Загадки по теме тепловые явления
Обновлено: 05.11.2024
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Он — пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит -
И нам стоять не велит.
(Мороз)
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут.
Ответ: Дождь
Басовитый и серьезный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно -
Все тотчас же убегут.
Ответ: Гром
Какой это мастер на стены нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
Ответ: Мороз
Придет в дом - не выгонишь колом;
Пора придет - сам уйдет.
Ответ: Солнечный луч
Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрет, тогда ревет.
Ответ: Снег
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
Ответ: Метель
Осенью рождаюсь, весной умираю.
Зимой своим телом землю согреваю.
Ответ: Снег
Вот такой обжора есть:
Все на свете может съесть.
А когда воды попьет -
Обязательно уснет.
Ответ: Огонь
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
Ответ: Сосулька
Пушистая вата плывет куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Ответ: Облака
Белая вата плывет куда-то.
Хоть лови, не лови - не изловишь.
Ответ: Облако
Зимою греет, весною тлеет,
Летом умирает, осенью оживает
Ответ: Снег
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер мастерил
Мост высокий без перил.
Ответ: Радуга
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.
Ответ: Снег
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется - обнимает и дерется.
Ответ: Ветер
Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
а на окнах вырос лес.
Ответ: Мороз
Наш серебряный кинжал
Недолго в доме пролежал
— Мы поднять его хотели.. .
А он к порогу убежал.
Ответ: Сосулька
Пушистый ковер
— Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце,
Серебром блестит.
Ответ: Снег
Летит огненная стрела,
- Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: Молния
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Падает горошком,
Скачет по дорожкам
Ответ: Град
Кто это такой садовник
— Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы?
Ответ: Дождь
Шумит он В поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду.
Покуда он идет.
Ответ: Дождь
Без рук, без ног,
Подокном стучится,
В дом просится.
Ответ: Ветер
Поднялись ворота
- Всему миру красота.
Приказало солнце:
"Стой, семицветный Мост крутой! "
Тучка скрыла солнца свет.
Рухнул мост - и щепок нет!
Ответ: Радуга
Следующая загадка
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач.
Задачи урока:
Образовательная: учить учащихся грамотно излагать свои мысли;
проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически, подвести учащихся к выводам о значимости изучаемой темы.
Воспитательная: развитие познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам, развития чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, видеопроектор, картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картина И.И. Шишкина «Зима».
Водный контроль основных понятий.
1 станция «Разминка»
3 станция «Время формул»
4 станция «Предъяви пропуск»
5 станция «Прочти меня»
7.станция «Пословицы и поговорки»
10. динамическая пауза.
11. станция «Выбери ответ»
Учитель: «Здравствуйте! Сегодня мы заглянем в мир знаний о тепловых явлениях и отправимся в путешествие на экспресс поезде «Тепловые явления». Постановка проблемы: Почему мы выбрали эту тему? Какова роль тепловых явлений в природе?
(технология проблемного обучения)
Тепловые явления -это очень красивые явления. Взгляните на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», на картину И.И. Шишкина «Зима». Как вы думаете, почему именно эти репродукции нам понадобились на уроке?»
1-ый: «Я думаю, мы сегодня будем повторять тепловые явления»
2-ой: « … На картине «Грачи прилетели» изображены тепловые явления- около деревьев изображены лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, то есть плавления»
3-ий: «На картине «Зима» деревья покрыты хлопьями пушистого снега. Снежинка–это кристалл, а образование снега - процесс кристаллизации.
Учитель: На каждой станции к нашему экспресс- поезду «Тепловые явления» будет прикрепляться вагон знаний, который поможет вам повторить и закрепить ранее изученный материал, и чем больше мы успеем сегодня с вами вспомнить, тем длиннее будет поезд знаний «Тепловые явления»
Учитель: сейчас мы находимся на станции «Разминка». три команды: «Дождинки», «Снежинки», «Льдинки».
Что такое теплопроводность?
( Явление переноса энергии от участков тела с большей температурой к участкам с меньшей температурой, которое происходит в результате взаимодействия частиц вещества друг с другом.)
Чему равна удельная теплоемкость воды? Что это число означает?
(4200 Дж/кг °С, чтобы нагреть воду массой 1 кг на 1 °С требуется 4200 Дж количество теплоты)
Что такое конвекция?
(Перенос тепловой энергии направленным движением потоком молекул вещества.)
В каком случае тела могут совершать работу? Виды энергии.
(Если они обладают энергией. Виды энергии: кинетическая, потенциальная, внутренняя.)
Как рассчитать количество теплоты? Единица количества теплоты.
(Удельную теплоемкость вещества умножить на массу тела и на разность между начальной и конечной температурой. Единица измерения- Джоуль)
Какую энергию называют внутренней? Как ее можно изменить?
(Внутренняя энергия тела это сумма кинетической и потенциальной энергии молекул, из которых состоит тело. Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей)
Что такое теплопередача? Виды теплопередачи.
(Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы называется теплопередачей. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.)
Что такое излучение?
(Все нагретые тела передают тепловую энергию другим телам путем излучения.)
Что понимают под удельной теплоемкостью вещества?
( Количество теплоты, которое необходимо для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°С )
Что называется теплотой сгорания топлива? Единица удельной теплоты сгорания топлива.
(Количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг называется удельной теплотой сгорания. Единица измерения- Дж/кг)
Чему равна удельная теплоемкость воды? Что это число означает?
(4200 Дж/кг °С, для нагревания воды массой 1 кг на 1 °С требуется количество теплоты, равное 4200 Дж)
Учитель: Молодцы! Наш экспресс поезд стал длиннее ещё на один вагон - это значит, что мир ваших знаний расширился и укрепился.
Ртутные пары очень ядовиты, и 1г ртутных паров может серьёзно повредить здоровью любого человека. Надо следить, чтобы даже самая маленькая капелька ртути не пролилась
«Ворона, сидящая на столбе, точно укажет, откуда дует ветер морозный. Она всегда обращена к нему клювом - так, чтобы ветер обтекал, а не ворошил перья. В погоду тихую, но морозную птицы «взбивают» свои перины, превращая в рыхлые шарики.… У животных надежное тепло держит мех, он у многих обновляется… Холод, стимулирует рост меха. Это проследили по ослику, привезённого в Подмосковье из Средней Азии. В первую зиму сшили ему из старой овчины что-то вроде жилетки. И к зиме заметили, что В Америке и Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала – шкала Фаренгейта ( 0 F ). Средней нормальной температуре человеческого тела соответствует +98 0 F , вода замерзает при +32 0 F , а кипит при +212 0 F .
Вода кипит при 100 0 С только при определённом давлении – 760мм рт.ст. На вершине Эльбруса давление равно половине атмосферного, этому давлению соответствует температура кипения 82 0 С. Водой кипящей при 10-15 мм рт.ст. можно освежиться в жаркую погоду. При этом давлении температура кипения упадёт до 10-15 0 С.
Температура внутреннего голубоватого конуса пламени горелки 300 0 С, во внешнем конусе – до 1800 0 С. Сверхвысокие температуры существуют в природе, но не на Земле, а на других телах Вселенной. Поверхность Солнца нагрета до 6000 0 С.
Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими её от всех других свойств жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении - сжимаются. Все, кроме воды. При температуре от 0 до +4 0 С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При +4 0 С вода имеет наибольшую плотность
ослик становится похожим на пушистое чудище – так, что и жилетка не нужна»
Каким количеством водорода можно заменить 6 т каменного угля? (1350 кг = 1,35 т)
Каким количеством водорода можно заменить 3 т газа? (1100 кг = 1,1 т)
Каким количеством водорода можно заменить 6 т бензина? (2300 кг = 2,3 т)
На доске график и задания:
1. Каковы начальная, конечная, минимальная и максимальная температуры тела?
2. Как изменилась внутренняя энергия на участках 1 и 2? Рассчитайте количество теплоты, полученное (или отданное?) телом на этих участках.
3. Как изменилась внутренняя энергия на участке 3? Рассчитайте количество теплоты, полученное (или отданное?) телом на этом участке.
Учитель: «Ребята, на предыдущем уроке вам на дом было задано также подготовить интересные вопросы по теме урока. Если вы готовы, то мы с вами на станции «Почемучка» (ребята по очереди задают вопросы друг другу).
1 ученик: Почему горбат верблюд?
(Если бы жировые запасы верблюда были бы распределены равномерно, то вследствие плохой теплопроводности жира, в пустыне верблюд бы погиб от перегрева)
2 ученик: В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном ?
( В деревянном доме теплее, так как дерево имеет меньшую теплопроводность)
3 ученик: Почему яблочный пирог долго остается горячим?
( В яблоках остается много влаги, а жидкость имеет большую теплоемкость)
4 ученик: Почему до нагреваемого конца стержня невозможно дотронуться, а за противоположный конец держать легко. Что будет при продолжительном нагревании?.
5 ученик: Почему советуют не разводить сады в низинах?
(Холодный воздух более плотный, поэтому он скапливается в низу, в низких местах чаще бывают заморозки)
6 ученик: Как влияет ветер на показания термометра в морозный день?
(Влияние ветер не оказывает. Мороз в ветреную погоду переносится труднее, т.к. ветер сгоняет слои воздуха, нагреваемые телом, заменяя их холодными. Это вызывает усиленный расход тепла, резкое ощущение холода) и т. д.
Станция «Пословицы и поговорки»:
(технология: личностно- ориентированное обучение)
Было дано домашнее задание, подобрать пословицы и поговорки по данной теме. Команды по очереди зачитывают свои пословицы и поговорки, соперники должны ответить на вопросы:
1. О каком физическом явлении, понятии идет речь?
2. Каков физический смысл пословицы или поговорки?
Много снега – много хлеба. (теплопроводность)
Быстро нагревается- быстро остывает. (теплопроводность)
Снег – одеяло для пшеницы. (теплопроводность)
Не спеши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно с краю. (теплопроводность)
Сильная тяга в печи зимой – на мороз, слабая – на сырую погоду. (конвекция)
Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (теплопроводность)
Станция «Загадки»:
Команды по очереди задают свои загадки, соперники должны отгадать их.
Чего в избе не видно? (Тепла)
Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)
Из избы мерзнут, а с улицы нет. (Оконные стекла)
Как можно пронести воду в решете? (Заморозить)
Станция «Кроссворды»:
(технология – работа в группах)
1) Мельчайшая частица вещества? (Атом)
2) Прибор для измерения температуры тела? (Термометр)
3) Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (Капилляр)
4) Единица измерения количества теплоты? (Джоуль)
5) Переход вещества из жидкого состояния в твердое? (Отвердевание)
6) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое? (Конденсация)
7) Синоним слова «эксперимент»? (Опыт)
Динамическая пауза. – Вот и первая победа. Давайте поздравим друг друга с этим событием и немного разомнёмся. Возьмёмся за руки. Закроем глаза. Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. Тепло нашим рукам- у нас будет удача, успех, всё в жизни будет хорошо! А теперь, внимание на экран!
Станция «Выбери ответ»:
1. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?
а). изменяется незначительно;
б). увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;
в). уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замежляется деятельность мозга.
2. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?
а). между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;
б). шерсть хорошо отражает тепловое излучение;
в). у верблюда большая жировая прослойка.
3.Что спасает белого медведя от замерзания в условиях Арктики?
а). шерсть обладает плохой теплопроводностью,
а вместе с рыхлым подкожным жиром – это просто идеальный вариант теплозащиты.
б). белый цвет шерсти
4. Что препятствует охлаждению тела птицы во время полета?
а). высокая температура тела,
б). плохая конвекция во время полета;
в). высокая температура тела и высокая теплоизоляция.
Станция «Пантонима»:
Командам раздаётся разрезанное физическое слово. Необходимо собрать и прочитать слово. По зашифрованному слову подготовить пантониму. Другая команда отгадывает.
Учитель: «Ребята, мы совершили круговое путешествие на поезде «Тепловые явлении». Если кто-то на кокой- то станции растерялись, дома вернитесь на станцию, где вам было не понятно. Сегодня вы очень хорошо и дружно работали. Мы научились наблюдать, анализировать, видеть тепловые явлении, которые очень часто встречаются в природе.
Теперь подошло время ответить на вопрос: «Почему мы выбрали эту тему? Какова роль тепловых явлений в природе?»
Ответ: Тепловые явления обуславливают жизнь на планете, тепловые явления о которых мы с вами говорим сегодня, очень часто встречаются в природе, тепловые явления человек использует в своём быту.
Следующая загадка
А в руки не даётся.
2. Чего в избе не видно?
3. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.
4. Что за художник окно разрисовал?
5. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
6. Я вода, да по воде же и плаваю.
Он от матери рожден, сам её рождает.
8. Лежал, лежал, а потом в реку побежал.
9. Днём стекло разбито, ночью вставлено.
10. Белая морковка зимой растет.
11. Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберёт:
13. Видно, нет у ней ума: ест она себя сама.
14. Со стороны избы мерзнет, а с улицы нет.
15. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
16. Без глаз, а слезы проливает.
17. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
18. По синему морю белые гуси плывут.
19. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
Вода кипит, пить чай велит,
Вверх пар валит.
21. Как можно пронести воду в решете?
22. Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже. Тем дождик ближе.
23. Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно всё сошло.
Следующая загадка
1. Вокруг носа вьется,
А в руки не даётся.
2. Чего в избе не видно?
3. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем.
4. Что за художник окно разрисовал?
5. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
6. Я вода, да по воде же и плаваю.
7. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает,
Он от матери рожден, сам её рождает.
8. Лежал, лежал, а потом в реку побежал.
9. Днём стекло разбито, ночью вставлено.
10. Белая морковка зимой растет.
11. Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица, ни красная девица.
12. В печь положить – вымокнет,
В воду положить – высохнет.
13. Видно, нет у ней ума: ест она себя сама.
14. Со стороны избы мерзнет, а с улицы нет.
15. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
16. Без глаз, а слезы проливает.
17. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
18. По синему морю белые гуси плывут.
19. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет.
20. Внутри горит, кругом бурлит,
Вода кипит, пить чай велит,
Вверх пар валит.
21. Как можно пронести воду в решете?
22. Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже. Тем дождик ближе.
23. Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло, оно всё сошло.
24. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило.
25. Ну-ка, в горсть её схвати –
Не удержится в горсти.
26. Без рук, без ног
Не мал клочок кверху ползет.
Волна.
Эхо.
Эхо.
Ветер.
Стрелки часов.
Юла
Ураган.
Водопад.
Река
Тепловые явления
Запах.
Тепла.
Зима, укрывшая всё на земла снегом.
Мороз.
Снег.
Лёд.
Лёд.
Снег.
Ледяная "плёнка" в проруби.
Сосулька.
Град.
Свеча.
Свеча.
Оконное стекло.
Роса.
Оконное стекло.
Туча.
Облака.
Туча.
Самовар.
Заморозив воду.
Туча.
Снег.
Дождь.
Вода.
Пар. ОТВЕТЫ ИДУТ ПО ПОРЯДКУ
Читайте также: