увидели кита. Сегодня встретить его очень трудно. Ещё в прошлые столетия, из-за китобойного промысла, киты оказались на грани вымирания. Их нещадно истребляли ради жира и китового уса. Сейчас охота на китов запрещена, и их численность постепенно восстанавливается.
б) – Какие животные в море часто сопровождают корабли?
(Показ видеофрагмента про дельфин)
в) Кто из хищников морских
Так опасен для других,
Когда в поисках обеда
Мчится быстро, как торпеда? (Акула)
(Показ видеофрагмента про акул)
- От поверхности до самого дна в океане кипит жизнь разнообразных животных и растений.
- Океан – это многоэтажный дом. На каждом «этаже» живут свои обитатели, которые не поднимаются в верхние и не спускаются в нижние «этажи». А чтобы в этом убедиться, нам необходимо спуститься под воду.
- Попробуйте угадать, на чём мы сможем путешествовать под водой?
Спускаем в море терем – теремок,
Он не низок, не высок – не высок.
В том железном теремке
Погуляем в глубине.
- Что это за теремок?
- Правильно! Батискаф – это уменьшенная подводная лодка. Он может опускаться на глубину до 4000 метров.
- И мы через окошко иллюминатора понаблюдаем за жизнью океана.
в) - Океан богат не только животным миром, в нём большое разнообразие растений.
- Назовите самое известное растение морей и океанов.
- Правильно! Водоросли – это растения без корней. Некоторые из них цепляются за подводный камень специальными присосками. Другие плавают, благодаря специальным пузырькам с воздухом.
Водоросли – это простейшие растения. Некоторые из них невозможно рассмотреть без микроскопа, другие похожи на тонкие шелковые нити, третьи – напоминают длинные зеленые листья. Они могут быть разной окраски. В воде водоросли могут просто плавать, перемещаясь вслед за течением, а могут расти, прикрепившись к подводным предметам
- Всем знаком йод. Его, оказывается, добывают из водорослей, которые называются морская капуста.
- А вы знаете, что на побережье морей созданы специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли используют в производстве лекарств, краски, как корм для животных.
г) - На дне моря можно ещё увидеть необычных животных.
(Морская звезда и морской ёж)
Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, голотуриями, офиурами и морскими ежами. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху.
В случае опасности морские звезды, как ящерицы, могут отбрасывать часть своего тела. Но из отброшенного хвоста новая ящерица не вырастет.
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну.
(Показывается фрагмент и комментируется)
Есть в океане выстроенные острова…Построили их не сказочные великаны. Главные их строители – совсем крошечные живые существа, не больше булавочной головки. Их называют коралловыми полипами.
Коралловый полип – полупрозрачный столбик со щупальцами на конце. Для защиты своего мягкого тельца полип строит маленькую известковую чашечку. Чашечка клеится к чашечке, так вырастают коралловые рифы. Самый крупный и красивый коралловый риф на Земле – это Большой Барьерный риф. Его видно даже из космоса.
Известно множество видов кораллов. Их причудливые сооружения похожи на столбы, фантастические замки, ветвистые деревья.
- Среди коралловых зарослей спряталась рыба зебра.
- Как вы думаете, почему она так названа? (Полоски как у зебры.)
- Её нельзя трогать – в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом.
- А это рыба ёж. В спокойном состоянии рыба как рыба.
Но стоит появиться хищнику, и невзрачная рыбёшка начинает заглатывать воду. Она раздувается ощетинившись иголками, и становится похожа на ежа.
- Прячутся в кораллах рыбки бабочки. Они яркие и многоцветные, как бабочки. Тёмная точка около хвоста этой рыбы напоминает глаз. И морским обитателям трудно догадаться, в какую сторону она плывёт.
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
Северного административного округа
объединения дополнительного образования
«Земля и небо» по теме:
«Загадки под водой»
Педагог дополнительного образования
Макарова Лариса Юрьевна
Тема: "Загадки под водой"
Место проведения: кабинет №307
Участники : члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов.
Приглашены ученики, не посещающие объединение, родители.
- Углублять знания учащихся о подводном мире, о его загадочных обитателях.
- Расширять экологические представления.
- Развивать основы экологической ответственности.
- Расширять представление о профессиях.
- Способствовать воспитанию коммуникативных навыков, умения слушать и вступать в диалог, договариваться, находить общее решение практической задачи, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
- Компьютер, экран, проектор.
- Презентация «Загадки под водой».
- Фонограммы песен.
- Карточки с названиями групп «ихтиологи», «водолазы», «экологи», «океанологи».
- Карточки с заданиями.
- Выставка проектных работ, рефератов.
- Карта полушарий.
Звучит песня «Синяя вода» в исполнении Ю.Антонова.
Члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов занимают свои места.
I. Педагог : Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда – узнаете, разгадав загадку.
Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море) Слайд №1
Мы побываем не только на морском дне, но и на дне океанов, познакомимся с интереснейшими обитателями подводного царства. О них нам расскажут наши ребята.
1-ый ученик: Обычно говорят, что море синее. В общем, это, конечно, правильно, но морская вода в разных частях Мирового океана имеет много оттенков. В полярных и умеренных морях из-за обилия одноклеточных водорослей она становится зеленоватой, а в период «цветения» даже темно-зеленой.
2 – ой ученик: Вблизи материков, в опресненных участках вследствие речного стока вода мутнеет, приобретает буроватый оттенок. Даже по названию отдельных морей можно судить о цвете их воды: Белое, Желтое, Красное, Черное моря получили свои имена далеко не случайно (показ на карте).
а)Ихтиологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №2
Ихтиолог изучает существа, живущие в море, изучает и описывает строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и круглоротых. Для этого он должен ловить рыб и изучать их мертвыми. Или же он должен спускаться глубоко под воду и наблюдать их жизнь. Широко проводят подводные наблюдения с помощью разных аппаратов (акваланги, батискафы, батипланы, средства подводного телевидения).
Океанологи(заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №3
б) Океанолог - человек, который изучает, что происходит в глубинах морских. Океаноло́гия изучает взаимодействие океана и атмосферы и его изменчивость, химический обмен океана с материками , атмосферой и дном , её экологические взаимодействия. Океанологию можно подразделить на следующие семь частей:
Морская биология изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия.
Химическая океанология изучает химию океана.
Морская геология изучает геологию океанического дна.
Физическая океанология изучает физические свойства морской воды, процессы в океане (течения, волны, приливы ), а также структуру вод в океане (водные массы).
Техническая океанология изучает приборы, используемые в океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт. Промысловая океанология изучает влияние среды обитания на воспроизводство, распределение и поведение скоплений промысловых объектов с целью рациональной эксплуатации биологических ресурсов Мирового океана.
в) Водолазы (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №4
Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и допущенный к производству водолазных спусков в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой, например, построить опору для моста, осмотреть и подготовить к подъему затонувшее судно, заделать пробоину в днище корабля, на помощь приходят водолазы . Как же они могут длительное время работать под водой, часто на больших глубинах? Ведь там нет воздуха для дыхания, да к тому же давление намного выше обычного атмосферного, и чем глубже, тем оно больше, так как создается столбом воды.
Помогают водолазам выполнять подводные работы специальные костюмы из водонепроницаемой ткани. Главная часть такого костюма - шлем. В шлеме имеются три круглых окошечка-иллюминатора с толстыми прозрачными стеклами. Со шлемом соединяется длинная резиновая трубка-шланг, по которому к водолазу поступает воздух. На ноги надеваются специальные водолазные калоши, носки которых обиты медью, а подошвы свинцовые, чтобы легче было перемещаться по дну. Ведь без этих добавочных грузов разница между весом водолаза и выталкивающей силой, действующей на него, будет очень маленькой, и положение водолаза на дне будет очень неустойчивым.
Водолазный костюм — снаряжение для безопасного погружения под вод
Батискаф - глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических исследований. Батискаф состоит из лёгкого корпуса — поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара — гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж батискафа, аппаратура управления, система регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели с гребными винтами и светильники.
Современные батискафы оборудованы устройствами для взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами для ведения подводных работ.
Батискаф пока остаётся единственным средством исследования человеком предельных глубин океана.
г) Экологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии эколога) Слайд №5
Экологи — это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.
II. Работа в группах.
Детям предлагается ознакомить присутствующих с представителями подводного мира.
Защита подготовленных проектов.
Ихтиологи рассказывают о различных видах рыб: ( Слайд №6)
Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный. Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли, чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении. Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу
Рыба – зебра ( Слайд №7).
Акула-нянька ( Слайд №9).
III. Игра со зрителями.
Зрителям предлагаются загадки о подводных обитателях. Сопровождается показом слайдов с изображением животных ( Слайд №10-13)
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
( Краб).
2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).
3. Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит).
4. Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).
5. Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
IV. Слово просят экологи.
1 эколог : К сожалению, подводные обитатели тоже нуждаются в защите. Нефтяные пятна от судов растекаются по поверхности морей. Они не пропускают в воду кислород, и подводные жители задыхаются. Эти тёмные пятна не пропускают и солнечные лучи, которые необходимы живым существам.
2 эколог: В моря и океаны попадают сточные, канализационные воды, радиационные отходы, которые оседают на дно.
Множество животных гибнет в мировом океане вследствие необдуманных поступков человека, которые опасны для природы и самого человека.
V. Подведение итогов.
Педагог: А в заключение нашей встречи мне хотелось бы предложить всем участникам ответить на вопросы викторины:
– Как называются приборы, позволяющие человеку изучать подводный мир?
– Какие морские животные похожи на цветы?
– Сколько конечностей у морской звезды?
- Снаряжение для безопасного погружения под воду.
- Какую работу выполняют океанологи?
Хотелось бы обратить ваше внимание на выставку работ учащихся из природного морского материала. Все участники поделились своими соображениями по поводу защиты мирового океана и его обитателей. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры. Изобразите свои мысли в виде плаката, призывающего человечество к разуму. Организуется выставка плакатов.
Занятие заканчивается исполнением песни «Вместе весело шагать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Круговорт воды в природе"
Цели: 1) Сформировать у детей представление о переходе воды и одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении; 2) Развивать логическое мышление, наблюдательность, вообр.
Конспект урока ". Про воду"Конспект урока окружающего мира.
Конспект урока "Значение воды в природе и жизни человека"
Конспект урока. Круговорот воды в природе
В данном уроке соблюдены требования к современному уроку.
Конспект урока "Берегите воду"
Конспект урока "Берегите воду".
Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во.
Конспект урока " На воде и в лесу"В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на .
Следующая загадка
Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление знаний о подводном мире, расширение экологического представления, воспитание коммуникативных навыков, умений обсуждаь проблемы в коллективе . Уделяется большое внимание профориентационной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
Zagadki_pod_vodoy.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
Для начального общего образования
Срок реализации – 4 года
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Планета загадок»
Самуйленко Марина Васильевна
Учитель начальных классов
Учащиеся (6) 7 – 11 лет
Формирование устойчивого познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
1 . Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
2. Обучать учащихся работать с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.
3. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся.
- Непрерывность образования.
- Развитие индивидуальности каждого ребёнка.
- Единство и целостность .
- Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
1 занятие в неделю по 35 минут
Формы подведения итогов реализации программы
Архивирование творческих работ учащихся, накопление материалов по типу «портфолио». Проектная деятельность.
Место курса «Планета загадок» в учебном плане
Занятие проводится 1 раз в неделю. В 1 классе 33ч. в год (33 уч. недели). Занятия по 35 минут.
Во 2 – 4 классах 34 часа в год (34 уч.недели). Курс ориентированный. Осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами окружающего мира, удовлетворяет познавательный интерес школьников, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» является формирование следующих умений:
У выпускника будут сформированы:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-ознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
- Познавательные УУД
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Коммуникативные УУД
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Чтение. Работа с информацией
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание курса внеурочной деятельности «Планета загадок» 1 – 4 класс
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 35 минут:
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
1 год обучения (33 ч.)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
1.Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (4 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему люди не летают?
Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы.
Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа : рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : геологический или краеведческий музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни?
Что такое песок?
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в зоопарк, краеведческий или зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (5 ч).
Как изучают подводный мир.
Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?
Есть ли глаза у морской звезды?
Что такое каракатица?
Каково происхождение золотой рыбки?
Почему майские жуки забираются в землю?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Растения-рекордсмены (1 ч).
Что мы узнали и чему научились за год.
2 год обучения (34 ч.)
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Липецкой области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Животные-рекордсмены (2 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
Что мы узнали и чему научились за год
3 год обучения (34 ч.)
1.Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа : рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4 Загадки животного мира (5ч.)
Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова (3ч). Знакомство с обитателями Новосибирского зоопарка - их жизнь зимой.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: заочное морское путешествие.
5. О чем шепчут деревья ? (3ч.)
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. Как помочь дереву перезимовать?
6. Природа в нашем доме (6ч.)
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
Практическая работа: составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев.
- Человек – часть живой природы (6ч.)
Лекарственные растения края. Лесной календарь. Экологический светофором. Жалобная книга живой природы. Зеленая арифметика.
Практическая работа: изготовление книжек – малышек о природе.
Что мы узнали и чему научились за год
4 год обучения (34 ч.)
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (5 ч).
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Утконос и компания (4 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (5 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Следующая загадка
2. Обучать учащихся работать с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.
3. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Планета загадок" | 46.32 КБ |
Читайте также: