Загадки по развитию речи для дошкольников
Обновлено: 25.12.2024
Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь.
Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что, хотя к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден.
Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений слов, переносных значений. Между тем способность различать в слове несколько значений, умение понимать переносное значение слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте.
Очень полезно отгадывать с детьми загадки. Своеобразное состязание и получение результата вызывает у ребенка радость. Однако, чтобы процесс отгадывания имел развивающий эффект, нужно научить детей выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.
Часто дети «строят» отгадку на основе какого-нибудь одного, наиболее яркого и понятного признака или же, наоборот, учитывают все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остаётся неразгаданной.
Для правильного обоснованного ответа ребёнок должен исходить из того, сто все приведённые признаки одинаково значимы.
Если дошкольник затрудняется найти решение, не нужно сразу сообщать ему ответ, даже в том случае, если он просит об этом. Подсказки лишают детей возможности думать, логически мыслить. Они привыкают к готовым ответам и постепенно теряют интерес к загадкам.
Следует помнить: важен не быстрый ответ, а процесс разгадывания, который развивает мышление ребёнка.
Педагоги-психологи установили, что обучение дошкольников разгадыванию загадок можно начинать с трёх лет.
В этом возрасте нецелесообразно предлагать народные загадки. Малыши понимают всё буквально, им непонятны иносказания. Поэтому первые загадки для детей трёх-четырёх лет –это вопросы типа: где у зайки носик? Кто спрятался под платочком? Как кричит петушок? В таких загадках ответ лежит на поверхности.
Подойдут даже загадки,которые обращают внимание детей на хорошо знакомые им предметы: на любимые игрушки, на домашних животных и др.
Молочко пьёт, песенки поёт.
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Простые загадки содержат наиболее типичный признак, например голос животного.
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку!» кричит.
Очень любят дети загадки-рифмовки,например:
Апельсины и бананы
Очень любят… (обезьяны).
На голове гребешок
Кто же это? (Петушок.)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
Польза от таких словесных игр-загадок огромная: они будят фантазию, развивают интеллект.
Для детей постарше и загадки должны быть сложнее.
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней).
Злая, как волчица.
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива).
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберёшь:
Кто ёжится, тот… (ёж,
А кто ершится… (ёрш).
Есть загадки, при решении которых не помогут ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Они одинаково трудны и для детей, и для взрослых. Это загадки на смекалку, наблюдательность и интуицию. Они всегда труднее «честных» загадок.
Такие загадки учат ребёнка мыслить нестандартно, развивают чувство юмора, в них всегда есть лукавство, подвох, недоговорённость, многозначность.
• О чего плавает утка? (От берега.)
• За чем язык во рту? (За зубами.)
• Хвост, усы, лапы, уши как у кошки, но это не кошка. Кто это? (Кот.)
• Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)
• Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
Некоторые необычные загадки имеет смысл предлагать детям, которые уже знают буквы и могут на слух выделить в словах отдельные звуки. Они подведут ребёнка к важной мысли: каждая буква должна стоять на своём месте, а замена одной буквы на другую не только меняет смысл слова, но и превращает всю фразу в смешную бессмыслицу. После чтения такой загадки сначала можно посмеяться над комичностью ситуации, а потом найти «заблудившуюся» букву и расставить всё по своим местам.
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Сели в ложку и – айда! – по реке туда-сюда!
Не менее интересно и полезно для дошкольника сочинять собственные загадки. Родители могут сами научить этому ребёнка, например,спросить во время прогулки: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает. Кто это?» Конечно, воробей. Подобные описательные загадки по силам сочинять даже детям трёхлетнего возраста. Правда, ребёнку не сразу удаётся правильно сформулировать вопрос – он вносит отгадку в текст загадки: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?»Взрослый должен объяснить: важно выделить характерную особенность того животного, о котором составляется загадка, но не называть его. Например, если сказать «Большой зверь, живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных животных. А если добавить, что зверь любит лакомиться мёдом, сразу станет ясно, что речь идёт о медведе.
Играя в такую «сочинительную» игру на прогулке, дети и взрослые по очереди могут загадывать друг другу загадки о встреченных предметах («Едет, гудит, людей везёт. Что это?»)
Недопустимо смеяться и критиковать загадки ребёнка, какими бы глупыми и нелепыми они вам ни казались. В любом случае это огромная работа ума, поиск нужных слов, искренность и непосредственность. За такую работу нужно обязательно хвалить.
Примитивность детских загадок идёт чаще всего от недостатка жизненного опыта, от скудости знаний о себе и окружающем мире. Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадок вместе с ребёнком, тем большее количество информации он усваивает.
Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Публикации по теме:Дидактическая игра как метод развития речи детей «Дидактическая игра как метод развития речи детей». 1 слайд В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного.
Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Работая в детском саду с детьми с речевыми проблемами (диагноз общее недоразвитие речи III уровня) и сохранным интеллектом, можно смело.
Отчет работы по самообразованию на тему: Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное учебное учреждение «Детский сад «Поляночка» Отчет работы по самообразованию: «Сказкотеррапия как средство.
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.
Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.
Синквейн-как метод развития речи у детей Синквейна в работе с дошкольниками. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса в работе с дошкольным возрастом.
Статья на тему: «Технические приемы акварельной живописи, как средство художественного развития дошкольников» Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил была известна еще в Древнем Египте, в античном мире, в средние века в Европе и Азии. Произведения,.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Выступление из личного опыта «Метод «Сочинение умных историй» как средство развития литературных способностей детей Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики.
Следующая загадка
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).
У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).
Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его - (баран).
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь).
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк).
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай).
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - (медведь).
На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот).
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её - (пчела).
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея).
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - (кит).
Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно это - (слон).
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка).
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).
Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это - (рысь).
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - (лев).
В зоопарке выше клетки,
Чья-то голова торчит,
Бананы срывает с высокой ветки,
О длинной шее своей молчит.
Кличка у него "Пиф-Паф",
А зовут его - (жираф).
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? - (кукушка).
Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (ласточкой) звать.
Следующая загадка
Родители хотят, чтобы у их детей была красивая и правильная речь, а также, чтобы у ребенка был огромный словарный запас. А как этого добиться? Одним из таким средств являются загадки. Например, вот такие, которые мы вам предлагаем. Все загадки с ответами.
Следующая загадка
Нельзя переоценить значение загадок в развитии детей дошкольного возраста. Загадки-это одна из малых фольклорных форм устного народного творчества. Кратко, но емко содержание загадок включает в себя отличительные свойства, признаки, особенности внешнего вида предметов и явлений, а также действий, связанных с этими предметами и явлениями. использование загадок в процессе образовательной деятельности с дошкольниками способствует развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, а также развитию у детей логического мышления и расширению детского кругозора в целом. В работе с детьми используются загадки на различную тематику,это: транспорт, предметы быта, явления природы, овощи, фрукты, времена года и многие другие.
Мне нравится включать загадки в образовательную деятельность, я сочиняю загадки и затем, как говорится "внедряю их в жизнь". И сегодня хочу предложить вашему вниманию авторские загадки на осеннюю тематику. Буду рада, если они окажутся полезным материалом для педагогов.
1. Поменяли листья цвет,
Солнца яркого уж нет,
Что за гостья к нам пришла? (Осень)
2. Сыплются монетки,
На землю опадают. (Листья. Листопад)
3. Дует он со всех сторон,
Листья с дерева срывает,
То бывает сильным он,
То вдруг легким он бывает. (Ветер)
4. Плачет небо хмурое,
Льет на землю слезы,
После этих слез в лесу
Здорово грибы растут! (Дождь)
5. Они после дождя бывают,
Большие и не очень,
По ним детишки все гуляют
В резиновых сапожках. (Лужи)
6. Осенью щедрой
А в саду и в огороде
Собирай ты. (Урожай).
Публикации по теме:Использование пальчиковых игр и их влияние на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Введение Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала эту тему, так как эта тема очень актуальна и имеет.
Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста «Общение в радость» Выполнила:Максимова Екатерина Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад №49 г. Чебоксары. Цель: дать детям представление о диких животных,.
Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная.
«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.
План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.
Презентация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД--- ДОКЛАД: ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 2 СЛАЙД --Прежде чем.
Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством тетрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.
Проект «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность темы Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей В настоящее время всё чаще игровую.
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного.
Предварительный просмотр:
Загадки для детей 4-5 лет
У него глаза цветные,
Не глаза, а два огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Под крышей четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. (Стол)
Я длинный, тонкий, деревянный,
Любого цвета быть могу.
И если ты меня заточишь,
То нарисую, что захочешь. (Карандаш)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Я белый, пушистый, искристый,
Всю землю покрою зимой.
Я очень холодный, но дети
Любят играть со мной. (Снег)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежка)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший … (одуванчик).
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинами, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг
Электрический … (утюг).
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
Вот так чудо! Он со вкусом,
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга … (пылесос).
Я – хозяйка разных снов,
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).
Читайте также: