Загадки по лексическому значению
Обновлено: 04.11.2024
Что бежит без ног? "Шумит, бежит Гвадалквивир". (А. С. Пушкин. ) ОТВЕТ: "река".
1.Чем кончается лето и начинается осень? /Буквой О
2. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? /С-о-с-на
3. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх? /К-от. К-о-за
4. Когда руки бывают тремя местоимениями? /Когда они вы-мы-ты
5. Что среди Волги стоит? /Буква Л
6. Что посреди земли стоит? /Буква М
7. У человека одно, У ворона два, У медведя ни одного. /Буква О
8. Чем оканчиваются день и ночь? /Буква Ь
9. В каком слове 40 гласных? /Сорок-а
10. В каких словах по 100 согласных? /Сто-н, сто-л, сто-г, сто-п, сто-к
11. Как обыкновенный дом превратить в маленький, а затем в большой? /
Дом -» домик -» домище
12. Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
13. Как написать слово мышеловка пятью буквами? А тремя? /Кошка, кот
14.Удивляется мой брат –Бумеранг летит… (назад) .
15.Позабыв тетрадь, Марат-Поспешил скорей ….(назад) .
16.Идёт направо Ева, А Пётр бежит ….(налево) .
Подходит к дому Клава. А Пётр свернул… (направо) .
17.Поезд тронулся вперёд. На юг отправился …..(народ) .
18.Борщ, картошку, пять котлет-Съел Ванюшка за…. (обед) .
19.Вот три буквы алфавита
Встали точно в три ряда.
Вы их ровно поделите,
Сколько станет в ряд тогда? (Одиннадцать. )
20.Получив пятёрку в среду, Вася одержал ….(победу) .
21.Короткий по содержанию
Повествовательный сказ
Называется….. (рассказ) .
22. Что находим мы, считая,
Скорость на время умножая? (Расстояние. )
23.На краю деревни дом,
Под окном смородина.
Я родился в доме том –
Это моя …..(родина) .
24.Много в России народов живёт
Наш круг общения не узкий.
Язык и до Киева доведёт,
Если ты знаешь…. (русский) .
25.Вася хоть и малышок,
Но знает буквы…. . (хорошо) .
Что представляет собой лексика?
Давайте сначала определим что такое лексика, а потом перейдем к загадкам (внизу статьи)
Понятие лексики определяют, как словарный состав какого-нибудь языка. Этим словарным составом, то есть словарем, пользуется каждый человек. Однако его делят на активный и пассивный: первый вид словаря – это набор слов, которые используются в общении, второй – слова, которые человек знает, но либо не использует их, либо использует крайне редко. Интересно то, что объем активного словаря у человека в разы меньше объема пассивного.
При нормальном развитии ребенка его словарный запас должен быть следующим:
- 1-1,5 года – 100 слов;
- 2 года – порядка 400 слов;
- 3 года – в среднем 1100 слов;
- 4 года – порядка 1600 слов;
- 5 лет – порядка 2200 слов.
Из приведенных данных можно увидеть, что словарный запас старших дошкольников развивается гораздо быстрее, нежели у младших дошкольников.
Чтобы лексическое развитие проходило успешней, взрослые обязаны постоянно общаться с ребенком. Однако это общение не должно заканчиваться на уровне «привет-пока», «как дела» и т.п. Родители должны знакомить ребенка с названиями предметов, животных, явлений или действий, задавать вопросы, беседовать с малышом, создавать ситуации, которые помогут обнаружить неправильное употребление слов ребенком. Не стоит пренебрегать походами в зоопарк, театр, цирк или на природу – это отличный материал для расширения лексики малыша.
По степени развития речи ребенка происходит систематизация и упорядочивание его словаря, постепенно приходит понимание того, как нужно объединять слова по смыслу и семантике. Формирование лексики принято производить по таким направлениям:
- обогащение словаря, при котором происходит расширение представлений об окружающем и формирование познавательной деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.д.);
- конкретизация значений слов;
- разбор слова, как структурной речевой единицы языка;
- образование семантических полей по разным признакам, лексической системности;
- активизация словаря, развитие умения поиска слов.
Наиболее эффективными считаются занятия на лексическое развитие в форме игры. Таким образом дети запоминают и усваивают новый материал лучше и быстрее, у них развивается слуховое внимание, устанавливается правильное восприятие и воспроизведение речи. На лексических занятиях используют следующие методики:
- рассматривание и обследование предметов, их сравнение, различение, обобщение;
- рассматривание картин, обсуждение изображенных сюжетов;
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- разгадывание загадок;
- беседа по игрушкам с описанием их характеристик;
- дидактические игры и пр.
Сегодня определяют 4 задачи, которые преследует лексическое развитие детей:
- Обогащение словаря ребенка новыми словами и их усвоение, понимание.
- Закрепление и уточнение словарного запаса.
- Активизация словаря.
- Устранение из детской речи слов, что не относятся к литературным (диалекты, жаргоны, просторечные слова).
Запомнить новые слова помогают загадки по лексическим темам для дошкольников.
Следующая загадка
Проблема развития речи ребенка существовала всегда. Этому моменту в детском воспитании всегда уделяется достаточно много внимания, ведь речь – основа для умения понимать окружающих, общаться с ними. Умение выражать свои мысли словесно – возможность показать себя, как индивидуальность, средство коммуникации и форма самовыражения. Речь помогает регулировать поведение ребенка, при помощи слов малыш познает предметное и природное окружение.
У дошкольников словарный запас должен быть таким, чтобы он смог общаться со сверстниками и взрослыми, мог понимать литературу, телевизионные передачи, успешно обучался в ДОУ. Именно поэтому педагогика рассматривает лексическое развитие ребенка, как одну из важных задач общего его развития.
Загадки по лексическому развитию
Загадки – это метафорические выражения, в которых один предмет выражают посредством другого, хоть отдаленно чем-нибудь напоминающего его. Цель загадок – отгадать задуманный предмет, явление, событие и т.д. Загадки активно используются в лексическом развитии детей, ведь малышам нравится их отгадывать, они всегда их внимательно слушают, особенно если текст читается в стихотворной форме. Кроме того, загадки помогают развивать память, умение ассоциировать и сопоставлять предметы, логическое мышление, воображение, обогащают словарный запас детей.
Все загадки условно можно разделить на определенные категории, например, загадки про животных и птиц, овощи и фрукты, растения, профессии, одежду, посуду и т.д. Рассмотрим самые интересные из них.
Загадки про овощи и фрукты
Круглая - не лук,
Желтая - не масло,
Сладкая - не сахар,
С хвостиком - не мышь. (репа)
Над землею невысок.
Сама на ощупь гладкая,
А укусишь – сладкая. (морковь)
Красная мышь с зеленым хвостом
Из норки глядит под зеленым кустом. (редиска)
Что достали из земли,
Что в костре мы испекли,
Кушали, хвалили? (картофель)
Перед тем как его съели,
Нарыдаться все успели. (лук)
Он на дереве подрос
Этот славный… (абрикос)
Словно лампочка она,
Цвет – как желтая луна.
Каждый хочет ее скушать
Вкусную большую… (грушу)
На ветвях висят шары,
Что синеют от жары. (сливы)
А зовут его… (лимон).
Этот круглый плод большой
С яркой красной кожурой.
В странах Юга он растет,
Сок рубиновый дает. (гранат)
Семья
Этот шустрый карапузик
Весело ползет на пузе.
Он – любимый мой мальчишка,
Это младший мой… (братишка)
Вся тяжелая работа
Полностью его забота.
С молотком, пилой, лопатой
Чинит, трудится наш… (папа)
Нет милей ее на свете,
Ее очень любят дети.
И скажу я всем вам прямо:
- Всех милей родная… (мама)
Угощает нас вареньем,
Стол готовит с угощеньем,
Кексы, торт, оладушки,
Кто готовит. (бабушка)
Дедуля и бабуля
Но теперь состарились
И стали… (пожилыми)
Загадки про птиц, насекомых и животных
Поутру я всех бужу,
Но часов не завожу. (петух)
Скворечник на дереве – наш милый дом,
Дружно и хром в нем песни поем. (скворцы)
Небольшой такой на вид,
но противно он звенит,
он летает вновь и вновь,
чтоб отведать нашу кровь. (комар)
Он работник настоящий,
Он безумно работящий.
Под ольхой в лесу густом
Из листочков строит дом. (муравей)
На цветочек у ворот
Не пчела, и не коза.
Кто же это? (стрекоза)
Ночью летает – мышей добывает.
Когда станет светло – летит спать в дупло. (сова)
Ой, какой огромный рот!
А зовусь я… (бегемот)
Кто по веткам бойко скачет
И взмывает на дубы?
В дереве орехи прячет,
Сушит осенью грибы? (белка)
Ежик вырос в 10 раз,
И теперь он… (дикобраз)
Зверь странный, горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (верблюд)
Транспорт
Домик улицей идет,
По делам нас всех везет. (автобус)
Просто сказочный вагон!
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
Ест бензин, как молоко,
Может ехать далеко,
Возит груз, зверей, людей.
Мы давно знакомы с ней. (машина)
Родилась без крыльев птица,
Ей нельзя не удивиться:
Лишь распустит она хвост –
Вмиг взлетит она до звезд. (ракета)
Дивный конь не ест овес.
Вместо ног – пара колес.
Оседлай и мчись на нем,
Лишь умело правь рулем. (велосипед)
Профессии
Снова прозвенел звонок,
Время начинать урок.
Знают дети и родитель –
Проведет урок… (учитель)
Он пропишет витамины
И излечит от ангины.
Если заболел – не плачь,
Как лечить, подскажет… (врач)
На витрине есть продукты:
Молоко, печенье, фрукты,
Нам предложит… (продавец)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Тяжко трудится работник –
Мастерит нам стулья… (плотник)
Учит вежливости нас,
Веселит, прочтет рассказ.
Не родитель, не писатель.
Это наша… (воспитатель)
Все обо всем
Осенью я родился дождливой
Под стволом тонкой осины.
Красивый, круглый, молодой,
С толстой ножкой, но прямой. (гриб).
В поле лестница лежит,
По ней дом большой бежит. (Поезд и рельсы)
Кто к нам вылез из скорлупки
В желтой, мягкой, пышной шубке? (цыпленок)
Нет хвоста и головы, но имеет 4 ноги. (стол)
Шел я полем по тропинке
Узрел солнце на травинке.
Только ведь не горячи
Солнышка того лучи. (ромашка)
Так быстра и ловка.
Очень любит есть кролей,
Кто она? Ответь скорей! (лисичка)
Утром раньше всех встает,
Звонко песню он поет.
Есть сережки, гребешок,
Нашим курицам – дружок! (Петушок)
Кто нам дарит сок томатный?
Кто вкуснейший, ароматный?
Солнце любит тот сеньор –
Спелый красный… (помидор)
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На детской ладошке. (снежинки)
Над полем парашютики
Качаются на прутиках. (одуванчики).
Найти интересные загадки по лексическим темам можно в специальных литературных пособиях или на страницах интернета. Очень важно правильно подбирать подобные произведения, учитывая возраст ребенка, его развитие, возможность мыслить логически. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать стихотворные загадки. Детки постарше прекрасно справятся с нерифмованными головоломками. В любом случае, чтобы малышам было интересно, стоит обыгрывать загадки с помощью наглядности, игрушек и действий.
Следующая загадка
У него есть острые иголки- Защитят его надолго. (Еж).
Пушистая и рыжая На дереве живет.
Сильными зубками Орешки все грызёт.
(Белочка). Любит очень есть морковку,
Грызёт капусточку он ловко,
Белый, серый и косой, Кто же это такой? (Заяц).
Кто же осенью холодной
Ходит очень голодный?
Из куста зубами щёлк,
Это зубастый, серый… (Волк)
Всех кур пересчитала
и с собой унесла. (Лисица)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(олень) Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись:.
Тема «Профессии»
Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос.
(Пастух) Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу.
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
В прошлый раз был педагогом,
Должен знать он очень много,
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Все завтраки, обеды?
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
Мама — золотые руки — Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света — Все с иголочки одеты!
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный. (капитан)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом. (постовой)
Папа у меня - герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по "02" звоните,
Папу моего зовите!
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
У этой волшебницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
Мы поднимемся по трапу
И в салоне встретим папу.
Он готов войти в кабину,
В небеса поднять махину.
Ведь уже десятый год
Папа водит самолет.
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а. (машинист)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине!
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи!
(Танкист) Он защищает поле ржи,
И рощу, и дубраву.
А долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой.
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет.
(Десантник) Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
В этой форме темно-синей
Защищает он страну,
И в огромной субмарине
Опускается ко дну.
Был в портах десятка стран.
Тема «Сказки»
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся (Чиполлино).
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена… (Крокодил).
Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала –
Спасётся наша… (Белоснежка).
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон)
Враг людей и враг зверей.
Злой разбойник (Бармалей).
Чтоб взлететь над землёй,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)
У отца был мальчик странный,
И любил папаша сына –
Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут её… (Дюймовочка).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит).
Внучка к бабушке пошла,
Пирожки ей понесла.
По тропиночке идёт,
Звонко песенку поёт.
Вдруг навстречу серый волк,
Что в тропинках знает толк.
Скачет лошадь непростая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
По прозванью… (Горбунок).
Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет.
А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!
Забавный медвежонок… (Винни-Пух).
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, её вздыхатель,
Целый день поёт о ней. (Мальвина)
Испекла бабуля деду _
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал.
На носок лисе попал. (Колобок)
В Простоквашино живёт,
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия морская. (Кот Матроскин)
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки.
И живёт один чудак,
Всё он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт? (Незнайка)
Заревели бабка с дедом:
- Как теперь нам быть с обедом?
Мышка по столу бежала
И яичко вдруг упало.
Дед весной её сажал,
Да все лето поливал.
Выросла на славу, крепкая,
(Репка) Кто-то в доме побывал,
Стульчик маленький сломал,
И уснул там сладко.
На поляне дом стоял,
Кто-то в домик забежал.
Поселилась там норушка,
Косой заинька с лягушкой,
Поселилась там лиса,
Серый волк - вот чудеса.
(Теремок) Маша по лесу гуляла,
К мишке в домик забрела,
Вместе с мишенькой жила.
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
Бычок — смоляной бочок
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! Кошкин дом
Ах, ты Петя простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко.
(Петушок – золотой гребешок.)
Уплетая калачи, Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне И женился на царевне.
(По щучьему велению)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти Маленькие дети?
Семеро козлят Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода В ямке от копытца.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Рыбка не простая Чешуёй сверкает, Плавает, ныряет, Желанья исполняет.
Сказка о рыбаке и рыбке Носик круглый пятачком —
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки
Публикации по теме:Картотека физминуток по лексическим темам старшей группы Наш детский сад. 1.«Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста.
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена. Весёлый.
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Осень Часть 1 Осень. Осенние признаки. Пальчиковая игра. Осень, осень Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди.
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Часть 2 Часть 2Зима. Пальчиковая игра. СНЕЖОК Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Картотека пальчиковых.
Следующая загадка
Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.
Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые
обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным
В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:
Куда бежит - сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (Дорога)
При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с
помощью актуализации слова-рифмы:
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит. (крокодил).
Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.
В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.
Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Расскажем об отдельных видах работы.
При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом:
Детский сад одноэтажный
Грач по нивам ходит важно,
Словно сельский. (агроном).
После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.
Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются. (иголки).
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы приделе.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно. (шишек).
Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,
давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.
Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал.Например:
У бабушки на грядке выросли загадки.
Здесь весною было пусто.
Летом выросла. (капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла –
Вылезай, толстушка. (свекла).
Из земли - за чуб плутовку!
Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить. (редиску).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок. (лук).
Просит дедушка Федюшку: -
Собери еще. (петрушку).
Вот зеленый толстячок –
Крупный, гладкий. (кабачок)
Темно-синий. (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.
Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных,например:
• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);
• скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.»);
• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.»);
• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);
• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).
Упражнение «Кто лишний и почему?»
Дети отгадывают, например,две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:
• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);
• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);
• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);
• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).
Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?»Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».
Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).
1. Он свой род обороняет
И цыпляток охраняет.
Курам муж он и пастух,
А зовут его. (петух).
2. Догадались, кто у Жоры?
Пестрый хвост! Сверкают
Ну, конечно,. (петушок).
3. Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?. (Петушок).
4. Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спит на жердочке. (петух).
Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно.Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.
Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.
Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.
Например,предлагаем детям загадку о ели:
Их на праздник принесли,
На веточках иголки.
Что же это?. (Елки)
Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают.Загадываем следующую загадку:
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица -. (сосна)
Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.
Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).
Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате,дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.
Доски сосновые пахнут смолой.
Весело, жарко работать … (пилой).
Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна. (лопата).
Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).
Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подает?».
• Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав,Громко лает он:. («Гав-гав!»).
• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему,А она в хлеву:. («Му-му!»).
• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник,Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).
• Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,
Ищет мед она:. («Жу-жу!»).
Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).
Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):
Эта избушка - маленькая,
Эта изба. (большая).
Эта кадушка полная,
Эта кадушка. (пустая).
Эта ограда низкая,
Эта ограда. (высокая).
Эта рощица близкая,
Эта роща. (далекая).
Эта тропинка узкая,
Эта тропа. (широкая).
Эта речушка мелкая,
Эта река. (глубокая).
Эта гора крутая,
Эта гора. (пологая).
Эта вот ветка длинная,
Эта ветка. (короткая).
Эта дорога прямая,
Эта дорожка. (кривая).
Эта ножовка острая,
Эта пила. (тупая).
Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразованияс помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.
Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем слово «кот» склонять.
У норы добыча ждет
Мышь осталась без хвоста,
А теперь и за версту
Не приблизится к.
Крыса старая, и та,
Убежит скорей под дом,
Чтоб не встретиться с.
Там дрожит и в темноте
Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.
В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые. (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью. (снеговою).
На проселки, на лужок
Всё снижается. (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью. .(снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки).
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили. (снежком,
Словно в белый пуховик
Мы одели. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка. (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой. .(снегири)..
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег).
После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия.Например: Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.
При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки
выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например,читается загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (Карандаш).
Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков.Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.
Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).
Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов.Задания разнообразны:
- различение слов,близких по звуковому составу:
Сел в машину верный пёс,
У него в чернилах. (лапа, шея, нос);
- подбор в рифму словс определенным звуком:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)
- поиск слов,отличающихся одним звуком:
Сладко спит в берлоге.
На столе с салатом.
- самостоятельное придумывание рифмы:
В этой молодице прячутся девицы:
Каждая сестрица для меньшей - темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова: матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)
- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?
В лесу бежит от волка.
Парит над океаном.
- анализ слов,начинающихся с разных звуков:
Лиза пробовала. СУП,
Заболел у Лизы. ЗУБ;
- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):
Если слово к букве «У» присоединяется,
Слово новое, другое сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.
А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,
И теперь посёлок ДАЧНЫЙ
- анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):
Увидал я в клетке рысь,
Ей, как кошке,крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку тащит ее мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М. : Карапуз, 2001.
2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М. : Патриот, 1992.
3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М. : Сфера, 2002.
4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 1987.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова.СПб: Дельта, 1998.
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение, 1990.
7. Серова Е. Подскажи словечко. Л. : Художник, 1981.
8. Степанов В. Учебник для малышей. М. : Фламинго, 2002.
9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л. : Детская литература, 1975.
Публикации по теме:«Буковка за буковкой, словечко за словечком, вот и получилось стихотворенье» (творчество наших детей) Несколько лет назад мне на глаза попался конспект "Творческое рассказывание на тему "Сочиняем стихи", цель: развивать интерес к поэтическому.
Презентация дидактической игры по социально-коммуникативному развитию «Загадки про школу» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию дружелюбного отношения к товарищам по группе «Острое словечко ранит сердечко» Цель: - познакомить детей с историей слова «этикет»; - дать представление о культуре ведения разговора; - развивать речь детей, обогащая.
Конспект занятия для подготовительной группы «Долганские игры и загадки» Конспект занятия для подготовительной группы на тем: «Долганские игры и загадки». Цель: • Продолжать знакомить детей с образом жизни и.
Проект по речевому развитию «Раз словечко, два словечко» во второй младшей группе Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с Гыршелун. Проект. «Раз словечко, два словечко».
Проект с родителями «Раз словечко, два словечко» в младшей группе Проект с родителями в младшей группе «Колокольчик» по теме «Раз словечко, два словечко». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей.
Сценарий развлечения к юбилею С. Я. Маршака «Доскажи словечко» Сценарий развлечения к юбилею С. Я. Маршака Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить одного замечательного.
Игры, загадки, физминутки для занятий в рамках недели «Зимующие птицы. Птицы нашего города» Тема недели: Зимующие птицы. Птицы нашего города. Цель: Формирование знаний о зимующих птицах, живущих в нашем городе. Задачи: Развитие.
Загадки, стихи и игры о зиме Для детей и малышей: загадки про зиму Зима автор: Олег Карелин В лесах - охапки белых роз, На ветках елей - мёрзлый иней, На речке - лёд.
Читайте также: