Загадки по русскому языку 3 класс
Обновлено: 04.11.2024
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?
3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.
7. Есть ли в русском языке приставка «з»?
8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
9. Является ли местоимение частью речи?
Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да. Автор: Анна Круглова
Загадки в стихах для викторины по русскому языку
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно. (орфограммы)
Тридцать три подружки
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —. (безударная)
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется. (глагол)
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — . (грамматика)
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. (грамматическую основу)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто.
После слов тех — . (знак вопроса)
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —. (восклицательный)
Это был монолог.
Стала речь —. (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
И называется просто — . (основа)
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю. (точку)
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Наши действия — не вздор,
По составу то. (разбор)
Словарь зовет. («значение»)
Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется. (красной строкой)
Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Мы все называем понятно — . (отрывок)
Над ошибками работу
Делал целую субботу.
Иссякло уж терпение,
Слова в учебнике написаны неверно,
Случайные ошибки здесь, наверное.
Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,
В словах учебника нашел я. (опечатки)
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда. (запятою)
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит. (многоточие)
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал. (заголовок)
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это. (падежи)
Есть суффикс, стоящий за окончанием,
Он носит другое, сложнее название.
Мы называем. (постфикс)
То, как надо нам писать,
Может нам оно сказать.
Ошибку я исправила,
Ведь выучила. (правило)
Часть речи это непростая,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Порядок при счете оно называет.
Часть речи. Но это не существительное.
Количество числами выражает
И называется. (имя числительное)
У зуба корень может быть,
У дерева встречается,
У слова нужно не забыть,
Как он обозначается? (Знаком ˆ)
Из разных букв составь название гриба
Найди «третье лишнее»
а) гореть, угорать, гора
б) горе, нагорный, горевать
в) пот, потолок, потливый
г) море, морщины, морской
д) боль, большой, больница
е) вода, водить, водник
Найди лишние пары слов
Робкий – смелый Скучный – веселый
Широкий – узкий Глубокий – мелкий
Громкий – сильный Маленький – большой
Темный – светлый Хороший – красный
Подбери слова с противоположным значением
Найди лишнее слово
Сестра, малыш, братик, отец, мать
В цепочке букв найди 3 слова
Загадка с подвохом
Есть в яблоке и сливе, а в саду нет; есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это?
Доскажи пословицу
В гостях хорошо….. (а дома лучше)
Февраль богат снегом…..(апрель водою)
Береги одежду снову…..(а честь смолоду)
На добрый привет…..(добрый ответ)
Крепкую дружбу…..(и топором не разрубишь)
Старый друг…..(лучше новых двух)
Долог день до вечера…..(когда делать нечего)
Волков бояться…..(в лес не ходить)
Ученье свет,…..(а неученье - тьма)
Был бы хлеб,…..(а каша будет).
Крылатые слова
Объясни значения слов:
А Васька слушает, да ест.
Заруби себе на носу.
Волк в овечьей шкуре.
За тридевять земель.
Из мухи сделать слона.
Как об стенку горох.
Обжегся на молоке – дует на воду.
Следующая загадка
1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.
Ответы: 1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10. Шил, шью, сошью.
Разгадайте ребусы
Ответ: словарь
Ответ: корень
Ответ: учитель
Разгадай загадки
Кто ходит в каменой рубахе? (черепаха)
Что с земли не поднимаешь? (тень)
Без языка, без голоса, а все расскажет (книга)
Пять братьев – годами равные, ростом разные (пальцы)
Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В маленьком амбаре лежит 100 амбаров (спички)
Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (хлеб)
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
Постройте пирамиду
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.
В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
Задание для команд в виде загадок:
Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)
Разгадайте ребусы
Ответ: падеж
Ответ: спряжение
Ответ: глагол
Вопрос с подвохом
Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)
Следующая загадка
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы: 1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.
3. Какое слово спряталось?
Прочитайте слова. Найди в них слова, которые спрятались:
Уточка, столб, зубр, щель, удочка, полк.
Ответы: точка, стол, зуб, ель, дочка, пол.
4. Буквы перепутались
Из букв каждой строчки составьте слова и запишите их:
5. Ударение
Поставьте в словах ударение:
гусеница, алфавит, ворота, библиотека.
6. Мягкие согласные
Из данных слов выпишите только слова, в которых все согласные мягкие:
Витя, сок, мяч стол.
7. Слоги
Разделите слова на слоги.
Лопата, вилы, молоток, клещи, пила, рубанок.
8. Новые слова
Образуй новые слова, добавь к данным первую букву.
7. В каких словах есть цифра 100?
(Стол, столица, постовой, стойка и т.д.)
8. Составьте предложение
Из каждой строчки составьте и запишите предложение.
ребята, где, были
ходили, в, они, зоопарк
9. Добавьте букву
Добавляя по одной букве к слогам, получить слова. 5 слов – 5 баллов, 4 слова – 4 балла.
Карточка со слогами (одинаковые для всех команд)
10. Игра «Доскажи словечко»
- Жеребенок с каждым днем подрастал и стал… / конем/
- Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,… /карандаш/
- Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я…/капуста/
- В подполье, в каморке живет она в норке. Серая малышка. Кто же это. /мышка/
11. Игра «люки» и «львы»
1 вариант – 7 «люков»
*ЛЮ*К* Без этого не играют в хоккей.
*ЛЮК* Этот в руке у Бабы Яги.
*ЛЮ*К* Этот пекут, как пекут пироги.
*ЛЮК* Этот не знает, что значит улыбка.
*ЛЮ***К* В тот наливают молоко кошке.
*ЛЮК** Этот с болота приносят в лукошке.
*ЛЮ**К Этот искал Карабас-Барабас.
2 вариант – 7 «львов»
*ле**в** Первый лев пасёт оленей
ле*в** Этот острый, в мыльной пене
*лев** Третий - корм для лошадей
*лев В пятом здесь бычок вздыхает
**лев** Этот полю помогает
ле**в** А последний очень вял
12. Орфограммы на скорость
На доске (под счет до 10) написать как можно больше слов с сочетаниями
13. Считаем слоги
Посчитать, сколько слогов в словах (для капитанов команд)
14. Забавное интервью
Надо ответить на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы: «С» и «А»
-Кто твоя сестра?
-Кем работает твой папа?
-Что ты любишь есть?
-Какие фрукты, ягоды любишь?
15. Отгадай сказку
Участники должны угадать сказки и назвать их авторов.
*Иван-царевич говорит ей:
-Лягушка, отдай мою стрелу. / «Царевна-Лягушка», русская народная сказка/
*Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с Богом.
Будет вам новое корыто / « Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин/
*Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
Игра «Гонка за лидером»
Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.
- Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)
- На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)
- Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)
- К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)
- Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)
- Определите род имени существительного «трель». (Женский)
- Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)
- Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
- Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)
- Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)
- Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)
- В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)
- В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)
- Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)
- Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)
- На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
- Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)
- Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)
- Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
- Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)
- Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)
- Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении)
- Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я»)
- Как надо проверять написание безударной гласной в корне? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы эта гласная стала ударной)
- Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
- Как надо проверять написание парных звонких и глухих согласных? (Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласного стоит гласный звук)
Словообразование
В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы. А как зовут себя жители Курска и Архангельска? (Куряне и архангелогородцы)
Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса
Если действие прошло,
Если действие сейчас,
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
А второе если, значит,
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
Это слово — . (обращение)
Перед корнем пишется. (приставка)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся.
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Мы давно позабыли такие слова:
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем. (устаревшие)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова.
Собираются звуки в. (слова)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем. (фразеологизмом)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это. (падежи)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так. (служебные)
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Загадки с прилагательнымиВ третьем классе ребята начинают изучать части речи, поэтому для закрепления пройденного материала полезно использовать загадки с прилагательными. В них перечисляются признаки и свойства, по которым можно отгадать сам предмет. Например, крылатый, горластый, с красными лапами – это гусь, а сладкий, душистый, сверху пушистый – персик. Загадывая такие загадки с прилагательными в 3 классе, можно убить сразу двух зайцев – и развлечь детей интересными головоломками, заставив соревноваться в смекалке, и вложить в их головы нужные знания!
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Остренькие зубки.
Голова большая,
Шея тоненькая.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?
Из-за гор высоких
И морей глубоких,
Из-за рек могучих
И лесов дремучих
К нам весной летят певцы,
Долгожданные…
Стоит толстуха –
Деревянное брюхо,
Железный поясок.
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.
Зимой – белый,
Летом – серый.
Круглые, квадратные,
Для глаз очень приятные.
Лучше видеть помогают,
Умным имидж поднимают.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
Золотое яблочко
По серебряному блюдечку катается.
Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища.
В кипящее озеро
Железная выдра ныряет.
Длиннохвостая птица говорливая,
Самая болтливая.
Тоненькое, кругленькое,
Сердце черненькое.
Кто его след видит,
Мысли его читает.
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый.
Я рогатый и большой,
Травоядный и не злой.
Мудрый, гордый, бородатый,
И зовут меня Сохатый.
Круглые, зеленые на дереве растут.
Как бочок краснеет, тут их и сорвут.
Сладкие и спелые соберут в корзинку.
Все на вид красивые, прямо как с картинки.
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.
Белый зайчик
Прыгает по черному полю.
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет.
Чистое, как вода,
Клейкое, как смола,
Белое, как снежок,
Сладкое, как медок.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это.
Белый, бурый и косматый,
Гималайский, косолапый.
Крепкий сон зимой в берлоге,
Разбудить-шатун в дороге!
Добрый, серый и огромный.
Самый мудрый, очень скромный.
Он с огромными ушами,
Но не дружит он с мышами.
Мордочка усатая,
А сама мохнатая.
Я – черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу.
Конь стальной,
А хвост льняной.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Что означают эти крылатые выражения?
Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:
- Рукой подать. (Близко)
- В час по чайной ложке. (Медленно)
- Во весь дух. (Быстро)
- Работать засучив рукава. (Хорошо работать)
- Работать спустя рукава. (Плохоработать)
- Прикусить язык. (Замолчать)
- Ни пуха ни пера. (Пожелание удачи)
- Морочить голову. (Обманывать, запутывать)
- Сломя голову. (Быстро)
- Зарубить на носу. (Запомнить)
- При царе Горохе. (Очень давно)
- Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)
- Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)
- Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)
- Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)
- Бить баклуши. (Ничего не делать)
Найди хитрое слово
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.
Читайте также: